Что такое зороастризм — основные идеи вероучения. Зороастризм что это такое.

В зороастрийской системе ценностей белый цвет также является символом чистоты и добра. Каждый зороастриец обязан носить священное одеяние седмицы. Это белая рубашка из цельного куска ткани с девятью швами. Она завязывается на талии тонким поясом — кушти — сплетенным из 72 нитей. Кушти также белого цвета.

Что такое зороастризм — основные идеи вероучения

Про религию

Зороастризм — это религия, возникшая в VII веке нашей эры на территории древнего Ирана. Она была одной из первых мировых религий и носила дуалистический характер: все в мире подчинено добру (свету) или злу (тьме). Светлая часть вселенной подчиняется богу Ахурамазде, темная — богу Ариману.

  1. Что такое зороастризм
  2. Авеста- священная книга зороастризма
  3. Боги зороастризма
  4. Основные философские идеи зороастризма
  5. Символы зороастризма
  6. История зороастризма
  7. Зороастризм и христианство

Что такое зороастризм

Основателем зороастризма является Спитама Заратустра. Именно он кодифицировал верования и традиции древних иранцев в моральные и правовые нормы.

Зороастризм не является круговым, он прямолинеен. Главная идея зороастризма, его суть, заключается в том, что в мире идет вечная борьба между добром и злом. Эти силы ведут непрекращающуюся борьбу за власть над Землей и человечеством. Война может закончиться только победой одной из двух сторон. Перемирия быть не может. И светлая сторона должна победить. Тогда наступит век вечного блаженства.

Заратустра играет большую роль в этой борьбе. Во время своей земной жизни он должен противостоять темным духам, умиротворять их гнев жертвоприношениями и уничтожать вредных животных. Жизнь зороастрийца должна быть подчинена служению свету и строгому соблюдению священного закона. Его речь должна быть наполнена добротой, а мысли — молитвой.

Зороастр верил, что чистота помыслов и праведность действий дают человеку силу противостоять всему злу. Важнейшим символом зороастрийского культа, связи между Богом и человеком, является огонь.

Зороастризм — это двойная религия. В отличие от монотеизма (поклонения и веры в единого Бога), зло здесь почти так же могущественно, как и добро.

Бог добра и света — Ахурамазда. Создатель Вселенной. Бог зла, тьмы и смерти — Ариман. Два брата-близнеца бога времени Зервана. Они существовали вечно. Ахурамазда был более могущественным и создал мир священным словом Гоновер; это была светлая, добрая и чистая вселенная.

Ахриман не мог вмешиваться в сотворение мира. Но он дождался, пока Бог Света удалится в свою небесную обитель. В виде змея он явился в мир и наполнил его всем, что воплощал — вредными животными, злыми духами, поражавшими человека грехами и недостатками.

Ахурамазда создал полезных животных — быка, собаку, петуха. Он посылает на землю солнечный свет, который помогает расти на полях урожаю, фруктовым деревьям и траве для пастбищ.

Ахриман же насылает на землю всевозможные проблемы и бедствия — засуху, бури, холод, наводнения. Его силой были созданы вредные животные — хищники, змеи, ядовитые насекомые.

В их вечной борьбе каждого из богов поддерживает его армия. Армия состоит из духов. Ахурамазда — это существа, похожие на христианских ангелов и архангелов — Амешаспента, Фарваши и Язата. Они наделены теми же моральными и этическими качествами, что и их божество. В случае с Ариманом, это существа, похожие на демонов, известных в христианстве — дэвов и друджей. Они пытаются проникнуть в душу человека, чтобы обратить его на темную сторону.

Считается, что самый страшный и могущественный демон — Асмодей, лидер шести архидемонов, аколитов Аримана. В компании Ахурамазды появляются несколько ангелов-язатов, которых зороастрийцы приравнивают к меньшим богам и богиням:

  • Атар – божество огня;
  • Анахита – божество воды и источник плодородия;
  • божество, олицетворяющее солнце – Хоршид;
  • бог истины и света Митра;
  • Сириус – бог Луны и Звёзд.

Появление зороастризма

Заратустра

Прежде чем говорить о происхождении зороастризма, следует упомянуть, что эта религия является одной из первых религий в мире, содержащих откровение. Это означает, что основные учения зороастризма возникли в результате прямого общения между богом Ахура Маздой и пророком Заратустрой.

Заратустра (или Зороастр по-гречески) — основатель религии и ее первый жрец. Ученые до сих пор расходятся во мнениях относительно места рождения Пророка и даже времени его жизни. Хотя ученые убеждены, что Зороастр был живой исторической личностью, территория, где, как говорят, он родился, очень обширна: одни ученые указывают на восточный Иран, другие говорят, что пророк пришел из России (так упоминается местонахождение древней Сиддастры на территории современной Челябинской области).

Время существования основателя религии также оспаривается: Согласно книге Арда Вираза, Зороастр жил за 300 лет до Александра Македонского (приблизительно между VII и первой половиной VI века до н.э.), но лингвистический анализ Гат, гимнов Зороастра и общей биографии пророка указывает на XII век до н.э.

Зороастр проповедовал на территории северо-восточного Ирана, Афганистана, Таджикистана и Пакистана. Получив откровение пророка Зороастра, он не был принят и изгнан из многих стран, а за 10 лет ему удалось обратить только своего родного брата Махидйомангу. Однако после того, как он обратился с проповедью к легендарному царю Виштаспе, тот принял новую веру и стал помогать Зороастру распространять его учение.

Важными фигурами в истории раннего зороастризма являются также визири Вишапшпы, братья Джамаспа и Фрасаостра, которые стали ближайшими сподвижниками Заратустры.

Согласно традиции, именно царь Виштаспа заказал запись откровения, полученного Заратустрой от Ахура Мазды. Так в историю вошла Авеста, священный текст зороастрийцев.

Первая Авеста была записана золотыми чернилами на 12 тысячах волов на абестанском языке, который считается одним из древнейших иранских письменных языков. Когда Александр Македонский завоевал Персию, он приказал уничтожить все версии Авесты, оставив нетронутой лишь часть текстов, переведенных на греческий язык.

Однако в то время знания передавались в основном устно, и большинство откровений Заратустры были запомнены жрецами и религиозными последователями. Гораздо позже, во времена основания персидской династии Сасанидов в третьем веке нашей эры, зороастрийские священники по приказу новых правителей начали классифицировать оставшиеся тексты Авесты.

В четвертом веке нашей эры для правильной записи и интерпретации древних священных текстов был составлен авестийский фонетический алфавит, окончательное издание которого было опубликовано при сасанидском правителе Хосрове I. Аносирван в шестом веке нашей эры. 3 В современном зороастризме «Авеста» — это общее собрание текстов. Также следует отметить Гаты, гимны Заратустры, непосредственно посвященные Ахура Мазде, в которых пророк также говорит о философском и социальном посыле своего учения.

Хотя Заратустра описывается в Гатах как гонитель идолопоклонников, большая часть его религии восходит к культуре арийских народов, живших на территории нынешнего Ирана, а также к религии самих доиндийских иранских народов.

Зороастризм — религия с рациональным подходом

Зороастризм — это религия с четко выраженной теологией, то есть взглядом на устройство мира и его судьбу, но со слабой доктринальной системой. Это связано с тем, что каждый зороастриец должен в первую очередь мыслить логически и действовать в соответствии со своим взглядом на историю зороастрийского мира.

Важным аспектом интеллектуального подхода последователей этой религии является теория Ахура Мазды о сотворении человека. Согласно зороастрийским священным текстам, верховный бог Ахура Мазда сначала создал духовный мир, который населяли предки людей, фраваши, а затем материальный мир.

Ахура Мазда понимал, что в борьбе со злым духом Ангра Майнью должны участвовать как материальный, так и духовный миры, поэтому он созвал злоумышленников на встречу, где предложил им два варианта: Они могли остаться в духовном мире и вечно находиться под защитой Ахура-Мазды от нападок Ангра-Майнью, или же спуститься в материальный мир, где на них могли напасть злые силы, но в результате борьбы с ними они были бы вознаграждены вечным раем без смерти и страданий.

Духовные предки человечества приняли сознательное решение спуститься в материальный мир и подчиниться мирским страстям. Они оказались под ударом Ангра-Майнью, но сражались за победу добрых сил. В отличие от христианства, где первородный грех является причиной прихода человека на землю, в зороастризме люди сами выбрали прийти в материальный мир своим нравственным решением. 2.

Религия предполагает, что каждый человек делает в жизни важный выбор между добром и злом, и если он выбирает правильный путь, то должен прийти к добру и правде путем рационального мышления и размышления над своими поступками. Таким образом, последователь веры воплощает в жизнь ее главный девиз: добрая мысль, добрый разум, доброе дело. В священном тексте зороастрийцев, Авесте, эти моральные ценности называются хумата-, хукта-, хваршта- (humata, hukhta, hvaršta).

Последователи этой религии верят, что благодаря добрым делам человек способен обуздать зло и хаос, которые дух разрушения Ангра Майнью принес в материальный мир, и что он также помогает приблизить победу сил добра. Свободная воля человека решать, что он хочет делать в этом мире, является важной концепцией зороастрийского учения, поэтому его религия не особенно приветствует фанатичное следование вере и крайние формы аскетизма и монашества 6.

Важной добродетелью для любого зороастрийца является честность и стремление к справедливости: во многих религиозных текстах говорится, что праведный судья похож на Ахура Мазду, а неправедный судья своей нечестностью напоминает Ангра Майнью и его злых демонов-дева. Поскольку зороастрийцы были известны своей честностью, многие купцы в Средние века предпочитали торговать с ними1.

Олеся Белова

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий