Язычество — это религия прошлого и современная мода. Вера во множество богов это.

Даже идолы, вырезанные из дерева и камня древними язычниками, служили не только и не столько для поклонения богам. Создавая материальный сосуд для бога и перемещая в него божество, язычники обретали власть над ним. Они могли шантажировать его, отказываясь идти на жертвы.

Язычество — это религия прошлого и современная мода

Язычество — это термин, используемый в христианской теологии и исторической литературе для обозначения традиционных и нехристианских религий. В узком смысле язычество — это политеистическая религия. Язычество — это совокупность политеистических верований, характеризующихся обязательными жертвоприношениями, поклонением идолам, магическими ритуалами и тому подобным.

Язычество — это религиозная система, которая возникала у каждого народа на определенном этапе развития. Почти каждый народ в то или иное время верил в множество богов, сил природы и духов предков.

Это человеческая природа — боготворить что-то. Поскольку в древности не существовало четкой концепции Бога, древние люди возводили элементы окружающей среды в ранг богов. Например, достопримечательности, природные явления, животные, растения, духи предков и другие.

язычество это

Основные черты язычества

Картина мира

В древнем язычестве преобладало мифологическое мировоззрение. В древности человек не отделял себя от природы и в то же время обожествлял ее, приписывая элементам мира человеческие качества. Греки боготворили человеческие страсти, славяне — явления природы, индейцы — духов предков. Процесс прост: в жестоком и негостеприимном мире человек искал союзников и защитников, которые были схожи с ним по природе и могли ему помочь.

Многобожие

Вера во множество различных сверхъестественных сил также отражает человеческое сознание древности. Боги, объединенные в пантеон с верховным божеством, отражали структуру общества. Правитель и множество лиц с различными полномочиями и знаниями, которые образовывали определенную структуру для управления населением и государством.

Количество и тип богов в пантеоне постоянно колебались и менялись в зависимости от внешних факторов — политики, экономики. Таким образом, язычники часто перенимали веру в божества завоевателей. Или наоборот, завоеванного, но на более высоком культурном уровне осевшего «племени».

Роль человека

Современные неоязычники рассматривают человека как часть природы, как внутренне идеальное существо. Единственная цель человека — удовлетворить свои естественные потребности. Они утверждают, что все люди равны по своей природе.

Древнее язычество было совсем другим. Да, человек был частью природы, но его целью было выжить. Он должен был стать сильнее, богаче и могущественнее. О равенстве не могло быть и речи. Человек был букашкой в глазах богов, его жизнь ничего не стоила. Только удача помогала человеку, и эту удачу можно было заслужить только милостью богов. Благосклонность богов, духов и сил природы можно было получить либо через жертвоприношения, в том числе человеческие, либо через специальные магические ритуалы.

Нравственные идеалы

В древние времена язычество было синонимом жестокости. Только мировым религиям удалось смягчить нравы людей. В этом во многом виновато христианство. В период расцвета этой религии правили власть и жестокость. В те времена человеческие жертвоприношения были не редкостью. Во времена засухи или неурожая детей приносили в жертву, чтобы умиротворить богов. После успешной кампании — заключенный. Могучие воины приносились в жертву на ежегодных праздниках. На похоронах глав государств — их жены и наложницы.

Ярким примером являются жертвы, принесенные майя в доколумбовой Америке. Майя бросали свои жертвы в выгребные ямы, которые были буквально заполнены человеческими костями к тому времени, когда их обнаружили исследователи. Известны также кровавые ритуалы другой американской культуры — ацтеков. Ацтеки верили, что человеческие сердца должны быть принесены в жертву для того, чтобы солнце двигалось по небу. Ацтеки убивали тысячи людей каждый год. Другой пример — африканские племена, приносившие в жертву альбиносов, останки которых затем разрезали на талисманы. Подобные кровавые пятна можно найти в истории каждого народа.

Магические ритуалы

Язычество основано на магических ритуалах. Каждый ритуал — это своего рода обряд, а заговор — это заклинание. Каждый ритуал или заклинание — это, по сути, договор с богом. «Я принесу тебе в жертву трех быков, Велес, и ты увеличишь мой скот» или «Я знаю твое истинное имя, Бог Грома, исполни мою волю или я прокляну твое имя».

Разница между язычеством и христианством

Между религиями существует множество различий. Первое и самое важное различие между христианством и язычеством заключается в том, что христиане верят в единого Бога в Святой Троице (Отец, Сын, Святой Дух). В Творце мира, который воплощает любовь и свободен от человеческих слабостей (тринитарный монотеизм). Язычники верят во множество божеств, каждое из которых имеет характер, похожий на человеческий, со своими эгоистическими целями и особыми силами.

Не менее важным является проявление веры — христианин должен верить искренне и от всего сердца. Для язычников достаточно внешних проявлений и характеристик поклонения. Не случайно ранние христианские мученики отдавали языческим божествам лишь формальную, словесную дань уважения и делали символические подношения идолам.

Христианин должен постоянно работать над собой, совершенствовать себя и очищать свою душу от грехов. Основной вопрос к христианину: что изменилось в вашей жизни с тех пор, как вы пришли к вере? Но язычник уверен, что он уже совершенен. Он должен был работать не на себя, а на окружающий мир, исполняя волю богов. И таким образом завершить работу Творца и поддержать вселенское равновесие.

Типы представлений о богах

Существуют различные виды человеческих представлений о богах:

  • политеизм — это вера в многобожие;
  • пантеизм — вера в единого Бога, отождествленного с природой и миром в целом;
  • деизм — вера в Бога-творца, существующего за пределами человеческой истории;
  • монотеизм (теизм) — вера в единственного Бога как высшую силу личного и морального, Творца, который несет ответственность за свое творение.

Определение политеизма

Политеизм — это религиозная доктрина, основанная на вере во многих богов. Само слово греческого происхождения и буквально означает «много богов». Политеисты считают, что существует множество богов, каждый из которых имеет свой характер, привычки и предпочтения. Каждый бог (богиня) имеет свою собственную сферу влияния. Боги могут вступать в отношения друг с другом.

Ни одно социальное явление не возникает само по себе. Также существовали условия для возникновения многобожия:

  1. Разнообразные явления природы и жизни народов. Людям было свойственно отождествлять различные природные явления с отдельными божествами. Они считали, что целым миром не может управлять один-единственный Бог.
  2. Идея повторного божественного перевоплощения. Эта идея свойственна раннему индуизму. И если считать ее правильной, то обожествление каждого из последующих воплощений приводит к существованию множества богов.
  3. Иерархия общественного строя. Человечеству казалось, что если в обществе четко прослеживается иерархия, организация, структура (семья, племя, государство), то и в потустороннем мире должно существовать много богов, каждый из которых занимает свое место в божественном пантеоне и имеет определенные обязанности.

Многобожие в мифах античных культур

Чтобы понять, что такое политеизм, достаточно взглянуть на мифы Древней Греции. Посейдон, например, был богом моря и водной стихии, Гея — богиней земли, а Арес — богом войны и разрушения. На вершине древнегреческого пантеона богов находился Зевс, самый могущественный из всех. Сторонники политеизма могут поклоняться различным богам разными способами, но они также могут почитать конкретного, избранного бога. Следует отметить, что политеизм в поклонении собственным племенным богам не исключает возможности признания божественных существ других народов.

Политеизм - это реальность или пережиток прошлого?

Можно также определить, что такое политеизм, изучив мифы Древнего Рима. Примечательно, что древние римляне, как и древние греки, поклонялись богам, которые отвечали за одни и те же природные явления. Различались только имена богов, их внешний вид и предпочтения. В древней славянской религии также поклонялись различным богам, отождествляемым с солнцем, луной и молнией.

Коран и политеизм

Коран говорит о многобожии как о ширке — «приравнивании Всевышнего» или поклонении чему-то другому, кроме Бога.

В христианстве термин «многобожие» относится к грехопадению. До XVIII века европейские философы занимались в основном античной мифологией. Позже появились различные теории, объясняющие, что люди изначально были политеистами. Впервые эту идею предложил шотландский философ Дэвид Юм, который утверждал, что «невежественное человечество» с незапамятных времен верило во множество различных божеств. На возникновение этого мировоззрения повлияли «житейские предположения, надежды и страхи» людей. Человеческий разум развивался постепенно. Размышляя о природных явлениях, жители земли все больше склонялись к мысли, что все создал единый Бог.

Немецкий философ и писатель Иоганнес Гердер и шотландский поэт Джеймс Макферсон, изучая мифологию, пришли к выводу, что это народная мудрость в литературной форме.

В книге британского этнографа Эдварда Тайлора «Первобытная культура», которая вышла одновременно с «Происхождением человека» Дарвина, говорится о том, что первобытные люди пытались понять свои сны, что привело их к выводу о существовании некоего духа, управляющего всем, включая живую природу и материальные объекты. Тайлор считал, что «первобытная религия» была предшественницей всех других течений.

По мнению английского религиоведа Джеймса Фрейзера, вера в существование сверхъестественных сил привела к возникновению культов и магии.

В работах немецкого философа Ф. Шеллинга содержится определение мифологии как естественной религии, на возникновение истины которой повлиял естественный процесс цивилизации.

«Дологическое» первобытное мышление, по мнению антрополога Люсьена Леви-Брюля, радикально отличается от логики современного человека.

В 20-томном труде австрийского этнолога В. Шмидта «Происхождение идеи Бога» первобытный монотеизм (прамонотеизм) представлен как примитивная вера в единого Бога, создавшего все сущее. Впоследствии она была утрачена людьми и стала основой для других политеистических религиозных течений.

Политеизм имеет мифологическую составляющую, в которой важную роль играет бессознательное.

Египетские боги в Музее естественной истории Карнеги

Суть политеизма

Различные боги в политеистических религиях имеют четкую иерархию. Полномочия отдельных органов власти различны. Все они проявляются в разных формах и доминируют в определенных социальных и физических областях:

  • в подчинении славянского Велеса было скотоводство;
  • влияние древнегреческого Гермеса распространялось на торговлю;
  • земля была сферой Геи;
  • водная стихия управлялась Посейдоном и т.д.

Они взаимодействуют друг с другом. Каждое божество отличалось индивидуальными предпочтениями и характеристиками. Все подчинялись верховному богу, но не единственному. У шумеров, славян и древних египтян это был бог солнца, в то время как греческими и римскими богами управлял Зевс или Юпитер. Боги одного народа могли быть признаны и другим племенем.

Римская статуя бога Аполлона, который первоначально был в греческим пантеоне

В древние времена политеизм был основан на мифологии, в которой существовали боги и герои. Существуют различные теогонические мифы, рассказывающие о том, откуда взялись боги, и космогонические мифы, повествующие о том, как появился мир. Мифы были заменой для древних людей:

  • науку;
  • историю;
  • философию;
  • религию.

Практический политеизм основан на ритуалах, которые помогают людям связаться с богами и получить от них помощь. Благодарность высшим силам выражается в виде жертвоприношений. Люди, которые знали, как правильно обращаться с богами, и выполняли практические ритуалы, обладали гораздо большей силой, чем простые смертные. Так появилось колдовство, которое можно назвать частью политеизма, поскольку божества тесно связаны с природой, которая им подчиняется. Общаясь напрямую с тем или иным божеством, маг мог влиять на политическую, военную и экономическую деятельность своего народа и обеспечивать его успех с помощью правильно проведенных ритуалов.

Три богини на панели Августа Алтаря Мира

Виды политеизма

  • Под анимизмом подразумевают культ, связанный с одушевленными предметами.
  • Материальные вещи, наделенные сверхъестественной силой, являются основой фетишизма.
  • Определенное природное явление, растение или животное могло находиться в родственной связи с конкретным народом – это суть тотемизма.

Священная корова на улицах Дели

  • Последователи зоолатрии обожествляют животных.
  • Планеты, звезды и другие небесные тела – объекты поклонения приверженцев сабеизма.
  • Природа и земля подчиняются хтоническим богам, которым молятся люди, верящие в их существование.
  • Сторонники культа предков считают, что ушедшие в иной мир родственники влияют на их жизнь.

Домашнее язычество и ритуалы

Но не все язычники являются публичными религиями. Дома также много божеств. Например, домашние божества. Не все языческие божества антропоморфны. Эта религия охватывает всю человеческую жизнь. Язычники считают природу божественной. Это не просто неодушевленный предмет. Гадания и магические ритуалы связаны с природой. Они являются частью языческой жизни. Люди гадают по полету птиц или внутренностям жертвенных животных. Языческие жрецы и шаманы просят духов о знаке. Эти знаки могут быть прочитаны только теми, кто их знает. Они используются, например, для определения дальнейшего хода событий. Бросая камни или части растений, они пытаются разгадать созданный ими узор. Жрецы ждут ответа от божества.

Шаманы и жрецы пытаются добиться желаемых результатов от подземного мира с помощью магии. В язычестве миры тесно связаны между собой. Язычники изготавливают специальные амулеты и талисманы, чтобы защитить себя от нежелательных событий. Часто ребенок получал такой индивидуальный амулет с рождения. Амулеты и заколдованные предметы развешивались на дверях и стенах домов. Перед вступлением в бой воины совершали ритуал, направленный на победу и защиту от ранений. Шаманы накладывают на врага заклинание. Сохранились англосаксонские рукописи, в которых описывается такой ритуал. Есть также записи заклинаний, предназначенных для хорошего урожая и исцеления. Такие и подобные ритуалы встречаются во всех языческих культах. Маги и целители широко использовали их для лечения животных и людей. В большинстве культов запрещено причинять вред другим.

Язычники в современном мире

В современном мире язычество существует и среди людей в развитых странах. Последователи различных сект добиваются признания своих верований наравне с признанными религиями. Однако с развитием технологий люди становятся все более изолированными от общества. Язычество может многое предложить этим людям, особенно европейцам. Многие из них пытаются понять свои корни.

Демократия была изобретена древними греками в их языческой вере. Позже он был переосмыслен колонизаторами. Они использовали его для формирования первого в Европе парламента в Исландии. Любовь к искусству выросла из поклонения древнегреческим богам. Строительство храмов также уходит своими корнями в языческое прошлое. Все естественные науки, такие как химия и физика, возникли на основе языческих ритуалов. Связь с живой природой привлекает современных людей к неоязычеству. Они собираются в общины, где пытаются возродить древние языческие обряды и ритуалы. Они пытаются восстановить гармонию с землей. Некоторые из них отказываются от благ цивилизации и покидают большие города, чтобы жить общиной в отдаленной глуши.

Погребальная обрядностьправить

Древнее славянское святилище. Реконструкция. Этапы развития языческой концепции древних славян во многом определялись историческим центром на среднем Днепре. Жители среднего Поднепровья открывали «священные дороги» к греческим городам и ставили на этих дорогах каменных идолов с рогульками. Где-то на Днепре должно было находиться главное святилище всех сколотов — крестьян, где хранился священный небесный плуг. В религиозной истории Киванской Руси многое проясняется благодаря упоминанию предков Руси.

Развитие похоронных обрядов и различных форм погребальных церемоний знаменует собой важные изменения в восприятии мира.

Изменение во взглядах древних славян произошло в дославянские времена, когда захоронение трупов, лежащих на земле, было заменено кремацией умерших и захоронением кремированного пепла в урнах.

Читайте также.

Погребение имитировало позу плода в утробе матери; изгиб достигался путем искусственного удержания трупа. Родственники готовили умершего ко второму рождению на земле, к реинкарнации в одно из живых существ. Идея реинкарнации была основана на представлении об особой жизненной силе, существующей отдельно от человека: один и тот же физический облик принадлежал живому и умершему человеку.

Изгиб трупа сохранился до рубежа от бронзового века к железному. Новая форма погребения пришла на смену нагибанию: умерших хоронили в вертикальном положении. Однако самое поразительное изменение в погребальных обрядах связано с кремацией — полным сожжением умерших.

Археологические следы погребальных обрядов неоднократно показывают сосуществование обеих форм — древнего погребения и грунтового захоронения.

Новая идея о душах предков, которые должны находиться где-то в центре небес и, видимо, способствуют выполнению всех небесных функций (дождь, снег, туман) на благо оставшихся на земле потомков, проявляется в захоронении трупов. После кремации, отправляя душу умершего к другим душам предков, древние славяне повторяли то, что было сделано за тысячи лет до этого: Они закапывали прах умершего в землю, обеспечивая тем самым все магические преимущества, связанные с простым погребением.

Погребальные обряды включали тумули — курган в виде человеческого жилища и захоронение праха умершего в общем пищевом контейнере.

Горшки и миски с едой — самые распространенные предметы в славянских языческих могилах. Сосуд для приготовления пищи из сырых плодов часто считался священным предметом. Чаша как символ добра и изобилия, вероятно, восходит к очень древним временам, примерно ко времени неолита, когда впервые появились земледелие и гончарное дело.

Ближе всего к взаимосвязи между священным сосудом для первых плодов и урной для захоронения праха находится антропоморфная горелка. Горшок — это небольшой упрощенный сосуд с цилиндрической или конической варочной поверхностью с множеством круглых отверстий для дыма и большим куполообразным отверстием в дне для освещения спичками или углями.

Связь между богом неба, богом плодородных облаков, и сожженными предками, чьи души уже не воплощены в живых существах на земле, а обитают в небе, была тем сосудом, в котором первобытные земледельцы на протяжении многих веков готовили первые плоды и благодарили бога неба особым праздником.

Разница между язычеством и христианством

Между религиями существует множество различий. Первое и самое важное различие между христианством и язычеством заключается в том, что христиане верят в единого Бога в Святой Троице (Отец, Сын, Святой Дух). В Творце мира, который воплощает любовь и свободен от человеческих слабостей (тринитарный монотеизм). Язычники верят во множество божеств, каждое из которых имеет характер, похожий на человеческий, со своими эгоистическими целями и особыми силами.

Не менее важным является проявление веры — христианин должен верить искренне и от всего сердца. Для язычников достаточно внешних проявлений и характеристик поклонения. Не случайно ранние христианские мученики отдавали языческим божествам лишь формальную, словесную дань уважения и делали символические подношения идолам.

Христианин должен постоянно работать над собой, совершенствовать себя и очищать свою душу от грехов. Основной вопрос к христианину: что изменилось в вашей жизни с тех пор, как вы пришли к вере? Но язычник уверен, что он уже совершенен. Он должен был работать не на себя, а на окружающий мир, исполняя волю богов. И таким образом завершить работу Творца и поддержать вселенское равновесие.

Древние святилищаправить

Сложной системе славянских языческих верований соответствовала не менее сложная система культов. Младшие» божества не имели жрецов или святилищ, но им поклонялись либо индивидуально, либо всей семьей, деревней или племенем. Несколько племен собрались для поклонения верховным божествам, были построены храмовые комплексы и создан орден жрецов.

С древних времен горы, особенно «голые» горы, то есть горы с вершинами без деревьев, были местом общих племенных молитв. Каписа, идол, стоял на вершине холма. Курган в форме подковы окружал капиху, на вершине которого горели священные костры. Второй вал образовывал внешнюю границу святилища. Пространство между двумя валами называлось Требище — там они «потребляли», то есть ели жертвенную пищу. Во время ритуальных пиров люди становились спутниками богов. Праздник мог проходить под открытым небом и в специальных зданиях, стоявших на этом требище, — особняках (храмах), которые изначально предназначались исключительно для ритуальных праздников.

Очень немногие славянские идолы сохранились до наших дней. Это можно объяснить только гонениями христиан на идолопоклонство. Археологические раскопки показали, что идолы были сделаны не только из дерева, но и из камня.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий