Академия русского балета им. А. Я. Вагановой . Академия русского балета имени а я вагановой.

Я прожил всю свою жизнь и никогда не замечал этого места. Но в этом году я зашла туда впервые и просто влюбилась. Атмосфера фантастическая. Я хочу работать в таком месте. Вы бы хотели, чтобы ваши дети учились в таком месте.

Агриппина Ваганова

Карьера Агриппины Вагановой как педагога и хореографа была более успешной, чем ее карьера балерины. Несмотря на трагедии в личной жизни, предательство учеников и социальные катаклизмы, ей удалось оставить глубокий след в балетной методологии.

Королева вариаций родилась в июне 1879 года в семье Акопа (Якова) Ваганова, армянина по национальности, отставного унтер-офицера, работавшего швейцаром в Мариинском театре. Агриппина была младшей из трех сестер. Семья жила в центре Санкт-Петербурга, на Офицерской улице, недалеко от места работы Якова Тимофеевича. Квартира Вагановых находилась в подвале, который затапливало во время сильных дождей.

В детстве Агриппина, пользуясь положением отца, смотрела все балетные спектакли в Мариинском театре и начала мечтать об искусстве пернатых. Хотя ее родители считали, что коренастая девушка не подходит для плода, им удалось устроить свою младшую дочь в императорскую театральную школу.

Причиной для матери и отца были не столько мечты Груши, сколько то, что учеников переводили в полный государственный интернат после успешного окончания первого класса. Вагановы жили небогато и вздохнули с облегчением, избавившись от лишнего кусочка.

Преподавание в школе разочаровало Ваганову. Преподаватели (особенно Александр Облаков) только показывали паши и требовали от учеников повторить, но не объясняли, как это делать, и не переводили движения в фигуры.

Груша была известна своей неуклюжей манерой поведения: девочка донимала учителей вопросами. Бывшая балерина Екатерина Вазем считала тренировки Агриппины пустой тратой времени: Телосложение упрямой танцовщицы было далеко от идеала, а ее кавказское лицо не соответствовало стандартам Большого театра. Единственное, что она не могла отрицать, это ее выносливость и приверженность к репетициям.

Хотя Ваганова набрала 11 из 12 баллов на выпускном экзамене и была принята в Мариинский театр, где царствовала Матильда Кешинская, дочь армянского сержанта не получила главных ролей, которые она репетировала с усердием. Мариус Петтипа, главный балетный педагог, назвал стиль исполнения Агриппины неприемлемым, а когда публика аплодировала ее вариациям, он заявил, что Ваганова заплатила за аплодисменты.

Личная жизнь

В молодости Агриппина пережила ряд несерьезных любовных связей. Поклонники дарили балерине подарки и водили ее в лучшие рестораны Санкт-Петербурга, где после нескольких бокалов шампанского она снимала туфли и танцевала под аплодисменты гостей.

Все изменилось, когда она встретила Андрея Померанцева, отставного полковника железнодорожных войск и члена правления Екатеринославской строительной компании. Мужчина был вдвое старше балерины и стал ее любовником, осыпая ее дорогими подарками. Впервые в жизни у Вагановой появилась горничная.

В апреле 1903 года балерина упала в обморок во время репетиции. Проснувшись, Ваганова узнала, что причиной ее недомогания была беременность. Ей пришла на ум русская пословица: «Обещанного три года ждешь» — она ждала сольных ролей более пяти лет после окончания школы, но их все не было. После тщательного обдумывания Агриппина предпочла материнство туманным карьерным перспективам.

Агриппина Ваганова и Майя Плисецкая

Померанцев не мог развестись с женой, но после рождения сына Саши он примирился с Вагановой и до конца жизни жил с танцовщицей как ее муж. Когда старшая сестра Груши умерла, ее племянницы Леля и Сережа переехали к Андрею Александровичу и Агриппине Яковлевне. Ваганова не видела разницы между детьми, баловала их и любила водить в цирк и зоопарк, а потом смешно имитировать движения животных.

Балерина не обратила особого внимания на революцию 1917 года, но ее муж становился все более угрюмым и покончил с собой в ночь перед Рождеством. Из избалованной девушки и любящей жены Ваганова превратилась в многодетную мать без гроша в кармане, которой бригадир по доброте душевной раз в день давал вязанку дров.

Тем не менее, Агриппина сумела воспитать своих детей и племянников. Александр Померанцев пошел по стопам отца и стал инженером-железнодорожником. Этот человек хранил архивы и мемуары своей матери.

Балет

Именно ее сын вновь приобщил Ваганову к балету. Увидев фотографию своей матери в юбке и туфлях, мальчик спросил родителей, почему она больше не танцует. Агриппина стала показывать Саше, что она умеет делать, и пришедшая на работу медсестра с удивлением увидела, что в щели сидит буйная молодая девушка.

По возвращении в Мариинский театр ее карьера была более успешной, чем в молодости. Агриппину называли «стальными ногами» за точность ее прыжков. В какой-то момент балерине представилась возможность заменить травмированную Тамару Карсавину и станцевать главную партию, а Ваганова знала все ее сольные партии наизусть. Но в 1916 году унтер-офицерская дочь была отстранена от службы из-за возраста, а после Октябрьской революции пенсию ей перестали выплачивать.

Чтобы поддержать сына и племянников, Агриппина танцевала перед рабочими, солдатами и моряками и давала уроки танцев в клубах. А потом Ваганову вызвали в родную школу, ученики которой репетировали и голодали в неотапливаемых помещениях.

Она нашла свое призвание в преподавании. Непокорная школьница стала свирепой и безжалостной учительницей, которая тщательно учила балерин танцевать па и заботилась о каждой ученице, как о собственной дочери. Майя Плисецкая, которой в юности удалось взять уроки у Вагановой, утверждала, что научилась танцевать гораздо лучше и, что еще важнее, понимать его.

Ценность Агриппины Яковлевны заключается в разработке методик для улучшения мускулатуры будущих звезд сцены и в том, что она смогла объяснить советским властям важность русской балетной школы. Поначалу ответственные лица считали классический танец, по словам Владимира Маяковского, «драконом», а Мариинский театр — царской игрой и пережитком прошлого. Но потом ответственные лица поняли, насколько важен балет для репутации молодого советского государства на международной арене.

С 1931 по 1937 год Ваганова работала художественным руководителем балета Мариинки, которая называла себя Ленинградским театром оперы и балета имени Сергея Кирова. Противники требовательной наставницы, однако, обвиняли Агриппину в высокомерии и злоупотреблении услугами советской власти. Среди критиков были и студенты, в том числе Галина Уланова. Только Наталья Дудинская осмелилась защитить своего любимого учителя.

Ваганова была уволена из Кировского театра и переориентировалась на свою любимую профессию — преподавание в хореографическом училище. Ее опыт наставника обобщен в ее знаменитой книге «Царица вариаций, основы классического танца».

Подробнее о вузе

Академия русского балета имени А. Я. Вагановой — одна из старейших балетных школ в мире. Академия русского балета имени А. Я. Вагановой — одна из старейших балетных школ в мире. Он был основан в 1738 году самой императрицей Анной Иоанновной и с тех пор считается одним из лучших.

Первым преподавателем «Школы танцев Ее Императорского Величества» был французский танцор Жан Батист Ландэ.

Академия русского балета имени А. Я. Вагановой — одна из старейших балетных школ в мире. Академия русского балета имени А. Я. Вагановой — одна из старейших балетных школ в мире. Он был основан в 1738 году самой императрицей Анной Иоанновной и с тех пор считается одним из лучших.

Первым преподавателем «Школы танцев Ее Императорского Величества» был французский танцор Жан Батист Ландэ. Первыми учениками стали 12 девочек и мальчиков — дети дворцовых слуг. Конечно, нельзя сравнивать балет тех времен и сегодняшний: Ландет полностью сосредоточился на том, чтобы его ученики освоили бальные танцы, которые были основой их обучения в то время. Но результат был очевиден: в Российской империи появился свой балет.

Большинство важных событий, повлиявших на весь русский балет, происходило в стенах петербургской школы. Именно здесь работал первый русский балетный педагог Иван Вальбер (Лесогоров), который готовил труппу к приезду знаменитого француза Дидло. Сам Шарль Луи Дидло, основатель техники современного классического танца, преподавал в школе около 20 лет и за это время сумел интегрировать русский балет в европейский танец (там как раз зарождалась новая система классического театрального танца с носами). Более того, на рубеже 18 и 19 веков русский балет превосходил многие зарубежные балеты, и классический танец, введенный Дидло, занимал центральное место в программе обучения Академии. Выдающиеся русские поэты (такие как Пушкин и Державин) в своих стихах восхваляли балеты и балерин Дидло.

Выдающиеся выпускники

Академия Вагановой стала известна не только своими знаменитыми хореографами, но и талантливыми выпускниками. Например, Анна Павлова, блиставшая в «Русских временах» Дягилева в Париже, представила миру русский балет, а Марина Семенова доказала своей родине в трудные 1920-е годы, что классический балет необходим.

Певица Екатерина Семенчук (в центре) и учащиеся Академии Русского балета имени Вагановой во время смены декораций на торжественном гала-концерте, посвященном открытию Новой сцены Государственного академического Мариинского театра в Санкт-Петербурге

Успеху Академии на протяжении многих лет способствовали Галина Уланова, Фея Балабина, Наталья Дудинская, Владимир Пономарев (один из основателей школы мужского классического танца), Матильда Кшесинская, Вацлав Нижинский, Михаил Барышников и Ульяна Лопаткина.

Место в современном мире

Сегодня в России существует несколько хореографических училищ, где преподают балет. Например, Хореографическое училище имени Рудольфа Нуреева в Башкортостане или Государственное хореографическое училище в Перми. Но все они так или иначе связаны с Академией русского балета имени Вагановой — во время Второй мировой войны школа Вагановой (кстати, вместе с Мариинским театром) была эвакуирована в Пермь. После снятия блокады Ленинграда войска вернулись домой, но пермяки решили создать свое хореографическое училище (тем более что некоторые преподаватели хотели остаться в своем городе). А Башкирский университет был назван в честь знаменитой выпускницы «Вагановой».

Сегодня русская классическая балетная школа считается одной из лучших в мире, если не лучшей, и во многом этот успех связан с Академией имени Вагановой. Его выпускники выступали не только в России, но и за рубежом, а иностранцы, признавшие популярность русских танцоров, брали себе русские псевдонимы (например, британец Патрик Хили-Кей стал Антоном Долиным, а Хильда Маннингс — Лидией Соколовой).

Академия русского балета по-прежнему видит свои главные достоинства в традициях, интеграции (русский и зарубежный балеты обогащают друг друга), высоком качестве, этике и уникальности.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий