ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Феофан грек донская икона божией матери.

Икона имеет 2 стороны (размер 8668 см): на передней изображена Богородица с Младенцем, а на задней — Успение Богородицы. В боковой части иконостаса находится полость для святых мощей, которая после реставрации была покрыта воском.

Описание и значение иконы Божией Матери Донская и в чем помогает образ, тексты молитв

«Донская» — это название иконы Божьей Матери, которой христиане молятся за страну в трудные времена. Люди верят, что Непорочная Дева спасает их в момент опасности, покрывает своим покровом и защищает от трудностей, несчастий и болезней. Оригинальная копия иконы, написанная в 14 веке, сейчас хранится в Третьяковской галерее. Донской монастырь был построен в честь святой иконы и имеет копию иконы.

  • 1 История происхождения Донской иконы
  • 2 Описание и значение в православии
  • 3 О чем просят перед образом
  • 4 Где можно найти списки
  • 5 Тексты молитв
    • 5.1 Первая
    • 5.2 Вторая

    История происхождения Донской иконы

    Икона Донской Богоматери спасала Россию в трудные времена и помогала князьям и полководцам побеждать в войне с захватчиками. За свою долгую историю икона так часто демонстрировала свою чудодейственную силу, что ни один христианин уже не сомневается в ее божественности. Эта святейшая из всех икон освещена Божьей благодатью, которая распространяется на всех верующих, молящихся перед ней.

    Икона «Донская» связана с победой Дмитрия Донского в Куликовской битве. Легенда гласит, что казаки подарили икону князю перед битвой с татарами. Конечно, многие историки опровергают эту версию, поскольку в то время казаков не было. Хотя христиане верят, что именно заступничество Непорочной Девы Марии помогло русскому войску победить полчища татарского хана Мамая.

    Название «Донская» икона получила только в 16 веке. Первоначально Донская была названием Успенской церкви Коломенского, построенной Дмитрием Донским, а икона была переименована позже.

    Некоторое время икона хранилась в Успенском Шимоновском монастыре, но в XVI веке ее перенесли в собор Благовещения Непорочного Зачатия в Московском Кремле. Некоторые историки предполагают, что икона хранилась в соборе Успения Богородицы в Коломне. Перед этой иконой молился сам Иоанн Грозный перед Казанским походом. Позже святая икона помогла защитить Москву от татарского хана Казы II Гирея. В честь чудотворной силы иконы был построен Донской монастырь, для которого специально была изготовлена копия Донской иконы.

    В конце XVI века эта икона была благословлена на царствование Бориса Годунова. В 17 веке его захватил во время своего похода князь Василий Голицын. В конце XVII века икона недолго хранилась в палатах царицы Натальи Алексеевны, но затем была возвращена в Благовещенский собор. Когда армия Наполеона вошла в Москву, драгоценные камни исчезли из футляра святой иконы. В годы революции старая икона была передана в Исторический музей. С 1930 года икона находится в коллекции Третьяковской галереи. Церковь установила праздник в честь святыни. Каждый год 1 сентября икону привозят в Донецкий монастырь, где перед ней проводится праздничная служба.

    донская икона божией матери

    Существуют различные версии о происхождении иконы. Некоторые историки считают, что икона была создана самим Феофаном Греком или одним из его учителей. Существует версия, согласно которой икона была создана Игнатием Греком. Возможно, святыня была создана сербским учителем моравской школы.

    Все исследователи отмечают высокое качество работы, на которое были способны лишь некоторые художники того времени, такие как Феофан или его ученики. Дата происхождения — конец 14-го века. Возможно, икона была заказана княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского, во время войны с захватчиками, чтобы помолиться Богородице и попросить ее заступничества.

    Описание и значение в православии

    Святая икона, называемая Донской, является двусторонней. Изображение Богоматери находится на передней и задней стороне. Однако тема другая. На лицевой стороне изображена Богоматерь с Младенцем, будущим Спасителем, на щеке. Первоначально фигуры святых были написаны на золотом фоне. На оригинальной картине, дошедшей до наших дней, нимб вокруг головы Богоматери и ее Сына не сохранился. На картине Непорочная Дева поддерживает Святого Младенца правой рукой, которую она крепко прижимает к своему телу.

    Иисус Христос благословляет народ Своей правой рукой. На левой руке Спасителя, лежащей на колене и покрытой одеянием, находится свернутый свиток. Младенец обнажен до колен, его ноги покоятся на запястье Богородицы.

    Непорочная Дева Мария облачена в мафорий вишневого цвета. Ее одежда украшена вышитыми звездами и бахромой. Голову Богородицы украшает голубая накидка. Святой Младенец одет в тунику цвета охры, украшенную голубой вышивкой. Одежда Спасителя покрыта золотыми полосами. Свернутый свиток, который держит Господь, перевязан золотым шнуром. Образ пропитан благоговением и божественной силой. На лице Божьей Матери написана печаль, как будто Она предвидит трагическую смерть Своего Сына. В то же время образ трогает своей мягкостью, теплотой и добротой.

    святая икона

    На задней стороне святыни изображено Успение Девы Марии. В отличие от картины на лицевой стороне, это изображение прекрасно сохранилось. В центре композиции изображена Дева Мария, лежащая на диване. Рядом с ней находится Иисус Христос, держащий ее душу, символически изображенную в виде младенца в пеленах. Двенадцать апостолов и два епископа окружают смертное ложе. Перед ее смертным одром горящая свеча символизирует угасание жизни. Боль видна на лицах апостолов, когда они прощаются с матерью своего Учителя.

    Святейшая икона была написана в те далекие времена, когда русскому народу приходилось постоянно бороться с захватчиками и защищать свою землю от нашествий кочевников. Каждый раз, когда приближалась битва, верующие молились перед иконой и просили ее помочь им одержать победу. Дева Мария всегда помогала тем, кто молился. Дева Мария почиталась за ее милосердие, а икона считалась чудотворной.

    Иконография

    Донская икона — один из вариантов иконографического типа «Амелия», в котором представлено полувысокое изображение Богоматери с Младенцем Христом в правой руке. Отличительной особенностью этого варианта иконы Донского являются согнутые в коленях босые ноги, опирающиеся на запястье левой руки Богородицы. Ее левая рука касается складок ниспадающего плаща Сына. Христос благословляет двойным благословением правой рукой; в левой руке, опущенной до колена и прикрытой мантией, он держит свернутый голубой свиток. Плащ Богородицы — коричневый с золотой каймой и бахромой, а шляпа и манжеты туники — синие. Охристая туника ребенка и гимн покрыты толстым золотистым асбестом, а на левом плече — широкая синяя полоса. Нимб и фон первоначально были золотыми.

    Ближе к иконе Донского, варианты «Эпимелея» встречаются в византийском искусстве. Возможным оригиналом является мозаичная икона Девы Марии в часовне монастыря Хора (Кахре-джами) в Константинополе, ок. 1316-1321 гг. 1.

    Происхождение

    До 1980-х годов Донская икона приписывалась Феофану Греку из-за стилистического сходства с иконой Богородицы из фриза Благовещения в Весеннем соборе 2. Согласно летописи 1405 года, икона также приписывается Феофану Греку, «подписана Феофаном Греком, старцем Прохором Городецким и кадетом Андреем Рублевым». В.И. Антонова развила гипотезу о связи Донской иконы с фресками Феофана Грека в Успенском соборе в Коломне 3 и датировала ее годом создания (1392), а перенесение Донской иконы из Коломны в Москву — 1591 годом. По мнению И.А. Кочеткова, Донская икона является копией иконы, выполненной Феофаном Греком в 1590-х годах для Благовещенского собора Московского Кремля по не сохранившейся иконе из Успенского собора в Коломне 4.

    В 1980-х годах атрибуция Донской иконы и посвящение Благовещенского собора Феофану Греку были оспорены историческими источниками, которые сообщали, что Благовещенский собор получил старые иконы из других городов после катастрофического пожара 1547 года 5 и что Донская икона появилась в соборе между 1552 и 1563 годами 6. Однако особенности иконографии и стилистики, а также высокое художественное качество Донской иконы позволяют отнести ее к 1980-1990-м годам. Высокое художественное качество Донской иконы позволяет датировать ее XIV веком и связать с Благовещением, автором которого предположительно является Феофан Грек или учитель из его окружения 7. Икона, вероятно, была написана для Коломенского собора по заказу великой княгини Евдокии, жены великого князя Димитрия Донского (ок. 1353-1407), в память о нем и его воинах, погибших в битве на Дону в 1380 году 8.

    Почитание

    Культ Донской иконы развился вскоре после ее создания, о чем свидетельствует существование первых уменьшенных копий, но ее первоначальное название неизвестно. Первое упоминание об иконе встречается в летописях с середины 2-й половины XVI в. В правление Ивана IV Великого князь Димитрий Иоаннович получил имя Донской 9, по имени церкви Успения Богородицы в Коломне (1379-1382), которую он основал перед Куликовской битвой, и по хранившейся там древней и почитаемой иконе Богородицы 10. Накануне нападения на Казанское ханство (1552) Иоанн IV молился в Коломенском соборе перед образом «Пречистой, бывшей с благоверным великим князем Дмитрием Ивановичем на Дону «11. Эта победа способствовала прославлению иконы, которая получила статус государственной святыни и была перенесена в собор Непорочного Зачатия в Кремлевском соборе в Москве. Во время Ливонской войны икона Донская также была заступницей и защитницей православных бойцов. Во время Полоцкого похода в 1563 году Иван Грозный взял с собой «чудотворную икону Донской Богоматери, бывшую в церкви Успения Богородицы в Коломне».12 В 1591 году царь Федор Иоаннович молился перед Донской иконой в Мартовской церкви о спасении Москвы от нашествия хана Кази-Гирея13. В 1591 году, в память о чудесном заступничестве Богородицы, на месте крестного хода был основан Донской монастырь в честь иконы Богородицы. По этой причине была сделана копия чудотворной иконы — «образ прекраснейшей иконы Пресвятой Богородицы Донской». 14.

    В XVI и XVII веках Донская икона оставалась высоко почитаемой святыней, к которой люди обращались как к главному защитнику от «неверных», когда возникала опасность вражеского нашествия. В 1646 году, во время нападения крымских татар на территории южной России (Украины), царь Алексей Михайлович, как и Феодор Иоаннович, молился перед иконой Донской, и нападение «терновников» было отражено. В память об этом событии в Донском монастыре было проведено 15 праздничных служб и крестных ходов с чудотворной иконой Донской, а в 1649-1660 годах были установлены ежегодные крестные ходы в день празднования иконы Донской. Во время длительных процессий икону Дона выносили вместе с чудотворной иконой Владимирской Богоматери.

    Во время войн с Турцией в XVII веке (походы Чигирина (1677-1678) и князя В.В.Голицына в Крым (1687 и 1689)) культ иконы Донской возрос. В 1692 году архимандрит Донского монастыря Антоний написал предисловие к монастырской книге «Сказание, известное всем благочестивым христианам» 16, в котором говорится На основании повествования о пречестном житии царя и великого князя Феодора Ивановича 17 он подробно описал историю чудесного поражения Кази-Гирея в Москве и добавил относящийся к XVII веку рассказ о победе на Куликовском. Он добавил связанный с 17 веком рассказ о победе на Куликовом поле, вымышленный эпизод о донских казаках, которые пришли на помощь православному войску и принесли в дар икону Донской Богоматери. Автор книги «Рассказ древней летописи о чудотворной иконе Божией Матери, называемой Донскою, откуда и в какие годы она была прославлена и как обретена здесь, в городе Колумне «18 описывает, что она, вероятно, была создана в Колумне, Перед Куликовской битвой великий князь Димитрий Великий услышал под Коломной «глас», предсказывающий заступничество Богоматери, а на Дону его сопровождали казаки, подарившие ему образ Богоматери, который он после победы поместил в Благовещенской церкви в Кремле. После того как великий князь осознал «силу» услышанного им «голоса», он «приказал иконописцу скопировать новый образ Богоматери Донской, послать его в город Коломну и поставить в церкви собора». Эта часть истории основана на исторических событиях, относящихся к шестнадцатому, а не к четырнадцатому веку. После того как Иоанн IV привез икону в Москву, ее копия была найдена в Успенском соборе в Коломне и включена в писцовую книгу 1577-1578 годов. 19. Об этом также упоминается в легенде, записанной Н. Иванчиным-Писаревым в первой половине XIX в. Иоанн … увидел скорбь жителей, почти два века молившихся образу Донского, и разрешил им сделать пергаменты образа: один для церкви Успенского собора, а другой для Спасских ворот, через которые он был вывезен из города «20.

    Икона Богородицы Донская

    1 сентября — праздник установлен в память об освобождении Москвы от татар в 1591 году.

    История

    Икона «Богоматерь Донская» была написана Феофаном Греком. В день Куликовской битвы (8 сентября 1380 года, праздник Рождества Пресвятой Богородицы) икона находилась посреди русского войска, давая ему поддержку. После победы донские казаки передали его в дар великому князю Димитрию Донскому (1363-1389), который привез его в Москву. Сначала икона хранилась в Успенском соборе Кремля, а затем в Благовещенском соборе (сегодня икона находится в Государственной Третьяковской галерее). Она была названа Донской в честь победы на берегах Дона.

    В 1591 году крымский царевич Нурадин и его брат Мурат-Гирей вторглись в Россию с большим войском и расположились на холмах Вор-обьева, приближаясь к Москве. Чтобы отпугнуть врагов в окрестностях Москвы, был проведен крестный ход с образом Богоматери Донской. В день битвы она прошла сквозь ряды солдат в церкви и обратила татар в бегство. В 1592 году в благодарность Пресвятой Богородице за ее милость, явленную через Донскую икону, на месте, где она стояла среди воинов, был основан Донской монастырь, где была помещена чудотворная икона и установлен праздник 19 августа. В небольшом соборе в честь иконы Богоматери Донской Святейший Патриарх Московский и всея Руси каждые четыре года по древней традиции совершает Степень Святого Мира.

    В этот день в Донском монастыре близ правящего города Москвы отмечается праздник в честь Пресвятой Богородицы и ее чудотворной иконы.

    Об этой иконе рассказывается следующее.

    Когда благоверный великий князь Димитрий Иоаннович воевал с благочестивым татарским ханом Мамаем между реками Доном и Непрядвой, эта благочестивая и чудотворная икона была с русскими войсками. Она была принесена войском Дона великому князю в дар и в помощь против врагов. Молитвами Богородицы, ее благодатной силой, исходящей от чудотворной иконы, татары были побеждены. Великий князь отпраздновал победу со своим войском и вернулся в свою столицу, Москву. Он привез с собой святую икону, которую назвали Донской из-за победы над татарами за Доном.

    Существует история о монастыре, иконе Богоматери Донской. Во время правления благоверного царя и великого князя Феодора Иоанновича крымская орда внезапно напала на владения Московского государства, а татарский хан Мурат Гирей подошел очень близко к столице Москве. Затем благословенный царь направил свое войско против татар и расположился лагерем на том месте, где сейчас стоит монастырь. Сюда же, в свой лагерь, он взял икону Богородицы, которую привез с Дона. С помощью Богородицы он одержал победу над татарскими войсками и изгнал их. Чтобы отблагодарить Богородицу за победу, он приказал построить на этом месте каменную церковь и поместить туда вышеупомянутую икону. С тех пор монастырь стал называться Донским. В этот день все духовенство из большого собора города Москвы приходит в монастырь с чтимыми крестами и иконами и проводит торжественную церемонию в честь Божией Матери.

    Тропари, кондаки, молитвы и величания

    Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Донской», глас 4

    Пресвятая Владычица наша Богородица, умоляем Тебя пред святой Богородицей, Матерью Божией, вернейшей и скорейшей / Умоляем Тебя пред святым и чудотворным образом Твоим, чтобы как Ты в древности ходатайствовала за град Москву, так и ныне милостиво избавила нас от всякой скорби и бедствия // и спасла души наши, подобно Деве Марии.

    Перевод: Покровительница верных, Благословенная и Стремительная, Пресвятая Богородица! Умоляем Тебя перед святым и восхитительным образом Твоим, как прежде Ты даровал защиту Твою городу Москве, так и ныне избавь нас от всех бед и страданий и спаси души наши, как Милосердный.

    Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Донской», глас 4

    О милосердная и всемогущая Царица Богородица, Матерь всех тварей, Создательница всего сущего, / христианская надежда и Заступница, / недостойным и отчаявшимся молимся, / чтобы Ты помиловала нас, грешных, / чтобы не оставила рабов Твоих и не отвергла молитв недостойных, / молимся, взирая и призывая святой и чудотворный образ Твой: «Милость Твоя пребывает к путешествующим и находящимся в пути; / Матерь Божия, защити нас пречистым одеянием Твоим, и сохрани нас верными во всех злых местах, и моли Христа Бога нашего, рожденного от Тебя, // чтобы Он избавил души наши от грехов их».

    Перевод: Радуйся и будь прославлена всеми, Царица Пресвятая Богородица, Мать Творца всего сотворенного, Надежда и Заступница христиан, за ненадежных и отчаявшихся мы молимся: будь милостива к нам, грешным, не оставь рабов Твоих и не отвергни молитвы недостойных. Мы молимся, взирая на чтимый образ Твой святой и чудотворный, и взываем: С теми, кто путешествует и плавает, да пребудет милость Твоя. Матерь Божья, Своим драгоценным одеянием защити верных и проси Христа Бога нашего, рожденного от Тебя, спасти наши души от грехов их, во все трудные времена.

    Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Донской», глас 8

    С благодарностью возвещаем Тебе, рабы Твои, Матерь Божия, что Ты избрала победоносное Божество, / и освободила нас от всех скорбей, чтобы мы могли взывать к Тебе: // Радуйся, Невеста Непорочная.

    Перевод: Тебе, верховному воину, защищающему нас, для избавления от страшных бед, мы возносим в Тебе триумфальные победы, мы, Твои рабы, Богородица, но Ты, обладающая несокрушимой силой, избавь нас от всех опасностей, чтобы мы могли взывать к Тебе: // Радуйся, Невеста, не знающая брака!

    Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Донской», глас 2

    Ты оставила Себя телесно в небесных чертогах, / образ Божественного и многоликого Твоего, Матерь Божия, который Ты дала видеть и обожать любящим Тебя, / в знак Твоей милости мы приветствуем Тебя и преклоняемся перед Тобой.

    Перевод: В небесных чертогах Ты не оставил своим телом тех, кто живет на земле, дав им возможность видеть и поклоняться Твоему святому и дивно прославленному образу. Всем, кто любит Тебя, мы почитаем его как знак Твоей благодати и целуем его.

    Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Донской»

    Пресвятая Мария, Матерь Божья, Дева благости и скорая Заступница! Мы воспеваем благодарность Тебе за Твои чудесные дела. Воспоем Твое незаменимое заступничество за город Москву и нашу страну, вновь и вновь проявляющееся в чудесном образе Твоего Дона: Полки чужеземцев бегут, города и села остаются невредимыми, а люди освобождаются от своих злых дел. Глаза слез высыхают, причитания верующих умолкают, и печаль превращается в общую радость. Ты — наше утешение в невзгодах, обновление надежды, образ мужества, источник милосердия и неиссякаемого терпения, которое Ты даруешь нам в трудных ситуациях. Дай каждому то, в чем он нуждается: дай образование молодым, научи малышей быть сильными и бояться Бога, ободри угнетенных и поддержи больных в старости. Посети страждущих и скорбящих, умягчи злые сердца, укрепи братскую любовь и наполни всех нас миром и любовью. Примирись, Матерь Божья, с теми, кто не согласен, и защити тех, кто был оклеветан. Уничтожьте наши недостатки, чтобы наши грехи не были вознесены перед Судьей всех и чтобы праведный гнев Божий не поразил нас. Защити нас Своей молитвой и всемогущей защитой от гнева врага, от сглаза, от разрушения, огня, меча и всякого другого несчастья. Мы уповаем на ваши молитвы, чтобы получить от Всемогущего Бога прощение и помилование грехов и примирение с Богом. Даруй нам Царство Небесное и в конце жизни возможность стоять по правую руку от Престола Божьего, где Ты, Матерь Божья, пред Святой Троицей в вечной славе. Дай нам возможность вместе с ангелами и святыми прославлять благословенное имя Твоего Сына с Его Отцом и Его святым и вечным животворящим Духом. Аминь.

    ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

    (Праздник святого Августина 19), чудотворная икона XIV века, почитаемая в соборе Благовещения Божией Матери в Кремле, Москва. После его открытия G.O. Чирикова в 1914-1919 годах, икона хранилась в Государственном Историческом музее; с 1930 года находится в Государственной Третьяковской галерее (каталожный № 14244). Икона двухсторонняя (размер 86×68 см), на лицевой стороне — образ Девы Марии с Младенцем, на оборотной — Успение. В нижней части иконной плиты есть углубление для мощей, которое после реставрации было покрыто воском.

    Д.и. является одним из вариантов иконографического типа «Усовершенствование», на котором изображено поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом в правой руке. Особенностью «D.i.» являются обнаженные ноги Богомладенца, сидящего на запястье левой руки Богоматери. Ее левая рука касается складок ниспадающей одежды Сына. Христос благословляет двойным благословением правой рукой; в левой руке, опущенной до колена и прикрытой мантией, Он держит свернутый голубой свиток. Плащ Богородицы — коричневый с золотой каймой и бахромой, а шляпа и манжеты туники — синие. Охристая туника ребенка и гимн покрыты толстым золотистым асбестом, а на левом плече — широкая синяя полоса на ключицах. Нимб и фон первоначально были золотого цвета.

    Донская икона Божией Матери. 80-90-е гг. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) (ГТГ)

    Донская икона Богородицы. Феофан Греческий учитель (80-90-е годы) (Государственная Третьяковская галерея)
    Донская икона Богородицы. Феофан Греческий учитель (80-90-е годы) (Государственная Третьяковская галерея)

    Вариант «улучшения» в византийском искусстве напоминает икону Д.И. Ее вероятным образцом является мозаичная икона Девы Марии в католической церкви монастыря Хора (Кахрие-Джами) в К-фельде, ок. 1316-1321 гг. (Гусева. 1991. С. 420-421; eadem. 1996. с. 103-108; указ. соч. 2005. С. 277-278. P. 50-53).

    До 1980-х годов икона Девы Марии приписывалась греку Феофану. Ее считали работой Феофана Грека из-за стилистического сходства с иконой Марии из богослужебной серии Благовещенского собора (Grabar. 1922. pp. 3-20. Reprint: 1966. p. 2). 93, 95), который согласно хронологической записи 1405 г. также приписывался Феофану Греку, «подписали Феофан Грек, Прохор с Городца и послушник Андрей Рублев». V. И. Антонова выдвинула гипотезу о связи Д. И. с фресками Феофана Грека в соборе Успения Богородицы в Коломне (Антонова. 1958. с. 10-22) и датировала их годом создания (1392), в то время как передача Д. И. А. утверждает, что икона была выполнена Феофаном Греком для Благовещенского собора Московского Кремля в 1591-х годах. Икона была скопирована с плохо сохранившейся иконы из Успенского собора в Коломне (Кочетков. В 1980-х годах атрибуция Д.И. и посвящение Благовещенского собора Феофану Греку была дискредитирована на основании исторических источников, утверждающих, что Благовещенский собор получил древние иконы из других городов после катастрофического пожара 1547 года (Щенникова. 2004), а икона была выставлена в соборе между 1552 и 1563 годами (там же. 1984. с. 321-338). Однако особенности иконографии и стиля, а также высокое художественное качество Д.и. позволяют датировать этот памятник 80-90-ми годами XIV века. Памятник датируется XIV веком и связан с Молитвой Благовещения, автором которой, вероятно, был Феофан Грек или учитель из его окружения (Третьяковская государственная галерея: кат. вв, Москва, 1995. Т. 1. кат. 61. С. 141-145; Храм царя. 2003. С. 80-83). Икона, вероятно, была написана для Коломенского собора по заказу великой княгини Евдокии (ок. 1353-1407) — жены великого князя Димитрия Иоанновича — в честь его и его воинов, погибших в битве на Дону в 1380 году (Щенникова. 2007. с. 219-223).

    Почитание

    D. i. был сформирован вскоре после его создания, что доказывает существование его первых редуцированных листов, но его первоначальное название неизвестно. Первое упоминание о нем содержится в Анналах второй половины XVI века. В правление Ивана IV великий князь именовался Димитрием Иоанновичем Донским (Хорошкевич. 1980, с. 101-102), такое же имя получила и церковь Успения Богородицы в Коломне (1379-1382), которую он основал перед Куликовской битвой (ПКМГ. ч. 1, с. 293-294, 300-301), а также хранившаяся там древняя икона Богородицы. Накануне нападения на Казанское ханство (1552 г.) Иоанн IV молился в соборе Успения Богородицы в Коломне перед иконой «Аепартины, бывшей с великим князем Дмитрием Ивановичем на Дону» (ПСРЛ. Т. 29. С. 85). Эта победа способствовала прославлению иконы, которая получила статус государственной святыни и была перенесена в придворный Благовещенский собор Московского Кремля. Во время Ливонской войны икона также была покровительницей и защитницей православных воинов. Во время Полоцкого похода в 1563 году Иоанн IV взял с собой «непобедимого Воеводу, который вез с собой чудотворную икону Донской Богоматери, стоявшую когда-то в церкви Успения Пресвятой Богородицы в Коломне» (Там же, т. 13, с. 347). В 1591 году царь Федор Иоаннович молился в церкви Крестного хода перед Д.И. о спасении Москвы от нашествия хана Казы-Гирея (Ibid. В память о чудесном заступничестве Богородицы на месте церкви Крестного хода в 1591 году был основан московский монастырь Иконы Донской Богоматери. Для него сделали копию чудотворной иконы — «образ прекраснейшего образа Богоматери Донской» (там же, с. 15).

    Донская икона Богородицы. XVIII. Век (?) (Малый собор Донского монастыря).
    Донская икона Богородицы. XVIII. Век (?) (Малый собор Донского монастыря).

    В XVII веке Дева Мария продолжала высоко почитаться. Как к главному защитнику от «неверных», к ней обращались, когда возникала опасность вторжения врага. В 1646 году, во время нападения крымских татар на южные русские территории (Украину), царь Алексей Михайлович, как и Феодор Иоаннович, молился Богородице, и «агары» были отбиты. В честь этого события в Донском монастыре были проведены праздничные службы и процессии с чудотворным Д. И. (Царские публикации. 1844. с. 134; Забелин. 1893. с. 134; Забелин. 1893. p. 8-12), а в 1649-1660 гг. были введены ежегодные процессии в день праздника Д. И. Во время больших крестных ходов Д.И. несли вместе с чудотворной иконой Богородицы Владимирской.

    Во время турецких войн XVII века (походы Зигирина (1677-1678) и Крымские походы П.В. Голицына (1687 и 1689)) культ Д.И. возрос. В 1692 году архимандрит Донского монастыря Антоний написал предисловие к монастырской вкладной книге «Сказание, известное всем благочестивым христианам» (Государственный исторический музей, ОР Дон, 18), в котором, основываясь на «Сказании о честном житии царя и великого князя Федора Ивановича» (ПСРЛ, 1965, т. 14, с. 15), подробно описал чудесную историю монастыря и его семьи. 15), подробно описал историю чудесного избавления Москвы от Казы-Гирея и дополнил рассказ о победе на Куликовом поле вымышленным эпизодом из XVII века о донских казаках, пришедших на помощь православному войску и принесших в дар икону Донской Богоматери. Автор «Повести старых объявлений о чудотворном образе Богоматери, называемом Донской, где и в какие годы он прославился и как был найден в городе Колумне» (БАН ОР. 12.2.23. С. 80-82, вторая половина XVII века. В книге XVII века (БАН ОР. С. 80-8, вторая половина XVII века), написанной, вероятно, в Коломне, описывается, как великий князь Димитрий перед Куликовской битвой услышал близ города Коломны голос, предвещавший заступничество Богородицы, а на Дону его сопровождали казаки, которые принесли икону Богородицы и подарили ее ему после победы в Благовещенской церкви Кремля. После того как великий князь осознал «силу» услышанного им «голоса», он «приказал иконописцу скопировать новый образ Донской Богоматери, отправить его в Коломну и поставить в соборной церкви». Эта часть иконостаса относится не к XIV, а к XVI веку: После того как Иоанн IV увез икону в Москву, копия иконы осталась в Успенском соборе Коломны, что зафиксировано в писцовой книге 1577-1578 годов (ПКМГ. ч. 1. с. 59). Легенда, написанная Н. Д. Иванчиным-Писаревым в первой половине XIX века. Иванчин-Писарев…. видел скорбь горожан, молившихся ему почти два века, и позволил им сделать из него свитки: один для церкви Успенского собора, а другой для Спасских ворот, через которые его вывели из города» (Иванчин-Писарев. 1843. с. 142).

    Драгоценный убор

    Донская икона Божией Матери. Кон. XIV в. (ГТГ)

    Д.и. выделяется среди икон Благовещенского собора своей исторической и художественной ценностью, редким размером и качеством драгоценных камней и жемчуга. В переписи 1680 года перечень его частей и границ занимает несколько страниц (Переписная книга. 1873. с. 4-5). Золотая оправа XVII века выполнена в соответствии с традициями XV-XVI веков. Она включала корону с жемчужной лентой, украшенную изумрудами, сапфирами, альмандинами и крупным жемчугом в «ручках» (стержнях), «одеяния» из 8 рядов жемчуга кафима, 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом в резных золотых «браслетах», серьги с сапфирами, свисающие с короны. На полях иконного покрова находились золотые пластины («накидки») с чернеными изображениями 12 праздников Господа и Богородицы, перемежающиеся крупными драгоценными камнями. Также к иконе были прикреплены 2 золотых зонта (охелии), 2 золотых чатти (вязаные и простые) и 2 «ожерелья» (ворота) (все с драгоценными камнями и жемчугом). Фон картины представляет собой сокровищницу древних святилищ. К позолоченной серебром и гладкой «доске», украшенной «ярко-синим и изумрудным», окруженной жемчугом и служившей своего рода драгоценным корнем для Богоматери и Младенца Христа, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов, украшенных камнями и жемчугом, 13 крестов Марии. В одной из панагий хранилась «часть животворящего древа Господня», в других крестах и панагиях — святые мощи. Необычное обилие реликвий было связано «с памятью родственников» (Стерлигова. 2003. с. 66-68; там же. 2006. с. 163-164).

    Задняя часть иконы Успения Богородицы имела гладкий серебряный корпус с резными серебряно-золочеными венцами. Под иконой висела пелена из золотого бархата «на фоне черного дерева» с крестом из 24 серебряных позолоченных роговых камней.

    Чудотворная икона была помещена в деревянный гроб со ставнями, увенчанный крестом. «В главе гроба были изображения истории творения, праздников и пророков, на ставнях — Благовещение и четыре евангелиста, на боковых колоннах — изображения великомучеников, благочестивых отцов, юродивых и высокочтимых русских святых, а также святых, названных в честь членов царской семьи.

    На рубеже XVII и XVIII вв. Век П.И. был принят Церковью Святой Троицы. И.И. был переведен в покои царицы Натальи Алексеевны, драгоценный антикварный реквизит был вывезен, отдельные родовые реликвии хранились в ризнице собора, а большая часть драгоценностей была использована для нового облачения. Для изготовления новой короны, короны и костницы Девы Марии было использовано 600 изумрудов, в том числе два огромных квадратных камня, и множество драгоценных камней, включая редкий лал (Копии инвентарных книг Благовещенского собора 1701-1703 гг. (1721 г.) // РГАДА. Ф. 196. op. 1. d. 1564. Σελ. 11-16 vols.), и крупный бисер. Обновленная икона была помещена в раму с графическими изображениями Богоматери и пророков (сейчас она находится на своем прежнем месте в Благовещенском соборе). Драгоценности иконы не сохранились: в 1812 году наполеоновская гвардия разграбила драгоценные камни, а после русской революции 1917 года осталось лишь несколько фрагментов, в том числе резная погрудная икона «Сошествие во ад» в золотой оправе с драгоценными камнями начала XV века (Царский храм. 2003. КАТ. КАТ № 2. с. 84).

    История: ПКМГ. Ч. 1. С. 293-294, 300-301; Издания о правителях царях и великих князьях Михаиле Федоровиче, Алексее Михайловиче, Федоре Алексеевиче, с 1632 по 1682 г. М., 1844. С. 134; Забелин И. Е. Историческое описание Донского монастыря крестоносцев в Москве. М., 18932. С. 8-12; Димитрий (Туптало), свт. Работы. СПб, 1910. книга Благовещенского собора Москвы XVII века в каталогах из архивов Оружейной палаты и Донского монастыря // Сборник за 1873 г. М., 1873. С. 4-5.

    В чем помогает Донская икона

    Люди приходят к этой иконе с молитвой к иконе Богоматери Донской не только за защитой от врагов, но и за помощью в исцелении тяжелых ран и болезней.

    Постоянным местом пребывания иконы «Богоматерь Донская» в настоящее время является Третьяковская галерея. Каждый год его привозят в Донской монастырь на праздничные службы, где московское духовенство почитает великую святыню.

    Донская икона Пречистой Девы

    Известно, что икона Девы Марии является одной из самых почитаемых. Поэтому трудно перечислить, о чем молятся у Донской иконы Божией Матери — верующие просят о самом разном, с самыми разными прошениями.

    Иконографическое изображение относится к типу Умиление или Елеуса и характеризуется двумя ликами Божественного младенца и Девы Марии, обнимающих друг друга, в то время как на этом изображении ноги маленького Христа преклонены. Сам образ относится не только к интимным отношениям между Христом и Девой Марией, но и символически к стремлению души прильнуть к Всевышнему и проникнуться истинной любовью к Нему. Поэтому перед этим образом часто произносят молитвы, чтобы обрести истинную веру или укрепить ее.

    Известно, что православная вера динамична для каждого верующего, то есть она может укрепляться и ослабевать. Именно поэтому духовные упражнения должны быть постоянными, и именно поэтому многие верующие обращают внимание на возможность укрепить свою веру и получить духовную помощь, когда мы смотрим, в чем помогает икона Богоматери Донской.

    Однако есть свидетельства верующих о чисто физической помощи, которую оказывает эта икона.

    К этому образу часто обращаются для исцеления серьезных ран и различных заболеваний.

    Изображение обладает целительной силой и может защитить поклоняющихся от различных трудностей — таков смысл изображения.

    Молитвы перед иконой

    Тропарь, глас 4

    Перевод: Покровительница верных, Благословенная и Стремительная, Пресвятая Богородица! Умоляем Тебя перед святым и восхитительным образом Твоим, как прежде Ты даровал защиту Твою городу Москве, так и ныне избавь нас от всех бед и страданий и спаси души наши, как Милосердный.

    Ин тропарь, глас 4

    Перевод. Умоляем Тебя перед святым и чудотворным образом Твоим, как Ты в прошлом защищал город Москву, так и ныне милостиво избавь нас от всякого вреда и страдания и спаси души наши, как Милосердный.

    Перевод: Радуйся и будь прославлена всеми, Царица Пресвятая Богородица, Мать Творца всего сотворенного, Надежда и Заступница христиан, за ненадежных и отчаявшихся мы молимся: будь милостива к нам, грешным, не оставь рабов Твоих и не отвергни молитвы недостойных. Мы молимся, взирая на чтимый образ Твой святой и чудотворный, и взываем: С теми, кто путешествует и плавает, да пребудет милость Твоя. Матерь Божья, Своим драгоценным одеянием защити верных и проси Христа Бога нашего, рожденного от Тебя, спасти наши души от грехов их, во все трудные времена.

    Кондак, глас 8

    Перевод: Радуйся и будь прославлена всеми, Царица Пресвятая Богородица, Мать Творца всего сотворенного, Надежда и Заступница христиан, за ненадежных и отчаявшихся мы молимся: будь милостива к нам, грешным, не оставь рабов Твоих и не отвергни молитвы недостойных. Мы молимся, взирая на чтимый образ Твой святой и чудотворный, и взываем: С теми, кто путешествует и плавает, да пребудет милость Твоя. Матерь Божья, Своим драгоценным одеянием защити верных и проси Христа Бога нашего, рожденного от Тебя, спасти наши души от грехов их, во все трудные времена.

    Перевод: Тебе, верховному воину, защищающему нас, для избавления от страшных бед, мы возносим в Тебе триумфальные победы, мы, Твои рабы, Богородица, но Ты, обладающая несокрушимой силой, избавь нас от всех опасностей, чтобы мы могли взывать к Тебе: // Радуйся, Невеста, не знающая брака!

    Ин кондак, глас 2

    Перевод: Тебе, верховному воину, защищающему нас, для избавления от страшных бед мы возносим в Тебе триумфальные победы, мы, Твои рабы, о Богородица, но Ты, обладающая несокрушимой силой, избавь нас от всех опасностей, чтобы мы могли взывать к Тебе: «Радуйся, Невеста, не знающая брака!

    Перевод: В небесных чертогах Ты не оставил своим телом тех, кто живет на земле, дав им возможность видеть и поклоняться Твоему святому и дивно прославленному образу. Всем, кто любит Тебя, мы почитаем его как знак Твоей благодати и целуем его.

    Молитва первая

    Перевод: В небесных чертогах Ты не оставил со своим телом тех, кто живет на земле, дав им возможность видеть и поклоняться Твоему святому и чудесно прославленному образу всем, кто любит Тебя,/ в знак Твоей милости мы почитаем его и целуем.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий