Я прожил всю свою жизнь и никогда не замечал этого места. Но в этом году я зашла туда впервые и просто влюбилась. Атмосфера фантастическая. Я хочу работать в таком месте. Вы бы хотели, чтобы ваши дети учились в таком месте.
Агриппина Ваганова
Карьера Агриппины Вагановой как педагога и хореографа была более успешной, чем ее карьера балерины. Несмотря на трагедии в личной жизни, предательство учеников и социальные катаклизмы, ей удалось оставить глубокий след в балетной методологии.
Королева вариаций родилась в июне 1879 года в семье Акопа (Якова) Ваганова, армянина по национальности, отставного унтер-офицера, работавшего швейцаром в Мариинском театре. Агриппина была младшей из трех сестер. Семья жила в центре Санкт-Петербурга, на Офицерской улице, недалеко от места работы Якова Тимофеевича. Квартира Вагановых находилась в подвале, который затапливало во время сильных дождей.
В детстве Агриппина, пользуясь положением отца, смотрела все балетные спектакли в Мариинском театре и начала мечтать об искусстве пернатых. Хотя ее родители считали, что коренастая девушка не подходит для плода, им удалось устроить свою младшую дочь в императорскую театральную школу.
Причиной для матери и отца были не столько мечты Груши, сколько то, что учеников переводили в полный государственный интернат после успешного окончания первого класса. Вагановы жили небогато и вздохнули с облегчением, избавившись от лишнего кусочка.
Преподавание в школе разочаровало Ваганову. Преподаватели (особенно Александр Облаков) только показывали паши и требовали от учеников повторить, но не объясняли, как это делать, и не переводили движения в фигуры.
Груша была известна своей неуклюжей манерой поведения: девочка донимала учителей вопросами. Бывшая балерина Екатерина Вазем считала тренировки Агриппины пустой тратой времени: Телосложение упрямой танцовщицы было далеко от идеала, а ее кавказское лицо не соответствовало стандартам Большого театра. Единственное, что она не могла отрицать, это ее выносливость и приверженность к репетициям.
Хотя Ваганова набрала 11 из 12 баллов на выпускном экзамене и была принята в Мариинский театр, где царствовала Матильда Кешинская, дочь армянского сержанта не получила главных ролей, которые она репетировала с усердием. Мариус Петтипа, главный балетный педагог, назвал стиль исполнения Агриппины неприемлемым, а когда публика аплодировала ее вариациям, он заявил, что Ваганова заплатила за аплодисменты.
Личная жизнь
В молодости Агриппина пережила ряд несерьезных любовных связей. Поклонники дарили балерине подарки и водили ее в лучшие рестораны Санкт-Петербурга, где после нескольких бокалов шампанского она снимала туфли и танцевала под аплодисменты гостей.
Все изменилось, когда она встретила Андрея Померанцева, отставного полковника железнодорожных войск и члена правления Екатеринославской строительной компании. Мужчина был вдвое старше балерины и стал ее любовником, осыпая ее дорогими подарками. Впервые в жизни у Вагановой появилась горничная.
В апреле 1903 года балерина упала в обморок во время репетиции. Проснувшись, Ваганова узнала, что причиной ее недомогания была беременность. Ей пришла на ум русская пословица: «Обещанного три года ждешь» — она ждала сольных ролей более пяти лет после окончания школы, но их все не было. После тщательного обдумывания Агриппина предпочла материнство туманным карьерным перспективам.
Померанцев не мог развестись с женой, но после рождения сына Саши он примирился с Вагановой и до конца жизни жил с танцовщицей как ее муж. Когда старшая сестра Груши умерла, ее племянницы Леля и Сережа переехали к Андрею Александровичу и Агриппине Яковлевне. Ваганова не видела разницы между детьми, баловала их и любила водить в цирк и зоопарк, а потом смешно имитировать движения животных.
Балерина не обратила особого внимания на революцию 1917 года, но ее муж становился все более угрюмым и покончил с собой в ночь перед Рождеством. Из избалованной девушки и любящей жены Ваганова превратилась в многодетную мать без гроша в кармане, которой бригадир по доброте душевной раз в день давал вязанку дров.
Тем не менее, Агриппина сумела воспитать своих детей и племянников. Александр Померанцев пошел по стопам отца и стал инженером-железнодорожником. Этот человек хранил архивы и мемуары своей матери.
Балет
Именно ее сын вновь приобщил Ваганову к балету. Увидев фотографию своей матери в юбке и туфлях, мальчик спросил родителей, почему она больше не танцует. Агриппина стала показывать Саше, что она умеет делать, и пришедшая на работу медсестра с удивлением увидела, что в щели сидит буйная молодая девушка.
По возвращении в Мариинский театр ее карьера была более успешной, чем в молодости. Агриппину называли «стальными ногами» за точность ее прыжков. В какой-то момент балерине представилась возможность заменить травмированную Тамару Карсавину и станцевать главную партию, а Ваганова знала все ее сольные партии наизусть. Но в 1916 году унтер-офицерская дочь была отстранена от службы из-за возраста, а после Октябрьской революции пенсию ей перестали выплачивать.
Чтобы поддержать сына и племянников, Агриппина танцевала перед рабочими, солдатами и моряками и давала уроки танцев в клубах. А потом Ваганову вызвали в родную школу, ученики которой репетировали и голодали в неотапливаемых помещениях.
Она нашла свое призвание в преподавании. Непокорная школьница стала свирепой и безжалостной учительницей, которая тщательно учила балерин танцевать па и заботилась о каждой ученице, как о собственной дочери. Майя Плисецкая, которой в юности удалось взять уроки у Вагановой, утверждала, что научилась танцевать гораздо лучше и, что еще важнее, понимать его.
Ценность Агриппины Яковлевны заключается в разработке методик для улучшения мускулатуры будущих звезд сцены и в том, что она смогла объяснить советским властям важность русской балетной школы. Поначалу ответственные лица считали классический танец, по словам Владимира Маяковского, «драконом», а Мариинский театр — царской игрой и пережитком прошлого. Но потом ответственные лица поняли, насколько важен балет для репутации молодого советского государства на международной арене.
С 1931 по 1937 год Ваганова работала художественным руководителем балета Мариинки, которая называла себя Ленинградским театром оперы и балета имени Сергея Кирова. Противники требовательной наставницы, однако, обвиняли Агриппину в высокомерии и злоупотреблении услугами советской власти. Среди критиков были и студенты, в том числе Галина Уланова. Только Наталья Дудинская осмелилась защитить своего любимого учителя.
Ваганова была уволена из Кировского театра и переориентировалась на свою любимую профессию — преподавание в хореографическом училище. Ее опыт наставника обобщен в ее знаменитой книге «Царица вариаций, основы классического танца».
Подробнее о вузе
Академия русского балета имени А. Я. Вагановой — одна из старейших балетных школ в мире. Академия русского балета имени А. Я. Вагановой — одна из старейших балетных школ в мире. Он был основан в 1738 году самой императрицей Анной Иоанновной и с тех пор считается одним из лучших.
Первым преподавателем «Школы танцев Ее Императорского Величества» был французский танцор Жан Батист Ландэ.
Академия русского балета имени А. Я. Вагановой — одна из старейших балетных школ в мире. Академия русского балета имени А. Я. Вагановой — одна из старейших балетных школ в мире. Он был основан в 1738 году самой императрицей Анной Иоанновной и с тех пор считается одним из лучших.
Первым преподавателем «Школы танцев Ее Императорского Величества» был французский танцор Жан Батист Ландэ. Первыми учениками стали 12 девочек и мальчиков — дети дворцовых слуг. Конечно, нельзя сравнивать балет тех времен и сегодняшний: Ландет полностью сосредоточился на том, чтобы его ученики освоили бальные танцы, которые были основой их обучения в то время. Но результат был очевиден: в Российской империи появился свой балет.
Большинство важных событий, повлиявших на весь русский балет, происходило в стенах петербургской школы. Именно здесь работал первый русский балетный педагог Иван Вальбер (Лесогоров), который готовил труппу к приезду знаменитого француза Дидло. Сам Шарль Луи Дидло, основатель техники современного классического танца, преподавал в школе около 20 лет и за это время сумел интегрировать русский балет в европейский танец (там как раз зарождалась новая система классического театрального танца с носами). Более того, на рубеже 18 и 19 веков русский балет превосходил многие зарубежные балеты, и классический танец, введенный Дидло, занимал центральное место в программе обучения Академии. Выдающиеся русские поэты (такие как Пушкин и Державин) в своих стихах восхваляли балеты и балерин Дидло.
Выдающиеся выпускники
Академия Вагановой стала известна не только своими знаменитыми хореографами, но и талантливыми выпускниками. Например, Анна Павлова, блиставшая в «Русских временах» Дягилева в Париже, представила миру русский балет, а Марина Семенова доказала своей родине в трудные 1920-е годы, что классический балет необходим.
Успеху Академии на протяжении многих лет способствовали Галина Уланова, Фея Балабина, Наталья Дудинская, Владимир Пономарев (один из основателей школы мужского классического танца), Матильда Кшесинская, Вацлав Нижинский, Михаил Барышников и Ульяна Лопаткина.
Место в современном мире
Сегодня в России существует несколько хореографических училищ, где преподают балет. Например, Хореографическое училище имени Рудольфа Нуреева в Башкортостане или Государственное хореографическое училище в Перми. Но все они так или иначе связаны с Академией русского балета имени Вагановой — во время Второй мировой войны школа Вагановой (кстати, вместе с Мариинским театром) была эвакуирована в Пермь. После снятия блокады Ленинграда войска вернулись домой, но пермяки решили создать свое хореографическое училище (тем более что некоторые преподаватели хотели остаться в своем городе). А Башкирский университет был назван в честь знаменитой выпускницы «Вагановой».
Сегодня русская классическая балетная школа считается одной из лучших в мире, если не лучшей, и во многом этот успех связан с Академией имени Вагановой. Его выпускники выступали не только в России, но и за рубежом, а иностранцы, признавшие популярность русских танцоров, брали себе русские псевдонимы (например, британец Патрик Хили-Кей стал Антоном Долиным, а Хильда Маннингс — Лидией Соколовой).
Академия русского балета по-прежнему видит свои главные достоинства в традициях, интеграции (русский и зарубежный балеты обогащают друг друга), высоком качестве, этике и уникальности.