Кафедры западных церквей первоначально не отличались от кафедр византийских церквей. С XI века появились двойные кафедры (интересный пример такой кафедры сохранился в церкви Святого Климента в Риме), расположенные по сторонам нефа: на южной стороне — для чтения и толкования Евангелия, на северной — для чтения Деяний апостолов и Посланий. Лестница вела на высоту.
Чем отличаются амвон и солея?
В чем разница между кафедрой и пюпитром и какова их функция?
Солея — это возвышенное место перед алтарем, иногда встречающееся только в Святых вратах, но обычно простирающееся от южной до северной стены церкви. В древние времена solae служили для наставления народа в Евхаристии. «Иподиаконы и чтецы, — говорит блаженный Симеон, архиепископ Фессалоникийский, — имеют место вне алтаря, вокруг кургана (soleia), который также называется курганом чтецов.
В то же время солея необходима для поддержания порядка во время службы и для того, чтобы верующие не толпились вокруг иконостаса и тем самым не мешали выходу и процессии.
Кафедра является частью солеи, в форме полукруга или прямоугольника с углами, срезанными на той же высоте, что и кафедра, или в виде возвышения, «камня», в центре. Согласно толкованию Сен-Жермена, кафедра — это «образ камня, который ангел отвалил от двери гроба Христа и с которого он возвестил мироносицам о воскресении Спасителя». Слово «кафедра» происходит от греческого «anavaino» — «подниматься» — и означает возвышенное или возвышающееся место. Она существовала в церквях с древнейших времен. Она упоминается в постановлениях апостолов и в посланиях святого Киприана. Он был сделан для того, чтобы прихожане могли лучше слышать чтение Слова Божьего, пение псалмов и призывы дьяконов. Даже сегодня с кафедры проповедуются литании и читается Святое Евангелие, чтобы сделать его слова более слышимыми и понятными для людей, как и Сам Господь проповедовал большую часть времени среди народа и с высокого места.
Журнал «Слово Церкви», № 40, 1915 г.
Представляет
Полный учебник церковнославянского языка
Уникальное издание «Полное руководство к церковнославянскому языку, с примерами из грамматики 1648 года» — первая книга на русском языке, содержащая полное эзотерическое описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Пособие написано без литературной терминологии и рассчитано на широкий круг читателей. Это незаменимое пособие для всех, кто хочет понимать церковные книги и древнерусские тексты, написанные по правилам славянского церковного языка.
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского
Это первый прямой перевод древнерусского Евангелия на современный русский язык, который возвращает нас к тому, как наши предки читали и понимали Библию. Перевод сделан с церковнославянского дореволюционного Евангелия, напечатанного в Москве в 1651 году. Книга содержит все четыре канонических Евангелия: Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки и Евангелие от Иоанна. Для простоты книга содержит синодальное деление на главы и стихи и экклезиастическое деление на принципы. Двухцветная трафаретная печать. Она рассчитана на широкий круг читателей.
Представляет
- Общие вопросы
- О разделе
- Таинства Церкви
- Воцерковление
- Молитва, пост, добродетели
- Грехи и страсти
О разделе
Вопросы священнику — раздел сайта «Русская вера», пользующийся особой популярностью. Почти каждый день мы получаем новые вопросы для православного священника, и особенно много их поступает от новых христиан, которые только слышали о палеомерологизме и еще не имели возможности познакомиться с ним поближе.
Мы знаем, как трудно бывает переступить порог церкви и лично задать вопрос священнику. Конечно, личный разговор и слова утешения никогда не смогут заменить электронное письмо. Тем не менее, мы нуждаемся в духовной поддержке.
Мы верим, что усилия наших священников не будут напрасными, если хотя бы один из вопрошающих получит духовную пользу!
Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня
В последние годы, в связи с известными политическими и экономическими событиями, в России возрос интерес к корням и самоопределению русской нации. Это поиск неизменных, внутренних ценностей, которые делают нашу историю и наш народ такими богатыми. Русская культура, русские традиции, русская история и русская вера — вот те важнейшие вопросы, которые интересуют наших соотечественников, истинных россиян! Старообрядчество — живой пример такого созидательного мировоззрения, на котором может быть построен прочный и незыблемый патриотический фундамент духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.
История самих палеомерологов показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, отстаивания своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — Святой Руси. И сегодня многочисленные светские и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако феномен самих старообрядцев, их философия, мировоззрение и особенности терминологии остаются малоизученными. «Кто такие старообрядцы?». — На этот вопрос нет однозначного ответа, понятного любому из наших соотечественников.
Сайт «Русская вера» является самым актуальным источником информации, сообщающим об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядцев в частности, напр. На сайте читатель может узнать о последних новостях старообрядчества, найти прямой путь к посещению старообрядческой церкви, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, таким как сложенный кодекс Летописи (сложенный кодекс писем Ивана Грозного). На сайте впервые были собраны рассказы и биографии из жизни важных деятелей прошлого (пионер Аввакум, митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, митрополит Алексий). На страницах нашего ресурса вы можете задать вопросы приходскому священнику и пообщаться с единомышленниками. Мы приглашаем всех неравнодушных патриотов поддержать нашу идею и объединиться для восстановления нашей общей Родины — Святой Руси!
Амвон как вид архитектурного искусства
В переводе с греческого «кафедра» — горный выступ, подъем на вершину.
Симеон Фессалоникийский был архиепископом Фессалоники в 15 веке. Он писал, что кафедра в храме была камнем Гроба Господня, с которого священники и дьяконы, подобно ангелам, несли благую весть людям в храме. (Источник: Книга Храма, глава 18)
«Книги для храма» святого Симеона Фессалоникийского
Читайте также: День благотворительности с белыми цветами. Идея проведения этого фестиваля принадлежит Европейской ассоциации потребителей Международного общества.
Первое упоминание о кафедрах содержится в правилах Лаодикийского собора в 364 г. Информации о них немного. В богатых церквях, таких как Софийский собор, они были огромными. Иногда кафедры высекались из цельного куска мрамора. Самым древним примером этого типа является Солунский образец, который существует сегодня в виде двух больших кусков мрамора. Если их сложить вместе, то их длина составит более пяти метров. Он имел форму полукруглой башни.
Амвон был построен из мрамора и украшен резными, позолоченными и скульптурными мозаиками. Он стал частью Солеа только в 17 веке.
Амвон в кафедральном соборе Салерно, Италия, 1180 год
Внутренняя архитектура храма
Каждый, кто хоть раз был в православной церкви, заметил необыкновенную, жутковатую атмосферу, царящую там. Этот эффект достигается потому, что церковь строится по записям традиций, которые исходят из законов Ветхого Завета. Первый храм был построен еще до прихода Спасителя. В то время евреи были кочевниками и пастухами, поэтому их храм находился в шатре и был переносным. Правила внутреннего устройства скинии были переданы Моисею самим Господом на горе Синай.
Иосиф Флавий описывает первый храм так:
«Внутренняя часть скинии была разделена по длине на три части. Ибо третья часть, лежавшая между четырьмя столбами и недоступная для самих священников, была как бы небом, посвященным Богу; а пространство в двадцать локтей, как земля и море, через которое народ имел свободный проход, предназначалось только для священников» (Древности Иудеи, III, гл. 6).
Солея — место, где находится амвон
Солея — полукруглый пол перед полом алтаря. Она находится выше, чем основной этаж церкви. Певцы или чтецы стоят по бокам солейи и танцуют. В некоторых церквях хор в солее отсутствует.
Рисунок алтарной части церкви. Примечание: Солея занимает всю ширину храма.
Практическое значение солеи заключается в том, что она обеспечивает удобное возвышение для демонстрации Библии. Священник берет Евангелие с престола, выносит его, проводит по солее и возвращает на место через Царские врата.
Солея — место, где находится амвон
Солея — полукруглый пол перед полом алтаря. Она находится выше, чем основной этаж церкви. Певцы или чтецы стоят по бокам солейи и танцуют. В некоторых церквях хор в солее отсутствует.
Практическое значение солеи заключается в том, что она обеспечивает удобное возвышение для демонстрации Библии. Священник берет Евангелие с престола, выносит его, проводит по солее и возвращает на место через Царские врата.
Греческий амвон на Руси
В России кафедры, начиная с XII века, в основном строились по византийскому образцу. Сохранилась одна такая древнерусская кафедра из Софийского собора в Новгороде.
Сегодня это единственная в мире сохранившаяся отдельно стоящая деревянная кафедра византийской православной традиции.
Он имел форму круглого павильона с входом. На купол опирались колонны высотой почти в человеческий рост. Он был украшен цветами и узорами.
Амфон был сделан из дерева и выполнял множество функций — в нем пели самые важные гимны, читали священные тексты Евангелия и апостолов.
Там была совершена святая церемония Воздвижения Креста. Здание сохранилось до наших дней, но сейчас его можно увидеть только в Государственном музее Санкт-Петербурга.
Назначение амвона в храме — место для чтения Библии и Апостола
Дьяконы стоят на кафедре и читают из книг Ветхого и Нового Заветов. Почему кафедра находится именно в этом месте — на холме возле центрального купола?
Это потому, что в нем хорошая акустика.
Иногда две кафедры объединялись, образуя двухъярусную кафедру. Одним из таких примеров является церковь Святого Марка в Венеции.
Они имеют форму большой и малой беседки. Иногда к кафедре добавлялись большие люстры в виде повернутых колонн и решетки в качестве кожуха.