После смерти Алексея Михайловича (1676) гонения на Никона усилились, и он был переведен в Кириллов монастырь. Но затем сын Алексея Михайловича, царь Федор, решил облегчить участь опального человека и приказал перевести его в Новый Иерусалим. Никон не смог пережить это последнее путешествие и умер в пути 17 августа 1681 года.
Раскол церковный
Раскол Церкви (греч. schismatic) — это распад внутреннего церковного единства из-за разногласий, не связанных с фальсификацией истинного учения о доктринах и таинствах, а по ритуальным, каноническим или дисциплинарным причинам. Основатели и последователи раскольнического движения называются раскольниками.
Раскол следует отличать от других форм отступничества — ереси и самопровозглашенной соборности (парасинагогии). Согласно Василию Великому, древние отцы Церкви называли раскольниками тех, кто расходился во мнениях по определенным церковным вопросам и по вопросам, подверженным расколу.
Согласно Джону Зонару, выдающемуся комментатору канонического права, раскольники — это те, кто в вопросах веры и доктрин мыслит правильно, но по каким-то причинам отдаляется друг от друга и образует свои отдельные общины.
По словам эксперта по каноническому праву, епископа Далмации и Истрии Никодима, расколы образуются лицами, которые «по-разному думают о некоторых церковных предметах и вопросах, но легко примиряются». Согласно святителю Игнатию Брянчанинову, раскол — это «разрыв полного общения со Святой Церковью при точном сохранении, однако, истинного учения о доктринах и таинствах».
Святой Иоанн Златоуст сравнивает раскол с ересью и заявляет, что «раскол не менее плох, чем ересь». Святой Киприан Карфагенский учит: «Помните, что основатели и руководители раскола, нарушающие единство Церкви, выступают против Христа и не только распинают Его во второй раз, но и растворяют Тело Христово, а это настолько тяжкий грех, что кровь мученика не может его исправить. Епископ Уптатий Милетский (IV век) считал раскол одним из величайших зол — большим, чем убийство и идолопоклонство.
В современном значении слово «раскол» впервые встречается у святого Ипполита Римского. Он находился в расколе с папой Каллистом (217-222), которого он обвинял в ослаблении требований церковной дисциплины.
Основной причиной разделений в ранней Церкви стали последствия гонений Декия (Новаций и Фелицисим в Карфагене, Новатиан в Риме) и Диоклетиана (Ираклий в Риме, донатисты в Африканской Церкви, Мелитиан в Александрии) и споры о крещении еретиков. Серьезные разногласия возникли по поводу принятия в Церковь «падших» — тех, кто отступил от веры и оступился во время гонений.
В Русской православной церкви были расколы старообрядческий (преодолен униатской церковью), обновленческий (преодолен) и карловацкий (преодолен 17 мая 2007 года). Православная церковь в Украине в настоящее время находится в состоянии раскола
Что произошло в 1054 году: раскол Вселенской Церкви надвое или откол одной её части, Римской Поместной Церкви?
В литературе по истории богословия часто упоминается, что в 1054 году произошло разделение единой вселенской Церкви Христовой на Восточную и Западную. Это мнение не является убедительным. Господь Иисус Христос создал единую Церковь и засвидетельствовал, что она пребудет до конца мира и врата ада не одолеют ее (Матфея 16:18).
Более того, Мессия ясно дал понять, что «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Матфея 12:25). Это означает, что если Церковь действительно противоречила сама себе, то она не устоит. Но это, безусловно, так и будет (Матфея 16:18). В пользу того, что церквей Христа не может быть две, три, тысяча и три, говорит и картина, согласно которой церковь является телом Христа (Рим 12:5), а у Спасителя одно тело.
Но почему мы можем утверждать, что именно Римская церковь откололась от Православной в XI веке, а не наоборот? В этом нет никаких сомнений. Истинная Церковь Христа, по словам апостола, является «столпом и утверждением истины» (1 Тимофею 3:15). Две церкви (западная и восточная), не придерживавшиеся истины, не смогли сохранить ее и откололись.
Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить, какая церковь, православная или католическая, придерживается этого учения в неизменном виде, переданном апостолами. Безусловно, это Вселенская Православная Церковь.
Помимо того, что Римская церковь осмелилась изменить Символ веры, добавив в него ложную надпись об исхождении Святого Духа «и от Сына», она изменила учение о Богоматери (имеется в виду учение о непорочном зачатии Девы Марии), ввела новое учение о главенстве и непогрешимости Римского понтифика, назвав его наместником Христа на земле, истолковала учение об искуплении человека в духе грубого юридизма и т.д. и т.п. Более подробную информацию см: Католический катехизис с точки зрения православного богословия.
Раскол
Священник Александр Федосеев
Раскол — это нарушение полного общения со Святой Церковью при сохранении в точности истинного учения о доктринах и таинствах. Церковь — это единство, и все ее существо заключается в этом единстве и союзе для Христа и во Христе: «Ибо одним Духом все мы крестились в одно тело» (1-е Коринфянам 12:13). Это единство характеризуется тринитарным единством, а мерой является кафоличность (или синодальность). В отличие от этого, раскол означает разделение, изоляцию, потерю и отрицание целостности.
Вопрос о природе и значении церковных расколов и схизм уже был поставлен со всей остротой в незабвенных баптистских спорах III века. Святой Киприан Карфагенский с неумолимой последовательностью развивал учение о крайней неблагодарности всякого раскола, т.е. как раскола: «Следует остерегаться заблуждений, не только явных и очевидных, но и тех, которые скрываются тонкой хитростью и обманом, как, например, изобретение врагом нового заблуждения: самого имени христианского, чтобы соблазнить несведущих. Он придумал ереси и расколы, чтобы подорвать веру, извратить истину и разрушить единство. Кого он не может удержать на старом пути через заблуждение, тех он обманывает и обольщает по-новому. Он отрывает людей от Церкви, и когда они уже заметно приближаются к свету и спасаются от ночи века сего, он снова напускает на них новую тьму, так что они, не соблюдающие Евангелие и Закон, тем не менее называют себя христианами и, блуждая во тьме, думают, что ходят во свете» (Книга о единстве Церкви).
В расколе и молитва, и милостыня питаются гордыней — они не являются добродетелями, но противопоставляются Церкви. Их, раскольников, показная доброта — лишь средство для того, чтобы отвратить людей от Церкви. Враг рода человеческого не боится молитвы гордого раскольника, ибо Библия говорит: «Да будет молитва его грехом» (Пс 108:7). Дьявол смеется над их раскольническими бдениями и постами, поскольку сам он не спит и не ест, но он не свят за это. Святой Киприан пишет: «Может ли тот, кто не соблюдает единство Церкви, думать, что он хранит веру? Может ли тот, кто выступает против Церкви и действует вопреки ей, думать, что он в Церкви, когда благословенный апостол Павел, говоря на ту же тему и указывая на тайну единства, говорит: «Я в Церкви: «одно тело, один Дух, как одно и то же степенно в одной уверенности вашего призвания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог» (Еф. 4:4-6)? Показательно, что раскольники считают все другие расколы, кроме своего собственного, вредными и неправильными, происходящими от влияния страстей и гордости, а свой собственный раскол, который не сильно отличается от других, рассматривают как единственное счастливое исключение во всей истории Церкви.
Раскольники проливают крокодиловы слезы, потому что они «нарушили» правила Церкви, но на самом деле они уже давно потеряли опору и нарушили все правила, потому что истинные правила основаны на вере в единство и вечность Церкви. Правила даны Церкви, вне Церкви они недействительны и бессмысленны — так же, как законы государства не могут существовать без самого государства.
Мученик Климент, епископ Рима, пишет раскольникам Коринфа: «Ваше разделение развратило многих, многих повергло в разочарование, многих в сомнения, а всех нас в печаль, и ваше смятение все еще продолжается. Нераскаянный грех раскола даже хуже греха самоубийства (самоубийца развращает только себя, а раскольник — и себя, и других, поэтому его вечная участь более сурова, чем у самоубийцы).
ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Никон был полностью захвачен идеей превосходства духовной власти над светской, воплощенной в идее вселенской церкви.
1. патриарх был убежден, что мир разделен на две сферы: универсальную (общую), вечную, и частную, временную.
2. всеобщее, вечное важнее частного и временного.
3. Московское государство, как и любое другое государство, является частным.
4. объединение всех православных церквей — Вселенская церковь — это та, которая ближе всего к Богу, которая представляет на земле Вечного.
5. то, что не находится в гармонии с Вечным, Всеобщим, должно быть упразднено.
6. кто выше — патриарх или мирской правитель? Для Ника этот вопрос не стоял. Патриарх Московский является одним из патриархов Вселенской церкви, поэтому его власть выше, чем власть царя.
Когда Никона упрекнули за папство, он ответил: «Почему бы не почитать папу, если это хорошо?». Алексея Михайловича, видимо, отчасти убедили рассуждения его авторитарного «друга». Царь присвоил Патриарху титул «Великого Государя». Этот царский титул из патриархов носил только дед Алексея — Филарет Романов.
Патриарх был ревнителем истинного православия. Поскольку Никон считал греческие и старославянские книги главными источниками православных истин (ведь именно оттуда Русь получила свою веру), он хотел сравнить обряды и литургические обычаи Московской церкви с греческими.
И что это было? Нововведения встречались повсеместно в обрядах и обычаях Московской церкви, которую он считал единственной истинно христианской церковью. Москвичи писали «Иисус» вместо «Исус»; они совершали мессу с семью офферториями вместо пяти, как греки; они крестились двумя перстами, олицетворяющими Бога Отца и Бога Сына, в то время как все остальные восточные православные христиане крестились тремя перстами («чертополохами»), олицетворяющими Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. На горе Афон, кстати, русского монаха-паломника чуть не убили как еретика за то, что он крестился двумя пальцами. И было много других несоответствий, которые обнаружил Патриарх. Местные особенности служения, которые развивались в разных регионах. Священный Синод 1551 года признал некоторые местные различия чисто русскими. С появлением книгопечатания во второй половине XVI века они получили широкое распространение.
Никон был крестьянского происхождения и с сельской прямотой объявил войну разногласиям между Московской и Греческой церквями.
1. в 1653 году Никон издал указ, предписывающий крестить «с палочками», а также указывающий, сколько земных поклонов нужно сделать перед чтением знаменитой молитвы преподобного Ефрема.
2. затем Патриарх напал на иконописцев, которые начали использовать западноевропейские техники живописи.
3. были заказаны новые «Иисусовы» книги, введены греческие литургические обряды и песнопения в соответствии с «киевскими правилами».
4. следуя примеру восточного духовенства, священники стали читать проповеди, написанные ими самими, причем тон задавал сам патриарх.
5. русские рукописи и печатные книги по богослужению должны были быть доставлены в Москву для осмотра. Если возникали разногласия с греческим, книги уничтожались и присылались новые.
Святейший Синод 1654 года, на котором присутствовали царь и Боярская Дума, одобрил все усилия Никона. Любого, кто пытался возразить, Патриарх «ставил на место». Так, епископ Павел Коломенский, протестовавший на Синоде 1654 года, был лишен сана, жестоко избит и сослан без заседания Синода. Унижение свело его с ума, и вскоре он умер.
Никон разбушевался. В 1654 году, в отсутствие царя, люди патриарха жестоко вторглись в дома жителей Москвы — позеров, купцов, дворян и даже бояр. Они вынимали из «красных углов» изображения с «еретическим письмом», вырезали у них глаза и выносили изуродованные лица на улицы, зачитывая указ, грозивший отлучением всем, кто рисовал и хранил такие изображения. «Бракованные» иконы сжигались.
РАСКОЛ
Никон отвергал нововведения, так как считал, что они могут привести к раздорам среди народа. Однако именно его реформы стали причиной раскола, поскольку часть населения Москвы восприняла их как нововведения, попирающие веру. Церковь раскололась на «никиан» (церковная иерархия и большинство верующих, которые раньше подчинялись) и «старообрядцев».
Старообрядцы прятали книги. Светские и церковные власти преследовали их. От гонений ревнители старой веры бежали в леса, объединялись в общины и основывали скиты в пустыне. Соловецкий монастырь, не признававший никонизм, был осажден в течение семи лет (1668-1676), пока губернатор Мещериков не захватил его и не изгнал всех бунтовщиков.
Лидеры старообрядцев — пионеры, Аввакум и Даниил — написали прошения царю, но поскольку Алексей не стал защищать «старые времена», они объявили о скором конце света, так как в России появился антихрист. Царь и Патриарх — это «два его рога». Только мученики старой веры будут спасены. Родилась проповедь «очищения огнем». Диссиденты запирали целые семьи в церквях и поджигали себя, чтобы не служить Антихристу. Старообрядцы захватили все классы населения, от крестьян до бояр.
Боярыня Морозова (Сококовина) Федосья Прокопьевна (1632-1675) собирала вокруг себя диссидентов, переписывалась с протопопом Аввакумом, посылала ему деньги. В 1671 году она была арестована, но ни пытки, ни мольбы не смогли убедить ее отказаться от своих убеждений. В том же году боярина привезли в Боровск, закованного в железные цепи (этот момент запечатлен на картине В. Сурикова «Боярыня Морозова»).
Старообрядцы считали себя православными и не отступали от православной церкви ни в одном учении. Поэтому Патриарх не называл их еретиками, а только раскольниками.
Церковный собор 1666-1667 годов проклял раскольников за их мятеж. Ревнители старой веры, с другой стороны, больше не признавали Церковь, от которой они были отлучены. Раскол не преодолен и по сей день.
Жалел ли Никон о содеянном? Он мог бы. В конце своего патриаршества, в беседе с Иваном Нероновым, бывшим раскольником, Никон сказал: «И старые, и новые книги хороши; неважно, с какой из них ты хочешь служить. «
Но Церковь не могла больше уступать непокорным мятежникам, и они не могли больше простить Церковь, попиравшую «святую веру и древность».
«Никон не перестроил церковный порядок с новым духом и новым направлением, а лишь заменил одну церковную форму другой. Понятие вселенской Церкви, во имя которой затевалось это шумное дело, он понимал слишком узко, раскольнически, с внешней обрядовой стороны, не сумев ни выдвинуть в сознании русского церковного общества более полного понятия о вселенской Церкви, ни определить его каким-либо вселенским митрополичьим постановлением, и кончил тем, что в лицо критиковал восточных патриархов, осуждавших его как раба, бродягу и вора: В своем рвении к единству Вселенской Церкви он распустил свою поместную церковь. Общая нить церковного общества в России, инерция религиозного чувства, которая была сильно натянута Никоном, была разорвана, болезненно бросая вызов как ему, так и правящей русской иерархии, которая одобряла его действия. Церковная буря, развязанная Никоном, была далека от того, чтобы охватить все русское церковное общество. Раскол начался в русском духовенстве, и борьба шла сначала между русской руководящей иерархией и той частью церковного общества, которая была охвачена противодействием никоновским ритуальным нововведениям, возглавляемая агитаторами из низшего белого и черного духовенства. Недоверие к Западу было распространено во всем русском обществе, и даже в передовых кругах, которые особенно легко поддавались влиянию Запада, родная древность еще не потеряла своей привлекательности. Это замедлило движение преобразований и ослабило энергию новаторов. Раскол отказался от авторитета древности и восстал от ее имени против церкви и, вместе с ней, против государства. Большая часть русского церковного общества теперь осознала, какие дурные чувства и наклонности может породить эта древность и какие опасности таит в себе слепое следование ей. Лидеры реформаторского движения, все еще колебавшиеся между местной античностью и Западом, теперь, с облегченной совестью, пошли своим путем более решительно и смело.
«ОБ УКРЕПЛЕНИИ НАЧАЛ ВЕРОТЕРИЗМА», 17 АПРЕЛЯ 1905 ГОДА.
Находясь в постоянном общении со Святой Православной Церковью, в которой мы постоянно получаем обновление и возрождение души, мы всегда имели горячее желание обеспечить каждому из наших подданных свободу веры и молитвы в соответствии с велениями его совести. Стремясь реализовать это намерение, мы включили в Указ от 12 декабря принятие конкретных мер по устранению препятствий в области религии.
Рассмотрев ныне подготовленные Комитетом министров для этой цели постановления и найдя их совместимыми с нашим стремлением укрепить принципы религиозной терпимости, закрепленные в основных законах Российской империи, мы решили их принять.
Признать, что переход из православной веры в другую христианскую конфессию или деноминацию не подлежит уголовному преследованию и не должен влечь за собой неблагоприятных последствий для личных или гражданских прав, и что человек, покинувший православие по достижении совершеннолетия, признается принадлежащим к конфессии или деноминации по своему выбору.
Христиане всех конфессий должны иметь возможность воспитывать некрещеных младенцев и детей неизвестных родителей для крещения по обрядам их собственной веры.
Провести юридическое разграничение между конфессиями, объединенными в настоящее время под названием «раскол», разделив их на три группы: а) старообрядческие конфессии, б) сектантство и в) приверженцы сектантских конфессий, исповедание которых наказуемо.
Реализация реформы
Реформа патриарха Николая была реализована на практике в 1653-1655 годах. Эта реформа привела к радикальным изменениям в религии в следующих аспектах:
- Крещение тремя перстами вместо двух.
- Поклоны следовало совершать до пояса, а не до земли, как было раньше.
- Внесены изменения религиозные книги и иконы.
- Введено понятие «православие».
- Изменено имя Бога, в соответствии с общемировым написанием. Теперь вместо «Исус» писалось «Иисус».
- Замена христианского креста. Патриарх Никон предлагал заменить его четырехконечный крестом.
- Изменение обрядов церковной службы. Теперь Крестный ход совершался не по часовой стрелке, как было раньше, а против часовой стрелки.
Все это подробно описано в Катехизисе Церкви. Удивительно, но в российских учебниках истории, особенно в учебниках, реформа патриарха Никона ограничивается только первым и вторым из вышеперечисленных пунктов. В некоторых учебниках упоминается третий пункт. Остальное даже не упоминается. В результате создается впечатление, что русский патриарх не занимался кардинальной реформаторской деятельностью, что не так. Реформы носили сердечный характер. Они отменили все, что было сделано ранее. Не случайно эти реформы также называют расколом Русской церкви. Само слово «раскол» указывает на радикальное изменение.
Давайте более подробно рассмотрим отдельные положения реформы. Это позволит нам правильно понять суть явлений того времени.
Писания предопределили церковный раскол в России
Патриарх Никон обосновал свою реформу тем, что церковные тексты в России имели много печатных ошибок, которые необходимо было исправить. Говорят, что для понимания изначального смысла религии необходимо обратиться к греческим источникам. В действительности все было не так.
В 10 веке, когда Русь приняла христианство, в Греции существовало два устава:
- Студийский. Главный устав христианской церкви. Долгими годами он считался основным в греческой церкви, поэтому именно студийский устав пришел на Русь. 7 веков русская церковь во всех религиозных вопросах руководствовалась именно этим уставом.
- Иерусалимский. Является более современным, направленным единение всех религий и общности их интересов. Устав, начиная с 12 века, становятся в Греции основным, также он становится основным и в других христианских странах.
Сам процесс переписывания русских текстов является показательным. План состоял в том, чтобы использовать греческие источники в качестве основы для гармонизации религиозных писаний. В 1653 году Арсений Суханов был послан в Грецию с этой целью. Миссия продолжалась почти два года. Он прибыл в Москву 22 февраля 1655 года. Для этого он взял с собой все 7 рукописей. Фактически, при нем произошло нарушение церковного собора 1653-55 гг. Большинство священников тогда высказались за сохранение реформ Никона, единственным критерием было то, что тексты должны быть переписаны исключительно с греческих рукописей.
Арсений Суханов привез только семь источников, поэтому переписать тексты на основе первоисточников было невозможно. Следующий шаг патриарха Никона был настолько циничным, что привел к массовым восстаниям. Патриарх Московский заявил, что русские тексты будут переписаны по современным греческим и римским книгам, если не будет рукописных источников. В то время все эти книги печатались в Париже (католическом государстве).
Реакция народа на церковный раскол
Реакция на реформу Никона чрезвычайно показательна и дает понять, что изменения были гораздо более глубокими, чем принято считать. Безусловно, известно, что после проведения реформ по всей стране произошли массовые народные восстания против изменений в церковном устройстве. Некоторые открыто выражали свое недовольство, другие просто бежали из страны, потому что не хотели оставаться в этой секте. Люди уходили в леса, в отдаленные поселения, в другие страны. Их ловили, возвращали, снова бросали — так много раз. Показательна реакция государства, которое фактически организовало допрос. Сжигались не только книги, но и люди. Никон, отличавшийся особой жестокостью, лично приветствовал все расправы над повстанцами. Тысячи людей погибли, сопротивляясь реформаторским идеям Московского патриархата.
Реакция народа и государства на реформу показательна. Можно сказать, что начались массовые восстания. Теперь ответьте на простой вопрос, возможны ли такие восстания и возмездие даже при поверхностных изменениях. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо перенести события того времени в реальность сегодняшнего дня. Представим, что сегодня Патриарх Московский говорит нам, что теперь мы должны креститься четырьмя пальцами, кланяться кивком головы и менять книги в соответствии со старыми писаниями. Как люди воспримут это? Возможно, нейтрально, или даже позитивно, с соответствующей пропагандой.
Другая ситуация. Допустим, Московский патриарх сегодня обяжет всех креститься четырьмя пальцами, использовать кивок головы вместо поклона, носить католический крест вместо православного, сдать все книги, чтобы иконы можно было переписать и переделать, тогда имя Бога теперь будет о. е. «Иисус», а крестный ход будет идти по дуге, например. Такая реформа неизбежно приведет к бунту религиозных людей. Все меняется, все века религиозной истории перекраиваются. Именно это и произошло с реформой Nikon. Именно поэтому в XVII веке в Церкви произошел раскол, так как противоречия между палеологами и Никоном остались неразрешенными.
К чему привела реформа?
Мы должны оценивать реформу Никона исходя из реалий того времени. Несомненно, Патриарх разрушил старую религию России, но он сделал то, чего хотел царь — привел русскую церковь в соответствие с международной религией. И здесь были как преимущества, так и недостатки:
- Плюсы. Российская религия перестала быть обособленной, и стала более походить на греческую и римскую. Это позволило создать большие религиозные связи с другими государствами.
- Минусы. Религия в России на момент 17 века была наиболее ориентирована на первоначальное христианство. Именно здесь были древние иконы, древние книги и древние обряды. Всё это уничтожено ради интеграции с другими государствами, если говорить современным языком.
Реформы Никона нельзя рассматривать как полное уничтожение всего (хотя большинство авторов поступают именно так, включая принцип «все пропало»). Все, что можно сказать с уверенностью, это то, что Московский Патриарх внес значительные изменения в старую религию и лишил христиан значительной части их культурного и религиозного наследия.
Участники, реформаторы, противники
Основателем религиозной реформы был царь Алексей. Она была нужна ему для укрепления собственной власти, сглаживания напряженности между Россией и Украиной и превращения государства в центр православной веры. Патриарх Никон, лидер религиозного раскола, преследовал совсем другие цели. Он претендовал на роль соправителя России. Патриарх утверждал, что божественная власть выше власти царя, и хотел править страной вместе с царем, но выше его. Амбициозным планам Nikon не суждено было осуществиться.
Алексей Михайлович Романов.
Это очень важно. В 1660 году царь Алексей Романов приказал совету снять Никона с должности и сослать его в дальний монастырь.
Жесткие методы патриарха привели к тому, что большое количество верующих покинуло церковь. В то же время развилось сильное движение защитников старой веры. Опальные священники, не признавшие церковных реформ Никона, ушли в глухие леса и основали там скиты. Затем к ним присоединились сотни и тысячи людей, которые исповедовали старую веру и не приняли реформы.
Особенно большое количество скитов старообрядцев располагалось на русском севере и в глухих лесах вдоль реки Керженец. Соловецкий монастырь был настоящим бастионом старой веры. Все братья-монахи отказались принять новую веру, и в монастырь были стянуты королевские полки. После длительной осады Соловецкий монастырь был взят. Более 400 монахов были казнены.
Лидером старообрядческого движения был протопоп Аввакум. Он был сильной личностью, которая ни в чем не уступала патриарху-реформатору. Две противоборствующие силы — Никон и Аввакум — не хотели идти на уступки друг другу.
Требования патриарха Никона | Управление первосвященника Аввакума |
Пересмотр литургических книг в соответствии с греческой моделью | Сохранение всех древнерусских текстов |
Модификация ритуальных действий в соответствии с византийскими правилами | Унификация божественных литургий по правилам, переданным из Древней Руси |
Замените старые русские иконки на иконки с греческим шрифтом | Используйте значки старорусского письма |
Ставить духовный авторитет выше светского | Поддерживать верховенство царя над всеми верующими |
Расширение отношений между Русской православной церковью и другими странами | Отмена установления международных связей |
За то, что он придерживался старой веры и осуждал искупительные доводы против реформ, первосвященник был сослан в Сибирь.
Значительный. Несмотря на преследования и трудности, Аввакум не изменил своих взглядов и продолжал проповедовать, обличая Никона как антихриста. За свою деятельность Протопапас был заперт в глубокой яме и впоследствии сожжен.
Пострадал не только протопоп Аввакум. Многие ярые последователи веры были публично сожжены на костре по старым русским законам, а именно старые рукописи и лики святых. Это событие положило начало ужасной традиции самосожжения, когда обитатели религиозного скита вместе с женщинами и детьми запирались в деревянном строении и поджигали его изнутри. Как правило, никто не мог сбежать. Самосожжение также было крайней формой протеста против преследований и угнетения.
Идеология раскола
Несмотря на гонения и репрессивные меры, движение старообрядцев не заглохло, а распространилось по всему Российскому государству. В ответ на это церковь пошла на крайние меры. На православном Соборе в середине XVII века все, кто исповедовал старую веру, были изгнаны из лона Церкви и подвергнуты церковному проклятию — анафеме. В то же время были официально приняты новые ритуалы и опубликованы новые литургические книги.
Самым негативным аспектом церковных реформ было то, что все исконно русское и связанное с многовековой историей России должно было быть безжалостно уничтожено.
Главные итоги церковного раскола
Результаты и последствия реформ были крайне негативными. Вместо того чтобы мобилизовать население страны, это привело к полномасштабной религиозной войне. По всей России вспыхнули народные восстания, активно поддержанные всеми слоями населения. Никониты продолжали свои строгие меры, но это усилило неприятие новой веры.
В результате церковной реформы в России произошли следующие изменения:
- Религиозный раскол между поборниками старообрядчества и тех, кто принял новую веру, стал национальной трагедией. Фактически весь русский народ разделился на два непримиримых лагеря. После того, как староверы были признаны еретиками и преданы анафеме, гонения на них усилились.
- Впервые в русском государстве возникла вражда на религиозной почве, что разрушило многовековое единство русского народа.
- В управлении государством, церковная власть отошла на второе место, уступив светской власти. Царь, а не патриарх был объявлен защитником всех православных. Важные церковные вопросы стали решаться государственными органами. Позже, патриаршество в России было полностью упразднено.
- Русская православная церковь стала активно налаживать связи с другими странами.
Движение старокалендаристов позволило сохранить уникальные иконы и книги дореформационного периода. Кроме того, старообрядцам удалось сохранить значительную часть древнерусской культуры. Это традиция древнего жития, уникального церковного пения и обрядовых действий. Последователи патриарха Никона пытались все разрушить, но им удалось многое сохранить.
Литература:
- Богданов А.П. «Патриарх Никон и раскол Русской церкви»
- Крамер А.В. «Раскол русской церкви в середине XVII века».
Реформа Никонова, а также радикальная деятельность и ужесточение позиции царя с 1666 года поставили страну на грань религиозной войны. Большое количество духовенства, а также простых людей не поддержали реформу. Уже в 1651-1652 годах Никону пришлось столкнуться с неповиновением духовенства. Священники отказались быть единодушными и принять вновь изданные церковные книги. Самым ярым противником Никона был его соперник даже внутри «круга последователей древнего Евсевия», пионер Аввакум. У него было несколько сторонников: священники, дворяне, слуги знати, хвастуны и крестьяне. В 1653 году Аввакум был заключен в Андроньев монастырь в Тобольске. Царь Алексей Михайлович спас его от смертной казни, на которой настаивал Николай. Три года спустя коллега Аввакума и еще один противник реформы, епископ Павел Коломенский, подвергся гонениям. Он был сослан в Чутынский монастырь, где и был убит.
Интересно, что раскол как церковное явление стал еще более очевидным после отставки Никона с патриаршего престола. Лидеры старообрядцев хотели использовать период межпатриаршества для восстановления утраченных позиций, но им удалось лишь оттолкнуть от себя часть нового духовенства, а также светские власти. Это привело к ужесточению государственной политики в отношении инакомыслящих. А поскольку это произошло после опалы Никона, можно сделать вывод, что патриарх «привел» РПЦ в раскол, но не участвовал в преследовании раскольников.