ЗИМНИЕ СВЯТКИ. Как назывались песни колядки.

И даже, он, «для языческих праздников славян России, потомки которых до сих пор празднуют весну, любовь и бога Ладу в кругах деревень, вьют венки в рощах веселыми и шумными толпами, освящают Купальские огни ночью и поют имя Коляды зимой».

ЗИМНИЕ СВЯТКИ

Праздники Рождества и Нового года (24 декабря — 6 января) назывались зимними праздниками. По своему происхождению они были связаны с зимним солнцестоянием, одним из самых важных дней в сельскохозяйственном календаре. Не случайно христианская церковь приурочила рождение Христа именно к этому дню. Святые дни зимы делились на святые ночи (25 декабря — 1 января) и страшные ночи (1 января — 6 января). Их разделял день святого Василия (1 января)1. Название «страшные ночи», вероятно, происходит от веры в особое восстание злых сил (особенно в длинную ночь!). В канун Рождества люди боялись заходить в лес, на кладбище, в старые амбары и т.д.

КОЛЯДКИ

В канун Рождества, 24 декабря, отмечался праздник колядок. Рождественские колядки представляли собой процессию людей, возвращающихся домой и поющих рождественские песни — песни, восхваляющие домочадцев и желающие удачи, хорошего урожая, много детей и т.д. (обычно через идеализированный образ чудо-башни). Колядки пели дети или молодые люди (в некоторых местах детей сопровождали взрослые), держа звезду на шесте. Хозяева предлагали колядовщикам праздничное печенье (козьи шкуры), сладости и деньги. Если хозяева были скупы, колядовщики пели озорные песни с шутливыми угрозами. (См. текст № 5 в нашем номере.) Подарки, полученные от хозяев, обычно собирались в мешок специальным меховщиком, а затем съедались вместе. Слово «коляда» латинского происхождения (от calendae, см. современный российский календарь). Подобный обычай с похожим названием был распространен среди многих европейских народов. Зимнее солнцестояние отделяло один годовой цикл жизни от другого. Началу года, как и началу недели или дня, а точнее, даже нескольких, приписывалась особая открытость и особая чувствительность. Как вы встретите новый год, так он и наступит. Поэтому мы старались, чтобы стол был богатым, чтобы люди были счастливы, желали друг другу счастья и удачи. Рождественские песни были формой исполнения желаний и считались волшебными (как пожелаешь, так и сбудется). Помимо рождественских песен, певцы-колядовщики также исполняли песни в прославление Младенца Христа (крестины, колядки, тропари и т.д.). Согласно евангельской легенде, звезда, с которой они ходили по дворам (дохристианский символ солнца), была истолкована как Вифлеемская звезда, появившаяся на небе в момент рождения Христа. Если на севере России и в некоторых других регионах величальные песни носили общее название коляда, то в России их также называли винограды с припевом Виноград мой красно-зеленый (идеализированный образ цветущего сада); в некоторых регионах центральной России овсень (тысяча, баусен). Происхождение последнего термина неясно.

Другим популярным видом рождественских песен были так называемые лунные песни. С их помощью в канун Нового года девушки предсказывали будущее — когда они выйдут замуж, сколько баранов получат, будут ли они богатыми или бедными. Девушки собирались в одном из домов и сидели на скамейках, одна из них собирала кольца, серьги, ленты и т.д. у своих подруг. Все эти вещи прятали в накрытую чашу, часто вместе с зернами ржи или пшеницы, древесным углем и деньгами — они должны были способствовать успеху ритуала. Затем, в каждой песне, спрятанные кольца (или что-то другое) снимались по одному. То, что обещала песня, считалось предсказанием. Вечерние песни короткие, иногда всего в несколько строк, и содержат общую (аллегорическую) метафору, указывающую на короткий брак, долгую девственную жизнь, богатство или бедность, здоровье или болезнь, смерть. Лунный ритуал был далеко не единственной формой гадания девственниц. Чтобы представить себе другие виды гадания, достаточно вспомнить знаменитую балладу «Светлана» В.А. Жуковского, в которой они описаны очень точно и даже полно.

Однажды на Рождество девушки отправились гадать: Из ворот туфельку с ноги брали и бросали, снег косили, под окном слушали, счетную курицу пшеницей кормили, свечу топили.

КОЛЯДКИ

Рождественские песни появились до Рождества. Мой красный и зеленый виноград! Белоснежка упала, и ромашки полетели на снег, — девушки с песнями, девушки, которые не дали этому опуститься, девушки, которые не дали этому опуститься, девушки, которые не дали этому опуститься, красные девушки, искали двор Ивана. А двор Ивана Ни близок, ни далек — Ни близок, ни далек — На семи столбах; Вокруг этого двора стоит серебряный тинкон; Вокруг тинкона вся трава шелковая; На каждом тинконе маленькая жемчужина. В этом дворе стоят три башни, три золотые башни. В первом крыле — светит луна, Во втором крыле — светит красное солнце, В третьем крыле — часто светят звезды. Освещенная луна — это Господь в доме, Красное солнце — это возлюбленная, Рядовые звезды — маленькие дети. Когда самого Господа нет дома, его нет дома, он уехал в Москву, чтобы сидеть в суде, сидеть в суде, сидеть в суде, сидеть в суде, сидеть в суде, сидеть в суде, сидеть в суде, сидеть в суде, сидеть в суде, сидеть в суде. Он приносит жене шубу, шубу, шапку, сыновьям — хорошего коня, дочерям — золотую корону, слугам — пару сапог. Наша рождественская песня не маленькая и не большая — она не входит в дверь, она закрывает окно: «Не ломайся, не гнись — дай нам весь пирог!». Мой красный и зеленый виноград!

В канун Рождества здесь поют рождественские гимны. Дайте мне корову, голову масла! Дай Бог тому, кто в этом доме! У него будет жирная рожь, у него будет скучная рожь! У него будет осьмушка пшеницы 2, у него будет буханка кукурузы, у него будет лепешка из полупшеницы. Да благословит тебя Господь жизнью и богатством, и сделай тебя, Господи, лучше!

Коляда и колядки: о чем поют на Рождество?

Рождественская колядка — это рождественская песня, древний славянский аналог западных рождественских гимнов. Откуда берутся христианские колядки? Фольклорист и собиратель народных песен, руководитель фольклорного ансамбля Елена КРАСНОПЕВЦЕВА рассказала нам.

Рождественская колядка — это рождественская песня, древний славянский аналог западных рождественских гимнов. Откуда берутся христианские колядки? Фольклорист и собиратель народных песен, руководитель фольклорного ансамбля Елена КРАСНОПЕВЦЕВА рассказала нам.

Рождественские песни — это ритуальные рождественские песни. Вы можете узнать все о русских народных песнях, внимательно прочитав нашу познавательную статью!

Колядки и Рождество

Колядки — это обрядовая рождественская песня, древний славянский аналог западных рождественских гимнов. Вместо привычной теперь американской «Jingle Bells» или советской «В лесу стоит елочка», наши предки пели колядки на самые главные зимние праздники. Первоначально все рождественские песни были языческими. Откуда берутся христианские колядки — рассказала нам фольклорист и собиратель народных песен, руководитель фольклорного ансамбля Елена КРАСНОПЕВЦЕВА.

Колядки

Иногда исполнители колядок надевали необычные костюмы: меховые шубы, вывернутые наизнанку, уродливые маски. В Карпатах до сих пор можно увидеть такие процессии.

Рождественские колядки не сразу разделились на колядки и колядки семени. Языческий смысл и стиль можно увидеть, например, в некоторых народных традициях, которые отмечают День святого Василия Великого 14 января, когда Новый год еще праздновался по старому календарю. Несмотря на поминовение православного святого, песни в этот день следовали языческому ритуалу: дети приходили домой рано утром, бросали в иконы зерно, какали, как гуси, и подражали домашним животным — все это, согласно языческим верованиям, способствовало плодородию. Иногда каландеры надевали необычные костюмы — перевернутые шубы, уродливые маски. Такие процессии до сих пор можно увидеть в Карпатах. Смысл такого переодевания также архаичен: шоумен в костюме дьявола олицетворял умершего человека, предка, который способствовал «плодородию». Обычно люди наряжались таким образом на Новый год, 14 января, и в этом случае они пели только семенные песни, то есть языческие мелодии. Этот обычай был распространен не только в Карпатах, но и по всей России, только здесь он был осужден церковью. «Колядовщикам не разрешалось входить в дом, но им дарили подарки у двери или через окно. Более того, те, кто приходил «переодетыми» в канун Рождества, должны были искупаться в «иордани» — специально сделанной проруби в реке, которая была освящена для смывания грехов. «В отличие от них, каланисты были призваны в бараки.

В отличие от маскировки, калантийцы прошли в процессии с Вифлеемской звездой, символизирующей поклонение волхвов Младенцу Христу, в сопровождении пения рождественских гимнов и колядок. Однако есть и такие рождественские песни, в которых нет сцены яслей, а только пожелания процветания и богатства. Часто встречаются смешанные версии, в которых Христос «выходит на поле и сеет пшеницу», а Дева Мария помогает ему. Вероятно, это старые языческие песни, которые позже были переделаны на христианский лад. От языческого прошлого остался только припев, текст которого также мог быть смешанным: «Колядки пришли в канун Рождества».

Традиция колядок также связана с пещерой в виде кукольного представления, театрализованной версии рождественской истории. Первоначально Рождественский вертеп представлял собой передвижной кукольный театр — трехэтажный ящик с ширмой. Путешествуя по деревням, он устраивал представление, в котором колядки пелись несколько раз, чтобы отметить появление того или иного персонажа, и только при появлении ангела пелась колядка.

К сожалению, традиция пения колядок в России угасла. Если мы поедем в Западную Украину, в Карпаты, то увидим, что и сегодня почти все люди поют рождественские песни. В русских деревнях пение колядок уходит в прошлое, а в городах эта традиция возрождается только в виде театральных представлений. Я собираю фольклорные сведения уже около 30 лет и никогда не видел, чтобы в наших деревнях кто-то пел рождественские песни, за исключением нескольких пожилых людей, которые пели колядки в детстве и до сих пор помнят, как это делается. Конечно, рождественские песни — это не просто народные традиции, это выражение живой веры во Христа, которая должна быть очень сильной и проявляться во всех аспектах жизни.

Читайте также:

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий