В поздней современной философии фундаментализм защищали Й. Г. Фихте в своей работе «Grundlage der gesamten Wissenschaftslehre» (1794/1795), Вильгельм Виндельбанд в работе «Über die Gewissheit der Erkenntnis» (1873) и Готтлоб Фреге в работе «Die Grundlagen der Arithmetik» (1884).
Религиозный фундаментализм как социальная и политическая идеология
Фундаментализм (от латинского fundamentum) — это образ мышления, при котором определенные принципы рассматриваются как фундаментальные истины с неизменным и нерушимым авторитетом, независимо от их содержания. Это вера в то, что существует некий твердый фундамент, на котором должно покоиться наше понимание реальности, истины, добра, Бога и т.д.
Существуют следующие типы фундаментализма:
- метафизический;
- эпистемологический (познавательный);
- этический;
- культурный (цивилизационный, национальный);
- религиозный.
Термин «фундаментализм» был впервые использован в христианском мире для обозначения консервативного движения евангелической церкви в США на собраниях «Ниагарской библейской конференции» (1878-1897).
Различные течения фундаментализма имеют общие черты христианского фундаментализма как матрицы. Фундаментализм выражает себя через следующие характеристики:
- приверженность радикальным доктринам;
- попытка оправдания концепции мира, отвечающей потребностям в интеллектуальной и экзистенциальной безопасности;
- признание идентичности определённых слоёв общества;
- преобладание определённых политических сил, сообществ или религиозных групп;
- радикализм аргументации и неприязнь к противоположному мнению;
- гетерономия, проявляющаяся в догматических утверждениях или использовании авторитетных аргументов.
Хотя этот термин часто используется в уничижительном смысле для обозначения жесткости, догматизма и авторитаризма, фундаментализм также может выражать бескорыстие и приверженность принципам.
Религия и политика
Фундаментализм обычно ассоциируется с религией и буквальным толкованием священных текстов различных религиозных систем, но встречается и в политических доктринах.
Религия и политика во многом пересекаются. Важной темой является развитие основных идеологических традиций. Например, моральный социализм стал неотъемлемой частью различных религиозных доктрин и способствовал возникновению христианского и мусульманского социализма. Протестантизм привел к возникновению идеи самомотивации и индивидуальной ответственности, которая нашла свое выражение в классическом либерализме.
Идеология религиозного фундаментализма
Религиозный фундаментализм отличается тем, что рассматривает все аспекты общественной и частной жизни как второстепенные по отношению к существующим религиозным учениям. С этой точки зрения, она должна быть организована политически и социально на основе того, что считается фундаментальным. Ключом к этому являются истинные религиозные принципы, обычно подкрепленные верой в буквальную истинность Писания. Поскольку такие принципы могут быть разработаны в рамках целостного мировоззрения, религиозный фундаментализм по праву можно назвать идеологией.
Существует два противоположных мнения о том, откуда взялся религиозный фундаментализм и почему он возник в конце ХХ века. :
- фундаментализм как отвлечение или приспособление, допускаемое обществами по мере того, как они привыкают к современной и секуляризованной культуре;
- фундаментализм как непреходящее следствие неспособности секуляризма удовлетворить вечную человеческую потребность в духовной истине.
Религиозный фундаментализм возник параллельно в разных частях мира. В Соединенных Штатах значение христианского фундаментализма возросло в 1970-х годах с подъемом новых движений за права христиан, запретом абортов, введением молитвы в американских школах и возвращением к традиционным верованиям и семейным ценностям.
Еврейский фундаментализм (долгое время представленный группой небольших религиозных партий) получил широкое распространение в Израиле, чтобы помешать зарождающемуся палестинскому государству уступить территорию, которую оно считает еврейской родиной.
Индуистский фундаментализм в Индии развивался как сопротивление распространению западного секуляризма и как тенденция противостоять влиянию конкурирующих религий, таких как ислам и религия сикхов.
Основные черты, особенности Фундаментализма.
- Контрмодернизм. В фундаментализме — это попытка противостояния всему новому: идеям, трактовкам, и переосмысливанию старинных мировоззрений;
- Активность и жестокость. Довольно часто фундаменталисты могут быть весьма «шумными» или жестокими в защите своих убеждений;
- Избранность. Как правило, фундаменталисты считают себя особенными или избранными. Они считают, что у них есть определенная миссия, возложенная на них Богом;
- Склонность к широкомасштабным публичным акциям и знакам отличия, которые необходимы для поддержания их чувства превосходства и самобытности;
- В концепции фундаментализма существует только одна истинная религия и один правильный образ жизни. Эти понятия всеми силами должны быть защищены от вторжения других религий и секуляризма;
- Существует безошибочная священная книга, пророк или харизматический лидер, которому буквальное подчинение является обязательным;
- Закон и вся власть идет непосредственно от Бога;
- Женская сексуальность должна строго контролироваться. Между мужчинами и женщинами должны быть установлены четкие и нерушимые границы (сексизм);
- Сексуальные предпочтения – это главная проблема всех фундаменталистов — христианских, еврейских, исламских и так далее. Особое место занимает гомофобия;
- Близость к национализму. В данном случаи, фундаменталисты, даже в своей вере отдают предпочтение именно представителям своей нации и культуры.
Разновидности Фундаментализма:
Что такое Христианский фундаментализм?
В христианстве большинство фундаменталистов — это те, кто выступает за строгое чтение и следование библейским текстам. Фундаменталистскими считаются те церкви, которые склонны рассматривать большинство библейских текстов как безусловное слово Божье. Все, что написано в Библии, следует воспринимать буквально и не подвергать сомнению. Например, в христианском фундаментализме следующие утверждения являются догмой:
- Непогрешимость Господа и Святого Писания;
- Непорочное зачатие и божественная природа Иисуса;
- Вера в то, что смерть Иисуса Христа на кресте была искуплением за грехи человечества;
- Воскрешение Иисуса;
- Историческая реальность всех описанных в Писании чудес.
Что такое Еврейский фундаментализм?
Еврейский фундаментализм — это явление, которое можно наблюдать, прежде всего, в самом Израиле. Ортодоксальные евреи ведут борьбу со светскими евреями за определение культуры и образа жизни в стране. Иудаизм хареди — это движение внутри ортодоксального лагеря, которое стремится к созданию исключительно ортодоксальной еврейской культуры, характеризующейся строгим следованием еврейскому закону (галахе) во всех сферах жизни. Характеризуется использованием дискреционной одежды и политическими усилиями по навязыванию населению галахических предписаний. Главная цель — сделать Израиль по-настоящему «еврейским» государством.
Однако многие ортодоксальные евреи не являются фундаменталистами. Так называемые «современные православные» считают, что можно быть одновременно современным и праведным верующим. Они обычно не носят яркой одежды и ведут светский образ жизни. В то же время они строго соблюдают еврейский закон дома и в частной жизни, особенно в субботу.
Что такое Мормонский фундаментализм?
Мормонский фундаментализм — это оппозиция мормонизму в лице «Церкви Иисуса Христа Святых последних дней». Этот тип фундаментализма претендует на возвращение к мормонским доктринам и практикам, от которых Церковь Иисуса Христа Святых последних дней якобы ошибочно отказалась. К ним относятся такие аспекты, как:
- Многоженство;
- Закон освящения;
- Теория Адама-Бога;
- Искупление крови;
- Патриаршее священство;
- Элементы ритуала мормонского облечения и исключение чернокожих из священства.
Мормоны-фундаменталисты образовали многочисленные секты и изолированные общины во многих районах западной части США.
Что такое Исламский фундаментализм?
Как и многие другие религии, ислам пропагандирует свое представление об обществе и дает руководящие принципы для социальной жизни. Священный Коран и хадисы содержат руководящие принципы исламского управления, включая уголовное право, семейное право, запрет на ростовщичество и другие экономические нормы. Во время распространения ислама в первые века, знания и культура завоеванных земель были поглощены, что привело к тому, что многие считают золотым веком ислама.
Что не так с фундаментализмом в целом? Критика.
Часто критикуют, что фундаменталисты избирательны в своих убеждениях и практиках. Например, в Книге Исход говорится, что человек, у которого умер брат, должен жениться на его овдовевшей невестке. Однако христиане-фундаменталисты не придерживаются этой доктрины. И это несмотря на то, что Новый Завет не противоречит ему. Однако сторонники фундаментализма утверждают, что согласно новозаветному богословию, большая часть, если не весь Закон Моисеев, не является нормативным для современных христиан. Другие фундаменталисты утверждают, что только некоторые части Закона Моисеева — части, основанные на универсальных моральных принципах — являются нормативными.
Другая распространенная критика фундаментализма заключается в том, что современные люди не могут в совершенстве понять оригинальные Писания, если они не понимают древний язык оригинального текста. Критики утверждают, что фундаменталисты не понимают, что подверженные ошибкам люди передают религиозные традиции, фальсифицируя их.
Христианских фундаменталистов часто критикуют за то, что они принимают религиозные тексты как непогрешимые, которые часто содержат противоречия. Христианские фундаменталисты, например, игнорируют противоречия в Библии, а также пророчества, которые не исполняются, как предписано в Писании.
Религиозный фундаментализм
Анализ современной политологической литературы показывает, что существуют всевозможные политические, социокультурные, идеологические, моральные, этические и другие движения, имеющие приверженцев во всем мире.
И фундаментализм сегодня является одной из таких тенденций; его определение можно сформулировать примерно следующим образом:
Фундаментализм — это единое название социальных, морально-религиозных и философских течений, имеющих радикально консервативную направленность.
Стоит также отметить, что религиозный фундаментализм особенно популярен в некоторых странах западного мира. Если создать определение этого термина, проанализировав некоторые политологические источники, то оно может быть следующим:
Религиозный фундаментализм — это течение, характеризующееся негативной реакцией консервативно ориентированных религиозных кругов на процессы секуляризации. С активным развитием научных открытий в XIX и XX веках культурная и социальная жизнь стала отделяться от религиозной, в результате чего положение религии стало весьма шатким.
Давая общую характеристику представленным течениям, следует обратить внимание на то, что фундаментализм такого рода является в основном политической реакцией общества и его наиболее влиятельных представителей на происходящие на современном этапе процессы глобализации и секуляризации общества.
Среди зарубежных ученых сложилось мнение о возникновении и массовом распространении этого понятия, которое в основном связано с определением некоторых течений протестантизма в США. Сторонники этого движения выступали за альтернативное прочтение библейского текста Святого Письма и отвергали другие интерпретации рационального характера.
В результате это определение со временем расширилось и включило в себя несколько подобных ответвлений от религиозной формы классической деноминации.
Главная задача приверженцев принципов религиозного фундаментализма — вернуть определенным конфессиям их доминирующее положение в социальной среде. И одним из методов достижения этой цели, по мнению этих сторонников, является строгое и беспрекословное следование идеям и принципам Библии. Любая критика не допускалась, как и любая либеральная интерпретация или толкование контекста.
Не нашли то, что искали?
Напишите нам, и мы поможем вам.
Рассматривая религиозную основу представленных теорий, следует отметить, что в двух основных мировых религиях — христианстве и исламе, а также в индуизме — существуют течения фундаментализма. Кроме того, ученые рекомендуют внимательно изучить наличие принципов религиозного фундаментализма в течениях, не имеющих ничего общего с религией.
Христианский фундаментализм
Необходимо более внимательно рассмотреть идеи и принципы фундаменталистских концепций, возникших в классических мировых религиях — христианстве и исламе. В религии христианства фундаментализм, основанный на религии, возник с внедрением протестантского движения. А сам термин «фундаментализм», исходя из исторических закономерностей, появился в США и первоначально использовался в связи с протестантизмом.
Характеристики протестантского фундаментализма, его идеи и взгляды, были сформулированы в конце девятнадцатого века. В частности, в 1895 г. В то время в городе Ниагара-Фолс проходила библейская конференция, на которой присутствовали и священники. Эти принципы легли в основу нынешнего движения.
Наиболее важные из них перечислены ниже:
- непогрешимость Святого Писания;
- божественное происхождение Иисуса Христа и неоспоримость его непорочного зачатия;
- достоверность в историческом плане факта «искупления замещением», выраженного снаружи в распятии Иисуса за все грехи и злодеяния человеческие, а еще факт его дальнейшего воскресения;
- безальтернативный вариант утверждающий второе пришествие Иисуса Христа во плоти в будущем;
- некоторые российские ученные говорят о реальном существовании фундаментализма на православной основе, которое было сформировано еще в начале ХХ века. Более широкую заинтересованность со стороны социума и церкви данное течение получило из-за исторической и политической обстановки в 80-90-х годах на территории России.
Среди основных теорий, вокруг которых продолжает формироваться православный российский фундаментализм, — безальтернативный антиэкуменизм. Проще говоря, это не согласие с идеями христианства, не сближение и объединение различных конфессий христианского направления, не принятие либеральных и индивидуалистических принципов и ценностей, постоянная их критика, поддержка монархического режима и многое другое.
Вам самому трудно это понять?
Попробуйте обратиться за помощью к учителям.
Исламский фундаментализм
Выше уже упоминалось, что фундаментализм изначально был на стороне христианских течений, точнее, протестантизма, но со временем он распространился не только в областях, имеющих религиозную основу, но и за их пределами. Поэтому ислам не был исключением из правил. Если сформулировать определение исламского фундаментализма, то его можно сформулировать следующим образом:
Исламский фундаментализм — одно из течений, сторонники которого говорят о необходимости возвращения мусульман к строгому и безоговорочному следованию традициям и принципам, изложенным в Священном Коране и других священных мусульманских текстах. Он также призывает к освобождению мусульманских стран от колонизаторов.
Идеи и взгляды исламского фундаментализма могут быть сформулированы в политологической литературе не только в теоретических терминах, но и в практических попытках применения этих принципов. Они различаются по всему миру, что также связано с тем, что фундаментализм в настоящее время внедряется в ислам не только приверженцами суннизма, но и шиитами.
В ряде стран эта тенденция не только получила значительную поддержку и распространение, но и стала официальной идеологией государства. Типичный пример — Иран.
Смотрите также
- ^ а б c d Саймон Блэкберн, Оксфордский философский словарь, 2-е (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2005), 139 стр..
- ^ а б c d е ж грамм час Тед Постон, «Фундационализм» (Интернет-энциклопедия философии)
- ^ а б Гренц и Франке 2001, стр. 31 год
- ^ Хэтфилд, Гэри (3 декабря 2008 г.). «Рене Декарт». Стэнфордская энциклопедия философии. Получено 28 марта 2013 .
- ^ Скирри, Джастин (13 сентября 2008 г.). «Рене Декарт (1596–1650): Обзор». Интернет-энциклопедия философии. Получено 28 марта 2013 .
- ^ Добрая, Эми (18 ноября 2005 г.). «Самоанализ». Интернет-энциклопедия философии. Получено 28 марта 2013 .
- ^ а б c Фумертон, Ричард (21 февраля 2000 г.). «Фундаменталистские теории эпистемического обоснования». Стэнфордская энциклопедия философии. Получено 19 августа 2018 .
- ^ Джеймс Крейнес, Разум в мире: метафизика Гегеля и ее философская привлекательность, Oxford University Press, 2015, стр. 25: «Фундаментализм Спинозы (утверждает Гегель) угрожает уничтожить всю детерминированную реальность, оставив только одну неопределенную субстанцию».
- ^ Том Рокмор, О фундаментализме: стратегия метафизического реализма, Роуман и Литтлфилд, 2004 г., стр. 65.
- ^ Фредерик К. Байзер, Немецкий идеализм: борьба с субъективизмом, 1781–1801 гг., Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 2002, стр. 236.
- ^ Фредерик К. Байзер (2014), Генезис неокантианства, 1796–1880 гг. (Оксфорд: издательство Оксфордского университета), стр. 517.
- ^ Том Рокмор, О фундаментализме: стратегия метафизического реализма, Роуман и Литтлфилд, 2004 г., стр. 111.
- ^ Барри Смит и Дэвид Вудрафф Смит, ред., Кембриджский компаньон Гуссерля, Cambridge University Press, стр. 292.
- ^ Карло Челлуччи, Переосмысление знаний: эвристический взгляд, Springer, 2017, стр. 32.
- ^ Джон Макдауэлл, Разум и мир. Издательство Гарвардского университета, 1994, стр. 29.
- ^ Роджер Ф. Гибсон, «Прямой реализм Макдауэлла и платонический натурализм», Философские вопросы Vol. 7, Восприятие (1996), стр. 275–281.
- ^ О’Брайен, 2006, стр. 61–62.
- ^ Audi 2003, стр. 194
- ^ Рорти, Ричард (1979). Философия и зеркало природы. Издательство Принстонского университета. стр. 165–173
- ^ Смит, Стив, Оуненс Патрика, «Альтернативные подходы к теории международных отношений» в «Глобализации мировой политики», Бейлис, Смит и Оуэнс, ОУП, 4-е изд., Стр. 177
- ^ Лемос 2007, стр. 50–51.
- ^ BonJour 1985, стр. 27
- ^ Дэнси 1985, стр. 53–54.
- ^ а б О’Брайен, 2006, стр. 72–74.
- ^ Лемос 2007, стр.55
- ^ О’Брайен 2006, стр. 184
- ^ О’Брайен 2006, стр.87
- ^ О’Брайен 2006, стр. 88
- Ауди, Роберт (2003). Эпистемология: современное введение в теорию познания. Рутледж. ISBN978-0-415-28109-6 .
- BonJour, Лоуренс (1985). Структура эмпирического знания. Издательство Гарвардского университета. ISBN978-0-67484-381-3 .
- Коэльо, Иво (2010). «Фундационализм». В Puthenpurackal, Johnson J. (ed.). Энциклопедия философии ACPI. Азиатская торговая корпорация. ISBN978-8-17086-574-2 .
- Дэнси, Джонатан (1985). Введение в современную эпистемологию. Блэквелл. ISBN0-631-13622-3 .
- Franke, John R .; Гренц, Стэнли Джеймс (2001). За пределами фундаментализма: формирование теологии в постмодернистском контексте. Вестминстерская пресса Джона Нокса. ISBN9780664257699 .
- Греко, Джон (2000). Ставить скептиков на их место. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN978-0-521-04553-7 .
- Лемос, Ноа Мерселино (2007). Введение в теорию познания. Издательство Кембриджского университета. ISBN978-1-13946-185-6 .
- О’Брайен, Дэн (2006). Введение в теорию познания. Polity. ISBN978-0-74563-316-9 .
Смотрите также
- ^ а б c d Саймон Блэкберн, Оксфордский философский словарь, 2-е (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2005), 139 стр..
- ^ а б c d е ж грамм час Тед Постон, «Фундационализм» (Интернет-энциклопедия философии)
- ^ а б Гренц и Франке 2001, стр. 31 год
- ^ Хэтфилд, Гэри (3 декабря 2008 г.). «Рене Декарт». Стэнфордская энциклопедия философии. Получено 28 марта 2013 .
- ^ Скирри, Джастин (13 сентября 2008 г.). «Рене Декарт (1596–1650): Обзор». Интернет-энциклопедия философии. Получено 28 марта 2013 .
- ^ Добрая, Эми (18 ноября 2005 г.). «Самоанализ». Интернет-энциклопедия философии. Получено 28 марта 2013 .
- ^ а б c Фумертон, Ричард (21 февраля 2000 г.). «Фундаменталистские теории эпистемического обоснования». Стэнфордская энциклопедия философии. Получено 19 августа 2018 .
- ^ Джеймс Крейнес, Разум в мире: метафизика Гегеля и ее философская привлекательность, Oxford University Press, 2015, стр. 25: «Фундаментализм Спинозы (утверждает Гегель) угрожает уничтожить всю детерминированную реальность, оставив только одну неопределенную субстанцию».
- ^ Том Рокмор, О фундаментализме: стратегия метафизического реализма, Роуман и Литтлфилд, 2004 г., стр. 65.
- ^ Фредерик К. Байзер, Немецкий идеализм: борьба с субъективизмом, 1781–1801 гг., Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 2002, стр. 236.
- ^ Фредерик К. Байзер (2014), Генезис неокантианства, 1796–1880 гг. (Оксфорд: издательство Оксфордского университета), стр. 517.
- ^ Том Рокмор, О фундаментализме: стратегия метафизического реализма, Роуман и Литтлфилд, 2004 г., стр. 111.
- ^ Барри Смит и Дэвид Вудрафф Смит, ред., Кембриджский компаньон Гуссерля, Cambridge University Press, стр. 292.
- ^ Карло Челлуччи, Переосмысление знаний: эвристический взгляд, Springer, 2017, стр. 32.
- ^ Джон Макдауэлл, Разум и мир. Издательство Гарвардского университета, 1994, стр. 29.
- ^ Роджер Ф. Гибсон, «Прямой реализм Макдауэлла и платонический натурализм», Философские вопросы Vol. 7, Восприятие (1996), стр. 275–281.
- ^ О’Брайен, 2006, стр. 61–62.
- ^ Audi 2003, стр. 194
- ^ Рорти, Ричард (1979). Философия и зеркало природы. Издательство Принстонского университета. стр. 165–173
- ^ Смит, Стив, Оуненс Патрика, «Альтернативные подходы к теории международных отношений» в «Глобализации мировой политики», Бейлис, Смит и Оуэнс, ОУП, 4-е изд., Стр. 177
- ^ Лемос 2007, стр. 50–51.
- ^ BonJour 1985, стр. 27
- ^ Дэнси 1985, стр. 53–54.
- ^ а б О’Брайен, 2006, стр. 72–74.
- ^ Лемос 2007, стр.55
- ^ О’Брайен 2006, стр. 184
- ^ О’Брайен 2006, стр.87
- ^ О’Брайен 2006, стр. 88
- Ауди, Роберт (2003). Эпистемология: современное введение в теорию познания. Рутледж. ISBN978-0-415-28109-6 .
- BonJour, Лоуренс (1985). Структура эмпирического знания. Издательство Гарвардского университета. ISBN978-0-67484-381-3 .
- Коэльо, Иво (2010). «Фундационализм». В Puthenpurackal, Johnson J. (ed.). Энциклопедия философии ACPI. Азиатская торговая корпорация. ISBN978-8-17086-574-2 .
- Дэнси, Джонатан (1985). Введение в современную эпистемологию. Блэквелл. ISBN0-631-13622-3 .
- Franke, John R .; Гренц, Стэнли Джеймс (2001). За пределами фундаментализма: формирование теологии в постмодернистском контексте. Вестминстерская пресса Джона Нокса. ISBN9780664257699 .
- Греко, Джон (2000). Ставить скептиков на их место. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN978-0-521-04553-7 .
- Лемос, Ноа Мерселино (2007). Введение в теорию познания. Издательство Кембриджского университета. ISBN978-1-13946-185-6 .
- О’Брайен, Дэн (2006). Введение в теорию познания. Polity. ISBN978-0-74563-316-9 .
Критика
Чтобы реализовать фундаменталистскую программу на практике, необходимо совершенное понимание древнего языка оригинального текста, чтобы отличить истинный текст от вариаций. Более того, именно люди передают это понимание из поколения в поколение. Даже если кто-то хочет следовать буквальному Слову Божьему, необходимость для людей понять Слово требует сначала человеческой интерпретации. Таким образом, человеческая способность ошибаться неотделима от смысла Божественного Слова. Следовательно, невозможно следовать непреложному Слову Божьему; можно лишь прийти к человеческому пониманию Божьей воли. 41
В конце 1970-х годов Говард Турман брал интервью для статьи Би-би-си о религии. Он сказал интервьюеру:
Я говорю, что доктрины, догмы и теологии — это изобретения ума. Природа разума состоит в том, чтобы извлекать смысл из опыта, сводить сложность опыта к единицам понимания, которые мы называем принципами, идеологиями или концепциями. Религиозный опыт динамичен, изменчив, шипуч, всепоглощающ. Но разум не может с этим справиться, поэтому ему приходится каким-то образом лишать религиозный опыт свободы, преодолевать его. Затем, когда переживание отступает, разум придает ему смысл и извлекает концепции, термины, доктрины, чтобы религиозный опыт обрел смысл для разума. Тем временем, религиозный опыт продолжает переживаться, так что когда я создал свою доктрину таким образом, что могу думать о ней, религиозный опыт становится объектом мысли. 42
Влиятельные критические статьи о фундаментализме включают книги Джеймса Барра о христианском фундаментализме и российский анализ исламского фундаментализма Бассама Тиби.
Исследование Эдинбургского университета показало, что из шести измерений религиозности «низкий уровень интеллекта наиболее сильно связан с более высоким уровнем фундаментализма». 43
Полемика
Справочник по стилю Associated Press AP Stylebook рекомендует не использовать термин фундаменталист для обозначения групп, которые не используют этот термин для себя. Многие ученые придерживаются аналогичной позиции. 44 Однако другие ученые используют этот термин в более широком описательном смысле для обозначения различных групп в различных религиозных традициях, включая группы, которые сопротивляются классификации в качестве фундаменталистов, как, например, в проекте «Фундаментализм». 45
В примере текста утверждается, что было бы ошибкой говорить о мусульманских, еврейских или христианских фундаменталистах. Скорее, их главной заботой является фундаментализм, который выходит за рамки других конфессиональных или религиозных соображений. 46
Смотрите также
- Авторитаризм
- Библейский буквализм
- Христианский реконструкционизм
- Христианский национализм
- Креационная наука
- Культ
- Догматизм
- Доминионизм
- Евангелический атеизм
- Экстремизм
- Формализм (философия)
- Фундаментализм (скульптура)
- Фанди
- Хиндутва
- Историко-грамматический метод
- Важность религии по странам
- Независимый фундаментальный баптист
- Воспитание
- Интегризм
- Исламское Государство Ирака и Леванта
- Исламский экстремизм
- исламизм
- Джек Чик
- Лагерь Иисуса (документальный)
- Законничество (теология)
- Рыночный фундаментализм
- Воинствующий атеизм
- Моральный абсолютизм
- Православие
- Пятидесятничество
- Радикальный
- Реакционный
- Религиозный фанатизм
- Реставрационизм
- Ритуализм в англиканской церкви
- Салафитское движение
- Сектантство
- Католик-традиционалист
- Ваххабизм
- Волки Винланда
- ^ Нагата, Джудит (июнь 2001 г.). «За пределами теологии: к антропологии» фундаментализма » «. Американский антрополог. 103 (2): 481–498. Дои:10.1525 / aa.2001.103.2.481. Когда-то считавшийся исключительно вопросом религии, теологии или библейской верности, использование термина фундаментализм недавно претерпело метафорическое распространение на другие области. .
- ^ Altemeyer, B .; Хунсбергер, Б. (1992). «Авторитаризм, религиозный фундаментализм, поиски и предрассудки». Международный журнал психологии религии. 2 (2): 113–133. Дои:10.1207 / s15327582ijpr0202_5.
- ^ а б Кунст, Дж., Томсен, Л., Сэм, Д. (2014). Позднее авраамическое воссоединение? Религиозный фундаментализм отрицательно предсказывает двойную авраамическую групповую категоризацию среди мусульман и христиан. Европейский журнал социальной психологии https://www.academia.edu/6436421/Late_Abrahamic_reunion_Religious_fundamentalism_negatively_predicts_dual_Abrahamic_group_categorization_among_Muslims_and_Christians
- ^ Kunst, J. R .; Томсен, Л. (2014). «Блудные сыновья: двойная авраамическая категоризация опосредует пагубное влияние религиозного фундаментализма на христианско-мусульманские отношения». Международный журнал психологии религии. Дои:10.1080/10508619.2014.93796 (неактивно 25 октября 2020 г.). CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на октябрь 2020 г. (связь)
- ^ Hunsberger, B (1995). «Религия и предрассудки: роль религиозного фундаментализма, поисков и правого авторитаризма». Журнал социальных проблем. 51 (2): 113–129. Дои:10.1111 / j.1540-4560.1995.tb01326.x.. фундаментализм и поиски отношений с предрассудками особенно значимы в свете ассоциации с правым авторитаризмом.. В конце концов, может показаться, что с предубеждениями связана не религия как таковая, а скорее то, как люди придерживаются своих религиозных убеждений.
- ^ «Архивная копия» (PDF). Архивировано из оригинал (PDF) 17 августа 2013 г.. Получено 6 апреля, 2014. CS1 maint: заархивированная копия как заголовок (связь)
- ^ Харрис, Харриет (2008). Фундаментализм и евангелисты. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN978-0-19-953253-7. OCLC182663241.
- ^ Бур, Роланд (2005). «Фундаментализм» (PDF). В Тони Беннетте; Лоуренс Гроссберг; Миган Моррис; Раймонд Уильямс (ред.). Новые ключевые слова: обновленный словарь культуры и общества.. Кембридж, Массачусетс: Blackwell Publishing. С. 134–137. ISBN978-0-631-22568-3. OCLC230674627. Архивировано из оригинал (PDF) 10 сентября 2008 г.. Получено 27 июля, 2008. Широко используемый как уничижительный термин для обозначения своих фанатичных оппонентов — обычно религиозных и / или политических — а не самого себя, фундаментализм зародился в христианских протестантских кругах в ЕК20. Первоначально ограничиваясь дебатами в рамках евангельского («основанного на Евангелии») протестантизма, теперь он используется для обозначения любого человека или группы, которые характеризуются как непоколебимые, строгие, нетерпимые и воинственные. У этого термина есть два употребления, первое из которых — положительное самоописание, которое затем превратилось в более позднее уничижительное употребление, которое сейчас широко распространено.
- ^ KYAW ZWA MOE (30 марта 2013 г.). «Искоренить источник волнений Мейхтилы». Архивировано из оригинал 27 августа 2013 г.. Получено 4 ноября, 2013 .
- ^ Атхас, Икбал; Хьюм, Тим (24 июня 2014 г.). «Страх, шок среди мусульман Шри-Ланки в связи с насилием со стороны буддийской толпы». CNN. Получено 23 января, 2020 .
- ^ «Шри-Ланка изо всех сил пытается остановить буддийские беспорядки». Новости BBC. 7 марта 2018 г.. Получено 23 января, 2020 .
- ^ Джордж М. Марсден, Фундаментализм и американская культура, (1980) pp 4-5 Более 1400 научных книг цитируют работы Марсдена, ^ Буешер, Джон. «История фундаментализма «, Teachinghistory.org. Проверено 15 августа 2011 года.
- ^ Марк А. Нолл, История христианства в США и Канаде (1992) стр 376-86
- ^ Кертис Ли Лоуз, «Боковые огни съезда», Сторож-Ревизор, 8, вып. 27 (1 июля 1920 г.), стр. 834.
- ^ Джордж М. Марсден, «Фундаментализм и американская культура», (1980) стр. 117
- ^ Плотник, Возроди нас снова (1997) стр 200
- ^ Брекке (1991). Фундаментализм: пророчество и протест в эпоху глобализации. Издательство Кембриджского университета. п. 127. ISBN9781139504294 .
- ^ «Очередная битва с истинно верующими ислама ‘ «. Глобус и почта .
- ^ Мохамад Джебара Мор Мохамад Джебара (6 февраля 2015 г.). «Имам Мохамад Джебара: плоды дерева экстремизма». Гражданин Оттавы .
- ^ «Архивная копия» (PDF). Архивировано из оригинал (PDF) 2 августа 2014 г.. Получено 2015-11-17. CS1 maint: заархивированная копия как заголовок (связь)
- ^ Уильям Э. Гриффит, «Возрождение исламского фундаментализма: пример Ирана», Международная безопасность, Июнь 1979 г. 4 Выпуск 1, стр 132-138 в JSTOR
- ^ Лоуренс Дэвидсон, Исламский фундаментализм (Гринвуд, 2003)
- ^ Натана Делонг-Бас, Ваххабитский ислам: от возрождения и реформ к глобальному джихаду (Издательство Оксфордского университета, 2008 г.)
- ^ Линдижер, Керт (24 августа 2013 г.). «Как ислам с севера снова распространяется в Сахель». Африканисты. Получено 24 ноября, 2014. Сотни лет спустя ислам снова приходит в Сахель, на этот раз с непреодолимым миссионерским менталитетом и путем, вымощенного деньгами из Саудовской Аравии, Катара и Пакистана. Иностранцы, а также малийцы, получившие стипендии для обучения в Саудовской Аравии, вводят эту строгую форму ислама и осуждают суфийские sic .
- требуется проверка
- ^ «Поиск в Google Новостях: диаграмма показывает всплески в 1979 году (кризис с захватом заложников в Иране), после 11 сентября и в 1992 и 1993 годах (выборы в Алжире, ООП)». Получено 9 декабря, 2008 .
- оригинальное исследование?
- ^ «фундаментализм — религиозное движение». britannica.com. Получено 22 октября, 2017 .
- ^ Ян С. Лустик (осень 1987 г.). «Опасные фундаменталисты Израиля». Fp: Журнал глобальной политики, экономики и идей (68): 118–139. ISSN0015-7228. Архивировано из оригинал 21 октября 2009 г.. Получено 4 ноября, 2013 .
- ^ Нагата, Джудит. 2001 г. К антропологии «фундаментализма». Торонто: Blackwell Publishing, стр.9.
- ^ Алистер МакГрат и Джоанна Колликатт МакГрат, Заблуждение Докинза? Атеистический фундаментализм и отрицание божественного, Общество распространения христианских знаний (СПКК), 15 февраля 2007 г.,
- ISBN 978-0-281-05927-0
- ^ Yr Eglwys yng Nghymru | Церковь в УэльсеВ архиве 16 марта 2008 г. Wayback Machine
- ^ » ‘ Страхи атеистического фундаментализма ». Новости BBC. 22 декабря 2007 г.. Получено 3 мая, 2010 .
- ^ «Архиепископ Уэльский опасается подъема« атеистического фундаментализма » » «. Архивировано из оригинал 27 декабря 2007 г.. Получено 4 ноября, 2013 .
- ^ «Атеистический фундаментализм» опасается «. Новости BBC. 22 декабря 2007 г.. Получено 4 ноября, 2013 .
- ^ Тойнби, Полли (21 декабря 2007 г.). «Извините, что разочаровал, но предлагать запретить Рождество — это ерунда». Хранитель. Лондон. Получено 3 мая, 2010 .
- ^ Папа Роберт Антон Уилсон, Новая инквизиция: Иррациональный рационализм и цитадель науки. 1986. 240 с.
- ISBN 1-56184-002-5
- ^ «Светский фундаментализм», International Herald Tribune, 19 декабря 2003 г.
- ^ «Запрет на ношение платков вызывает новые протесты»,Новости BBC, 17 января 2004 г.
- ^ Аиша Ахмад, «Мусульманские активисты отвергают светский фундаментализм», первоначально опубликовано на ИсламОнлайн, 22 апреля 1999 г. См. Также Пятый ежегодный ужин Минарета Свободы, отредактированная стенограмма, Сайт Института Минарет Свободы.
- ^ Хиндери, Родерик (2008). «Сравнительная этика, идеологии и критическое мышление»В архиве 28 января 2012 г. Wayback Machine
- ^ Дорфф, Эллиот Н. и Розетт, Артур, «Живое дерево»; Корни и рост еврейского закона, SUNY Press, 1988.
- ^ «Интервью с Говардом Турманом и Рональдом Эйром», Богословие сегодня, Том 38, выпуск 2 (июль 1981 г.).
- ^ Гэри Дж. Льюис, Стюарт Дж. Ричи, Тимоти С. Бейтс (3 сентября 2011 г.). «Взаимосвязь между интеллектом и множеством областей религиозных убеждений: данные из большой выборки взрослых в США» (PDF). CS1 maint: несколько имен: список авторов (связь)
- ^ «Может ли кто-нибудь дать определение« фундаменталист »?», Терри Мэттингли, Звезда округа Вентура, 12 мая 2011 г. Проверено 6 августа 2011 г.
- ^ См., Например, Marty, M. и Appleby, R.S. ред. (1993). Фундаментализмы и государство: преобразование политик, экономики и воинственности. Джон Х. Гарви, Тимур Куран и Дэвид К. Рапопорт, младшие редакторы, Том 3, Проект фундаментализма. Издательство Чикагского университета.
- ^ Текстовый образец. Открытая лекция, Конференция «Вера и разум», Сан-Антонио, Техас. 2006 г.