«Путь богов» — так переводится слово синтоизм, традиционная религия Страны восходящего солнца или Японии — давайте и мы пройдем по пути богов, кратко рассмотрев идеи, суть, принципы и философию синтоизма.
История синтоизма
В отличие от многих других религий, синтоизм не имеет признанного основателя. Народы древней Японии издавна придерживались анимистических верований, поклонялись божественным предкам и общались с миром духов через шаманов. Некоторые элементы этих верований были включены в первую признанную религию Японии — синтоизм.
Возникновение синтоизма
Считается, что синтоизм зародился в период Яёй (III век до н. э. — III век н. э.), хотя точная дата оспаривается учеными. В это время появились первые ритуальные предметы и священные места для поклонения божествам. Археологические находки показывают, что бронзовые колокольчики, бронзовое оружие и металлические зеркала использовались для призыва и общения с духами. Синтоизм возник во время объединения страны под властью правителей центрального региона Ямато в 7-8 веках.
Суть синтоизма
В синтоизме нет абсолютов, что отличает его от других монотеистических религий. Здесь также нет понятия добра и идеала — никто не совершенен, и нет правильного и неправильного. Синтоизм предполагает, что каждый человек по своей природе добр и что все зло исходит от злых духов. Поэтому большинство ритуалов в синтоизме направлены на очищение. Верующие пытаются отогнать злых духов с помощью очищения, молитв и подношений ками.
Синтоистские священники могут быть как мужчинами, так и женщинами. Для последователей синтоизма важна чистота, поэтому перед входом в молитвенный зал они полощут рот, моют руки и вешают деревянные молитвенные таблички. Зайдя внутрь, они вызывают духов с помощью колокольчика и предлагают рис или деньги. Затем они дважды кланяются и дважды хлопают в ладоши, приветствуя ками, а затем снова кланяются.
Боги синтоизма
Синтоистские божества» называются ками и населяют все живое и неживое: Ветер, дождь, горы, деревья, реки, животные и т.д. После смерти душа человека становится ками, и ей поклоняются в семьях на протяжении многих поколений. Считается, что ками исключительных людей хранятся в определенных святилищах. Богиня солнца Аматэрасу считается самым главным ками в синтоизме.
Помимо добрых ками, существуют злые духи или демоны, которые в основном невидимы и иногда появляются в виде великанов с рогами и тремя глазами. Духи могут причинить большой вред, и для избавления от них необходимо проводить специальные ритуалы.
Храмы синтоизма
Синтоистские святилища называются святилищами и обычно располагаются в красивых природных местах. В святилище есть внутренний зал (жертвенный зал), в который разрешено входить только синтоистским священникам, поскольку считается, что именно там находятся ками. Каждая святыня отмечена специальной аркой, тории, которая призвана отделить священный мир святыни от внешнего мира.
В большинстве святилищ регулярно проводятся фестивали (мацури), на которых люди выражают почтение ками и празднуют с едой и напитками. Поклонение также происходит дома и на работе посредством простых подношений (рис, чай) и молитв. С молитвами они обращаются к предкам семьи и просят о процветании, здоровье и т.д.
Важными особенностями синтоистского искусства являются архитектура храмов и сохранение древних форм искусства, таких как театр. Процветает каллиграфия, придворная музыка (гагаку) и ритуальные танцы. Безусловно, самым важным синтоистским святилищем является Великое святилище Исэ, посвященное Аматэрасу. Второй по значимости святыней является святыня Окунинуси в Идзумо-тайся.
Буддизм и синтоизм как дополняющие друг друга религии
Буддизм пришел в Японию в шестом веке до нашей эры и оказал сильное влияние на синтоизм. Эти различные системы верований не противоречили друг другу, но нашли достаточно общего, чтобы сосуществовать на протяжении многих веков.
В конце периода Хэйан некоторые синтоистские духи ками и буддийские бодхисаттвы формально слились в единое божество и единую школу — Рёбу Синто или «двойной синтоизм». В результате изображения буддийских фигур часто помещались в синтоистских святилищах, а некоторые синтоистские святилища возглавлялись буддийскими монахами. Из этих двух религий синтоизм больше интересовался жизнью и рождением, имел более открытое отношение к женщинам и был гораздо ближе к императорскому дому. Эти две религии не были официально разделены до 19 века нашей эры и сохранили свои особенности даже после разделения.
Синтоизм сегодня
Синтоизм предназначен только для японцев; эта религия не проникла в другие страны. Верующие синтоисты ищут поддержки у духов, молясь у домашних алтарей или посещая святилища. В святилищах можно приобрести различные амулеты для безопасности на дорогах, крепкого здоровья, успеха в бизнесе, благополучных родов, хороших результатов экзаменов и многое другое.
Многие свадебные церемонии проводятся в стиле синто. Смерть считается источником нечистоты и регулируется буддизмом. В Японии почти нет синтоистских кладбищ, и большинство похорон проводятся в буддийской манере.
История развития Синтоизма
Существуют различные мнения о происхождении синто (путь богов). Некоторые утверждают, что он пришел из Кореи или Китая в ранний современный период. По другой версии, история синто начинается в самой Японии.
Почему на флаге Японии восходящее солнце?
На самом деле, синтоизм как систематизированная или традиционная религия, как говорят, возник в 7-8 в. А как многие знают, символом Японии является солнце, и есть соответствующее название Страна восходящего солнца — это в честь главной богини солнца Аматерасу. Согласно синтоистской традиции, к ней восходит родословная императорской семьи.
Суть Синтоизма
Согласно синтоизму и его сущности, многие природные явления или силы природы могут иметь духовную основу или сущность. А то, что имеет духовную сущность, согласно синтоизму, является богом или ками (с японского).
Другими словами, это обожествление того, что может вызывать эмоции, например, гора или камень, небо, земля, птица и другие. И здесь мы даже находим нечто удивительное, ведь в синтоизме считается, что люди рождаются богами, а не создаются, как, например, в христианстве.
Есть даже не менее удивительная история: когда католик спросил синтоиста, как выглядит Бог, синтоист просто ответил: «И мы танцуем». Прекрасный ответ, не правда ли, и больше в духе религии для просветленных — дзен-буддизма, о сути которого мы уже писали отдельно.
Основные идеи Синтоизма
Одна из самых важных и фундаментальных идей синтоизма — достижение гармонии с божествами через очищение и устранение всего лишнего, что мешает человеку понимать окружающий мир и жить в гармонии с ним.
Влияние буддизма, который начал воздействовать на японскую культуру еще до утверждения синтоизма, было значительным. На какое-то время буддизм даже стал государственной религией. Даже божества синтоизма считались покровителями буддизма. Буддийские сутры стали читать и в синтоистских храмах.
Следует также отметить, что идеи синтоизма также служили интересам всей страны, ведь если ты чист сердцем, то живешь в гармонии с природой и богами, а значит, процветает и вся страна в целом.
Здесь мы также видим идею о том, что человек, который миролюбив и относится к другим с уважением и состраданием, получает защиту богов и Будды, и вся страна также получает божественную защиту.
Хотя в 18 веке синтоизм начал отделяться и развиваться отдельно от буддизма, буддизм оставался государственной религией до 1886 года.
Подобно тому, как Конфуций сыграл свою роль в объединении Китая, синтоизм с его идеями божественности императорской семьи сыграл свою роль в объединении японского государства.
Принципы Синтоизма
Один из основных принципов синтоизма — жить в гармонии с природой и между людьми. Императорская семья почиталась как божественный род.
И считается, что боги, люди и духи умерших просто сосуществуют друг с другом, поскольку все они находятся в цикле реинкарнации.
Синтоизм также основан на принципе, что человек, который живет с чистым и искренним сердцем и видит мир таким, какой он есть, уже по этой причине добродетелен и находится на своем месте.
В синтоизме зло — это отсутствие гармонии, ненависть и эгоизм, нарушение общего порядка природы.
Религиозные обычаи и ритуалы синтоизма
Религия синто основана на ритуалах, обычаях и храмовых службах. Все в этом мире воспринимается как изначально гармоничное, включая самого человека. Однако злые духи пользуются слабостями и низкими мыслями людей. Вот почему божества так важны в синтоизме — они служат человеку опорой для сохранения чистого сердца и дают ему защиту.
Существуют целые сборники книг о том, как правильно совершать обряды божеств как в обычных храмах, так и в храмах императорского двора. Синтоизм служил объединению японского народа, поскольку считается, что боги существовали первыми и дали начало как Японии, так и династии китайских императоров.
Позже японцы пошли еще дальше и стали считать императора «отцом», а остальных японцев — его «сыновьями», и что во всех них живут боги. Таким образом, Япония стала «особой» (избранной) нацией в соответствии с предпосылками синтоизма.
Синтоизм государственная религия Японии
В 1868 году синтоизм стал государственной религией Японии до 1947 года, когда была принята новая конституция и император по какой-то причине перестал считаться живым богом.
Что касается современного синтоизма, то и сегодня в Японии существуют десятки тысяч храмов, где проводятся церемонии в честь божеств или духов предков. Храмы обычно строятся на природе, в красивых местах.
Центральным элементом храма является алтарь, на котором находится предмет, содержащий дух божества. Этим предметом может быть камень, кусок дерева или даже щит с надписью.
В синтоистском храме также могут быть отдельные места для приготовления священной пищи, для заклинаний и танцев.
В чем смысл и странности одной из самых закрытых для иностранцев религий мира: синтоизм
Получайте одну из наших самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
Для европейца, вероятно, невозможно полностью перенять японскую философию. Но можно хотя бы приблизительно понять, как люди из страны восходящего солнца воспринимают мир и других людей, почему они уважают скалы и водопады и избегают мяса и алкоголя, как строго они соблюдают границы между живыми и мертвыми. Многое можно понять из синтоизма, религии, к которой принадлежат почти все японцы и к которой не принадлежит почти никто, кроме японцев.
История синтоизма
Несмотря на свою самобытность, синтоизм развивался по образцу ранних религий. Она имеет много общего с язычеством — физические объекты и силы называются по имени и принимают идентичность, схожую с человеческой, считается, что стихии слышат и отвечают на просьбы людей или наоборот. Но если язычество либо осталось в далеком прошлом развитых цивилизаций, либо осталось для племен, все еще живущих родовыми общинами, то синтоизм существует в современной Японии с ее высоким уровнем технологического и культурного развития.
Она возникла очень давно, в период Яёй, который длился с третьего века до нашей эры по третий век нашей эры. В то время у этой религии еще не было названия; впервые оно появилось в рукописях восьмого века как сочетание двух иероглифов «шин» и «до» или «то». Последнее означает «путь», а «син», также известное как «ками», можно перевести как «божество». Вера в ками, божественную сущность, которая может принадлежать любому физическому объекту, явлению или даже человеку, является основой мировоззрения синто.
Ворота (тории) синтоистского святилища. Источник.
Ками — это нечто невидимое и бесформенное, своего рода «душа», которая может быть присуща дереву, водоему, животному или птице; даже ветер или засуха имеют своих ками. В синтоизме существуют различные ответы на вопрос о том, кто был первым ками, но наиболее распространенным вариантом легенды является легенда о небесных ками Идзанаги и Идзанами, которые якобы создали японские острова и дали начало другим ками. Первой из них была Аматерасу, богиня солнца.
Поклонение богам ками
В синтоизме нет четких правил и норм, что неудивительно, поскольку традиции, определившие его развитие, развивались по-разному в каждом регионе и для каждой общины. Японская вера основана, прежде всего, на уважении к природе. Для проведения ритуалов и церемоний требовалось священное пространство, святилище, называемое цзиньцзя. В своем самом раннем варианте цзиньцзя представляла собой квадрат, окруженный веревками, обложенный мелкими камнями и окруженный большими камнями. В центре помещался камень, столб или дерево — олицетворение ками.
Священное время — это часы, отведенные для поклонения ками в святилище — специальные церемонии, во время которых богам делались подношения в виде пищи, предоставляемой для этой цели жрецами или обычными членами общины. Количество святилищ в Японии очень велико — около ста тысяч. Вход в святилище осуществляется через ворота — тории, которые также стали символом синтоизма. На территории дзиндзя также есть специальные сооружения — синтоистские храмы часто сочетаются с буддийскими.
Принципы Синтоизма
Один из основных принципов синтоизма — жить в гармонии с природой и людей друг с другом. Императорскую семью уважали как божественный род.
И считается, что боги, люди и духи умерших просто сосуществуют друг с другом, поскольку все они находятся в цикле реинкарнации.
Синтоизм также основан на принципе, что человек, который живет с чистым и искренним сердцем и видит мир таким, какой он есть, уже по этой причине добродетелен и находится на своем месте.
В синтоизме зло — это отсутствие гармонии, ненависть и эгоизм, которые нарушают общий порядок в природе.
Религиозные обычаи и ритуалы синтоизма
Религия синто основана на ритуалах, обычаях и храмовых службах. Все в этом мире воспринимается как изначально гармоничное, включая самого человека. Однако злые духи пользуются слабостями и низкими мыслями людей. Вот почему божества так важны в синтоизме — они служат человеку опорой для сохранения чистого сердца и дают ему защиту.
Существуют целые сборники книг о том, как правильно совершать обряды божеств как в обычных храмах, так и в храмах императорского двора. Синтоизм служил объединению японского народа, поскольку считается, что боги существовали первыми и дали начало как Японии, так и династии китайских императоров.
Позже японцы пошли еще дальше и стали считать императора «отцом», а остальных японцев — его «сыновьями», и что во всех них живут боги. Таким образом, Япония стала «особой» (избранной) нацией в соответствии с предпосылками синтоизма.
Синтоизм государственная религия Японии
В 1868 году синтоизм стал государственной религией Японии до 1947 года, когда была принята новая конституция и император по какой-то причине перестал считаться живым богом.
Что касается современного синтоизма, то и сегодня в Японии существуют десятки тысяч храмов, где проводятся церемонии в честь божеств или духов предков. Храмы обычно строятся на природе, в красивых местах.
Центральным элементом храма является алтарь, на котором находится предмет, содержащий дух божества. Этим предметом может быть камень, кусок дерева или даже щит с надписью.
В синтоистском храме также могут быть отдельные места для приготовления священной пищи, для заклинаний и танцев.
Мифология синтоизма
Мифы, иллюстрирующие идеи синтоизма, содержатся в сборниках «Нихонги» и «Кодзики»; в них описываются истоки синтоизма и жизнь в две эпохи. Первая — это так называемый «Век богов», за которым следует правление императора, на котором антологии заканчивают повествование.
Нигде не упоминается, как долго длилась Эпоха Богов. Известно лишь, что она началась с сотворения мира и продолжалась до тех пор, пока боги не передали власть своим потомкам — императорам.
Согласно синтоистской мифологии, сотворению мира предшествовал хаос. В нем было все, но в бесформенной, неупорядоченной форме. Постепенно он был разделен на равнины и острова. Затем появились боги, которые быстро образовали пары. Из браков возникали новые природные объекты и явления, а также ками — их души.
Самая известная мифическая пара богов — это боги Идзанаги и Идзанами. В результате их союза возникли острова, которые впоследствии были заселены людьми. От них произошли и другие боги. В синтоистских мифах появление людей отдельно не выделяется. Японцы не видят особой разницы между живыми людьми и ками; их существование всегда было параллельным. Многие ритуалы уходят корнями в мифы, которые строго соблюдаются и сегодня.
Миф о Сусаноо породил жертвенные ритуалы. Сусаноо, бог ветра, однажды сильно обидел свою сестру Аматэрасу недостойным поведением. Чтобы заслужить ее прощение, он принес ей тысячи столов самых изысканных деликатесов.
С тех пор одной из традиций является накрытие богатого стола для милости богов. Предложения должны относиться к разным категориям, как приготовленные, так и пожертвованные от живых животных (икра, яйца). Японцы даже закапывают лакомства в землю, веря, что там их угостят ками, или выставляют их перед храмами. Духи повсюду, и их пища подается повсюду.
Более поздние мифы рассказывают о битвах между богами и ками за власть над землями. Там же мы узнаем о боге Ниниги, который впервые пришел на землю, чтобы править людьми. От него идет линия императоров. Некоторые легенды рассказывают о пяти других богах, которые правили землей и дали начало другим имперским племенам.
Обряды синтоизма
На социальную жизнь японцев гораздо большее влияние оказывает религия синтоизм, чем на их личную жизнь. Эта религия связи с природой, в которой все священно: небесные тела, реки, предки, важные люди, присутствует во всех японских традициях. В борьбе сумо, где два полуголых колосса сталкиваются и пытаются вытолкнуть друг друга из круга, спорт почти вторичен по отношению к ритуалу: Борцы бросают горсти соли, чтобы очистить арену, они балансируют на одной или другой ноге, чтобы уничтожить силы зла, а судья происходит из семьи, специализирующейся на этом искусстве, и одет как синтоистский священник.
Театр Но, основанный в 15 веке, представляет собой не что иное, как декламацию эпических легенд синто. А «икебана» (искусство аранжировки цветов) интерпретируется с точки зрения синтоизма: Цветы должны быть расположены таким образом, чтобы они подчеркивали три уровня — небо, человека и землю. Икебана также может быть интерпретирована в терминах буддийской медитации. Общинное купание (о-фуро), существовавшее до американской оккупации в 1945 году, также является ритуалом единения с природой.
Сегодня для того, чтобы исповедовать синто, не требуется особой веры. Современные японцы почти не верят в ками и не ищут логического объяснения ритуалам. Однако для них синтоизм является выражением их единства с этнической общиной, а участие в ритуалах в храме своей деревни или района — выражением их желания сохранить гармонию этнической жизни. Японцы используют синтоистские ритуалы для празднования важных событий в жизни народа, общины или нации. Эти праздники называются мацури — торжества, когда люди радуются своему существованию, стараются быть чистыми сердцем, выражают благодарность за все хорошее, что есть в мире, и желают дальнейшей удачи. Это возможность пригласить души ушедших предков на радостный праздник, в котором они смогут принять участие. В самом синтоизме, однако, нет поклонения предкам: поклонение предкам пришло из конфуцианства, т.е. китайской культуры. Нет никаких ожиданий будущего (жизни после смерти). В синтоизме смерть воспринимается как трагедия, и для утешения люди иногда обращаются к буддийскому поклонению.
С другой стороны, радостная атмосфера синтоистских ритуалов подходит для таких событий, как рождение ребенка и свадьба; 90% японских свадеб проводятся с использованием синтоистских ритуалов.
Связь пары скрепляется тем, что она трижды выпивает сакэ из одной чаши. Однако традиционный банкет, на который приглашаются родственники и коллеги, стоит дорого, поэтому многие молодожены выбирают свадьбу за границей с другим ритуалом. Это дешевле и включает в себя медовый месяц.
По воскресеньям семьи посещают синтоистский храм. По воскресеньям семьи посещают синтоистский храм и наслаждаются прогулкой по садам, где проводится ритуал очищения, во время которого пьют воду из священных источников из деревянных чаш, прикрепленных к длинным шестам.
Синтоизм предполагает многочисленные паломничества, часто в горы, где, как считается, обитают ками. Этика синтоизма очень проста и состоит в том, чтобы избегать больших грехов: Ложь, убийство, прелюбодеяние и т.д.
Взаимоотношения с другими религиями
Синтоизм не призван опровергать другие верования и никогда не говорит, что они ошибочны. В его стенах свободно представлены многие религиозные верования.
Синтоизм и буддизм
Для Японии характерен религиозный синкретизм (явление, когда люди исповедуют несколько религий одновременно). Поэтому подавляющее число японцев исповедуют буддизм наряду с синтоизмом. Это отражается в одновременном исповедовании двух религий. Подавляющее большинство японцев проводят традиционные синтоистские свадьбы и похороны в соответствии с требованиями буддийского учения.
Буддизм, пришедший в Японию из соседнего Китая, привнес свои особенности и перенял некоторые правила у синтоизма. Это отвлекало внимание от поклонения мертвым предкам на более реалистичные вещи. С буддизмом пришли понятия государственности и общественного устройства.
Учитывая, что корни синтоизма в его нынешней форме во многом идут от буддизма, у этих двух религий много общего.
- религии объединены темой «Пути». В первом случае это путь Будды, во втором – путь ками;
- наличие храмом и жрецов, похожее стилистически оформление молитвенных мест;
- общие боги и обряды, перекочевавшие из одной религии в другую в результате смешения.
Но между двумя религиями все же есть различия:
- синтоизм не имеет основателя и более того – невозможно достоверно вычислить даже век его появления. В то время как эра буддизма начинается с просветления Будды;
- буддизм не приемлет культа душ умерших предков;
- несмотря на признание некоторых синтоистских богов, почитание не распространяется на священные для синтоистов неодушевленные предметы.
Было много попыток предотвратить смешение синтоизма и буддизма — синкретизм не принес пользы ни одной из сторон. Но ассимиляция все равно происходила. Теперь для представителей обеих религий уже невозможно выбрать только одну из них.
Синтоизм и христианство
На первый взгляд, эти две религии не имеют ничего общего друг с другом. Их нельзя отнести к какой-либо категории. Общим для них является массовый характер их последователей. Хотя христианство и выигрывает в этом отношении, оно характеризуется различными формами и является общим для многих людей на разных континентах.
Синтоизм также имеет различные течения, но в основном они сосредоточены в одной стране. Кроме того, она не является монотеистической — в ней нет создателя или инициатора религии. Кроме того, синтоизм считает, что неодушевленные предметы наделены духовностью, что в христианстве считается страшным грехом.
Однако можно выделить некоторые общие черты. Прежде всего, обе религии говорят о душе и считают заботу о ней важной. Также поощряется смирение, желание не осуждать других, быть щедрым и бескорыстным. Ритуальные очищения происходят в храмах, которые имеют общие черты. Подобный символизм характерен для многих религий.
Что касается отношения синто к христианству, то оно всегда было скептическим. С точки зрения монотеизма, необходимость служить только одному богу кажется предательством всех других богов. Поскольку синтоизм — это больше, чем религия (это мировоззрение, часть культуры), христианство не прижилось на японской земле.
Современный синтоизм
Даже сегодня синтоизм играет важную роль в духовной жизни Японии. По всей стране действуют десятки тысяч храмов, а два университета готовят синтоистов. В храмах регулярно проводятся традиционные церемонии и широко отмечаются религиозные праздники.
Однако традиции культивируются не только в храмах. Синтоистские ритуалы прочно вошли в жизнь современных японцев, и им следуют. Примечательно, что даже люди, не считающие себя синтоистами, не могут избежать соблюдения традиционных ритуалов: уборки дома, завершения дел крепким шлепком по ладони и т.д.
Несмотря на высокий уровень развития Страны восходящего солнца, более 90% выполняют все требования синтоизма. В основном это связано с тем, что синтоизм не препятствует развитию высоких технологий и не запрещает социальную жизнь. Эта религия является строго индивидуалистической верой, которая апеллирует к моральным устоям человека.
И даже если вы отрицаете свою религиозность, вы не можете отрицать свою культуру и игнорировать культурные требования, которые были привиты вам с детства. Поэтому истинным синтоистом может быть только человек, выросший в типичной среде.
Синтоизм в России
В России синтоистские святыни естественным образом присутствуют на Сахалине в виде многочисленных храмов. На спорном острове когда-то жили японцы, и здесь сохранились элементы их религиозной жизни.
Что касается самой веры, то она не была очень популярна в России. Это связано с разным менталитетом русских и азиатов. Духовные идеи формируются с детства, и их трудно трансформировать во что-то принципиально новое.
Однако в последнее время по всей стране появились небольшие общины синтоистов. Немногочисленные японцы, живущие в России, редко попадают в их число. Чаще всего это люди, интересующиеся японской культурой и религией, готовые принять ее и принять новую духовную парадигму.
Но такие сообщества подвергаются критике. Распространено мнение, что неэтнические японцы не полностью принимают идеи синтоизма и не могут считаться членами этой религии.
Религия синто остается одним из самых ярких символов Японии, будоражащим умы многих людей по всему миру. Его тысячелетняя история была тщательно изучена и опубликована в многочисленных научных и популярных изданиях. На эту тему было снято несколько фильмов и документальных лент. Удастся ли человечеству разгадать тайну, которая с детства была открыта японцам, но недоступна европейцам? Дайте нам знать, что вы думаете в комментариях.
Рекомендуем посмотреть видео о синтоизме:
Список рекомендуемых ресурсов:
- Боги, святилища, обряды Японии. Энциклопедия синто / Отв. ред. А. Н. Мещеряков. — М. : РГГУ, 2010. — 310 с. — (Orientalia et Classica: Труды Института восточных культур и античности. Вып. XXVI).
- Лепехова Е. С. Взаимодействие буддийских и синтоистских ритуалов в Японии // «Orientalistica Iuvenile» (сборник научных статей молодых ученых Института Востоковедения РАН). Выпуск IV / Гл. ред. В. М. Алпатов. — М.: Институт востоковедения РАН, 2012. — С. 123—137. — 196 с.
- Национальная религия японцев. Синто / Науч. ред. Э. В. Молодякова. — М. : Крафт+, 2008. — 224 с.
- Синто — путь японских богов: В 2 т. / Отв. ред. Е. М. Ермакова, Г. Е. Комаровский, А. Н. Мещеряков. — СПб. : Гиперион, 2002. — Т. Том I. Очерки по истории синто.
- Hardacre H. Shinto : англ.. — Oxford University Press, 2017. — 704 с.
Мифология синтоизма
Мифы, отражающие идеи синтоизма, содержатся в сборниках «Нихонги» и «Кодзики». В них рассказывается об истоках синтоизма и изображается жизнь в две эпохи. Первая — это так называемый «Век богов», за которым следует правление императора, на котором антологии заканчивают повествование.
Нигде не упоминается, как долго длилась Эпоха Богов. Известно лишь, что она началась с сотворения мира и продолжалась до тех пор, пока боги не передали власть своим потомкам — императорам.
Согласно синтоистской мифологии, сотворению мира предшествовал хаос. В нем было все, но в бесформенной, неупорядоченной форме. Постепенно он был разделен на равнины и острова. Затем появились боги, которые быстро образовали пары. Из браков возникали новые природные объекты и явления, а также ками, их души.
Читайте также: Японские фамилии и имена: список мужских и женских смешных, красивых и популярных имен и их значения.
Самая известная мифическая пара богов — это боги Идзанаги и Идзанами. В результате их союза возникли острова, которые впоследствии были заселены людьми. От них произошли и другие боги. В синтоистских мифах появление людей отдельно не выделяется. Японцы не видят особой разницы между живыми людьми и ками; их существование всегда было параллельным. Многие ритуалы уходят корнями в мифы, которые строго соблюдаются и сегодня.
Миф о Сусаноо породил жертвенные ритуалы. Сусаноо, бог ветра, однажды сильно обидел свою сестру Аматэрасу недостойным поведением. Чтобы заслужить ее прощение, он принес ей тысячи столов самых изысканных деликатесов.
С тех пор накрывать роскошный стол для милости богов стало одной из традиций. Жертвенные блюда должны относиться к разным категориям, как приготовленные, так и пожертвованные от живых животных (икра, яйца). Японцы даже закапывают лакомства в землю, веря, что там их угостят ками, или выставляют их перед храмами. Духи повсюду, и везде им подают еду.
Более поздние мифы рассказывают о битвах между богами и ками за власть над землями. Там же мы узнаем о боге Ниниги, который впервые пришел на землю, чтобы править людьми. От него идет линия императоров. Некоторые легенды рассказывают о пяти других богах, которые правили землей и дали начало другим имперским племенам.
Синтоизм и Императорская Семья
В синтоизме император Японии (Тэнно) считается потомком Аматэрасу Омиками (Богини Солнца), которая хранится в Великом святилище Исэ. С момента основания государства сам Тэнно совершал синтоистские ритуалы в императорском дворце, молясь божествам вокруг Аматерасу-Омиками о счастье народа, долголетии нации и мире во всем мире. В святилищах императорского дворца есть священники и женщины, которые помогают Тенни в проведении церемоний. Тенно проводит эти церемонии около 40 раз в год. Возможно, именно поэтому некоторые ученые называют Тэнно «верховным жрецом» синтоизма.
По всей Японии расположено множество синтоистских святилищ. Дзиндзя (神社) — это синтоистское святилище и окружение, в котором оно находится. В большинстве случаев термин «дзиндзя» относится только к самому святилищу. Каждая святыня почитается местными жителями с момента своего основания и поддерживает тесную связь с местным сообществом посредством религиозных мероприятий и фестивалей.
Японский народ был глубоко предан природе и признавал ее духовные силы, которые приносили жизнь, плодородие и процветание. Божественные духи обитают в природе повсюду и приносят радость и богатство в нашу жизнь. Горы, глубокие долины и бескрайний океан считаются обителью божественного. Другие природные объекты, такие как величественные деревья и особые скалы, также считаются символами божественных духов. Благодаря такому тесному контакту с природой и божественным, японцы до сих пор уважают и вдохновляются ее духовной красотой. В то же время японцы издавна уважают своих предков, которые внесли большой вклад в благосостояние общества.
Самые важные достопримечательности Киото. Топ-5
В древние времена церемонии в основном проводились на открытом воздухе. Таинственные, необычные и поразительно красивые места считались обителью ками. Дома как место проведения церемоний встречались довольно редко. Ками не обязательно должен был постоянно находиться в месте молитвы, но мог приходить туда, когда считал нужным, чтобы выслушать просьбы людей. Поскольку у ками нет тела, для контакта с людьми им нужен был предмет, являющийся их физическим воплощением. Такие предметы называются синтай. Первоначально роль синтай играли видимые объекты, такие как древние деревья сакаки и камни «ивакура».
Основы синтоизма
Центральное место в синтоизме занимает концепция «ками». Он находится в центре всей религии, поэтому синтоизм часто называют «религией ками». Ками — это душа, духовная сущность объекта. Дух ками можно найти не только в живых существах или частично в соседних растениях, но и в других предметах и явлениях.
Ками могут быть как добрыми, так и злыми. Они ищут защиты у добра и пытаются отгородиться от зла с помощью талисманов. Тотемизм является одной из отличительных черт синтоизма, наряду со многими другими магическими практиками.
Понятие добра и зла в японской вере значительно отличается от европейского и не является однозначным. Универсальных определений добрых дел не существует, и мы должны исходить из собственной этики. Самое главное благо — это способность жить в гармонии с собой и окружающим миром.
В то же время важно отметить, что нет ничего изначально злого. Мир совершенен по замыслу, и люди без греха. Но злые духи вносят разлад в сердца и в течение жизни.
Мир вокруг нас населен духами — ками, которые являются полноправными участниками жизни наряду с людьми. Они олицетворяют души ушедших предков, которые всегда находятся рядом со своими потомками, наблюдают за ними и оценивают их поступки. Последователь синто должен противостоять демоническим силам, искать защиты у мудрых ками и не нарушать ход жизни, предначертанный природой.
Читайте также.
Синтоисты посещают храмы, чтобы помолиться, хотя это не является обязательным. Считается, что в каждом доме живет ками — люди строят небольшой алтарь этому духу и делают ему подношения, чтобы защитить семью.
Существуют также алтари некоторых ками, за которыми не ухаживают священники, а ухаживают сами люди. Например, часто встречается алтарь Инари, покровительницы дома и ремесел. Его можно узнать по изображению лисы, которая символизирует богиню.
Алтарь Инари
Важно пройти через ритуал очищения, прежде чем обращаться к богам. Это включает в себя умывание лица, смену одежды, мытье рук и полоскание рта. Человеку, который недавно прикасался или видел что-то запретное (кровь, труп), не разрешается входить в алтарь.
В синтоизме понятие чистого и нечистого имеет большое значение, и синтоисты регулярно очищаются священником, чтобы избавить свой внутренний мир от грязи.
Синтоизм и Императорская Семья
В синтоизме император Японии (Тэнно) считается потомком Аматэрасу Омиками (Богини Солнца), которая хранится в Великом святилище Исэ. С момента основания государства сам Тэнно совершал синтоистские ритуалы в императорском дворце, молясь божествам вокруг Аматерасу-Омиками о счастье народа, долголетии нации и мире во всем мире. В святилищах императорского дворца есть священники и женщины, которые помогают Тенни в проведении церемоний. Тенно проводит эти церемонии около 40 раз в год. Возможно, именно поэтому некоторые ученые называют Тэнно «верховным жрецом» синтоизма.
По всей Японии расположено множество синтоистских святилищ. Дзиндзя (神社) — это синтоистское святилище и окружение, в котором оно находится. В большинстве случаев термин «дзиндзя» относится только к самому святилищу. Каждая святыня почитается местными жителями с момента своего основания и поддерживает тесную связь с местным сообществом посредством религиозных мероприятий и фестивалей.
Японский народ был глубоко предан природе и признавал ее духовные силы, которые приносили жизнь, плодородие и процветание. Божественные духи обитают в природе повсюду и приносят радость и богатство в нашу жизнь. Горы, глубокие долины и бескрайний океан считаются обителью божественного. Другие природные объекты, такие как величественные деревья и особые скалы, также считаются символами божественных духов. Благодаря такому тесному контакту с природой и божественным, японцы до сих пор уважают и вдохновляются ее духовной красотой. В то же время японцы издавна уважают своих предков, которые внесли большой вклад в благосостояние общества.
Самые важные достопримечательности Киото. Топ-5
В древние времена церемонии в основном проводились на открытом воздухе. Таинственные, необычные и поразительно красивые места считались обителью ками. Дома как место проведения церемоний встречались довольно редко. Ками не обязательно должен был постоянно находиться в месте молитвы, но мог приходить туда, когда считал нужным, чтобы выслушать просьбы людей. Поскольку у ками нет тела, для контакта с людьми им нужен был предмет, являющийся их физическим воплощением. Такие предметы называются синтай. Первоначально роль синтай играли видимые объекты, такие как древние деревья сакаки и камни «ивакура».
Обряды
Со временем место, где встречались ками, стало иметь определенные границы. Эти границы могут быть обозначены деревьями, посаженными вокруг границы участка, которые называются чимороги. Границы также могут быть вымощены камнями или огорожены веревками. В этом случае они называются ивасака. Оба слова могут также служить синонимами для обозначения святыни как таковой. Вместе с границами появились и коридоры, которые были отмечены ториями. Позже в качестве синтай также использовались столбы михасира, закопанные в землю.
Тории
Однако, когда в Японию пришел буддизм, люди стали поклоняться изображениям Будды, которые размещались на зданиях. Считается, что синтоизм, на который повлиял этот стиль, начал включать дух ками в здание, что со временем стало популярным обычаем.
Укрепление императорской власти и рост влияния культа Аматерасу привели к тому, что зеркала стали популярны в синтай. Зеркало вешали перед комнатой с телом бога как внешний символ святости. С конца 19 века он стал символом синтоизма, подобно кресту христианства. Два других символа императорской семьи, меч и яшмовые четки, также стали популярными.
Читайте также: 10 самых обсуждаемых японских знаменитостей за первую половину 2021 года по версии Oricon.
В различные поворотные моменты своей жизни японцы часто посещают святилища, чтобы помолиться о божественной защите и поблагодарить божества за помощь. Для японцев эти обряды начинаются с церемонии Хацумия. Эта церемония отмечает первый визит новорожденного ребенка в святилище, чтобы местное божество признало его новым членом общины. Затем следует фестиваль под названием «Сити-го-сан». Мальчики на пятом году жизни и девочки на третьем и седьмом годах жизни посещают святилище, чтобы сообщить о своем здоровом росте и получить божественное благословение.
Специальные церемонии очищения и благословения также необходимы, когда юноша достигает зрелости. Однако самым зрелищным событием в жизни является свадебная церемония, когда жених и невеста торжественно обмениваются сакэ перед божеством и дают клятву мужа и жены. Очистительные церемонии и молитвы проводятся и по многим другим поводам. Повторяя эти ритуалы жизненного цикла, японцы стремятся к образу жизни, наполненному миром и радостью в единении с божественным.
Просмотров: 2 393
Поделиться ссылкой:
- Tweet
- Поделиться записями на Tumblr
- Telegram
- Ещё
- по электронной почте
- Печать
Синтоистские мифы. Часть 1
Должно быть, скоро наступит 40-градусная жара или инопланетяне уже в пути. Минорин впервые за долгое время написал статью. И при этом необычный. Сегодня мы не будем говорить об аниме или манге. Мы говорим о японской мифологии.
Наверное, ни для кого не секрет, что исторически сложившейся религией Японии является синтоизм. И даже сегодня большинство синтоистских обычаев сохранилось. В каждом японском городе есть несколько храмов, которые для японцев являются не просто пережитком прошлого. Так что же такое синтоизм и какие мифы лежат в основе этой религии? Давайте попробуем это выяснить.
Давайте сначала определим понятие синтоизма. Синтоизм — это религия, которая одушевляет все вокруг и поклоняется различным божествам и духам предков. В этом отношении синтоизм схож с язычеством и многими подобными древними религиями.
Любая вера основана на мифах. И особенно мифы о сотворении мира. Поэтому расслабьте свой разум и слушайте историю.
В начале небо и земля были едины. И вот посреди океана хаоса возникла камышовая равнина. Затем появился один из первых богов, Кунитокотати (надеюсь, я правильно его написал). Затем появились богиня Идзанами и бог Идзанаги.
Стоя на плавучем небесном мосту, они взбудоражили мировой океан копьем из яшмы (яшма, кстати, упоминается во многих легендах синто). Капли соли, упавшие с наконечника копья, затвердели и превратились в первый остров, Оногоро (японцы, несомненно, убеждены, что мир начался с них). На нем Исанами и Исанаки построили дом, центральный каменный столб которого стал достопримечательностью всего мира. Там боги также совершали свадебную церемонию, каждый со своей стороны, обходя вокруг столба и встречаясь в центре. Так они стали мужем и женой.
Первый ребенок, который у них родился, совсем не рос. Когда ему исполнилось три года (о, великая японская логика!), родители посадили его в тростниковую лодку и отправили в море. Так мальчик стал богом богатого улова Эбису.
Затем Идзанами родила восемь островов Японии. После этого богиня стала рождать разных богов. Но когда она родила бога огня, то получила такие сильные ожоги, что умерла. Идзанаки разгневался на бога огня и (тиран!) разрубил его на три части и отправился в царство мертвых искать свою жену.
Но Богу так и не удалось вернуть свою возлюбленную. Когда он нашел ее, она уже съела пищу мертвых и превратилась в разлагающийся, сучий труп, породивший восемь богов грома в дополнение к остальным. Муж, потерпевший неудачу в своей попытке, только успел убежать от преследовавших его чудовищ.
Наконец Идзанаки взял большой валун и запечатал им вход в подземный мир. Тогда Идзанами воскликнула: «Каждый день я буду убивать тысячу человек в Стране Света и приводить их сюда!». Идзанаки ответил: «Тогда каждый день будет рождаться полторы тысячи человеческих детей». С тех пор Идзанами правит в стране мертвых, а Идзанаки — в стране живых.
После возвращения из страны тьмы бог совершил обряд очищения в ручье. Из воды, которой он омыл свой левый глаз, родилась прекрасная богиня Аматэрасу, богиня солнца, ставшая впоследствии верховным божеством синтоизма. Из воды, омывшей его левый глаз, появился бог луны Цукиёми. Из воды, омывавшей его нос, появился Сусано, бог бури и ветра.