Бог отец бог сын бог святой дух. Бог отец бог сын бог святой дух.

После того, как Он воскрес из мертвых, Он ел и пил с людьми, показывал им Свои раны и позволял прикасаться к Своему телу (Луки 24:39-43; Иоанна 20:27-29; Деяния 10:41).

Святая Троица — история и значение догмата

Учение о Троице (тринитарный монотеизм) отражает христианское учение о том, что Бог един в трех лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Учение о Троице является основой православной церкви и закреплено в Никейском Символе веры. Она была принята на Первом Никейском соборе в 325 году. Затем она была кодифицирована на Первом Константинопольском соборе в 381 году. Эта доктрина отличает христианство от других религий, исповедующих монотеизм: Иудаизм и ислам.

Человек не может постичь учение о Троице своим разумом, если он исходит только из рационального. Эта великая тайна открывается только в откровениях аскетической, духовной жизни. Святой Афанасий Великий в своем письме к епископу Серапиону Тимбольскому пишет, что Святая Троица известна

«не по мудрости человеческой, но по слуху веры».

Праздник Святой Троицы (Пятидесятница) — это великий праздник двух святых. В этот день отмечается сошествие Святого Духа на апостолов, в котором была явлена триединая природа Бога. Праздник Святой Троицы не имеет фиксированной даты в календаре Православной Церкви. Он связан с Пасхой и отмечается на 50-й день после Воскресения Христова.

Святая Троица

Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух

Согласно учению о Троице, у Бога три личности, но только одно существо: Отец, Сын и Святой Дух. Каждый из них — Бог. Однако это не три отдельных бога, а триединый Бог в Его различных независимых субстанциях. Каждый из них обладает особым ипостасным качеством.

Таким образом, Бог Отец является источником вечного существования Бога Сына и Бога Святого Духа, а также источником воли и действия Троицы. Бог Отец ни от кого не рождается и ни от кого не исходит. От Него от вечности рождается Бог Сын, через Которого совершается воля Троицы, и от вечности исходит Бог Святой Дух, через Которого действует Бог Сын. Все три божественные субстанции, несмотря на свое единство, не подчинены друг другу. Они находятся в единстве и взаимной любви, имеют одну волю, одну силу и одну власть.

Святая Троица невидима и непостижима, поэтому в православии допускается только символическое изображение. Знаменитая икона Андрея Рублева «Святая Троица», написанная в XV веке, считается образцовой. В нем лик Бога изображен в виде трех ангелов. Икона подчеркивает равенство и единство всех трех лиц Святой Троицы. У ангелов разные лица и одеяния.

Святая Троица и аналоги троичности в природе

Тайна Троицы недоступна не только людям, но и ангелам. Чтобы немного приблизить учение о Троице к человеческому пониманию, святые отцы приводили примеры аналогий Троицы в природе. Например, Святую Троицу сравнивали с солнцем и исходящими от него теплом и светом. Они также сравнивали его с источником воды и вытекающим из него родником, которые вместе образуют реку.

Аналогии из человеческой психологии также хорошо известны. Лица Святой Троицы сравниваются с памятью, мышлением и волей человека. Существует также сравнение Троицы с радугой, то есть со светом, который сам по себе бесчисленный и непрерывный, но разноцветный. Таким образом, все цвета объединяются в один белый цвет. Святые отцы, однако, осознавали относительность и несовершенство этих аналогий и подчеркивали, что невозможно полностью понять тайну Троицы с помощью примеров из материального мира.

Учение о Троице в Библии

Слово «Троица» не используется в Библии. «Три дня творения, которые предшествовали сотворению света, являются образами Троицы» (Типы Троицы). Эта работа дошла до нас в рукописи одиннадцатого века и, вероятно, была написана через несколько лет после 180 года, поскольку в ней упоминается смерть императора Марка Аврелия 2.

  • «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.» (Мф. 3, 16-17),
  • «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19),
  • «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5, 7),
  • «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2 Кор. 13, 13),
  • «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит. 3, 4-6).

Еврейское слово Элохим, которое встречается в Бытие 1, является множественным числом от Эль или Элоах. Многие видят в этом указание на множественность личностей Бога.

Иконография

Иконографическая традиция Святой Троицы в первую очередь отражает различные библейские эпизоды, среди которых очень распространены Вечный Совет и Гостеприимство Авраама; менее распространены явление Святой Троицы Александру Свирскому и Живоначальная Троица с ее действиями. 3

  • Шестоднев — «образ шестодневного всемирного творения Божия, в котором Бога Отца пишут на подушках лежаща»;
  • Отечество или Новозаветная Троица — «образ Саваофа в лице мужа престарелого и единородного Сына Божия во чреве Его и между ними Духа Святого в виде голубя»;
  • «Благовещение с Богом Отцом, дышащим из уст».

Использованные материалы

  • Святая Троица. Православная энциклопедия «Азбука веры».
    • http://azbyka.ru/dictionary/17/svyataya_troitsa-all.shtml
    • http://azbyka.ru/dictionary/17/troitsa-all.shtml

    1 Понятие «человек» (не внешность) очень похоже на понятие «личность», «сознание». Епископ Александр (Милеант). «Бог в Святой Троице, которому поклоняются» — http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_boge2/mileant_edinyi_bog-all.shtml

    2 Сидоров А.И. Курс патрологии. Глава VI. Святой Феофил Антиохийский — http://klikovo.ru/db/msg/3342

    3 Мария Сенчукова. «10 икон Святой Троицы», 30 мая 2015 года — https://www.pravmir.ru/10-ikon-svyatoj-troicy/

    Дорогой читатель, если вы считаете, что эта статья неадекватна или плохо написана, по крайней мере, знаете немного больше — помогите нам, поделившись своими знаниями. Или, если вы не удовлетворены представленной здесь информацией и продолжаете поиск, пожалуйста, вернитесь сюда позже и поделитесь тем, что вы нашли.

    «ТРОИЦА» еще можно поискать:

    Полнотекстовый поиск в Древе: google в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru — в поисковых системах.

    Почему хри­сти­ане верят в Троицу?

    В Библии ясно сказано, что есть только один Бог, но все три личности называются Богом.

    Есть только один Бог:

    • Слушай, Изра­иль: Гос­подь Бог наш, Гос­подь един есть ( Втор.6:4 ).
    • Прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет ( Ис.43:10 )
    • Бла­го­дать вам и мир от Бога Отца нашего и Гос­пода Иисуса Христа ( 2Фес.1:2 ).
    • …Слово было Бог ( Ин.1:1-5,14 ). Иисус име­ну­ется Словом.
    • Я и Отец одно ( Ин.10:30-33 ).
    • Фома, ученик Иисуса, обра­тился к Нему: «Гос­подь мой и Бог мой» ( Ин.20:28 ).

    Иисус не упрекнул Фому за его ошибку. Вместо этого Иисус принял обращение. Другие люди в Писании, такие как Павел и Варнава (Деян. 14), запрещали людям поклоняться им как богам.

    • А о Сыне: «пре­стол Твой, Боже, в век века; жезл цар­ствия Твоего – жезл правоты…» ( Евр.1:8 ).
    • Посему и Бог пре­воз­нес Его и дал Ему имя выше вся­кого имени, дабы пред именем Иисуса пре­кло­ни­лось всякое колено небес­ных, земных и пре­ис­под­них, и всякий язык испо­ве­дал, что Гос­подь Иисус Хри­стос в славу Бога Отца ( Фил.2:9-11 ).

    Павел, автор послания к Филиппийцам, говорит об Иисусе то же, что Исаия 45:23 говорит о Господе (Иегове), и поэтому Павел делает вывод, что Иисус — это Господь, тот самый Господь Бог Ветхого Завета.

    Святой Дух — это Бог:

    — Но Петр говорит: Анания. Почему вы позволили сатане вложить в ваше сердце мысль солгать Святому Духу и скрыть Его от славы земли? …Вы солгали не человекам, но Богу ( Деян. 5:3-4 ).

    Более 60 раз в Библии Отец, Сын и Святой Дух упоминаются одновременно.

    — Матфея 3:16-17: «И когда Иисус крестился, тотчас вышел из воды, и се, отверзлись небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

    — Матфея 28:19: «…Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа…».

    — 2 Коринфянам 13:13: «Благодать (нашего) Господа Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами».

    — Ефесянам 4:4-6: «Одно тело и один Дух, как и вы призваны в одной надежде вашего призвания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми и через всех и во всех.

    — Тит 3:4-6: «Но когда явилась благодать и любовь Бога, Спасителя нашего, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, но по благодати Своей, омытием возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего…».

    Оши­боч­ные пред­став­ле­ния о Троице

    Ложь №1: «Слова «Троица» нет в Библии; это учение придумали христиане в четвертом веке».

    Истина: Слово «Троица» отсутствует в Библии, но вера в Троицу имеет библейское основание. Термин «Библия» также не встречается в Библии.

    Слово «Троица» было использовано для объяснения вечных отношений между Отцом, Сыном и Святым Духом. Троица выражена во многих библейских текстах (см. ниже). В первые века христианства многие заблуждения все еще процветали и благоденствовали. Ранним христианам приходилось постоянно защищать свои убеждения. Ниже перечислены мыслители (и литературные произведения) ранней церкви, которые отстаивали учение о Троице задолго до 300 г. н.э.

    96 Климент, третий епископ Рима
    90-100 Учение двенадцати апостолов, учение двенадцати
    90? Игнатий, епископ Антиохийский
    155 Иустин Мученик, великий христианский писатель
    168 Феофил, шестой епископ Антиохии
    177 Афинагор, теолог
    180 Иреней, епископ Лионский
    197 Тертуллиан, раннехристианский апологет
    264 Григорий Чудотворец

    Ошибка № 2: «Христиане верят, что есть три бога».

    Истина: Христиане верят, что есть только один Бог.

    Некоторые могут считать, что христиане — многобожники (те, кто верит во многих богов), потому что они называют Отца Богом, Сына Богом и Святого Духа Богом. Но христиане верят только в одного Бога. Библия говорит, что есть только один Бог. Но слово «Бог» также используется в отношении трех разных личностей. На протяжении веков люди пытались найти простое объяснение Троице. Каждая иллюстрация имеет свои ограничения, но некоторые из них могут быть полезны. Например, было сказано следующее:

    Бог — это не 1 + 1 + 1 = 3.

    Бог есть 1 x 1 x 1 x 1 x 1 = 1

    Святой Патрик (432 г. н.э.) использовал трилистник в качестве иллюстрации Троицы.

    Традиционно считается, что Святой Патрик использовал трилистник как символ Святой Троицы. Он спросил: «Это один лист или три? Если она одна, то почему у нее три лепестка одинакового размера? А если их три, то почему стебель только один? Если вы не можете объяснить такую простую загадку, как трилистник, как вы можете надеяться понять такую глубокую тайну, как Троица?».

    Заблуждение №3: «Иисус — не Бог».

    Истина: Иисус есть Бог, вторая личность Троицы.

    1. слова самого Иисуса.

    • Он прощал грехи. Мы можем про­стить грех, совер­шён­ный против нас, но не можем про­стить грех, совер­шён­ный против других. Иисус прощал все грехи. ( Мк.2:7 ; Лк.5:21 )
    • Он при­ни­мал покло­не­ние, как Бог, сле­до­ва­тельно Он рав­но­че­стен Отцу. ( Мф.14:33; 28:17-18 ; Ин.5:22-23; 9:38 )
    • Он назы­вал Себя Сыном Божиим – этот титул иудеи с полным осно­ва­нием вос­при­ни­мали как пре­тен­зию на равен­ство с Богом. ( Ин.5:17-18; 10:30-33; 19:7 )

    Ответ первых хри­стиан на эти заблуж­де­ния

    Ранние христианские богословы первых двух веков после Христа написали много книг, чтобы защитить христианство от опасностей:

    • гоне­ний со сто­роны Рим­ской импе­рии. Вплоть до начала IV века хри­сти­ан­ство было вне закона, и хри­сти­ане часто под­вер­га­лись звер­ским гоне­ниям.
    • ересей, извра­ща­ю­щих основ­ные учения хри­сти­ан­ства, осо­бенно о боже­ствен­но­сти Иисуса Христа и при­роде Бога.

    Символ веры апостолов был одним из первых вероучительных документов, написанных для объяснения основных учений христианства. Она подчеркивает истинную человечность Иисуса, которую отрицали еретики того времени.

    Я верю в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли.

    И Иисусу Христу, Господу нашему, зачатому от Духа Святого и рожденному от Девы Марии, страдавшему при Понтии Пилате, распятому, умершему и погребенному, сошедшему в преисподнюю, воскресшему из мертвых в третий день, вознесшемуся на небо и севшему на престоле Бога Отца Вседержителя, откуда Он придет судить живых и мертвых.

    Я верю в Святого Духа, единую святую вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение плоти и вечную жизнь.

    Никейский Символ веры был написан в 325 году нашей эры лидерами Церкви и позже был изменен. Он был написан, чтобы защитить веру Церкви в совершенную божественность Христа и официально отвергнуть учение Ария, который утверждал, что Иисус был сотворенным, низшим божеством.

    Мы верим в единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

    И во единого Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божия, рожденного от Отца прежде всех времен, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, чрез Которого все сотворено, Он сошел с небес для нас, людей, и нашего спасения, Он стал плотью через Святого Духа и Деву Марию, стал человеком, был распят за нас при Понтии Пилате, пострадал и был погребен, и воскрес в третий день по Писанию, и вознесся на небо, и сел одесную Отца, и пришел опять во славе судить живых и мертвых; Его Царство не имеет конца.

    И Святому Духу, Господу, животворящему, исходящему от Отца, Которому поклоняются и Которого прославляют вместе с Отцом и Сыном, и Который говорил с пророками. В единой, святой, вселенской и апостольской Церкви. Мы исповедуем одно крещение для прощения грехов. Ожидайте воскресения мертвых и жизни в веке грядущем. Аминь.

    Афанасийский Символ веры, написанный около 400 года нашей эры и названный в честь Афанасия, великого сторонника учения о Троице, утверждает, что три личности — это не три бога, а один Бог.

    А общее мнение таково: Мы почитаем единого Бога в Троице и Троицу в Единстве, не смешивая ипостаси и не разделяя божественную сущность на части.

    Ибо один есть субстанция Отца, другой — Сына, а третий — Святого Духа.

    Но Божественность Отца, Сына и Святого Духа едина, слава одна и та же, и величие одно и то же вовеки. Как Отец подобен Сыну, так и Святой Дух подобен Ему.

    Отец не сотворен, Сын не сотворен, как и Святой Дух. Отец непостижим, и Сын непостижим, и Святой Дух непостижим. Отец вечен, и Сын вечен, и Святой Дух вечен.

    Св. Григорий Богослов

    Необходимо сохранять веру в единого Бога и исповедовать три субстанции или три личности, каждую в своем личном качестве. Но вера в единого Бога проявляется, на мой взгляд, когда мы приписываем и Сына, и Духа одной причине. Вера в три субстанции также наблюдается, когда нет путаницы или двусмысленности. Личные атрибуты также соблюдаются, когда мы представляем и называем Отца безначальным и началом — началом как причину, как источник, как первозданный свет — и Сына — не безначальным, но также началом всего сущего. Когда я говорю «начало», не привносите время, не ставьте ничего между Тем, Кто родился, и Тем, Кто родился. Итак, Отец безначален, потому что Он не получает своего существования ни от кого другого, даже от Самого Себя. Сын же, если представить Отца как причину, не безначален, потому что началом для Сына является Отец как причина; но если представить начало в терминах времени, Он безначален, потому что у Господа времен нет начала во времени. Если вы спросите: «Если Сын родился, то как Он родился?». Чем сильнее и детальнее желание человека видеть, тем больше нарушается чувство, и в той степени, в которой рассматриваемый объект превышает объем зрения, человек теряет способность видеть самого себя, если он хочет видеть весь объект, а не его часть. Слышать о рождении: не спрашивайте о способе рождения. Слышите, что Дух исходит от Отца: не спрашивайте о способе исхождения.

    Если Бог, Бог и Бог, то почему не три Бога. У нас один Бог, ибо Божество едино. И в Едином рождаются те, которые от Бога, хотя и веруют в Трех; ибо как Единый не больше, так и другой не меньше Бога; и нет ни одного прежде, ни другого после; ни волей, ни силой не разделены они. Божество в разделенном виде неделимо, как три солнца, заключенные друг в друга, — растворенный свет. Поэтому, когда мы представляем себе Божество, происхождение и суверенитет, мы представляем себе одно. И когда мы думаем о тех, в ком можно найти божественность. Будучи от первопричины, и будучи от Него в правильное и нужное время, поклоняющиеся являются тремя.

    Прп. Симеон Новый Богослов

    Эта Божественность представляет собой единство в трех лицах. Существует только одно Царство. Божественность и сила, единство в Троице и Троица в единстве. Бог един, а не три, но Он един в трех лицах. Однородные друг с другом по сущности и природе, равные во всем и всегда из одного и того же вещества; остающиеся нераздельно вместе в единстве; но нераздельные и единые в разделении. Троица — это Один в трех лицах, то есть три — это Один, а Один — это Три. Знайте это, обожайте это и верьте в это всегда! Это Единство, которое появилось, которое сияет, которое освещает все, которое отдало себя, — все это хорошо. Поэтому мы часто называем эту доброту не одним словом, а по-разному: Свет. Мир, радость, жизнь, питание, влага, роса, мантия, покров, небесное одеяние. Воскресение, восход солнца, комфорт, бассейн. И огонь, и вода, и фонтан жизни, и река, и ручей, и богатство для верующих, наш хлеб насущный, наша тайная радость. Вечно сияющее солнце, вечно яркая звезда и светильник, который ярко и ясно светит в сердце.

    Итак, святая католическая и апостольская Церковь излагает вместе учение об Отце и Его Единородном Сыне, Который родился от Него без времени и является непроницаемым и непостижимым, поскольку только Бог знает все, подобно тому, как огонь и свет, исходящие от Него, существуют одновременно, и не сначала огонь, а потом свет. Но вместе: И как свет, рождающийся от огня, всегда находится в нем, нисколько не отделяясь от него, так и Сын рождается от Отца, не отделяясь от Него. Мы также верим в Святого Духа, Господа и Подателя жизни, Который исходит от Отца и почивает в Сыне, Которому поклоняются и прославляют как единому с Отцом и Сыном. Мы не говорим, что Дух от Сына, но называем Его только Духом Сына. И мы исповедуем, что она открыта и дана нам через Сына, подобно тому, как солнце светит и исходит от солнца, ибо Он Сам есть источник, солнечный луч и свет.

    Дата празднования Святой Троицы

    Один из первых праздников лета — праздник Троицы. Он отмечается на 50-й день после Пасхи. Он также известен как праздник Пятидесятницы. В 2023 году это будет 4 июня, воскресенье.

    Троица отражает религиозное значение христианской доктрины о троичности Бога, о его одновременном существовании в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

    • Бог — отец существует всегда, ни от кого не рождён;
    • Бог — сын рождается предвечно от отца;
    • Святой дух исходит от святости Бога- отца.

    Все субпозиции этой Троицы существуют в триединой гармонии, создавая, заботясь и освящая мир. Верующие люди в своих молитвах всегда обращаются к Богу «Ты». «Защищать», «оберегать», «хранить», «освобождать», никогда «ты», в этом есть единство сущностей.

    Источником Божественной воли является Бог Отец, но именно Бог Сын осуществляет эту волю через Святого Духа.

    В это время христиане отмечают сошествие Святого Духа на апостолов, учеников Христа, на пятидесятый день после воскресения. В народе говорят: «Троица — это когда лес покрывается листьями». В это время березы или березовые ветви украшают храмы, свежая трава покрывает землю, повсюду стоят вазы с цветами.

    При виде этих растений православные вспоминают событие, изображенное на иконе Святой Троицы, когда Господь явился Аврааму в Мамре под дубом в виде трех ангелов. Авраам обратился к трем фигурам, явившимся ему, как к единому целому: «Господи, если я нашел благоволение в очах Твоих, я радуюсь. Если я нашел благоволение в глазах Твоих, не проходи мимо раба Твоего.

    Нигде в Библии не встречается термин «Троица», там говорится только о трех ипостасях Бога: «…Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино…» и «…идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…».

    Символический смысл этой традиции связан со словами Христа, обращенными к своим апостолам: «Я — виноградная лоза, вы — ветви». Таким образом, Бог говорит о необходимости постоянной связи, живого общения человеческой души с Богом. Как виноградная лоза наполняет свои ветви питательным соком, так и душа человека живет в полноте, когда она наполняется лучами Божественной благодати.

    Троица, икона

    На этом общепризнанном изображении Святой Троицы работы Андрея Рублева мы видим, что лица всех фигур — Отца, Сына и Святого Духа — идентичны и отличаются только одеждой. Таким образом, иконописец указал на Троицу и неделимость субстанций Бога.

    Традиции и обычаи праздника

    В Троицын день было традиционным украшать березовыми ветками не только храм, но и дом, девушки вязали из березовых веток косички и привязывали к веткам разноцветные ленточки. В Троицын день вязали венки, гуляли в березовых лесах, искали невест или даже играли свадьбы. Это считалось хорошим предзнаменованием, обещанием удачи для молодых людей.

    Суббота перед Святой Троицей — важный день в православном календаре для поминовения усопших. Это было время, когда мы убирали могилы и поминали усопших родственников домашней едой.

    Традиционным угощением наших предков в Троицын день было блюдо с яйцами, золотистый цвет которых напоминал о солнце. Круглые лепешки пекли с яйцами, делали из них омлет и ели с квасом.

    После Святой Троицы начинался сбор лекарственных трав, потому что именно в это время, в самые длинные и теплые дни года, все растения достигали максимальной силы и расцветали.

    Время от Святой Троицы до Дня Святого Петра раньше называлось «Зеленым праздником». Как и в зимние праздники, в это время люди гуляли и танцевали, делали предсказания о будущем с помощью венков, опущенных в воду. Этот день также известен как День русалок: Запрещалось плавать в открытой воде, так как русалки могли заманить вас в водоворот.

    Существуют не только четко определенные церковные правила празднования Святой Троицы, но и определенные народные обычаи и традиции, которые сохраняются православными христианами в России на протяжении многих веков.

    • Народное название дня Троицы — «зелёные святки». Перед праздником принято наводить в доме порядок и чистоту. Образа украшают ароматными луговыми травами, полевыми цветами и веточками деревьев.
    • Среди деревьев главным символом праздника принято считать берёзу. Белая береста символизирует чистоту помыслов, а зелёные листья — молодость, обновление, жизнь.
    • Кроме берёзы дом украшали также ветвями других деревьев — дуба, клёна, рябины, липы. Они, согласно народной традиции также дают защиту от зла и символизируют праздник жизни на Земле.
    • Верующие плели венки из лесных и луговых трав — чабреца, мяты, папоротника, васильков, и вешали эти венки на дверь дома. Можно поставить букет из трав на стол. Молодые девушки клали пучки и венки из трав под подушку, чтобы удачно выйти замуж.
    • Принято было печь хлеб, пряники, караваи. Они символизируют достаток и благополучие.

    Растениями обычно украшают не только дома, но и церкви. Этот обычай связан с ветхозаветной церемонией Пятидесятницы, когда Богу приносили в жертву зеленые побеги урожая. На Пятидесятницу пол в церкви устилают свежескошенной зеленью, а на иконы кладут березовые веточки. Священнослужители одеты в зеленые облачения. Этот цвет символизирует творческую и животворящую силу Святой Троицы. Прихожане часто держат в руках цветы с луга.

    • Травы с пола храма после службы старались захватить с собою. Считается, что она святая и оберегает от бед и болезни. Траву сушат и хранят, обычно за иконами. Крестьяне использовали её для разных случаев. Например, клали пучок в хранилища и в овин, чтобы не заводились мыши, под крышу, чтобы уберечь дом от пожара. Её заваривали и использовали как целебный напиток, если заболел скот- подмешивали в сено.
    • Ветви деревьев, оставшиеся после праздника Троицы, тоже не выбрасывали. Из них делали венки, которые использовали как домашний оберег.
    • После службы верующие идут домой, чтобы отведать праздничные яства. Принято приглашать в гости близких и дорогих людей, обмениваться подарками.

    Чего нельзя делать на Троицу

    Святая Троица — это великий фестиваль. В этот день запрещается заниматься домашними делами и тяжелым физическим трудом. Запрещается стричь волосы, мыть, красить и шить. Забор не нужно ремонтировать, так как, согласно приметам, он приводит к рождению нездорового скота. Береза не должна использоваться для изготовления веников, в этот день к березе следует относиться с благоговением. Не следует гневаться и ссориться, плохо отзываться о других и иметь плохие мысли. Лучше провести этот день в заботе о близких и молитве. Вся неделя Святой Троицы называется «Русальной» или «Русалочьей». Русалкам не следует купаться в эти дни.

    День после Пятидесятницы называется Днем Духа. Это считается именем земли, поэтому проводить земляные работы строго запрещено. В этот день люди посещают церкви и могилы своих предков, умываются чистой водой, молятся Святому Духу и после службы приносят березовую ветку, чтобы хранить ее дома в течение года.

    Многие традиции наших предков давно угасли, но, участвуя в праздничной службе, принося березовые веточки и наслаждаясь летним омоложением природы, каждый может почувствовать себя наследником великой русской культуры.

    Святая Троица в православии

    Святая Троица — это теологическое понятие, отражающее христианскую доктрину о триединстве Бога. Это одно из важнейших понятий православия.

    Учение о Троице является основой христианской религии.

    Бог един по сути, но триедин по личностям: Отец, Сын и Святой Дух, единое и неделимое существо.

    Само слово «Троица» не имеет библейского происхождения и было введено в христианский лексикон во второй половине второго века святым Феофилом Антиохийским. Учение о Святой Троице содержится в христианском откровении.

    Учение о Троице непостижимо, это таинственное учение, непостижимое на уровне интеллекта. Для человеческого разума учение о Троице противоречиво, потому что это тайна, которую невозможно выразить логически.

    Не случайно о. Павел Флоренский назвал учение о Троице «крестом для человеческого мышления». Чтобы принять учение о Троице, грешный человеческий разум должен отвергнуть свои претензии на то, что он способен логически понять и объяснить все, то есть, чтобы понять тайну Троицы, он должен отвергнуть свой собственный разум.

    Тайна Троицы может быть познана лишь частично через опыт духовной жизни. Это понимание всегда связано с аскетической жизнью. В. Н. Лосский говорит: «Апофатическое восхождение есть восхождение на Голгофу, так что никакая спекулятивная философия никогда не может достигнуть тайны Троицы».

    Вера в Святую Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: Иудаизм, ислам. Учение о Святой Троице является основой всех христианских доктрин, таких как учение о Боге Спасителе, Боге Святом и т.д. В.Н. Лосский говорил, что учение о Троице «есть не только основа, но и высшая цель богословия, потому что… познать тайну Троицы во всей ее полноте — значит войти в божественную жизнь, в жизнь самой Троицы».

    Учение о триедином Боге можно кратко изложить в трех предложениях: Существует три личности: Отец, Сын и Святой Дух.

    2) Каждая личность Троицы является Богом, но есть не три бога, а одно божественное существо.

    3) Все три личности отличаются личными или ипостасными характеристиками.

    Чтобы приблизить учение о Троице к человеческому пониманию, отцы Церкви использовали различные аналогии из тварного мира. Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, фонтан, бьющий из него, и сам поток или река. Некоторые видят аналогию в устройстве человеческого ума (Игнатий Брянцанов, Аскетические опыты): «Наш разум, речь и дух, с их принципиальной уникальностью и взаимными отношениями, служат образом Отца, Сына и Святого Духа». Однако все эти аналогии очень несовершенны. Если мы возьмем первую аналогию — солнце, лучи и тепло — то эта аналогия предполагает временной процесс. Если взять вторую аналогию, то источник воды, ключ и течение, отличаются только в нашем восприятии, но в действительности это одна водная стихия. Что касается аналогии, относящейся к способностям человеческого разума, то это может быть только аналогия образа откровения Троицы в мире, но никак не внутритропическое существование. Более того, все эти аналогии ставят единство выше Троицы. Василий Великий считал радугу самой совершенной из аналогий, заимствованных из материального мира, поскольку «один и тот же свет сам по себе неделим и имеет много цветов». «А в полихромии изображен один человек — нет середины или перехода между цветами. Мы не видим, где выделяются лучи. Мы ясно видим разницу, но не можем измерить расстояния. А вместе разноцветные лучи образуют единый белый цвет. В разноцветных лучах становится видно вещество.

    Краткая история догмата о Пресвятой Троице

    Христиане всегда верили, что Бог един по сути, но триедин в лицах, но учение о Троице возникло лишь постепенно, в основном в связи с различными еретическими ошибками. В христианстве учение о Троице всегда было связано с учением о Христе, с учением о Воплощении Бога. Тринитарные ереси и тринитарные споры имели христологическую основу.

    Учение о Троице действительно стало возможным благодаря воплощению Бога. Как говорится в гимне Богоявления, во Христе «явилось поклонение Троице». Учение Христа «для Иудеев препятствие, а для Еллинов юродство» (1-е Коринфянам 1:23). Учение о Троице является препятствием как для «строгого» иудейского монотеизма, так и для греческого политеизма. По этой причине все попытки рационально понять тайну Троицы приводили к иллюзиям иудейского или греческого характера.

    Одни объединяли лица Троицы в одно существо, как сабеллиане, а другие сводили Троицу к трем разрозненным существам (ариане). Арианство было осуждено в 325 году на Первом Вселенском Соборе в Никее. Самым важным актом этого собора было составление Никейского Символа веры, в котором были введены антибиблейские термины, из которых термин «homoio» — «единосущный» — сыграл особую роль в тринитарных спорах четвертого века.

    Великим каппадокийцам, Василию Великому, Григорию Богослову и Григорию Нисскому, потребовались большие усилия, чтобы раскрыть истинное значение термина «homousiosis». Великие каппадокийцы, прежде всего Василий Великий, проводили строгое различие между «веществом» и «субстанцией». Отец, Сын и Святой Дух — это их проявления в личностях, каждая из которых обладает всей полнотой божественной субстанции и находится в неразрывном единстве с ней. Ипостаси отличаются друг от друга только своими личностными (ипостасными) характеристиками. Более того, каппадокийцы (особенно два григорианца Назианзен и Нисса) фактически отождествляли термины «ипостась» и «личность». Личность» в теологии и философии того времени была термином, относящимся не к онтологическому, а к описательному уровню, т.е. личность могла быть описана как маска актера или как юридическая роль, которую играет человек. Отождествляя «личность» и «субстанцию» в тринитарном богословии, каппадокийцы перевели концепцию с описательного на онтологический уровень. Следствием этого отождествления стало, по сути, появление нового понятия, которого древний мир не знал: понятия «человек». Каппадокийцам удалось примирить абстракцию греческой философской мысли с библейской идеей личного божества.

    Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

    Согласно учению Церкви, ипостаси являются личностями, а не безличными силами. Вещества, однако, одного и того же вида. Естественно, возникает вопрос, как их различать. Все божественные атрибуты принадлежат к общей природе, они присущи всем трем субмерностям, и поэтому различия божественных личностей не могут быть выражены сами по себе. Невозможно дать абсолютное определение каждому из субмерностей, используя одно из божественных имен. Одна из особенностей существования личности заключается в том, что личность уникальна и неповторима и поэтому не может быть определена, не может быть подведена под термин, потому что термин всегда обобщает, его нельзя свести к общему знаменателю. Поэтому индивид может быть понят только через его отношения с другими индивидами. Мы видим это в Библии, где представление божественных личностей основано на отношениях между ними. Примерно с конца четвертого века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные атрибуты выражаются следующими понятиями: для Отца — незрелость, для Сына — рождение (от Отца) и исхождение (от Отца) в Духа Святого. Личные атрибуты — это атрибуты, которые являются неповторимыми и вечно неизменными и принадлежат исключительно той или иной божественной личности. Именно благодаря этим качествам люди отличаются друг от друга, и мы знаем их как отдельные субстанции. Выделяя в Боге три субстанции, мы в то же время исповедуем, что Троица едина и неделима. Сосуществование означает, что Отец, Сын и Святой Дух — три независимые божественные личности, обладающие всеми божественными совершенствами, но они не три отдельных самостоятельных существа, они не три бога, а один Бог. Они обладают единой и неделимой божественной природой. Каждая из Лиц Троицы обладает божественной природой в ее совершенствах и полноте.

    Праздник Троицы отмечается на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его также называют Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы или праздник Святой Троицы отмечался следующим образом. На десятый день после вознесения Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и Дева Мария были с ними в Сионской горнице, около третьего часа дня сделался в воздухе сильный шум, как бы приближающаяся буря. В воздухе появились яркие, дрожащие языки огня. Это был не материальный огонь — он был такого же рода, как огонь благодати, сходящий каждый год на Пасху в Иерусалиме, он светился, не сгорая. Когда она пронеслась над головами апостолов, на них обрушились огненные языки, и они упали в обморок. Одновременно с внешним явлением в душах людей произошло и внутреннее событие: «В тот момент и Мария, и апостолы почувствовали необыкновенную силу, действующую внутри них. Они просто и сразу получили новый дар благодати Слова — они заговорили на языках, которых раньше не знали. Этот дар был необходим им для того, чтобы провозгласить Евангелие всему миру.

    В память об этом событии праздник Пятидесятницы также называют праздником сошествия Святого Духа и праздником Святой Троицы: С явлением Святого Духа, сошедшего от Бога Отца по обетованию Бога Сына, открылась тайна единства Святой Троицы. Название Пятидесятница было дано этому дню не только в память о древнем празднике, но и потому, что он выпал на пятидесятый день после христианской Пасхи. Подобно тому, как Пасха Христова заменила древний праздник иудеев, Пятидесятница положила начало Церкви Христовой как единству в Духе на земле.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий