История возникновения шахмат: из глубины веков до наших дней. Где были изобретены шахматы.

Логичным следующим шагом было введение неофициального чемпионата мира. Первым обладателем неофициального чемпионского титула стал Адольф Андерсен, занявший первое место на турнире в Лондоне в 1851 году.

История возникновения шахмат: из глубины веков до наших дней

Большинство экспертов считают, что шахматы берут свое начало в восточных культурах.

  • Происхождение
  • Распространение по миру
  • Период гонений
  • Развитие теории игры
  • Шахматы как вид спорта
  • На рубеже тысячелетий

Происхождение

Многие историки считают, что родина шахмат находится в Индии. Другие, более осторожные, считают, что шахматы скорее являются продуктом коллективного творчества многих народов и развивались в эти древние времена — параллельно в разных странах.

Самым известным мифом о происхождении шахмат является следующий:

На рубеже пятого или шестого века в Индии появилась игра под названием чатуранга. В современном понимании шахмат игра кажется очень странной:

Играют четыре человека. Играют четыре игрока. У каждого игрока есть свой набор белых или черных фигур. Цель игры — уничтожить войска противника.

Интересный факт: в этой игре ходы не определяются игроками. Чтобы решить, какой ход сделать, бросаются кубики.

Постепенно игра развивалась и распространялась. Наборы белых и черных фигур были «соединены», вместо 4 игроков было только двое. Чатуранга постепенно приобрела очертания той игры, которую мы знаем сегодня как шахматы.

В целом, большинство историков считают, что в шахматы играли в шестом веке с правилами, похожими на современные. Первые рукописи с упоминанием и описанием игры в шахматы относятся к шестому веку.

Распространение по миру

Считается, что вскоре после этого, в седьмом веке, игра распространилась в арабском мире, Китае и некоторых других частях Востока. Игра становилась все более популярной и приобретала национальные черты, характерные для этих народов.

Менялись и названия, сохранившиеся до наших дней: Шатранг, шатрандж, такие арабские и персидские имена непривычны для нас, современных шахматистов. В Японии сёги, а в Китае сянци до сих пор занимают важное место в культуре этих стран.

Со временем арабский шатрандж «проник» в Испанию. По мнению итуристов, это произошло в 8 веке.

В 9 веке за ней последовала Франция, а вскоре после этого и другие европейские страны попали под чары этой привлекательной игры.

istoria-shahmat

В это же время, в 9 веке, шахматы появились на территории России. И он пришел прямо с Востока. Но культурные связи с Европой также сыграли свою роль. Постепенно в России шахматы приобрели европейскую форму, а к концу X века стали европейской игрой.

Постепенно изменились и правила. В разных странах со своими особенностями.

Любопытный факт:

«В Италии XVIII века существовало правило: пешка, достигшая клетки превращения, может стать только той фигурой, которой в этот момент нет на доске. Пешка в последней горизонтальной позиции может оставаться пешкой. Трансформация происходит в тот момент, когда фигура захвачена противником. Пешка становится этой фигурой.

Кто придумал шахматы: краткая и понятная история возникновения

Кто придумал шахматы: краткая и понятная история возникновения

Знания – это сила

Шахматы существуют уже полтора тысячелетия. В нее играют во всех частях света, поэтому существует несколько разновидностей этой игры. Они немного отличаются друг от друга, основные правила везде одинаковы, цель игры одна — поставить шах королю соперника.

Но как появилась эта захватывающая игра?

  1. Кто придумал шахматы: история происхождения
  2. Первая версия происхождения
  3. Вторая версия происхождения
  4. Как шахматы распространялись

Кто придумал шахматы: история происхождения

Кто придумал шахматы: краткая и понятная история возникновения

Происхождение шахмат — великая тайна, на которую пока не ответил ни один ученый, но работы и исследования продолжаются.

Название шахмат происходит от персидского термина «мат», что означает победить правителя.

Точный период возникновения игры в шахматы не может быть точно определен, и по этому поводу ведется много споров. Однако некоторые ученые придерживаются того же мнения и утверждают, что игра впервые появилась в Индии в первом веке нашей эры.

Считается, что игра в шахматы была прообразом войн и сражений, но без жертв. Поэтому многие правители были заинтересованы в игре, так как они могли решить все проблемы, не потеряв ни одного воина.

Исследователи предполагают, что игра в шахматы, дошедшая до нашего времени, произошла от древней игры чатуранга. Все правила игры не сохранились, но известно, что в чатуранге использовались такие фигуры, как раджа (или король), ходы делались так же, как в современных шахматах. Разница лишь в том, что в древней игре не было трещотки.

  1. Как шахматы влияют на мозг человека: 5 причин полюбить эту игру
  2. Разряды по шахматам: как получить и какие бывают
  3. Польза и вред шахмат для детей и взрослых: что они развивают, интересные факты

Советник или ферзь двигались только на одну клетку по горизонтали; конь и ладья, называемые колесницами, двигались аналогично современным правилам; фигуры могли двигаться вперед только на одну клетку. Кроме того, в Чатуранге существовала фигура епископа, но трудно однозначно оценить правила его передвижения, так как разные источники описывают разные системы.

Основное отличие древней индийской игры от современных шахмат хорошо известно. В чатурангу могут играть четыре игрока, используя черные, зеленые, красные и желтые фигуры. Более того, ходы генерировались не игроками, а игральными костями.

Первая версия происхождения

Существует интересная легенда о происхождении шахмат. Однажды раджа устал от походов и завоеваний и приказал придумать себе новое занятие, для чего выделил три дня и три ночи. Многие пытались удивить и заинтересовать Раджу, но все попытки не увенчались успехом. Однажды во дворец пришел брамин и принес с собой доску, расписанную в клетку, и куски дерева.

Игра очень понравилась правителю, и крестьянин потребовал простую награду — зерна пшеницы, но их количество нужно было удваивать с каждым квадратом. Когда раджа положил одно зерно в первый квадрат, два — во второй, четыре — в третий и так далее, пока вся доска не была заполнена. Губернатор сначала посмеялся над фермером, но потом понял, что такое количество зерен — единственное в мире.

(При некоторых усилиях можно подсчитать, что общее количество составляет восемнадцать квинтиллионов четыреста сорок шесть квадриллионов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три миллиарда семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать зерен, или, проще говоря, около одной тысячи двухсот триллионов тонн). Поскольку раджа не мог дать брамину нужные ему деньги, он отдал ему весь свой запас пшеницы.

Вторая версия происхождения

Согласно другой версии той же легенды, шах пришел во дворец с деревянными фигурками, что вызвало недовольство раджи, потому что все остальные приносили ему золото. Шах объяснил правителю, что золото в данном случае означает мудрость.

Как шахматы распространялись

Из Индии игра попала на Запад и Восток. Были найдены персидские хроники, описывающие, как в шестом веке индийский народ сделал подарок в виде шахматного набора персидскому царю. Затем игра попала в страны Юго-Восточной Азии, где также претерпела изменения. В восьмом веке игра стала известна в Испании, которая была завоевана арабами.

Шахматы также появились в России в восьмом веке. Первоначально игра была освоена на Кавказе персами, а затем распространилась по всей стране.

Только в пятнадцатом веке шахматы приняли ту форму, которую мы знаем сегодня. Тем не менее, в некоторых местах сохранились свои особые правила.

Если вам что-то не нравится в этой статье или вы нашли ошибку, пожалуйста, укажите ее в комментариях. Ни один комментарий не останется без комментария!

Шахматные фигуры

шахматные фигуры

Пони ♙ — перемещение по вертикали на один блок. Если ход связан с захватом пешки противника, пешка имеет право переместиться на одну клетку по диагонали вперед направо или налево.

Конь ♘ — перемещает одну клетку на расстояние 2 по вертикали и 1 по горизонтали или 1 по вертикали и 2 по горизонтали от текущей позиции.

Слон ♗ — перемещается на любую клетку по диагонали.

Ладья ♖ — перемещается на любую клетку на вертикальной или горизонтальной линии.

Ферзь ♕ — перемещается на любую клетку на вертикальной, горизонтальной или диагональной линии.

Король ♔ — перемещает на 1 клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Перед началом игры у каждого игрока есть один ход на доске:

  • пешка – 8 шт.;
  • ладья – 2 шт.;
  • конь – 2 шт.;
  • слон – 2 шт.;
  • ферзь – 1 шт.;
  • король – 1 шт.

Правила шахмат

Ходы на шахматной доске делаются поочередно, причем игрок с белыми фигурами делает первый ход. Право играть белыми фигурами определяется жребием.

В следующих случаях считается, что ход был сделан:

  • рука игрока опустила фигуру, после ее передвижения на незанятое поле;
  • при взятии фигуры оппонента, после замены фигуры оппонента на свою;
  • при рокировке;
  • при превращении пешки, в случае когда пешка снята с доски и игрок убрал руку от новой фигуры, поставленной на поле.

Помимо обычных ходов, в шахматах есть два специальных хода:

  • Рокировка – одновременная смена положения короля и ладьи одного цвета, при условии, что они не двигались с начала игры. При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка считается ходом короля.
  • Взятие на проходе – специальный ход пешки, при котором она берет пешку соперника, которая была перемещена сразу на два поля. Но под боем оказывается не то поле, на котором остановилась вторая пешка, а то, которое было пересечено ею.

Прежде чем игрок исправит одну или несколько фигур на доске, он должен указать на нее своему противнику. В противном случае, коснувшись фигуры, вы должны выполнить ход до конца.

Выигрыш в шахматах

Шах — это ситуация, в которой король игрока захватывается фигурой противника. Чтобы захватить чек, необходимо выполнить одно из следующих действий:

  • отойти королем на любое поле, не находящееся под ударом фигур соперника;
  • взять фигуру, которая угрожает королю;
  • поставить другую свою фигуру под удар.

Шах и мат — это когда королю ставят шах, но он не может его избежать.

мат в шахматах

Игра считается выигранной, если:

  • один из игроков дал мат королю соперника;
  • один из игроков признал поражение;
  • у одного из игроков закончилось время, отведенное на ходы;
  • техническая победа.

Ничья в шахматах

Патовая ситуация — это ситуация, когда игрок, имеющий право хода, не может им воспользоваться, потому что все его фигуры не могут сделать ход. Король не должен быть под контролем.

Ничья также регистрируется в следующих ситуациях:

  • никакая последовательность ходов не приводит к мату;
  • троекратное повторение позиций (не обязательно в течение трёх ходов подряд) или пятикратное повторение одной и той же позиции в течение пяти последовательных ходов;
  • оба игрока сделали 50 ходов без взятия и без хода пешкой (правило 50 ходов);
  • обоюдное согласие на ничью;
  • один из игроков просрочил время.

Контроль времени в шахматах

Все официальные шахматные партии контролируются специальными шахматными часами. Игрок, чей ход наступил, нажимает кнопку на часах, которая останавливает его часы и запускает часы его противника.

шахматные часы

Время игрока считается истекшим, когда флажок на его часах упал. Это касается только следующих случаев:

  • на доске стоит мат;
  • на доске ситуация, которая приводит к ничьей;
  • флажки упали у обоих игроков;
  • у оппонента нет возможности поставить мат.

Когда изобрели шахматы

Шахматные историки считают, что зарождение шахмат относится к 6 веку. Шахматные ученые считают, что шахматы возникли примерно в 6 веке. Это время первых найденных документов. Это верно, когда речь идет о шахматных играх, которые имеют привычную форму и известные правила. Таким образом, есть много свидетельств того, что до современных шахмат существовали подобные настольные игры, на основе которых разрабатывалась тактика боя, главным героем которого был шах (полководец), имевший в помощниках свою армию. Примером может служить персидская поэма 600 года нашей эры, в которой упоминаются индийские шахматы и говорится, что они пришли в Персию из Индии. Гарольд Мюррей, английский востоковед и выдающийся историк шахмат, в своем главном труде «История шахмат» (1913) даже называет точную дату появления шахмат — 570 год нашей эры. Он утверждает, что до 570 года нашей эры не было никаких сведений о шахматах, хотя отдельные путешественники того времени подробно описывали Индию, но не упоминали об этой игре. В 700 году уже появились первые записи о шахматах с завязанными глазами, то есть без взгляда на шахматную доску. В 8 веке уже есть информация об отборочных турнирах! А в 9 веке — первый трактат по шахматам Аль-Адли.

В арабских шахматах, например, ферзь долгое время был второстепенной фигурой и мог перемещаться только на одну клетку по диагонали. Слон был ограничен в своих движениях тремя клетками по диагонали, и слон мог пропустить фигуру. Раньше ладье тоже разрешалось перемещаться только на две клетки. Со временем ферзь стал самой важной фигурой на доске (после короля). Правила постепенно менялись, чтобы увеличить темп и сделать игру более захватывающей.

Куда делась легендарная птица Рукх? Почему он отступил к ладье? Оказалось, что ответственность за это несут арабы. Я заглянул в шахматные книги моего отца и нашел такое объяснение. Первоначально фигуры в индийских шахматах (или, скорее, шатранг) имели формы, соответствующие их названиям. Слон имел форму слона, всадник — форму всадника и т.д. Но во время обширных мусульманских завоеваний арабы узнали о шахматах, среди прочих культурных ценностей. Естественно, они приняли эту замечательную игру. Согласно исламскому закону, изображение живых существ было запрещено. А то, что осталось от птицы Рукх, — это небольшой обрубок крыла в виде выступа на кончике квадрата. Это символическое изображение сказочной птицы послужило моделью для современной башни. Хорошо это или плохо, но я помню, что эти крайние квадраты шахматной доски были заняты индийскими колесницами (ратхами) раньше — до птицы Рукх. Вот такая любопытная постепенная трансформация: ратха — Рух Птица — грач.

А вот еще один интересный факт из истории развития шахмат, который я прочитал в большой и толстой книге Ежи Гижицкого «С шахматами через века и страны». Правда, речь идет не об Индии, а о России, но факт показался очень странным. В России в прежние века при игре в шахматы иногда увеличивали силу ферзя. Он был разработан таким образом, чтобы ферзь мог двигаться не только по прямой, но и по G, как конь. В этом случае королеву называли «королевой всех видов». А перед началом игры нужно было заранее договориться, будет ли она проводиться с обычным ферзем или с ферзем всех видов.

Шахматы в Персии

Когда игра в шахматы распространилась из Индии в Персию, внешний вид шахматных фигур значительно изменился по сравнению со временем Чатуранги. Шахматные фигуры изображали уже не животных, а абстрактные формы.

Формы стали абстрактными, потому что реалистичные предметы, изображающие идолов, были запрещены в мусульманском мире. Эти абстрактные изображения обычно делались из простой глины или вырезались из камня.

Шахматы в Восточной Азии

Шахматы распространились во многих странах Восточной и Северо-Восточной Азии, таких как Таиланд, Камбоджа, Китай, Япония, Монголия и Восточная Сибирь. Давайте посмотрим, как играли в шахматы в каждой стране и как игра распространилась в Восточной Азии.

Шахматы в Таиланде и Камбодже

Разновидность шахмат в Таиланде называлась Макрук, а в Камбодже — Оук Чатранг. Эти два варианта были ближайшими живыми родственниками Чатуранги. У них была та же шахматная доска без клетки, ограниченные метаморфозы, перемещенные короли и ходы слона.

Шахматы в Китае

В Китае считается, что игра сянци произошла от чатуранги (также известной как шахматы). Здесь фигуры располагались на пересечении линий, а не в квадратах, как мы знаем сегодня. Цель игры осталась той же, что и в чатуранге (сделать короля противника беспомощным).

Сянци отличалась от любой другой настольной игры. Центральная горизонтальная область представляла собой реку. Эта часть доски не была разделена на квадраты.

Шахматы в Японии

В Японии популярный вариант шахмат известен как сёги. Сначала он попал из Индии в Китай, а затем в Японию. Игра в сёги была совершенно уникальной. Вот как проходила игра:

  • Захваченные фигуры можно было повторно использовать взявшим их игроком.
  • Пешки съедали на одно поле впереди, а не по диагонали.
  • Размер шахматной доски 9 на 9. По бокам короля были золотые генералы, а не слоны, как в сегодняшних шахматах.

Со временем игра сёги превратилась в шахматную доску размером 15 на 15 квадратов, на которой появилось много новых фигур, включая ладью, слона и ферзя современных западных шахмат. Они стали известны как Дай Сёги. В Дай Сёги было много интересных игр. Например, пьяный слон может стать вторым королем, а сильная фигура льва может быть передвинута дважды или захвачена.

Однако в 15 веке игра эволюционировала и стала называться Чу Сёги. В этой превосходной игре размер доски уменьшился до 12 x 12, а слабые фигуры были удалены. Сё-сёги стало последним изменением в игре. Он был очень популярен, но считался менее известным.

Шахматы в Монголии

В настоящее время в Монголии в шахматы играют по единым правилам.

Известно, что шахматы впервые появились в Монголии в густонаселенных районах.

То, что в Монголии называли шахматными фигурами:
Король Король
Королева Собака (защитник)
Слон Верблюд
Рыцарь Лошадь
Ломбард Щенок

Их версия шахматной игры называлась Шатар и состояла из большой шахматной доски 10 x 10.

Шахматы в Восточной Сибири

В Сибири шахматные фигуры были переняты у племени якутат на Аляске.

Эти фигуры не имели ничего общего с европейскими фигурами, из которых развилась шахматная традиция, зародившаяся в сибирских регионах.

Шахматы в Арабском мире

От Индии до Персии игра в шахматы в конце концов достигла арабского мира.

Позже название игры было изменено на «Шатрандж». Через Испанию игра в шахматы попала в Западную Европу.

Тип шахмат, в которые играли в Европе, был вполне современным, с современными ходами для ферзя, слона и замка, какими мы их знаем сегодня. Этот вид европейских шахмат попал в исламский мир через торговлю.

Игра становилась все более популярной, затем ее стали использовать и в письменном виде, в нее играли как дворяне, так и простолюдины.

Развитие шахмат в XIX веке

В середине 18 века шахматная теория развивалась медленными темпами. В 1749 году французский мастер Франсуа-Андре Филидор опубликовал книгу «Анализ шахмат», в которой содержалось несколько новых дебютных идей, включая защиту, которая до сих пор носит имя первооткрывателя, и план защиты эндшпиля с ладьей без пешек. Из этой же книги стало известно знаменитое высказывание Филидора «пешка — душа шахмат».

Игра в шахматы становилась все более популярной, и в середине 19 века началась стандартизация шахматных фигур. Раньше в шахматы играли фигурами другого жанра. В 1849 году лондонская компания John Jaques Company, производившая шахматные инструменты в Лондоне, выпустила ряд новых фигур, разработанных Натаниэлем Куком и поддержанных сильнейшим шахматистом того времени Говардом Стаунтоном. Новый стиль фигур, известный как Staunton, был сразу же признан и начал использоваться в клубах и турнирах по всему миру. Наборы Staunton до сих пор считаются стандартными шахматными фигурами с небольшими модификациями.

history of chess Jaques Staunton set

В 19 веке также появились часы для шахматных соревнований. До того, как они стали общепринятыми, игры длились по 14 часов! Стандартизация шахматных фигур и появление часов завершили создание привычного шахматного оборудования для современных турниров.

В 19 веке сами шахматы развивались очень интенсивно. Самые известные игры того времени были внезапными атаками — сильные защитные концепции еще не были изобретены. Игра, в которой шахматист не жертвовал фигурами направо и налево, чтобы поставить мат своему противнику, считалась недостаточно интересной! В эту эпоху наступательных шахмат расцвел талант американского мастера Пола Морфи.

history of chess Paul Morphy

Морфи олицетворял романтический и агрессивный стиль игры в шахматы. Во время своего европейского турне Морфи победил всех сильнейших шахматистов мира, за исключением низложенного претендента Стэнтона, карьера которого шла на спад. Он обыграл Адольфа Андерсена, Луиса Паулсена, Даниэля Гаррвица и многих других шахматистов. «Оперная» партия, которую Морфи сыграл в 1858 году против Карла II, герцога Брауншвейгского и графа Ижуара, считается одной из лучших в истории шахмат. Морфи пожертвовал почти весь свой набор фигур противникам, чтобы объявить мат оставшимся фигурам. Самая красивая игра всех времен!

Первые чемпионы мира и позиционная игра

Вильгельм Стейниц никогда не встречался за доской с Морфи, который завершил свою карьеру до того, как прославился как первый чемпион мира. Теория Стейница, отвергающая чрезмерно агрессивную игру, лежит в основе современных шахмат. Он любил играть гамбиты, закрывать позицию и постепенно укреплять ее, получая материальное преимущество. В период своего расцвета Стейниц не имел соперников в позиционной игре и стал первым официальным чемпионом мира в 1886 году.

history of chess Wilhelm Steinitz

Стейниц оставался чемпионом мира до 1894 года, когда его победил Эмануэль Ласкер (10-5). Ответный матч, состоявшийся три года спустя, закончился еще более убедительно — 10:2. Ласкер оставался чемпионом мира 27 лет, дольше, чем кто-либо другой в истории шахмат.

Шахматные позиции Стейница и Ласкера становились все более популярными. До 1920-х годов преобладало мнение, что в начале партии противники должны бороться за контроль над центром с помощью пешек. Наиболее распространенными дебютами в то время были «Испанская игра», «Шахматы ферзя», «Французская защита» и «Дебют четырех коней». В этих дебютах игра обычно протекает спокойно, а соперники заняты попытками получить небольшие позиционные преимущества: Занятие квадратов, ключевых квадратов, диагоналей и вертикалей.

History of Chess Lasker

Хосе-Рауль Капабланка победил Ласкера в 1921 году и стал третьим чемпионом мира. Стиль Капабланки до сих пор считается воплощением лаконичного, четкого позиционирования. Он старался избегать тактически сложных позиций и стремился к небольшому преимуществу, которое и довел до победы в последней партии. Он отличился непревзойденным умением играть на финишах. Самые мощные компьютерные шахматные программы современности находят очень мало ошибок в его технике в эндшпиле. Капабланка был чемпионом мира всего шесть лет, но до сих пор считается одним из сильнейших шахматистов всех времен.

History of Chess Capablanca

В 1920-х годах возникло новое течение шахматной мысли, названное ультрамодернизмом. Самым важным открытием супермодернистов стало то, что можно контролировать центр с помощью фигур, не завоевывая его с помощью фигур. Эта идея нашла отражение в партиях и открытиях шахматистов нового поколения: Арона Нимцовича, Ефима Боголюбова, Рихарда Рети и Эрнста Грюнфельда. В это время появились новые подходы и планы развития: Ретинские проемы, оборона Нимцовича, Грюнфельда и Бенони.

Возможно, самым ярким примером ультрасовременности является защита Алехина, названная в честь ее изобретателя, четвертого чемпиона мира Александра Алехина). Идея этой защиты состоит в том, чтобы заставить белых двинуть центральные пешки вперед, а затем атаковать неустойчивые центральные пешки. Сегодня Алехина вспоминают не как супермодерниста, а как первого шахматиста с динамичным стилем — он мог играть как тактически и агрессивно, так и спокойно и позитивно. Алехин был чемпионом мира с 1927 по 1935 год, когда он проиграл партию Максу Эйве. В 1937 году Алехин победил Эйве в матче-реванше и оставался чемпионом мира до своей смерти в 1946 году. Он единственный чемпион мира, который остался непобежденным.

Карпов, Каспаров, компьютеры и Карлсен

Анатолий Карпов стал 12-м чемпионом мира в 1975 году. Он играл в последовательном позиционном стиле, с отличной техникой и суеверным мышлением. Вишванатан Ананд говорил, что «Карпова интересует не столько собственный план, сколько подрыв плана соперника». Карпов был чемпионом мира в течение десяти лет и активно участвовал в турнирах до конца 1990-х годов, позже сосредоточившись на общественной и политической деятельности.

Anatoly Karpov

Карпов доминировал в шахматах в 1970-х и 1980-х годах, пока его не сменил на троне другой легендарный шахматист, Гари Каспаров. Исторические соперники сыграли 144 партии в пяти матчах на первенство мира с 1984 по 1990 год: 104 партии закончились вничью, 21 выиграл Каспаров и 19 — Карпов. За исключением первой партии, которая была аннулирована без определения победителя, Каспаров всегда оказывался сильнее, несмотря на почти равные результаты.

Каспаров сохранял титул чемпиона мира в течение 15 лет, в период бурного роста и развития шахмат, уступив его только Владимиру Крамнику в 2000 году. Каспаров оставался самым высококлассным шахматистом в мире до 2005 года. Он также стал первым шахматистом, превысившим 2 800 пунктов Эло.

Garry Kasparov

Каспаров был первым шахматистом, который систематически использовал компьютеры для своих тренировок. В конце 1980-х и начале 1990-х годов он не раз обыгрывал сильнейшие шахматные программы. Наконец, в 1997 году он проиграл в игре против суперкомпьютера Deep Blue. Каспаров завершил свою спортивную карьеру, написав несколько книг о шахматах (в том числе многотомник «Мои великие предшественники») и активно занявшись политикой. Ниже приводится интервью, которое Каспаров дал нашему сайту в 2017 году:

К 2005 году даже последние скептики поняли, что суперкомпьютеры значительно превосходят человека по силе игры. В том же году суперкомпьютер Hydra победил Майкла Адамса (на тот момент седьмого шахматиста в мире с результатом 2737) на 5,5 очков в шестиочковом матче. Рост мощности компьютерных программ на этом не остановился. Самый мощный движок с открытым исходным кодом, Stockfish, занимает 3400-е место. В 2017 году шахматный мир был удивлен успехом нейросети AlphaZero, которая обыграла Stockfish в матче на 100 игроков. В начале 2018 года AlphaZero снова обыграла Stockfish — на этот раз в матче на 1 000 игр.

History of chess Magnus Carlsen

Люди также становятся сильнее, используя компьютеры для исследования, анализа и изучения теории открытия. Профессиональная подготовка к шахматным партиям уже невозможна без помощи компьютеров.

Уходящий чемпион мира Магнус Карлсен, обыгравший в 2013 году Вишванатана Ананда, остается сильнейшим шахматистом мира, заняв в 2019 году только первые места в сильнейших турнирах. В 2014 году он установил новый рекорд по количеству очков Эло в классике, набрав 2 876 очков Эло. Многие считают Карлсена сильнейшим шахматистом всех времен.

История шахмат — History of chess

История шахмат насчитывает почти 1500 лет, хотя самые ранние корни шахмат неизвестны. Первый предшественник игры, вероятно, появился в Индии до 6 века нашей эры. Из Индии игра распространилась в Персию. Когда арабы завоевали Персию, шахматы были приняты в мусульманском мире, а затем распространились в Южной Европе. В Европе шахматы приобрели примерно нынешний вид в 15 веке.

«Романтические шахматы» были доминирующим стилем игры в шахматы с конца XV века до 1880-х годов.1 В шахматных партиях этого периода акцент делался на быстрых тактических маневрах, а не на долгосрочном стратегическом планировании. 1 За эпохой романтизма последовали эпохи науки, ультрамодернизма и нового динамизма. 1 Во второй половине 19 века началось развитие современных шахмат, а первый официальный чемпионат мира по шахматам был проведен в 1886 году. 20 век принес большой скачок в шахматной теории и основание Всемирной шахматной федерации (ФИДЕ). В 1997 году компьютер впервые победил чемпиона мира по шахматам в знаменитом матче Deep Blue против Гарри Каспарова, положив начало эре компьютерного доминирования. С тех пор компьютерный анализ, начавшийся в 1970-х годах, когда на рынке появились первые программируемые шахматные игры, внес значительный вклад в развитие шахматной теории и стал важной частью подготовки профессиональных шахматистов. Более поздние разработки в 21 веке использовали компьютерный анализ, который намного превосходил то, что мог предоставить публике человек-игрок. Онлайн-игры, которые впервые появились в середине 1990-х годов, очень популярны в 21 веке.

Шахматы и сегодня являются очень популярным хобби. Исследование 2012 года показало, что «шахматисты сегодня образуют одно из крупнейших сообществ в мире: 605 миллионов взрослых регулярно играют в шахматы». Хотя бы раз в год в шахматы играют 12% британцев, 15% американцев, 23% немцев, 43% русских и 70% индийцев в группе ABC1. 2

а б c d е ж Грамм Час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж Грамм Час

Индия

Самым ранним предшественником современных шахмат была игра под названием Чатуранга, которая процветала в Индии с 6 века и является самой старой из известных игр с двумя важными особенностями, встречающимися во всех более поздних вариантах шахмат — разные фигуры имеют разную силу (чего не было в шашках и идти), а победа зависит от удачи всего короля современных шахмат. 9 Широко распространенная теория гласит, что развитие шахмат и шашек в Индии, вероятно, связано с математическим просвещением Индии в связи с созданием числа ноль. 7 Другие игровые фигуры (возможно, называемые «шахматными»), найденные в археологических записях Результаты, вероятно, происходят из других, отдаленно родственных настольных игр, которые могли иметь шахматные доски со 100 или более клетками. 9

Шахматы были разработаны для аштапады (санскр. «имеющий восемь ног», т.е. квадратная доска 8 × 8), которая, возможно, ранее использовалась для игры в нарды (возможно, в подражание игре в кости, в которую до сих пор играют в Южной Индии, где дорожка начинается от центра страницы и идет по спирали к центру). 16 Аштапада, немаркированная доска 8 × 8, которая служила основной доской для игры. чатуранга. 17 Другими индийскими досками были 10 × 10 дашапада и 9 × 9 сатуранкам. 17 Традиционные индийские шахматные доски часто имеют отметки X на некоторых или всех клетках a1 a4 a5 a8 d1 d4 d5 d8 e1 e4 e5 e8 h1 h4 h5 h8: это могли быть «безопасные клетки», ходы на которые не допускались в игре в кости. 16

Теория Кокса-Форбса, предложенная в конце XVIII века Хайрамом Коксом и впоследствии развитая Дунканом Форбсом, утверждает, что игра в чатураджи на четырех человек является первоначальной формой чатуранги. 18 Эта теория больше не считается жизнеспособной. 19

На санскрите «чатуранга» (चतुरङ्ग) буквально означает «с четырьмя конечностями (или частями)», а в эпической поэзии часто означает «войско» (четыре части — слоны, колесницы, всадники, пешие). 6 Название происходит от боевого построения, упомянутого в индийском эпосе. Махабхарата. 9 Игра «Чатуранга» была игрой-симулятором сражений. 6 Это отражало военную стратегию Индии того времени. 20

Некоторые люди играли в шахматы, используя кости, чтобы решить, какую фигуру передвинуть. Существует недоказанная теория, что шахматы произошли от игры в кости и что азартные игры и кости были отменены из-за религиозных возражений индусов. 21

Ученые из регионов, где позже распространилась игра, такие как араб Абу аль-Хасан Али аль-Масуди, описали использование шахмат в Индии как инструмента военной стратегии, математики, азартных игр и даже их неясную связь с астрономией. 22 Масуди отмечает, что слоновая кость использовалась в Индии в основном для изготовления шахматных фигур и нард, и объясняет, что игра была привезена из Индии в Персию вместе с книгой «Келиле ва Демне» во время правления императора Нуширвана.

В некоторых вариантах выигрышами были мат, пики или «голый король» (который захватывает все фигуры противника, кроме короля).

В некоторых районах Индии фигуры ладья, конь и слон были переименованы в ладью, коня и слона или слона, коня и верблюда, но те же ходы были сохранены. 16

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий