Дягилевские «Русские сезоны» в Париже: национальные традиции и новаторство. Русские сезоны в париже.

Основатель Russian Times был разносторонним и противоречивым человеком, который мог очаровывать одних и быть непримиримым с другими, открывать новые таланты в мире и предсказывать коммерческий успех. Он оказался в нужное время в нужном месте и смог обратить многие повороты судьбы в свою пользу, но по очереди.

«Русские сезоны» Дягилева — история и интересные факты о постановках

Предприниматель, режиссер, издатель, неисправимый эстет, визионер и бонвиван — так называли Сергея Дягилева только его современники, и каждое из этих прилагательных подходит к нему как нельзя лучше. Легендарный импресарио, гневавший критиков и вдохновлявший своих коллег, добился невозможного — он смог показать Европе новую Россию и войти в историю.

Дягилеву удалось вдохновить европейские столицы. Как его участие способствовало расцвету русского балета? А как он заставил французов плакать на премьере «Бориса Годунова»?

Детство в «Пермских Афинах» и начало карьеры

Детство Сергея Дягилева прошло на вилле его семьи, которую жители города метко назвали «Пермскими Афинами». Конечно, дело было не в архитектурных особенностях здания, а в том, что семейное гнездо Дягилевых стало центром культурной жизни Перми.

Сюда приходили знаменитые артисты, сами Дягилевы прекрасно играли на различных инструментах и пели. Они часто организовывали музыкальные вечера и ставили театральные постановки. Именно здесь Сергей Дягилев начал увлекаться искусством.

В 1890 году Дягилев отправился в Санкт-Петербург, где одновременно учился на юридическом факультете и в консерватории у Николая Римского-Корсакова. Но ему не суждено было стать ни юристом, ни композитором — он активно погрузился в творческую жизнь и проявил себя как грамотный организатор. Он организовал несколько выставок современных художников в Санкт-Петербурге. Их главной целью было показать новое русское искусство столичной публике.

Несмотря на юный возраст, репутация Дягилева быстро росла. В 1898 году при поддержке спонсоров вышел первый номер журнала «Мир искусства», который редактировали Сергей Дягилев и художник Александр Бенуа. «Искусство, чистое и свободное» — таков был девиз журнала и одноименного объединения художников, в которое входили Исаак Левитан, Лев Бакст, Валентин Серов, Илья Репин и другие известные художники. Литературно-критическая часть издания была опубликована Дмитрием Мережковским, Василием Розановым и Зинаидой Гиппиус.

Прорыв на Запад

Одной из главных задач Сергея Дягилева была популяризация русского искусства на Западе. Он подошел к делу с большим чувством ответственности и продемонстрировал незаурядный талант руководителя и эффективного переговорщика. Первым «русским сезоном» Дягилева стала выставка «Два века русской живописи и скульптуры». Он открылся в октябре 1906 года в выставочном центре Grand Palais в Париже, где Дягилев арендовал 10 комнат.

Европейской публике были показаны сокровища, никогда ранее не покидавшие стен царских дворцов, княжеских палат, Исторического музея в Москве и Музея Академии художеств в Санкт-Петербурге. Для выставки были отобраны работы большинства «звездных» авторов.

«Эта выставка дает краткий обзор развития нашего искусства с точки зрения сегодняшнего дня. В нем отражены все элементы, которые непосредственно повлияли на характер нашей страны сегодня. Это истинная картина сегодняшней артистической России, ее искреннего вдохновения, благоговейного восхищения прошлым и горячей веры в будущее», — писал Сергей Дягилев. Сергей Дягилев писал во вступительной статье каталога.

Отзывы были более чем положительными, и для большинства посетителей русская живопись стала настоящим открытием. Успех последовал в Берлине, где она была выставлена в салоне Шульте, а в следующем году — в Венеции. Дебют Дягилева в качестве импресарио за рубежом оказался успешным.

Начальный этап «Русских сезонов»

В 1906 году Сергей Дягилев, ранее сотрудничавший с журналом «Мир искусства», привез выставку работ русских художников на Осенний салон в Париже. На выставке были представлены работы всех видов, но преобладало современное искусство. Выставка была хорошо принята публикой (в то время все, что было связано с Россией, хорошо принималось во Франции в связи с Тройственным союзом — Entente Cordiale).

В следующем году Дягилев решил познакомить французов с русской музыкой. В основном он предлагал отрывки из опер с национальной тематикой («Хованщина», «Борис Годунов», «Снегурочка», «Руслан и Людмила», «Садко» и другие) и симфоническую музыку. Программа имела успех, а Федор Шаляпин в роли царя Бориса покорил французов.

Шаляпин в роли Бориса Годунова

В следующем, 1908 году, Дягилев привез в Париж оперную программу. «Борис Годунов» (на этот раз в полном объеме) был непревзойденным. Но доходы компании не оправдали ожиданий — производственные затраты были слишком высоки. Это заставило Дягилева в следующем году обратиться к балету — этот жанр был более популярен благодаря своей «оригинальности» (в то время в Европе не было спектаклей с традициями классического балета, сохранившимися в России). Сам Дягилев не был поклонником балета, но занялся им из меркантильных соображений.

Балетные «Русские сезоны»

Дягилев не ставил балеты в Париже до 1909 года. Именно в этом году началась история Русского балета. Поначалу бизнесмен пытался строить свои выступления исключительно на русской музыке. Но вскоре он расширил свой репертуар и начал использовать произведения западных композиторов, которые были в моде в то время — таких как Дебюсси и Равель. Позже ансамбль начал сотрудничать с французскими композиторами (как музыкантами, так и писателями), и ансамбль перестал быть исключительно русским. Но это просто воспринималось как русское.

В 1915-1916 годах в туре был перерыв, связанный с мировой войной. В это время Дягилев гастролировал по Соединенным Штатам, а в Париже давал лишь короткие представления для Красного Креста.

Интересные авторы «Русских сезонов»

Основой для постановок стала музыка русских композиторов: классиков Бородина, Глинки, Мусоргского и Балакирева, а также современные произведения Римского-Корсакова, Глазунова, Стравинского и Прокофьева. Однако часто в основе одного балета лежали произведения многих композиторов, в том числе западных — Грига, Дебюсси и Равеля. Дягилев сотрудничал с французским композитором-футуристом Эриком Сати.

Сотрудничество с Дягилевым также привело к появлению писателей других художественных направлений. Жан Кокто, впоследствии известный французский сценарист и поэт, дебютировал в качестве либреттиста. Художественным оформлением спектаклей занимались художники Н.К. Рерих, А.Н. Бенуа и даже молодой Пабло Пикассо.

Репертуар «Русских сезонов»

Трудно было бы перечислить все произведения, которые ставил коллектив Дягилева — их очень много. Однако некоторые из них стали настоящими культурными событиями — независимо от того, были они успешными или нет.

Из опер наибольшим успехом пользовался «Борис Годунов» Мусоргского, и не только благодаря таланту Шаляпина. Среди успешных балетов — «Шахерезада» Римского-Корсакова, «Петрушка», «Клеопатра» и «Голубой бог» Стравинского.

Однако среди культурных событий этого периода были и постановки, которые скандально провалились. Это «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Весна священная» (1913) и «Парад» (1917).

В первом случае причиной недовольства зрителей и критиков стала чрезмерная серьезность хореографии, которую сочли непристойной. Ранее этот восьмиминутный балет на музыку Дебюсси также был высоко оценен в России.

Сцена из

Произведение Игоря Стравинского «Саквояж» не было принято из-за того, что композитор предпочитал мрачные диссонансы. Постановка вызывала нарекания в прямом смысле этого слова, а технически сложная хореография никого не интересовала. Тем не менее, этот балет оставался любимым произведением Дягилева до конца его жизни и позже был с восторгом принят в Лондоне.

Парад» был разочарован чрезмерным экстремизмом его создателей, композитора Э. Сати и художника П. Пикассо. Результат получился настолько футуристическим и сюрреалистичным, что публика его просто не оценила. Но даже шумный провал выставки пошел на пользу дальнейшей карьере Сати и Пикассо.

Занавес к балету

Знаменитые участники «Русских сезонов»

Проект Дягилева заинтересовал многих звезд русского балета; он также был известен своей способностью находить и взращивать новые таланты. Однако бизнесмен обладал сложным характером и легко ссорился со своими артистами по личным причинам. Поэтому текучесть кадров имела большое значение. Однако кадровые перестановки не всегда мешали успеху спектаклей, и работа Дягилева дала опыт и славу многим артистам балета.

Значение «Русских сезонов»

Деятельность Дягилева способствовала распространению русского сценического искусства за рубежом. В то же время «Русские сезоны» стали своего рода творческой мастерской, где опробовались новые художественные приемы и воспитывались новые таланты.

Многие артисты дягилевской группы, получившие опыт и популярность благодаря «Русским сезонам», впоследствии работали самостоятельно и стали заметным явлением в истории балета. То же самое можно сказать и о композиторах, особенно об Игоре Стравинском и Сергее Прокофьеве, чья слава и популярность на Западе началась благодаря их сотрудничеству с Дягилевым.

Российское предприятие в целом было хорошо воспринято французами, итальянцами и американцами. Американцы. В трудные времена у него были волонтеры и спонсоры (самую большую помощь Дягилеву оказала Коко Шанель).

Афиша

Сейчас предпринимаются усилия по возрождению «русской эпохи». Однако это должно быть не повторением творческого пути Дягилева, а дальнейшим развитием его идеи. Российская цивилизация прошла долгий путь, и европейцам было бы полезно узнать о ее новых достижениях.

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег прошли курс «Инфоурок»).

В настоящее время 54 281 учреждение имеет право на накопительные скидки (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учебного заведения, войдите в личный кабинет Инфорурок.

«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

«Русские сезоны» в ПарижеВ начале XX века у художника Александра Бенуа родила.

1 слайд Русские времена в Париже В начале 20 века у художника Александра Бенуа возникла идея вывезти русский балет за границу. Он познакомил Сергея Дягилева с талантливым хореографом Мишелем Фокиным.

Сергей ДягилевМихаил Фокин

Дягилев и взялся организовать выступление русских артистов в Париже. В мае 19.

Мишель Фокин пригласил Мишеля Дягилева присоединиться к Мишелю Фокину и 3 слайд Дягилева и взял на себя организацию выступления русских артистов в Париже. В мае 1909 года, после длительной подготовки (репетиции, декорации, сбор средств), первый сезон русских балетов открылся в театре Шатле в Париже.

Афиша «Русских сезонов»

«Русские сезоны» это гастроли русской оперы и балета в Париже

5 слайд «Русские сезоны» — это гастроли русской оперы и балета в Париже.

Известны ли вам великие создатели «Сезонов»?

Н.А.Римский - Корсаков

Сергей Рахманинов

Александр Бенуа

Александр Головин. Николай Рерих

Вацлав Нижинский

Тамара Карсавина

Анна Павлова

Афиша выступления Анны ПавловойСамая известная.

14 слайд Постер-презентация Анна Павлова Самой знаменитой балериной, основавшей классический балет XX века, является Анна Павлова, участница «Русских сезонов».

. Самое знаменитое выступление в карьере Павловой – «Умирающий лебедь» на муз.

15 слайд. Самым известным выступлением в карьере Павловой стало «Умирающий лебедь» на музыку французского композитора Сен-Санса. Это был ее любимый номер. «Закончите мой костюм лебедя», — сказала она перед смертью, пытаясь перекреститься, словно для выхода на сцену. Символично, что она умерла в возрасте 50 лет как мировая звезда на закате своей карьеры. Жизнь без танцев — это не то, что ей нужно.

Леон Бакст

Она начала работать с «Русскими сезонами» в 1909 году. Костюмы, созданные Бакстом для балета «Клеопатра», нашли прямое отражение в прическах и украшениях парижских женщин. В моду вошли полупрозрачные ткани, тюрбаны и юбки-шальвары. Такой стиль одежды требовал соответствующего оттенка кожи, и спрос на темную пудру возрос. Сам Бакст был несколько ошеломлен этим волнением. «Парижане настолько креативны, что все, что впечатляет их на сцене, находит яркий отклик в моде. Только так можно объяснить, почему мои постановки оказали такое влияние на постепенное изменение женской одежды, вплоть до красочных причесок», — сказала она.

Несмотря на широкую известность работ Бакста, ему удалось интегрировать свои костюмы в общий облик шоу, созданного другим художником. В качестве примера можно привести балет «Жар-птица», где большая часть оформления принадлежала Александру Головину, а Бакст создал лишь некоторые костюмы.

Но даже талант Бакста не смог предотвратить провал «Времен года…». Причиной тому было желание Дягилева отойти от традиционного классического балета. Он решил искать новые идеи у новых композиторов и новых либреттистов — для «Голубого бога» он нанял композитора Рейнольдо Ана, музыку к «Дафнису и Хлое» написал Равель, а «Послеполуденный отдых фавна» был поставлен на музыку Дебюсси.

Игорь Стравинский и Николай Рерих

В следующем сезоне Вацлав Нижинский поставил еще один скандальный балет. Помимо самого хореографа, в его создании принимали участие два великих мастера: композитор Игорь Стравинский и художник Николай Рюрих.

Весна священная» не была первой работой Рериха с Дягилевым — он создал по собственному проекту песенно-танцевальную сюиту «Половецкие пляски» (отрывок из оперы «Князь Игорь»), которая открыла первый балетный сезон дягилевского антрепризного репертуара. Александр Бенуа писал о декорациях: «…декорации произвели ужасное впечатление. Этот фон, созданный Рерихом по «принципу панорамы» без второстепенных сцен, с его золотисто-красным небом над бескрайними просторами степи, с дымом, поднимающимся от красочных юрт кочевников — именно таким он и должен быть!».

/i

Рерих рисовал декорации для «Весны» в том же широком, простом стиле, что и половецкие «Стансы», «Викинги» или «Дозоры». Костюмы танцоров выглядели особенно впечатляюще на фоне характерных для Рериха (и довольно дико для европейской публики) помещений — идеи для них художник почерпнул из коллекции русских костюмов княгини Тенишевой.

Это были длинные льняные рубахи, белые и красные, с вышитыми узорами. Ноги героинь были обмотаны ярко-красными лентами поверх белых чулок (которые сползали во время танца), а пуанты пытались притвориться туфельками — художник уже использовал эти трюки в «Белоснежке».

Более того, хореография была вырвана из контекста — Вацлав Нижинский пытался максимально интегрировать язычество, звериную жестокость и безумие в пластику танца.

Вот как критики восприняли вторую часть балета: «Неожиданно здесь появляется эпизод, полный душистого лиризма: краснокожие девушки танцуют плечом к плечу в кругу с ангельской утонченностью иконических жестов. Но лирика длится недолго — жертва выбрана, и «старики» приветствуют ее «прыжками и яростными криками».

Неизвестно, чего ожидали зрители, пришедшие посмотреть балет-легенду из жизни вымышленного славянского племени, но они отреагировали крайне бурно.

Жан Кокто, сидевший в зале, описал это следующим образом: «Публика играла ту роль, которую должна была играть: она была в мгновенном бунте. Публика смеялась, кричала, свистела, гудела и болтала, и, возможно, со временем устала, но толпа эстетов и некоторые музыканты начали с чрезмерным рвением оскорблять и издеваться над зрителями на трибунах. Шум перерос в драку.

Мстислав Добужинский и Наталья Гончарова

В 1914 году к списку дягилевских артистов добавились Мстислав Добужинский и художник-новатор Наталья Гончарова. Именно она создала самую яркую работу первого года войны — дизайн для «Золотого петушка».

Михаил Ларионов, муж Гончаровой, также работал в «Сезонах». Однако большая часть его сценических постановок не была показана сразу, так как создавалась в военный 1915 год, когда Дягилеву пришлось сократить европейскую программу и начать осваивать Америку.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий