Капричос Гойи. Неудобная правда о пороках общества. Гойя что это такое.

Огромный творческий потенциал художника в этот период позволяет предположить, что его психическое состояние было не типичным для депрессии. Но тогда как он мог квалифицироваться?

Капричос Гойи. Неудобная правда о пороках общества

Гойя сон разума порождает чудовищ фрагмент

Проходит время. Но ничего не меняется. По этой причине многие из гравюр Капричоса актуальны и сегодня.

Почему Гойя решил создать «Капричос»?

Он был придворным художником. Он писал портреты королей и аристократов. А потом вот это.

Злые, злые лица. Проститутки. Ведьмы. Самозванцы.

Действительно, разница между портретами, которые он заказал, и гравюрами Капричоса разительна. Как сказал художник Максим Кантор, «представьте себе писателя, перебирающего сленг фейона в стиле великой трагедии».

Талант Гойи был очень разносторонним. Должны ли вы писать потомков аристократов? Пожалуйста, сделайте это. Очень красивый человек. Окрашены с особой тщательностью.

Но однажды вы должны сказать правду о людях. О том, чем они занимаются. И это будет совсем другой стиль. Это будут четкие линии. Беспощадные изображения.

Гойя Портрет

Гойя Капричос тут ничего нельзя поделать

Франсиско Гойя. Левый: Портрет дона Мануэля Осорио Манрике де Суньига. 1788 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Справа: гравюра Caprichos: «С этим ничего нельзя поделать». 1799 г. Музей Прадо, Мадрид

Как публика реагировала на его гравюры? Удивительно. Нет, совсем нет.

В книжный магазин заходили покупатели. Молча и ничего не понимая, они смотрели на одну страницу за другой. И они отправились в путь. За четыре года из 300 альбомов было продано только 27. Почему?

Потому что люди не были к этому готовы. До Гойи никто не делал ничего подобного в Испании. И это неудивительно. Абсолютная монархия в сочетании с жестокой инквизицией заставили бы любого человека колебаться в вопросе доноса.

Гойя решил сказать правду. Его современникам не нужна была правда. Но эти работы оказали большое влияние на последующие поколения. Делакруа, Дали, Мане — у всех были гравюры Гойи. Их учили говорить правду.

Какие пороки осуждал Гойя? Вот лишь несколько отпечатков его капричос.

Корысть.

Гойя Капричос какая жертва

Эта история стара как время. Красивая девушка выходит замуж за уродливого горбуна. Она бедная, но красивая. Он богат, но уродлив. Она — товар. Он является покупателем. Свобода девушки отдается ради благополучия ее семьи.

Ее родители выглядят счастливыми (кстати, отец девочки тоже уродлив, а мать красива). Только старуха расстроена. Возможно, няня или крестная мать девочки.

Она единственная, кто понимает, что девушка обречена на несчастье. Как она могла не быть такой? Посмотрите, какой уродливый и похотливый у нее жених.

Обман и коварство.

Гойя Капричос все погибнут

Эта история о предательстве женщины. Выше находится приманка в виде девушки-птицы. Она привлекает самцов птиц. Тех, кто попался, ощипывают коварные дамы.

Это, конечно же, аллегория. А в ощипанного самца вставляют палку, чтобы почесать его изнутри. Не в буквальном смысле, конечно. Предположительно, Гойя имел в виду, что такая любовница не только разденет его до последней нитки, но и потрясет его душу.

Когда он закончит с несчастным человеком, он снова отправится на охоту. Еще один идиот попадется на ее приманку. И самое удивительное, что он будет слепо следовать за ней на верную гибель. Не поняв урока своего предшественника.

Если вы не думаете, что Гойя — сексист, посмотрите на другую гравюру (21). В данном случае ощипывают самку птицы. И это делают коварные и жадные хозяева.

Гойя Капричос как ее ощипывают

Живопись

Во время своих странствий Гойя посетил Рим, Парму и Неаполь. В 1771 году он получил вторую премию Академии искусств в Парме. Что касается первого приза, то на сегодняшний день ничего не известно. Но этот успех заставляет Франсиско поверить в себя, ведь академический совет Мадрида спокойно принимает картины молодого художника на конкурсах и выставках.

Картины Франсиско Гойи «Сатурн пожирающий своего сына» и «Шабаш ведьм»

Вернувшись в Сарагосу, Франсиско начал профессионально заниматься живописью, особенно фресками в церквях. Его проекты дворца Собрадиэль и церкви Эль Пилар были высоко оценены, что побудило амбициозного Франсиско повторить попытку в столице.

По прибытии в Мадрид Гойя начал работу над панелями, необходимыми для ковров королевского ремесла Спал.

Гравюра «Хоронить и молчать» из серии Франсиско Гойи «Бедствия войны»

22 января 1783 года Франсиско, не без помощи своего друга Байеу, получил важное поручение от графа Флоридабланки. Художник не мог поверить в свою удачу, ведь он мог заработать хорошие деньги на портрете высокопоставленного дворянина. Но это еще не все: благодаря графу, который вводит художника в светское общество и знакомит его со своим младшим братом, королем доном Луисом, Франсиско получает новый заказ.

Дон Луис поручает ему написать портреты членов своей семьи. За работу Гойя получил 20 000 реалов, а жена художника ушла в платье, расшитом золотом и серебром, стоимостью около 30 000 реалов.

Картины Франсиско Гойи «Девушка с кувшином» и «Сон разума рождает чудовищ»

Так Франсиско Гойя стал признанным испанским художником-портретистом. В 1786 году Франциско заинтересовал Карла III и стал придворным художником. После смерти правителя его преемник Карл IV оставил Гойю на своем посту и значительно увеличил его жалование.

В 1795 году Франсиско был избран почетным директором Академии Сан-Фернандо. Четыре года спустя художник достиг вершины своей карьеры — его назначили первым придворным художником короля Карла IV.

Личная жизнь

Друг Гойи, художник Франсиско Байеу, познакомил его со своей сестрой. Белокурая красавица Жозефа и вспыльчивый Аргив сразу же полюбили друг друга. Однако Франциско не спешил жениться и решился на этот шаг только тогда, когда узнал, что она беременна.

Портрет Хосефы, жены Франсиско Гойи

Важным моментом был тот факт, что брат будущей жены владел мастерской, в которой работал художник. Торжественное событие состоялось 25 июля 1773 года. Ребенок, родившийся сразу после свадьбы, прожил недолго. Женщина родила пятерых детей, некоторые источники говорят о большем количестве. Выжил только один мальчик по имени Франсиско Хавьер Педро, который впоследствии стал художником.

Как только Гойя вошел в круг придворных дам и аристократов, он тут же забыл о Хосефе. В отличие от жен большинства художников, его жена не позировала для Франциско: он писал портрет своей жены. Это лучше всего описывает отношение художника к ней. Тем не менее, Франциско оставался женатым до самой смерти своей жены в 1812 году.

Герцогиня Альба

Мужчина не был верным мужем, в его личной жизни всегда были другие женщины, помимо жены. Еще более желанной для Гойи, чем другие знатные женщины двора, была герцогиня Альба. После знакомства с девушкой летом 1795 года у пары начались бурные отношения. В следующем году умер престарелый муж герцогини, и она отправилась в Андалусию. Гойя отправился с ней, и они прожили вместе несколько месяцев.

Однако в биографии Франсиско происходит неприятное событие: после его возвращения в Мадрид Альба бросила художника, предпочтя ему высокопоставленного военного. Франциско был обижен этим, но расставание было недолгим — девушка вскоре вернулась к нему, и их отношения продлились 7 лет. Следует отметить, что документальных подтверждений этих отношений нет.

Смерть

Осенью 1792 года Франциско поразила тяжелая болезнь, которая привела к полной глухоте. Это были минимальные последствия, но все могло быть гораздо хуже, так как художник постоянно слабел, страдал от головных болей, частично потерял зрение и на некоторое время был парализован. Исследователи подозревают, что это было вызвано сифилисом, которым он заразился в молодом возрасте. Глухота очень осложняла жизнь художника, но не мешала ему ухаживать за женщинами.

Памятник Франсиско Гойе в Сарагосе

С годами состояние художника ухудшалось, а его картины становились все темнее и темнее. После смерти жены и женитьбы сына Гойя остался один. В 1819 году художник удалился в загородный дом Quinta del Sordo и уединился там. Внутри он написал на стенах мрачные фрески, изображающие видения одинокого и усталого человека.

Но судьба предначертала Франсиско хорошее: он встретил Леокадию де Вейс. У них были бурные отношения, которые привели к тому, что жена развелась с мужем.

Портрет Леокадии де Вейс

Опасаясь преследований со стороны нового правительства, художник решил уехать во Францию в 1824 году. Он прожил в Бордо два года, но как только его охватила тоска по дому, он решил вернуться. В разгар послереволюционной реакции он оказался в Мадриде и вскоре был вынужден вернуться в Бордо.

Испанский художник умер в ночь с 15 на 16 апреля 1828 года на руках у своей преданной жены, в окружении родных. Останки Франсиско вернулись в Испанию только в 1919 году.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий