Свято-Успенская Саровская мужская пустынь. Свято успенская саровская пустынь.

Материал предоставлен Музеем ядерного оружия, Городской музей. Фото.

Свято-Успенская Саровская мужская пустынь

Свято-Успенская Саровская мужская пустынь

Эрмитаж Успения Богородицы Саровской был основан в начале XVIII века, здесь подвизался преподобный Серафим Саровский. Он относится к Нижегородской и Арзамасской епархии Русской православной церкви.

В монастыре есть комплекс подземных пещер.

Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, был монах Феодосий из Пензы, который пришел в «старый город» в 1664 году и построил здесь свою келью. Прожив там около шести лет, Феодосий решил уехать в Пензу. Примерно в это время в старом городе поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря (также известного как Спасский монастырь в Арзаме). Некоторое время два отшельника жили вместе, но вскоре Феодосий уехал в Пензу, и Герасим остался один в «Старом городе». Через десять лет Герасим удалился в Краснослободский монастырь, видимо, опасаясь воров и разбойников, которые причиняли ему «много бед» (по словам Леонида Денисова, жители просили его стать их мастером-строителем), и «старый город» снова пришел в упадок.

Около 1683 года монах Савватий и монах Филарет из Санаксарского монастыря, основанного в 1659 году, вернулись в свой монастырь, но вскоре вернулись обратно. Старый город» снова был пустынным.

Основателем Саровского скита был иеромонах Исаакий (урожденный Иоанн Федоров, сын слуги из села Красное Арзамасского района), который по благословению настоятеля покинул Введенский монастырь и поселился в «старом городе» вместе с монахом Филаретом из Санаксарского монастыря. Вскоре у Исаака появились соратники, и отец Исаак начал ходатайствовать об основании монастыря в Сарове.

Свято-Успенская Саровская мужская пустынь

В 1705 году князь Кугушев, владелец «старой крепости», подарил отцу Исааку участок земли между реками Сатис и Савка для будущего монастыря. В январе 1706 года Рязанский митрополит Стефан Яворский удовлетворил просьбу отца Исаакия о строительстве церкви в «старой горной крепости». 28 апреля 1706 года отец Исаак заложил первый камень в основание деревянной церкви в честь иконы Богородицы «Живоносный источник». 16 июня 1706 года состоялось освящение новой и первой церкви Саровского монастыря. Этот день (29 июня по новому стилю) считался днем основания Саровской пустыни.

В 1731 году первый настоятель монастыря, отец Исаакий (ставший за это время иеромонахом Иоанном), сложил с себя полномочия игумена в связи с ослаблением сил и выбрал своим преемником своего ученика Дорофея.

Из последующих настоятелей особым уважением пользовался отец Ефрем (Коротков), невинно обвиненный в государственной измене и проведший 16 лет в ссылке в Орской крепости. Он был оправдан и вернулся в Саровскую пустынь в 1755 году. Во время голода 1775 года отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, приказал открыть монастырские склады, чтобы помочь нуждающимся мирянам.

Еще при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, отца Пахомия, иеромонаха. Во время священства отца Пахомия в Саров приехал Прохор Мошнин, будущий отец Серафим Саровский.

В 1897 году было начато строительство церкви над кельей Серафима Саровского. Автором проекта был архитектор А.С. Каминский. После доксологии старца в 1903 году храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием.

Современное состояние править

17 июля 2006 года Священный Синод принял решение об открытии монастыря. 30 июля Святейший Патриарх Алексий II совершил чин Великого освящения обновленного храма во имя Усекновения главы св. Восстановленная церковь стала седьмой действующей церковью в Сарове.

27 июля 2009 года архимандрит Кирилл (Покровский), протоиерей Варнавинского и Уренского районов, был назначен настоятелем прихода. В то время в монастыре жили семь монахов и три послушника.

7 сентября здание северной монашеской общины было передано монастырю.

9 сентября 2009 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Большой и Ближний Эрмитаж, храм Иоанна Предтечи, подземный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских, гробницу преподобного Серафима Саровского и храм Серафима Саровского. Патриарх Кирилл подарил храму Серафима Саровского икону Спасителя с памятной надписью, а встречавшие его получили иконы с изображением благоверного князя Александра Невского.

29 июня 2010 года архиепископ Георгий освятил пять икон для церкви в честь Святого Духа, построенной на месте, где святой Серафим Саровский и Николай Мотовилов имели беседу о достижении Святого Духа. На следующий день архиепископ Георгий заложил первый камень в основание церкви в честь соловецких старцев Зосимы и Савватия.

12 ноября архиепископ Георгий совершил первую мессу в церкви, построенной в честь старцев Зосимы и Саватия Соловьевских. К этому времени уже были построены стены и купол церкви. Освящение креста и купола состоялось 28 июля 2011 года. Высота строящейся церкви составляла 47,5 метров. 26 мая 2012 года митрополит Георгий совершил чин великого освящения храма в честь Зосимы и Савватия.

17 июля 2012 года началось телевизионное вещание с новой башни, построенной на федеральные средства, а 18 июля начался демонтаж старого телерадиооборудования с колокольни Свято-Успенского монастыря.

21 декабря митрополит Георгий совершил торжественное освящение часовни в честь Преображения Господня на втором этаже церкви.

В 2016 году началась реставрация собора Успения Богородицы в Саровской часовне.

Закрытие монастыря

Разрушение монастыря началось в 1918 году, когда в Саров приехал просветитель из областного города Темникова и добился права основать здесь общину. Монахи, в свою очередь, попросили создать в монастыре рабочую партию с уставом, аналогичным уставу монастыря. Однако Темниковская земская управа посчитала, что монахи в силу своей незрелости не способны к самоуправлению и проявлению инициативы в ведении большого хозяйства на основе новых социалистических принципов.

В сентябре 1918 года в монастырь пришел первый отряд особого назначения ОГПУ и потребовал 300 тысяч рублей, а в ноябре на Саровскую Пустынь был наложен единовременный специальный налог в размере одного миллиона рублей. После этого началась кампания по вскрытию и очистке мощей православных святых. 17 ноября 1920 года по решению IX съезда Советов в Темникове был открыт ковчег с мощами преподобного Серафима.

Обитель Саровского монастыря была разрушена, мощи осквернены, а бренные останки Старца увезены в неизвестном направлении. В марте 1927 года правительство приняло решение о ликвидации Саровского монастыря, а оставшиеся земли и здания были переданы в ведение Нижегородского управления НКВД.

Современный период

После закрытия на территории монастыря была основана фабричная рабочая коммуна NKT N4 (Народный комитет труда), главной задачей которой было «перевоспитание беспризорников путем вовлечения их в трудовой процесс». В 1931 году в коммуне насчитывалось около 3,5 тысяч детей. После 1931 года община была закрыта, а на ее месте по системе НКВД была создана трудовая колония для молодежи и взрослых.

После ликвидации колонии в ноябре 1938 года НКВД передал производственные мощности в ведение Народного штаба машиностроения. По его решению в Сарове было организовано производство пресс-изделий и 152-мм фугасных реактивных снарядов. Завод был перестроен и постоянно расширялся. В 1941 году он был передан в ведение Комиссариата боеприпасов и получил 550 N.

В 1942-1943 годах началось производство снарядов для ракетных установок «Катюша». Каждый пятый снаряд, выпущенный по врагу, имел корпус, изготовленный на заводе N550.

В 1946 году Я.Б. Харитон и И.В. Курчатов выбрали Саров, чтобы построить там секретное предприятие по производству ядерного оружия. После 1946 года Саров, или, как его тогда называли, «поселок КБ-11», надолго исчез со всех карт по соображениям секретности. Его названия постоянно менялись. Благодаря усилиям ведущих ученых, техников и рабочих во главе с Ю.Б.Харитоном и И.В.Курчатовым секретный объект начал активно работать.

Возрождение церковной жизни

26 сентября 1989 года в Сарове впервые после 62 лет разрухи был отслужен молебен Его Преосвященству Серафиму Саровскому. Православный приход в Сарове был основан в 1990 году, но зарегистрирован только в 1991 году, после открытия мощей преподобного Серафима. 2 августа 1991 года, по случаю перенесения мощей святого в Дивеево, город посетил Святейший Патриарх Алексий II. Его Святейшество освятил крест на месте скита, где молился преподобный монах, а также памятник работы скульптора Клыкова.

14 июля 1992 года Саровский приход приобрел церковь в честь Всех Святых — бывшую церковь монастырского кладбища.

В 1999 году епархии была передана церковь Святого Иоанна Крестителя, которая была обезглавлена и восстановлена в советское время.

В августе 2000 года была построена и освящена Свято-Береговая часовня с молитвенной комнатой. В том же году выдающаяся роль Саровского монастыря в новой истории Русской Церкви была представлена в иконе Собора новомучеников и исповедников Российских, созданной по случаю его прославления в 2000 году. На четырнадцатой панели изображено разрушение монастыря и похищение мощей преподобного Серафима (см. изображение выше).

Святыня Серафима вернулась в епархию в ноябре 2002 года и была освящена Святейшим Патриархом Алексием в день 100-летия канонизации Серафима Саровского (1 августа 2003 года).

17 июля 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возобновление деятельности Саровского Свято-Успенского Эрмитажа.

Духовное возрождение Сарова

26 сентября 1989 года Саров впервые посетил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) 6. Он служил монаху Серафиму Саровскому в отдаленной пустыне с незанятой перегородкой.

В 1990 году в Сарове был основан православный приход.

Летом 1991 года был зарегистрирован приход, основанный годом ранее.

В ноябре 1990 года в Музее атеизма и религии в Санкт-Петербурге состоялось второе вскрытие мощей преподобного Серафима Саровского. 11 января 1991 года мощи были официально переданы Русской православной церкви. 30 июля святые мощи отца Серафима были перенесены в город Дивеево.

2 августа 1991 года город впервые посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В марте 1992 года в город прибыл первый священник, иерей Владимир Аясов. В апреле 1992 года на Пасхальном бдении была совершена первая Божественная литургия.

В феврале 1993 года митрополит Николай освятил церковь Всех Святых, которая годом ранее была перенесена из ядерного центра в приход, отремонтирована и восстановлена; в церкви была создана воскресная школа и православные классы для взрослых.

В 1992 и 1993 годах Патриарх Алексий II посещал Саров в дни праздника Серафима Саровского.

В 1998 году Федеральный центр ядерных исследований принял решение о передаче общине здания церкви Святого Иоанна Крестителя. Трансфер состоялся летом 1999 года.

В 1999 году на колокольне были установлены колокола, изготовленные одной из мастерских ВНИИЭФ8.

В июле-августе 2003 года в Сарове прошли торжества по случаю 100-летия канонизации Серафима Саровского, к которым заранее была проведена большая подготовка. 13 июля 2003 года на колокольне был установлен крест.8 30 июля 2003 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заново освятил храм преподобного Серафима Саровского. 30 июля 2003 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заново освятил храм преподобного Серафима Саровского. В те же дни Саров посетил Президент Российской Федерации В.В. Путин.

В 2005 году был поднят вопрос о возможности восстановления монастыря9 .

17 июля 2006 года Священный Синод принял решение об открытии монастыря 10 11. 30 июля 2006 года Святейший Патриарх Алексий II освятил восстановленную церковь во имя Усекновения главы Иоанна Крестителя12. Перестроенная церковь стала седьмой церковью в Сарове12 .

27 июля 2009 года архимандрит Кирилл (Покровский), протоиерей Варнавинского и Уренского районов, был назначен настоятелем прихода.13 В то время в монастыре жили семь монахов и три послушника13 .

7 сентября монастырь принял здание северной часовни, в которой до недавнего времени размещалась детская художественная школа14. Планируется строительство духовно-просветительского центра, несколько комнат выделено для детской студии «Родничок» православного художественного объединения «МИР «15.

9 сентября 2009 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил дальний и ближний Эрмитаж, храм Иоанна Предтечи, подземный храм святых Антония и Феодосия Пешерских, гробницу преподобного Серафима Саровского и храм Серафима Саровского 16. Патриарх Кирилл подарил храму Серафима Саровского икону Спасителя с памятной надписью, а встречающие его люди получили иконы с изображением святого князя Александра Невского.

22 декабря архиепископ Георгий провел совещание, на котором подвел итоги годичной работы по восстановлению храма в честь святых Зосимы и Савватия: более года ушло на расчистку территории и снос здания, возведенного на месте церкви, а также на подготовку проектной документации. 17. Вечером 23 декабря архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил литургию в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских в церкви Саровской пещеры 18.

Настоятели пустыни до её закрытия в 1927 г. 27

Светское имя Название деноминации Годы отшельничества
Исаак Монах (Иоанн, «Примитивный») Иван Федорович Попов 1669-1737 1708-1734
Дорофей, иеромонах (схиигумен Димитрий) Дмитрий Анисимович Замятин 1678-1747 1731-1747
Филарет, иеромонах Филарет, «откуда и чей у него сын, он уже не знает». ?—? 1747-1749
Маркелл, иеромонах Необходимость уточнения 1721-1752 1749-1751
Исаакий (II), иеромонах Необходимость уточнения 1721 — после 1775 1751-1758
Ефрем, монах Коротков Евдоким Андреевич 1694-1778 1758-1777
Пахомий, иеромонах Борис Леонов 1729-1794 1777-1794
Исаия (I), иеромонах Зубков Илья Гаврилович 1741-1807 1794-1807
Нифонт, аббат Черницын Василий Петрович 1761-1842 1807-1842
Исаия (II), аббат Путилов Иона Иванович 1786-1858 1842-1858
Серафим, аббат Пестов Спиридон Андреевич 1805-1878 1858-1872
Иосиф, аббат (схима Иоанн II) Иван Шумилин 1818-1892 1872-1890
Рафаэль, аббат Трухин Николай Ионович 1844-1901 1890-1894
Иерофей, аббат Мелентьев Иван Петрович 1828-1920 1894-1920
Руфин, игумен Велькин Родион Иванович 1858-1925 1920-1925
Мефодий, аббат Коковихин Михаил Кузьмич 1871-? 1925-1926
Киприан, монах Петров Казян Егорович 1876-? 1926-1927
  • Варнава (Баранов) (17 июля — 26 декабря 2006)
  • Андроник (Могилатов) (12 октября 2007 — 27 июля 2009)
  • Кирилл (Покровский) (27 июля — 29 ноября 2009)
  • Никон (Ивашков) (c ноября 2009) до 26 июля 2010 — и. о. наместника

Примечания

  1. ↑ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил храм преподобного Серафима Саровского в Свято-Успенской Саровской пустыни (фото). Нижегородская епархия (31 июля 2010 года).Архивировано из первоисточника 26 июня 2012.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Леонид И. Денисов Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. — 4-е. — М .: Издательский Совет Русской Православной Церкви (А. Д. Ступина), 2005 (1904). — С. 39. — 703 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94625-061-2
  3. ↑ Романов, Дмитрий 29 июня — день основания Саровской пустыни. Нижегородская и Арзамасская епархия (29 июня 2010 года).Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012.Проверено 28 июля 2010 года.
  4. ↑ 1 2 3 100-летие прославления преп. Серафима Саровского. Хроника восстановительных работ. Нижегородская епархия.Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012.Проверено 5 сентября 2009 года.
  5. ↑ История города Арзамас-16 до 1946 года
  6. ↑ 1 2 3 4 100-летие прославления преп. Серафима Саровского. Хроника возрождения православной жизни в Сарове в 1989—2003 гг.. Нижегородская епархия.Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012.Проверено 5 сентября 2009 года.
  7. ↑ Церковная хроника г. Сарова
  8. ↑ 1 2 Подъем креста на колокольню Саровского монастыря, Нижегородская епархия, 13 июля 2003 года
  9. ↑ Обсуждается вопрос о восстановлении древнего Саровского монастыря официальный сайт МП 14 декабря 2005 г.
  10. ↑ ЖУРНАЛ № 61//ЖУРНАЛЫ заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви (17-19 июля 2006 года) Официальный сайт МП 19 июля2006 г.
  11. ↑ В Сарове возобновляется монашеская жизнь. Официальный сайт МП 20 июля 2006 г.
  12. ↑ 1 2 Первосвятительский визит в Саров и Дивеево, Нижегородская епархия, 2 августа 2006 года
  13. ↑ 1 2 В планах развития Саровской пустыни — восстановление храмов, просветительская и издательская деятельность, Нижегородская епархия, 3 сентября 2009 года
  14. ↑ Муниципальных учреждений на монастырской площади больше нет. Официальный сайт администрации г.Сарова.Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012.Проверено 7 сентября 2009 года.
  15. ↑ У детской студии «Родничок» при православном творческом объединении «МіР» появится свое помещение, Нижегородская епархия, 30 сентября 2009 года
  16. ↑ 1 2 Святейший Патриарх Кирилл поклонился святыням Саровской пустыни, Нижегородская епархия, 9 сентября 2009 года
  17. ↑ Архиепископ Георгий провел в Сарове совещание по восстановлению храма святых Зосимы и Савватия (фото, видео). Нижегородская епархия (22 декабря 2009 года).Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012.Проверено 8 января 2010 года.
  18. ↑ Архиепископ Георгий: «День монашеского пострига – это день второго рождения» (видео). Нижегородская епархия (23 декабря 2009 года).Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012.Проверено 8 января 2010 года.
  19. ↑ Высоцкая, Светлана Архиепископ Георгий в Сарове освятил пять икон, написанных для храма в честь Святого Духа. Нижегородская и Арзамасская епархия (29 июня 2010 года).Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012.Проверено 28 июля 2010 года.
  20. ↑ Высоцкая, Светлана Архиепископ Георгий в Сарове совершил чин закладки храма в честь преподобных Зосимы и Савватия (фото, видео). Нижегородская и Арзамасская епархия (30 июня 2010 года).Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012.Проверено 28 июля 2010 года.
  21. ↑ 1 2 Жидков, Николай Архиепископ Георгий в Сарове совершил молебен в строящейся церкви в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (фото, видео). Нижегородская епархия (12 ноября 2010 года).Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012.Проверено 12 декабря 2010 года.
  22. ↑ Рукавишников, Андрей В Сарове архиепископ Георгий освятил купол и крест для строящегося храма в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (фото). Нижегородская епархия (28 июля 2011 года).Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012.Проверено 19 августа 2011 года.
  23. ↑ 1 2 Высоцкая, Светлана В Сарове подняли и установили купол с крестом на строящийся храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (фото). Нижегородская епархия (29 июля 2011 года).Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012.Проверено 19 августа 2011 года.
  24. ↑ В Сарове совершено великое освящение храма в честь Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Нижегородская митрополия (26 мая 2012 года).Архивировано из первоисточника 26 июня 2012.Подтверждено 4 июня 2012 года.
  25. ↑ Виноградова, Анна В Сарове начался демонтаж телерадиопередающего оборудования с колокольни Свято-Успенского мужского монастыря (фото). Нижегородская митрополия (19 июля 2012 года).Архивировано из первоисточника 6 августа 2012.Подтверждено 20 июля 2012 года.
  26. ↑ В Сарове митрополит Георгий освятил придел храма во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (фото), Нижегородская митрополия, 21 декабря 2012 года
  27. ↑ Степашкин, 2009, с. 250—258

Святыни

Успенский собор в Сарове

В Саровском Эрмитаже Успения Богородицы есть много мест, которые высоко почитаются православными:

  • Келья преподобного Серафима Саровского;
  • Часовенка над местом первого упокоения преподобного;
  • Дальняя пустынька старца;
  • Ближняя пустынька;
  • Место моления тысячи ночей иеромонаха.

Некоторые святыни были почти полностью разрушены, поэтому их пришлось восстанавливать по старым описаниям, рисункам и фотографиям.

Келья Серафима Саровского

Келья преподобного Серафима Саровского

В 2002 году, во время ремонта церкви, была найдена заброшенная келья. Серафим Саровский жил, молился и умер здесь в середине 19 века. После его смерти в камере никто не жил, так как она считалась святым местом. Позже святилище было восстановлено. В правом углу находится икона Девы Марии, подсвечник, алтарь и Библия. Мощеная кухня, где находился старик, была восстановлена. Теперь каждый может прикоснуться к этим предметам и почувствовать умиротворение.

Часовня-сень над первоначальным местом погребения Серафима Саровского

Часовня-сень прп. Серафима Саровского

Перед смертью Его Преосвященство Серафим сам выбрал место своего упокоения. Его бренные останки должны были быть погребены рядом с могилой Марка Молчаливого. Для этого сам святой отметил это место камнем.

Похороны святого состоялись в 1833 году. Монахи решили построить над его могилой часовню-экран. Строительство было завершено в течение двух лет. В часовне были витражные окна и чугунный колокол. В 1903 году были перенесены бренные останки Серафима Саровского, и часовня была перестроена. В 1951 году здание было полностью снесено.

В 20 веке проводились раскопки, и только в 2006 году здание было восстановлено. Стены украсили витражами, настелили мраморные полы и поставили надгробия.

Дальняя пустынька

Дальняя пустынька

Отец Серафим прожил в этом святом месте пятнадцать лет. После смерти своего учителя, иеромонаха Пахомия, он ушел на покой. Келья, в которой жил святой, находилась в 6 км от города Сарова на берегу реки Саров. В жилом доме была установлена отопительная печь и устроена терраса. Вокруг него был небольшой сад, окруженный забором. Святой очень любил это место, он дал имя каждому холму, каждой тропинке, которые были связаны с религиозными событиями.

Однажды на него напали в пустыне на Дальнем Востоке. Трое жителей деревни избили старика, но не нашли в его камере ничего ценного. Серафим был близок к смерти, но благодаря чуду он исцелился.

После его смерти место было куплено, а камера разобрана. Лишь в 2000 году с помощью неравнодушных людей здесь была построена часовня и деревянная хижина.

Ближняя пустынька

Ближняя пустынька

Престольные праздники

В память о священной истории Саровского скита монастырь проводит особые торжества в праздник Успения и в память о преподобном Серафиме Саровском.

  • Успение Богородицы отмечается 28 августа по новому стилю. В этот день православные вспоминают о кончине Девы Марии, в монастыре совершают службы.
  • 1 августа — день памяти преподобного Серафима Саровского. Старец многое пережил за свою жизнь, испытал гонения, вел благочестивый образ жизни, нес подвиги безмолвия и столпничества.

В скиту Успения Девы Марии в Сарове эти праздники отмечаются с особым благоговением.

Лесная пустынь

Лесной скит Местность, где я когда-то служил, сильно страдала от жестокостей русского сельского населения. Например, целая деревня со всеми ее поселениями была уничтожена в целях экспансии, а ее обширные земли в итоге были захвачены.

Святой Антоний, отец монашества, живший в III веке нашей эры, считается основателем Оптиной пустыни. Старейшина — это человек, который приостанавливает волю своего ученика и поглощает его душу в свою собственную. Ученик подчиняется старцу в полном послушании, в полном самоотречении.

Саровская пустынь и препод. Серафим

5. Саровский скит и преподобный. Серафим. В последней четверти XVIII. века и особенно в первой половине XIX века относительно новый Саровский скит был одним из монастырей, отличавшихся строгостью жизни своих монахов. Своим развитием она обязана целому ряду монахов и

6. Оптинский скит и его скит Оптинский скит занимает особое место в духовной и религиозной жизни России XIX в. Сам скит и скит, где жили оптинские пастыри, со временем стали известны всей стране. Именно здесь была основана Оптинская школа, в которой учились

НИЛОВСКАЯ ПУСТЫНЬ

НИЛОВСКИЙ ПУСТЫНЯ Нил Сорский был несторианским лидером, выступавшим за секуляризацию монастырских земель и отказ от собственности монахов и народа. Мы знаем о нем очень мало, потому что его «жизнь» не богата биографическими сведениями. Триумфы в

Свято-Екатерининская Пустынь В ноябре 1656 года царь Алексей Михайлович охотился со своей свитой в районе «Ермолинской рощи». Вечером царь решил не возвращаться в Москву, а переночевать здесь, для чего были разбиты теплые палатки. Только царь начал спать,

О физиках и… огнеборцах

А вот еще одна история. Зимой 1997 года я привез в Дивеево еще одну группу паломников из Ульяновска. Наш старенький «Икарус» не смог доехать до Цыгановки и попал под лавину посреди глухого леса — корпус двигателя был пробит!

Сорок женщин, промокших после купания в роднике, остались в автобусе греться, пока мы с другим водителем ходили за трактором. Мы решили пойти в ближайшую деревню, Сатис.

Стало темно. Полуторакилометровая прогулка по заснеженной земле была довольно утомительной. Но в деревне нас ждала удача, потому что там, видимо, находилось большое подразделение МЧС — пожарная команда. Через десять или пятнадцать минут мы уже сидели в кабинете командира, терпеливо ожидая, пока солдаты прогреют двигатель нашего грузовика на лютом морозе.

Из окна моего кабинета был виден парадный плац с небольшой военной церковью, и наш разговор плавно перешел на тему Сарова. И тогда, по подсказке моего собеседника, загадочный город приоткрыл мне немного своей повседневной и беспощадной реальности: да, дикая, буквально циклопическая сила Атомграда всегда под надежным контролем, но когда что-то происходит «на земле», первыми в пламя вскакивают именно те простые российские офицеры и солдаты МЧС.

Компромисс найден, устроит ли он ФСБ и Росатом?

Предположительно, многие верующие сейчас думают о том, как спасти ситуацию с безопасностью в Сарове и его объектов, не нарушая конфиденциальности и в то же время позволяя православным всего мира посещать пустынь и молиться на Свято-Серафимовской земле. Действительно ли не существует оптимального решения? Но мне кажется, что нет неразрешимых вопросов, если только человек готов их решать?

Почему-то сразу вспомнились поездки в Новосибирск (мост метро «Обская») и Москву (мост метро через Москву-реку между Лушниками и МГУ). Я также запомнил посещение огромного самолета «Руслан» в Ульяновске, подъем по трапу с задней стороны и попадание в огромный грузовой отсек самолета. Все это заставило задуматься, и вскоре было найдено правильное решение.

Мое предложение основано на принципе перехода через мост. Прямоугольная труба устанавливается на бетонные сваи. Паломники двигались по этой «прямоугольной трубе» — пешеходной дорожке. Размеры сторон составляют примерно 4×3 метра. Высота столбов составляет около 8-10 метров, в зависимости от рельефа городской территории.

Начало трубы находится возле Цыгановского источника, на площади — это место просто географически ближе всего к зданиям Саровского Эрмитажа. Затем поднимитесь по трубе, преодолевая посты охраны и ведущей прямо через городскую территорию к монастырю. Затем она продолжается до Ближнего Эрмитажа в районе озера Боровое, а затем до Дальнего Эрмитажа. Вот и все. В Монастыре и Ближайшем Эрмитаже строятся боковые пандусы от трубы до земли. Возможно, с эскалаторами.

Интернет-сервис Яндекс предполагает, что общая длина переправы составит чуть более шести километров. В частности:

— Участок «Цыгановка — монастырь» = 2 км 460 м.

— Участок «Монастырь — Ближняя Пустынька» = 2 км 000 м

— Участок «Ближняя пустынь — Дальняя пустынь» = 1 км 680 м

Итого = 6 км 140 м

Организационные проблемы и проблемы безопасности могут быть решены следующим образом:

1. будут сформированы три новые охранные зоны — территория самого монастыря и участки Близнецовой отшельницы и Дальней отшельницы. Они будут окружены высокой стеной (подобно шумозащитным ограждениям на МКАД), а при необходимости будет организована контрольная полоса. По внешнему периметру расположены аванпосты.

2. для обеспечения доступа в монастырь жителей Сарова или гостей города у монастырской ограды будет установлен новый контрольно-пропускной пункт. Степень тяжести» такая же, как и для других существующих.

3. доступ в тоннель для паломников из «большой страны» строго контролируется охранниками по компьютерной базе данных. Имеются ящики с металлоискателями. Паломники, не имеющие при себе документов, не допускаются. Период принудительного пребывания мягкий и правильный, но все же держится под контролем. Это не исключает возможности ночевки в монастыре, но контроль все равно остается. Однако для ночлега больших групп паломников можно построить отдельную гостиницу за пределами Сарова, в районе Цигановки.

4. в туннеле имеются аварийные выходы на случай пожара.

5. внутри тоннеля находятся постоянные посты сотрудников Росгвардии, ведется видеонаблюдение и нет окон снаружи. Транспортные коридоры спроектированы таким образом, что посетитель, входящий в тоннель у Цыгановки и выходящий из него у монастыря или Пустынки, не может увидеть закрытый город.

Довольны будут все

Заглянув на страницы интернет-ресурсов Сарова, можно получить представление об отношении жителей центра к религиозной проблеме города. В целом, картина мнений выглядит следующим образом: Воинствующих, бескомпромиссных и организованных атеистов практически нет. Спокойных и терпеливых атеистов пугает только перспектива массового и неконтролируемого наплыва в город «паломников и нищих». Для них мир в своем городе и изоляция от внешнего мира — главный приоритет. А появление моста-транспортного коридора навсегда снимает для атеистов «угрозу» массового въезда «бесчисленных православных паломников» в сам город, а вместе с ней и снятие с Сарова статуса закрытого города.

С религиозными жителями Сарова дело обстоит гораздо проще: хотя они тоже против открытия города для внешнего мира, в то же время, будучи православными христианами, они прекрасно понимают универсальное духовное значение саровских святынь. И, скорее всего, их не будут беспокоить неудобства, которые возникнут с появлением в городе нового КПП — православная солидарность здесь точно победит. Ведь внешние стены транспортного коридора — идеальное место для красивой городской рекламы.

Поэтому предлагаемый компромисс должен удовлетворить все слои внутреннего общества Сарова.

Монастырь

Монастырь

Считается, что датой основания монастыря является день освящения первой церкви во имя иконы Богоматери Живоносный источник, которое состоялось 16 июня (29 июня по новому стилю) 1706 года.

В 1709 году был утвержден Устав Саровского Эрмитажа. Он устанавливал права и обязанности всех живущих в монастыре и отличался крайней строгостью. Аскеты Сарова, воспитанные в традициях первых монахов, всегда отличались своим благочестием и были желанными в других монастырях на должности аббата и казначея. Монастыри: Валаамский, Клопский, Козьмин, Тихвинский Новгородский, Чуркин Астраханский; скиты: Высокогорский, Борковский, Санаксарский и Флорищева; Троице-Сергиева Лавра — это неполный список монастырей, в которых трудились саровские монахи.

Время духовного расцвета монастыря связано с именами таких отшельников, как Ефрем, Пахомий, Назарий Валаамский и Марк Молчальник. Эти святые отцы заложили фундамент, на котором впоследствии явился в мир Его Преосвященство Серафим Саровский.

В начале двадцатого века монастырь входил в десятку крупнейших монастырей России по духовному значению и экономической мощи. Он состоял из 24 тысяч десятин земли. На территории монастыря было построено девять церквей. Число братьев, включая послушников, достигло 500 человек. Экономика была очень обширной: имелись смолокуренный и кирпичный заводы, лесопилка, несколько мельниц, маслобойня, амбары, кузница и т.д. Монастырь владел крупным рогатым скотом, породистыми лошадьми и пчелами.

Основной доход поступал от различных пожертвований благотворителей: Хлеб, деньги и т.д.

Финансовое положение монастыря резко изменилось в начале 1918 года. Начался период угнетения, конфискаций и изъятий. В 1920 году бренные останки преподобного Серафима были осквернены — их вскрыли и выставили на всеобщее обозрение. Только благодаря усилиям монахов и требованиям жителей окрестных деревень это кощунство было остановлено.

В 1922 году началась кампания по конфискации ценностей церкви. В общем объеме конфискованных товаров в Темниковском районе Саровский Эрмитаж занимал доминирующее положение. На него приходилось 75% конфискованного золота, 52% серебра и почти 100% драгоценных камней и жемчуга.

Несмотря на все притеснения, саровские монахи до конца остались верны избранному пути и не перешли в так называемую обновленческую церковь, навязанную советскими властями.

5 апреля 1927 года мощи преподобного Серафима и другие реликвии монастыря были изъяты, и было объявлено о закрытии монастыря.

001. Первоначальник Иоан

009. Часовня над могилой прп. Серафима

002. Саровская пустынь-1760

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий