Основа монашеской жизни — не плоть, а ум и сердце. Слабость тела может препятствовать усилиям монаха по самосовершенствованию.
Религиозная деятельность и литературные произведения Нила Сорского
Filed under | Религия и мифология |
См. | Аннотация |
Язык | Русский |
Дата добавления | 28.09.2011 |
Размер файла | 19,2 K |
Студенты, аспиранты и молодые ученые, которые используют базу знаний в своей учебе и работе, будут благодарны.
Доступно на сайте http://www.allbest.ru/
Биография
Он родился в крестьянской семье, его прозвище было Майков. По другим источникам, он происходил из семьи бояр из Маева. До принятия монашества Нил Сорский занимался переписыванием книг; он был «писцом».
Более подробная информация о Ниле Сорском известна, когда он стал монахом. Нил Сорский принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, где со времен его основателя раздавался глухой протест против земельных прав монашества.
Сам монах Кирилл не раз отвергал деревни, предлагаемые его монастырю благочестивыми мирянами; тех же взглядов придерживались и его ближайшие ученики.
После своих путешествий на Восток, в Палестину, Константинополь и на Афон, Нил Сорский провел особенно много времени на Афоне, и именно Афону он больше всего обязан тем, что его идеи попали в нужные каналы.
После возвращения в Россию (между 1473 и 1489 гг.) Нил Сорский основал скит (впоследствии «Эрмитаж Нилоса Сорского»), собрал несколько последователей, «которые соответствовали его темпераменту», и посвятил себя уединенной, одинокой жизни, проявляя особый интерес к библиофильским занятиям.
Все свои действия он старался основывать на прямых указаниях из «божественных текстов», которые являются единственным источником знаний о моральных и религиозных обязанностях человека.
Он продолжает копировать книги и подвергать копируемый материал более или менее строгой критике. Он «копирует из разных книг и пытается найти правильную», обобщая наиболее верные: Он сравнивает книги и находит в них «множество ошибок», которые пытается исправить, «насколько позволит его слабый ум».
Если он находит, что какой-то пункт неверен и исправлять нечего, он оставляет пробел в рукописи с пометкой на полях: «Здесь список не верен» или «Если есть более известный (правильный) перевод, чем этот, следует читать его там», оставляя таким образом целые страницы пустыми. В целом, он удаляет только то, что «возможно в соответствии с разумом и истиной».
Несмотря на библиофильские пристрастия и предпочтение уединенной жизни, Нил Сорский был озабочен двумя важными вопросами своего времени: отношением к так называемым «новгородским еретикам» — секте жидовствующих — и монастырским сословиям. В первом случае его влияние (вместе с его учителем Паисием Ярославовым) можно только подозревать, во втором, напротив, он был инициатором. В случае с сектой жидовствующих Паисий Ярославов и Нил Сорский, очевидно, придерживались более терпимых взглядов, чем большинство русских иерархов того времени во главе с Геннадием Новгородским и Иосифом Волоцким.
В 1489 году новгородский епископ Геннадий Геннадиус принял на себя борьбу с ересью жидовствующих и сообщил об этом ростовскому архиепископу. Он попросил его посоветоваться с учеными крестоносцами Паисием Ярославовым и Нилом Сорским, которые жили в его епархии, и привлечь их к борьбе. Геннадий сам хочет поговорить с учеными старцами и даже приглашает их к себе. Результаты усилий Геннадия неизвестны: Похоже, что они не совсем соответствовали его желаниям.
Подобные документы
Положение монастырей и монашества в административной структуре Русской православной церкви в конце XIX — начале XX вв. Изучение роли монастырей в паломничестве. Изучение основных принципов культурно-просветительской деятельности монастырей.
Описание еженедельной работы типичного священника, его типичных задач (с разделением на литургическую и внелитургическую деятельность). Связь сакрального и профанного в профессиональной деятельности священнослужителя Русской православной церкви.
Отношение монголов к Русской православной церкви. Свидетели времен монголо-татарского ига. Положения русской церкви, положение духовенства в монгольский период. Поведенческие модели в духовной жизни Церкви и народа. Выдающееся положение Русской Церкви для России.
Историческое развитие отношений между церковью и государством в Римской империи. Основные различия в подходе к проблеме взаимоотношений православия и римо-католицизма с государством. Реакция Русской православной церкви на отречение Николая II от престола.
Религиозная ситуация в Японии до начала миссионерской деятельности Николая Касаткина. Деятельность катехизаторов. Учебные заведения, находящиеся в ведении Духовной миссии. Религиозная ситуация в Японии и начало распространения православия.
Детство Алексея Павловича Храповицкого, годы учебы и деятельности в церковных школах. Участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917 г. Белое движение и митрополит Антоний. Пасторское богословие. Разрыв Русской православной церкви.
Жизнь и пастырское служение святого Иоанна Кронштадтского: духовное наследие, педагогические основы юриспруденции. Процесс христианского образования, пасторского и священнического становления в свете рекомендаций святого праведника.
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к началу текста
- вернуться к подобным работам
Монашество
Монашеская жизнь Нила Сорского началась в Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь он приобрел навыки аскетической жизни под руководством строгого и опытного подвижника Паисия Ярославова. Здесь он трудился и посвятил себя молитве и послушанию, бдению и посту.
Прожив в монастыре некоторое время, он решил путешествовать по святым местам со своим учеником, монахом Иннокентием (который принадлежал к боярскому роду Охлебининых).
Прибыв на гору Афон, он остался там надолго, набираясь опыта у местных отцов, возрастая в духовном возрасте, изучая правила скита, трезвости, духовного созерцания.
Одним из его любимых занятий было изучение Библии, жизни и трудов Отцов Церкви.
На горе Афон Нилос Сорский отважился жить в уединении и полюбил святое уединение Христа.
Вернувшись в Россию, он не остался в Белозерском монастыре, а выбрал заброшенное, болотистое место недалеко, примерно в 15 верстах от монастыря, на реке Сорке, водрузил там крест, выкопал колодец, основал келью и часовню и посвятил себя аскетическим подвигам.
Вокруг монаха Нило из Соры собралось несколько братьев, искавших спасения. Со временем число братьев росло. Благодаря их совместным усилиям церковь была восстановлена. Строительство потребовало больших усилий, так как церковь была построена на болотистой местности. На месте его возведения была построена плотина.
Жизнь в монастыре была организована по правилам отшельнической обители, которые были переняты у отшельников на горе Афон. Так был основан монашеский скит.
Жизнь братьев состояла из труда и молитвы, изучения книг Библии и трудов святых отцов.
Устав отшельничества означал, что монахи живут отшельниками, отказываются от всех форм собственности и земли и отвергают земные блага.
Отшельники собирались на богослужения по субботам и праздникам. Служения в скиту старейшины Нила отличались особой строгостью и завершенностью. Бдение, например, продолжалось всю ночь.
Преподобный отец очень старался достичь высокого состояния благодати.
Важность молитвенного молчания, внутреннего смятения, воспоминания о смерти и Страшном суде, борьба с помыслами имели большое значение в становлении монахов.
В пятой главе руководства «Устав», составленного Нилом Сорским, подробно описано, как вести внутреннюю войну против восьми самых разрушительных страстных мыслей (обжорство, блуд, жадность, гнев, печаль, разочарование, тщеславие и гордость).
В 1491 году известный и уважаемый в то время Нил Сорский присутствовал на совете, который рассматривал дело о еврейской ереси.
Еретики-иудеи явили в своем учении одну из самых страшных ересей, появившихся на территории России. Они отрицали Троичность Бога в лицах, божественное достоинство Христа и отвергали почитание святых мощей и икон. Несмотря на кажущееся очевидным противоречие с традицией Церкви, эта ересь привлекла многих людей, включая представителей духовенства и видных государственных деятелей.
Со временем отдельные направления этой ереси были уничтожены совместными усилиями ревностных защитников ортодоксального вероучения.
Спор о монастырских владениях
В 1503 году Нил Сорский присутствовал на соборе, где обсуждался вопрос о монастырской собственности. Сторонник строгой монашеской жизни, предпочитавший жизнь в уединении, он решительно выступал против владения монастырями землями и деревнями.
По мнению монахов, монахи должны обеспечивать себя за счет собственного труда и ремесел. Чрезмерные финансовые заботы об управлении материальными благами отвлекали от аскетического труда. Помимо того, что такие заботы отнимают силы и время монахов, они также связаны с мотивом наживы, жадностью, которая противоречит монашескому несторианству.
Мнение Нила Сорского поддержали монахи Белозерья, присутствовавшие на Соборе.
Такая позиция Нила Сорского противоречила мнению другого святого, монаха Иосифа Волоцкого, который отстаивал право монастырей на владение важными землями и материальными благами.
Будучи ревностным аскетом, преподобный Иосиф, естественно, понимал важность и необходимость неосталинизма. Однако он считал, что приобретение монастырем имущества не противоречит аскетизму монахов этого монастыря.
В отличие от святого Нила Сорийского и его последователей, он подчеркивал, что владение собственностью способствовало большей независимости монастырей, в том числе от политических властей (и, следовательно, большей независимости Церкви).
По убеждению святого Иосифа, обладание землей и серьезными материальными ресурсами открывало возможность для развития монастырей, строительства более крупных церквей и благотворительности для мирян.
Мнение Иосифа возобладало в Совете. Митрополит Симон, защищая эту позицию перед великим князем, ссылался не только на мнение Собора, но и на обычаи греческой церкви.
Блаженная кончина
Перед смертью святой Нилус из Соры дал последние наставления своим братьям.
Что касается его будущего погребения, то он сказал, что как грешник он недостоин почетного погребения и велел своим ученикам бросить его тело в пустыню на съедение животным или с презрением похоронить его в яме. В то же время он добавил, что так же, как он не хотел пользоваться какими-либо почестями на земле в этой жизни, он хотел бы сделать это после своей смерти.
7 мая 1508 года святой с миром отошел к Богу. Святые мощи лежат в его скиту под песком.
Труды
Устав, написанный монахом Нилосом, и «Предание ученикам своим, хотящим пребывати в пустыни» являются основополагающими текстами русского монашества скитского периода, а Устав — одним из первых монашеских уставов, написанных в России. В нем монах Нилус подробно описывает этапы работы по духовному спасению.
Он доступен на русском языке:
- Устав — в Истории Российской Иерархии .
- Преподобного отца нашего Нила Сорского предание учеником своим о жительстве скитском, изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни, Москва, 1820, 1849 ( Житие и писания святых отцев, т. I).
- Преподобиый Нил Сорский, первооснователь скитского жития в России и устав его о жительстве скитском в переводе на русский язык. С приложением всех других писаний его, извлеченных из рукописей, Санкт-Петербург, 1864.
Молитвы
Тропарь, том 4
Убежав из мира Давида, / считая все в нем орудием, / и поселившись в месте безмолвия, / ты исполнился духовной радости, о отец наш Нилус, / и, будучи готов служить единственному Богу, / ты расцвел, как дерево, / и, как плодовитая лоза, умножил детей пустыни. / Слава Тому, Кто укрепил тебя в твоей пустынной жизни, слава Тому, Кто избрал тебя в России отшельником и основателем скита, слава Тому, Кто спасает нас твоими молитвами.
В тропаре, тон 1
Покинутый мирской жизнью и бегущий от мирской революции, почтенный и богобоязненный человек, вдали от Нила, ты не поленился сорвать райские цветы из писаний Отцов и поселиться в пустыне, ты подобен яслям, ты даже вышел к небесным монастырям. Научи нас чтить Тебя, ходить по царскому пути Твоему и молиться о душах наших.
Кондак, ст. 8 (что означает: Избранному военачальнику).
За Христову любовь Ты бежал от суматохи мира, С радостной душой в пустыне поселился, В которой ты добрый боец, Как ангел на земле, отец Нилус, ты жил, Постом и голодом изнурял Тело свое для жизни вечной. Поскольку мы отныне блаженны в свете неизреченной радости Святой Троицы вместе со святыми, молим Тебя, дети Твои, чтобы мы были спасены от всякой склонности и всякого злого обстоятельства, видимого и невидимого, и чтобы души наши были спасены.
Kontakio, Голос 3
Претерпев мирские обычаи своих братьев, ты нашел уединение в пустыне, монах-отец, где постом, бдением и непрестанной молитвой в трудностях ты показал нам, как идти правильными путями к Господу. Так мы чтим тебя, благословенный Нил.
Преподобный и блаженный отец Нил, мудрый наставник и учитель! Ради Божьей любви, чтобы избежать путаницы мира, вы поселились в пустыне и в пустыне, и, как плодовитая лоза, вы умножили детей пустыни, и их словом, их письмом и их жизнью вы явили образ всех добродетелей монашества, И как ангел из плоти и крови, обитающий на земле, ныне в селениях небесных, где празднующие непрестанно принимают голос твой, и как один из святых, стоящих перед Богом, Которому ты непрестанно возносишь хвалу и благодарение. Умоляем тебя, мученик Божий, веди и нас, живущих под шатром твоим, неустанно идти по стопам твоим: Любить Господа Бога всем сердцем, желать только Его и думать только о Нем; с дерзновением и умением противостоять помыслам и лжи врага, сбивающим нас с пути, и всегда побеждать их. Возлюбите все узкие пределы монашеской жизни, возненавидьте красное мира сего ради любви Христовой и насадите в своих сердцах всякую добродетель, в которой вы сами много потрудились. Молите Христа Бога, чтобы Он просветил умы и очи всех православных христиан, живущих в этом мире, и утвердил их в вере и благочестии и в соблюдении заповедей Его ко спасению; чтобы сохранил их от льстецов мира сего; чтобы даровал им и нам прощение грехов, даровал по Своему неизменному обещанию, И всего для нашей временной жизни, чтобы мы вели жизнь тихую и неподвижную во всяком благочестии и искренности в пустыне и в мире, прославляя Его устами и сердцем с Отцом без счета и с Его святым и благим и животворящим Духом всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
См. также
- Сайт посвященный преподобному Нилу:
- http://stnil.narod.ru/ — жития, молитвы, иконы, Нилосорская пустынь, исследовательские статьи
- Страница сайта Русское Православие :
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?1_1390
- http://www.jmp.ru/svyat/may07.htm#nil-sorskij
1 Так гласит житие на сайте ZHMV, и именно 7 мая совершается его вселенское церковное поминовение. Более ранний, дореволюционный текст на сайте http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?1_1390 гласит: «Он был похоронен 7 апреля 1508 года, на 76-м году жизни. Его память отмечается на местном уровне в тот же день».
Дорогой читатель, если вы видите, что эта статья неполноценна или плохо написана, значит, вы знаете хотя бы немного больше — помогите нам, поделившись своими знаниями. Или, если вы не удовлетворены представленной здесь информацией и продолжаете искать, пожалуйста, вернитесь сюда позже и поделитесь тем, что вы нашли, и те, кто придет после вас, будут вам благодарны.
«НИЛ СОРСКИЙ» еще можно поискать:
Полнотекстовый поиск в Древе: google в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru — в поисковых системах.
Ранние годы
Нилус Сорский, в миру Николай Федорович Майков, родился в Москве в 1433 году. Он происходил из военного сословия: члены его семьи были слугами великих князей московских Василия II Темного и Ивана III. Будущий подвижник Церкви, вероятно, получил хорошее образование, хотя всегда отрицал это и называл себя самоучкой.
Почтенный Нилус из Соры
Жизненный путь
По неподтвержденным данным, Николай некоторое время служил писцом при московских князьях, но мирская жизнь и карьера его не привлекали. С юных лет он хотел стать монахом и духовно развиваться. Его желание исполнилось, и все события его жизни связаны с Русской православной церковью.
- 1450 год – в семнадцатилетнем возрасте Николай становится послушником Кирилло-Белозерского монастыря и почти сразу принимает постриг под именем Нил. Его наставником назначается будущий игумен Свято-Троицкого Сергиевого монастыря Паисий Ярославов. Исходя из монастырских записей, исследователи делают вывод о том, что молодой монах занимал высокое положение среди братии: занимался хозяйственными вопросами и монастырской библиотекой. Его основным послушанием было переписывание книг.
- 1475 год – после пятнадцатилетнего монастырского служения Нил решает совершить паломничество и отправляется вместе со своим учеником Иннокентием Охлябиным (в дальнейшем он стал основателем Комельского Свято-Преображенского монастыря и автором ряда христианских трактатов) в Святую землю. Он посещает Константинополь, Палестину, долгое время живет на Афоне, где учит греческий язык и читает произведения греческих авторов, отцов Церкви и философов (Антония Великого, Ефима Сирина, Максима Исповедника, Симона Нового Богослова, Петра Домаскина и Филофея Синайского), в оригинале. Во время своего путешествия Нил изучил традиции скитского устройства и практики «исихазма» – греческого церковного учения, пропагандирующего полный уход от мирских благ и пустынножительство. «Стяжательство» по исихазму – грех, противоречащий принципам монашества.
- 1485-1489 годы – Нил возвращается на родину и начинает заниматься организацией первого на русской земле скита. Скит был построен в 15 километрах от Кирилло-Белозерского монастыря на реке Сора (отсюда и прозвище Нила – Сорский) и освещён в честь праздника Сретения Господня. Скит основывался на принципах классического пустынножительства: монахи жили по одному, в землянках, построенных на значительном расстоянии друг от друга, долгое пребывание вне келий запрещалось, на общую службу в церковь скитские жители собирались два раза в неделю, общих послушаний не было, женщины в скит не допускались, за наемный труд монахи платили или, если не имели средств, не пользовались им. Основными занятиями были: молитва, чтение священных книг, рукоделие. Нил считал, что самым главным подвигом для монаха является подвиг духовный, мирская жизнь не должна его заботить.
- 1490 год – Нил, вместе с Паисием Ярославовым, по приглашению архиепископов Новгородского Геннадия и Ростовского Иоасафа, участвует в церковном Соборе, осудившим ересь «жидовствующих» (неканоническое церковное учение, распространившееся в XV веке в новгородских и московских землях) и начинает работу с Иосифом Волоцким, хотя уже в это время между ними существуют разногласия. Волоцкий считал, что еретиков нужно убивать, а Сорский отстаивал мнение о том, что для прощения еретиков достаточно их искреннего христианского покаяния.
- 1490-1495 годы – Нил пишет главный труд своей жизни – «Устав скитской жизни». В нем он рассматривает вопросы организации монашеской жизни, поста и молитвы, быта, отношения к личному и общественному имуществу братии, связи скита с внешним миром.
- 1503 год – Сорский участвует в церковном Соборе Ивана III, на котором обсуждался вопрос секуляризации церковных земельных владений. С этого Собора началось открытое противостояние иосифлян (противников секуляризации, сторонников Волоцкого) и нестяжателей (сторонники аскетичных практик, ученики Нила Сорского). Нил стал идеологом «нестяжательства» из-за своего увлечения исихазмом. При этом он не выступал за полное уничтожение монашеского общежития, а говорил лишь о «потребительском минимализме» и важности духовного подвига.
- 1490-1508 годы – наряду с сочинительством Нил продолжает заниматься переписыванием и переводами церковных текстов. Этот труд он считал главным в своей жизни. Ученые Н. В. Покровский и Я. С. Лурье полагали, что списки и переводы Сорского были очень аккуратными. Он не менял смысл текста, лишь исправлял ошибки и вставлял разъяснения авторской мысли. Таким образом первоисточники становились более понятными и удобочитаемыми.
- 1500-1508 годы – Нил пишет еще ряд произведений, в том числе «Поучения» и «О жительстве от святых писаний». Труды Нила Сорского пользовались большой популярностью среди монашеской братии. Еще при его жизни с них делались списки для библиотек наиболее крупных монастырей.
- 1508 год – после непродолжительной болезни Сорский умирает, оставив для братии «Завещание», по которому его не следовало хоронить, а нужно было оставить тело в лесу, на милость Бога. Сподвижники старца не выполнили последнюю волю учителя и похоронили его на территории скита, рядом с деревянной церковью Сретенья Господня. После его смерти дело преподобного продолжили ученики: Вассиан Косой, Дионисий, Нил Полевой, Григорий Тушин.
- 1569 год – Иван IV решает воздвигнуть над могилой старца каменную церковь, но почему-то меняет решение (считается, что во сне к нему явился Сорский и попросил оставить скит таким, каким он был при его жизни – скромным). Были еще попытки построить в скиту каменную церковь, но, в конечном итоге, идея была отброшена как «неугодная» праведному старцу.
- 1650 год – в церковных хрониках появляются первые упоминания о канонизации Нила и о строительстве над его могилой деревянной церкви Иоанна Предтечи. Днем его почитания считается 7 мая.
- 1764 год – Нило-Сорская пустынь утрачивает свою самостоятельность и присоединяется к Кирилло-Белоозерскому монастырю.
- 1961 год – открытие на территории пустыни психоневрологического диспансера.
- 2018 год – возрождение скита.
- 2019 год – открытие архиерейского подворья «Нило-Сорская пустынь».
Личная жизнь
Будучи монахом, Нил Сорский не имел семьи — ни жены, ни детей. Однако он известен благодаря своему брату Андрею Майко, который умер в 1502 году. Он стал основателем знатного рода Майко. Среди косвенных потомков Сорского — поэты, писатели, художники, академики и видные политики.
Священный Нил Сора
Почтенный Нилус из Соры
20 мая (7 мая по старому стилю) родился один из самых строгих подвижников благочестия Древней Руси — монах Нилус Сорский, идейный вдохновитель движения «несторианских монахов», выступавших против крупных монастырских владений и призывавших монахов следовать примеру и образу жизни монахов Афонской горы. Преподобный Нил стал основателем монашеской жизни в России и оставил после себя короткий, но очень глубокий духовный труд — состоящий из внутреннего развития и молитвы — писания о монашеской жизни.
Житие преподобного Нила Сорского
О жизни преподобного Нилуса сохранилось очень мало сведений. Он родился в 1433 году в царственном городе Москве и происходил из знатного рода Майковых. В молодости он отказался жениться и большую часть своей жизни (около пятидесяти лет) провел монахом. Свою монашескую жизнь преподобный начал в Кирилло-Белозерском монастыре, где находился под руководством мудрого и строгого старца Паисия Ярославова, впоследствии настоятеля Троице-Сергиева монастыря. Через несколько лет вместе со своим учеником и соратником, монахом Иннокентием, он отправился в паломничество по святым местам Востока. Он провел несколько лет на горе Афон и в монастырях Константинополя, где изучал все формы аскетической монашеской жизни, особенно скитский образ жизни, который до тех пор не практиковался в России. Он очень тщательно исследовал и изучал учения древних Отцов Церкви. И поскольку ему понравился скитский образ жизни, монах решил основать здесь же новый орден, устроенный по образцу восточных аскетов. До него в России существовало два вида монашества: иночество и отшельничество. Нилус ввел третий путь — промежуточный путь аскетизма: Монахи поселились на таком расстоянии друг от друга, что были слышны только голоса остальных, но каждый из них уединился сам по себе.
В пустыне Вологодской области, на берегу неизвестной реки Сорки, монах водрузил крест, сначала построил часовню и монашескую келью, выкопал ими пещеру, а когда собрал несколько братьев для совместного проживания, построил деревянную церковь во имя Сретения Господня. Кельи были построены на холме: каждая из них была отделена от других и от церкви выброшенным камнем. По примеру восточных монахов, скит собирался на общую молитву в храме только по субботам, воскресеньям и праздникам, а в остальные дни каждый молился и работал в своей келье. Так появился первый русский скит с новой для того времени статуей, позаимствованной с Афона монахом Нилусом.
После своей смерти преподобный Нил оставил следующее завещание из-за своей чрезвычайной скромности:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Я завещаю моим коллегам-регентам и братьям то, что касается меня самого и что принадлежит моему существу. Умоляю вас, бросьте тело мое в пустыню, чтобы съели его звери и птицы, ибо он тяжко согрешил против Бога и не достоин быть погребенным. Если же ты не сделаешь этого, то сделай траншею в том месте, где мы живем, и похорони меня со всем позором. Внимайте же слову, которое великий Арсений завещал своим ученикам, говоря: «Я буду с вами на суде, если вы отдадите тело Мое кому-либо». Ибо и я, по мере сил моих, желаю не быть достойным чести и славы века сего ни в этой жизни, ни в моей смерти. Я прошу всех молиться за мою грешную душу и прошу всех простить меня, и простить меня, чтобы Бог простил всех нас.
Иноческий Устав Нила Сорского
Преподобный Нилус исключил из своего учения и устава большие поместья для монахов, когда целые сельские поселения становились монастырской собственностью, утверждая, что отшельники должны жить на свои средства. Он был образцом смирения и усердия для монахов и отличался чрезвычайной скромностью.
В своем завещании ученикам монах Нилус описал внешний аспект жизни отшельника следующим образом:
- пропитание снискивать трудами рук;
- только в случае болезни или крайней нужды принимать милостыню, но не ту, которая могла бы служить кому в огорчение;
- не выходить из скита;
- в церкви не иметь никаких украшений из серебра, даже и для священных сосудов, а все должно быть просто;
- здоровые и молодые должны утомлять тело постом, жаждою и трудом, а старцам и слабым дозволяется успокоение в известной мере;
- женщинам отнюдь не входить в скит.
Главным делом и достижением жизни отшельника было внутреннее монашество, тщательное наблюдение за состоянием души, ее очищение через непрестанную молитву и созерцание. Главным усилием монахов была борьба со своими мыслями и страстями для достижения добродетелей и просветления ума и сердца. Монах Нилус подробно изложил это учение в своем завещании ученикам и в обширном труде: «Передача жизни от святых отцов ученикам» или Устав скита, в котором он излагает этапы этого спасительного духовного делания. Первый этап — отречение от мира, особенно от всех мирских удовольствий; второй — непрестанная молитва, сопровождаемая памятованием о смерти.
Из содерж.: Нил Сорский. Его жизнь : С. 177-204.
Костомаров Н. Преподобный Нил Сорский и Вассиан, князь Патрикеев / Костомаров Н. / Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей — СПб., 1871 — Т. 2 — С. 371-404.
Старец Нил Шорский, основатель скитской общины в России, и устав скитской общины, переведенный на русский язык : с приложениями всех других его сочинений, взятых из рукописей — 2-е издание — Кириллов : б. и., 1902 г. — 115 с.
Калестинов Н. Великий старец : очерк жизни преподобного Нила Сорского / Н. Калестинов. — СПб. Издательство П.П.Сойкина, 1907 — 200 с. — 200 S. — Фотокопия.
Поселянин Е. Старец Нил Сорский, его личность и значение в истории русского монашества : (к 400-летию со дня смерти 7 мая 1508-1908 гг.) / Е. Поселянин // Церковный вестник. — 1908. — № 18-19. — С. 850-852? № 21. — С. 953-956.
Преосвященный Нил Сорский // Церковный вестник — 1908 — № 81 — С. 486-489.
Клосс, Б. М. Нил Сорский и Нил Полевой — «спасители книг» / Б. М. Клосс // Палеорусское искусство. Рукописная книга : сб. статей — М., 1974. 2-е — С. 150-166.
Прохоров Г. М. Письма Нила Сорского / Г. М. Прохоров // Проблемы истории русской литературы средних веков : сб. очерков — Л., 1974 — С. 125-143.
Прохоров Г. История Нил-Сорского скита / Г. Прохоров // Памятники культуры. 12-20.
Федотов Г.П. Преподобный Нил Сорский // Святые Древней Руси / Георгий Федотов — М., 1990. — С. 165-173
Житие преподобного отца нашего Нилуса Сорского // Жизнеописания преподобных земли Русской, сборник X-XX в. / сост. С. С. Бычков. — М., 1992. — С. 178-182.
Романенко Е. Первый скит России : страницы истории XV-XX веков / Е. Романенко // В свете : альм. — М., 1996. — № 15: Земля Кирилла Белозерского. — С. 62-92.
Романенко Е. Роль Нила Сорского в конфликтах своего времени : вопрос о ереси / Е. Романенко // В свете : альм. — М., 1996. — № 15: Земля Кирилла Белозерского. — С. 93-101.
Легенда о пребывании монаха Нила Сорского в скиту: Литургия и акафист преподобному Нилу Сорскому чудотворцу — Репринт. 1852 — Москва: Правила веры, 1997 — 285 с. Портрет.
Павлов, А. Т. Нил Сорский (в мире Николая Майкова) / А. Т. Павлов // Русская философия: словарь / сост. А. А. Апрышко — М., 1999. — С. 322-333.
Карпов, А.Ю. Нил Сорский (ум. 1508) // Самые знаменитые святые и чудотворцы России / А. Ю. Кузнецов, А. А. Кузнецов. 242-249.
Преподобный Нил Сорский // Русские святые : 1000 лет русской святости. — СПб., 2000. 301-303.
Святые и чудотворцы : краткая биографическая энциклопедия / сост. П. Останина — М., 2001. С. 385-386.
Котельников В. А. От Византии к «северной провинции» // Православная аскетика и русская литература : по дороге в Оптину / В. Котельников — М., 2002 г. — 64-70.
О последователях Сергия Радонежского, в том числе о Ниле Сорском и его аскетических взглядах
Романенко Е.В. Нил Сорский и традиции русского монашества / Е. В. Романенко. — М.: Памятники исторической мысли, 2003. — 252 с.
Толоконцева Л. Повышение осведомленности к лучшему. Преподобный Нил Сорский — духовный светильник Северной Фиваиды : литературно-духовный синтез / Л. Толоконцева // Духовно-нравственное воспитание — 2005 — № 4 — С. 97-99.
Письма и другие аскетические распоряжения преподобного Нила Сорского / / Преподобный Нил Сорский, пионер скитской жизни в России и его Устав скитской жизни с приложением писем и других аскетических распоряжений — Кириллов, 2008. — С. 100-141.
О преподобном Ниле Сорском
Бахинин, В. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский / В. Бачинин // Вопросы истории — 2008 — № 10. — С. 3-13.
Нил Сорский // Святые Вологды : пособие для воскресных школ : в 2-х частях / Вологодская епархия, Приход кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы г. Вологды — Вологда. 2009 г. — Вологда. 2009 г. — Ч. 2. Ч. 28.
Романенко Е. В. Древнее житие преподобного Нила Сорского / Е. В. Романенко // Вестник церковной истории — 2009 — № 3-4 — С. 93-106.
Мокиевский А. К вопросу о судьбе мощей старца Нила Сорского / протоиерей Алексий Мокиевский // Ферапонтовские чтения : сборник научных трудов — Вологда, 2010 — Т. 3 : История и культура монастырей Русского Севера — С. 4-7.
Сизинцев С. П. Нил Сорский и его отношение к полемике между «несторианами» и «иосифлянами» в свете последних исторических исследований / С. П. Сизинцев // Ферапонтовские чтения : сборник научных трудов — Вологда, 2010 — Т. 3 : История и культура монастырей Русского Севера — С. 8-13.
Шевченко Е. Е. Скит преподобного Нила Сорского в контексте письменной культуры Древней Руси / Е. Е. Шевченко // Русская словесность — 2010 — № 1 — С. 85-97.
Труды и творения преподобного
Преподобный Нил основал собственную церковную тенденцию и активно продвигал свои взгляды на формирование монашеского ордена. Он оставил многочисленные труды на эту тему, некоторые из которых заслуживают особого внимания:
- «Устав скитской жизни». Это своего рода наставления юным монахам, помогающие в духовной борьбе и самосовершенствовании;
- «О жительстве от святых писаний». В этом тексте главная роль отводится организации быта в скитском монастыре. Оба религиозных трактата пользовались широкой популярностью, как среди «нестяжателей», так и у некоторых «иосифлян».
Тексты
В честь Нила из Сора были написаны многочисленные священные тексты, воздающие ему почести и дань уважения.
Тропарь
Вырвавшись из мира Давида, используя все вещи как орудия и поселившись в месте безмолвия, ты исполнился духовной благодати, Отец Нила, и, снизойдя до служения единому Богу, расцвел, как пальма, и размножил, как плодовитая лоза, детей пустыни. Поэтому мы с благодарностью взываем: слава Тому, Кто укрепил тебя в пустыне; слава Тому, Кто избрал тебя в России, чтобы ты стал отцом всех; слава Тому, Кто по твоим молитвам спасает и нас.
В тропаре, тон 1:
Ты оставил мирскую жизнь и бежал от мирского мятежа, почтенный и богоносный Нил, ты не поленился собрать небесные цветы из писаний отцов и поселился в пустыне, ты подобен лилии, ты ушел в обители небесные; научи и нас почитать тебя, ходить царским путем твоим и молиться о душах наших.
Кондак
Ради любви Христовой ты с радостной душой ушел в пустыню, где ты — хороший боец; как ангел на земле, отец Нееле, ты жил: постом и голоданием ты изнурял свое тело для вечной жизни. Теперь, когда мы отныне блаженны в свете неописуемой радости Святой Троицы, мы смиренно умоляем детей твоих, чтобы мы были спасены от всех склонностей и злых обстоятельств врагов видимых и невидимых, и чтобы наши души были спасены.
Контакио, тон 3:
Претерпев мирские обычаи своих братьев, ты, отец монах, нашел уединение в пустыне, где постился, бодрствовал и непрестанно молился, и своим учением указал нам верные пути к Господу. Так мы чтим тебя, о благословенный Нил.
Величание
Мы почитаем тебя, отец Нил, и чтим твою святую память, ты, предводитель монахов и собеседник ангелов.
Акафист
Кондак 1
Победителю духовных врагов, возненавидевшему мир и похоти плоти и искавшему Бога в псалмах в пустыне, давайте все вместе воспевать хвалу нашему благословенному Отцу. Но как ты мужественно обращаешься к Господу, молись за нас, чтущих твою святую память с верой и любовью, чтобы мы могли взывать к тебе:
Радуйся, Ниле, чудотворче, преподобне отче наш.
Икос 1
Ты освободил себя от всех мирских уз, полюбил ангельскую жизнь и сравнил себя с великими отцами, вооружил себя мужественной силой для подвига поста и позволил себе в опасности руководствоваться божественными заповедями, блаженный; поэтому мы, верно почитающие святую память твою, должны возрастать в этом благоговении:
Радуйся, подражатель жизни ангелов.
Радуйтесь, ученики древних отцов.
Славься, доблестный покоритель невидимых врагов!
Радуйся, усердный исполнитель Божьих заповедей.
Радуйся, опасный хранитель вдохновенных преданий Отцов!
Радуйся, законоучителю монашеского поста.
Приветствую тебя, честнейшее зеркало добродетели.
Радуйся, образ глубокого смирения.
Радуйся, ревностный исполнитель Божьей воли!
Славься, целитель слабых.
Радуйся, Ты, научивший нас идти путем спасения!
Радуйся, ибо благодаря Твоему заступничеству мы надеемся на спасение.
Иконография
Некоторое время многие путали икону святого Павла Новоезерского с иконой, посвященной святому Нилу Сорскому. Позже, в 1675 году, традиция и канон, посвященные святому, были переписаны. Появилось новое изображение иконы, которая считается самой древней из известных икон Сорского.
На ней изображен святой в молитвенной позе, просящий у Всевышнего благословения и милости. Нил выглядит как мужчина средних лет с короткой, аккуратно подстриженной бородой, обрамляющей его лицо. Он носит белую мантию с темной туникой поверх нее.