Самым важным признаком присутствия благодати Святого Духа является радость, испытываемая в эти моменты. У большинства из нас нелегкая жизнь, поэтому грусть, раздражительность и печаль становятся нашими обычными состояниями.
Дышу Православием
- Борется ли дьявол с Богом?
- Крестные — сколько должно быть крестных у ребенка
- Агав, апостол от 70-ти, священномученик. Житие
- В чем смысл Петрова поста?
- Церковные суеверия. Как искажается христианство
- Василий Великий. Житие
- Боговоплощение. Почему Богу нужно было стать человеком?
- Милостыня — как правильно совершать милостыню?
- С чего начинается обращение ко Христу
- Адриан Пошехонский, священномученик. Житие
- Агапит Печерский, преподобный, врач безмездный. Житие
- В сети появились фейковые страницы «Дышу Православием»
- Добро и зло — почему Бог не остановит все зло на земле?
- Молитва — почему молитва бывает «не услышана» ?
- Наказывает ли Бог катастрофами и стихийными бедствиями?
- 50 советов от Феофана Затворника
- Суббота — как Церковь относится к субботе?
- Агапия, Ирина и Хиония. Мученицы. Житие
- Исповедь — 20 вопросов об исповеди и покаянии
- Феофан Затворник, святитель. Житие
- Авраамий Смоленский, преподобный. Житие
- Крещение — 33 вопроса о крещении
- Уныние — что такое уныние и как с унынием бороться?
- Обрядоверие или благоговение?
- Оскорбление религиозных чувств верующих?
Наши друзья
— EH. Какая благодать, птички поют» — вы часто слышите подобные слова, когда вам хорошо. Но что такое благодать и почему нельзя так говорить?
Слово «благодать» очень часто встречается в Писании, как в Ветхом, так и в Новом Заветах, и употребляется в различных значениях:
(а) иногда оно означает благосклонность, благоволение, доброту, милосердие (Быт. 6:8; Еккл. 9:11; Ест. 2:15; 8:5),
(б) иногда дар, добро, всякое добро, всякий дар, который Бог дает своим созданиям без того, чтобы они что-либо делали для этого (1 Пет. 5:10; Рим. 11:6; Зах. 12:10), а также естественные дары, которыми переполнена вся земля (Ps. 83 146:8-9; Деян. 14:15-17; 17:25; Иак. 1:17), и сверхъестественные, необыкновенные дары Божьи, данные Богом различным членам Церкви (1 Кор. 12:4-11; Рим. 12:6; Еф. 4:7-8),
в) иногда относится ко всей великой работе нашего искупления и спасения, совершенной по благодати Господа нашего Иисуса Христа. «Ибо явилась благодать Божия, спасающая всех людей». «Но когда явилась благодать и любовь Бога, Спасителя нашего, Он спас нас, не по делам праведности, которые мы должны были бы делать, но по милосердию Своему, омовением возрождением и обновлением Святым Духом» (Тит. 2:11; 3:4-5),
(d) Но сама благодать — это спасающая сила Божья, переданная нам через заслуги Иисуса Христа для нашего освящения и спасения, которая обновляет нас в духовной жизни и, подтверждая и совершенствуя ее, совершает наше освящение и спасение.
Благодать — это нематериальная божественная энергия, сила или действие, посредством которого Бог открывает Себя человеку, побеждающему грех и через это достигающему единения с Богом. Само слово «благодать» означает благость, добрый дар, потому что только Бог является источником высшего блага.
Согласно учению Церкви, благодать — это высший дар Бога человеку. «Все дары благодати находятся в тех, кто превознесен над природой, — подчеркивает святой Марк Эфесский, — и они отличаются от природных даров, которые присутствуют в нас и появляются благодаря нашим усилиям». И также каждая жизнь тех, кто живет по Богу, отличается от естественной жизни, потому что она духовна и божественна».
Божественная благодать является несотворенной, несозданной и личной (ипостасной); в Библии она часто называется силой («…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1:8), «…Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя могущественна в немощи» (2 Кор. 12:9).
Святые отцы называют благодать «лучами Божества», «божественной славой», «смиренным светом». … Все три Лица Святой Троицы обладают действием Божественной благодати. «Действие несотворенной субстанции, — пишет святой Кирилл Александрийский, — есть нечто общее, хотя и свойственное каждому человеку. Святой Ириней Лионский в своих размышлениях о проявлении Святой Троицы перед строительством утверждает, что благодать исходит от Отца и передается Святому Духу через Сына. Согласно святому Григорию Паламе, благодать — это «действие общей и божественной силы и действия Триединого Бога».
Действие Божественной благодати открывает возможность познания Бога. Без благодати мы не можем познать Бога, — учит святой Силуан Афонит, — каждый из нас может думать о Боге в той мере, в какой он познал благодать Святого Духа. Действие Божественной благодати позволяет человеку исполнить заповеди, спастись и духовно преобразиться. «Действуя в себе и вокруг себя, христианин приводит в действие всю свою личность, но делает он это, и может делать это успешно, только при постоянной помощи божественной силы — благодати», — учит святой Иустин Попович. — Ни одна мысль христианина не может быть направлена на путь Евангелия, ни одно чувство не может быть направлено на путь Евангелия, ни одно действие не может быть направлено на путь Евангелия без благодатной помощи Бога».
Можно ли именовать благодать Богом, Божественностью?
В дополнение к различию между субстанцией и личностями в Боге, Церковь также признает действительность проявления субстанции Бога. В принципе, каждая субстанция проявляет себя в той или иной форме: По определению, не существует непроявленной субстанции, поскольку само существование субстанции уже является ее проявлением. И, конечно же, сущность Того, Кто есть сущность (Исход 3:14), также постоянно проявляется в самом точном и исключительном смысле этого слова.
Проявление бытия Отца, Сына и Святого Духа в православном учении называется божественным действием или божественной активностью. Поскольку божественная энергия неотделима от вещества, а вещество неотделимо от его проявления или действия, она называется Богом (см. подробнее: Что такое божественная благодать и как она «представлена» в православных иконах? В чем суть и природа благодати и как она изображается в православных образах? «материал», «вещество», «происшествие»).
Аналогично, проявление или действие природы огня — светящееся, лучистое движение газов, рассматриваемых в виде языков, — называется не только горением, но и огнем. Как при прикосновении к огню мы приобщаемся не к его сути, а к его действию (именно действие обжигает), так и приобщение к Божественному откровению или действию, приобщение к благодати, является приобщением к Самому Богу.
В этом отношении Божья благодать часто приравнивается к третьему лицу Троицы — Святому Духу, хотя она может быть описана и расширенным выражением: благодать Святого Духа или благодать Отца и Сына и Святого Духа. Он называется Святым Духом, потому что божественная энергия всегда исходит от Отца через Сына и выражается в Святом Духе.
Что значит стяжать Святого Духа?
Святой Дух — это накопление Божьей благодати. Накопление по заслугам нельзя понимать как накопление, как понимается накопление материальных или даже нематериальных благ, таких как ручной труд или знания.
Накопление благодати означает нечто иное. В процессе духовно-нравственного преображения человека, которое совершается с Божьей помощью, человек не только становится лучше и совершеннее, но он становится более похожим на Бога и духовно приближается к Нему. Чем больше степень сходства и единства между человеком и Богом, тем яснее сияет в человеке Божья благодать. Весь этот спасительный процесс благодати на самом деле называется достижением благодати или освящением (см. синергия, теозис).
Как следует относиться к положению о преподании благодати посредством священных предметов, святынь, таких как иконы и мощи Божьих угодников?
Распределение благодати может исходить от Бога либо напрямую, либо через средства или предметы сотворенного мира. Когда благодать распространяется через священные изображения и реликвии, они служат средством общения с Богом и его святыми (см.).
В отличие от магических средств, где ритуалы и заклинания имеют первостепенное значение, Божья благодать не действует механически, а передается человеку через веру. Способность чувствовать благодать зависит от внутреннего состояния человека, от настроя его сердца. С этой точки зрения молитва понимается святыми отцами не так, что человек поклоняется Богу через молитву, а так, что человек возвышается и открывается через молитву, чтобы войти в контакт с Ним.
При молитве перед иконой или реликвией паломнику легче настроиться на обращение, сосредоточиться и направить свой ум (дух и сердце) к первой иконе, чье изображение выгравировано на ней, или к святому, мощи которого он желает почитать. Вступая в молитвенное общение со святыми, мы просим их заступничества перед Творцом, и Он отвечает — в той мере, в какой это необходимо для блага молящегося — своим благословением (действием).
Ошибочно полагать, что православные иконы или святые мощи являются независимыми источниками Божьей благодати, Божьего действия. Такое отношение похоже на отношение язычников к талисманам и амулетам и должно быть чуждо христианской совести.
Существуют некоторые различия во взглядах на природу и дела благодати в различных христианских деноминациях, которые во многом служат поворотным пунктом между историческими церквями и протестантизмом, а внутри протестантизма между кальвинизмом и арминианством.
Православие
Согласно учению Православной Церкви, благодать — это неделимая божественная сила (δύναμις) или неделимая божественная энергия (energeia), через которую Бог открывает Себя падшему человеку и через которую человек преодолевает в себе принцип греха и достигает спасения и состояния теозиса. Почитание ангелов и святых неотделимо от понятия благодати, потому что почитается благодать Божья, которая живет и действует в них. Понимание благодати как действенной силы Бога для спасения и освящения восходит к словам Нового Завета:
Но вы примете силу (δύναμιν), когда сойдет на вас Дух Святой.
Чьим (евангельским) рабом я стал через дар Божьей благодати (дар благодати), данный мне силой (καταε10νέργεια) Его могущества (δυνάμενος).
Посему и я действую и подвизаюсь силою (энергией) Его, действующею во мне могущественно (силою).
Доктрина благодати была раскрыта в мистическом учении Изиды и получила дальнейшее развитие в четырнадцатом веке византийским мистиком и богословом Григорием Паламой в его спорах с Варлаамом о Фаворском свете. В 1351 году это учение было подтверждено на православном соборе в Константинополе.
Решения этого собора были включены в греческую Триодь Великого поста в виде анафем и читались в воскресенье Торжества Православия.
В более краткой и абстрактной форме это учение было изложено монахом-мистиком Андроником (А. Ф. Лосевым), который обычно печатал его в скобках вместе с постановлениями самого Собора в русском тексте Деяний Собора:
- Свет Фаворский не есть ни сущность Божия, ни тварь, но энергия сущности.
- Энергия сущности нераздельна с сущностью и неслиянна с нею.
- Энергия сущности нетварна.
- Энергия сущности не вносит разделения в самую сущность и не нарушает её простоты.
- Имя „Божество“ относится не только к сущности Божией, но и к энергии, то есть энергия Божия тоже есть сам Бог.
- В сущности Божией тварь не может участвовать, в энергии же — может».
Из того, что человек может участвовать в деятельности Божества, вытекает понятие синергии — сотрудничества Бога и человека в искуплении человека, см. выше — (Кол 1:29).
Католицизм
Согласно Католическому катехизису, благодать — это «милость, свободная помощь, которую Бог дает нам, чтобы мы последовали Его призыву и стали детьми Божьими, усыновленными детьми, причастниками Божественного существа и вечной жизни….. Благодать Христа — это свободный дар, который Бог дает нам Своей жизнью, изливаемой в наши души Святым Духом, чтобы исцелить и освятить их от греха: Это освящающая или обожествляющая благодать, которую мы получаем в крещении. Он является в нас источником освящения. Католики различают постоянную (привычную) благодать, которая является постоянной предрасположенностью жить и действовать в соответствии с Божьим призывом, и литургическую (актуальную) благодать, которая является вмешательством Бога в начале обращения или в процессе освящения.
Благодать в христианском богословии
Благодать тесно связана с богословскими понятиями спасения, покаяния, освящения, таинств, церковной иерархии, почитания святых мест и т.д.
Сальвационизм
Благодать — это основная концепция христианской сотериологии (учения о спасении).
Богословие различает различные действия или виды спасающей благодати:
- Благодать приготовляющая или предшествующая, предваряющая (лат. gratia praeparans, praeveniens ). Она сначала располагает человека к покаянию и пробуждает сознание необходимости божественной помощи для спасения.
- Благодать действующая (лат. gratia operans ) или особая ( specialis ). Возбуждая веру и любовь ко Христу, вводит в общение с Ним; и в силу этого через усвоение себе заслуг Христа человек получает прощение грехов и силы к добру — возрождается.
- Благодать содействующая (лат. gratia cooperans ). Так как и в возрождённом человеке всё ещё остается ветхий Адам с его греховными похотями, то для дальнейшего преуспевания в святой жизни и теперь нужно божественное содействие и помощь, которую человек получает через содействующую благодать.
Экклезиология
В богословии исторических церквей благодать передается человеку как опосредованно в таинствах церкви, так и непосредственно от Бога к человеку (в личной молитве). В протестантском богословии благодать принимается исключительно и непосредственно от одного лишь Бога. В протестантизме действительность обрядов (аналогичных таинствам Церкви в православии и католицизме) зависит исключительно от наличия личной веры, тогда как в православии и католицизме таинства считаются недействительными, если совершающий их человек не уполномочен на это в соответствии с правилами Церкви.
Например, существует мнение, что разделение христиан на мирян (царственное священство мирян) и духовенство, которым дана особая благодать для служения в дополнение к общему дару Святого Духа, практика почитания материальных таинств и доктрина апостольского преемства (непрерывная цепь епископских рукоположений, продолжающая дар священства, необходимое условие для действительности таинств, от апостолов до наших дней) являются именно результатом концепции благодати в исторических церквях. Однако следует отличать (как и в межрелигиозной полемике в целом) аутентичные учения конфессий от их изложения оппонентами, в котором существующие различия обычно преувеличиваются.
Использование термина в других религиях
Богословская концепция благодати как неиспользованного (собственными усилиями) прощения человека Богом уникальна для христианства и не встречается в других религиях. Однако само слово «благодать» в той или иной форме существует и в других религиях.
Иудаизм
Основной целью творения было желание Бога создать человека, задачей которого было соединиться с Богом, чтобы наслаждаться с Ним истинной благодатью. Таким образом, перед каждым человеком открыты два пути: путь добра и путь зла; и человек имеет власть выбрать тот путь, который он пожелает. Если он добровольно изберет путь добра и отвергнет зло, то ему будет дарована истинная вечная благодать35.
Ислам
Понятие милосердия (барака) также встречается в Коране: «Их Господь обрадует их вестью о Своей милости и благости, и о садах, где для них приготовлена вечная благодать, где они будут пребывать вечно. Ведь Аллах вознаграждает великой наградой». (Сура 9:21-22).
Индуизм
Категория милости в индуистской философии соответствует слову «крипа», которое можно перевести как «милосердие». Ишвара-крипа, милость Бога, не имеет причины, ни от чего не зависит и не может быть достигнута личными усилиями, но в то же время она является причиной освобождения и просветления: «Только по милости Бога мудрые желают понять неделимый Брахман; таким образом они освобождаются от великого страха». («Авадхута Гита», глава 1.1). В зависимости от традиции и доктрины понятие благодати имеет разное значение. Например, Рамалинга Свамигал, известный тамильский святой и поэт, придает этому принципу центральное значение в своей работе «Тируарутпа» («Божественная песнь милости») и подробно останавливается на нем.
Не привыкать к благодати
Как можно использовать благодать? Прежде всего, к этому нельзя привыкать. Все в Церкви благодатно: таинства, обряды, традиции, литургии. Нет ничего, даже мелочи, которая не освящена Святым Духом и не исполнена Божьей благодатью. Самое главное — у человека должно быть правильное отношение к святости. Мы должны иметь благоговение и страх перед Богом.
Человеку свойственно привыкать к тому, что у него есть, а привыкнув, он перестает ценить то, что у него есть. Он делает благодать традицией или даже «национальной традицией», как это происходит сейчас. При таком отношении благодать Святого Духа теряется в Церкви, потому что там, где потерян страх Божий, потеряны также благодарность и уважение, и это печально. Человек может быть воцерковленным, но если он не обращается с даром благодати должным образом, он может остаться неблагодарным.
Маркер присутствия благодати
Признаком присутствия благодати Святого Духа является радость. Мы часто находимся в печали, расстройстве, тоске, раздражительности, гневе — это наши хронические состояния. Конечно, настроение может измениться, но если мы постоянно находимся в негативном настроении, то нам нужно повернуться лицом к окружающим. Если мы радуемся, это значит, что мы в Святом Духе. Мы должны наслаждаться общением, поклонением, участием в таинствах и нашей духовной жизнью. Ибо где Бог, там не может быть ни печали, ни грусти? Можно ли грустить, когда Бог рядом? Конечно, нет.
В храме все изящно. У нас нет более изящных или менее изящных храмов и священников; это различие было придумано. Мы не видим благодать, мы ее в лучшем случае чувствуем, да и то не все, а только те, кто к ней предрасположен. Часто люди называют милостью свои собственные чувства: либо им нравится, либо нет. Они измеряют благодать земными категориями: Если священник заметил это, он благословлен; если он торопился или у него болела голова, он не благословлен. Он был хорош в храме — это был благодатный храм, бабушки делали замечания — он не был благодатным. Не надо за ним бегать! «Царство Божие внутрь вас есть», — сказал Господь. Мы должны стремиться жить праведно, богатеть во Христе, жить благочестивой жизнью ради Него — тогда Святой Дух посетит нас, даст нам благодать, и все будет благодатным: наша жизнь, наша молитва и наша вера.
Записала Екатерина Щербакова
Не стоит добиваться благодати
Для того чтобы человеку была дарована благодать, он должен вести себя правильно. Его нельзя получить намеренно. Не существует более или менее благородных священников и храмов.
Благодать Божья — это невидимая субстанция. В лучшем случае мы можем его почувствовать, но не все, а только те, у кого есть желание вступить в контакт с Богом. Мы не можем применять земные категории к благодати и оценивать посещение храма по тому, понравился он нам или нет.
Спаситель учит, что «Царство Божье» находится в каждом человеке. Мы должны верить, молиться, соблюдать заповеди и жить благочестивой жизнью, тогда Божья благодать обязательно придет ко всем.
(71 оценка, в среднем: 4,83 из 5)
Кошка перешла улицу, птица села на подоконник, выпало число 13 или приснился плохой сон.
В православной церкви освящение считается исцелением. Он ссылается на эпизод, связанный с крещением
В истории каждого народа и государства есть большое количество самых разных, знаменательных дат. Однако
Православная вера была верной спутницей славянских супругов на протяжении многих веков. Но кротость, верность и
Почему вы приписываете людям все, что хотите, а тем более не говорите: благодать — это Божий дар вечной жизни. по-гречески это звучит «евангелие» — это цена крови Христа, которая позволяет людям спастись от грядущего Божьего суда. это благой дар, Божий дар человеку дар входа в рай. а не ваше чувство удовлетворения.
Божья благодать, как упоминалось выше в статье, — это Его нематериальная энергия! А Евангелие — это благая весть, переведенная с греческого! Не путайте людей и не путайте себя!
Спасибо! Я не считаю себя святым, и что касается моего ума, я изучал великие религии, я изучал эзотерические учения Агни Йоги, учения вознесенных мастеров. Книга мудрости. Однажды я почувствовал, как в моем теле формируется огромная энергия. Я наблюдал, как эта энергия искала выхода, и, найдя выход, она проявилась как Божья благодать. Это трудно описать словами, это нужно почувствовать. Я оставался в этой божественной энергии около двух дней, и постепенно она начала исчезать. После этого чуда произошло еще одно. Я сосредоточился на своем сердце и научился слушать его. Учение гласит, что сердце — это храм Бога и что внутри него находится частица Бога, божественное тройное пламя Святой Троицы….. Отца, Сыновей и Святого Духа! Однажды, по милости Божьей, в моем сердце что-то открылось, и любовь хлынула потоком! Это проявление Бога в человеке. Это самый короткий внутренний путь к Богу через сердце и любовь.
Самым важным признаком того, что на человека снизошла благодать (как дар Божий), является то, что благодаря благодати человек приобретает способности (или качества), которых у него раньше не было. Согласно учению Православной Церкви, благодать — это божественная сила или божественная энергия, через которую Бог открывает Себя человеку и с помощью которой человек преодолевает греховное начало в себе и достигает спасения. Для католиков благодать — это свободный дар, который Бог дает человеку, передавая благодать Святым Духом в человеческую душу, чтобы исцелить ее от греха и освятить. Другими словами, благодать тесно связана с откровением Святого Духа. Когда человек приобретает определенные духовные дары через благодатное проявление (влияние) Святого Духа. Дары Святого Духа (9 даров Святого Духа). Считается, что дары Святого Духа делятся на три различные группы: 1. Дары речи — т.е. дары, действующие через органы речи (дар пророчества, дар внезапного знания языков, дар истолкования языков). 2. дары откровения — т.е. дары, передающие сверхъестественные откровения (дар мудрости, дар знания, дар различения потусторонних духов). 3. дары силы — т.е. дары, которые показывают силу Бога в физической реальности (дар веры, дар исцеления, дар чудес). Другими словами, эти 3 группы включают 9 даров Святого Духа: 1 — дар слова мудрости; 2 — дар слова знания; 3 — дар веры; 4 — дар исцеления; 5 — дар чудотворения; 6 — дар пророчества; 7 — дар различения духов; 8 — дар знания языков; 9 — дар истолкования языков. Но опять же, самым важным признаком получения благодати (как и признаком получения духовных даров или признаком прикосновения Святого Духа) является то, что человек (беспричинно и неожиданно для себя) приобретает определенные способности (или качества), которых у него раньше не было. Я могу предположить, что в моем случае дар веры коснулся меня 2,5 года назад. В результате возникла (буквально ни с того ни с сего и ниоткуда) внутренняя потребность молиться ежедневно (утром, днем и вечером) и причащаться еженедельно (желательно ежедневно). До этого я молился (а также причащался) в храме всего 2-3 раза в год, а дома — очень недолго и всего несколько раз в месяц. Вторым результатом (в том числе благодаря ежедневным молитвам) стало постепенное устранение негативных качеств (например, раздражительности, прямолинейности…). Удачи и Божьих благословений всем!