СВЯТЕЙШИЙ СИНОД. Синод это в истории.

В 1718 году была введена коллегиальная система органов исполнительной власти, а Петр I заявил, что «для лучшего управления в будущем целесообразно иметь коллегию духовенства». Царь поручил епископу Псковскому Феофану Прокоповичу составить устав коллегии, которая впоследствии получила название «Духовный приказ».

История

В 1718 году царь Петр I впервые заговорил о необходимости изменения структуры церковного управления и создания Духовного совета. Царь поручил написать проект Духовного собора епископу Псковскому Феофану (Прокоповичу) (1681-1736), который был вызван в Санкт-Петербург в 1716 году. Отныне Феофан был главным помощником Петра в проведении церковных реформ. Результатом его работы стал Церковный приказ, который был составлен к 1720 году, а затем прочитан и дополнен самим монархом. Основную причину упразднения патриаршества Феофан видел в опасности сосуществования двух властей — духовной и светской. «Простой народ, — говорится в «Декрете о церкви», — не знает разницы между церковной и императорской властью и, удивляясь славе и почестям первосвященника церкви, думает, что этот правитель — второй правитель, равный или более великий, чем император, и что церковный орден — это другое, лучшее государство.

Другими причинами необходимости церковной реформы были две: во-первых, необходимость непрерывного руководства церковными делами со стороны «митрополичьей формы» правления без болезни или смерти патриарха; во-вторых, необходимость управления многими людьми; решения «митрополии» (церковного совета) имели бы больший авторитет в глазах народа и меньше зависели от влияния влиятельных людей.

25 января 1721 года царь издал манифест об открытии Духовной коллегии, а 14 февраля того же года состоялось ее официальное открытие в Санкт-Петербурге. Однако вместо Духовного собора новый церковный орган был назван Священным Синодом.

Для членов Святейшего Синода Петр I установил особую присягу, которая включала «верную службу» представителям царствующего дома, обязательство «немедленно доносить о всяком ущемлении интересов Его Величества, ущербе или вреде» и хранить служебную тайну. Прелаты приводились к присяге светским монархом («верховным судьей» церковной коллегии) для нерегулярного управления церковью. В неизменном виде присяга просуществовала до начала 20-го века.

Для осуществления контроля над Святейшим Синодом Петр, наученный опытом не доверять своим чиновникам, 11 мая 1722 года учредил должность архидиакона и приказал выбрать для этой цели «доброго человека из чиновников». Главного прокурора называли «оком государя» и «адвокатом государственных дел». Он занимал синодальную должность и был обязан (согласно инструкции) «присутствовать на заседаниях Святейшего Синода». За синодальный период истории Церкви тридцать четыре человека занимали пост Председателя Священного Синода.

Начиная с 1740-х годов, значение архиепископской должности постепенно возрастало, хотя в XVIII веке архиепископы были лицами с ограниченным влиянием, зависящим от характера начальствующих лиц и степени близости правящих иерархов ко двору. При императоре Павле I был даже уникальный случай, когда император через архиепископа Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова) уполномочил Синод самостоятельно избрать кандидата на должность генерал-прокурора.

В девятнадцатом веке ситуация радикально изменилась. Супер-евангелисты начали лично монополизировать всю информацию из епископальной консистории и навязывать свои решения Священному Синоду. Со времени правления императора Александра I доклады царю направлялись непосредственно генерал-прокурору, а личных докладов членов Святейшего Синода монарху больше не было. Связь между Синодом и высшей властью стала проходить через адвоката архиепископа.

Первенствующие члены

  • Феофан (Прокопович) (15 июля 1726 — 8 сентября 1736)
  • Амвросий (Юшкевич) (29 мая 1740 — 17 мая 1745)
  • Стефан (Калиновский) (18 августа 1745 — 16 сентября 1753)
  • Платон (Малиновский) (1753 — 14 июня 1754)
  • Сильвестр (Кулябка) (1754 — 1757)
  • Димитрий (Сеченов) (22 октября 1757 — 14 декабря 1767)
  • Гавриил (Петров) (22 сентября 1770 — 16 октября 1799)
  • Амвросий (Подобедов) (16 октября 1799 — 26 марта 1818)
  • Михаил (Десницкий) (1818 — 24 марта 1821)
  • Серафим (Глаголевский) (26 марта 1821 — 17 января 1843)
  • Антоний (Рафальский) (17 января 1843 — 4 ноября 1848)
  • Никанор (Клементьевский) (20 ноября 1848 — 17 сентября 1856)
  • Григорий (Постников) (1 октября 1856 — 17 июня 1860)
  • Исидор (Никольский) (1 июля 1860 — 7 сентября 1892)
  • Палладий (Раев-Писарев) (18 октября 1892 — 5 декабря 1898)
  • Иоанникий (Руднев) (25 декабря 1898 — 7 июня 1900)
  • Антоний (Вадковский) (9 июня 1900 — 2 ноября 1912)
  • Владимир (Богоявленский) (23 ноября 1912 — 6 марта 1917)

Список обер-прокуроров Синода см. в статье Обер-прокуроры.

Святейший Синод Русской Церкви

Первый русский патриарх был избран Иовом в 1589 году. В следующем столетии церковь стала независимой от государства. Его примас был практически равен царю.

В царствование Михаила Федоровича Романова его отец занимал патриарший престол. Патриарх Филарет — в миру Федор Романов, 1553-1633 гг. Глава церкви был фактическим соправителем правителя и имел право издавать собственные царские указы. Например, патриарх мог судить крестьян территорий, находящихся под его юрисдикцией.

Патриарх Никон (1605-1681) также пытался проводить независимую политику. Например, он протестовал против Соборного уложения 1649 года, законодательного акта, который стал первой серьезной попыткой государства урезать роль церкви и подчинить ее себе. Противостояние патриарха с царем, боярами и частью духовенства привело к свержению Никона и его изгнанию в монастырь простым монахом.

Петр I, взошедший на престол в конце XVII века, хотел отменить все старое. Он хотел создать новое государство по западному образцу. Консервативная церковь, все еще независимая и влиятельная, рассматривалась как серьезный конкурент царю, настроенному на реформы. Чтобы ликвидировать автономию церкви и интегрировать ее в систему государственной власти, Петр I предпринял радикальные меры. В 1700 году, после смерти десятого русского патриарха Адриана, царь запретил выборы следующего предстоятеля Церкви.

В 1721 году была учреждена Экклезиастическая коллегия, представляющая Патриарха. Вскоре он стал известен как Иера (титул главы церкви) Управляющий Синод. Что представлял собой Синод? Это было государственное учреждение, действовавшее от имени императора и занимавшееся церковным управлением, вопросами развода и духовным просвещением народа. Синод состоял из представителей духовенства, назначаемых царем, и светского чиновника (представителя императора) — архиепископа. В течение 18 и 19 веков роль последних становилась все более важной.

Значение Синодального периода

Таким образом, при Петре I патриаршество было упразднено, а церковь стала зависимой от государства во всех аспектах, кроме доктрины и правил. Это церковно-административное учреждение просуществовало до 1918 года.

Двухвековой синодальный период в истории Русской Церкви был противоречивым. С одной стороны, реформа Петра Великого способствовала значительному развитию церковного образования и миссионерской деятельности. Оживленная деятельность наблюдалась и в области сохранения церковной истории.

С другой стороны, в синодальный период церковь была зависимой частью бюрократической системы. Он не мог занять независимую позицию по большинству вопросов. Все это привело к тому, что в глазах граждан церковь стала отождествляться с государством, а религия была формализована. На монашество были наложены ограничения, и жизнь духовенства стала более трудной. Иеромонах Михаил (Чепель) отмечает

«Рациональное рассмотрение происходящего внутри Церкви и непонимание ее природы привело ко многим печальным последствиям, среди которых попытки решать духовные вопросы полицейскими мерами и отчуждение многих представителей образованной части российского общества от православия.

Церковная реформа Петра была в значительной степени смоделирована на примере протестантских государств, где монарх является главой церкви. В этом контексте протоиерей Александр Смеман описывает преобразования Петра как «полный переход на западную систему мышления» и «воцарение западного абсолютизма в России».

Восстановление патриаршества и учреждение Священного Синода

В начале 20-го века синодальная система подвергалась все большей критике со стороны представителей духовенства и православной интеллигенции. Церковь находилась в состоянии «стагнации». Созыв Всероссийского Поместного Собора для обсуждения вопроса о восстановлении Патриаршества назрел. Совет, подготовка к которому началась еще в начале 1900-х годов, был созван только в августе 1917 года. Она просуществовала до сентября 1918 года на фоне таких важных событий, как падение монархии, свержение Временного правительства, Октябрьское восстание, начало Гражданской войны и декрет Совета народных комиссаров об отделении церкви от государства.

Общественно-политическая ситуация в стране положила конец колебаниям духовенства и побудила его принять решение о восстановлении патриаршества. Далее следуют слова митрополита Митрофаниса (Краснопольского):

«Вопрос о восстановлении патриаршества не может быть отложен: Россия горит, все потеряно. Если начнется война, все, что нужно, — это лидер…».

Осенью 1917 года митрополит Московский Тихон (Белавин) (1865-1925) был избран Патриархом на Всероссийском Поместном Соборе. В этом же соборе был учрежден высший орган управления РПЦ — Священный Синод. Это было не изменение старого Синода, а создание нового органа, уже не государственного, а церковного, под председательством Патриарха. Через несколько месяцев бывший Священный Синод был окончательно упразднен.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий