Семисвечник менора в иудаизме – в чём смысл священного предмета. Как называется еврейский подсвечник.

Это событие произошло в 164 году до н.э. Позже этот канделябр был преобразован в восьмипламенный канделябр, который также называют ханукальным канделябром. Вряд ли кто заметил, но менора изображена на гербе современного государства Израиль.

Семисвечник менора в иудаизме – в чём смысл священного предмета?

Менора — один из древнейших символов иудаизма. Согласно традиции, идея создания светильника с семью свечами была подсказана Моисею самим Богом во время его восхождения на гору Синай. Менора (в переводе «светильник») символизировала надежду на приход Мессии в мир. Сегодня менора является официальным символом государства Израиль.

семисвечник менора

Менора — это светильник с семью ветвями.

Первые меноры представляли собой семилепестковые свечи, сделанные из чистого золота. Согласно Библии (фактически Торе), во время исхода евреев из Египта менора находилась в скинии — своеобразном храме процессии для евреев. Шатер служил для хранения Ковчега Завета. Впоследствии он послужил моделью для всемирно известного Иерусалимского храма, в котором также находилась менора.

Интересно отметить, что символ меноры использовался не только иудеями, но и самаритянами и даже христианами (до 800 года она почиталась так же, как и крест). Христианская менора отличалась по форме от еврейской и самаритянской меноры.

Что представляет собой менора

Семь свечей, семь теней

Танцы на камнях (© Кипелов)

Менора — что это такое? Как видно на фотографии, это свеча оригинальной формы на семь свечей. Однако во времена Исхода и Иерусалимского Храма свечи не использовались; вместо них первосвященник наливал в священные сосуды свежее оливковое масло.

священник чистит светильник

Священник наполняет лампаду маслом.

Считается, что шесть «ветвей» меноры символизируют человеческую мудрость, направляемую центральным посохом — ветвью божественного света. В скинии менора находилась в южной части храма, перед завесой, скрывавшей Святое Святых. Согласно историческому и военному деятелю Иосифу Флавию, три из семи чаш меноры зажигались не только ночью, но и днем.

Менора – значение символа

Как религиозный символ, менора не может быть истолкована однозначно. Древние писатели приписывали ему космическое значение, а его последователи сравнивали его с вселенским деревом.

Фреска с изображением Меноры

Менора — это обозначение Бога, покоящегося на дереве жизни в Эдемском саду. Раввинистические, христианские и гностические толкования сходятся в этом вопросе.

С эзотерической точки зрения следует отметить три вещи: огонь, число «7» и золото, из которого предположительно была сделана менора. Огонь всегда и без исключения означает божественное начало, поэтому свечи и светильники (не говоря уже о ритуальных жертвенных кострах древности) есть почти во всех храмах мира.

Это также один из самых известных символов иудаизма. Согласно легенде, печать легендарного царя Соломона украшала его перстень, с помощью которого он мог управлять стихиями природы.

Число «7» часто встречается в Каббале: 7 небес, 7 планетарных архангелов, 7 церквей, каждая из которых соответствует одному из семи времен года. Не говоря уже о семи днях недели, семи музыкальных нотах, семи цветах радуги и семи основных чакрах человека. Во многих культурах «семь» считается счастливым числом, приносящим удачу.

Золото — металл, который боготворили многие народы (вспомните легендарные сокровища ацтеков). Существовала также поговорка, что «каждая человеческая душа сделана из золота, с большими или меньшими оковами».

Менора в храме

На иврите слово «менора» означает «светильник» (значение слова происходит от корня «нер» — «свеча»). Семипламенный светильник долгое время использовался в храмовом служении. В Книге Шмот (Исход) говорится, что она была изготовлена во время строительства переносной скинии, Мишкана, в первый год после Исхода из Египта. Первая менора была сделана Самим Творцом, поскольку Моше было трудно завершить работу.

Каждый день перед наступлением ночи Аарон, первосвященник, зажигал свечи от светильника, который стоял в крытой части скинии. Утром свечу опустошали, чтобы зажечь ее позже.

Это интересно! Предположительно, менора располагалась на юге, слева от входа в храм. Перед ним был каменный курган с тремя ступенями. Коэн поднял его наверх, чтобы отрегулировать, зажечь и почистить лампы.

Когда евреи пришли в землю Израиля, светильник был установлен в скинии Силоам. Когда царь Соломон построил Храм в Иерусалиме, менора была перенесена туда. В Книге Царств (Малахия) сообщается, что помимо первой меноры времен Исхода было еще десять меноральных подсвечников, отлитых из чистого золота.

Согласно мидрашу, во времена царя Иешуа, перед разрушением Иерусалимского Храма, менора, которая была создана Творцом, была спрятана вместе с Ковчегом Завета в тайных комнатах на Храмовой горе. Согласно другому толкованию, он вернулся в Храм после вавилонского изгнания. Согласно другим толкованиям, во Втором Храме был установлен другой светильник. Священный канделябр стоял там до тех пор, пока Селевкиды не украли его при завоевании древнего Иерусалима.

После очищения Храма Маккавеями был создан новый канделябр, но уже из железа с приваренными к нему оловянными светильниками. Со временем ее заменили серебряной, а затем золотой менорой.

После разрушения Второго Храма священный канделябр был привезен в столицу Римской империи и пронесен в триумфальной процессии. Этот эпизод отражен в знаменитой арке Тита, расположенной в столице Италии. Вместе с остальной добычей менора была отправлена на форум императора Веспасиана, который был построен в честь победы в Иудейской войне. Сокровища Храма, включая менору, впоследствии были утрачены.

Примечательно, что изображение канделябра в арке — это оригинал меноры, которая будет изображена на гербе Израиля.

Как выглядела Менора?

В Книге Шмот описывается, как Творец дал указание Моше сделать рельефную золотую менору таким образом, чтобы от каждой стороны колена ответвлялись три ветви. В Торе также перечислены украшения для меноры:

  • три бутона с завязью и цветочком на каждой из шести ветвей;
  • четыре бутона с завязью и цветком на опоре;
  • завязи под шестью ветвями.

Украшения священной меноры также должны быть из золота.

Согласно объяснению Раши, тиснение не означает, что части сделаны отдельно, а затем сварены вместе. Менора должна быть выбита из цельного золотого стержня с помощью молотка и вырезана инструментами для выделения ветвей. Мидраш сообщает, что Творец повелел Моше бросить слиток в огонь, после чего из пламени возникла менора.

Значительный. Высота канделябра составляла 18 тфахим. По мнению рабби Хаима Наэ, она составляла 1 метр 44 сантиметра, а по мнению Хазон Иша — 1 метр 70 сантиметров.

Существуют различные толкования того, как выглядела Менора. Рамбам говорит, что ветви были плоскими и наклоненными к стволу. Однако многочисленные археологические раскопки показали, что шесть ветвей меноры были изогнуты. Кроме того, изображение меноры сохранилось с римской триумфальной арки, на которой также изображены согнутые, а не прямые ветви. В этом контексте есть те, кто пытается «примирить» мнение Маймонида с археологическими данными и интерпретировать его иначе, чем простое понимание его слов. Более того, эксперты отмечают, что изогнутая форма ветвей больше подходит для золотого канделябра, так как мягкое золото деформировалось бы и провисало под его весом.

Интересно. Иосиф Флавий сравнивает семь ветвей меноры с семью планетами Солнечной системы, известными в то время. Он сравнивает изогнутую форму семи подсвечников со сферической орбитой небесных тел. Очевидно, древний историк придерживался иного мнения, чем Рамбам.

Как зажигали Менору?

В традициях иудаизма не говорится, что именно коханим зажигали Менору. Но на самом деле это была их работа, так как светильник находился в святилище, запрещенном для посторонних.

Только священники очищали менору от фитилей и готовили ее к последующему зажжению. Они делали это дважды в день. Сначала они опустошили пять светильников с правой стороны, а затем, после долгой паузы, два других. Затем залили новое масло — по пол-ложки в каждую луковицу (около 150 мл).

Для производства ниацинового масла были отобраны лучшие оливки. После измельчения их клали в корзину и ждали, пока не появится первое масло. Это был самый чистый из побитых фруктов, который считался кошерным. Чем чище было вещество, тем лучше пропитывался фитиль и тем ярче горел огонь.

Огонь для центрального светильника меноры брался с внешнего жертвенника. Фитиль для других светильников зажигался от горящего рядом фитиля. Для этого его нужно вытащить, чтобы он вспыхнул и начал гореть, а затем вставить обратно.

Главная лампада (или последняя лампада с юга) чудесным образом всегда горела. Поэтому его назвали Нер Тамид (неподвижная свеча). Остальные светильники меноры зажигались ночью.

Сегодня разрешается изготавливать только учебные модели Меноры (и других элементов Храма). Никакое «использование по назначению» не допускается. Это связано с тем, что настоящая служба может проходить только в настоящем Храме на Храмовой горе в Иерусалиме, который еще не восстановлен.

Менора: история жизни древнего подсвечника

Вначале такие подсвечники использовались в службах: На их ветвях ставили лампады, но вскоре их заменили восковые свечи. Вполне вероятно, что менора в форме дерева и ее декоративная растительность символизировали сотворение мира и семь планет, которые уже были известны еврейскому народу во времена основания еврейского государства. Менора долгое время находилась в Иерусалимском Храме, но Храм был ограблен, а канделябр украден после того, как Римская империя взяла верх.

Рельефная арка, воздвигнутая в честь императора Тита, действительно говорит нам о том, кто был вором, который не постеснялся похвастаться своей добычей на римском Форуме. Средневековье не изменило менору, но включило ее в категорию символов еврейского народа. Таким образом, он стал символом тех, кто принял еврейскую веру. Существует легенда, согласно которой Маккавеи, борясь за свою свободу, зажгли менору в еврейском храме, и она горела ровно 8 дней.

Ханука – еврейский подсвечник наших дней

Ханука имеет 8 свечей, причем стебель без свечи, так как заканчивается какой-либо фигурой, например, женской, но с головой божества или еврейской шестиконечной звездой.

Существует также девятиглавая Ханука, и на ней находится свеча Шаммаш, то есть слуга солнца. Эта свеча зажигается первой, а затем от нее зажигаются другие свечи. Это сходство также встречается в православной церкви, с той лишь разницей, что свечи расположены по кругу, а не в ряд, как у иудеев.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий