Пантеизм это в философии. Пантеизм это в философии.

— Пантеизм рассматривает Вселенную как единое целое: Вселенная — это Бог. Бог не существует как абстракция, но проявляется во Вселенной через силы, субстанцию и законы природы и единой Вселенной.

ПАНТЕИЗМ

Пантеизм (от греч. pan — все и Theoz — Бог) — это религиозно-философское учение, которое по сути отождествляет Бога с миром (природой, человеком). В пантеизме Бог не рассматривается как личность, существующая сама по себе, независимо от мира. Он полностью имманентен вселенной (лат. immanens — имманентный в чем-либо). Еврейский философ Спиноза (†1677) провозгласил: «Бог есть природа» (Deus sive natura). Согласно пантеистической доктрине, человек — это частица божественного, которая познает себя лишь на мгновение в своей земной жизни, чтобы затем навсегда раствориться в бесконечном океане духа. Пантеизм по сути отрицает не только свободу воли человека, но и реальность мира или Бога.

Известный русский философ Л.М. Лопатин (†1920) справедливо заметил, что в пантеизме «для мысли, кажется, есть только один выход: или объявить мир призраком и уничтожить его в Боге, или устранить Бога так далеко от мира, что останется только его имя». Последнее почти всегда достигается через пантеизм. Своеобразной попыткой нормализовать эту тенденцию является так называемый панентеизм (от греч. παν εν Θεϖώ — все в Боге), философско-религиозная доктрина немецкого философа Краузе, которую он представил в 1828 году. Согласно этому, все вещи находятся в Боге, но Бог остается личностью и не растворяется в мире.

Пантеизм имеет долгую историю и множество вариантов. Она особенно развита в индийских системах мышления. Там пантеизм существует уже тысячелетия. На Западе она принимала различные формы у разных мыслителей (Спиноза, Гегель, Шлейерман).

В России его в очень примитивном виде разработал Лев Толстой. Вместо Бога, который есть любовь, он поставил «логику жизни». Его религиозная жизнь — это жизнь, благо которой заключается в подавлении «животной личности» эго, «в благе других и в страдании за это благо». Тот, кто живет таким образом, имеет Бога в себе и является «сыном Божьим» в той же мере, что и Христос. Смерть возвращает «Сына Божьего» в объятия Отца, Бога, в котором Сын исчезает как универсальное существо. Согласно Толстому, нет ни личного Бога, ни личного бессмертия человека, а значит, нет и настоящего смысла жизни. Почему, что означает вымирание?

Пантеизм, как и деизм, не предлагает никакой основы для живых, личных отношений между человеком и Богом, так что религия в нем становится по сути невозможной. Она появляется только тогда, когда безличный принцип (например, Брахман) воплощается и становится личным божеством (например, Кришной).

См. также

1 Лопатин Л. Позитивные задачи философии. М., 1911. Ч. 1. С. 277-278.

Дорогой читатель, если вам кажется, что эта статья неполноценна или плохо написана, значит, вы знаете что-то большее — помогите нам, поделившись своими знаниями. Если вы не удовлетворены представленной здесь информацией и продолжаете поиск, пожалуйста, вернитесь сюда и поделитесь тем, что вы нашли, и следующие будут вам благодарны.

«ПАНТЕИЗМ» еще можно поискать:

Полнотекстовый поиск в Дереве.

Что такое пантеизм?

Пантеизм — это философская доктрина, в которой Бог объединяется или отождествляется со Вселенной. Сторонники этой концепции предполагают, что Бога как личности или высшего разума не существует. Вместо этого они считают, что сама Вселенная имеет божественную сущность. То есть пантеизм фактически не отрицает существование Бога, но ставит под сомнение природу верховного божества, приписываемого ему традиционными монотеистическими религиями.

Термин «пантеизм» имеет греческое происхождение. Оно состоит из слов pan (пан — все, все вещи) и theos (теос — божественность). Таким образом, смысл этого мировоззрения заложен в самом названии, которое можно расшифровать как «все есть божественность» или «Бог вокруг нас». В пантеистическом представлении вселенная (универсум, целое) является основой всего, священной и потенциально значимой субстанцией.

Пантеизм противопоставляется теизму — религиозно-философской доктрине, предполагающей существование единого Бога-творца. В теизме Бог продолжает существовать в мире после сотворения, обычно в созерцании, но иногда вмешивается в «земные дела». Современные монотеистические религии, такие как иудаизм, христианство и ислам, являются формами теизма. Интересно, что в монотеистических религиях человек считается «венцом творения» и превозносится над природой. В пантеизме отвергается антропоцентризм (согласно которому человек находится в центре Вселенной).

Термин «пантеизм» был придуман ирландским писателем Джоном Толандом, который впервые использовал слово «пантеист» в 1705 году в названии своей работы «Социнианство в истинном изложении пантеизма». Однако как явление пантеизм существовал на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Его формами являются многие религии (индуизм, даосизм) и философские концепции (эллинизм).

Основные идеи пантеизма

Суть пантеизма можно кратко сформулировать так: он отвечает на вопрос об отношениях между Богом и Вселенной, объединяя или отождествляя эти понятия. Однако это вызывает дополнительные вопросы. Например, необходимо понять, как вечность, бесконечность и неизменность Бога связаны с характеристиками конечного и постоянно меняющегося мира. Разные школы предлагают разные подходы к решению этой проблемы. Давайте рассмотрим некоторые из них.

  • Абсолютистский монистический пантеизм. Это направление отождествляет Бога и Мироздание, наделяя вселенную такими свойствами как постоянство и вечность. Меняющаяся действительность объясняется в рамках данной концепции иллюзорностью мира.
  • Гегелевский абсолютистский пантеизм. В рамках этого течения предлагается противоположное решение проблемы: Бог наделяется способностью развиваться, и его развитие проявляется в переменчивости мира.
  • Имманентный пантеизм. Это направление рассматривает Бога как часть мира – источник законов, по которым существует Мироздание, или силу, управляющую его непрерывным движением. Здесь описанный выше парадокс решается за счёт того, что мир меняется, но сами законы остаются постоянными.
  • Эманационный пантеизм. В рамках этого течения мир считается эманацией божественной сущности. Данная концепция содержит скрытый дуализм (поскольку Бог отделяется от Мироздания), поэтому не является пантеизмом в чистом виде.

Стоит отметить, что многие пантеистические течения ограничиваются либо тем, что Бог является частью Вселенной (такие формы учения склоняются к материализму), либо тем, что Вселенная является частью Бога или формой существования Бога (такие формы склоняются к объективистскому идеализму).

Формы пантеизма

В современной философии существуют четыре основные формы пантеизма:

  • Теомонистический. Существует вечная и постоянная Божественная субстанция, которая и определяет существование мира.
  • Физиомонистический. Первичностью и божественной сутью наделяется природа, которая и является высшим божеством (в рамках данной формы пантеизма существование Бога зависит от природы).
  • Трансцендентный (мистический). Мир является частью Бога либо находится внутри него (но не наоборот).
  • Имманентно-трансцендентный. Бог проявляет себя через объекты материального мира.

Все вышеперечисленные формы пантеизма подразумевают, что между божественным существом и вселенной существуют определенные отношения или тождество. Между божественным существом и космической природой существует определенная и однозначная связь.

Христианство о пантеизме

Что касается христианства, то Церковь полностью отвергает такую теорию и называет пантеизм ересью.

  • Из-за отрицания Абсолютной Личности, в пантеистическом учении невозможно непосредственное общение человека с Господом.
  • Христианство же утверждает, что деятельность Господа нисходит к живым существам, его творениям, но сама истинная сущность Его остается немыслимой для нас. Естество Всевышнего Творца выше всякого разумного понимания, оно никогда не станет доступным для мыслительного процесса. Однако Бог всегда есть (имманентен) во всех вещах и объектах материального мира. Истинная сущность Его нам не видна, но Он познается в действиях. Христианские святые утверждают, что есть возможность прикоснуться к энергии Господа, но не к Нему Самому.
  • Апостол Павел предостерегал верующих сторониться всевозможных философских трактатов, утверждающих, что видимая реальность не создавалась Личностью Бога, а вечна изначально и безгранична. Христианство со своей позиции критикует учение пантеизма, говоря, что Господь доказал свою личностную природу Своим совершенством, святой Троицей.

Мнение православия

Православная религия также критически относится к подобным взглядам. Священнослужители говорят, что в своих утверждениях о божественности природы пантеисты обожествляют стихии, животных, растения, камни и так далее. А это подталкивает к идолопоклонству, язычеству. Создается впечатление, что представители этого движения не только пытаются уподобиться Богу, но и хотят объявить себя богами.

Учение православия радикально отличается от пантеистических идей и предполагает прежде всего существование и единство личного Бога в трех измерениях, создавшего весь видимый и невидимый мир.

Сегодня пантеизм возрождается на фоне разрушения природной среды. Таким образом, они хотят привлечь внимание к необходимости развития экологического сознания в обществе. Но за занавесом заботы о природе снова скрывается преображенный атеизм.

Самые важные мыслители

Среди наиболее значимых мыслителей пантеизма можно назвать следующих:

Гераклит

Для этого греческого философа божественное присутствует во всех вещах и уподобляется самому миру и всем его сущностям.

Плотин

Согласно греческому философу Плотину, божественность объединяет или сохраняет две самые важные ценности: Имманентность и трансцендентность. Он утверждает, что Единое — это «начало всех вещей, но не все».

Джордано Бруно

Этот итальянский философ и астроном придерживался мировоззрения, которое часто описывают как смесь «атеистического пантеизма» и определенного «панпсихизма».

Барух Спиноза

Он считается наиболее представительным и радикальным современным мыслителем пантеизма, служащим образцом для других форм этой позднейшей мысли.

Его концепцию Бога можно резюмировать словами: «Все, что есть, есть в Боге, и без Бога ничто не может существовать или быть задумано…».

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий