Слово вошло в русский язык из итальянского (произносится graffito) и сохранило это произношение. Можно следовать и другой логике: Согласно орфографическим правилам современного русского литературного языка, ударение в трехсложных словах обычно ставится на второй слог.
Особенности русского ударения
Правильное интонирование слов — необходимый признак культурного и образованного языка. Отрасль лингвистики, которая занимается акцентуацией и ее функцией, называется акцентуацией (от латинского accentusation — произношение и греческого logos — слово, учение). Акцентуация — это своего рода фонетический «паспорт» слова.
В русской фразеологии ударение играет большую и совершенно особую роль, оно является неотъемлемой частью буквального и смыслового описания любого предмета, а также фраз и предложений прямой речи. Он не только указывает на разное ударение в сказанном, подчеркивая важные и неважные моменты, но и полностью меняет смысл сказанного, написанного или напечатанного в слове или в целом предложении. Часто достаточно изменить произношение знакомого слова, чтобы сделать его неузнаваемым.
Очень часто люди помнят неправильно произнесенные слова из детства. Со временем это очень трудно исправить. В нашем языке нет строгих правил произношения. Гораздо проще и быстрее запомнить и применить на практике интонацию слов, чем по привычке бороться с неправильным произношением и учить язык с нуля.
Специфика русского ударения
Трудности в обучении русскому произношению обусловлены особенностями русского языка:
- оно отличается разноместностью (может быть на любом слоге в слове, ср.: ку»хонный, экспе»ртный, проходно»й);
- подвижностью (может менять свое место в разных формах одного слова, ср.: нача»ть, на»чал, начала», на»чало);
- кроме того, ударение может меняться с течением времени. Однако колебания в сфере ударения наблюдаются и в пределах одного отрезка времени. Такие варианты редко бывают равноценными. Хотя одинаково правильным считается произношение таких вариантов, как тво»рог и творо»г.
Некоторые сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, над-, супер-, экс- и другими могут иметь вторичное ударение в дополнение к основному, которое обычно отмечается символом могилы ( ‘ ). Второстепенное ударение обычно является первым (в начале слова), а главное — вторым (в конце слова): blameworthy-crime, o’colosseum, vi’ce-presidenote.
В зависимости от употребления, обычно существует несколько вариантов произношения:
- литературный и нелитературный (то есть просторечный, жаргонный, диалектный);
- основной (используемый в официальной обстановке) и дополнительный (допускаемый только в бытовом общении, в неофициальной обстановке).
Например, глагол busy в прошедшем времени зафиксирован в языке в трех вариантах: busy» — основной вариант, busy» — дополнительный литературный вариант (допустимый в неформальном общении), za’busy» встречается в разговорной речи, который не рекомендуется использовать в литературном языке.
Подчеркивание может зависеть от значения слова:
- заброни»ровать место в гостинице — забронирова»ть новое орудие;
- приво»д в милицию — при»вод в механизме;
- осенняя сырость и мокрота»— кашель с мокро»той;
- языково»й барьер — языко»вая колбаса;
- занято»й человек — за»нятое место;
- ша»баш ведьм — шаба»ш работе.
Наибольшие трудности обычно вызывают иностранные слова, библиографические слова, устаревшие слова или слова, недавно введенные в язык. Вариации можно наблюдать и в некоторых общеупотребительных словах.
Однако существуют определенные модели ударения в целых группах слов, но они обычно функционируют только как тенденция, т.е. возможны различные отклонения и вариации в рамках этих моделей. Группы слов с общими особенностями произношения приводятся для облегчения запоминания позиции произношения. Так, если вы запомните одно из кратких причастий женского рода в страдательном залоге, например, «busy», вы будете знать, как произносить более двадцати одинаковых типов: «got», «took», «picked up», «started» и т.д.
Существует множество слов, произношение которых служит «лакмусовой бумажкой» для определения уровня владения языком. Неправильное произношение не только затрудняет понимание и отвлекает слушателей, но и подрывает доверие к говорящему, заставляет сомневаться в его компетентности не только в области языковой культуры, но и в профессиональной сфере.
История изучения и развития русского ударения
Современные правила произношения развивались постепенно на основе различных произносительных конфликтов в разных территориальных диалектах, в разных социальных группах и отчасти в разных стилях. Более того, различие между вариантами можно оценить и хронологически, как более низкие и более высокие правила. Новое произношение вытесняет старое, но часто они сосуществуют в течение длительного времени: устранение старого произношения — более сложный процесс, чем устранение устаревших слов или даже грамматических форм. В любом случае, трудно избавиться от устных идиосинкразий своего окружения на протяжении жизни одного поколения.
Правила произношения устанавливаются ортодоксальными словарями, работа которых также заключается в отражении правил произношения. Особенности и функции интонации изучает одна из отраслей лингвистики — проземология.
В языках мира используются различные системы произношения: Монотонность (различные типы властного произношения), политональность (музыкальное произношение, интонация).
В истории языка системы произношения могут сменять друг друга: В большинстве славянских языков, включая русский, старое музыкальное произношение сменилось динамическим.
Характер произношения меняется в течение длительных периодов времени. Например, чешский и словацкий языки перешли от свободного ударения в словах в общеславянские времена к ударению на начальном слоге, а польский — к ударению на предпоследнем слоге.
Произносительные нормы русского языка возникли исторически и впервые были установлены М. В. Ломоносовым. Русская интонация, особенно ее подвижность, уже включена в грамматики М.Г.Смотрицкого и Н.И.Греча. Р.И. Аванесов внес неоценимый вклад в теорию русской орфофонии: он написал книгу «Русское литературное произношение» — окончательное руководство по современной русской орфофонии.
Основные правила русского языка формировались постепенно, в XV-XVII веках, можно предположить, что формирование произносительной нормы совпало с периодом формирования основных правил русского литературного языка.
До начала XVIII. До начала XVIII века в русской письменности использовалась церковно-славянская орфография, в которой произносились все звуки и поэтому (в зависимости от позиции в слове и его грамматической формы) использовались разные знаки.
Понятие о слоге
Каждое слово произносится как выдох, и говорящий использует воздух медленно, позволяя ему выходить изо рта небольшими порциями. Мы можем видеть это в произношении слов:
При произношении слова делятся на небольшие части, называемые слогами. В центре слога находится гласный, имеющий наибольший резонанс. Он связан с одной или несколькими согласными. Образуется слог.
Слог — это гласный звук или сочетание гласных и согласных звуков, произносимых с придыханием. Гласный — это звук, образующий слог.
В слове столько слогов, сколько гласных.
В словах может быть один, два или три слога. Если в слове есть только одна гласная, оно образует односложное слово с согласными:
Две гласные образуют двусложные слова:
Три фонемы образуют трехсложные слова:
Понятие об ударении
При произнесении слова фонема одного из слогов звучит более твердо, с большей фонетической силой и длиной, чем другие фонемы.
Давайте послушаем, как звучат слова:
Гласный звук «о» первого слога в слове «ложа» четко выделяется в интонации голоса. Он произносится немного громче, громче и дольше, чем второй гласный «i». У говорящего возникает ощущение удара невидимым молотком, как по струнам музыкального инструмента. Это ударная гласная в слове.
В слове Grasshopper гласный второго слога, который также является ударным гласным, находится под ударением в голосе. Он звучит четче и продолжительнее, чем другие гласные в слове.
Ударение — это гласный звук в слове.
Мы произносим одну фонему в каждом слове громче и дольше, чтобы она выделялась на фоне других фонем.
Ударение обозначается специальным знаком в виде косого дефиса, который ставится над гласной ударного слога. Стресс на русском языке бесплатный. Он может встречаться в любом слоге слова: первом, втором, третьем и т.д:
Подчеркнутая гласная четко слышна и не вызывает затруднений при написании. Гласный ударного слога является ударным гласным. Остальные гласные звуки в слове называются ненапряженными гласными.
Не во всех русских словах нужно ставить ударение. Мы видим, что буква «e» всегда представляет собой ударную фонему в слове, поэтому нет необходимости обозначать ее специальным символом:
В односложных словах гласная всегда четко слышна:
Поэтому нет никакого напряжения.
- в словах с буквой «ё» ;
- в словах с одним слогом.
Функции ударения
Высота тона — это важная фонетическая характеристика слова. Если вы неправильно ставите ударение, слово теряет свой смысл.
Никто не может понять, что означает слово «рука».
Ударение можно использовать для различения слов, которые похожи по написанию и имеют разные значения:
- а́тлас и атла́с;
- за́пах и запа́х (халата).
Начался́, начата́
Глагол «начал» в прошедшем времени имеет ударение на последнем слоге, хотя инфинитив имеет ударение на втором слоге «начал». Вот что сбивает с толку. Существует только одно правильное произношение: ударение на последнем слоге. То же правило применяется к краткой форме пассивного причастия femininum.
Фраза для запоминания:
Вокруг нас началась большая суматоха.
Облегчи́ть
Часто это слово усложняет ситуацию. Правилом является ударение на последний слог. Другое произношение слова «oblégit» часто используется в разговорной речи, но не допускается. В этом случае словари дают единственно правильное произношение.
Фраза для запоминания:
Это нелегко запомнить — тексты могут облегчить эту задачу.
Углуби́ть, углуби́т
Согласно орфоэпическим правилам современной русской письменности, в этих словах ударение ставится на последний слог. Произношение с акцентированной гласной «u» является просто устным. Если вы осторожны с языком, то лучше его не использовать.
Фраза для запоминания:
Корабли не могут плыть — Здесь фарватер должен быть углублен.