Как россияне вошли в историю самых престижных гонок 24 часа Ле-Мана. 24 часа ле мана.

Содержание

Экипаж Toyota с Казуки Накаджимой, Себастьеном Буэми и Брендоном Хартли выиграл легендарную 24-часовую гонку на выносливость в Ле-Мане. Это была третья победа подряд для команды.

Как россияне вошли в историю самых престижных гонок «24 часа Ле-Мана»

«24 часа Ле-Мана» — старейшая и самая известная гонка на выносливость в мире, которая ежегодно проводится во Франции. В этом году 90-й однодневный марафон пройдет на трассе Circuit de la Sarthe 11 и 12 июня. Всего в соревнованиях принимают участие 64 экипажа и 186 водителей. В сюжете РЕН ТВ рассказывается о том, как появились автогонки и о месте российских гонщиков в истории «24 часов Ле-Мана».

Особенности «24 часов Ле-Мана»

История гонки началась в 1923 году, ее также называют «Гран-при выносливости и эффективности». Главной особенностью турнира является условие, согласно которому автомобили должны продержаться на трассе 24 часа без механических поломок. Победителем становится команда, преодолевшая наибольшую дистанцию.

Время за рулем авто

В общей сложности современные автомобили проезжают около 5000 километров, в то время как рекорд составляет 5410 километров. Поэтому водителям приходится находить баланс между скоростью и надежностью автомобиля. Согласно правилам, как минимум три гонщика должны управлять одним автомобилем, сменяя друг друга на пит-стопе. Иногда участники проводят за рулем до четырех часов подряд.

Трасса

Интересно, что соревнования проводятся на трассе Сарт, которая частично проходит по дорогам общего пользования. Длина трассы составляет более 13 километров, а взлетно-посадочная полоса — лишь небольшая ее часть.

Фото: © Global Look Press/Keystone Press Agency/Panoramic

Правила

С 2009 года гонка начинается в 15:00 и заканчивается в то же время на следующий день. В течение 24 часов гонщикам приходится справляться с различными погодными условиями — от проливного дождя до невыносимой жары, что влияет на качество трассы.

В развлекательных целях гонщики должны были сначала добежать до своих двигателей и только потом стартовать. Из-за этого многие водители не пристегнули вовремя ремни безопасности и нарушили правила безопасности, что привело к гибели людей во время гонки. Из-за этих трагических инцидентов правило было отменено.

Однако есть моменты, когда участники замедляются на трассе. Например, не разрешается ремонтировать автомобиль во время заправки. Перед заправкой двигатель должен быть выключен. Это делается не только из соображений безопасности, но и для обеспечения надежности автомобиля.

Как появились гонки?

Организатором соревнований является Автомобильный клуб Запада (ACO), который был основан в 1906 году. Его членами были строители трасс и любители гонок.

В течение 15 лет группа организаторов договаривалась с местными властями и устраивала тестовые заезды. Идея 24-часового марафона, в котором во главу угла ставится надежность автомобиля и выносливость водителя, пришла к французам после Первой мировой войны — в 1918 году.

24 часа Ле-Мана: что это?

«24 часа Ле-Мана» описываются как гонка на выносливость и экономичность. Главное — найти баланс между скоростью, физическими возможностями водителей и ходовыми качествами спортивных автомобилей.

В течение 24 часов автомобили должны быть способны закончить гонку, не получив механической поломки и не сойдя с трассы. Каждой машиной могут управлять не менее трех водителей. Другими словами, гонщики работают как одна команда, и это еще один важный элемент «24 часов Ле-Мана».

Еще хуже то, что гонка проходит летом. На улице тепло, а водители находятся в машинах с крышами и полным снаряжением. Вторым вариантом может стать дождливая летняя погода, когда трасса становится мокрой и сложной.

Гонка начинается в 15:00 и заканчивается в 15:00 следующего дня. Таким образом, гонщики преодолевают более 5 000 километров от старта до финиша.

Гонка является самостоятельным событием и не относится к чемпионату мира, но в то же время она считается престижным мероприятием для участвующих в ней гонщиков и достижением в их автобиографии, которым они могут гордиться.

Цель гонки

Цель гонки — выносливость. Здесь представлены не только самые быстрые, но и самые экономичные спортивные автомобили.

Как правило, в нем принимают участие около 50 автомобилей. В каждом транспортном средстве находится один пилот. Пилоты могут меняться во время гонки. Их должно быть не менее трех. Кстати, изначально пилотов было только двое, но в 1990-х годах были введены новые правила. Каждый пилот не имеет права находиться за штурвалом более четырех часов одновременно и не более 14 часов. Так что теперь в экипажах по три и более гонщиков.

Все автомобили стартуют одновременно, но делятся на разные категории.

Победитель определяется в общем зачете, а также в каждой категории.

Аварии на Ле-Мане

За долгую историю гонок было не мало несчастных случаев. Конечно, в лучшем случае в этих авариях не было жертв. Но были и трагические истории.

В 1925 году произошла первая авария. Бегун врезался в дерево.

В 1955 году автомобиль врезался в толпу зрителей. Погибло более 80 человек.

В 1999 году на 75-м круге взорвался автомобиль Mercedes. Никто не пострадал.

В 2011 году несколько автомобилей одновременно сошли с дистанции, вызвав аварии. Ситуация с летающим автомобилем повторилась в 2012 году.

Эксперты называют различные причины серьезных аварий:

  • Природа. Да, из-за невнимательности пилоты часто вылетают с трасс и встречаются с деревьями на своем пути.
  • Неопытные пилоты. Это одна из самых главных причин аварий, из которой вытекает еще одна причина.
  • Ошибка пилотов. Эксперты называют именно ошибки в управлении автомобилем главной причиной, по которой происходят серьезные и смертельные аварии на автогонках.

1969 год: протест перед триумфом

Одной из самых известных особенностей французского марафона является так называемый «старт Леманна», при котором гонщики в начале гонки бегут к автомобилям, стоящим на противоположной стороне стартовой линии. Однако в последний раз такой старт состоялся в 1969 году и впоследствии был запрещен по соображениям безопасности.

Годом ранее, в 1968 году, бельгийский гонщик Вилли Майрес, торопясь начать гонку, не закрыл должным образом дверь своего Ford GT40. Дверь открылась на первом круге, когда автомобиль двигался на полной скорости по гоночной трассе Mulsanne — водитель потерял контроль над машиной, и купе вылетело с трассы в деревья. Гонщик, который получил многочисленные травмы и несколько недель находился в коме, выжил, но его гоночная карьера закончилась…..

Помня о несчастном случае со своим соотечественником, Жаки Иккс организовал в следующем году так называемый «одиночный пикет». В знак протеста против небезопасной практики водитель намеренно замедлил ход, чтобы добраться до своего автомобиля, и отправился в путь только после того, как пристегнулся как можно тщательнее и проверил, закрыты ли двери.

Через 24 часа стало ясно, что рисковать на старте (в 1969 году Джон Вулф попал в аналогичную аварию с Майресс — он разбился на первом круге возле поворота Maison Blanche и погиб, потому что не был пристегнут, как требовалось) не имеет смысла. Гонку выиграл Икс, а экипаж Ford GT — Джеки Оливер. В 1970 году «начало Лемана» перестало действовать.

Последний в истории «лемановский старт»

Последний старт Леманна в истории

Фото.

1981 год: победа музейного экспоната

В истории Porsche есть много знаковых гоночных моделей, не говоря уже о легендарных победителях гонки «24 часа Ле-Мана». Но история Porsche 936/81, выигравшего марафон 1981 года, — одна из самых необычных.

В 1982 году уже был принят новый технический регламент для спортивных автомобилей — документация группы С заменила регламент группы 6, что означало, что на смену Porsche 936 должен был быть разработан новый гоночный автомобиль. Преемником стал легендарный Porsche 956 (автомобиль удерживал рекорд Nordschleife с 1983 по 2018 год!) Но прежде чем прототип вышел на трек, он прошел всесторонние испытания.

Модель 936 сыграла большую роль в успехе модели 956. Дело в том, что Porsche искала способ испытать новый двигатель в условиях, максимально приближенных к тем, в которых будет работать новинка. Поэтому команда решила испытать двигатель в однодневной гонке. Проблема заключалась в том, что Porsche 956 на тот момент еще не был готов, а Porsche 936 уже был отправлен в музей.

Для этой ситуации было найдено оригинальное решение. На гонку «24 часа Ле-Мана» команда Porsche System Team выставила два автомобиля Porsche 936/81, которые вернулись с трассы с двигателями для нового прототипа. Одна команда спаслась, но другая — бельгиец Жаки Икс и британец Дерек Белл — выиграла марафон с отрывом в 14 кругов от ближайшего соперника! И эта гонка фактически уже стала последней в истории 936 года.

«24 часа Ле-Мана» 1981 года

«24 часа Ле-Мана 1981

Фото: Getty Images

1995 год: дорожная машина бьёт прототипы

Мы привыкли к тому, что в общем зачете «24 часов Ле-Мана» побеждают автомобили высшего класса — прототипы, а представителям других классов приходится бороться за первое место в турнирной таблице. Но в истории гонки было несколько случаев, когда дорожный автомобиль оказывался быстрее прототипа.

В начале 1990-х годов McLaren F1 увидел свет и навсегда стал автомобильной легендой. В конструкции автомобиля, который был одобрен для использования на дорогах общего пользования, были учтены многочисленные решения, которые ранее использовались только в гоночных автомобилях. Однако не было планов строить F1 на базе спортивного автомобиля, но в итоге планы изменились, и на свет появился McLaren F1 GTR.

С этой моделью компания решила проверить свои силы в «24 часах Ле-Мана», и трудно было предположить, насколько успешным окажется дебют McLaren на трассе Circuit de la Sarthe. Четыре из семи F1 GTR оказались в первой пятерке по итогам дня! Единственным не-McLaren в первой пятерке был чистокровный прототип Courage C34 французской команды Courage Competiton, который финишировал вторым.

Помимо первой абсолютной победы McLaren, гонка 1995 года была примечательна и рядом других факторов. Как упоминалось ранее, это был уникальный триумф машин LM GT1 над машинами WSC. Это был самый мокрый марафон в истории (дождь шел 17 часов). Для финна (Джей Джей Лехто) и японца (Масанори Секия), выступавших в команде с французом Янником Дальма, это была их первая общая победа в «24 часах Ле-Мана». Интересно, что для победившего McLaren F1 GTR, номер шасси 01R, эта гонка стала первой и последней в 1995 году — до и после Ле-Мана, где купе было заявлено японской командой Kokusai Kaihatsu Racing, автомобиль служил тестовым автомобилем на заводе McLaren.

McLaren F1 GTR: пришёл, увидел, победил!

McLaren F1 GTR: приди, увидь, победи!

Фото.

Японский штурм Ле-Мана

«Когда солнце садится, надежда умирает, руководство заводской команды Toyota собирается совершить сеппуку. Лучшие исполнители должны доказать миру свое мужество перед лицом боли и смерти и свою чистоту перед богами и людьми. А как иначе? В конце концов, позора в очередной раз избежать не удалось, честь бренда пострадала, и они готовы были пойти на неизбежное в знак верности бренду» — так можно описать неудачу Toyota в Ле-Мане. Но, к счастью, это всего лишь дурной сон накануне старта. На этот раз ничего страшного не произошло, и «проклятие Ле-Мана» больше не тяготеет над Toyota.

Позвольте мне объяснить. До сих пор единственной японской компанией, добившейся успеха в Ле-Мане, была Mazda. Автомобиль 787B с карусельным двигателем победил в 1991 году.

В 1923 году в конце мая в Ле-Мане состоялась первая однодневная гонка на выносливость. А на другой стороне планеты, год спустя, родилась Toyota. Компания начинала с автоматических ткацких станков. Но уже в 1929 году Toyota начала развивать автомобильное производство. И ей это удалось: она стала крупнейшим производителем автомобилей в мире в этом столетии и самой дорогой автомобильной маркой в мире в последние годы.

Toyota пришла в автоспорт в 1972 году и одержала свою первую победу в ралли в 1975 году. И хотя Toyota многого добилась в чемпионатах мира по ралли, бренд никогда не мог победить в Формуле-1 или Ле-Мане. Хотя к успеху в Формуле 1 команду привели в основном европейские специалисты, Toyota добилась очень хороших результатов. Но как только первая победа Toyota в Формуле 1 стала очевидной, руководство команды было поспешно заменено европейцами с японскими корнями, как это часто бывает с японцами. Так сказать, дань уважения поколению менеджмента, которое было стерто с лица земли. Toyota, к сожалению, не одержала свою первую победу в Формуле 1.

Примерно такая же картина была у Toyota в Ле-Мане. Рабочая команда Toyota участвует в гонках с 1987 года, но первый реальный шанс на победу появился только в 1994 году, когда она выиграла Ле-Ман вместе с частной командой SARD. Эдди Ирвайн, Мауро Мартини и Джефф Кроссофф за рулем 94CV были близки к тому, чтобы совершить сенсацию, но за 90 минут до конца гонки у машины отказала коробка передач. После ремонта в пит-лейн Toyota в итоге финишировала второй позади победивших Porsche.

В 1998 году Toyota выставила прототип GT One в Ле-Мане, соревнуясь с BMW, Audi, Mercedes, Panoz и Nissan. На последних кругах экипаж №29 в составе Тьерри Бутсена, Ральфа Келленерса и Джеффа Лиса лидировал с отрывом в 40 секунд! За полтора часа до клетчатого флага коробка передач вышла из строя из-за проблем с маслом. Экипаж был вынужден отступить. Я смотрел передачу по телевизору и плакал вместе с японцами.

В 1999 году Toyota пообещала дать отпор. И они были на пути к победе. Toyota была лучшей машиной на трассе и быстро сократила отставание от BMW №15 (самой медленной, но самой надежной машины) в финале. Зрители на трибунах уже махали японскими флагами в предвкушении победы, но у Юкио Катаямы спустило колесо, и он медленно направился в питлейн. И BMW выиграла.

Вам будет интересно

История о том, как пилоты болиды толкали

История о том, как пилоты болиды толкали

Гонщик Леонид Машицкий: «В других сериях слишком высок бюджет и финансовый груз»

Гонщик Леонид Машицкий: «В других сериях слишком высок бюджет и финансовый груз»

Николай Грязин: «Мы со штурманом улетели с дороги, сделав переворот через крышу»

Николай Грязин: «Мы со штурманом улетели с дороги, сделав переворот через крышу»

Первый этап RDS GP 2020 стартовал с победы Георгия Чивчяна

Первый этап RDS GP 2020 стартовал с победы Георгия Чивчяна

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

Заживо сожжённый: почему Ники Лауда разбился в гонке и как он возвращался в автоспорт

Заживо сожжённый: почему Ники Лауда разбился в гонке и как он возвращался в автоспорт

Случайные материалы

Прокол колеса: что делать с поврежденной шиной и можно ли ее спасти

Прокол колеса: что делать с поврежденной шиной и можно ли ее спасти

На край света: 15 причин отправиться в путешествие по Мурманской области

На край света: 15 причин отправиться в путешествие по Мурманской области

StuntRiding: разбираемся в понятии

StuntRiding: разбираемся в понятии

Алексей Лемар вместе с супругой Мариной протестировал новый Škoda Kodiaq

Алексей Лемар вместе с супругой Мариной протестировал новый Škoda Kodiaq

Допинг в автоспорте: миф или реальность?

Допинг в автоспорте: миф или реальность?

Готовимся к путешествию в жаркие страны

Готовимся к путешествию в жаркие страны

Монстр, просто монстр. Cadillac Le Monstre. 1950

За последние 90 лет мы видели много интересных, странных и просто жутких конструкций на старте Ле-Мана. Но это чудовище, вероятно, следует считать самым жутким. Хотя бы потому, что это не просто работа неизвестных энтузиастов автоспорта, а автомобиль вполне уважаемого американского бренда. Команда американского гонщика Брюса Каннингема выставила не один, а два Cadillac для участия в Ле-Мане 1950 года.

content image for: 42177

Стандартный DeVille и прототип Cadillac Spider с улучшенным кузовом, разработанным авиационным инженером Говардом Вайнманом. Можно спорить о его аэродинамических качествах, но не об эстетике. Французская пресса сразу же назвала автомобиль «Le Monstre» — перевод, на мой взгляд, излишен. В самой гонке Spider столкнулся с проблемами надежности, и «монстр» финишировал только 11-м, на одно место позади типичного Cadillac DeVille. Вот он оскал счастья!

Дисковые тормоза решают. Jaguar C-type. 1951

Победа Jaguar на 24-часовой кольцевой гонке была важна по многим причинам. Во-первых, гонка 1951 года стала первым стартом в Ле-Мане для марки из Ковентри, и сразу же, без колебаний, это был большой успех!

content image for: 42177

Но прежде всего гоночный автомобиль C-Type, который по сути представлял собой спортивный родстер серии XK со специальным аэродинамическим кузовом, проложил путь к дисковым тормозам, без которых уже немыслим современный автомобиль. Во многом благодаря дисковым тормозам Стирлинг Мосс показал самое быстрое время, а победа досталась другой команде Jaguar — Питеру Уокеру и Питеру Уайтхеду.

24 часа за рулем. Пьер Левек. 1952

Этого выдающегося французского гонщика обычно вспоминают в связи с трагедией в Ле-Мане 55 — именно Пьер был за рулем того самого Mercedes-Benz, который оказался в центре трагического хаоса.

content image for: 42177

Жаль, что мало кто слышал о поистине героической гонке Левека в 1952 году. Тогда французский водитель решился на отчаянный поступок и решил преодолеть дистанцию 24-часового марафона в одиночку! Самое удивительное, что Пьер был буквально в шаге от победы в общем зачете.

content image for: 42177

За полчаса до конца гонки Левек все еще лидировал, но огромная усталость, наступившая после 24 часов безостановочной гонки, взяла свое. Он допустил ошибку в синхронизации при переключении передач на спуске и превысил обороты двигателя Talbot-Lago T26. К сожалению, победа, которая была вполне достижима, досталась пилотам Mercedes-Benz.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий