Все и даже больше о Нагорной проповеди. Что такое нагорная проповедь.

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа могут испортить, и где воры могут проникнуть и украсть, но собирайте себе сокровища на небе».

Нагорная проповедь Иисуса Христа — толкование текста

В чем секрет Нагорной проповеди, почему христиане часто обращаются к библейскому тексту Нагорной проповеди? Почему Нагорная проповедь не была правильно истолкована в последние века христианства?

Хотели бы вы понять тайны Божьего Слова и истинный смысл толкования не только Нагорной проповеди, но и всей Библии? Давайте изучим это вместе. Давайте сначала возьмем Нагорную проповедь и проанализируем ее по порядку.

Давайте рассмотрим два отрывка из Нагорной проповеди Иисуса Христа — Евангелие от Матфея, глава 5 и Евангелие от Луки, глава 6 синоптического издания. Я не буду ссылаться на все главы полностью, так как для изучения и понимания будет достаточно следующих частей Писания.

Нагорная проповедь Иисуса Христа текст Евангелия

Нагорная проповедь Иисуса Христа текст : Евангелие от Матфея | глава 5

1 И, увидев народ, взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2 И, отверзши уста Свои, учил их, говоря.

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые, ибо им прощено будет.

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески злословить за Меня.

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах; ибо так гнали пророков, бывших прежде вас.

Толкование заповедей нагорной проповеди Христа

17 И, сойдя с ними, стал на ровном месте, и множество учеников Его, и великое множество народа из всей Иудеи и Иерусалима и с берегов Тирских и Сидонских,

18 И приходили послушать Его и исцелиться от болезней своих, даже те, которые были обуреваемы нечистыми духами; и выздоравливали.

19 И весь народ искал прикоснуться к Нему; ибо от Него исходила сила, и Он исцелил всех.

20 И, возведя очи Свои на учеников Своих, сказал: блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо вы насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо вы будете смеяться.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди, и отлучат вас, и оклевещут вас, и отвергнут имя ваше за Сына Человеческого.

23 Радуйтесь в тот день и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Ваши отцы поступали так же с пророками.

24 Но горе вам, богатые, ибо вы уже получили утешение ваше.

25 Горе вам, которые насытились! Горе вам, смеявшимся ныне, ибо вы будете плакать и рыдать.

26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо, ибо и отцы их поступали так же с лжепророками.

Что первое вы заметили в тексте Нагорной проповеди Иисуса? Вы еще не заметили? Убедитесь в этом сами:

1 И, увидев народ, взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2 И, отверзши уста Свои, учил их, говоря: В первых двух стихах Евангелия от Матфея говорится, что Иисус взошел на гору. Теперь посмотрите, что упоминается в Евангелии от Луки:

17 И, сойдя с ними, стал на ровном месте, и множество учеников Его, и великое множество народа из всей Иудеи и Иерусалима и с берегов Тира и Сидона,

18 И приходили послушать Его и исцелиться от болезней своих, даже те, которые были обуреваемы нечистыми духами; и выздоравливали.

19 И весь народ искал прикоснуться к Нему; ибо от Него исходила сила, и Он исцелил всех.

20 И, возведя очи Свои на учеников Своих, сказал: блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

В Евангелии от Луки говорится, что он сошел со своими учениками и начал проповедовать. Получается, что в одном месте Иисус проповедовал на горе — поэтому оно и называется Нагорной проповедью — а в другом месте Он проповедовал не на горе. Как это понимать, почему существует такое расхождение?

Все и даже больше о Нагорной проповеди

Нагорная проповедь — это собрание изречений Иисуса из Нового Завета. Существует множество мнений относительно толкования этих заповедей. Мы рассмотрим самые популярные из них и покажем, как одно из самых парадоксальных учений Иисуса затрагивает тему любви в неожиданном контексте — любви к врагам.

(1) Только в Евангелии от Матфея связные слова Иисуса состоят из одних слов. Эти слова касаются нравственной жизни и поведения человека.

Считается, что Нагорная проповедь была произнесена Спасителем возле Капернаума в Галилее после того, как 12 апостолов собрали толпу людей, чтобы послушать странного проповедника и целителя.

Христос избирает помощников в лице апостолов, но для того, чтобы эти помощники могли успешно и эффективно выполнять свою работу, они должны быть сначала наставлены. Поэтому в Нагорной проповеди Господь дает наставления своим апостолам, а через них и всем нам. Поскольку сам Господь ничего не записал, все, что мы знаем о Нем, было передано Его учениками, поэтому Церковь называется «апостольской».

2 Один богослов назвал Нагорную проповедь: «проповедь по случаю учреждения Двенадцати».

3 Мы можем предположить, что Христос в конце концов выбрал двенадцать апостолов и отправился с ними в тихое место на неделю, возможно, дольше, и учил их в течение этого времени, а Нагорная проповедь — это краткое изложение Его учения. Но это, конечно, только предположение.

Тем не менее, мы не можем говорить о Нагорной проповеди так, как будто это отдельная проповедь, произнесенная в одном месте.

4 Есть сильные и убедительные аргументы в пользу того, что это гораздо больше, чем просто проповедь. Просто евангелист Матфей ради простоты собрал все высказывания Спасителя о нравственной жизни человека и межличностных отношениях и поместил их в одно произведение.

Например, каждый, кто впервые услышал Нагорную проповедь в изложении Матфея, был просто потрясен задолго до ее окончания. Содержание слишком обширно, чтобы обработать его за один присест. Другое дело — сесть и прочитать, задержаться, сделать паузу в процессе чтения и поразмышлять над прочитанным. Совсем другое дело — впервые услышать его в устной форме.

5 Например, у евангелиста Луки темы, затронутые в Нагорной проповеди, разбросаны по всему Евангелию, что, вероятно, больше соответствует тому, как Иисус передавал свои нравственные наставления.

И Матфей, и Лука описывают это чувство как высшее достоинство тех, кто ищет Царства Небесного, в противоположность эгоистичным материальным амбициям богатых.

Содержание проповеди

Большая часть Нагорной проповеди написана в стихах, хотя современным людям трудно распознать в них поэзию, поскольку теряется эффект рифмы и ударения.

Проповедь начинается с так называемых заповедей Блаженств, в которых перечисляются те, кто достоин Божьего благословения. Вопреки распространенному мнению, Иисус утверждает, что именно бедные, голодные, обездоленные, нуждающиеся, страждущие и гонимые достойны благословения.

В сокращенной версии Евангелия от Луки, в которой Иисус проповедует не на горе, а «в простом месте», он переходит от Блаженств к критике богатых и состоятельных, подчеркивая, что самое важное — это вечное, а не временное.

Обе версии этой проповеди, отрывки которой содержатся в Евангелии от Марка, можно охарактеризовать как краткое изложение учения Иисуса.

Для Матфея характерно, что он излагает учение и дела Иисуса в отдельных разделах. Есть раздел о притчах, раздел о чудесах и раздел об учении о конце света. В своем обращении он подчеркнул, что учение Иисуса было улучшением по сравнению с иудейскими законами. Он также упомянул знаменитую молитву «Отче наш» (Матфея 6:9-6:13). Затем следуют заповеди о посте, деньгах и праведных делах.

Лука, пишущий неевреям, делает акцент на любви к врагам как необходимом условии праведной жизни.

Бедные, нуждающиеся и смиренные наследуют Царство Небесное именно потому, что они способны отказаться от любви к себе, чтобы любить других.

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Матф. 5:5).

Поиски истины

Пожалуй, нет другой темы в Евангелиях, которая рассматривалась бы так подробно, как Нагорная проповедь. Споры начались еще в первом веке христианства и продолжаются по сей день.

Некоторые понимают заповеди буквально, другие — символически, и многие разделения в христианстве возникли из-за разного понимания слов Нагорной проповеди.

Нам знакомы некоторые течения, возникшие под влиянием Нагорной проповеди в русской культуре, например, толстовцы — последователи религиозного учения великого русского писателя графа Льва Николаевича Толстого. Некоторые положения Нагорной проповеди Толстой понимал по-своему, например, непротивление злу. Толстой воспринял их буквально и многое другое, о чем он спорил с официальной церковью.

Другие видят в заповедях Нагорной проповеди требования, которые не могут быть полностью исполнены, и поэтому говорят о символическом значении заповедей.

Другие видят конкретные указания и говорят об их буквальном значении. Читая Нагорную проповедь, мы не должны забывать о своем личном опыте. Едва ли найдется другой текст Евангелия, который предъявляет такие требования к нам лично, к нашей совести, как Нагорная проповедь.

Мы не должны забывать, что Нагорная проповедь была проповедана не в нашем собственном обществе, а в конкретном историческом контексте. И проповедь слушали не христиане, а иудеи. Мы не должны забывать, что заповедям Нагорной проповеди предшествовала тысячелетняя религиозная история еврейского народа.

Поэтому слова Нагорной проповеди были обращены не просто к кому-то, а к людям, за плечами которых был долгий путь религиозного и нравственного развития. Это необходимо учитывать при чтении Нагорной проповеди.

Протоиерей Александр Глебов, с сайта azbyka.ru

Новые заповеди

Почему людям понадобились новые законы? У евреев уже были заповеди, которые пророк Моисей получил давным-давно на горе Синай. Эти простые и строгие заповеди Ветхого Завета относились к тому, что людям не разрешалось делать, чтобы жить жизнью, угодной Богу: не делать идолов, не убивать, не красть и т.д. Решил ли Иисус отменить их и заменить своими собственными правилами?

Нет, напротив, Иисус во время Своей земной жизни в точности исполнил законы Моисея и не согрешил ни разу. Будучи человеком, Он не только не нарушил Божий закон, но в точности исполнил Божий закон. Но Христос пришел в мир людей не только для того, чтобы показать им, как исполнять Божий закон. Он добавил к закону новые заповеди по воле Божьей. И они говорят уже не о том, чего не надо делать, а о том, что надо делать, чтобы достичь высшего счастья и радости — самого блаженства, как в земной жизни, так и в грядущей вечной жизни.

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить», — сказал Иисус.

Так что же это за благословения, которые Иисус дал людям?

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

Почему «бедные» блаженны? Хорошо ли быть бедным, т.е. бедным и несчастным? Это нехорошо. Но Христос говорит о «нищих духом», то есть не гордых, а смиренных людях. Они надеются только на помощь Бога. Они понимают, что все, что у них есть — здоровье, ум, талант — дано им Богом. Они понимают, что не совершенны, но в то же время не чувствуют себя несчастными, потому что знают, что Бог существует. И они хотят, чтобы Бог оставался с ними, они не хотят потерять любовь, которую Он создает, и это их самое большое богатство. Потому что богатство для них — это не деньги, не сокровище, а единство с Богом.

Когда вас обидели, когда с вами случилось несчастье, что вы чувствуете? Ты плачешь. Но хорошо ли плакать? Это может происходить по-разному.

Нагорная проповедь: какие новые заповеди принес людям Христос

Слезы — это не то же самое, что плач. Люди часто плачут от обиды и гнева, от упрямства и усталости, от боли и отчаяния. Это не те слезы, о которых говорит Иисус. Вернее, если вы плакали и в этот момент думаете только о себе, о своей печали, если вы думаете, что вы одни в своем несчастье, то ваши слезы будут литься напрасно. Но если вместо отчаяния, гнева и мести вы думаете о Боге, обратите свои слезы к Нему: «Господи, помоги, утешь, скажи мне! Мне сейчас плохо, поддержите меня!» — Бог будет рядом, чтобы утешить вас.

Есть также слезы сострадания, слезы милосердия. Когда с нашими близкими случается что-то плохое, мы жалеем их, сочувствуем им. Это говорит об особом состоянии нашей души. Наше сердце живое, оно откликается на боль ближних и поэтому может творить добро.

Особые слезы — это слезы стыда. Иисус говорит, что когда человек плачет о своих грехах, когда он осознает, что он несовершенен, когда ему стыдно за какие-то свои плохие поступки, это добрые слезы. Вы плачете, потому что раскаиваетесь. Может ли Бог допустить такого человека? Нет, он дает ему утешение и радость. И блаженство!

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю

Доброта — что это такое? С Божьей помощью они усмиряют себя, усмиряют свой гнев и раздражительность, спокойно оценивают ситуацию и не паникуют.

Представьте себе: На вас нападают дети в школе. Они дразнят вас, издеваются над вами, преследуют вас. Но вы не хотите реагировать травмой на травму, плохим словом на плохое слово, плохим поступком на плохой поступок. Ты молчишь. Или вы пытаетесь отплатить обидчику добрым поведением, хорошим поступком. На это вам могут сказать: «Ага, значит, ты испугался, да? Трус!» И действительно, вы можете бояться. Нет, «кроткий» не означает «трусливый». Трус, предатель, изменник, обманщик не может быть кротким. Кротость — для сильных духом, праведных, мужественных, которые знают свою силу, но не используют ее, потому что знают, что месть не приносит счастья. Они делают то, что повелел Христос, и Бог дает им силу терпеть и сносить свои проступки. Если вы кротки, Бог видит вашу боль, видит, как вы ее переносите, и Он поддерживает вас и посылает вам блаженство.

Кроткий человек не будет оскорблять слабых, не будет обижать или мстить тем, кто его обидел, но просто простит их и будет молиться за них Богу. Он знает, что судить преступника — не его задача, а Господня: Бог решит, кто справедлив, кто несправедлив, кто прав. И он делает то, к чему его призвал Бог: он старается сохранить мир и любовь между людьми. Такой человек благословен, и Господь обещает ему особую землю — не просто клочок земли на нашей планете, а весь мир, который преобразится, когда придет Царство Небесное!

Заповеди Иисуса Христа: в основе любого действия — любовь (и кротость)

Любовь может быть разной. В человеческом восприятии любовь сопровождается эмоциями, инстинктами или иллюзиями.

  • Любовь матери к ребенку.
  • Любовь мужа к жене.
  • Любовь к домашнему питомцу или к работе.

Святые не называют эту любовь абсолютной, потому что она характеризуется гневом, горечью и разочарованием. Человеческая любовь — удивительное явление, но она не абсолютна.

В Нагорной проповеди и в заповедях Нового Завета Иисус говорил о Божественной любви. Эта любовь — не эмоциональное направление, а состояние ума и души. Это нежная любовь. Любовь, которую не может нарушить никакой земной энтузиазм.

Иисус Христос не предлагал нам бороться с реальной суровостью жизни, но возвышаться над ней — через кротость. Кротость не означает угнетение — угнетенные и обиженные люди не обладают кротостью. Кротость — это полное доверие Богу и любовь ко всему, что Он дал нам в нашей жизни.

нагорная проповедь Иисуса Христа

Образ из Нагорной проповеди Иисуса Христа.

Блаженства — и вся Нагорная проповедь — говорят, что человек становится свободным, когда зло и жестокость, которые его окружают, совсем не затрагивают его внутренний мир.

Человеку трудно отстраниться от земных чувств и переживаний. Это почти невозможно, и только святым это удается. Жизнь всегда будет сопровождаться испытаниями и трудностями. Но все это теряет свой трагизм, когда человек пытается почувствовать и развить в себе божественную любовь, нежную любовь.

Нагорная проповедь и особенно Блаженства означают такую жизнь.

История появления

Спаситель провозгласил Свои заповеди во время Своего странствования по Галилее около 30 года нашей эры. Некоторые ученые видят в том, что Иисус говорил на горе, аналогию с восхождением Моисея на гору Синай. Таким образом, Иисус предстает как продолжатель, преемник работы ветхозаветного пророка.

Место события

Гора, на которой происходило учение, называется «Гора блаженств». В этой части Галилеи нет гор, но есть несколько больших холмов к западу от Галилейского моря. Некоторые исследователи Евангелия считают, что более точный перевод с греческого — «горный район», а не просто «гора».

Существует также версия, что Иисус Христос произнес свою речь в пещере на холме, где он совершил чудо хлеба и рыбы, недалеко от Капернаума.

нагорная проповедь икона

Проповедник и слушатели

Интересно, что согласно Евангелию от Матфея, Иисус произносит свою проповедь сидя. Это может означать, что аудитория, к которой была обращена проповедь, не была всем народом Израиля: учителя в синагогах всегда сидели и преподавали учение. Таким образом, евангелист подчеркивает, что ученики и апостолы были главными слушателями Христа.

Эта теория подтверждается картинами и изображениями — на картинах и изображениях близкие к Иисусу люди сидят рядом с ним, а обычные люди сидят на некотором расстоянии, хотя и слышат, что говорится.

Считается, что речь была обращена к трем типам слушателей: близким, окружающим и всему человечеству, поэтому она и была записана.

Читайте также: Православные старцы: описание жизни, мудрость, молитвы

в нагорной проповеди провозгласил свои заповеди

Иисус Христос много внимания уделяет комментарию к Ветхому Завету

Иисус Христос не представляет своим слушателям ничего радикально нового. В своей проповеди он ссылается на Ветхий Завет и предполагает, что его слушатели знакомы с этой традицией. Например, фраза «кроткие наследуют землю» восходит к этому стиху:

«И кроткие наследуют землю и насладятся полнотою мира».

Иисус не скрывает своей симпатии к закону Моисееву, но заявляет: «Я пришел не нарушить закон, но исполнить его».

Спаситель ссылается на различные законы Ветхого Завета. Он комментирует две так называемые заповеди любви:

Помимо десяти законов, записанных на скрижалях, были и другие заповеди, которые должны были соблюдать верующие. Одной из этих заповедей были две заповеди любви. Они содержатся в тексте Ветхого Завета, и Иисус Христос включил эти идеи в Свою проповедь.

(К.Г. Блох, Нагорная проповедь, 1877). Фото: upload.wikimedia.org

Первая заповедь о любви. О Боге:

«и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею».

Вторая заповедь о любви. О людях:

«Не мсти и не гневайся на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя».

«Если чужеземец поселится в земле твоей, не притесняй его. Пришелец, поселившийся у вас, будет вам как родной; вы должны любить его, как самого себя, ибо и вы были пришельцами в земле Египетской».

Спаситель призывает нас посмотреть на этот вопрос в более широком контексте:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим».

Это первая и величайшая заповедь. А второй — примерно такой: Возлюби ближнего своего, как самого себя. Весь Закон и Пророки основаны на этих двух заповедях.

Нагорная проповедь Иисуса Христа

Иисус Христос

Жизнь и учение

  1. Значение Нагорной проповеди
  2. Нагорная проповедь Иисуса Христа (Мф 5-7). Полный текст
  3. Структура Нагорной проповеди и толкование слов Иисуса Христа
  4. Заповеди Блаженства – путь в рай
  5. Две меры праведности – ветхая и новая
  6. Гармония между внешним и внутренним
  7. Молитва Господня
  8. О приобретении вечного сокровища
  9. О не осуждении ближних
  10. О постоянстве и надежде на Бога
  11. О ложных пророках
  12. Как устоять во время испытаний
  13. Заключение

Иисус Христос шел со Своими учениками, за ними следовала толпа. Они хотели узнать, как соблюдать заповеди Божьи и как жить правильно, чтобы избежать искушений и других грехов. Тогда Иисус взошел на гору, чтобы лучше слышать, и сел на вершине. Апостолы сидели вокруг него, а миряне — на некотором расстоянии. И Иисус проповедовал Нагорную проповедь.

Нагорная проповедь полностью содержится в Евангелии от Матфея. Лука записал только часть проповеди Спасителя, самые важные части.

нагорная проповедь евангелие от матфея

Иисус Христос произнес Нагорную проповедь в первый год своего публичного служения, когда поднялся на невысокую гору на северном берегу Галилейского моря недалеко от города Капернаум.

Определение понятия

Нагорная проповедь — это собрание изречений Спасителя о принципах христианской морали. Она начинается с девяти заповедей Блаженств, которые описывают новозаветный закон духовного возрождения. Далее он говорит, что христиане призваны оказывать положительное влияние на окружающее их общество. Иисус также подчеркнул, что Его учение не отменяет ветхозаветные заповеди, а дополняет их.

Он на своем примере объяснял, как давать милостыню другим, как правильно молиться и поститься, чтобы угодить Богу. Иисус предлагает нам молитву Господню, которую часто называют «молитвой Господа». Это служит примером того, как не следует говорить лишних слов. В нескольких строках она выражает основные духовные и материальные потребности человечества. Молитва Господня учит нас делиться своими заботами и показывает нам, что в жизни главное, а что второстепенное. Затем звучит призыв к кротости, смирению и надежде на Бога.

Существуют также заповеди «Не противься злу», «Подставь другую щеку» и Золотое правило. Выражения «соль земли», «свет мира» и «не судите сами, да не судимы будете» стали общеупотребительными.

Проповедь Иисуса Христа. Он нес доброту…

Значение в истории

В христианстве эта проповедь считается дополнением к Десяти заповедям, которые Бог дал Моисею на горе Синай. В нем отражены основные понятия и истины христианского учения.

В Нагорной проповеди было много сказано о смысле человеческой жизни, счастье и непреложных законах. До пришествия Христа книжники и фарисеи имели привилегию толковать Закон Божий и объяснять его людям запутанными и непонятными способами, особенно в отношении ритуалов и внешнего соблюдения Закона. Толкования фарисеев были произвольными и основывались на их собственных выгодах и интересах. Они презирали массы, которые считали невежественными и необразованными.

Иисус Христос, напротив, говорил ясно и просто, на доступном языке, используя примеры из повседневной жизни евреев для разъяснения вопросов. Спаситель говорил о том, как должны жить люди, чтобы установить Царство Божье на земле, Царство света и разума, справедливости и добра. Господь объяснил, что короткая земная жизнь дана для того, чтобы достичь вечного счастья в Царстве Небесном. Этой цели можно достичь, исполняя волю и заповеди Бога и совершая добрые дела.

Текст проповеди

Текст проповеди положительно влияет на мышление людей, открывает путь к Богу, говорит о праведном образе жизни, положительно влияет на поступки и отношения людей в обществе и политическую систему страны.

Наставления Спасителя помогают сформировать духовный облик человека, указывая путь к всестороннему совершенствованию (духовному и физическому), к совершенствованию как отдельного человека, так и всей мировой цивилизации.

История появления

Спаситель провозгласил Свои заповеди во время Своего странствования по Галилее около 30 года нашей эры. Некоторые ученые видят в том, что Иисус говорил на горе, аналогию с восхождением Моисея на гору Синай. Таким образом, Иисус предстает как продолжатель, преемник работы ветхозаветного пророка.

Место события

Гора, на которой происходило учение, называется «Гора блаженств». В этой части Галилеи нет гор, но есть несколько больших холмов к западу от Галилейского моря. Некоторые исследователи Евангелия считают, что более точный перевод с греческого — «горный район», а не просто «гора».

Существует также версия, что Иисус Христос произнес свою речь в пещере на холме, где он совершил чудо хлеба и рыбы, недалеко от Капернаума.

нагорная проповедь икона

Проповедник и слушатели

Интересно, что согласно Евангелию от Матфея, Иисус произносит свою проповедь сидя. Это может означать, что аудитория, к которой была обращена проповедь, не была всем народом Израиля: учителя в синагогах всегда сидели и преподавали учение. Таким образом, евангелист подчеркивает, что ученики и апостолы были главными слушателями Христа.

Эта теория подтверждается картинами и изображениями — на картинах и изображениях близкие к Иисусу люди сидят рядом с ним, а обычные люди сидят на некотором расстоянии, хотя и слышат, что говорится.

Считается, что речь была обращена к трем типам слушателей: близким, окружающим и всему человечеству, поэтому она и была записана.

в нагорной проповеди провозгласил свои заповеди

Структура проповеди

Проповедь состоит из восьми частей:

  1. Введение — Христос исцеляет больного и лицезреть чудо приходят люди.
  2. Блаженства — основная часть учения, описывающая моральные качества человека, страждущего попасть в Царство Божие.
  3. Притчи о соли и свете — завершают заповеди и предваряют следующую часть.
  4. Объяснение закона — Иисус по-новому толкует заповеди Моисея.
  5. Осуждение лицемеров — тех, кто совершает благие дела напоказ.
  6. Молитва Господня — образец обращения к Создателю.
  7. Не судите, да не судимы будете — рассуждение о том, имеет ли право человек осуждать других людей.
  8. Благость Небесного Отца и Святость — завершение проповеди.

Заповеди блаженства

Нравственное учение Христа посвящено вопросу о том, как достичь вершины христианского совершенства, чистоты помыслов и нравственности. Десять заповедей были даны людям во времена Моисея, чтобы удержать их от зла.

Блаженства были даны ученикам, чтобы показать им, какими духовными качествами они должны обладать, чтобы прикоснуться к Богу и обрести святость.

Согласно заповедям Господа, они благословенны:

  • нищие духом, ибо их есть Царство Небесное;
  • плачущие, ибо они утешатся;
  • кроткие, ибо они наследуют землю;
  • алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся;
  • милостивые, ибо они помилованы будут;
  • чистые сердцем, ибо они Бога узрят;
  • миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими;
  • изгнанные за правду ибо их есть Царство Небесное;
  • вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Притчи о соли и свете

Соль и свет — это метафоры, которые Иисус использует в повествовательном учении. Они просты и понятны. Например, соль, потерявшая соленость, бесполезна для человека, а свет должен освещать все, что происходит в доме.

Таким образом, Спаситель подчеркивает, что Его учение носит агрессивный характер и должно дойти до ушей всех, кто живет в доме, созданном Богом, то есть на земле.

евангелие от матфея

Толкование Закона

Десять заповедей Ветхого Завета носят ограничительный, запретительный характер. Иисус не отменяет Закон Моисеев, но расширяет его, придавая более глубокий смысл учениям Ветхого Завета.

Например, заповедь «Не убий» до Христа понималась буквально. Учение Христа придает ему более глубокий смысл: даже беспричинный гнев, который может стать источником вражды с разрушительными последствиями, является грехом и недопустим.

То же самое относится и к девяти заповедям. Иисус решительно осуждает показные обряды поклонения ради публичной похвалы и заявляет, что внешние проявления любви к Богу бесполезны без искренней верности сердца.

По словам Иисуса, люди должны не накапливать земные богатства, а стремиться к большей ценности — Царству Небесному.

нагорная проповедь как моральное учение христа

Молитва Господня

Молитва «Отче наш» — это часть проповеди лицемерам. Это пример короткого и искреннего обращения к Богу, который показывает, как нужно молиться.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий