Уральско юкагирская языковая семья. Уральско юкагирская языковая семья.

Финско-венгерская команда. Народы: финны, карелы, вепсы, изоры, эстонцы, ливы, саамы, марийцы, мордва, удмурты, коми, коми-пермяки, венгры, хади и манси.

Традиции юкагиров – три души и запрет общения

Юкагиры, один из древнейших коренных народов Сибири, удивляют нас разнообразием своих обычаев и культуры. Традиции юкагиров свидетельствуют об их самобытности и неповторимости. Их название переводится как «люди мерзлой земли», и юкагиры являются одной из самых могущественных этнических групп в своем регионе. В далеком прошлом это действительно было так.

И хотя сейчас этот народ представляет собой небольшую этническую племенную группу, он остается верен принципам и образу жизни своих предков. Важнейшей особенностью юкагирской культуры является многовековая изоляция, в которой она развивалась. Таким образом, удалось сохранить действительно уникальные экспонаты, которые впоследствии были дополнены интересными заимствованиями. Так что же могут рассказать нам юкагирские традиции?

Статус женщин

В начале своего повествования хочу сразу отметить, что изучение обычаев и традиций этого народа — дело непростое. Основная трудность заключается в том, чтобы точно определить специфику юкагирской культуры. Не секрет, что этот народ на протяжении последних веков вступал в контакты со своими соседями. Племена обменивались своей культурой между собой и перенимали друг у друга определенные черты. Например, якуты и юкагиры имеют много общего в своих традициях, и очень трудно выяснить, какие обычаи принадлежат тому или иному племени.

Интересной особенностью этого народа являются остатки матриархата, сохранившиеся до наших дней. Даже сегодня родственники по материнской линии (реже по отцовской) поддерживают тесные связи, а женщины не спешат менять фамилию, выходя замуж.

Более того, юкагиры не осуждают весьма свободное поведение женщин, как и незаконнорожденных детей. Интересно, что в прежние времена женщины играли решающую роль на общественных собраниях и встречах. От них зависел исход дел, решение многих проблем и насущных вопросов. Женщина могла выбрать себе мужа, и если он ее не устраивал, она могла развестись с ним.

Зимнее традиционное жилище юкагиров и его жители, конец XIX века / © Владимир Ильич Иохельсон Местонахождение: Кунсткамера, Санкт-Петербург, Россия

Запрет общения

Еще одна интересная традиция юкагиров — «не говорить», что на юкагирском языке звучит как «ньехийни». Этот обычай означал, что определенным группам родственников не разрешалось общаться друг с другом. Им не разрешалось контактировать друг с другом, не разрешалось разговаривать друг с другом и, не дай Бог, прикасаться друг к другу. Если одному из них было что сказать или поделиться с другим, они приводили третьего человека, который не был запрещен.

Вы можете сказать: ну и что? Кажется, что вы не можете общаться, поэтому вам это и не нужно. Но в данном случае проблема была в другом. Иногда родственники, прошедшие ритуал, общались друг с другом, пусть не добровольно, но случайно. Иногда случалось, что после этой встречи люди умирали от испуга, потому что понимали, что нарушили древний запрет.

Численность и место жительства юкагиров

Согласно переписи населения 2010 года, в России насчитывается 1 597 представителей этой этнической группы. Они живут в основном в бассейне реки Колязы — в Якутии (1 267), Чукотской автономной области (205) и Магаданской области (70).

В Республике Саха юкагиры в основном проживают в национальной общине «Олеринский суктул» в Нижнеколымском районе.

В 2013 году Новосибирскстат опубликовал результаты исследования этнической принадлежности жителей Новосибирской области. Один из них представился как «Юкагир».

Коренной колымский народ причислен к коренным малочисленным народам России.

История юкагиров

Местные племена были представлены русским в 1635 году. И если верить юкагирскому фольклору, первое знакомство закончилось плохо.

В. И. Шадрин приводит юкагирскую легенду, в которой рассказывается о человеке, пришедшем на их землю «с мехом на лице, с носом величиной с березовую шишку, в котором две черные дыры, как горностаевые норки». Согласно легенде, незваный гость спрыгнул с лодки и утащил одну из юкагирских девушек, танцевавших на берегу, в лес.

Соплеменники спасли девушку, убили незнакомца и бросили его в реку со словами: «Куда река ее унесла, туда и ты ее унеси».

Однако уже в 1636 году, заручившись поддержкой якутов, казаки совершили набег на юкагиров и напали на племя у реки Яны.

Юкагиры защищались ожесточенно и не без успеха. Временами им удавалось изгнать новоприбывших со своих земель. Например, сохранились сведения о разгроме юкагиров Василием Ермолаевым Бугра в 1648 году. Если верить его рассказам, юкагирскому племени удалось не только убить одного из соратников Бугра, «Матюшку-средника», но и лишить его доспехов, пока казаки собирали новые силы.

В конце 80-х годов XVII века русским удалось собрать ясак среди местного населения. Но и тогда юкагиры не прекратили сопротивление. Самым крупным «предательством» против русского царя стало Юкагирское восстание 1681-1684 годов, возглавляемое Канивой, вождем ходинских племен. Его войска даже осадили город Анадырский, но капитан Иван Курбатов с помощью своих чусовских соотечественников сумел разгромить повстанцев.

После поражения Ханивы его племена перестали оказывать вооруженное сопротивление. Все сибирские племена были размещены в крепостях и зимних лагерях и должны были платить налог на пушнину. Юкагиры стали называть русских «нохшоччо», что означает «охотники на сабу».

Само собой разумеется, московские власти велели нарушителям спокойствия разобраться с местными жителями «ласково, не жестоко». Но кто в далекой Сибири следовал этим инструкциям? Слуги были так заняты сбором ясака, что некоторым племенам приходилось платить за него по нескольку раз. А чтобы стабилизировать выплаты, захватчики захватывали «лучших людей» — шаманов, вождей племен или их детей. Часто в плен попадали и молодые юкагирские девушки. Согласно антропологу B.O. Долгих, в период с 1770 по 1780 годы 10% юкагирских женщин того времени жили в домах русских командиров.

Конечно, казаки были разные. В архиве Санкт-Петербургского института истории сохранилось прошение, в котором алайское племя просило впустить казачьего десятника Никиту Родионова в Алазейское зимовье, потому что этот сборщик ясака не притеснял туземцев и даже делал им подарки.

Можно было подкупить туземцев железными изделиями, которых у них не было. Согласно другому документу, тот же Никита Родионов попросил Москву прислать ему броневые листы, чтобы он мог доставить их туземцам. Наконец, парадунабские племена были защищены от нападений неюкагирских племен в Сибири. Юкагиры подвергались преследованиям со стороны своих беспокойных соседей: Якуты, эвенки, чукчи….

В то же время приход казаков привел к новым конфликтам между сибирскими племенами. Якуты, в частности, бежали от поборов на территорию юкагиров, с которыми аборигенам приходилось воевать.

Русские первопроходцы использовали представителей племен Колымской долины в качестве проводников при освоении Чукотки, что в свою очередь привело к конфликту самих юкагиров с чукчами.

Язык юкагиров

О происхождении юкагирских языков известно так же мало, как и о происхождении самих юкагиров. Некоторые ученые склонны считать эти языки изолированными, не имеющими никакого сходства с языками соседних народов.

Хотя эти языки принадлежат к уральской семье, они давно отделились от нее. Еще раньше, чем произошло разделение на семьи самодийских и финно-угорских языков. То есть, более восьми тысяч лет назад.

Сегодня известны два юкагирских языка — северный (тундровый) и южный (колымский). В ходе переписи населения 2010 года они были объединены в один. Однако различия в базовой лексике этих двух диалектов настолько велики, что ученые подозревают существование субстратного языка. Иначе многим юкагирским словам, кроме всех остальных, просто неоткуда было бы взяться.

Кроме этих двух живых юкагирских диалектов, есть два известных вымерших диалекта — чуванский и омоки. На первом говорили в нижнем течении реки Анандир, на втором — в нижнем течении реки Колима.

Два сохранившихся языка, вероятно, были общими диалектами, понятными всем аборигенам.

Сегодня на тундровом языке говорят в районе реки Алазея, в селе Андрюшкино, в нижней части долины Колымы, в селе Колымское и в поселке городского типа Черский. На колымском языке говорят в селе Нелемное Верхнеколымского района Якутии и в поселке городского типа Сеймчан Магаданской области.

На общение юкагиров сильно повлияло взаимодействие с русскими, якутами и чукчами. На реке Анадырь, например, юкагиры говорили на корякском и чукотском языках. В верховьях реки Колымы в 19 веке люди свободно говорили на якутском языке. Советская эпоха привела к русификации юкагиров, так как в села приехали русскоязычные специалисты.

Сейчас юкагирские языки находятся под угрозой исчезновения. По данным 2010 года, только около 60 человек говорят на северном диалекте, а на южном диалекте говорят только 10 человек, в основном пожилые люди.

Они перешли на кириллицу относительно поздно, в 1980-х годах. До этого они использовали своеобразную идеографическую письменность на бересте под названием «шангар-шорила».

Интересно, что в основном его использовали женщины для эротических сообщений. Интересно также, что юкагиры изображали людей в виде тополей. Это перекликается с древней верой в духовную связь между людьми и деревьями.

Автором первого юкагирского алфавита был местный писатель и лингвист Г. Н. Курилов. 28 апреля 1983 года кабинет министров Якутии утвердил разработанные им правила правописания.

Однако различные варианты юкагирского алфавита все еще можно встретить в разных версиях. В основном с якутскими буквами.

Классификация языков юкагирской семьи

Родственные (генетические) связи юкагирских языков с другими языковыми семьями еще окончательно не выяснены. Однако некоторые лингвисты считают, что юкагирские языки находятся в отдаленном родстве с уральскими языками и, таким образом, образуют гипотетическую семью уральско-юкагирских языков.

Готовые работы на аналогичную тему

Юкагирская языковая семья представлена 4 языками. Два юкагирских языка все еще используются:

  • северноюкагирский язык (тундренный или вадульский) – используется юкагирами, которые проживают в районе Западной тундры (сейчас называется Нижнеколымским районом) — пояс тундры, располагающийся от низовьев реки Индигирки до низовьев реки Колыма в Колымской низменности; раньше на нём говорили в гораздо более широкой области, простирающейся до бассейна Лены на западе;
  • южноюкагирский язык (колымский или одульский) – используется юкагирами, которые проживают в лесной зоне вблизи реки Колыма, расположенной между Республикой Саха и Магаданской областью.

Тундровые и колымские юкагирские языки являются единственными оставшимися представителями одной из доминирующих языковых семей Северо-Восточной Сибири, которая простиралась от реки Анадырь на востоке до реки Лена на западе.

Основываясь на свидетельствах древних источников, можно предположить, что существовал диалектный континуум юкагирского языка, который включал современные юкагирские языки тундровый и колимаш.

Эти два языка имеют лишь относительно небольшую часть словарного запаса и не являются взаимно понятными. Однако их основные грамматические структуры очень похожи. Оба языка имеют остаточную гармонию гласных и сложную фонотактику согласных. Как тундровый, так и колымо-юкагирский языки характеризуются богатой агглютинативной морфологией и являются строго капитулярными, т.е. в них головное слово предложения следует за другими составляющими. Конечное подчинение практически отсутствует, а конъюнктивных отношений очень мало.

Наиболее яркой чертой грамматики тундровых и колымо-юкагирских языков является активная структура, т.е. противопоставление активных и неактивных начал, которое основано на особенностях языковой прагматики. Когда нет узкого фокуса, система организована на основе номинативной структуры; когда есть фокус, прямые объекты и субъекты непереходных глаголов объединяются (особый случай фокуса, особое соглашение для фокуса).

В современных официальных документах Российской Федерации они фигурируют как один язык — юкагирский.

Лингвисты доказали существование по крайней мере двух других юкагирских языков, которые исчезли во время их развития:

  • омокский язык – на нём разговаривали омоки, которые предположительно вымерли до прихода русских от голода и других бедствий; был распространен в низовьях реки Колыма; вымер в XVIII веке;
  • чуванский язык – на нём разговаривали чуванцы, которые впоследствии перешли на русский и чукотский языки; был распространён в низовьях реки Анадырь; вымер в XIX веке.

В настоящее время юкагирские языки признаны лингвистическим сообществом как находящиеся под серьезной угрозой исчезновения.

Отличительные черты юкагирских языков

Для всестороннего изучения юкагирских народов, их жизни и быта (включая юкагирские языки) была создана отдельная гуманитарная наука — юкагироведение. Она является неотъемлемой частью североведения, поскольку исследования, проводимые в этой области, могут стать ключом к пониманию этнической и культурной истории многих народов Северной Азии и Америки.

Среди видных специалистов Юкагира — В.И. Иохельсон, Е.А. Крейнович, Е.С. Маслова, И.А. Николаева, Г.Н. Курилов (Улуро Адо), Е.С. Атласова, В.И. Шадрин.

В 1970-х годах юкагирский лингвист и языковед Г.Н. Курилов создал письменность на тундровом юкагирском языке. Алфавит был составлен на основе кириллицы, используя в основном графику русского и якутского алфавитов.

Юкагиры — древнейший коренной народ, населявший северные районы Восточной Сибири более 9 000 лет назад. До 17 века народ находился в репродуктивной и культурной изоляции, сохраняя свои оригинальные ритуалы и мифы, создавая свою уникальную пиктографическую письменность и матрилинейный брак, отличительную черту древних племен.

Название

Передаваемые из поколения в поколение легенды гласят, что в древности юкахиры были самым многочисленным народом на севере, превосходящим по количеству звезд, мерцающих во тьме полярной ночи. У людей было так много очагов, что от их дыма чернели вороны и погибали пролетавшие мимо птицы. Огни поселений были настолько яркими, что отражали северное сияние в небе.

С началом русской колонизации в 17 веке численность юкагиров значительно сократилась. Причиной тому были болезни, завезенные иностранцами, которые не принимались иммунитетом народа, изолированного на протяжении веков: Эпидемии оспы были разрушительными. В семнадцатом веке регулярно происходили конфликты с коряками, эвенками и чукчами, а также ассимиляция русскими и соседними народами. В конце семнадцатого века насчитывалось 2535 юкагиров, в начале восемнадцатого века — около 1500 человек, в 1897 году — 754 человека. К 1970 году количество достигло критической отметки в 600 юкагиров, после чего их число стало увеличиваться. Это привело к тому, что оставшееся первоначальное население было сосредоточено в Колымской котловине, в центре огромной территории, которая когда-то была заселена.

По данным переписи 2002 года, в России проживает 1 509 джукагиров. Из них:

  1. Республика Саха (села Андрюшкино и Нелемное, город Якутск) — 1097 чел.
  2. Чукотский АО — 185 чел.
  3. Магаданская область — 79 чел.
  4. Новосибирская область — 1 чел.

Изолированный язык юкагиров имеет отголоски уральской языковой группы, что указывает на общее происхождение между северными и уральскими народами. Язык относится к уральской юкагирской семье и делится на два различных диалекта:

  1. Южноюкагирский (колымский) язык.
  2. Северноюкагирский (тундренный) язык.

Несмотря на сходство в сознании соседей, языки юкагиров тундры и тайги настолько различны, что при встрече они не могут понять друг друга. Древнейшая юкагирская письменность заслуживает особого внимания, поскольку в ее основе лежат пиктографические символы, схожие с индийской письменностью. Стоит отметить, что пиктограммы не похожи на людей или животных. Они фиксируются не только на природных явлениях и предметах быта, но и на таких сложных понятиях, как любовь, разлука и ревность. Исследователи определили два типа письма на бересте:

  1. Любовные письма девушек.
  2. Охотничьи карты мужчин.

Где живут, численность

Передаваемые из поколения в поколение легенды гласят, что в древности юкахиры были самым многочисленным народом на севере, превосходящим по количеству звезд, мерцающих во тьме полярной ночи. У людей было так много очагов, что от их дыма чернели вороны и погибали пролетавшие мимо птицы. Огни поселений были настолько яркими, что отражали северное сияние в небе.

Эта легенда нашла отражение в лексике соседних якутов: они называют северное сияние «юкагир-уот», что означает «юкагирский свет». Народ занимал огромные территории: от устья Анадыря до начала реки Лены.

С началом русской колонизации в 17 веке численность юкагиров значительно сократилась. Причиной тому были болезни, завезенные иностранцами, которые не принимались иммунитетом народа, изолированного на протяжении веков: Эпидемии оспы были разрушительными. В семнадцатом веке регулярно происходили конфликты с коряками, эвенками и чукчами, а также ассимиляция русскими и соседними народами. В конце семнадцатого века насчитывалось 2535 юкагиров, в начале восемнадцатого века — около 1500 человек, в 1897 году — 754 человека. К 1970 году количество достигло критической отметки в 600 юкагиров, после чего их число стало увеличиваться. Это привело к тому, что оставшееся первоначальное население было сосредоточено в Колымской котловине, в центре огромной территории, которая когда-то была заселена.

По данным переписи 2002 года, в России проживает 1 509 джукагиров. Из них:

  1. Республика Саха (села Андрюшкино и Нелемное, город Якутск) — 1097 чел.
  2. Чукотский АО — 185 чел.
  3. Магаданская область — 79 чел.
  4. Новосибирская область — 1 чел.

Блок: 3/13 | Символы: 1,524 Источник: https://travelask.ru/articles/yukagiry-vadu-alai-moguchie-lyudi-merzloty

Статистика

(На основе данных Всероссийской переписи населения 2002 года, опубликованных в официальных изданиях в 2004 и 2005 годах)

Народы Республики Саха (Якутия) 1970 г. 2002 г. Для Российской Федерации в 2002 году
Якуты 285749 432270 443852
Эвенки 9097 18232 35527
Эвенки 6471 11657 19071
Юкагиры 400 1097 1509
Чувашия 1087

Телепередача «Кто вы, юкагиры? «Геван» от НВК «Саха». 25 февраля 2013 г. В программе участвуют Жукова Л.Н., кандидат исторических наук, сотрудник отдела палеоазиатской филологии Института географии и математики Сибирского отделения Российской академии наук, и Шадрин В.Н., научный сотрудник Института географии и математики, председатель Совета старейшин юкагиров.

Блок: 3/4 | Символы: 580 Источник: http://arctic-megapedia.ru/wiki/%D0%AE%D0%BA%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%80%D1%8B

История

Юкагиры говорили на изолированном (палеосибирском) языке и сформировали генетическую изоляцию из-за репродуктивной изоляции от окружающих враждебных племен.

Они отличались по антропологическим характеристикам от своих ближайших южных соседей (тунгусов) и, по мнению антропологов, представляли собой древний пласт коренного населения перипатетической Сибири.

В древности (VII тысячелетие до н.э.) юкагиры жили к востоку от Енисея и в Саянских горах, где они жили вместе с носителями уральских языков (финно-угорских, самодийских). А. П. Окладников пришел к выводу, что неолитическая культура Якутии принадлежала предкам юкагиров, и эту точку зрения поддержали такие известные советские исследователи, как М. Г. Левин, И. С. Гурвич и Ю. А. Кузнецов. Б. Симченко.

В XIX веке, в начале русской колонизации, юкагирские племена (алаи, анаули, когиме, лаврен, олюбенец, омоки, ононди, ходынец, хоромой, чуванцы, шоромба, янга, яндинцы) занимали территорию от реки Лена до устья реки Анадырь.

Для них была характерна низкая степень этнической идентичности, и хотя соседние народы однозначно признавали юкагирские племена как единую этнокультурную общность, на практике существовали две взаимонепонятные группы языковых диалектов — северная (тундра) и южная (тайга).

В 17-19 веках численность юкагиров сократилась из-за эпидемий и внутренних волнений; часть юкагиров была ассимилирована якутами, эвенками, русскими, коряками и чукчами. Фактически, неассимилированные юкагиры смогли выжить только в центре своего региона — в бассейне Колымы.

В 1897 году юкагиров было 754, в 1970 году — около 600, а затем их число стало расти.

В социальных отношениях юкагиров долгое время сохранялись пережитки брака.

Несмотря на христианизацию в 19 веке, племенные шаманы оказывали большое влияние на юкагиров.

Блок: 4/11 | Количество символов: 1842 Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%BA%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%80%D1%8B

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий