Думаете ли вы, что кто-нибудь из духовенства скромного и простого Галилеянина (Христа) когда-либо согласился бы на такие помпезные титулы, как «преподобный», «пастор», «святой отец», «доктор богословия» и т.д.?
Пастор
Пастор — это, пожалуй, одна из самых сложных тем в христианстве. Почему это стало так? Возможно, потому, что это слово теперь ассоциируется с определенной властью над людьми, с уважением, с хорошей зарплатой. Я предлагаю рассмотреть вопрос об этом служении в церкви без какого-либо известного вам доктринального основания. Только слово.
Христианский пастор сегодня — это человек, который может заставить себя услышать, который может сказать людям, что и как делать. В церквях постоянно учат и проповедуют о послушании пастору. Иногда это приводит к своего рода обожествлению пастора церкви. Давайте приступим к изучению этого вопроса. Сразу предупреждаю: некоторые факты могут не соответствовать тому, что вы узнали на сеансах.
Это ваш выбор — повиноваться Слову или людям.
Пастор это
Во-первых, в русском языке это слово несколько видоизменено. В Библии используется слово ПАСТЕР, которое в переводе с греческого означает.
Определение слова «пастырь» как «пастух» очень показательно для образов, описанных в Библии. Авель, Иаков, Давид, Моисей и пророк Амос были пастухами. Давайте посмотрим, что подразумевается под овцами и пастухами в Библии.
Господь – Пастырь мой
Замечательные отрывки из Писания, которые показывают нам Господа как пастыря.
Служение пастора людьми. И Он поставил … пастырями
Итак, мы видим, что, насколько люди понимают, в Библии есть только ОДИН отрывок, который говорит о служении пастыря в церкви. Мы можем говорить о его обязанностях ТОЛЬКО в контексте пастушеского служения Иисуса. Павел и Петр не упоминают об этом служении в своих посланиях.
Никаких других указаний, требований для рукоположения или назначения нет.
ЕДИНСТВЕННОЕ место в Библии, где слово «пастор» относится к мужчине, находится в послании Петра. Однако в оригинальном греческом языке это слово звучит как «старший, пожилой». Это слово используется в поздних посланиях, когда упоминается должность старейшины.
Я не знаю, почему слово «старейшина», используемое в поздних посланиях, в этом отрывке НЕИЗБЕЖНО переведено как «пастор». Это не является предметом нашего сегодняшнего обсуждения. Мы подробно говорим об этом в теме о пресвитерах. Важно понять, кто является пастором в собственном смысле этого слова.
Смирить себя под могущественную руку Божью — значит принять служение, одобренное Богом, а не человеческими правилами и традициями. Подробнее о пасторском служении здесь https://dom-na-vostoke.ru/sluzhenie-pastora/
Источники образа пастора
На Ближнем Востоке существует уникальная пасторская традиция. С древних времен здесь пасли овец, что отличается от российской и европейской действительности. В то время как мы привыкли видеть пастуха, идущего позади стада и присматривающего за ним, на Востоке хранитель идет впереди стада и зовет его, повышая голос. Овцы хорошо различают голоса и не пойдут за незнакомцем, но безоговорочно последуют за голосом своего хозяина. Этот образ лежит в основе библейского образа религиозного пастырства. Первоначально, в ветхозаветные времена, Бога называли пастырем, а народ Израиля — стадом.
Позже эта аналогия была прослежена до ветхозаветного священства, которому Всевышний поручил учить людей религиозным истинам и морали. Более того, пастырская забота считалась задачей царей Израиля и Иуды, поскольку они были помазанниками Божьими и, следовательно, его представителями в политической и экономической жизни государства. Затем должность пастора занял галилейский проповедник по имени Иисус, который не был связан со священством, но утверждал, что является особым сыном Божьим.
Если верить тому, что написано в христианских Евангелиях, которые являются частью свода Нового Завета, Иисус сказал, что Он был хорошим, истинным пастырем, которого овцы знали и слушали. Этим он противостоял фарисеям и саддукеям, группе иудейских лидеров и священников того времени, которые вывели религию отцов на позор в глазах народа и римских властей. Более того, Иисус произнес очень важные слова, которые впоследствии станут характерными для идеала пасторской заботы и без которых невозможно понять, кто такой пастор в христианстве.
Задачи пасторства
Итак, мы убедились, что Иисус является идеальным пастором в христианстве. Кто этот человек, если не считать христианской веры в то, что он был воплощенным Богом? Иисус был ремесленником по профессии и странствующим проповедником в своей жизни. Но его учение не было пастырским. Он заботился об общине, которая сопровождала его в странствиях, и делил с ними все горести и радости своей судьбы. Но это вполне естественно и не отвечает на вопрос, что такое пастор.
Согласно словам Иисуса, истинный пастырь — это тот, кто готов пожертвовать своей жизнью ради спасения своего стада. Это решающий момент, который отличает истинного пастыря от тех, кого Иисус назвал наемниками. Последние бегут в час опасности и оставляют стадо на съедение волкам, в то время как истинный пастырь защищает своих овец до последнего вздоха. Им также рассказали, что пастух входит в загон прямо через ворота, а воры делают подкоп или перелезают через забор. Поэтому каждый, кто пытается быть пастором в христианской общине, не сообразуясь с волей своей паствы, а по периметру, является не пастором, а вором.
Иисус уже говорил о волках в овечьей шкуре, входящих в стадо. Под этим он подразумевает лидеров, которые используют паству в своих интересах, обогащаясь за счет паствы, удовлетворяя свое тщеславие и жажду власти, не заботясь о благополучии и нуждах паствы. Это три пункта, которые необходимо понять, чтобы понять, кто является пастором церкви.
Пастор в католичестве
В Католической церкви пастырскую роль выполняют три группы людей: священники, епископы всех рангов и Папа Римский. В целом, Папа также по сути является епископом. Но в католицизме его роль настолько уникальна, а его положение настолько особенное во всех отношениях, что можно говорить о его обязанностях как о собственной должности. Папу Римского считают не более и не менее как наместником Христа на земле. Как управитель Сына Божьего, он распространяет свою пастырскую власть на всю Церковь. По крайней мере, та часть Церкви, которая признает его таковым, а это миллиард с четвертью человек.
Епископы, что в переводе с греческого означает «надзиратели», являются пасторами в епархиях — церковных регионах. Священники живут в приходе, т.е. в конкретной общине. Все они отвечают за проведение Божественной литургии, совершение других таинств (крещение, миропомазание, исповедь и другие), проповедь и духовное сопровождение верующих. Это, согласно общему пониманию католиков, пастор в Церкви.
Пастор – священнический чин в Церкви
Первоначальное значение слова «Церковь» — это собрание учеников Христа, христиан, что можно перевести как «собрание». Значение слова «церковь» довольно широкое: Это здание (в этом смысле церковь и храм — одно и то же!), собрание всех верующих людей и региональное собрание православных людей — например, Русская православная церковь, Греческая православная церковь.
Кроме того, древнерусское слово «собор», означающее «собрание», и сегодня используется для обозначения собраний епископов и мирян (например, Вселенский Синод — собрание представителей всех православных региональных церквей, Поместный Собор — собрание одной церкви).
Православная церковь состоит из трех классов людей:
-
Миряне — обычные люди, которые не рукоположены и не работают в церкви (приходе). Мирян часто называют «народом Божьим».
Слово «священник» на самом деле является сокращенным термином для всех священнослужителей. Их также обозначают словами: священнослужитель, служитель, клир (можно уточнить — храм, приход, епархия). Духовенство делится на белое и черное:
-
Женатые священнослужители, священники, не принявшие монашеских обетов,
Существует три класса духовенства:
-
Диаконы — это могут быть как женатые, так и монахи (в этом случае они называются дьяконами).
Иерархия пасторства
Священство Церкви имеет свое основание в Ветхом Завете. Они расположены в порядке возрастания и не могут быть пропущены, т.е. епископ должен быть сначала диаконом, а затем священником. Все степени священства рукополагаются епископом (это также называется рукоположением).
Дьякон
Дьяконы считаются низшей ступенью священства. Через рукоположение они получают благодать участвовать в литургии и других службах. Диакон не может совершать таинства и богослужения в одиночку; он является лишь помощником священника. Люди, которые долгое время служат в сане дьякона, получают ученую степень:
-
Белое священство — первые дьяконы,
В бедных сельских приходах часто нет диакона, и его обязанности исполняет священник. При необходимости епископ может также взять на себя обязанности дьякона.
Священник
Человек, который служит священником, также называется старцем, клириком или, в монашестве, иеромонахом. Священник совершает все таинства Церкви, кроме рукоположения, освящения (совершается патриархом; святое помазание необходимо любому человеку для совершения таинства крещения) и антиминса (плащаницы, в которую зашита частица святых мощей и которая помещается на алтаре каждой церкви). Священник, который руководит жизнью прихода, называется настоятелем, а его подчиненные, мирские священники, называются штатным духовенством. В деревне или городе настоятель обычно является священником, а в городе — первосвященником.
Настоятели церквей и монастырей подчиняются непосредственно епископу.
Звание первосвященника обычно является наградой за долгую службу и хорошую работу. Иеромонаху обычно присваивается звание настоятеля. Звание аббата также часто присваивается настоятелю монастыря (аббату-священнику). Настоятель лавры (большого древнего монастыря, которых в мире не так много) получает сан архимандрита. В большинстве случаев за этим рангом следует ранг епископа.
Иерархи: Епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи.
-
В греческом языке епископ — это глава священников. Они совершают все таинства без исключения. Епископы рукополагают людей в диаконы и священники, но только патриарх в сослужении нескольких епископов может рукоположить епископа.
Пример апостолов
Однажды апостолам пришлось принять трудное решение. Они поняли, что с ростом Церкви у них больше нет времени заботиться обо всем, и от чего-то пришлось отказаться. Они оценили ситуацию и сказали: «Не хорошо, что мы оставляем слово Божие и занимаемся столами» (Деян. 6:2). Было решено, что для этого важного служения должны быть избраны отдельные люди, а апостолы должны оставаться «в молитве и в служении слова» (Деян. 6:4). Апостолы определили приоритеты: Молитва и проповедь. Все остальное лежало на плечах мужчин, которых Церковь позже назвала «дьяконами». Где апостолы научились этому? Они научились этому у Иисуса Христа на его примере.
Именно этого иногда не хватает пресвитеру: сделать паузу, оценить ситуацию и передать часть своего служения другим братьям, которые готовы освободить его от того, что мешает пасторской работе. Как справедливо отмечает Марк Девер, «дьяконы отвечают за практические вопросы жизни церкви: Административные вопросы, обслуживание здания и уход за членами церкви с физическими потребностями. С другой стороны, старейшина должен оставаться в служении Слова и молитвы.
Не пытайтесь быть главным и все контролировать. Господь не призывал вас к этому! Господь призывает вас пасти Божье стадо (1 Петра 1:2), но когда вы заняты столькими другими делами, времени на душепопечение просто не остается. Пробудите в членах вашей церкви понимание того, что пресвитер — это не менеджер, а духовный отец, пастор. Направляйте своих братьев-дьяконов в выполнении Божьей работы с готовностью и качеством для Божьей славы. И будьте примером для окружающих, как правильно расставлять приоритеты.
У пастора много дел, но важно, чтобы он правильно расставлял приоритеты в своем служении. Христос — наш пример. Он — пастор, который ценит молитву и проповедует Евангелие. Другие тоже присутствовали в его жизни, но он не забывал о приоритетах. Дорогой пастор, учитесь у Христа, как расставлять приоритеты, искать близких отношений с Ним в молитве и провозглашать Его благодать в проповеди.
Проповедники, Пасторы и Преподобные, кто они?
Давайте разберем с вами такие вопросы: «Проповедник, можем ли мы называть его преподобным?», а также: «Проповедник, является ли он пастором церкви?».
Иногда подобные вопросы всплывают в сознании и совести людей и мучают их желанием узнать — сможешь ли ты это сделать и сможешь ли ты это сделать?
В нашей статье мы исследуем вопрос о том, нормально ли давать себе или кому-то другому титул. Будет ли это хорошо, будет ли это плохо? Как Бог относится к этому?
Мы также рассмотрим, кто такой проповедник и что он или она на самом деле делает или должен делать. Каковы его или ее задачи и приоритеты?
Что плохого в том, чтобы называть проповедника «Преподобный»?
В своей основе учение Христа несет свободу, братство и равенство. Иисус в Своем учении запретил возвеличивать любого человека, даже с такими титулами, как «Равви», «Отец» или «Учитель» Матфея 23:8-12.
8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, и все вы братья. 9 И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец на небесах. 10 Вы не должны называть себя учителями, ибо один у вас Учитель — Христос. 11 Наибольший из вас да будет вам слугою; 12 ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. (Матфея 23:8-12).
Величие измеряется служением в Его Царстве (см. Матфея 23:11). Возвышение приходит через смирение (ср. Матф. 23:12). В нынешней Церкви Христа нет места власти одних людей над другими. 20:25-28.
25 Но Иисус, подозвав их, сказал им: вы знаете, что начальники язычников господствуют над ними, и вельможи властвуют ими. 26 Но между вами да не будет так; а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою, 27 и кто хочет быть первым между вами, да будет вам рабом. 28 Ибо Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Матфея 20:25-28).
Такие титулы, как «преподобный», «доктор богословия», «магистр богословия» или даже «преосвященный» и многие другие титулы и обозначения не имеют библейского основания.
Ни один проповедник в Церкви Нового Завета никогда не имел религиозного титула или звания. В Новом Завете нет таких титулов, как «доктор Павел», «отец Кефас», «раввин Иуда» или «пастор Иоанн».
Эти люди называли друг друга такими словами, как «проповедник» 1 Тим 2:7; «евангелист» 2 Тим 4:5; «служитель» 1 Тим 4:6; «слуга» Фп 1:1. Они также называли себя и других «возлюбленными братьями нашими» 2 Пет 3:15; Еф 6:21.
7 Ради Которого я проповедник и Апостол — истина, которую я говорю во Христе, не лгу — учитель язычников в вере и истине. (1 Тим 2:7).
5 А ты бодрствуй во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй свое служение. (2 Тим 4:5).
6 Внушая сие братьям, вы будете добрым служителем Иисуса Христа, питаясь словами веры и добрым учением, которым вы следовали. (1 Тим 4:6).
1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, ко всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами. (Филиппийцам 1:1).
15 Долготерпение же Господа нашего есть спасение, как писал вам любезный брат наш Павел, по данной ему премудрости. (2 Петра 3:15).
Заключение
Итак, мы увидели, что все христиане без исключения должны быть проповедниками. А также то, что «пастор» — это не титул, не звание, не духовная должность, а, скажем так, компетенция отдельного христианина.
Поэтому нет причин давать титулы и должности «проповедникам», это не Божья воля. В духовном Царстве Божьем мы все равны, если только мы не хотим создать другое царство, подобное человеческому. 1 Царств 8:7; Иезекииль 20:13.
Проповедник, в свою очередь, также может быть пастором церкви. Только таких «проповедников-пасторов» должно быть больше одного, по крайней мере, два.
Настоящий «проповедник-пастор» должен соответствовать многим критериям, описанным в Библии. Однако самым важным критерием является его «чистое служение», ср. 1 Тим 4:12-16, перед Богом и людьми.
Статьи по этой тематике
- Как человек призывается к проповедованию?
- Старейшина
- Проповедник
- Был ли Пётр первым Папой?
- Было ли всего двенадцать Апостолов?
- Почему Иоанна называли «Крестителем»?
- Библия. Синодальный перевод
- Томас, Д. Спрашивайте и – Библия отвечает. Сеймур, Теннеси 1986. – С. 134-136.
Рукоположение пастора
В наше время существует множество обстоятельств, при которых возникает вопрос о рукоположении пастора церкви. Давайте вспомним: есть ли в Библии хотя бы намек на это? Существуют ли условия или критерии? Мы подробно говорим об этом в теме «Служение в общине». Здесь нет упоминания о рукоположении пророка, учителя, евангелиста или пастора. Здесь упоминается о том, как апостолы были назначены в церкви. Сюда входит личное избрание Иисуса, призвание после смерти Иуды и пророчество священникам.
Но для нас важно то, что нигде в Слове Божьем пастор не рукоположен на служение. И нет ни одного человека, который бы носил этот титул.
Из протестантов в Православие
28 и 29 марта 2013 года Олег Зырянов, Игорь Зырянов и Максим Гаськов, бывшие священники-пятидесятники и нынешние православные священники Иркутской и Братской епархий РПЦ, посетили Томскую епархию. Все они являются членами Бюро информации и консультирования во имя святителя Иоанна Златоуста, которое занимается обращением протестантов и неопротестантов в православие.
Они провели апологетические семинары на тему «Православие и протестантизм» в Томской духовной семинарии, дали несколько интервью журналистам и выступили на томском православном радио «Благовест».
Пасите
Отдельно я хотел бы обратить внимание на этот приказ. В оригинале на греческом языке это звучит так.
Быть пастырем, заботиться и окружать заботой, любить….
Другими словами: Когда Святой Дух обращается к старейшинам церкви, Он велит им исполнять служение пастора церкви. Я верю, что прежде чем кто-то будет рукоположен на служение старейшины или епископа, он должен иметь Божье заверение, что он призван на служение пастора. Во-первых, для всех людей в церкви будет очевидно, что тот или иной человек является пастором. Своими делами, своими словами, своей жизнью. Не каждый может заботиться о других, не каждый может терпеть их и окружать заботой, носить их на руках.
Однако важно понимать, что задача пастора — не учить (даже если у него есть миссия обучения), не евангелизировать, не распоряжаться деньгами и не строить здания. Это пастырь, воспитание, защита,
Пастор в Российской империи
Если заглянуть в историю, то можно увидеть, как выглядел пастор в Российской империи. Эту должность может занимать мужчина не моложе двадцати пяти лет. Он должен быть конфирмован, крещен и иметь высшее богословское образование. Вопреки мнению сообщества, никто не был назначен на эту должность. Пастор должен был посещать заключенных и больных, заботиться о бедных, посещать школы и следить за развитием религиозного образования для молодого поколения. День пастора был полон забот. В его обязанности входило вести списки всех родившихся, обрученных, похороненных, крещеных и женатых в его общине. Каждый год все списки подавались в консисторию. Пастор вел летопись прихода со всеми важными событиями и полным списком прихожан.
Ему было запрещено заниматься любой торговлей или другой деятельностью, не связанной с его священническим служением, и ему не разрешалось обращаться в суд, если дело не касалось лично его семьи. Проповеднику не разрешалось покидать общину в воскресенье, а также оставлять ее более чем на неделю без разрешения начальства. Помимо заработной платы, ему было разрешено получать вознаграждение за оказанные услуги.
Как стать диаконом: рукоположение во время Литургии после освящения Святых Даров
Прежде чем кандидат мог быть рукоположен в диаконы, он должен был пройти экзамен, на котором он должен был исповедать всю свою жизнь перед духовником епархии и принять священнические обеты.
Затем духовник сообщает епископу, готов ли назначенный принять сан. Следует отметить, что исповедь будущего диакона может быть как тайной, так и общей. В интернете можно легко найти фотографию исповедальни, чтобы увидеть, как это делается.
Рукоположение Виталия Ульянова в диаконат. На 1 минуте и 27 секундах начинается процесс рукоположения в диаконы. Это делается во время Божественной литургии после освящения Пресвятого Таинства.
Когда ученик допускается к священническому рукоположению, рукоположение происходит во время Божественной литургии после освящения Пресвятого Таинства. Рукоположение диакона происходит через местного епископа или епископа.
Для этого ученик трижды обходит вокруг Святого алтаря (стол в середине Святого стола для празднования Святого Причастия (Евхаристии)). Во время этого процесса ученик целует углы алтаря.
Затем он становится на колени перед алтарем и кладет свою голову на алтарь. Затем епископ или епископ ткани надевает ему на голову специальную ленту, называемую скапуляром, и, после специальной молитвы, возлагает руки на скапуляр).
Источники
- Пастор // Христианство: Словарь/ Под общ. ред. Л. Н. Митрохина.— М.:»Республика», 1994. — с. 339. ISBN 5-250-02302-9.
- под ред. д-ра Подольского Б., д-ра Профьева Д., Уваль Э., «Иврит-русский, Русско-ивритский (Словарь)», изд. Рольник (Хакибуц хамеухад), г. Тель-Авив, 1993 г. ISBN 965-326-010-3 стр. 502, 312;
- с разрешения церковных властей (синодальный перевод Библии), «Библия (книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями)», издательство «Жизнь с Богом», Брюссель, четвёртое издание, Imprime en Belgique, D. L. 0362 — 1 — 1989, стр. 2406.
Отдельно я хотел бы обратить внимание на этот приказ. В оригинале на греческом языке это звучит так.
Быть пастырем, заботиться и окружать заботой, любить….
Другими словами: Когда Святой Дух обращается к старейшинам церкви, Он велит им исполнять служение пастора церкви. Я верю, что прежде чем кто-то будет рукоположен на служение старейшины или епископа, он должен иметь Божье заверение, что он призван на служение пастора. Во-первых, для всех людей в церкви будет очевидно, что тот или иной человек является пастором. Своими делами, своими словами, своей жизнью. Не каждый может заботиться о других, не каждый может терпеть их и окружать заботой, носить их на руках.
Однако важно понимать, что задача пастора — не учить (даже если у него есть миссия обучения), не евангелизировать, не распоряжаться деньгами и не строить здания. Это пастырь, воспитание, защита,