Различные типы креационизма приводят к глубоким конфликтам в церквях между теми, кто верит, что Ветхий Завет следует понимать буквально, и теми, кто считает, что это всего лишь символизм.
Креационизм или эволюция?
Протестантские креационисты находятся в противоречии с Писанием. Когда они утверждают, что день творения в первой главе Книги Бытия длится 24 часа, они упускают из виду тот факт, что уже во второй главе все дни до появления человека называются «день сей». Какой день творения сегодня? Седьмой! Это не такой уж длинный день по сравнению с предыдущими!
Протестантские креационисты находятся в противоречии с Писанием. Когда они утверждают, что день творения в первой главе Книги Бытия длится 24 часа, они упускают из виду тот факт, что уже во второй главе все дни до появления человека называются «день сей». Какой день творения сегодня? Седьмой! Это не такой уж длинный день по сравнению с предыдущими!
Дебаты о сотворении и возможности эволюционного развития видов, о гипотезе сотворения и гипотезе эволюции утихли и теперь возрождаются с новой силой. Сегодня исполняется 150 лет со дня публикации книги Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Главный редактор портала «Правмир» беседует со священником Александром Тимофеевым об эволюции, креационизме и сотворении мира. Отец Александр занимается исследованиями в области библейской археологии и изучал геологию в Санкт-Петербургском государственном университете, Санкт-Петербургском духовном училище и Московской духовной академии.
Библия не отменяет эволюцию?
— Отец Александр, пожалуйста, объясните нам гипотезы эволюции и креационизма. Возможно ли, чтобы библейская картина творения не преобладала над эволюционным развитием? Действительно ли гипотеза креационистов утверждает, что мир был создан за 6 дней, каждый из которых длился 24 часа?
Священник Александр Тимофеев. Фото mpda.ru
— Слово креационизм происходит от латинского creatio — создание, творение, поэтому каждый верующий ученый обязательно является креационистом, потому что он понимает, что весь мир был создан, что жизнь в этом мире тоже была создана. Поэтому было бы неправильно, если бы христиане, разделяющие эволюционный взгляд (и несколько его разновидностей), называли себя просто эволюционистами, потому что они тоже верят в сотворение мира Богом. То есть, оба являются креационистами.
Технический термин «научный креационизм» относится к научному движению, которое зародилось в англоязычном (в основном американском) протестантизме среди протестантов-фундаменталистов. На самом деле, его поддерживают, в частности, адвентисты (см., например, книгу Морриса «Библейские основы современной науки» — Моррис является адвентистом). Среди них несколько баптистов. Протестанты-фундаменталисты довели девиз Лютера «Sola scriptura» («Только Писание») до крайности, в смысле толкования Писания по Писанию. Либеральный протестантизм (особенно немецкий протестантизм) перешел к критике текста Библии и поиску других историй и традиций. Путь фундаменталистов несколько иной. Они хотят, чтобы вера в Священное Писание оставалась неизменной. В результате они придерживаются буквы Библии, но, не имея традиции правильного толкования, часто сталкиваются с противоречиями. Пример такого рода заблуждения уже был представлен Лютером. Он отверг систему Коперника на основании слов Иисуса Навина: «Да будет солнце над Гибеоном!». Ведь если Иисус Навин повелел солнцу, а не земле стоять на месте, значит, солнце вращалось вокруг земли, а не наоборот!
Проблема заключается в том, что многие ортодоксальные новообращенные, психологически схожие с американскими фундаменталистами, быстро перенимают их методы. Большое количество книг, соответствующих их методологии «науки о сотворении», было опубликовано и размножено под громким знаменем «ортодоксального взгляда на природу и эволюцию». И многие книги являются либо переводами, либо сборниками американских книг. Позже, однако, цитаты и библиография протестантских авторов были удалены и заменены списками трудов святых отцов, но методология осталась чисто протестантской. Следует сразу отметить, что такой подход не характерен для православного богословия. Существуют определенные вопросы, которые не могут быть однозначно решены в рамках буквального толкования. Например, вопрос о продолжительности дней сотворения мира. Далее я постараюсь указать на недостатки (т.е. трудности), которые вызывают такие методы.
Многие авторитетные православные богословы, такие как протоиерей Александр Глаголев, митрополит Иоанн Вентланд, протоиерей Петр Иванов, профессор Николай Фиолетов, протоиерей Глеб Календа, сербский богослов протоиерей Лазарь Милин и др. придерживались иных взглядов, и их подход зачастую был гораздо более разумным. Они считаются сторонниками подхода, называемого конкордизмом (от латинского concordia — согласие) — не противопоставление библейских и богословских знаний и научной теории, а согласие. Следует отметить, однако, что, по мнению профессора Василия Шенковского, система полного «конкордизма» «неверна в принципе», поскольку наука постоянно развивается, в то время как библейский текст и богословский подход к нему остаются неизменными. Однако это не противоречие, а разница в методологии, разница в предмете.
История богословия и креационизм
В истории русского богословия и науки мы находим много положительных примеров.
Вот, например, взгляд великого русского ученого М.В. Ломоносова на соотношение религиозного опыта и научной истины, которую он называл правдой, на тему мироустройства: «Правда и вера — две женщины, дочери одного родителя, и никогда не могут прийти в противоречие друг с другом, разве только высокомерный человек, выставляя против них свою мудрость, решится на вражду. Но мудрым и добрым людям стоит задуматься, нет ли способа объяснить и избежать этого мнимого конфликта между ними, как это сделал упомянутый Ломоносовым мудрый учитель нашей православной церкви Василий Великий. Признаем ли мы, что земля неподвижна сама по себе, или воздух, или вода, или ничто, мы не должны отступать от благочестивого образа мыслей, но исповедовать, что все вещи неподвижны и удерживаются вместе силой Творца». Точное изложение православной веры 2.6. Приведя довольно подробные рассуждения о строении и происхождении мира Василия Великого и Иоанна Дамаскина, М.Б. Ломоносов продолжает: «Таким образом, эти великие светила старались соединить познание природы с верой, соединяя покорение природы с богодухновенным созерцанием в одних и тех же книгах, согласно тогдашнему знанию астрономии».
Дальнейшие размышления Ломоносова показывают, насколько он был далек от материализма и превознесения собственных научных знаний: «О, если бы нынешние астрономические инструменты были тогда изобретены и многочисленные богатые наблюдения были сделаны людьми, древними астрономами, имевшими познания о небесных телах несравненно выше их собственных; о, если бы тогда были открыты тысячи новых звезд с новыми явлениями, какой духовный полет фантазии, соединенный с изысканным красноречием, возвестили бы те святые ораторы о величии, премудрости и силе Божией! «
В заключение приведу классическую цитату из знаменитой работы Ломоносова «О появлении Венеры на Солнце, наблюдаемом в Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге», в которой он опубликовал свое замечательное открытие атмосферы на Венере: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одном случае Он показал Свое величие, в другом — Свою волю. Первый — это видимый мир, который был создан им, чтобы человек, созерцая необъятность, красоту и порядок его творений, мог познать божественное всемогущество, в соответствии с мерой данного ему разума. Вторая книга — это Священное Писание. Это показывает благость Творца к нашему спасению. В этих пророчески и апостольски вдохновленных книгах толкователями и экзегетами являются великие учителя Церкви. И в этой книге о составе этого видимого мира, именно физики, математики, астрономы и другие толкователи божественных действий, влияющих на природу, подобно пророкам, апостолам и учителям Церкви….. Толкователи и проповедники священных писаний указывают путь к добродетели….. Астрономы открывают храм Божьей силы и славы и находят пути к нашему временному блаженству, объединяясь в благодарности Всевышнему. Они свидетельствуют не только о существовании Бога, но и о Его неизреченных милостях к нам. Грешно вносить среди них сорняки и раздор!». Вот предупреждение великого русского мыслителя как опровержение научных выводов фундаменталистов и ученых, потерявших веру в Бога и кичащихся своими знаниями.
Креационизм
Креационизм — это теологическая и философская концепция, согласно которой считается, что основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля и мир в целом были созданы непосредственно Творцом или Богом.
Убеждения креационистов варьируются от чисто религиозных до тех, которые претендуют на научность. Сторонники таких движений, как «научный креационизм» и неокреационистская концепция «разумного замысла», появившаяся в середине 1990-х годов, утверждают, что последняя имеет научную основу. Однако эти концепции были признаны научным сообществом псевдонаучными, поскольку они противоречат научным выводам и не соответствуют критериям проверяемости, фальсифицируемости и принципу «бритвы Оккама».
История
История креационизма является частью истории религии, хотя сам термин появился не так давно. Термин «креационизм» используется примерно с конца XIX века и относится к верованиям, признающим истинность ветхозаветного рассказа о сотворении мира. Накопление данных различных наук (от астрономии до геологии и биологии) и особенно распространение теории эволюции в 19 веке привело к напряжению между новыми научными взглядами и библейским мировоззрением. Результат этого соревнования затем привел к возрождению креационизма как телеологической концепции, которая была реакцией консервативных христиан на преобладающие идеи об эволюционном и естественном происхождении живой и неживой природы.
В 1932 году в Великобритании было основано протестное движение против эволюции, целью которого было распространение «научной» информации и фактов, доказывающих ложность эволюционного учения и истинность библейского мировоззрения. В 1970 году насчитывалось 850 активных членов. В 1972 году в Великобритании была основана Ньютоновская научная ассоциация.
В США нескольким влиятельным креационистским организациям удалось добиться временного запрета на преподавание эволюционной биологии в государственных школах нескольких штатов, а в середине 1960-х годов активисты «креационизма молодой земли» начали добиваться введения в учебные программы «научного креационизма». В 1975 году в деле Дэниел против Уотерса суд объявил преподавание чистого креационизма в школах неконституционным, что привело к тому, что термин «наука о создании» был заменен на «разумный дизайн», а затем, после запрета последнего в 1987 году (Эдвардс против Агилларда), на «разумный дизайн», который снова оказался под пристальным вниманием в 2005 году (Китцмиллер против Довера).
Стамбульский фонд научных исследований (BAV), известный своей обширной издательской деятельностью, работает в Турции с 1992 года. В феврале 2007 года она опубликовала «Атлас творения» — 770-страничный иллюстрированный справочник, который был бесплатно разослан ученым и школам Великобритании, Скандинавии, Франции и Турции на их родных языках. Помимо «научных» теорий, в книге рассматриваются и поведенческие вопросы. Например, авторы книги обвиняют теорию эволюции в коммунизме, нацизме и исламском радикализме. «Дарвинизм — единственная философия, для которой конфликт имеет ценность»., говорится в тексте.
Сегодня во всем мире существуют общественные объединения, группы и организации, посвященные идеологии креационизма. Согласно данным: 34 в США, 4 в Великобритании, 2 в Австралии, 2 в Южной Корее, 2 в Украине, 2 в России, 1 в Турции, 1 в Венгрии и 1 в Сербии.
Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), членом которой является Россия, в своей резолюции 1580 от 4 октября 2007 года «Опасность креационизма в образовании» выразила обеспокоенность возможными нездоровыми последствиями распространения креационистских идей в системах образования и тем, что креационизм может представлять угрозу правам человека, которые имеют центральное значение для Совета Европы. В резолюции подчеркивается, что наука не должна занимать место веры и что заявления креационистов о том, что их учение является научным, являются ложными.
Креационизм: наука и религия
Креационизм сегодня охватывает широкий спектр концепций, от теологических и философских до тех, которые претендуют на научность. Однако общее у этих концепций то, что они отвергаются большинством ученых как ненаучные, по крайней мере, согласно критерию фальсифицируемости Карла Поппера: выводы, сделанные из предпосылок креационизма, не имеют предсказательной силы, поскольку не могут быть проверены экспериментами.
Богословские концепции
Внутри христианского креационизма существует множество различных течений, которые расходятся в своей интерпретации научных данных. В зависимости от степени расхождения с научно принятыми взглядами на прошлое Земли и Вселенной, между ними проводится различие:
- Буквалистский (младоземельный) креационизм (англ. Young-Earth Creationism ) настаивает на буквальном следовании Книге Бытия Ветхого Завета, то есть что мир был создан в точности так, как это описано в Библии — за 6 дней и около 6000 (как утверждают некоторые протестанты, основываясь на Масоретском тексте Ветхого Завета) или 7500 (как утверждают некоторые православные, основываясь на Септуагинте) лет назад.
- Метафорический (староземельный) креационизм: в нём «6 дней творения» — универсальная метафора, адаптированная к уровню восприятия людей с различным уровнем знаний; в действительности же одному «дню творения» соответствуют миллионы или миллиарды реальных лет, поскольку в Библии слово «день» (др.-евр. יוֹם « йом ») означает не только сутки, а часто указывает на неопределённый отрезок времени (Быт. 2:4 יוֹם переведено как «время», Быт. 2:17, Пс. 89:5; 2Петр. 3:8). Среди метафорических креационистов в настоящее время наиболее часто встречаются:
- Креационизм разрыва (англ.)русск. (англ. Gap creationism ): Земля была сотворена задолго до первого дня творения и либо пребывала в «безвидном и пустом» виде те самые 4,6 млрд лет, о которых говорят научные данные, либо была опустошена Богом для нового сотворения. Только после этого хронологического разрыва творение было возобновлено — Бог придал Земле современный вид и создал жизнь. Как и в младоземельном креационизме, шесть библейских дней творения считаются шестью буквальными 24-часовыми днями.
- Креационизм постепенного творения (англ.)русск. (англ. Progressive creationism ): согласно этой концепции, Бог непрерывно направляет процесс изменения биологических видов и их появления. Представители данного направления принимают геологические и астрофизические данные и датировки, однако полностью отвергают теорию эволюции и видообразование путём естественного отбора.
- Теистический эволюционизм (эволюционный креационизм) признаёт теорию эволюции, однако утверждает, что эволюция является орудием Бога-Творца в осуществлении его замысла. Теистический эволюционизм принимает все или почти все идеи, общепринятые в науке, ограничивая чудесное вмешательство Творца такими не изучаемыми наукой актами, как сотворение Богом бессмертной души у человека (папа Пий XII), или трактуя случайность в природе как проявления божественного промысла (современный российский палеонтолог А. В. Гоманьков). С точки зрения теологии разные концепции теистического эволюционизма варьируют от общего для авраамических религий теизма (протодиакон Русской Православной Церкви Андрей Кураев) до пантеизма, деизма и взглядов Тейяра де Шардена. Из-за того, что в дискуссиях на тему «эволюция или творение?» теистические эволюционисты чаще всего поддерживают «эволюционистскую» точку зрения, многие креационисты, не приемлющие эволюции, не считают их позицию креационизмом вообще (наиболее радикальные из буквалистов даже отказывают теистическим эволюционистам в праве называться христианами).
Основа этого учения находится в Библии
«В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие 1:1).
Это первые слова Библии, которые по-разному интерпретировались богословами. Первые попытки сделать это встречаются в ранних святых отцах.
Святые отцы
Все аскетические богословы Востока и христианского Запада:
- исходят из того, что Творец вечен, неизменен, тогда как Его творение, мир, изменяется;
- понимают создание неба и земли вполне буквально.
Творец и Его творение
Уже в первые века Церкви были распространены различного рода аллегорические спекуляции по поводу первых стихов Бытия, о которых пишет Василий Великий:
«Другие, которые не принимают написанное в здравом смысле, называют воду не водой, а какой-то другой субстанцией, а растениям и рыбам они придают значение по своему разумению, и даже присутствие рептилий и животных они объясняют по своему разумению, подобно тому, как сновидцы толкуют то, что видят во сне, по своему разумению.»
Библия не понимается таким образом теми, кто не склонен к «разуму». Святой Василий пишет: «Я, слышащий траву, понимаю траву; я также понимаю растения, рыб, животных и скот, и все, что названо, я также понимаю».
С ним согласны и другие переводчики.
Святой Ефрем Сирин указывает, что под «небом» и «землей» подразумевается не что иное, как эти вещи. И великий святой Иоанн Златоуст предупреждает в одной из своих проповедей:
«Не верить тому, что написано в Божественных Писаниях, но привносить что-то другое из собственного разума, подвергает, я полагаю, тех, кто осмеливается делать это, большой опасности».
Шесть дней творения
Святые отцы понимают дни творения буквально и имеют в виду именно сутки, календарные дни. Здесь древние Отцы согласны, как и святые, которые были ближе к нам по времени.
Окцидентский богослов святой Бенедикт Преподобный (VI-VII века) пишет о сотворении «красоты мира» за шесть дней, а на седьмой день Господь «почил от дел своих».
Св. Григорий Двоеслов (VII век) придерживается того же мнения и утверждает, что дни не являются последовательностью создания вещей этого мира. Они являются этапами проявления различных элементов творения, созданных изначально и одновременно. Например, растения были созданы вместе с землей в первый день — ибо они вышли из нее позже — но земля «возделывала» их только на третий день:
«Поэтому Моисей упоминает каждый день отдельно, что он сотворил, и все же в заключение говорит, что все было сотворено одновременно: таково происхождение неба и земли (Быт 2:4-6)».
А святой Димитрий Ростовский (XVIII век) даже признает дни сотворения земли и дни недели такими, какими они известны людям сегодня:
- первый день седмицы – воскресение – отделение света от тьмы;
- понедельник: Создатель «произвел всесильным Своим словом небеса из вод бездных»;
- во вторник появилась суша;
- среда, четвертый день – создание Солнца и Луны;
- четверг, пятый день: сотворение «рыб и гад водных»;
- пятница – появление животных; тогда же получил бытие человек.
- наконец, на седьмой день, Бог «почил от дел Своих».
Аналогичное понимание можно найти в литургических текстах. Так, в Триоди Постной в Синаксаре (дидактическом чтении) на Великий праздник Пятидесятницы пятница упоминается как день распятия и шестой день сотворения человека, и это совпадение признано неслучайным. Святая суббота уподобляется седьмому дню творения: «И в шестой день Он предал человека смерти и обновил его на кресте жизни, а в этот седьмой день он покоится в мире, через покой законченного дела, во сне животворящего и спасительного покоя».
Отличие от теории эманации в философии
Непостижимая природа души часто приводила Отцов Церкви к полемике с языческими философами, среди которых были и сторонники учения об эманации (от латинского «катод», «распространение»). По мнению последователей древнего философа Платона, мир и человек появились благодаря излиянию архангела в избытке его благости.
Библия, однако, говорит не об «избытке» творческой силы, создавшей человека, а о сознательном, преднамеренном акте создания «венца природы» из тела и души.
Общее описание
Сегодня существуют различные философские и мыслительные концепции, объясняющие происхождение всех живых существ на земле, включая человека, а также окружающего мира и космоса, в том числе и нашей планеты. Одним из них является креационизм, от латинского creationis — создание. Эта концепция возникла во времена появления религий и стала их неотъемлемой частью.
- Центральной фигурой является Творец. Он своей волей совершил акт творения и создал все вокруг из ничего. Вся живая и неживая природа была сотворена законченной и больше не менялась. В настоящее время Создатель продолжает управлять всеми процессами.
- Креационизм отвергает процесс эволюции и ведет свое летоисчисление. Согласно данной концепции возраст Земли насчитывает не более 10 тыс. лет.
- Основной книгой, объясняющей суть мировоззрения считается Библия, которая является надежным источником по вопросам естествознания.
Креационизм также поддерживается всеми ведущими мировыми религиями.
В конце 18 века начала развиваться наука. Пионеры зарождающейся науки начали изучать морфологию человека и животных, простейшие физиологические процессы, а также размножение и развитие организмов.
Читайте также: Православные христиане среди западных знаменитостей
Впоследствии теория творения разделилась на две ветви:
- Ортодоксальная — сторонники придерживаются основных положений, верят в сотворение из ничего, игнорируют научные данные и отрицают их доказательства. Отрицают современную науку о космосе, эволюцию и теории о геологии земли.
- Эволюционная — концепция попыталась соединить религиозное учение и теорию эволюции. Допускает процесс изменения видов, но объясняет их с точки зрения целенаправленной волей Всевышнего. Также не исключает происхождение человека от человекоподобной обезьяны. Только сознание и духовная часть его все же является результатом божественного творения.
В середине прошлого века креационизм утратил свое доминирующее влияние на науку из-за быстрого развития всех отраслей науки.