Поиск пищи в больших масштабах и важность большой группы, конкурирующей с соперниками за пищу, сделали необходимым передачу информации об источниках пищи. Направляющие знаки и виртуальные знаки животных (знаки-изображения, напоминающие объект знака) использовались для привлечения товарищей.
Происхождение языка. Теории возникновения языка
Язык — одна из великих загадок человеческого существования. Почему только люди, в отличие от всех других существ на земле, способны общаться с помощью языка? Как появился язык? В течение многих лет ученые пытались ответить на эти вопросы, но пока не нашли логического ответа, хотя было выдвинуто бесчисленное количество теорий; некоторые из них обсуждаются в этой статье.
Человеческий язык.
От Бога? Все согласны с тем, что язык — самая важная черта, отличающая человека от других видов. Наши дети учатся говорить устно к четырем годам, а если ребенок не может говорить к четырем годам, то это связано с врожденной или приобретенной инвалидностью. В целом, дар речи является врожденным для всех людей — и ни для какого другого существа, населяющего землю. Почему только человечество обладает даром речи и как мы приобрели эту способность?
Первые опыты и научные гипотезы.
Еще в Древнем Египте люди размышляли над вопросом о самом древнем языке, то есть ставили проблему происхождения языков. Греческие философы были основателями современных теорий языка. Они разделились на две школы мысли о происхождении языка: последователи фузеи и последователи теси. Теория «fusei» (греч. «по природе») отстаивала естественный характер языка и, следовательно, естественную, биологическую обусловленность его происхождения и структуры. Сторонники естественного происхождения названий предметов, в частности Гераклит Эфесский (535-475 гг. до н.э.), считали, что имена даны природой, потому что первые звуки отражают вещи, которым они соответствуют. Имена — это тени или отражения вещей. Тот, кто называет вещи, должен открыть правильное имя, созданное природой, но если он этого не делает, он только создает шум.
Сторонники «теории тезисов» (тезисы — греч. «согласно положению вещей»), среди которых были Демокрит из Абдеры (470/460 — первая половина четвертого века до н.э.) и Аристотель из Стагиры (384-322 гг. до н.э.), были самыми выдающимися. до н.э.), утверждал, что условное, не имеющее отношения к сущности вещей и потому искусственное, в самом крайнем своем выражении — нарочитый характер его появления в обществе. Имена создаются путем заключения соглашения между людьми в соответствии с обычаями. Они указали на многочисленные противоречия между вещью и ее названием: Слова имеют разные значения, одни и те же значения обозначаются разными словами. Если бы имена давались от природы, то людям было бы невозможно изменить свои имена, но, например, Аристокл, получивший прозвище Платон («плосколицый»), вошел в историю.
Ученые выдвинули десятки гипотез о том, как люди преодолевали языковые барьеры; большинство из них весьма умозрительны и значительно отличаются друг от друга.
Теория возникновения языка из звуков.
Многие биологи и лингвисты, являющиеся сторонниками идеи эволюции от приматов к человеку, считают, что язык развивался постепенно из звуков и шумов, издаваемых животными. По мере развития человеческого разума возникало все больше и больше звуков; постепенно эти звуки превратились в слова, за которыми закрепились значения. В любом случае, звуки, которые мы используем для выражения чувств, значительно отличаются от звуков, которые мы используем для передачи понятий. Поэтому очень маловероятно, что человеческий язык развился из звуков, издаваемых животными.
Некоторые ученые утверждают, что люди каким-то образом изобрели язык благодаря своему интеллекту. Согласно их теории, интеллект людей рос по мере их эволюции и в конце концов позволил им общаться друг с другом. Эта гипотеза также кажется очень разумной, но большинство ученых и лингвистов оспаривают такую возможность. Дуайт Болинджер, ученый-лингвист, изучавший лингвистические способности шимпанзе, заявил:
«Интересно, почему всем формам жизни, населяющим Землю, пришлось ждать миллионы лет, прежде чем Homo sapiens заговорил. Может быть, потому что сначала нужно было достичь определенного уровня интеллекта? Но как это может произойти, если интеллект зависит только от языка? Язык не может быть предпосылкой для возникновения языка.
Невозможно измерить степень интеллекта без языка. Поэтому гипотеза о том, что язык возник в результате развития человеческого разума, абсурдна и не может быть доказана. Прежде всего, ученые не могут доказать, что для языка необходим развитый интеллект. Поэтому мы можем сделать вывод, что наша способность общаться на языке не обусловлена нашим высокоразвитым интеллектом.
Звук или жест?
Лингвистические гипотезы весьма разнообразны, и среди них есть странные (например, внезапное появление языка у доисторического человека). Для некоторых людей вера в божественное происхождение языка существует и сегодня — эта концепция лежит в основе таких религиозных учений, как христианство, индуизм или конфуцианство. Платон придерживается аналогичного мнения, когда в своем диалоге «Кратил» пишет, что только Творец имен может устанавливать имена.
Научный взгляд современного человека на мир ставит под сомнение любой внешний источник происхождения языка. Помимо идеи внечеловеческого происхождения языка (Бог, внеземной разум), мы можем выдвинуть несколько основных гипотез происхождения языка, которые можно разделить на две основные группы.
Согласно первой группе, язык возникает сразу в фонетической звучащей форме. Сначала он появляется в упрощенной и сокращенной форме, например, в виде междометий, голосов или фонетической мимики, а затем постепенно перерастает в слоговой язык. Согласно второй теории, язык уже следует рассматривать как серию жестов, которые впоследствии становятся речевыми знаками, приобретающими фонетическое выражение.
Следует отметить, что каждая теория имеет свои преимущества и недостатки. Например, теория звука, с одной стороны, показывает преимущества речи как нового средства коммуникации: Голос охватывает больше пространства, чем жесты. С другой стороны, это вызывает сомнения, поскольку другие приматы не предпочитают звуки, в то время как мимические и пантомимические движения очень широко представлены в общении обезьян. Однако теория жестов предполагает, что доисторический человек обладал высокоразвитым мозгом, который уже мог легко вместить сложную систему знаков и даже простой синтаксис.
Следует также сказать, что телеологические объяснения эволюции человеческого вида, согласно которым развитие голосового аппарата было предопределено в направлении лучшего выполнения коммуникативной функции, по мнению ученых, не являются адекватными. В исследовании Hockett C.F. и R. Ascher прямо говорится, что эволюция теоретически могла предназначить для этой цели не гортань и диафрагму, а любую сфинктерную мышцу. Как добавляет Леонид Борисович Вишняцкий, с чем нельзя не согласиться, «мы можем только благодарить природу за то, что она не воспользовалась такой возможностью».
Наконец, следует иметь в виду, что наши представления о поведении людей в древности, а значит и о функциях языка, могут быть сильно искажены и модернизированы.
Язык уже в значительной степени изменил нас, что можно сравнить с тысячелетиями целенаправленного отбора. Современные дети, например, стараются начать говорить гораздо раньше, а потом не учатся этому с помощью вспомогательных средств или простых умозаключений. Однако было бы слишком поспешно утверждать то же самое в отношении наших предков.
Помимо этого вопроса, проблема происхождения языка содержит множество других внутренних принципиальных вопросов. Например, как возник синтаксис, который позволил всем языкам (кроме пирейского) иметь придаточные предложения и сложноподчиненные предложения? Другой вопрос, который волновал многих людей, особенно в средние века, — существовал ли когда-то единый первобытный язык или языки возникали спонтанно в разных регионах. Не менее важным является вопрос о природе и развитии языка. Менялась ли она постепенно или скачками? Развивалась ли она от простого к сложному или на разных этапах как упрощалась, так и усложнялась?
Звукоподражательная теория
Язык был впервые описан греческими стоиками как результат подражания природе. Они считали, что человек, еще не обладавший языком, спонтанно имитировал звуки, которые слышал в окружающем мире: шелест листьев, журчание воды, голоса животных и т.д. Правильность этой теории обычно доказывается тем, что в лексиконе каждого языка есть слова, образованные путем подражания внешним звукам. В русском языке есть такие слова, как «ку-ку» (кукушка), оинь-рю (хрюшка), мяу, гав, квакать, рычать, храпеть, булькать, чихать и т.д.
В XVIII веке Лейбниц попытался усовершенствовать теорию: по его мнению, язык возник из подражания звукам и затем развивался на основе аналогий, которые устанавливали связь звуков не с другим звуком, а с качеством. Наконец, мы также называем вещи, которые не имеют собственного звука. В 19 веке Якоб Гримм и Хайманн Штейнталь развили эту теорию дальше, введя условное символическое подражание, т.е. подражание «незвукам».
В результате некоторые звуки стали символическими, они называли что-то «мягким» (лен) или «твердым» (дуб). Как будто звуковая структура слов сохранила те впечатления, которые старый человек получил в момент их восприятия: Слово «мед», например, сохраняет определенную настойчивость в своем звуковом рисунке, но слово «нож» также обладает резкостью в произношении. По мнению Лейбница, с развитием новых языков новые языки отдалились от этого первого языка, и в них принцип звукоподражания уже не играет важной роли.
Однако таких слов в языках обычно очень мало, и трудно представить, что на их основе развилась целая языковая система. Некоторые ученые на основании лингвистических исследований утверждают, что в современных развитых языках гораздо больше слов, имитирующих звуки, чем в языках, находящихся на более ранней стадии развития. Это может быть воспринято как свидетельство того, что механизм звукоподражания характерен скорее для нового времени, чем для архаичной эпохи.
В любом случае, роль звукоподражания и звукосимволизма в процессе формирования языка нельзя недооценивать. Наконец, у древних людей могла быть особая, возможно, высокоразвитая система ассоциаций. Поэтому существует палеопсихологическая гипотеза о том, что у наших предков либо не было строгого разделения на два вида восприятия/мышления (левое и правое полушарие), либо правое полушарие было доминирующим. Поэтому их воображение было сильнее, что часто мешало им четко отделить реальность от фантазии.
Междометная теория
Теория происхождения языка путем интерференции также уходит своими корнями в античную философию, а точнее в учение эпикурейцев. Суть теории заключается в том, что первыми естественными звуками человека были крики животных, которые были реакцией на то, что он видел или слышал. Это породило особые слова-приметы, которыми назывались определенные эмоциональные состояния древнего человека. Скобки легли в основу словаря и стали производными для всех остальных слов. Эта теория была широко распространена до 18 века. Жан-Жак Руссо, разделявший ее, писал в своем трактате «Опыт о происхождении языков»:
«Мы должны предположить, что первые жесты были продиктованы потребностями, а первые звуки голоса возникли в результате страстей. И это вполне естественно. В начале была не логика, а чувства. Говорят, что люди изобрели слова, чтобы выразить свои потребности, но я думаю, что это маловероятно. Поскольку первыми импульсами к разуму были страсти, первые формы их выражения были тропическими.
Теория чувства Руссо развилась в промежуточную теорию в трудах русского лингвиста Дмитрия Николаевича Кудрявского. Для эпикурейцев, Руссо, Кондильяка и Кудрявского было важно представить язык как живую связь с реальностью. Дело в том, что современные лингвистические знаки, за исключением звукоподражаний, совершенно произвольны. Такое отсутствие связи между знаком и вещью озадачивало многих мыслителей, поэтому неоднократно высказывалась идея о том, что в происхождении языка не было такого пробела. Только позже, когда междометия стали словами, звук и значение были разделены, и этот переход от междометий к словам был связан с возникновением членораздельной речи.
Междометия и слова, образованные от них, существуют в каждом языке. В русском языке, например, это такие слова, как «ах» (ах), «охат» (охат), «ух», «ай», «уф», «эх», «о», «у» и другие. Однако такие слова встречаются в языке еще реже, чем звукоподражательные. Слабость этой теории заключается в том, что она решает только одну из многих функций языка — экспрессивную функцию. Язык мог возникнуть и как средство общения и передачи информации, и как выражение эмоций; пока еще слишком рано определять здесь четкий приоритет. Более того, эмоциональные переживания присущи и животным, но у них нет языка. Поэтому на вопрос, почему люди пришли к языку через выражение эмоций, а животные — нет, довольно сложно ответить с точки зрения теории интерференции.
История происхождения латинского языка. Синтаксические особенности простых латинских предложений, их основные связи и порядок слов, особенности перевода пассивного залога. Перевод отрывка из личного права с латинского языка на русский.
Проблемы генетической классификации идиша в современной лингвистике. Подробный анализ гипотезы Пола Векслера, определение ее правдоподобности, научной обоснованности, вклада в изучение идиша и ее роли в современной лингвистике. Сильные и слабые стороны гипотезы.
Особенности грамматических категорий в латинском языке. Времена, формы, падеж, голос и лицо глаголов. Количественные и таксономические числительные: Особенности капитализации и согласования с существительными. Пример перевода текста с латинского языка.
Происхождение латыни как источника научной и технической терминологии. Его использование в международной медицине. Развитие живого итальянского языка. Изучение истории развития латинской, греческой, рунической и очамской письменности.
История развития латинского языка. Характеристика архаической, классической, постклассической, поздней и средневековой латыни. Особенности языка в современную эпоху, влияние литературы, медицины и журналистики на его развитие. Произношение латинского языка
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к началу текста
- вернуться к подобным работам
Как появился язык
Невозможно однозначно ответить на вопрос, когда появился артикулированный язык. Очевидно, что это произошло не одновременно, а стало результатом длительного процесса и развития протолингвизма (или проязыка). Этот процесс не мог завершиться, пока у человека не сформировался большой мозг с развитыми лобными долями, сильные дыхательные мышцы и анатомически соответствующие голосовые связки, гортань и подъязычный канал, что обеспечило подвижность речи и широкий диапазон воспроизводимых звуков. В физиологическом плане именно гейдельбергский человек (Homo heidelbergensis), наш предок, живший 800-130 тысяч лет назад, ближе всех подошел к изобретению нормальной речи. Возможно, он даже мог использовать «протограмматику». Однако язык со сложным синтаксисом появился только у нашего вида, Homo sapiens, с его высокоразвитым мозгом. По мнению лингвиста Светланы Анатольевны Бурлак, это произошло не менее 195 000 лет назад (плюс-минус 5 000 лет).
Хайдельбергер, Реконструкция. (aminoapps.com)
Определенные анатомические предпосылки для речи сформировались раньше, у вертикально стоящих людей (2-1 млн лет назад) и даже у людей с руками (2,8-2,5 млн лет назад). Самое главное, что тогда возникли не только анатомические условия. Люди стали много путешествовать, создавать орудия труда, исследовать новые экологические зоны и, таким образом, обмениваться информацией и совершенствовать свои социальные навыки — они улучшались по мере развития их мозга. Homo sapiens общался все более сложными способами. Для этого наши предки использовали примитивный язык и протоязык, поскольку человек еще не созрел до полноценного языка (Л. Нуаре, Ж. Фурсе, М. Томаселло и другие ученые с XIX века утверждают, что язык возник как социальный инструмент). И здесь возникает вопрос: как именно возник этот протоязык?
В 18 и 19 веках, когда любознательные люди начали задавать себе этот вопрос, были предложены различные идеи. Самые важные теории актуальны и сегодня, хотя теперь они уже не столько сталкиваются, сколько дополняют друг друга: В процессе эволюции языка люди могли использовать множество механизмов. Единственное, с чем не согласно большинство ученых, это предположение о том, что язык развился непосредственно из сигнальных систем животных. Поскольку язык требует обучения, мышления и способности наделять знаки произвольными значениями и складывать их в оригинальные комбинации в соответствии с грамматическими правилами, он, конечно, является чисто человеческим изобретением.
Звукоподражательная теория, она же ономатопоэтическая
Эта теория была сформулирована немецким мыслителем Иоганном Готфридом Гердером в 1772 году. Гердер считал, что первые слова были созданы особыми умственными усилиями людей. Люди имитировали звуки животных, а также звуки окружающей среды — воды, дождя или ветра….. Это доязыковое фонетическое выражение звуков стало трамплином для возникновения протоязыка, а затем и языка. Теория звукоподражания быстро нашла много сторонников, поскольку рационально объясняла, откуда могли взяться первые слова.
В 19 веке его держали в руках различные исследователи. Он предполагает, что первые слова были развитием врожденной способности воспринимать эмоциональные звуки, например, издаваемые животными. Боль, радость, страх, гнев и другие эмоции также выражаются с помощью звуковых сигналов. Человеческий ребенок, который еще не научился говорить, делает то же самое — вздыхает, смеется или плачет определенным тоном в разных ситуациях. Вопрос о том, могли ли эти сигналы стать основой для протоязыка, является спорным, поскольку по мере изучения языка эта способность является врожденной.
Гипотеза интерференции также похожа на гипотезу о том, что язык сформировался в результате жестов и мимики, перенятых у животных. И гуманоиды, и дети используют их, и даже в общении взрослых жесты имеют большое значение. Рабочая гипотеза», в свою очередь, связывает возникновение лексического протоязыка с жестами: когда возникла необходимость изготавливать и использовать каменные орудия труда, то есть использовать руки, активные жесты стали невозможны и потребовались слова.
Музыкальная теория
Дж. Барнетт, Жак-Жак Руссо и Чарльз Дарвин считали, что «первым языком человека была музыка». Сторонники этой теории есть и среди современных исследователей (например, археолог С. Миттен). Они считают, что музыкальные звуки были первым подобием слов и первой системой коммуникации. Дарвин сравнил человеческий протоязык с пением птиц и указал на важность естественного отбора — как хищные птицы учатся петь, а лучшие певцы успешнее размножаются. Благодаря разумной эволюции путем отбора музыкальный протоязык смог эволюционировать в лексический язык. Однако Дарвин не исключал и других механизмов возникновения слов — словесные сигналы могли, по его мнению, возникать через имитацию звуков, а также через имитацию эмоциональных возгласов.
В любом случае, у ранних людей был протоязык, будь то устный, музыкальный, лексический или, возможно, оба. Постепенно отбор и культурная эволюция способствовали формированию лексического протоязыка. Конечно, вначале сложный синтаксис, свойство уже полноценного языка, отсутствовал. Люди общались с помощью простых имитаций звуков и простых слогов, а затем с помощью их простейших комбинаций. Позже (вероятно, не ранее Homo heidelbergensis) появились настоящие слова, которым различные значения присваивались произвольно и в совершенно произвольном порядке. На этом этапе общение все еще было сложным. Например, слово «еда» еще нужно было правильно интерпретировать — хочет ли говорящий поесть или предложить еду, сообщить о запасах продовольствия или о намерении отправиться на охоту? Только после появления синтаксиса Homo sapiens все стало намного проще. Оказалось, что слово А может быть связано не только со словом В, но и с Л, Ф и другими словами в любом порядке. Так появился аналитический язык, который был принят сообществом.
- Бурлак С.А. Время появления звучащей речи по данным антропологии // Вестник МГУ. Серия XXIII. Антропология. 2012, № 3.
- Бурлак С.А. К вопросу о происхождении языка // Историческая психология и социология истории. 2011, № 2.
- Фитч У.Т. Эволюция языка. М.: Языки славянской культуры, 2013.
- Даниленко В.П. От предъязыка – к языку. Введение в эволюционную лингвистику. СПб.: Алетейя, 2015.
Эволюционная теория
Представители этой теории (немецкие ученые В. Гумбольдт, А. Шлейхер и В. Вундт) связывали возникновение языка с развитием мышления первобытного человека, с необходимостью конкретизировать выражение своих мыслей: благодаря мышлению человек начал говорить; благодаря языку он научился думать.
Поэтому возникновение языка было результатом развития человеческих чувств и разума. Наиболее ярко эта точка зрения выражена в работах В. Гумбольдта. Согласно его теории, возникновение языка обусловлено внутренней потребностью человека. Язык — это не только средство общения, он заложен в природе человека и необходим для его духовного развития.
По мнению Гумбольдта, возникновение и развитие языка определяется необходимостью развития социальных отношений и интеллектуальным потенциалом человека. Однако эта теория не дала ответа на вопрос о внутренних механизмах перехода от доязыкового к языковому состоянию человека.
Социальная теория
Социальная теория была разработана Ф. Энгельсом в его работе «Диалектика природы» в главе «Роль труда в превращении обезьяны в человека». Энгельс связал возникновение языка с развитием общества. Язык — это часть социального опыта человечества. Она возникает и развивается только в человеческом обществе и усваивается каждым человеком в процессе общения с другими людьми. Основной идеей его теории является неразрывная внутренняя связь между развитием трудовой деятельности первобытного человеческого коллектива, развитием сознания воспитывающего человека и развитием форм и методов общения.
Он разработал следующую теоретическую модель взаимоотношений между языком и обществом:
- общественное производство, базирующееся на разделении труда;
- воспроизводство этноса как основы общественного производства;
- становление членораздельной из нечленораздельных сигналов;
- возникновение общественного сознания на базе индивидуального мышления;
- формирование культуры как отбора и передачи из поколения в поколение важных для жизнедеятельности общества умений, навыков, материальных предметов.
Энгельс писал: «Язык, как и сознание, возникает лишь в силу необходимости, в силу настоятельной потребности в общении с другими людьми. Потребность создала свой инструмент: неразвитая гортань обезьяны медленно, но верно перестраивалась с помощью модуляций, а ротовые органы постепенно учились производить один артикулированный звук за другим». Таким образом, появлению языка предшествовала длительная фаза эволюции, сначала биологической, а затем биологическо-социальной. Наиболее важными биологическими предпосылками были: освобождение передних ног для работы, выравнивание походки и появление первых звуковых сигналов. Биологическая эволюция в основном касалась легких и гортани. Это требовало правильной осанки, ходьбы на двух конечностях и освобождения рук для выполнения рабочих задач.
В ходе работы были доработаны человеческий мозг и органы артикуляции: Непосредственный образ предмета был заменен его звуковым символом (словом). «Сначала труд, — пишет Энгельс, — а затем вместе с ним членораздельная речь были двумя важнейшими стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в мозг человека. Развитие мозга и подчиненных ему эмоций все более ясного сознания, способности к абстракции и дедукции оказывало обратное влияние на труд и язык и давало обоим все больше стимулов для дальнейшего развития.» Возникновение языка, утверждал Энгельс, было, таким образом, связано как с процессом ознакомления с внешним миром, так и с процессом развития сознания под влиянием трудовой деятельности человека. Именно потребность в интеллектуальном общении (в котором реализуются коммуникативные и когнитивные функции языка, без которых язык не может быть языком) привела к его появлению.
В этом эволюционном процессе, длившемся более 500 тысяч лет, важную роль сыграла и групповая форма жизнедеятельности первобытного человека, необходимость координировать общие действия (например, охота, строительство хижин и ям для хранения пищи, защита от врагов и т.д.), из которых возникла потребность в языке. Язык начал записывать человеческий опыт, который последующие поколения усваивали и передавали.
Имеющиеся научные данные (особенно случаи с детьми, выросшими с животными) показывают, что условия для формирования языка наследуются от человека: Если на определенном этапе развития у ребенка не было человеческого общения, то полноценный язык уже невозможно развить.
Гипотезы о врождённости языка
В 1957 году американский теоретик языка Абрам Ноам Хомский написал свою работу «Синтаксические структуры», которая оказала большое влияние на развитие лингвистики в мире. Он утверждает, что язык является врожденным и что в человеческом мозге существует универсальная грамматика — набор правил, присущих каждому языку.
По мнению Чомски, язык возник не из потребности что-то сказать, а из потребности думать. Она должна была предсказать процесс познания. Автор сделал акцент на когнитивной функции языка, а не на коммуникативной.
Стивен Пинкер, канадско-американский ученый, также считает, что язык является врожденным, однако он полагает, что основная функция языка — это общение. В своей книге «Язык как инстинкт» он пишет, что язык постепенно формируется в результате естественного отбора путем накопления небольших мутаций. Со временем появились «языковые зоны» человеческого мозга — зона Брока и зона Вернике.
По мнению Пинкера, эволюция языка происходила небольшими шагами, так что каждый промежуточный этап в развитии коммуникативной системы повышал приспособляемость и улучшал репродуктивные преимущества потомства.
Музыкальная гипотеза Масатаки
Японский приматолог Нобуо Масатака
Когда младенец начинает гулить, в различных культурах можно наблюдать, что мать использует совершенно неинформативные слова, такие как «а-ха», обращаясь к младенцу, а младенец отвечает гудением. Такие контакты наблюдались и у обезьян. Когда ребенок начинает говорить, мать часто отвечает ему высоким голосом, подчеркивающим ритм предложения. В результате ребенок лучше понимает мать и впоследствии становится более лингвистически компетентным.
По словам Масатака, гоминиды, наиболее высокоразвитые приматы, также прошли через эти стадии. На стадии гуления образуются слоги, на стадии лепета — многосложные звуки. Третьим этапом могло быть коллективное пение, как это наблюдается у гиббонов сегодня. Благодаря этому общению развивался слух и способность имитировать звуки. Со временем это стало основой не только языка, но и музыкальных способностей человека.
В природе не только паразит приспосабливается к хозяину, но и хозяин эволюционирует под влиянием паразита. Мозг, говорит Дикон, также развивается под влиянием языка. И язык снова меняется, приспосабливаясь к эволюционировавшему мозгу. И мозг продолжает развиваться. Эта положительная обратная связь привела к столь впечатляющему развитию — как человеческого языка, так и человеческого мозга.
Эксперт отмечает, что все дети быстро учатся говорить. Хомский считал, что это врожденная способность, но Дикон с ним не согласился. По его мнению, сам язык стал удобным для пользователя, т.е. для человека. Он был разработан для того, чтобы сделать его более удобоваримым. Если бы язык был непонятен, он перестал бы существовать, потому что не мог бы передаваться из поколения в поколение.
По мере увеличения размера групп увеличивалось и время, необходимое для обслуживания. Поэтому нужно было найти инструмент, который подходил бы для гармонизации социальных отношений, но занимал бы меньше времени. По словам Данбара, таким инструментом стал язык. Он также стал инструментом групповой идентификации, что объясняет наблюдаемое разнообразие языков.
Однако филолог Бурлак считает, что эта гипотеза не может объяснить наличие в языке, например, фонологии или сложного синтаксиса.
Согласно гипотезе Барулина, эта ассоциация является результатом мутации, которая произвела первых представителей современных людей. Но эта мутация была не единственной: помимо ассоциации мысли и речи, должна была появиться способность имитировать звуки и тонкая регуляция дыхания, без которой речь невозможна.
С появлением способности имитировать звуки система звуковых сигналов была открыта — стало возможным добавлять новые сигналы, имитируя новые звуки. Следовательно, старая система сигналов была упразднена. Позже, когда сигналы, полученные в результате имитации звуков, передавались из поколения в поколение, система стала саморегулируемой: были установлены отличительные признаки фонем, форма и значение речевых знаков начали объединяться, и возник настоящий язык.
По мнению Барулина, совпадение звука и смысла в разных языках начинается на разных уровнях. Уровни, на которых происходит эта встреча, различны в разных частях мира. В Юго-Восточной Азии дублирование начинается на уровне слогов и морфем, а в Северо-Восточной Сибири и Северной Америке — на уровне предложения.
Происхождение языка в рамках теории «возникновения ниш»
Американский лингвист Дерек Бикертон обсуждал происхождение языка на основе теории «возникновения ниш», которая гласит, что животные активно участвуют в создании среды обитания, «ниш»: Животные формируют их и формируют себя, приспосабливаясь к ним. Теория гласит, что большая часть рациона наших предков состояла из туш крупных животных. До двух миллионов лет назад наши предки были «низшими падальщиками». Об этом свидетельствуют каменные надрезы на костях, которые они использовали для добычи мяса. Их можно обнаружить на зубах и следах когтей других животных.
Около двух миллионов лет назад у предков появилась новая стратегия — они начали «вести поиск на большой территории». Изменилось и расположение меток на костях — они появились внизу, а зубы животных — вверху. Наши предки создали для себя новую нишу — они стали агрессивными, превосходными падальщиками.
Поиск пищи в больших масштабах и важность борьбы большой группы с конкурентами за пищу означали, что информация об источниках пищи должна была передаваться. Для вербовки сообщников использовались указатели направления движения и виртуальные знаки видов животных (изображения знаков, напоминающие объект знака).
Появление у иконического знака свойства быть мобильным, то есть его способности сигнализировать о вещах, выходящих за пределы текущей ситуации, было небольшим отличием человеческой коммуникации от систем коммуникации животных, которое привело к важным изменениям, приведшим к появлению языка.
В 2017 году научный журнал Nautilus опубликовал статью известного американского писателя Кормака Маккарти, размышляющего о природе языка. В статье говорится, что бессознательные процессы перекликаются с долингвистическим сознанием наших предков.
Автор приводит в пример случай с химиком Фридрихом Кекуле. Кекуле долго пытался понять структуру молекулы бензола, и однажды ему приснилась змея в форме венка, держащая свой хвост во рту. Кекуле проснулся и воскликнул: «Это кольцо. Кольцеобразная молекула!»
Маккарти утверждает, что роль подсознания в формировании языка недооценивается и эта область игнорируется. По его мнению, подсознание существует для того, чтобы обучать нас. Более того, в своей статье Маккарти объяснил, что язык — это не продукт эволюции, а этап культурного развития, который «заразил» человеческий мозг.
Наблюдения и замечания автора вряд ли можно считать полными. Более того, лингвисты из
Некоторые инсайдеры утверждают, что возраст языка может достигать миллиона лет. Они не объяснили, что мы делали с ним все это время. Что мы знаем с достаточной долей уверенности, так это то, что как только появляется язык, все остальное развивается довольно быстро. …
Когда вы перестаете думать о чем-то и говорите: «Давайте посмотрим. Как мне это сформулировать?», вы пытаетесь вытащить мысль из этого запаса нечеткого нечто и придать ей языковую форму, чтобы ее можно было выразить. Это то, что должно быть выражено, и это часть того нечеткого запаса знаний.
Эта статья была написана членом Союза писателей. Вы можете узнать, как это работает и как вы можете принять в этом участие на сайте