Этническая музыка обладает особым ароматом и магией, которая словно очаровывает вас и вводит в транс. Секрет гипнотического эффекта этнической музыки заключается в том, что музыка и песни изначально исполнялись на религиозных церемониях и магических ритуалах и поэтому должны были быть ритмичными и чарующими.
Зурна
К сожалению, в вашем браузере отключен JavaScript или отсутствует необходимый плеер. Вы можете скачать клип или загрузить плеер для его воспроизведения в браузере.
Зурна (азерб. Zurna, арм. զուռնա, лезг. kfil, перс. سرنای — сурнай 1 2 3, буквально: праздничная лютня) — деревянный духовой инструмент с двойным язычком, широко распространенный на Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе, в Индии, Малой Азии, на Балканах и в Центральной Азии 4 .
Это деревянная дудочка с колокольчиком и несколькими (обычно 8-9) отверстиями, одно из которых находится на противоположной стороне. Зурна тесно связана с гобоем (у нее такая же двойная дудочка) и считается одним из его предков.
Диапазон зурны составляет примерно полторы октавы диатонической или хроматической шкалы, а ее звук яркий и пронзительный.
Музыкант, играющий на зурне, называется зурнази, у которого нет питча. Коллективный инструментальный ансамбль из трех музыкантов, в котором один зурначи (усташи) играет мелодию, другой передает мелодию устойчивыми звуками по ступеням основной гаммы, а третий музыкант отбивает сложную и разнообразную ритмическую основу на ударном инструменте — дхоле, нагаре или доле. На зурне играют в основном на открытом воздухе, а в помещении ее обычно заменяют балабаном или дудуком.
Многие варианты зурны встречаются на Ближнем Востоке, Кавказе и в Китае. Во время археологических раскопок в одном из древнейших мест поселения человека, Мингечауре, были найдены четыре зурны из оленьего рога. Считается, что эти инструменты были изготовлены 3 000 лет назад.5 Самый древний образец зурны был обнаружен во время археологических раскопок в горах Армении.4
Зурна в основном изготавливается из древесины абрикоса, грецкого ореха или шелковицы. Вал прибора, имеющий в верхней части диаметр 20 мм, расширяется вниз до диаметра 60-65 мм. Общая длина инструмента составляет 302-317 мм.
Семь отверстий просверлены на передней части ствола и одно на задней. К верхнему концу ствола длиной 120 мм прикреплены ножны («маша») из дикой ивы, ореха или абрикоса. Кольцо используется для регулировки установки пластины. Мундштук, изготовленный особым способом из сухого тростника, имеет длину 7-10 мм. Чтобы извлечь звук из инструмента, игрок втягивает воздух в рот и вытягивает его из мундштука.
Диапазон цитры простирается от минорной октавы B до третьей октавы C, который игрок может расширить до более широкого диапазона. Эти звуки называются «сефир сеслар».
Зурна в основном используется для исполнения народной музыки во время народных праздников в сельской местности. На протяжении истории существовали различные типы инструментов, такие как гар а зурна, араби зурна, джура зурна, аджами зурна, габа зурна и шехаби зурна. Как правило, зурна входит в состав духовых ансамблей. В качестве сольного инструмента в ансамблях или оркестрах зурна используется для исполнения определенных танцевальных мелодий, таких как джханги, и других музыкальных мотивов.
Примечания
- ↑ Большая советская энциклопедия (рус.)
- ↑ Энциклопедия Британника (англ.)
- ↑ Güncel Türkçe Sözlük (тур.)
- ↑ 1 2 Зурна
- ↑ Меджнун Керимов. Атлас традиционной музыки Азербайджана. Зурна
- Shirzad Feteliyev ve Zahir Zulfuqarov — Zurna
- Rafael Qara Zurna 2011
- Зурна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Музыкальные инструменты в Азербайджане | ||
---|---|---|
Перкуссия | Лаггуту — Нагара — Голтуг Нагара — Юра Нагара — Беюк Нагара — Гош Нагара — Даф — Дарбука | |
Авторское право | Ней — Зурна — Балабан — Тулум — Тутек | |
Струны | Гопуз — Чогур — Чаган — Барбет — Ширван танбур — Чанг — Руд — Сантур — Саз — Тар — Каманча — Ганун |
Армянские музыкальные инструменты | |
---|---|
Перкуссия | Дхол — Давул — Дарбука — Тмбука — Дапп — Цннга |
Авторское право | Зурна — Дудук — Ней — Шви — Сулич — Кавал — Сринг — Авагпог — Шефер — Пог — Ехджерапог — Галарапог — Паку — Паркапзук |
Струны | Канон — Чогур — Чаган — Барбет — Бамбир — Чанг — Сантур — Ганун — Тавих — Каман — Ютак — Вин — Пандир — Джнар — Тар — Саз |
Шум | Кшоты |
Грузинские музыкальные инструменты | ||
---|---|---|
Струны | Пандури — Чонгури — Чунири — Чианури — Чанги — Абхарза | |
Авторское право | Саламури — Буки — Ларшеми — Соинари — Дудуки — Зурна — Гудаствири — Чибони — Пили | |
Перкуссия | Доли — Дипипито — Дайра — Чинчила |
- Музыкальные инструменты по алфавиту
- Язычковые деревянные духовые музыкальные инструменты
- Азербайджанские музыкальные инструменты
- Армянские музыкальные инструменты
- Аэрофоны
Фонд Викимедиа. 2010 .
История инструмента
Музыковеды и этнографы предполагают, что название инструмента берет свое начало в Персии и восходит к слову, которое можно перевести как «трость, дудочка». Однако слово zurna встречается в самых ранних источниках Хеттской империи и в луканском иероглифе «surna». Вполне вероятно, что слово было заимствовано из этих языков в армянский.
Есть и другие упоминания о зурне:
- В Древней Греции во время театральных действ, преподношения жертв богам и в военных походах использовался авпос – прародитель зурны. Есть версии, что именно из Греции инструмент попал на Восток.
- В результате археологических раскопок на территории древнейших поселений Мингечевира, были обнаружены 4 зурны, датируемые 1 тысячелетием до н.э.
- Описание инструмента под названием «сурна» есть и в Никоновской летописи ХIII в. На Руси он отличался тем, что на конце был загнут трояко. Музыканты – зурначи, сурначи служили при дворе и упоминаются в грамоте царя Бориса наряду с «трубниками».
- В Азербайджане под звуки зурны отцы провожали своих сыновей в армию. Народ использовал её для музыкального оформления спортивных соревнований, игр, свадеб. Под мелодию зурны, согласно традиции, невеста заходила в дом супруга.
Звучание зурны
Диапазон соответствует полутора октавам (октава состоит из 8 нот): от «си» минорной октавы до «си» третьей октавы. Тон пронзительный и живой. Если музыкант — профессионал, он может расширить диапазон на несколько нот. Двойной удар по языку во время игры обеспечивает повторение или чередование тонов.
В восточных странах это распространенный музыкальный инструмент, который сегодня является частью оркестра. Обычно в нее играют на открытом воздухе. В помещении его заменяют дудуком или балабаном.
В Азербайджане она особенно популярна на народных концертах и сопровождает танец джанг.
Техника игры
Инструмент располагается по диагонали перед собой. Чтобы сыграть ноту, зурначи должна втянуть воздух в рот и выпустить его через мундштук особым образом.
При игре, особенно на длинных продолжительных нотах, игрок должен вдыхать через нос. Воздух проходит через дупло тростника, штифт, мантию и заполняет ствол. Когда исполнитель выдувает короткие ноты, вдох осуществляется через рот.
Часто выступали трио музыкантов, которые дополняли друг друга. Один играл мелодию, другой выпускал длинные, продолжительные ноты, а третий ударял по основной ритмической ноте на молоточке, цимбалах или нагане. В результате получился восточный аромат и великолепие.
Как звучит зурна
Диапазон инструмента довольно небольшой — до полутора октав. Но он компенсирует это уникальным звучанием, богатым и проникновенным.
В отличие от гобоя, который считается родственным инструментом, оригинальный инструмент не был включен в список оркестровых инструментов из-за своего небольшого размера и отсутствия полноценного хора. Канал зорба имеет коническую форму: Это отличает его от других популярных духовых инструментов. Форма канала напрямую связана со звуком, который является громким, ярким и иногда резким. Но звучание часто зависит от игрока: хороший музыкант может играть на цитре с мягкими, мелодичными и нежными звуками.
История
История инструмента уходит корнями в глубокую древность. Об этом свидетельствуют древние памятники. Его подобие, известное как авлос, известно со времен Древней Греции. Его использовали в театральных представлениях, военных действиях и жертвоприношениях. Оттуда инструмент экспортировался в другие страны.
Происхождение зурны связывают с Ближним Востоком и Центральной Азией, откуда она распространилась в другие части света. В этих районах зурна является довольно распространенным инструментом. В нашу страну она попала из других государств, но получила название сурна, которое адаптировано для славянских народов. Он упоминается в русской истории с тринадцатого века, но не смог сохранить свою популярность. На смену им пришли более привычные для россиян музыкальные инструменты и традиционное искусство.
Использование
Зурначи — музыканты, исполняющие мелодии на этом инструменте. Зурнач не используется в симфонических оркестрах, но его музыка прекрасно подходит для традиционных танцев и песен, торжественных церемоний и народных праздников. Один свисток играет мелодию, а другой — длинные ноты, дополняющие звук. Глубокие, протяжные ноты, которые издает второй инструмент музыканта, также называются нотами бурбона. Часто к ним присоединяется третий музыкант, играющий сложный и необычный ритм.
В армянском фольклоре звук зурны связан с характеристиками народных фигур. Ему часто приписывают магические свойства. Технически правильное исполнение на этническом инструменте довольно сложно: зурнази учатся максимально извлекать звуки. Они вдыхают воздух через нос и выдыхают через рот: Чтобы правильно сыграть мелодию, нужно долго учиться и практиковаться.
Диапазон
У зурны двойная дудочка, очень похожая на дудочку современного гобоя, что не только делает их похожими инструментами, но и позволяет предположить, что зурна была предком гобоя. Кроме того, его тембр характерен и высок, что также ставит его в один ряд с такими инструментами, как залейка и кор-англе.
Зурна — это инструмент с диапазоном в полторы октавы и, прежде всего, диатонической и хроматической гаммой. Самая низкая нота, которую может сыграть зурна, это си-бас минорной октавы, а самой высокой нотой считается третья октава, хотя диапазон может быть расширен на несколько нот.
Это требует особого мастерства, и эти ноты, выходящие за пределы обычного диапазона, исполнители называют сефир сеслар.