Северный Кавказ географически совпадает с одноименным культурным термином. Хотя в этом регионе (7 автономий и 2 внутренних региона) больше людей, называющих себя «русскими», этнологически это не так. Две трети граждан далеки от менталитета, который в широких кругах называют «славянским».
Северо кавказская языковая семья
Уважаемые коллеги, представляем вашему вниманию программу конференции
«Человек каменного века, материальная культура и его окружение» по случаю 115-летия со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (VI Герасимовские чтения) 31 октября — 2 ноября 2022 года.
Все заседания будут проходить в Государственном музее биологии. Все заседания будут проходить в Государственном музее биологии имени К.А. Тимирязева, Малая Грузинская улица, 15. Зал III (станция метро «Баррикадная», Улица 1905 года).
«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»
Уважаемые коллеги, мы публикуем последнюю исправленную версию программы Гохмановских чтений:
Всероссийская научно-практическая конференция «ГОХМАНОВСКАЯ НАУКА — 2022: Палеоантропология и энтогенез».
Санкт-Петербург, МАЭ РАН
12-14 октября 2022 года
14-14 МАЯ — 14-14 ОКТЯБРЯ 2008 Г.
Все занятия будут проходить в: Средний проспект, 24 (станция метро «Василеостровская»), Отдел антропологии, МАЭ РАН.
12 октября, 12 октября, в ЦСИ, МАЭ РАН
Ссылка на удаленный доступ Zoom: https://us06web.zoom.us/j/87843602728?pwd=UWVpN2xudjhZTXhBMWlVcnBYOHBjUT09 Идентификатор конференции: 878 4360 2728 Код доступа: 267700
10:00 — 11:00 Регистрация участников 11:00 — 12:30 Пленарное заседание Председатель: А.Г. Козинцев, В.Г. Моисеев, В.И. Хартанович, Ю.В. Кузнецов, А.В. Кузнецов, В.В.
- Козинцев Александр Григорьевич (МАЭ РАН, Санкт-Петербург). Илья Иосифович: запомненное и усвоенное.
- Чистов Юрий Кириллович (МАЭ РАН, Санкт-Петербург) И.И.Гохман и Антропологический отряд Йеменской комплексной экспедиции.
- Хохлов Александр Александрович (ПГСГА, Самара). К слову о представлениях И.И. Гохмана относительно древнего населения Севера Евразии.
- Хартанович Валерий Иванович (МАЭ РАН, Санкт-Петербург). Илья Иосифович Гохман. Этап развития Ленинградской — Петербургской антропологической школы во второй половине XX в.
12 октября, 12 октября, в ЦСИ, МАЭ РАН
Ссылка на удаленный доступ Zoom: https://us06web.zoom.us/j/87843602728?pwd=UWVpN2xudjhZTXhBMWlVcnBYOHBjUT09 Идентификатор конференции: 878 4360 2728 Код доступа: 267700
14:00 — 17:00 Палеоантропология и этногенез: А.Г. Козинцев, А.А. Казарницкий
- Верховцев Дмитрий Владимирович (ИЭА РАН, Москва). Этногенез: о прошлом или из прошлого? (Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, грант №№ 22-18-00241).
- Алымов Сергей Сергеевич (ИЭА РАН, Москва). О классификации наук и месте в ней физической антропологии и изучения этногенеза в России в 19-20 вв. (Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, грант №№ 22-18-00241).
- Гребенюк Павел Сергеевич (СВКНИИ ДВО РАН, Магадан). Древние культуры на стыке Азии и Америки и эскимосская проблема (Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, грант №22-18-00319, Руководитель — А.И. Лебединцев).
- Багашев Анаталий Николаевич, Солодовников Константин Николаевич (ТюмНЦ СО РАН, Тюмень). Протоазиатская формация населения раннего и среднего голоцена центральных регионов Северной Евразии.
- Моисеев Вячеслав Григорьевич (МАЭ РАН). Хатастырский человек.
- Громов Андрей Владимирович, Казарницкий Алексей Александрович, Учанева Евгения Николаевна (МАЭ РАН, Санкт-Петербург), Пугачева Екатерина Владимировна. Деформация головы в эпоху ранней бронзы в Северо-Западном Прикаспии.
- Кишкурно Мария Святославовна (ИАЭТ СО РАН, Новосибирск). Одонтологические особенности обитателей восточного ареала одиновской культуры (по материалам могильника Крохалевка-5).
- Козинцев Александр Григорьевич (МАЭ РАН, Санкт-Петербург). Происхождение андроновцев: старая проблема на новом этапе.
XV КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ Санкт-Петербург, 26–30 июня 2023 г.
Музей антропологии и этнографии Петра Великого (Кунсткама, Россия). Музей антропологии и этнографии Петра Великого (Кунсткамера) РАН и
Санкт-Петербургский государственный университет
пройдет в Санкт-Петербурге с 26 по 30 июня 2023 года.
XV Конгресс антропологов и этнологов России
XV Конгресс антропологов и этнологов России (XV КАЭР) пройдет в 2023 году в новом формате: Вместо основной темы он будет посвящен разнообразным вопросам, представляющим профессиональный интерес для сообщества антропологов и этнологов России. Важной задачей конференции является обсуждение основных направлений и достижений в области национальной и глобальной социокультурной антропологии и этнологии; в связи с этим организаторы рекомендуют заявителям модулей (круглых столов и других мероприятий) представить то, что они считают наиболее важными и актуальными направлениями. В конференции примут участие ученые из всех регионов и научных центров России; приветствуется также участие зарубежных коллег. Конференция будет проходить в очной форме. Рабочим языком будет русский.
Прием заявок на секции (круглые столы, семинары и т.д.) начинается 15 сентября 2022 г. и продлится до 15 декабря 2022 г. Предпочтительно, чтобы заявка на секцию координировалась совместно представителями из разных регионов и исследовательских центров. Руководитель секции/круглого стола должен иметь научную степень (Ph.D., доктор наук, PhD). Для рассмотрения Программным комитетом заявка на организацию секции (круглого стола, семинара, презентации книги или журнала) должна быть подана с заполнением всех информационных полей. Программный комитет оставляет за собой право отклонять заявки и объединять похожие модули.
Заявки на секции (круглые столы, семинары и т.д.) будут приниматься с 1 января по 1 апреля 2023 года. Для организации модуля требуется минимум 7 и максимум 20 работ. Участник может представить не более двух докладов.
Регистрация участников, отбор заявок и подготовка программы будет осуществляться через официальный сайт конференции: www.caer.ru. Краткие резюме докладов, включенных в программу (до 200 слов), будут опубликованы на сайте конференции. Доклады конференции могут быть представлены для публикации в качестве подборки научных статей в журналах, издаваемых МАЭ РАН и СПбГУ. За участие в конгрессе взимается организационный взнос в размере 1000 рублей.
Электронная почта оргкомитета: caer2023@mail.ru
По мнению лингвистов, разделение языков Северного Кавказа произошло где-то в
Северокавказская компаративистика и праиберийский язык
По мнению авторов белорусского языка, языки Кавказа и кавказских народов возникли в 4-м (или 5-м) тысячелетии до нашей эры.Скорее всего, на 2-3 тысячелетия раньше. Языки Северного Кавказа делятся на западнокавказские языки — апхазско-адыгский и правокавказские языки — нахско-дагестанский.Вполне вероятно, что люди, говорившие на этих языках, в древности населяли большие территории, чем сегодня — весь Кавказ (Северный и Южный), Западную и Малую Азию, побережье Черного моря и даже Балканы и Карпаты.
Возможно также, что некоторые палеомедитерранские языки и остатки баскского языка относятся к северокавказской языковой семье (или южнокавказско-картвельской семье).
В первой половине 20-го века советский лингвист и кавказовед Марр сформулировал идею о более крупной иберо-кавказской языковой семье, включающей северные и южные коренные кавказские языки и древние средиземноморские языки, по-видимому, включая баскский. Эта гипотеза до сих пор популярна среди некоторых лингвистов-любителей, особенно носителей этих языков.
Лингвистическая и культурная связь между примитивным палеоиспанским баскским и примитивным кавказским, которая привела к иберийско-кавказской гипотезе, нашла сторонников и «экспансионистов», которые привнесли в сравнение диалекты из гималайской Буричеи. Поскольку здесь были обнаружены лексические сходства, родилась гипотеза о «палеокавказском» языковом макрогенезисе. Следующим шагом стало сравнение с другими изолированными языками — генуэзским. Также были обнаружены сходства между северокавказскими и сино-кавказскими языками — так родилась гипотеза о сино-кавказской (сино-кавказской) языковой общности.
Уважаемый российский макрокомпаративист Сергей Старостин помещает языковые семьи Северного Кавказа в огромную макросемью денекавказских языков, предшественник которых был выделен из еще более раннего проторимского языка. Макросемья некавказских языков, по замыслу московских компаративистов, продолжающих «ветхозаветную» линию, еще более обширна (и потому причудлива для некоторых), чем более ранняя «старокавказская» и более крупная синакская, ибо включает языки енисейских кетских индейцев и атапасков.
Разделы портала Портал северокавказской компаративистики и Язык жестов народов Северного Кавказа:
Николаев и Старостин (1984, с. 26-32) реконструировали прото-северокавказский (ПНК) язык на основе реконструированных прото-западнокавказского (ПЗК) и право-восточнокавказского (ПВК) языков, которые в свою очередь были реконструированы теми же учеными после незначительных промежуточных реконструкций (Пралезгин, Праз) (Старостин, 1988, с. 154).
- Прасеверокавказский (праиберийский) язык
- Прасеверокавказская языковая общность
Прасеверокавказский (праиберийский) язык
Реконструкция общесеверокавказского праязыка
Находка 800 общих скандинавско-кавказских корней и работа по изменению базовой лексики в PEK и PEK, выявившая между ними «60% идентичности в генеалогическом списке», позволили Николаеву и Старостину (1984, стр. 28) датировать исчезновение северокавказского языка концом 6-го или началом 5-го тысячелетия до н.э. и существование западнокавказского и правокавказского «примерно с 4-го тысячелетия до н.э.». (Там же).
Анализ северокавказской протоиндоевропейской лексики также доказал лингвистические контакты между протоиндоевропейцами и носителями общего нахско-кавказского языка.
Известно около 1 500 северокавказских корней
около 1500(Олег Мудрак).Безумная идея: связь
Северный Кавказ и койсанский(бушмены-готтентоты): Посмотрите, как похожи числовые символы протобореального Кавказа и Сандава!Северная часть Перипатетической металлургической провинции в эпоху ранней бронзы. Археологические культуры, памятники и центры производства металла: 1 — культура Троя I (металлургический очаг); культура Эзеро (металлургический очаг); 3 — трансильванский очаг; 4 — культура Брно-Лисни-Евизовице; 5 — культура Ямы (металлургический и металлообрабатывающий очаг); 6 — усатовская культура (металлургический очаг), 6 — софиевская культура (металлургический очаг); 8 — новотитаровская культура; 9 — майкопская культура (металлургический очаг); 10 — куро-аракская культура (металлургический очаг); 11 — границы КМФ; 12 — наведенные границы.
Прасеверокавказская языковая общность
Портрет общесеверокавказской праобщности по данным лингвистики
Картина северокавказской общины, реконструированная Николаевым и Старостиным (1984, с. 26-34; см. также Старостин, 1985), еще не описана подробно, но она свидетельствует о развитии северокавказской общины, актуальном для VI и начала V вв. |
Судя по наличию корней на TPL, указывающих на плуг, ранние северокавказские кавказцы занимались сельским хозяйством. Об этом косвенно свидетельствуют северокавказские корни, означающие «ярмо» и «бык» (Николаев и Старостин, 1984, с. 29). Носители ТКС сеяли просо, пшеницу и ячмень, собирали зерно серпами и молотили его в муку (там же, Старостин, 1988, с. 121-130). Садоводство у северокавказцев если и существовало, то только в виде лесных садов, первого этапа одомашнивания садовых деревьев — «яблони», «груши», «айвы» или аналогичного плодоносящего дерева, возможно, «вишни» (там же, с. 121-127).
Скотоводство играло важную роль в скандинавско-кавказской культуре и было довольно специализированным, что видно из корней «стадо, пастух». Носители общего скандинавско-кавказского языка знали все основные виды домашних животных: «корова», «коза», «баран», «свинья», «лошадь», «осел», «собака» (Николаев и Старостин, 1984, с. 28-29). Ориентация скотоводческого хозяйства протобореального Кавказа на мясо-молочное направление не вызывает сомнений и подтверждается наличием в ВКК корней, означающих «масло, молоко», «творог, кислое молоко», «творог, молоко» (Старостин, 1988, с. 134-135). Овцеводство играло довольно доминирующую роль, судя по термину «овца, цена» (там же, с. 132). Наличие корня «мелкий скот» в СРП подтверждает эту гипотезу (Николаев и Старостин, 1984, с. 31). Кастрация быков для использования в качестве тягловых животных подтверждается наличием корня «бык, вол» в ТКС (там же, стр. 29). Косвенно об этом свидетельствует наличие в ТКС корней «плуг, соха», «ярмо» и несколько поразительный рассказ о наличии в скандинавской кавказской общине
Колесный транспортКолесное средство передвижения скандинавских кавказцев восстанавливается из корня «арба, повозка» согласно реконструкции Николаева и Старостина (1984, с. 31). Дальнейшим подтверждением присутствия колесных транспортных средств является наличие корня «ярмо» в ТССР..
О металлообработке северокавказских народов свидетельствуют реконструированные в их языке корни «бить, молотить», но ведь молотом бьют только железо, не так ли? и ряд металлов, «золото» (или медь), «серебро», «свинец». Эти элементы позволяют проследить, по крайней мере, окончательное развитие прото-северокавказской общности до времени начала освоения металла (там же).
Среди лингвистов, отстаивающих северокавказскую гипотезу, основное различие между Северо-Восточным и Северо-Западным Кавказом считается бесспорным. Проблемы возникают, когда речь идет о внутренней организации самого Северо-Восточного Кавказа. До сих пор общего согласия по этому вопросу не достигнуто. Следующая классификация основана на Николаеве и Старостине (1994):
Северокавказские языки — North Caucasian languages
Наибольшее предполагаемое сходство между этими двумя типами заключается в их фонологических системах. Однако их грамматика сильно отличается.
Сравнение двух типов
Оба типа характеризуются высокой степенью фонетической сложности, включая повсеместное использование вторичной артикуляции. Ubih (северо-запад) имеет 84 согласных, а Archi (северо-восток) — 76.
Основные сходства
Был предложен список возможных когнатов. Однако большинство из них могут быть заимствованиями или простыми совпадениями, так как большинство морфем в обоих типах довольно короткие (часто только один согласный).
Языки Северо-Восточного Кавказа характеризуются высокой морфологической сложностью существительных. В цезском языке, например, ряд локативных падежей пересекается с рядом суффиксов, обозначающих движение по отношению к месту, в результате чего образуется набор из 126 локативных окончаний (часто называемых падежами существительных, в зависимости от анализа).
Основные отличия
В отличие от них, системы существительных Северо-Западного Кавказа относительно бедны в морфологии и обычно различают только два или три падежа. Однако они образуют очень сложную глагольную структуру: субъект, затем прямой объект, затем косвенное дополнение, эвфонические объекты и большинство локальных функций выражаются глаголом.
Личное местоимение 3
Некоторые сравнения
Человек | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Северо-восточные кавказцы 4 | PNWC 1 | КНП 1 | PDL | ||||
PN | PLK | PAAT | PNEC | * su- | |||
1 г | * du | * zʷə- | приятель | dV* zʷə- | приятель | * zoː- | * ħu- |
2 г | * ħʷə | * ʁʷə- | Лаборатория | dV/ мВ* ʁʷə- | Лаборатория | * u̯oː / * ʁwVː | 1пл-я |
* Маршрут 5 | * -χːα | * χːə- | * iλiː- | * łiː- (?) | * šʲə / tːa / χːa 6 | * Lä | 1pl-e |
* tχu- 7 | * žu | * žʲə | * išiː | * z⇨ʲə- | * ži | 2pl | |
* šu- | * -šːa / to | * žʷə | * bišːdi | * z⇨ʷə- | * sʷV | * źwe | Сокращения: ПН = прото-нахийцы, ПДЛ = прото-дарги-лахийцы, ПЛК = прото-лезгин-хиналлухийцы, ПААТ = прото-ауар-аден-цыан, ПНЭК = прото-северо-восточные кавказцы, ПНЗК = прото-северо-западные кавказцы, ПНК = прото-северокавказцы; I = всеобъемлющий, e = исключительный. |
Номер
PNEC (S) | PNEC (N) | PNWC (Ch) | PNWC (партнер) | КНП (S) | # c (h) a |
---|---|---|---|---|---|
1 | #c (ʕ) V | * za | * cHǝ̆ | * qʷ’a | |
2 | * t’qʷ’a | * t’q’o | * q̇Hwǟ | * eb (?) | |
3 | * λ: ə | * (y-) x̂ə / a | * ƛHĕ | * əmq (ʷ) ‘i | |
4 | * p’λ’a | * hĕmq̇ɨ | * x̂ʷə | ||
5 | # (W) = ƛƛi / ƛƛwi | * sx̂ʷə | * (w- / y-) ćx̂ə | * f_266ä̆ | * re n ɬə- |
6 | * ɬʷə | * (w-) x̂cə | * ʔrǟnƛ_E | * u̯ərδ (?) | |
7 | * bδə | * ʡĕrŁ_ɨ̆ | * m bərδ | ||
8 | * (w- / y-) ɣə / a | — | * bǖnŁ_e (˜-a) | * wərč ‘ | |
9 | * bğʷʲə | * ʔĭlć̣wɨ | * -́ | * wəc ‘ | |
10 | * bć’ʷə | * (p- / w-) źə́ / źá | * ʡĕnc̣Ĕ | Этнические группы, чьи родные языки были объединены в одну семью, теперь имеют два разных корня. |
От каких объединений ОНИ произошли
Как уже упоминалось выше, предки адыгов (черкесов), абазин и абхазов являются древнейшими жителями степей, граничащих с предгорьями Кавказа, некоторые из которых были ираноязычными. Корни семьи IE присутствуют в языках трех упомянутых народов, но в незначительном количестве. Скорее, вторая половина предшественников западных коренных народов Северного Кавказа происходит из районов, где сейчас проживают носители китайско-тибетских языков….. Некоторые ученые нашли еще большее сходство с ними.
У нахско-дагестанцев самый загадочный язык, лексика которого больше напоминает о подводных культурах, чем о современных. Конечно, в эти языки вошли термины из Чечни, Ингушетии, аварского, адинского, лезгинского, лакского, даргинского и рулульского языков. Но в очень небольшом количестве. Словарная база (особенно базовая лексика) и глоссарии не соответствуют уровню некоторых других современных книг. Существует мнение, что коренные этнические группы имеют хурритское происхождение.
Термин «кавказские языки» или «кавказские языки» понимается только в географическом смысле. Этот термин используется для обозначения языков народов, проживающих на определенной территории — в Кавказском регионе. Вы можете встретить работы или даже учебники, в которых термин «кавказские языки» используется в генетическом смысле, т.е. подразумевается, что это языки, между которыми существует родство. В современной науке такое мнение полностью устарело.
Об автохтонных языковых семьях, родстве и общих чертах языков Кавказа
1. гора языков
Кавказ — интересный регион с лингвистической точки зрения, в основном потому, что здесь так много и так много разных языков. Когда-то его называли «горой языков», и это выражение используется до сих пор. Количество языков, на которых говорят на Кавказе, официально оценивается примерно в 60. На самом деле их больше, потому что иногда мы не можем отличить язык от диалекта. Многие диалекты следует рассматривать как самостоятельные языки.
Эти 60 или около того языков принадлежат к различным языковым семьям, три из которых можно считать автохтонными. Коренные языки — это языки, которые не имеют очевидных родственников за пределами Кавказа и абсолютно широко распространены на Кавказе, языки народов, которые живут на Кавказе очень давно.
2. языковые семьи коренных народов
На Кавказе существуют три коренные языковые семьи: картвельская, западнокавказская и восточнокавказская. Эти семьи различаются по количеству и структуре своих языков.
Род Картвелиев широко распространен в Закавказье, особенно в Грузии. Она небольшая по количеству языков, но на языках этой семьи говорят несколько миллионов человек, в основном благодаря грузинскому, самому большому языку семьи. Кроме грузинского, к этой семье принадлежат еще три языка. Это мегрельский и сванский, на которых также говорят в Грузии, и лазский, на котором в основном говорят за пределами Грузии на южном черноморском побережье Турции.
Второй коренной семьей, распространенной на Кавказе, является западнокавказская семья, также называемая абхазо-адыгской. Носители этой семьи проживают в основном на территории Российской Федерации на Северном Кавказе, в западной части Российской Федерации. В семье четыре живых языка: абхазский, адыгский, абазинский и кабардинский (черкесский). До недавнего времени существовал пятый язык — убыхский. Последний его спикер умер в Турции в 1992 году. Он был потомком черкесов, изгнанных из России после Кавказской войны в XIX веке, то есть в 1860-х годах.
Наконец, нахско-дагестанская языковая семья является самой многочисленной. Официально здесь насчитывается около 30 языков, но существует большое диалектное разнообразие, и в действительности количество языков гораздо больше. Его носители проживают в Чечне, Ингушетии, Дагестане, а также в некоторых районах Азербайджана и Грузии.
Это, пожалуй, самая интересная и самая известная из языковых семей именно потому, что в нее входит так много языков, они разнообразны, многие из них довольно малочисленны, так что в Дагестане есть несколько языков, которые описываются как одноязычные, то есть на которых говорят жители одного села.
3. Индоевропейская семья на Кавказе