Паломничество это простыми словами. Паломничество это простыми словами.

Для популяризации паломничества были созданы многочисленные путеводители (маршруты), многие из которых, как и описания самих паломничеств, впоследствии стали важными историческими источниками. Описания «странствий» по Святой Земле, написанные некоторыми паломниками, сыграли важную роль в распространении легенд и оккультной литературы в России.

Паломничество

Паломничество (от латинского palma, «пальма»):

  • путешествие к Святой земле и другим географическим местностям, имеющим сакральное значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы;
  • хождение верующих к святым местам на поклонение.

В основе обычая лежит желание верующих поклониться местам и святыням, связанным с Христом, апостолами и Девой Марией, помолиться перед чудотворными иконами и погрузиться в святые воды Иордана и святых источников.

Само слово происходит от слова «paloma» — пальмовая ветвь, с которой жители Иерусалима встречали Иисуса Христа.

Паломник, который путешествует по святым местам, называется пилигримом.

В других религиях есть похожие обычаи:

  • Хадж — посещение мусульманами Мекки, Медины и совершение там предписанных ритуалов;
  • Ко́ра — ритуальный обход вокруг какой-либо святыни в религиях Индии, Непала и Тибета;
  • у ламаистов — посещение Лхасы (Тибет);
  • у индусов — посещение Праяга и Варанаси (Бенарес, Индия);
  • у буддистов и синтоистов — посещение Нары (Япония).

Путешествие верующих к святым местам поклонения известно с древних времен. Центрами паломничества в древности были храмы Амона в Фивах, Египет, Осириса в Абидосе, Аполлона в Дельфах и т.д.

Для христиан паломничество началось в четвертом веке в Палестине, где происходили божественные деяния Спасителя. Каждый паломник получает множество впечатлений о чудесных знамениях и необычных совпадениях, произошедших во время паломничества.

Однако святой Григорий Нисский осуждает чрезмерное увлечение паломничеством, считая, что паломники часто путешествуют из любопытства и попадают в непристойные истории и искушения. Многие православные считают, что принять тело и кровь Христа (высшую святыню) можно в любой церкви, а деньги, собранные на паломничество, следует пожертвовать бедным. Среди православных монахов приветствовалось уединение (от соблазнов мира), разрешались паломничества и литании, чтобы укрепить все еще хрупких членов Церкви в их коллективном единстве.

В средние века паломничества стали совершаться рядом с Палестиной: для православных — в Константинополь и на гору Афон (Греция), для католиков — в Рим и Лорето (Италия), по Франкскому пути и в Лурд (Франция).

Западная церковь преуспела в этом:

  • великое паломничество (peregrinationes primariae) — путешествия к Святому Гробу в Палестину, в Рим (Limina apostolorum), Сантьяго-де-Компостелу (см. Путь Святого Иакова) и Лорето (см. Дом Богородицы);
  • малое паломничество (peregrinationes secundariae) — посещение местных отечественных святынь.

В конце XV века для паломничества требовалось предварительное разрешение церковных властей, которое выдавалось только после уплаты пошлины Папе Римскому. Отправной точкой была Венеция (позднее Марсель), где паломники нанимали кучера, снимали бороды и надевали одежду паломника — каллиграфию, коричневый или серый плащ, греческую шляпу с очень широким ободком, обычно украшенную ракушками, посох, сумку и бутылку (полую тыкву) для завершения наряда паломника. Паломники носят красный крест на пальто и шляпе. В Венеции паломник заключал договор с судовладельцем (патроном), который обязывался не только доставить его в Святую землю и обратно, но и сопровождать его в странствиях по святым местам, кормить и защищать на протяжении всего путешествия, платить дань мусульманским властям и т.д.

Постепенно были допущены дальнейшие послабления: Знатный лорд мог послать вместо себя слугу или наемника. Возникли даже светские цепочки профессиональных наемных паломников (в Германии их называли Sonnweger), которые вскоре размножились, так как этот вид торговли оказался очень прибыльным. В семнадцатом веке паломника могла отправить целая община за свой счет.

С 1881 года Франция организовала ежегодный караван паломников в Святую землю, чтобы покаяться за преступления республиканского правительства против Церкви. В этот караван, который часто насчитывал от 300 до 400 человек, входило белое духовенство и состоятельные люди с ультрамонтанскими наклонностями. С конца 1870-х годов францисканцы организовывали подобные немецкие караваны в Вене и Мюнхене.

Современное паломничество в России

В настоящее время в России наблюдается возрождение паломничества верующих к святым местам. Важную роль в этом играют действующие монастыри и церкви, которые организуют подобные мероприятия. Созданы паломнические службы, которые специализируются на организации паломничества по всему миру. Некоторые туристические компании также активно включились в этот процесс.

По данным Русской духовной миссии в Иерусалиме, православные христиане из России, Украины и Молдовы, совершающие паломничество в этот город, составляют около половины духовных путешественников со всего мира.

Помимо России, российские паломники также посещают гору Афон в Греции, Бари в Италии, где покоятся мощи святого Николая, и Цетинье в Черногории, где находится десница Иоанна Крестителя и другие места христианского паломничества.

Несмотря на кажущееся сходство между паломничеством и экскурсионным туризмом, их внутренняя природа совершенно различна: если экскурсионный туризм направлен на посещение интересных мест, то паломничество предполагает духовную предварительную работу, «очищение души» перед посещением святыни. Однако паломничество часто заменяется экскурсионным туризмом, когда людей просто возят по «достопримечательностям» без предварительной внутренней, духовной подготовки. Поэтому весной 2003 года Межрелигиозный совет России внес в Государственную Думу РФ предложение разграничить на законодательном уровне термины «паломничество» и «туризм «2 .

« В паломничестве главное – увидеть живого Бога »

Протоиерей Александр Монич

Протоиерей Александр Монич

Святой Григорий Нисский пишет в своем послании «О тех, кто совершает паломничество в Иерусалим»: «Ибо перемена места не приближает нас к Богу. Но где бы ты ни был, Господь придет к тебе, если место обитания твоей души таково, что Господь может обитать в тебе и ходить в тебе».

У святого есть золотые слова для паломников. Он называет это «географией души». Но он говорит, что можно поехать в Иерусалим, Палестину или Египет, но ничего не привезти оттуда в своем сердце. С другой стороны, святой отмечает, что независимо от того, где человек находится на земле, он всегда может быть со Христом.

К большому сожалению, в наше время, в третьем тысячелетии, паломничество часто превращается в церковный туризм. И главным фактором здесь становится пустота человеческого сердца – люди ездят к святыням и приезжают оттуда пустыми.

Причина этого лежит в их совести — они не готовы к паломничеству, потому что хотят получить от Святого нечто сверхъестественное, не понимая этого сами и не будучи готовыми к этому.

Главное в паломничестве — увидеть живого Бога. И чтобы поехать в любое святое место в мире, будь то Святая Земля, Афон, Почаев или Киево-Печерская Лавра, чтобы увидеть там живого Бога и получить то, что мы ищем, необходима определенная внутренняя готовность. В человеке должно быть такое внутреннее чувство, чтобы он мог видеть Бога внутренними глазами своей души.

— Существует ли критерий готовности человека к паломничеству или это очень расплывчатое понятие?

— Только Бог видит внутреннюю готовность, но есть и внешние факторы, такие как подготовка человека к путешествию. Часто люди вынуждены отправляться в паломничество из-за горя или из-за проблем. Но Господь пребывает и в той скорби, которая всячески подталкивает людей к Себе. У Господа разные пути, но Он всегда ждет и призывает людей к Себе.

Библия говорит: «Сын мой, отдай мне сердце твое» (Притчи 23:26). Господь проверяет намерения в сердце человека. А если сердце не готово что-то принять, то человек думает: «Я подам записку, пойду к мощам, зажгу свечу, и все будет хорошо». Это «талисманный», «висячий» подход к паломничеству. Но Бог хочет, чтобы мы не просто делали для Него «записи». И это должно быть не для священника, а для Бога и для нас самих.

«Ехать надо в любом случае»

Фото: iakovzavedeev.ru

Но если готовности сердца нет, это не значит, что мы не должны отправляться в паломничество. Мы обязательно должны поехать, чтобы стать другими. Иногда Господь открывается человеку в неожиданных ситуациях — в автобусе, при чтении молитвенного правила, при пении церковного хора на мессе, при разговоре пресвитера с исповедником, при принятии Святого Причастия и т.д.

Необходимо понимать, что Господь всегда рядом с человеком, где бы он ни находился. Он может встретить человека в любой церкви города или села, но для этого необходимо жить с Богом каждый день. Господь всегда ждет нас! И нет определенного места, где обитает Господь. «Дух дышит, где хочет, и голос Его слышите, но не знаете, откуда приходит и куда уходит; так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Иоанна 3:8).

Паломничество в христианстве

Само слово «паломничество» в первую очередь ассоциируется с христианством. Оно происходит от слова «пальма». Ведь именно с пальмовой ветвью в руках люди встречали Иисуса Христа в Иерусалиме.

Сегодня Иерусалим является важным местом паломничества для христиан со всего мира. Эта территория Израиля называется «Святой землей» и является священной для последователей трех авраамических религий.

Места, посещаемые христианами, включают Церковь Гроба Господня, Голгофу, Иерусалимский храм, монастырь Марии Магдалины и другие места, где происходили библейские события или были построены культовые сооружения.

Вторым по популярности местом паломничества христиан является гора Афон в Греции. Полуостров Афон является отдельной административной единицей, монашеским государством. На полуострове расположено 20 монастырей, в которых проживает 2000 монахов. Однако эти цифры не включают паломников, которые остаются здесь круглый год.

На гору Афон допускаются только мужчины, женщинам это строго запрещено. Запрет распространяется и на женщин. Несмотря на эти строгие ограничения, Гора Афон всегда хорошо посещаема. Среди них люди разных национальностей и возрастов.

  • Собор Святого Петра (расположен в Ватикане, построен на месте казни апостола);
  • Итальянский город Бари (в нем находятся мощи Николая Чудотворца);
  • Собор Святой Софии, Турция (долгое время оставался одним из главных христианских соборов, позже стал музеем. В 2020 г. было решено переделать его в мечеть, что вызвало возмущение многих христиан).
  • Троице-Сергиева лавра. Сергиев Посад, Московская обл. (один из самых известных православных монастырей в России);
  • Валаам (остров на Онежском озере и одноименный поселок на нем, паломников привлекает Валаамский Спасо-Преображенский монастырь);
  • Дивеево, Нижегородская обл. (в монастыре хранятся мощи Серафима Саровского, на территории находятся исцеляющие святые источники);
  • Оптина пустынь, Калужская обл. (древнейший монастырь, обитель оптинских старцев, оказавших огромное влияние на русскую культуру).

Паломничество в исламе

Если в других религиях паломничество только рекомендуется, то в исламе оно является одним из столпов веры, священной обязанностью каждого мусульманина. Паломничество мусульман называется Хадж. Это посещение места рождения и проповеди пророка Мухаммеда — Мекки. Согласно законам Саудовской Аравии, немусульманам запрещено входить в Мекку.

Хадж необходимо совершить хотя бы один раз в жизни. Человек, совершающий его, называется хаджем. От паломничества освобождаются те, кто не может совершить его по состоянию здоровья или по другим причинам, ограничивающим свободу передвижения.

Но даже в этом случае разрешается послать вместо него паломника и оплатить все его расходы. Важно, чтобы этот человек ранее выполнял религиозный ритуал.

Допустимо не совершать хадж из-за отсутствия средств. Поскольку средства должны быть заработаны самим верующим, брать деньги в долг не разрешается.

Каждый год миллионы паломников приезжают в Мекку. Он проходит с 8 по 12 число последнего месяца исламского календаря. Из-за разницы с григорианским календарем даты сдвигаются каждый год.

  • совершение молитвы в мечети Масджид аль Харам;
  • обход Каабы (кубический дом во дворе мечети);
  • бег среди двух холмов;
  • посещение долины Арафат;
  • обрядовое побивание камнями Шайтана.

Он заканчивается праздником жертвоприношения — Ид аль-Адха — и заключительным обходом Каабы.

Паломничество в буддизме

В буддизме паломничество не является обязательным, но оно так же распространено, как и в других религиях. Индия и Непал являются основными центрами буддийского паломничества. Они также существуют в Китае, Японии и даже в России.

  • Лумбини. (поселение на границе Индии и Непала, где предположительно родился и воспитывался Сиддхартха Гаутама, впоследствии ставший Буддой);
  • Бодх-Гая (место, где Сидхартха достиг просветления);
  • Сарнатх (здесь была произнесена первая проповедь Будды);
  • Кушинагар (именно здесь Будда достиг нирваны).

Сам Будда рекомендовал посетить эти места, чтобы пройти путь просветления и, возможно, повторить свой опыт.

Позже к четырем упомянутым центрам паломничества присоединились еще четыре города, которые были важны для Будды: Вайшали, Раджгир, Санкаси и Шравасти.

Большинство известных буддийских центров паломничества расположены в долине Ганги.

Но центры буддизма в разных странах также привлекают паломников. В России известным центром буддизма является Иволгинский дацан. Здесь также есть библиотека и учебный центр для будущих монахов. Монастырь является местом упокоения Даши Доржо Итигэлова, который умер в позе лотоса более ста лет назад. Однако его тело было избавлено от разложения.

Паломники приходят к его кубовидному гробу со своими желаниями, веря, что они будут услышаны.

В Бурятии также находятся Ацагатский дацан и Ниловский эрмитаж, которые являются центрами духовного просвещения.

Единственный буддийский регион в Европе — Калмыкия. Здесь находится резиденция Золотого Будды Шакьямуни со статуей Будды высотой девять метров.

Буддийское паломничество имеет много общего с духовными практиками, медитацией и углублением своего внутреннего мира. Если в других религиях верующие ходят к святыням, чтобы помолиться, то буддисты в таких местах лучше чувствуют свое единение с просветленным Буддой и стараются приблизиться к нирване.

Золотой век паломничества

Рукопись «Епифаний из Мниха на пути в Святой город Иерусалим» относится к паломнической литературе XV века. Она датируется 1415-1417 годами и представляет собой простое перечисление городов (от Великого Новгорода до Иерусалима), за которым следует «Путешествие святого монаха Барсонофея в святой город Иерусалим». Она содержит описание двух путешествий: первое в 1456 году в Иерусалим (из Киева через Белгород, Шарград, Кипр, Триполи, Бейрут и Дамаск), второе в 1461-1462 годах (через Белгород, Дамиетту, Египет и Синай).

Социальная структура паломников долгое время оставалась традиционной. Большинство из них были монахами и священнослужителями, вторые — купцами и землевладельцами, и гораздо меньше было представителей дворянства. Маршрут к святым местам был типичным: они пересекали Днепр, Буг и Днестр (до городов Яссы или Галац), а затем на корабле через Дунай и Черное море отправлялись в Константинополь. Далее они путешествовали по морю через Мраморное море, Эгейское море и пролив Дарданеллы в Средиземное море: посетили Хиос, Родос и другие острова и достигли Египта. Паломники также формировали большие караваны и отправлялись в Иерусалим, чтобы отпраздновать Пасху.

В XVIII веке для многих верующих паломничество стало образом жизни, а не разовым путешествием. Василий Григорович-Барский, выпускник Киево-Могилянской академии, был одним из таких людей. В 1724 году он отправился в Бари, чтобы посетить мощи Николая Мирликийского. Затем он посетил Рим, Венецию, Флоренцию и другие итальянские города.

В 1726-1728 годах Григорович-Барский совершил путешествие в Палестину: он посетил Иерусалим, Каир, Бейрут, Дамаск и другие города. С 1729 по 1731 год он жил в Триполи, где изучал иностранные языки, литературу и философию. С 1736 по 1743 год он преподавал латынь в колледже на Патмосе. С 1744 по 1746 год он изучал православную библиотеку Афона, посетил Афины, Крит и другие интересные места.

Настоящий расцвет паломничества, ставший поистине золотым веком, пришелся на конец XIX — начало XX века. Это было связано с деятельностью Православного Палестинского Общества, основанного в 1882 году. С их помощью были построены новые детские дома для паломников не только в Иерусалиме, но и в других палестинских городах, улучшено медицинское обслуживание русских паломников и местного населения. Были разработаны новые паломнические маршруты: В этот период до 50 караванов паломников направлялись в Вифлеем и Назарет, к дубу Мамре, к Тивериадскому озеру и к реке Иордан. Каждый год организовывалось паломничество на Синай: Оттуда паломники отправлялись через Александрию в Бари в Италии (чтобы поклониться мощам святого Николая).

Вместо послесловия

Возрождение паломничества началось в постсоветскую эпоху, когда общество освободилось от оков коммунистической и атеистической идеологии. По данным Русской духовной миссии в Иерусалиме, около половины паломников — православные христиане из стран бывшего СНГ. Монастыри и церкви играют важную роль: они создают паломнические службы.

Однако при путешествии к святым местам иногда возникает путаница между терминами «турист» и «паломник». На наших глазах происходит искажение духа паломничества, как писал в XIX веке историк Сергей Соловьев: «Принизить его дух значило бы подорвать высокое значение паломничества (как акта) в народной и личной жизни и свести его к простому путешествию.

Другая крайность, которой следует избегать, — это чрезмерная увлеченность паломничеством. Святой Григорий Нисский писал об этом в четвертом веке: По его словам, верующие часто путешествуют из любопытства и попадают в непристойные истории и соблазны.

Чтобы не попасться в сети туристических агентств и не спутать паломничество с туризмом, необходимо руководствоваться древней евангельской мудростью: Богу то, что принадлежит Богу, а кесарю то, что принадлежит кесарю.

Паломничество к святому Иакову – святому Жаку в Испании

Мощи святого Иакова, брата евангелиста Иоанна, высоко почитаются в Испании. Он проповедовал в этом районе после путешествия по Винному пути из Иерусалима (поэтому его почитают как святого покровителя путешественников и паломников). Согласно легенде, его тело было привезено на берег реки Кипсели в лодке после его убийства Иродом. В его честь был назван город Сантьяго-де-Компостела. В 813 году испанский монах получил знак от Бога: звезду, которая указала на место, где были захоронены останки Иакова. Название города, построенного на месте их обнаружения, переводится с испанского как «место Святого Иакова со звездой».

Паломничество началось здесь в 10 веке и стало вторым по значимости паломничеством в Иерусалим в 11 веке. Древние традиции паломничества сохраняются и сегодня: Паломник должен добраться до города пешком, пройдя сто километров или проехав двести километров на велосипеде.

Паломничество в исламе

Если в других религиях паломничество только рекомендуется, то в исламе оно является одним из столпов веры, священной обязанностью каждого мусульманина. Паломничество мусульман называется Хадж. Это посещение места рождения и проповеди пророка Мухаммеда — Мекки. Согласно законам Саудовской Аравии, немусульманам запрещено входить в Мекку.

Хадж необходимо совершить хотя бы один раз в жизни. Человек, совершающий его, называется хаджем. От паломничества освобождаются те, кто не может совершить его по состоянию здоровья или по другим причинам, ограничивающим свободу передвижения.

Но даже в этом случае разрешается послать вместо него паломника и оплатить все его расходы. Важно, чтобы этот человек ранее выполнял религиозный ритуал.

Допустимо не совершать хадж из-за отсутствия средств. Поскольку средства должны быть заработаны самим верующим, брать деньги в долг не разрешается.

Каждый год миллионы паломников приезжают в Мекку. Он проходит с 8 по 12 число последнего месяца исламского календаря. Из-за разницы с григорианским календарем даты сдвигаются каждый год.

Каждый день паломничества связан с определенными ритуалами, соблюдение которых обязательно, иначе хадж не действителен. Среди них:

  • совершение молитвы в мечети Масджид аль Харам;
  • обход Каабы (кубический дом во дворе мечети);
  • бег среди двух холмов;
  • посещение долины Арафат;
  • обрядовое побивание камнями Шайтана.

Он заканчивается праздником жертвоприношения — Ид аль-Адха — и заключительным обходом Каабы.

Цели паломничеств

Паломники обычно выбирают свой путь не по расстоянию, а в соответствии с конкретными причинами своей жизни.

  • Истинные поклонники Христа во время хождения по святым местам ищут укрепления в вере или ждут помощи в решении какого-то сложного жизненного вопроса.
  • Отпадение от Церкви часто побуждает богомольцев отправляться в пешие походы, чтобы отмолить грех отступничества, свой или кого-то из близких.
  • Давящие грехи молодости являются причиной ухода людей в богомолье.
  • Неизлечимые болезни или отсутствие детей становятся целью православных паломничеств.
  • Очень важны обетные богомолья, когда в какой-то ситуации человек дает обет Богу при положительном исходе совершить паломничество по определенным местам.

паломничество в монастырь

Паломничество в буддизме

В буддизме паломничество не является обязательным, но оно так же распространено, как и в других религиях. Индия и Непал являются основными центрами буддийского паломничества. Они также существуют в Китае, Японии и даже в России.

Есть четыре важных места, связанных с именем Будды и оказавших на него влияние. Это места, наиболее часто посещаемые буддийскими паломниками.

  • Лумбини. (поселение на границе Индии и Непала, где предположительно родился и воспитывался Сиддхартха Гаутама, впоследствии ставший Буддой);
  • Бодх-Гая (место, где Сидхартха достиг просветления);
  • Сарнатх (здесь была произнесена первая проповедь Будды);
  • Кушинагар (именно здесь Будда достиг нирваны).

Сам Будда рекомендовал посетить эти места, чтобы пройти путь просветления и, возможно, повторить свой опыт.

Читайте также.

Позже к четырем упомянутым центрам паломничества присоединились еще четыре города, которые были важны для Будды: Вайшали, Раджгир, Санкаси и Шравасти.

Большинство известных буддийских центров паломничества расположены в долине Ганги.

Но центры буддизма в разных странах также привлекают паломников. В России известным центром буддизма является Иволгинский дацан. Здесь также есть библиотека и учебный центр для будущих монахов. Монастырь является местом упокоения Даши Доржо Итигэлова, который умер в позе лотоса более ста лет назад. Однако его тело было избавлено от разложения.

Паломники приходят к его кубовидному гробу со своими желаниями, веря, что они будут услышаны.

В Бурятии также находятся Ацагатский дацан и Ниловский эрмитаж, которые являются центрами духовного просвещения.

Единственный буддийский регион в Европе — Калмыкия. Здесь находится резиденция Золотого Будды Шакьямуни со статуей Будды высотой девять метров.

Буддийское паломничество имеет много общего с духовными практиками, медитацией и углублением своего внутреннего мира. Если в других религиях верующие ходят к святыням, чтобы помолиться, то буддисты в таких местах лучше чувствуют свое единение с просветленным Буддой и стараются приблизиться к нирване.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий