Феофан (Прокопович). Прокопович при петре 1.

В своих речах и проповедях императорский богослов Феофан Прокопович создал культ Петра Великого, который существует и по сей день. Феофан — создатель монументального образа бронзового всадника, который «за веревки тянул Россию вверх».

«Именно с Петра начинается великий и подлинный русский раскол…»

Когда говорят о церковном расколе, обычно вспоминают личности патриарха Никоса и царя Алексея Михайловича. Но не случайно в трудах палеологов церковную реформу часто называют «Никоно-Петрофской». Первый российский император, при всех своих государственных достижениях, не только не приложил усилий для излечения церковного раскола, но и усугубил его своими действиями, своей борьбой с русской традицией и культурой.

Старообрядческие писатели писали, что Петр I не только продолжил дело патриарха Никона, уничтожив русские обычаи, но и повел русское общество по пути тотальной «рецерковизации». Настоятель Кирилл Сахаров (Русская православная церковь Московского патриархата) размышляет о разрушительной роли личности Петра Великого на духовную жизнь российского общества.

(Публикуется с сокращениями, сохранена авторская орфография в синодальном стиле).

Патриарх умер, да здравствует император

Петр Первый. У меня особенно много материалов об этой титанической и противоречивой личности. Помню, как я, будучи студентом исторического факультета Московского педагогического института, изучал в «Гистришке» (Государственной исторической библиотеке) том за томом «Историю царствования Петра Великого» историка Н. Устрялова.

Петр Великий был прежде всего озабочен существованием соперников его власти. Он еще помнил жестокий конфликт между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Николаем и, естественно, с подозрением относился к такому двухпартийному правлению. Петр был сторонником абсолютизма — того, что существовало в Европе и с чем Московская Русь была незнакома. Его мало интересовала чисто церковная жизнь. Во время его правления в этой области было много сомнительного: людей не принимали в монастыри до 30 лет. На монастыри была возложена забота об инвалидах и престарелых воинах, то есть упор делался на социальное служение в ущерб важнейшей монашеской деятельности — молитве; в кельях монахам строго запрещалось пользоваться чернилами и бумагой, что стало настоящим ударом для монастырских летописей.

Известно, что один монах на Соловках был приговорен к 16 годам тюрьмы за то, что хранил в своей келье чернила и бумагу. Чего боялся Петр? Он боялся оппозиции, переписки недовольных. Монашество было ему отвратительно, он видел в нем враждебную силу, ибо нити заговора часто вели к монастырю. Оттуда приходили письма о лицемерии, священники участвовали в стрелецких бунтах. Они тоже были казнены. Сферой деятельности Петра Великого было государство, а все остальное было для него лишь средством достижения цели. Он рассматривал религию как необходимое условие государственной власти и процветания, а также как основу нравственности народа. Поэтому нарушение святости сурово наказывалось, налагались штрафы за ежегодное отсутствие на исповеди и за неисповедь, таким людям не разрешалось занимать государственные должности. Петр был довольно равнодушен к содержанию веры.

Соловецкий монастырь

Петр имел зуб на Папу Римского и особенно на орден иезуитов. В факте существования Церкви Петр видел множество различных явлений, не имеющих ничего общего друг с другом: учение, которым он не интересовался; церемонии, над которыми он смеялся; духовенство как особая категория государственных чиновников, на которых государство возложило обязанность нравственного воспитания народа. С этой точки зрения Петр не мог понять монашество. Он не мог извлечь из него никакой непосредственной пользы и долго думал, какое место отвести ему в государстве и не лучше ли его вообще упразднить. Но он не мог этого сделать. Поэтому он терпел монашество лишь неохотно, всячески ограничивая и ущемляя его. Вопреки основному характеру монашества, он всячески пытался придать ему практическое направление, извлечь из него пользу. Он охотно превращал все монастыри в фабрики, школы или приходы.

При нем Русская Церковь (Новохристианская, Синодальная — ред.) стала частью Российского государства, а Синод фактически стал государственным, а не чисто церковным учреждением. «Так называлась в то время Великая Русская Церковь. До этого у Церкви было свое почетное место в государстве, теперь все изменилось, что напрямую отразилось на ее авторитете. В девятнадцатом веке Ф. Достоевский писал, что русская церковь парализована. Во многих случаях, по словам Смолича, решения церкви руководствовались не чисто церковными нуждами, а интересами государства и императора. Петр первоначально основал Коллегию Духа вместе с другими коллегиями, но позже переименовал ее в Священный Правительственный Синод. В то же время он отметил: «В это учреждение, в этот колледж, должен быть назначен хороший чиновник, чтобы он мог руководить епископами».

Власть церковного временщика

Петр положил глаз на Феофана (Прокоповича) в Киеве сразу после победы под Полтавой в 1709 году, когда тот произнес в Софийском соборе речь с предложением и тем самым привлек внимание царя. Он был не чужд мирских удовольствий. Даже Петр был возмущен этим. Однажды ночью он вошел в дом Феофана в разгар пира. Все потеряли дар речи, увидев царя. Феофан нашел себя: он взял бокал вина, пошел навстречу Петру и воскликнул: «Жених приходит в полночь!».

Живая, красноречивая речь и, прежде всего, пламенное сочувствие к настоящему, которого не хватало другим проповедникам, произвели на Петра глубокое впечатление. В 1711 году, после Прутского похода, Феофан был назначен настоятелем Брачкского монастыря в Киеве и ректором Киевской духовной академии. Затем он был вызван в Петербург, а в 1718 году, несмотря на донос на него, был назначен епископом Псковским.

Проповеди Феофана особенно характерны для этих лет. В Петербурге он был скорее политическим публицистом, чем пастором, учителем. По словам Смолича, Феофан в своих проповедях воспринимается не столько как проповедник, заботящийся о душах своей паствы, о необходимости религии для верующих. Перед нами светский оратор, который юридически и теологически объясняет и демонстрирует цель, к которой стремился реформатор Петр. Никто до него и никто после него не потратил столько сил и энергии на обоснование идеи абсолютизма в столь абсолютистском западном варианте. Эта же идея лежала в основе его работы «Духовные ордена», поскольку отношения между церковью и государством для него понимались только как подчинение и служение церкви государству.

Историк Верховский заключает: «Церковная коллегия в концепции Петра и Феофана есть не что иное, как общая церковная консистория по немецко-шведскому образцу, а духовный строй — свободное подражание протестантскому церковному строю. Духовный собор — это государственный орган, регламентация деятельности которого полностью изменила правовое положение Церкви в российском государстве.

Историк Чистович в своей книге «Феофан Прокопович и его время» пишет, что епископ Феофан мыслил категориями государственной пользы. Он видел в патриархате опасного конкурента самодержавию. Предполагается, что Синод будет иметь большую духовную свободу, поскольку ему не придется опасаться гнева сильных мира сего. Однако у синода не было «законодательной автономии». Его распоряжения были утверждены императором. Упразднение Патриаршества, которое по желанию царя было заменено Синодом, было проведено без Синода русских епископов! К каждому из них просто посылали царского гонца, который требовал подписать «указы» под угрозой наказания.

Как отмечает Л. Тихомиров, реакция русского епископата и населения, впечатленного учреждением Синода и его последующими действиями, привела к резким мерам по умиротворению. Он пишет: «В первое десятилетие после учреждения Синода большинство русских епископов находились в тюрьме, были изгнаны, подвергались порке и так далее. В истории Константинопольской церкви после турецкого завоевания мы не находим ни одного периода, когда бы епископы были столь победоносны и вели себя столь рыцарски по отношению к церковной собственности».

«Если бы книги, написанные Феофаном, не носили его имени, можно было бы подумать, что их автор — профессор протестантского университета», — писал отец Георгий Флоровский. Они пропитаны духом Запада, духом Реформации. Автор рассуждает чисто рационально, у него рациональный подход к Церкви. Не существует священного представления о Церкви как о Теле Христовом.

Он происходил из купеческой семьи, получил образование в Мочильской академии в Киеве и отправился в Рим, где был вынужден перейти в католичество, чтобы поступить в знаменитую иезуитскую коллегию Святого Афанасия.

После продолжительного обучения в этом колледже он стал очень начитанным в богословских и философских трудах, а также в античной классике и привлек внимание Папы Римского своими необыкновенными талантами, но он не захотел оставаться в Риме и вернулся в Киев в 1704 году.

Преподавательская деятельность в Киеве

Здесь он снова перешел в православие и стал преподавать в Киево-Могилянской академии, сначала апофекологию, затем риторику, философию и, наконец, богословие, и по всем этим предметам написал руководство, отличающееся ясностью изложения и отсутствием схоластических приемов.

Как учитель поэзии и для того, чтобы соответствовать обычаю, требовавшему драматических представлений на школьной сцене, он написал трагикомедию «Владимир», в которой, изображая победу христианства над язычеством и высмеивая священников как поборников суеверия и невежества, он выставил себя горячим защитником просвещения и сторонником решительной борьбы со старыми суевериями в Москве, начатой Петром Великим. По случаю победы под Полтавой в 1709 году он написал панегирик, который по указанию Петра был переведен на латынь самим автором.

В 1711 году он был вызван в царский лагерь во время турецкой кампании, а по возвращении стал настоятелем Братского монастыря и ректором Академии.

Он продолжал свою преподавательскую деятельность и опубликовал ряд популярных речей, диалогов и проповедей на различные богословские темы. Все эти труды отличаются живым и остроумным изложением и стремлением к критическому анализу. Феофан был ярым противником всего католического в науке и в жизни и поклонником новой европейской науки, созданной Фрэнсисом Бэконом и Декартом; он решительно и принципиально выступал против любого авторитета духовенства как авторитета преподавания, требуя свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам и разбивая старую теорию превосходства духовного над светским и общего господства духовенства над всеми другими общественными классами.

В Петербурге

Петр I, познакомившись с образом мыслей Феофана и убедившись в его выдающихся способностях, пригласил его в 1716 году в Петербург.

Здесь он впервые выступил как журналист-проповедник, объясняя действия правительства и доказывая необходимость реформ, а также высмеивая и сатирически обличая своих оппонентов. Из этих проповедей особенно примечательны речь о путешествии царя за границу и «Речь о власти и чести царя» (1718), в которой проповедник доказывает необходимость неограниченного абсолютизма в России и особенно выступает против «богословов», считающих, что духовная власть выше светской.

2 июня 1718 года он был хиротонисан во епископа Псковского и Нарвского, а поскольку в Петербурге некоторое время не было своего епископа, он даже проживал в Петербурге и отныне стал важнейшим помощником Петра I в вопросах духовного управления. Все важные церковные законодательные акты проходили через его руки или, по крайней мере, издавались им; он писал предисловия и комментарии к переводам иностранных книг, учебников, богословских и политических трактатов и т.д. по указанию царя. Он написал «Духовный приказ» (1720), написал предисловие к Морскому приказу (1719) и «Похвалу российскому флоту», краткое руководство для проповедников, «Объявление» о монашестве (1724), трактат о патриаршестве, «Первое учение о ребенке», рассуждение о браке с нехристианами, крещении и расколе, подробный комментарий к «Уставу о престолонаследии» под названием: «Правда о воле монарха в определении наследника его власти» и многое другое. Феофан был также поэтом, автором слоговых стихов («Над гробницей Рябы» — стихи о Прутском походе, посвящение Антиоху Кадемиру, эпиграммы).

25 января 1721 года, после смерти Стефана Яворского, он был назначен первым вице-президентом Святейшего Синода.

Петр часто делал подарки Феофану: он лично подарил ему много деревень и передал значительные суммы денег. У Феофана был свой дом в Санкт-Петербурге.

В то время, когда представители великорусской церковной партии и ведущие иерархи киевской учености, лидером которых был Стефан Яворский, склонялись к католической доктрине в своих взглядах на соотношение мирской и духовной власти и на некоторые богословские вопросы, ему были близки убеждения протестантских богословов, среди которых у него было много друзей и почитателей.

Его политические убеждения, основанные на теории так называемого «просвещенного деспотизма», безоговорочно разделял Петр I. В этой ситуации многочисленные враги Феофана не имели возможности причинить ему вред. После смерти Петра обстоятельства изменились: ему пришлось вести ожесточенную и опасную борьбу и защищаться от обвинений, которые были скорее политическими, чем богословскими. Однако ему удалось умело использовать обстоятельства восшествия Анны на престол и стать лидером партии «посредственностей», которые сорвали планы высших сил, предъявив императрице известное требование о восстановлении самодержавия.

Благодаря своему активному участию в этом мероприятии он вновь занял прочное положение при дворе и в совете и атаковал своих старых врагов, с которыми на этот раз боролся не столько в литературе, сколько в тисках государственной канцелярии. Бывший ярый поборник реформ, действовавший во имя интересов просвещения, в котором он видел единственную гарантию благополучия России, теперь, в изменившихся условиях русской жизни, хотя и пытался защитить реформы от посягательств реакции, оказался в центре Но в роли официального проповедника и журналиста он превратился из прогрессиста в сугубо консервативную фигуру и стал панегиристом, оправдывающим существующий порядок даже там, где он противоречил его собственному идеалу.

ФЕОФАН (ПРОКОПОВИЧ)

Елеазар Прокопович родился 8 июня 1681 года в Киеве в купеческой семье. Будучи сиротой, он воспитывался у своего дяди, ректора Киевской духовной академии и наместника Киево-Брачкова монастыря.

С помощью дяди он поступил в Духовную академию в Киеве, где начал изучать русский язык и латынь. После смерти дяди, в 1692 году, благотворитель из Киева дал ему возможность продолжить образование в Академии, где он учился до 1698 года.

Принятие униатства и заграничная учеба

После окончания Академии он отправился за границу, чтобы завершить свое образование в польских колледжах, как это было принято в то время. В Польше он обратился в монашество и принял имя Элиза. Принятие униатства было для православных того времени неизбежным условием получения иностранного образования.

Привлекая внимание монастырского духовенства, Прокопович стал учителем поэзии и красноречия в Волынске.

Через некоторое время его отправили в Рим, где он поступил в Коллегию Святого Афанасия, основанную папой Григорием XIII. Занятия здесь настолько увлекли его, что он иногда забывал поесть. Внимательно наблюдая за порядком в католической церкви, он хорошо ознакомился с католической организацией, и в нем сформировалось резко отрицательное отношение к папству. Отцы-иезуиты призывали Прокоповича остаться в Италии и присоединиться к ним, но он отказался от их предложения.

Возвращение на Родину и принятие Православия

В 1702 году он вернулся на Украину, отрекся от униатства, принял православие и стал монахом под именем Самуил (в 1705 году он сменил имя своего дяди Феофана).

В 1704 году он начал преподавать в Духовной академии в Киеве в качестве профессора поэзии.

В 1706 году он перешел в класс риторики. В какой-то момент он был выдвинут своими сокурсниками. 4 июля 1706 года Петр I прибыл в Киев по случаю закладки Печерской крепости и посетил Софийский собор, где его принял Феофан. Его блестящая проповедь была отмечена царем, и перед Феофаном открылось большое будущее. В 1708 году он был назначен префектом академии и профессором философии.

В 1709 году князь Меншиков, любимец Петра, посетил Киево-Брачковский монастырь и услышал, как Феофан восхваляет себя, и это выступление не осталось без внимания. Меншиков рекомендовал киевского проповедника новгородскому митрополиту Иову как архимандрита Юрьева монастыря в качестве «учителя».

В 1711 году Феофан был призван в царский лагерь во время турецкой кампании. По возвращении оттуда он стал настоятелем Братского монастыря, ректором академии и профессором богословия. С этого момента началась его научная деятельность. Он отверг систему схоластического богословского учения, преобладавшую в киевских школах того времени, и пропагандировал схоластико-исторический и критический метод, разработанный протестантской богословской наукой. Благодаря новому духу или блестящему таланту профессора Феофана, его богословские лекции в Академии имели большой успех. Однако новаторский дух Феофана постепенно вызывал недовольство, и его обвиняли в неортодоксальности, особенно его выдающиеся коллеги, такие как Феофилакт (Лопатинский) и Гедеон (Вишневский).

В 1715 году Феофан получил приглашение от Петра I приехать в Петербург. Здесь он впервые выступил как проповедник-журналист, объясняя действия правительства и указывая на необходимость реформ, а также высмеивая и сатирически обличая его противников. Из этих проповедей особенно примечательны речь о путешествии царя за границу и «Речь о власти и чести царя» (1718), в которой проповедник доказывает необходимость неограниченного абсолютизма в России и особенно яростно выступает против «богословов», считающих, что духовная власть выше светской.

Труды

  • «Приветственное слово», сказанное государю в Киеве 5 июля 1706 г.
  • «Похвальное слово», произнесенное по случаю Полтавской победы в присутствии Петра.
  • Проповедь, произнесенная 24/XI-1717 г. в день именин императрицы, на текст: «Крепка, яко смерть, любы».
  • «Слово в неделю цветную о власти и чести царской, яко от самого Бога в мире учинена есть и како почитати царей и оным повиноватися людие долженствует -вуют; кто же суть и коликий имеют грех противляющиеся им». 6 апреля 1718 г.
  • Слово в день памяти Александра Невского, произнесенное в 1718 году, на текст: «Учителю Благий, что сотворив, живот вечный наследую?»
  • Слово похвальное о флоте российском и о победе галерами российскими над кораблями шведскими. (Произнесено 8/IX-1720 г.)
  • Слово во время торжеств по случаю Ништадтского мира. (Произнесено в Москве 28 января 1722 г.)
  • Две проповеди на смерть Петра Великого (1 марта 1725 года — в день погребения и в том же году в день Петра и Павла).
  • Надгробное слово Екатерине I, произнесенное 16 мая 1727 г.
  • Речь в день коронации имп. Анны Иоанновны 28 апреля 1730 г.
  • Слово в день коронации, произнесенное в 1732 году, на текст: «Воздадите Кесарева Кесареви».
  • Слово в день коронации в 1734 году, сказанное в пользу монархии вообще.
  • Шесть монашеских (или аскетических) проповедей.
  • «Поучения и речи» в 3-х частях (собрание проповедей). СПб., 1760, 1761, 1765.
  • «Правила риторические» (учебник), составлен в 1706 г., полностью не издан.
  • Духовный регламент.
  • Вещи и дела, о которых духовный учитель народу христианскому проповедовать должен. М., 1784.
  • Владимир, славянороссийских стран князь и повелитель, от неверия тьмы в свет Евангельский приведенный Духом Святым (трагикомедия в рукописи сборника имп. публ. библ.).
  • Торжественная песнь на Полтавскую победу (латинские стихи).
  • Ода на путешествие Петра II в Москву на коронацию (напеч. в «. «).
  • Описание Киева (латинские элегические стихи).
  • Увещательная элегия (латинская).
  • Монашеская элегия (латинская) — эти три элегии помещены в сборнике». «.
  • Родословная роспись великих князей и царей российских до гос. Петра I, с кратким описанием знатнейших дел их и гравированным каждого портретом. СПб., 1717.
  • История имп. Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии, изд. Щербатова. СПб., 1783; М., 1788 (есть мнение, что к этому труду Феофан делал лишь замечания и поправки).
  • Краткая повесть о смерти Петра. СПб., 1726.
  • Надгробное слово под названием: «. «.
  • Сказание о кончине Петра II и о вступлении на престол Анны Иоанновны. СПб., 1737.
  • Правда воли монаршей во определении наследника державы своей. Напеч. в авг. 1722 г.
  • Манифест о коронации.
  • Церемониал встречи государя в Новгороде в 1728 году. (напеч. в IX ч. «Древней Российской Вивлиофики», 2-е изд.).
  • Рассуждение о нетлении мощей св. угодников Божиих в Киевских пещерах нетленно почивающих. Киев, 1890.
  • Семь богословских трактатов, составляющих неоконченную систему Богословия.
  • Христовы о блаженствах проповеди. // Русский архив. 1916. кн. 1.
  • Диалогизм или беседа о догматах Православной Церкви.
  • Истинные основания и должности христианской веры, или наставления язычникам, обращающимся в христианскую веру.

Внешние ссылки

  • Статья в портале «Русское Православие»:
    • http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3856
    • http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/106/106556.htm

    Дорогой читатель, если вы считаете эту статью недостаточной или плохо написанной, значит, вы знаете хотя бы немного больше — помогите нам, поделившись своими знаниями. Или, если вы не удовлетворены представленной здесь информацией и продолжаете искать, пожалуйста, вернитесь сюда позже и поделитесь тем, что вы нашли, и те, кто придет после вас, будут вам благодарны.

    «ФЕОФАН (ПРОКОПОВИЧ)» еще можно поискать:

    Полнотекстовый поиск в Древе: google в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru — в поисковых системах.

    Могут быть знакомы

    Указом императора Петра I талантливый богослов был назначен настоятелем Братского монастыря в Киеве в 1711 году. На этом посту Феофан продолжал свою литературную деятельность и проповеди по важным социальным вопросам. Его работы и выступления отличались живым языком, остроумием и критической оценкой любой ситуации. Будучи последователем европейских взглядов, аббат отвергал схоластические методы и католицизм. Ему особенно нравились работы Рене Декарта и Фрэнсиса Бэкона, с которыми он познакомился в юности.

    Феофан Прокопович

    Прокопович становился все более популярным, и в 1716 году Петр I решил пригласить его в Петербург. Поначалу царь сделал Феофана своим советником, в обязанности которого входило толкование иностранных книг и перевод их на русский язык. В это время автор создал «Духовный регламент» и участвовал в разработке многочисленных правительственных документов, в том числе «Морского устава». Через четыре года выдающийся ученый был назначен архиепископом. В 1721 году философ стал вице-президентом Святейшего Синода. Император был очень близок к своему одаренному подданному, и благодаря ему последний получал огромные материальные блага.

    Смерть

    После смерти Петра I Прокопович остался при дворе и вошел в штат Екатерины. Феофан был максимально лоялен к императрице и поддерживал ее во всех делах. Прошло всего несколько месяцев, и богослов получил должность архиепископа Новгородского. Стремительный взлет ученого вызывал зависть коллег, поэтому Прокоповичу приходилось постоянно бороться со своими критиками.

    Феофан Прокопович

    Со временем давление со стороны его врагов усилилось, и Феофан был вынужден пересмотреть свою позицию. Продолжая просвещаться и эрудироваться, он уже не так рьяно защищал свои политические убеждения. Активист, некогда яростный борец с инакомыслящими, стал праздношатающимся, который принял установленный порядок и забыл свои собственные идеалы.

    Феофан Прокопович

    Феофан Прокопович умер 8 сентября 1736 года в своем имении в Карпово. Тело богослова было привезено в Новгород и погребено на южной стороне Софийского собора рядом с останками митрополита Новгородского Иова.

    Ссылки

    Для нас важна своевременность и надежность информации. Если вы обнаружили какие-либо ошибки или неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Выделите ошибку и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Enter .

    Петр Шафиров

    Петр Шафиров происходил из семьи польских евреев из Смоленска. Он начал свою службу в качестве переводчика в офисе посла и постепенно поднялся до должности вице-канцлера. В этом качестве он сопровождал Петра I в его зарубежных поездках и участвовал в подписании многих важных дипломатических соглашений.

    В 1717 году была опубликована книга Шафирова под названием «Рассуждения». Какие законные основания имел Его Величество царь Петр I… вести войну против шведского короля Карла XII в 1700 году…». Сафиров объяснил, что по наущению шведов в Европе распространилось ошибочное мнение, что Петр начал войну несправедливо. Причиной войны, по словам Сафирова, стали действия шведов: Во-первых, Петр имел право претендовать на исконно русские территории, которые «принадлежали к уделу и защите российской короны», но оказалось, что «они были разворованы и отчуждены, и около ста лет губернии удерживались силой»; Во-вторых, во время Великого посольства Петр и его свита не были приняты должным образом, и действительно «вся свита по всей Лифляндии показывала такое дурное настроение, что они не только ехали одни на своих лошадях, но и с едой и питьем для всех, и едва могли достать денег, и принуждены были ночевать в жалких трактирах», за что Петр так и не получил «удовлетворения» от шведского короля. Тем не менее, сам Петр действовал в этой войне «со всей христианской умеренностью и милосердием», и если он действовал жестоко, то скорее «чтобы отомстить за шведскую жестокость».

    Помимо обвинений в адрес шведов, предисловие к «Слову» содержит историю того, как изменилась Россия при Петре, как царь отстаивал «гражданские права», образование, благосостояние, флот, армию и так далее. О самом Петре он писал так: «Не только в наш век, но и в древние времена трудно найти такого монарха, который обладал бы столькими добродетелями, мудростью и искусствами, как ваш выдающийся правитель, ваш родоначальник. О счастливая и процветающая Россия!»

    Однако жизнь Шафирова не была столь безоблачной: в 1723 году он вступил в спор с влиятельным князем Меншиковым, которого обвинял в самовольном захвате некоторых территорий. По словам Шафирова, Богдан Скорняков-Писарев поддержал Меньшикова в этом поступке. Таким образом, Шафиров обрел еще одного могущественного врага — обер-прокурора Сената Григория Скорнякова-Писарева, брата Богдана. Вражда достигла крайней степени, между ними постоянно происходили стычки. Скорняков-Писарев даже жаловался, что на встрече с генеральным прокурором Ягужинским «некто Шафиров… выхватил свой меч и хотел проткнуть меня, но будущим не было позволено этого делать. Между Шафировым и его врагами началась настоящая война, которая закончилась тем, что Шафиров был приговорен к смерти. Правда, он был помилован за свои прежние добродетели и сослан с семьей в Сибирь, где жил в большой бедности.

    Его неприятности закончились вскоре после смерти Петра: Сафиров вернулся ко двору и снова занялся дипломатической деятельностью. Он больше не участвовал в антикоррупционных расследованиях.

    Гавриил Бужинский

    Гавриил Бужинский родился в 1680 году в польской Малороссии. В 1706 году он окончил Киево-Могилянскую академию; среди его учителей был Стефан Яворский Стефан Яворский (1658-1722) — церковный деятель и писатель. После смерти патриарха Адриана в 1700 году он стал представителем патриаршего престола. С 1701 года он был президентом Славяно-латинской академии. Когда в 1721 году был основан Синод, он был назначен его президентом. В 1706 году Гаврила был представлен Петру, который посетил Киев, а затем был вызван в Москву и назначен преподавателем Славяно-греко-латинской академии.

    Гавриил Бужинский прославился как переводчик немецких мыслителей и, прежде всего, как талантливый проповедник, который не боялся использовать варваризмы, умел находить «ловкие обороты речи» и проявлять «трогательное красноречие», по словам его современника, митрополита Евгения Болховитинова.

    Будучи горячим сторонником реформ Петра, он восхвалял его в своих панегириках, самый известный из которых — «Похвала Санкт-Петербургу и его основателю, Государю Императору Петру Великому, представленная в присутствии сего монарха Его Превосходительством Гавриилом Бузинским, Епископом Рязанским и Муромским, тогдашним Префектом и Главным Огиром Флота, когда он представил Его Величеству первый бронзовый план и фасад Санкт-Петербурга».

    В 1721 году Гавриил стал советником Святейшего Синода, а в 1722 году архимандритом Троице-Сергиевой лавры, хотя по инициативе Петра он остался в Санкт-Петербурге. Он был близок к Феофану Прокоповичу, и когда после смерти Петра вице-президентом Синода стал Георгий Дашков, враждебно относившийся к Прокоповичу, Гавриил был отправлен в Рязань. Там он стал заниматься вопросами образования: Он построил новые учебные и финансовые помещения для богословской школы в Рязани и предложил открыть школу в Солочинском монастыре, но это предложение было отвергнуто. После того, как жители Мурома и Рязани стали обвинять Гаврилу во взяточничестве, преподавание в семинарии было прекращено, а Гаврила временно отстранили от дел епархии и назначили в Москву. В 1730 году обвинения были сняты, но Гаврила оставался в Москве до самой смерти.

    Феофилакт Лопатинский

    Феофилакт (мирское имя Федор) Лопатинский происходил из волынской аристократии. Он учился в Киевской академии и преподавал там до перехода в Московскую академию.

    Феофилакт был фанатичным защитником православия и ярым противником протестантизма. Его нельзя назвать сторонником Петра; скорее, он был противником реформ Петра. Тем не менее, ему было поручено написать благодарственную мессу за великую победу под Полтавой. Феофилакт согласился на это, поскольку рассматривал победу русских над шведами как триумф православия над лютеранством, а его молитва давала благоприятную возможность осудить последнее на широком фронте. Поэтому, несмотря на свои политические взгляды, Феофилакт говорил о Петре в этом тексте так: «Русский православный царь Креста, защитник святых икон, поет победную песнь Богу, да царствует в мире во веки веков».

    Шведы фигурируют в тексте как «еретики», «лжехристиане», «святотатственные создания» и «насмешники над божественными образами».

    Судьба Феофилакта Лопатинского была несчастливой. С влиятельным Феофаном Прокоповичем у него были сначала напряженные, а затем и вовсе враждебные отношения. В 1732 году появился пасквиль против Феофана, приписываемый Феофилакту. Это стало отправной точкой долгого процесса, который привел к заключению Феофилакта в тюрьму в Выборге. В конце 1740 года он был освобожден по амнистии, но его здоровье ухудшилось, и вскоре после этого он умер.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий