Что такое пассивный и активный словарь, и что родителям нужно о них знать. Что такое пассивный словарь.

Лексико-лингвистические архаизмы — это слова, которые в активном употреблении языка были заменены односложными словами с другими формами образования (более частыми окончаниями, менее частыми приставками),

Активная и пассивная лексика русского языка

Лексический состав любого языка — явление неоднородное. Таким образом, в зависимости от использования лексики в словарном запасе языка выделяются два уровня слов: активный и пассивный.

Словарный запас языка не является чем-то фиксированным и неизменным. На протяжении веков фонетическая система менялась, менялись также грамматика и лексика. Изменения в лексике особенно заметны в эпоху различных социальных, общественных преобразований, в период бурных перемен в жизни общества.

Изменения носят двоякий характер: с одной стороны, в словарь добавляются новые слова, с другой — он освобождается от ненужных на данном этапе элементов. Таким образом, существует два уровня языка — активный и пассивный словарный запас. Термин «активная и пассивная лексика» был введен в лексикографическую практику Л.В. Штшербой, но единства в понимании пассивной лексики нет. В работах М.В. Арапова, А.А. Реформатского, Л.И. Баранниковой и др. пассивная лексика включает не только устаревшие слова, но и диалекты, термины, названия редких реалий и явлений.

В активный словарь входят слова, относящиеся к современному этапу, слова, которые отвечают требованиям современности и не имеют признаков древности или новизны. Пассивный состав состоит из слов, которые исчезли из употребления, так как перестали быть современными или актуальными, и новых слов, которые еще не утратили признаков новизны и необычности употребления.

Активная и пассивная лексика русского языка

Устаревшие слова. Типы архаизмов и историзмов

Слова, которые вышли из активного употребления или выходят из употребления, поскольку используются крайне редко, называются устаревшими словами. Процесс устаревания сложен и длителен, поэтому устаревшие слова различают по степени их устарелости.

К первой группе относятся слова, которые неизвестны или непонятны большинству носителей языка. Существует несколько категорий слов, которые могут быть включены сюда:

— Слова, которые исчезли из языка и даже не встречаются в составе производных основ:

— Слова, которые не используются самостоятельно, но встречаются как часть производных слов (которые иногда пережили процесс опыления):

  • лепо­та — «кра­со­та» — нелепый,
  • мемо­рия — «память» — мемориальный,
  • вития — «ора­тор» — витиеватый,
  • мнить — «думать» — мнительный;

— Слова, сохранившиеся в современном языке только в составе фразеологических оборотов:

  • весь — «село, дерев­ня» — по горо­дам и весям,
  • зени­ца — «зра­чок» — хра­нить, как зени­цу ока,
  • паче — «боль­ше» — паче чаянья.

Ко второй группе относятся устаревшие слова, знакомые носителям современного языка, например: верста, аршин, десятина, фунт, сажень, конка, бурса, прохлада, стекло, палец, цирюльник, глаз и другие. Многие из них не так давно использовались в активном словаре.

Устаревшие слова отличаются не только степенью архаизма, но и причинами, по которым они были отнесены к устаревшим. В этом отношении устаревшую лексику можно разделить на гистризмы и архаизмы.

Определение Гистризмы — это слова, обозначающие исчезнувшие предметы и явления реальной действительности.

По мере развития общества возникают новые социально-политические отношения, диверсифицируются экономика и вооруженные силы, меняется повседневная жизнь и культура людей. Когда эти или другие предметы и явления исчезают, слова, обозначающие их, больше не нужны.

Историцизм можно разделить на несколько семантических групп:

1) Имена деятелей общественно-политического строя, имена членов королевской семьи, представителей сословий и т.д,

Примеры: Барщина, холоп, смерд, сводник, царица, царевич, царевна, маляр, дворянин, князь, граф, сотник, барин, барон, купец, кадет, юнкер, кулак, помещик и т.д.

2) Названия административных, образовательных и других учреждений,

Примеры: приказ (офис), биржа, гимназия, дошкольное учреждение, пивная, монополька, казёнка, религиозное учреждение и т.д.

3) Названия мест и лиц в соответствии с характером их профессии,

примеры: Прядильщик, домовладелец, землемер, сторож, охранник, администратор, муниципальный управляющий, полицейский, ученик средней школы, курсистка, рабочий завода, фабрикант, бортник, бурлак и т.д,

4) названия воинских званий,

примеры: Центурион, этман, стрелок, автоматчик, мушкетер, телохранитель, драгун, коммандос, доброволец, солдат, лейтенант, мальчик, десантник, парашютист, квирасир и т.д,

5) Названия оружия, военных доспехов и их частей,

Примеры: чекан, ящик, булава, миномет, белка-пулеметчик, бердыш, самопал, парашют, палаш, лук, бензопила, танк, танкетка, танкетка, танкетка и т.д.

Новые слова. Типы неологизмов

С девальвацией слов в языке создаются и новые слова — неологизмы (греч. neos — «новый», logos — «слово»). Различают языковые или общие и индивидуальные стилистические или писательские неологизмы.

Активная и пассивная лексика русского языка

Лингвистические неологизмы — это новые словообразования, возникающие в разговорном языке:

(а) как названия для новых понятий (космодром, акванавт, лунодром, менделевий, миксер, мелан, перфолента, возрождение, стыковка и т.д.),

b) как новые названия, заменяющие устаревшие названия:

  • цеп­пе­лин — дирижабль,
  • авиа­тор — летчик,
  • пуль­мо­но­лог — фтизиатр,
  • сленг — жаргон,

(c) как слова с новой семантикой, которые сохраняют или теряют старые значения:

  • мар­ше­вый — «основ­ной реак­тив­ный дви­га­тель раке­ты или самолета»,
  • луч­ник — «спортс­мен, зани­ма­ю­щий­ся стрель­бой из лука»,
  • память — «устрой­ство элек­трон­ной маши­ны для запи­си, хра­не­ния и выда­чи информации»
  • и т.п.

Лингвистические неологизмы можно разделить на лексические и семантические неологизмы. Лексические неологизмы — это новые названия новых или существующих терминов, а семантические неологизмы — это новые значения существующих слов.

В настоящее время активный процесс расширения словарного запаса происходит в следующих группах: в экономической и финансовой сферах, в науке и ее практическом применении, в медицине, в спорте, в культуре и в области компьютерных технологий.

Примеры: бренд-менеджер, софтмейкер, маркетолог, дистрибьютор, гирудотерапевт, парапсихолог, владелец сайта, веб-дизайнер, модельер, топ-модель, бигуди, дайвер, отдел продаж, прайм-тайм, мультиплекс и т.д.

Большинство новых слов являются заимствованными.

Распространенные неологизмы противопоставляются авторским неологизмам или индивидуальным стилистическим неологизмам. Они не только обозначают понятия, но и являются описательным, выразительным средством, которое более точно описывает предмет, более полно и точно выражает идею. Они образуются в соответствии с существующими в языке словообразовательными закономерностями. В отличие от языковых неологизмов, они надолго сохраняют свою новизну и оригинальность: огончарованное, кюхельбекерно, полуподлецы, полу невежда (А. Пушкин), помпадуры, билибродоносцы, клопы (М.. Салтыков-Щедрин), умник, крылатый (по Н. Гоголю), ютет, золотоволосый (по А. Блоку), поветь, пошехонцы, пошерониться, кислый (по А. Чехову), стрекоза, поэзия, карлик, карликовый мир, карлик Монте (по В. Маяковскому).

Как происходят первые слова

Каждая мама с нетерпением ждет первых слов своего ребенка. Обычно в процесс ожидания вовлекается вся семья: Мама, папа и папа — какое будет первое слово? Обычно победителем в этом поединке становится тот, кто смотрит ребенку прямо в глаза и повторяет «Па-па» или «Ма-ма». Затем малыш произносит свое любимое слово, и вся семья празднует это историческое событие! Ребенку аплодируют, и он удовлетворенно продолжает лепетать волшебные звуки, которые вызвали столько положительных эмоций у взрослых. Если вы будете продолжать в том же духе — смотреть в глаза ребенку, четко произносить новые слова и одинаково радоваться каждому новому — вы, несомненно, будете поражены динамикой развития языка вашего малыша.

Читайте также: Эскиз подгрупповой логопедической обучающей игры «Дифференциация звуков Р-Т». Описание описания программы «Дифференциация букв Pn, Tt», 2-3 классы.

«Почему «папа», «мама» и «папочка»? Звуки, из которых состоят эти слова, — рот-рот и губы-язык. Они формируются губами и голосом и являются самыми простыми для произношения ребенком. Чтобы максимально облегчить малышу произношение передних, средних и задних звуков, добавьте упражнение «катание».

Как подсчитать объем активного и пассивного словаря?

Примерное количество слов в пассивном словаре легко определить. Просто попросите ребенка указать на конкретный предмет, действие или объект (например, кошку). Если ребенок все сделал правильно, слово добавляется в пассивный словарь.

Развитие пассивного словаря

Теперь подсчитайте количество слов активного словарного запаса. Что необходимо измерить?

1. слова, которые ребенок произносит четко: «дай», «мама», «папа».

2. звуки — имитация животных и предметов: «би-би» машина, «гав-гав» собака.

3. воспроизведение неполнозначных слов: «бака» — собака.

4. слова, которые произносятся неправильно, но количество слогов и ударение в них правильные: «патина» — машина.

5. слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение (правило действует до 2,5 лет): «ма» — мать, машина, ньяу (каждое слово учитывается отдельно).

Чтобы облегчить подсчет активного словарного запаса и наглядно видеть прогресс и динамику развития ребенка, я рекомендую вести дневник развития языка. Вы можете ежемесячно вводить в него слова, которые выучил ребенок. В возрасте от 2,5 до 3 лет становится довольно сложно следить за каждым словом из-за увеличивающегося лепета. Затем вы можете записать в дневник забавные высказывания вашего малыша, которые вам будет приятно перечитывать в будущем.

Автор.

Все родители беспокоятся о том, правильно ли развивается их ребенок. Если вам не терпится услышать первые слова вашего малыша или он уже начал учиться говорить, знание понятий пассивного и активного словаря и их роли в развитии ребенка поможет вам правильно оценить уровень языка и выбрать лучшие упражнения для вашего малыша.

Что такое активная и пассивная лексика?

Все слова, которые знает ребенок, составляют его словарный запас (словарь). Слова, которые ваш ребенок понимает, но не произносит, называются пассивным словарным запасом. А активный словарный запас включает слова и фразы, которые постоянно используются в повседневной речи.

Например, когда годовалого малыша спрашивают: «Где кошка?», и он показывает пальцем на животное или соответствующую картинку, это означает, что слово «кошка» уже включено в его пассивный словарный запас. Если малыш самостоятельно произносит «кошка», «кукла» или любой другой звук, обозначающий кошку, можно сказать, что это слово вошло в активный словарный запас.

Читайте также: HEARTFUL LEARNING GAMES THAT PRACTICE THE LANGUAGE SPACES OF OLD GROUPS.

Стоит отметить, что пассивный словарный запас всегда больше, чем активный, даже у взрослых. В конце концов, все знают, что такое подошва, квант или молекула, но мы почти не используем эти слова в повседневном языке.

Как рассчитать объем активного и пассивного словарного запаса?

Примерное количество слов в пассивном словаре легко определить. Просто попросите ребенка указать на конкретный предмет, действие или объект (например, кошку). Если ребенок все сделал правильно, слово добавляется в пассивный словарь.

Теперь подсчитайте количество слов активного словарного запаса. Что необходимо измерить?

1. слова, которые ребенок произносит четко: «дай», «мама», «папа».

2. звукоподражания животным и предметам: машина «би-би», собака «гав-гав».

3. воспроизведение неполнозначных слов: «бака» — собака.

Сколько слов должно быть в активном словаре ребенка?

Правила формирования активного словаря ребенка дошкольного и младшего школьного возраста следующие:

Нормы словарного запаса ребенка

Так, если годовалый ребенок обычно говорит не более 10 слов, то словарный запас ребенка в возрасте 3 лет составляет уже около 1000 слов. Словарный запас 5-летнего ребенка составляет уже около 2000 слов, а 6-летнего — около 3500 слов. Не паникуйте, если вы вдруг заметили, что ваш ребенок говорит меньше слов, чем обычно. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем собственном темпе. Есть дети, которые начинают говорить в 2 года, а в 1-1,5 года уже все понимают.

Если у вас есть сомнения или вопросы по поводу развития вашего ребенка, проконсультируйтесь с профессионалом, чтобы не волноваться. Обычно вашему ребенку достаточно включить в совместную деятельность определенные игрушки для развития словарного запаса, чтобы догнать или даже перегнать своих сверстников.

Словарь

Недавно было проведено интересное исследование по определению объема слов у носителей русского языка. Он проводился в форме теста, в котором желающим предъявлялся список слов, которые они могли понимать и использовать. Слова отмечались только в том случае, если они полностью понимали определение.

Чтобы повысить качество теста и отсеять недостоверную информацию, в списки также были включены несуществующие слова. Наличие в анкете хотя бы одного несуществующего слова, которое было отмечено как известное респонденту, считалось недостоверной информацией и не принималось во внимание.

В ходе работы были получены следующие данные:

  • Пассивный словарь человека увеличивается с каждым годом вплоть до 20 летнего возраста. Далее темп развития снижается, постепенно исчезая после 40 лет. В этом возрасте и до конца жизни запас слов у человека остается неизменным.
  • Учеба в школе добавляет детям в пассивный словарь до 10 слов каждый день. Активный и пассивный словарный запас школьника постоянно растет.
  • К концу учебы подростки владеют в среднем 50 тысячами слов.
  • Школьное время увеличивает рост объема слов почти в 3 раза.
  • После окончания школы пассивный словарь человека приостанавливается в росте и составляет в среднем 3–4 слова ежедневно.
  • В 55 лет запас слов продолжает свое снижение, за счет необратимого ухудшения памяти и применения некоторых слов на практике.

В ходе исследования был оценен уровень образования испытуемых и сделаны интересные выводы. Оказалось, что в разные периоды своей жизни люди имеют больше всего слов. Среднее образование означает окончание вербального развития в возрасте 40 лет, а высшее образование — чуть позже, после 50 лет. Такая разница в 10 лет объясняется несоответствием между профессией и должностью, занимаемой людьми с разным уровнем образования. Некоторые люди читают научные книги в возрасте 50 лет и приобретают новые знания либо в силу своей работы, либо добровольно, чтобы повысить уровень собственного образования.

Интересно также отметить, что испытуемые, завершившие обучение, и те, кто не завершил его по личным причинам, имеют одинаковый пассивный словарный запас.

Высказывание

Словарный запас взрослых с разным уровнем образования:

  • Пассивный запас слов имеет одинаковые показатели у людей со средним образованием и средне специальным. Он варьируется в пределах 70–75 тысячи слов.
  • Люди, получившие высшее образование, или не окончившие институт имеют в своем багаже запас из 80 тысяч слов.
  • Образованные люди, кандидаты наук имеют богатый словарный запас в 86 тысяч слов, что на 6 тысяч больше, чем у получивших высшее образование.

Приобретенное образование, конечно, влияет на словарный запас, но не на 100%. Большой вклад в развитие словарного запаса вносит постоянное самосовершенствование и самообразование человека. Поэтому легко может случиться так, что у человека, только что окончившего школу, словарный запас во много раз больше, чем у выпускника университета. Самым важным фактором является общительность человека, его профессия и образ жизни.

Исследование не дает полного представления о словарном запасе среднего россиянина, так как содержит незначительные ошибки. Однако он помогает определить взаимосвязь между словарным запасом и возрастом и уровнем образования.

Как расширить свой лексикон

Универсальных методов расширения словарного запаса родного языка не существует. Каждый человек выбирает то, что подходит только ему. Некоторые методы, разработанные многоязычными людьми для изучения иностранного языка, могут помочь расширить словарный запас.

Расширение пассивного словарного запаса:

Чем больше и чаще человек читает книги, тем богаче и интереснее звучит его язык. Люди, которые много читают, любят быть в компании и проводить время вместе. Это универсальное средство обогащения словарного запаса новыми словами. И последнее, но не менее важное, — качество выбранной вами литературы. Предпочитайте научно-популярные книги и классическую литературу и избегайте современных мыльных опер или криминальных романов, в которых вы не сможете найти новые слова для правильного употребления.

Всегда интересуйтесь значением непонятных слов или новых терминов вашего собеседника, не обязательно подслушивать их. При общении новая информация усваивается гораздо легче и быстрее вспоминается при необходимости. Если вы услышите новое интересное слово от дикторов радио, вы можете посмотреть его значение в специальном словаре.

Буквы

Каждый грамотный человек должен иметь дома набор словарей, чтобы пользоваться ими время от времени. Это толковый словарь В.И. Даля, Ожегова и «Словарь произношения для работников радио и телевидения». Он поможет вам заполнить пробелы в произношении и содержит много интересных слов.

С 1960 года издается «Словарь произношения для работников радио и телевидения». Его авторы — М.В. Зарва и Ф.Л. Агеенко. История Словаря произношения для работников радио и телевидения началась с публикации «Словаря произношения» в 1951 году, а через 3 года — «Словаря произношения. Ресурс для диктора».

Все словари для работников радио и телевидения были основаны на запасе «трудных» слов, собранных в картотеке во время появления первого радио в СССР. Списки радио- и телекарточек постоянно обновлялись. Многие слова так и не попали в словари. «Словарь радио и телевидения» содержит названия географических обозначений, произведений искусства, имена и фамилии известных людей.

Как расширить активный словарный запас

Чтобы увеличить словарный запас, человек должен уметь переводить слова из пассивного словаря в активный. В этом могут помочь следующие способы:

Запишите новые слова и их значения на листе бумаги и развесьте их по дому, где они, скорее всего, привлекут внимание. Это поможет вам эффективнее и быстрее запоминать информацию, не заучивая ее наизусть.

Чтобы запомнить слово, необходимо создать с ним подходящую ассоциацию. Они могут быть обонятельными, вкусовыми, двигательными, тактильными или цветовыми. Результат зависит от воображения человека и его желания закрепить полученную информацию. Ассоциативная последовательность помогает запомнить трудные слова, и легче вспомнить их в нужное время.

Есть также упражнения на расширение словарного запаса. Одним из самых эффективных считается упражнение по устному рассказыванию историй. Это предполагает попытку рассказать короткую историю, используя только существительные, а затем только глаголы или прилагательные. Это нелегкая задача. Это помогает расширить имеющийся словарный запас и освежить память.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий