В ноябре 1875 года Сен-Санс был приглашен Русским музыкальным обществом дать концерты в Санкт-Петербурге, где он дирижировал «Пляской смерти» и выступал как пианист. Затем Сен-Санса познакомили с Рубинштейном и Чайковским.
Камиль Сен-Санс — «второй Моцарт»
Пианист и композитор, педагог и дирижер, музыкальный критик, автор многочисленных книг по философии и литературе, член Французского астрономического общества — Камиль Сен-Санс.
Она родилась Камилла 9 октября 1835 года в Париже в крестьянской семье. Его отец, Жак-Жозеф Виктор Сен-Санс, работал в Министерстве внутренних дел, но это не мешало ему писать стихи. Его мать была художницей. Когда Камилю было три года, его отец умер, и мальчика воспитывали мать и тетя.
Мальчик оказался очень талантливым. В возрасте трех лет он играл на фортепиано, а в девять лет впервые сыграл Третий фортепианный концерт Бетховена и Двадцать седьмой фортепианный концерт Моцарта. Концерт прошел с большим успехом, так как Камилла играла концерт по памяти.
Биография
В 1848 году молодой Сен-Санс был принят в Парижскую консерваторию и окончил ее с первой премией в 1851 году. Помимо музыки, Камилла серьезно интересовалась литературой, историей Франции, философией, древними языками и естественными науками, включая математику, астрономию и археологию.
По окончании консерватории Сен-Санс уже был известным музыкантом и написал множество произведений, в том числе скерцо для камерного оркестра, симфонию ля мажор, хоры и несколько романсов.
В 1852 году он получил первый приз на конкурсе Общества Святой Цецилии в Бордо за «Оду Святой Цецилии». С 1853 года он работал в различных парижских соборах, продолжал писать романсы и работал над фортепианным квинтетом. В 1857 году он опубликовал свою симфонию Urbs Roma, которая была удостоена премии Общества Святой Сесилии. В том же году Камиль был назначен органистом церкви Мадлен в Париже, и занимал эту должность в течение двадцати лет.
Талант Сен-Санса к органной импровизации вскоре обеспечил ему место в Европе. Успех привел его к контакту с известными европейскими музыкантами своего времени, включая Полину Виардо, Шарля Гуно, Джоакино Россини и Гектора Берлиоза.
Сен-Санс не ограничивался органом; он писал теоретические работы, редактировал произведения старых мастеров, а также выступал как пианист и дирижер. Он стал одним из преподавателей и основателей Национального музыкального общества и первым во Франции исполнил симфонические поэмы Листа.
Начиная с 1860 года, произведения Сен-Санса удостаивались премий на престижных композиторских конкурсах. Он пользовался большой популярностью как композитор и пианист. А с 1870 года он выступает как критик. Его публикации пользуются большим успехом.
В ноябре 1875 года по приглашению Русского музыкального общества он дал концерты в Санкт-Петербурге, где познакомился с Рубинштейном и Чайковским.
После приезда в Россию, в 1877 году он поставил оперу «Серебряный колокол», за которую получил сто тысяч франков от мецената Альбера Либона.
К концу 19 века Сен-Санс был признан не только во Франции, но и в Англии и США как один из лучших современных композиторов. В Лондоне он давал концерты, на которых присутствовала сама королева Виктория. В 1886 году по заказу Лондонского филармонического общества композитор написал свое самое известное оркестровое произведение — Третью симфонию до минор (также известную как «Инструментальная симфония»).
Что касается личной жизни Камиля, то она не была столь успешной, как его музыка. В 1875 году Сен-Санс женился на Мари-Лор Трюффо без согласия ее матери. У них было два сына, но оба вскоре умерли. Сен-Санс оставил свою жену в 1881 году.
Последние годы жизни он провел на гастролях во Франции и за рубежом как пианист и дирижер. Свои последние концерты он дал в августе 1921 г. Он умер в Алжире в преклонном возрасте и был перевезен в Париж, где был похоронен на кладбище Монпарнас.
Камиль Сен-Санс
Камиль Сен-Санс, автор знаменитой сюиты «Карнавал животных», оперы «Самсон и Далила», симфонической поэмы «Дама смерти», оркестрового произведения «Вступление и рондо каприччиозо» и других музыкальных шедевров, был французским композитором эпохи романтизма. Талантливый органист, пианист-виртуоз и дирижер, любивший классические произведения, он сыграл важную роль в развитии музыки и передал собственный опыт будущим поколениям композиторов.
Шарль-Камиль Сен-Санс родился в Париже 9 декабря 1835 года, единственный сын Жака-Жозефа-Виктора Сен-Санса, служащего Министерства внутренних дел Франции, и Франсуазы-Клеманс Коллинз, которая заботилась о его доме и развитии. Камиль потерял отца, когда был совсем маленьким, и некоторое время жил в Корбейле, к югу от Парижа, под присмотром внимательной и любящей няни с медицинским образованием.
По возвращении в столицу ребенок жил с матерью и бабушкой, Шарлоттой Массон, которая распознала музыкальный талант внука и обучила его основам игры на фортепиано. В возрасте 7 лет Сен-Санс стал учеником композитора Камиля Стамати, который способствовал развитию гибкости рук и ловкости пальцев мальчика и обогатил его врожденные способности к игре на фортепиано.
Камиль начал выступать в возрасте 5 лет. Сначала он выступал как камерный музыкант и дебютировал в 1845 году в зале Плейель с программой из Моцарта и Бетховена. Сен-Санс продолжил обучение у композитора Пьера Маледана и органиста Александра Пьера Франсуа Буэли, готовясь к поступлению в консерваторию. В 1848 году подросток сдал экзамены и стал учеником органиста Франсуа Бенуа и главного дирижера Фроменталя Галеви.
Во время учебы Камиль проявил исключительные творческие способности и преуспел в общеобразовательной школе. Он интересовался философией, археологией и астрономией и углублял свои знания в этих областях на протяжении всей жизни.
Первыми сочинениями Сен-Санса были Симфония ля мажор и хоровое произведение «Джинн» по мотивам произведения Виктора Гюго. В 1952 году молодой композитор не смог получить Римскую премию, а затем завоевал первый приз на музыкальном конкурсе, организованном столичным обществом Сент-Сесиль.
Музыка
После окончания консерватории в 1853 году Камиль устроился органистом в церковь Сен-Мерри рядом с городской ратушей. Многочисленные церковные мероприятия приносили молодому музыканту удовлетворительный доход, но инструмент, на котором Сен-Сансу приходилось играть, оставлял желать лучшего.
У Камиллы было много времени, которое она посвящала своей музыке. Он написал несколько произведений и привлек внимание знаменитых композиторов Джоаццино Россини и Гектора Берлиоза, а также известной певицы Полины Виардо. А когда он поступил на службу в императорскую церковь Святой Магдалины, органист удостоился высочайшей похвалы от знаменитого Ференца Листа, который назвал Сен-Санса великим виртуозом.
В 1850-х годах Камиль следил за ведущими музыкальными тенденциями и восхищался творчеством Роберта Шумана и Рихарда Вагнера, но, в отличие от многих французских композиторов, он не подражал им. В этот период Сен-Санс написал Симфонию № 1 и Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор, которые до сих пор мало известны.
В 1861 году церковный виртуоз стал профессором парижской школы Нидермайера и ввел в программу обучения произведения современных композиторов. Именно в это время у него возникла идея сочинить музыкальный фарс для исполнения студентами, который впоследствии стал знаменитым «Карнавалом животных».
Во время своей преподавательской деятельности Сен-Санс уделял мало времени собственным сочинениям из-за нехватки времени. Он продолжил свою композиторскую и концертную деятельность в 1865 году, после того как оставил преподавание. Камиль написал кантату «Ночи Прометея», которая победила более чем в 100 конкурсах на Grande Fête Internationale в Париже.
Интересно, что в начале XX века Сен-Санс изменил свое отношение к современной музыке, отвернувшись от новейших разработок и вернувшись к старой доброй классической традиции. По сообщениям, композитор ушел с представления балета Игоря Стравинского «Саквояж», потому что считал произведение возмутительным, а автора безумным.
Самой популярной поэмой этого жанра стала «Пляска смерти», написанная в 1874 году и первоначально задуманная как произведение для голоса и оркестра. Мифическая история о приходе старухи с косой в ночь Хэллоуина и воскрешении мертвых легла в основу музыкальных частей произведения. Композитор заменил текст пронзительным звуком скрипки и привел в ужас публику на премьере. Только спустя несколько часов зрители смогли насладиться мрачным танцем скелетов, сопровождаемым стуком костей, имитируемым ксилофоном.
Опровергая мнение о том, что симфонист не способен написать стоящую оперу, Камиль приступил к работе над произведением о жизни кровожадного короля Англии. Он с невероятной тщательностью и добросовестностью работал над музыкальными партиями, чтобы убедительно передать атмосферу эпохи Возрождения. Публика признала оперный талант Сен-Санса и наслаждалась постановками «Генриха VIII».
Смерть
В конце 1921 года Сен-Санс отправился в Алжир с намерением провести там зиму. Его смерть 16 декабря 1921 года стала шоком для международной культурной элиты, ведь на последних фотографиях и портретах 86-летний музыкант выглядел здоровым и свежим. Врачи пришли к выводу, что знаменитый француз умер внезапно от сердечного приступа.
Камилла была похоронена на кладбище Монпарнас в Париже. Вдова Сен-Санса, Мари-Лор, была среди скорбящих на заупокойной службе в церкви Святой Магдалины.
Камиль Сен-Санс (Camille Saint-Saëns)
Шарль-Камиль Сен-Санс родился 9 сентября 1835 года. В конце того же года отец Камиллы умер от тяжелой чахотки в возрасте тридцати семи лет. Ребенок остался на попечении своей двадцатишестилетней матери и бабушки.
Мать Сен-Санса была художником и акварелистом, что способствовало приобщению Камиля к изобразительному искусству. В возрасте двух с половиной лет Камиль уже получил свои первые уроки игры на фортепиано под руководством бабушки. Детская музыка с примитивным аккомпанементом левой руки не понравилась ребенку: «Бас не поет», — пренебрежительно сказал он.
Как только он познакомился с миром музыки, Камиль начал сочинять и вскоре записал свои композиции. Самая старая из сохранившихся записей датирована 22 марта 1839 года.
Весной 1843 года мальчик брал уроки игры на фортепиано у известного пианиста и композитора Камиля Стамати. Учитель был впечатлен отличной подготовкой семилетнего мальчика и обнаружил, что ему нужно лишь улучшить свои и без того хорошие навыки игры на фортепиано. В октябре того же года, по рекомендации Стамати, он взял уроки гармонии и контрапункта у Пьера Маледана, который счел его готовым к концерту после трех лет занятий. Они состоялись 20 января и 10 февраля 1846 года. 6 мая он дал большой концерт в зале Плейель, который стал отправной точкой его пианистической карьеры.
В ноябре 1848 года Сен-Санс поступил в Парижскую консерваторию в класс органа Франсуа Бенуа. Органист и композитор был, по словам Сен-Санса, одним из самых посредственных органистов, но «прекрасным учителем».
Камиль преуспел как органист и получил первый органный приз 28 июля 1851 года. Камиль посещал концерты, ходил в оперу и неустанно расширял свои музыкальные познания. В октябре того же года он поступил в класс композиции Фроменталя Галеви.
После нескольких месяцев обучения в святилище Сен-Северен, Сен-Санс в 1853 году занял должность органиста в святилище Сен-Мерри на другом берегу Сены. Сен-Санс оставался на этом посту около пяти лет, посвящая все свободное время развитию своей профессии и самообразованию. Его Первая симфония (1852) — бесспорный итог композиторской юности Сен-Санса. Она также содержит многие важные черты его искусства в целом. Эмоциональная скромность и даже холодность при одновременной живости и подвижности вполне очевидны. Чувствуется полная убежденность в непреходящей ценности традиций.
Чтобы охарактеризовать чрезвычайно интенсивную творческую деятельность молодого Сен-Санса, стоит рассказать о судьбе одной из его симфоний. В 1856 году Общество Святой Сесилии в Бордо объявило конкурс на сочинение симфонии для большого оркестра. Сен-Санс сразу же написал симфонию (фа мажор), которая была удостоена золотой медали 26 января 1857 года и исполнена в Париже 15 февраля. 8 июня Общество приняло Сен-Санса в почетные члены и вскоре после этого исполнило Симфонию фа мажор под управлением композитора. Это было его первое выступление в качестве дирижера!
В 1856 году Сен-Санс написал большую мессу для четырех голосов и хора с органом и оркестром. Эта месса, исполненная 21 марта 1857 года в церкви Сен-Мерри, стала первым сочинением Сен-Санса, посвященным аббату Габриэлю, приходскому священнику Сен-Мерри.
Интересные факты
Однажды в разговоре с Сен-Сансом один очень высокомерный дирижер заявил, что тромбоны неуместны в его симфониях. Удивленный Сен-Санс напомнил ему, что великий Бетховен позволял себе такое и что тромбоны часто звучали в его симфониях. Кондуктор кричал от ярости: «Что он себе позволяет! Он, должно быть, думал, что если он Бетховен, то ему все можно! «Не пугайтесь так, сэр, — ответил Сен-Санс, — он Бетховен, и ему все можно, а вы — вы есть вы, и вам нельзя. Каждый должен заниматься своим делом.
Однажды на светском мероприятии Камиль Сен-Санс аккомпанировал дуэту двух прекрасных дам. Вдруг дамы потеряли ритм, разбежались и запели в лесу. Сен-Санс сделал паузу, положил свои прекрасные руки на клавиши и сказал: «Извините, мадам, но я был бы благодарен, если бы вы сказали мне, кому из вас вы хотели бы, чтобы я аккомпанировал. Когда композитора спросили, правдива ли эта история, он ответил несколько раздраженно: — Да, это правда, но мне тогда было шесть лет!
еще живой, но уже памятник
Открытие памятника К. Сен-Сансу в Дьеппе, Франция, состоялось в присутствии самого композитора. Инаугурация прошла успешно и сопровождалась великолепным концертом. Сен-Санс отнесся к открытию с большой иронией: «Я ничего не могу с этим поделать, я должен принять тот факт, что я больше не человек, а памятник. Похоже, жители Дьеппа так ненавидели мою музыку, что устали ждать моей смерти и решили заставить меня перестать сочинять.
- Карнавал животных (Сен-Санс) (belcanto.ru) (10.08.2011 в 13:38)
- Концерты (Сен-Санс) (belcanto.ru) (13.07.2017 в 16:16)
- Пляска смерти (Сен-Санс) (belcanto.ru) (10.08.2011 в 13:27)
- Самсон и Далила (Сен-Санс) (12.01.2011 в 20:37)
- Симфония No. 3 (Сен-Санс) (belcanto.ru) (13.07.2017 в 16:35)
Концерты
- № 1 ре мажор, Op. 17
- № 2 соль минор, Op. 22
- № 3 ми бемоль мажор, Op. 29
- № 4 до минор, Op. 44
- № 5 фа мажор, Op. 103 «Египетский»
- № 1 ля мажор, Op. 20
- № 2 до мажор, Op. 58
- № 3 си минор, Op. 61
- № 1 ля минор, Op. 33
- № 2 ре минор, Op. 119
- концертная пьеса для валторны с оркестром
- Овернская рапсодия для фортепиано с оркестром, ор. 73 (1884)
- Вальс-каприс для фортепиано с оркестром «Свадебный пирог», ор. 76
- Фантазия «Африка» для фортепиано с оркестром, ор. 89
- Интродукция и Рондо каприччиозо для скрипки с оркестром, ор. 28
- Концертная пьеса для скрипки с оркестром, ор. 67
- Гаванез для скрипки с оркестром, ор. 83
- Андалузский каприс для скрипки с оркестром, ор. 122
- Сюита для виолончели и оркестра, ор. 16-бис
- Аллегро аппассионато для виолончели с оркестром, ор. 43
- «Муза и Поэт» для скрипки и виолончели с оркестром, ор. 132
- Романс для флейты с оркестром, ор. 37
- «Оделетта» для флейты с оркестром, ор. 162
- Тарантелла для флейты и кларнета с оркестром, ор. 6
- Концертштюк для валторны с оркестром f-moll, ор. 94
- Концертная пьеса для арфы с оркестром, ор. 154
Камерные работы
- «Карнавал животных» для камерного ансамбля
- Два фортепианных трио
- Два струнных квартета
- Фортепианный квартет
- Фортепианный квинет
- Каприс на темы датских и русских песен для флейты, гобоя, кларнета и фортепиано, ор. 79;
- Септет для трубы, струнного квинтета и фортепиано, ор. 65;
- Две сонаты для скрипки и фортепиано
- Колыбельная для скрипки и фортепиано, ор. 38;
- Триптих для скрипки и фортепиано, ор. 136;
- Две элегии для скрипки и фортепиано, ор. 143 и ор. 160;
- «Ария часов с маятником» для скрипки и фортепиано;
- Фантазия для скрипки и арфы, ор. 124;
- Две сонаты для виолончели и фортепиано
- Сюита для виолончели и фортепиано, ор. 16 (существует и в оркестровой версии);
- Аллегро аппассионато для виолончели и фортепиано, ор. 43 (существует и в оркестровой версии);
- Романс для виолончели и фортепиано, ор. 51;
- Сафическая песнь для виолончели и фортепиано, ор. 91;
- Соната для гобоя и ф-п. (ор.166);
- Соната для кларнета и ф-п. (ор. 167);
- Соната для фагота и ф-п. (ор. 168).
- Многочисленные сочинения для фортепиано соло
- Сочинения для органа
Вокальные композиции
Песни и романсы на стихи французских авторов
Литературные произведения
- «Гармония и мелодия» (1885),
- «Портреты и воспоминания» (1900),
- «Проделки» (1913),
- «Германофилия» (1916).
Шарль-Камиль Сен-Санс
Сен-Санс родился под именем Жак-Жозеф-Виктор Сен-Санс (1798?1835), который происходил из нормандской крестьянской семьи и служил в министерстве внутренних дел. Его отец умер, когда ему было три месяца, и его воспитывали мать и прабабушка. Сен-Санс начал заниматься фортепиано в возрасте трех лет, а свой первый концерт дал в десять лет в зале Плейель, сыграв Третий фортепианный концерт Бетховена и Двадцать седьмой фортепианный концерт Моцарта (каденцию к последнему Сен-Санс написал сам). Концерт прошел с большим успехом, чему способствовал тот факт, что Сен-Санс исполнил программу по памяти (что было необычно для того времени). Известный педагог Камиль Стамати рекомендовал Сен-Санса композитору Пьеру Маледану, которого Сен-Санс позже назвал «своим несравненным учителем».
Помимо музыки, молодой Сен-Санс интересовался историей Франции, литературой, философией, религией, древними языками и естественными науками — математикой, астрономией и археологией. Его интерес к ним сохранился на всю жизнь.
В 1848 году Сен-Санс поступил в класс органиста Франсуа Бенуа в Парижской консерватории, которую окончил с первой премией в 1851 году. В том же году он начал изучать композицию и оркестровку у Фроменталя Галеви, а также пение и кордебалет. Среди его композиций этого периода — скерцо для камерного оркестра, симфония ля мажор, хоралы и романсы, а также несколько незаконченных произведений. Сен-Санс потерпел неудачу в конкурсе на Римскую премию 1852 года, но его «Ода Святой Цецилии» получила первый приз на конкурсе Общества Святой Цецилии в Бордо в том же году. Сен-Санс принял активное участие в публикации всех произведений Глюка, написав романсы, фортепианный квинтет и симфонию «Urbs Roma», которая в 1857 году вновь получила премию Общества Святой Сесилии.
Успех Сен-Санса привел его к контакту с самыми важными европейскими музыкантами своего времени: Полиной Виардо, Шарлем Гуно, Джоакино Россини и Гектором Берлиозом. Его способности как пианиста и композитора высоко оценил Ференц Лист. В 1857 году Сен-Санс был назначен органистом церкви Мадлен в Париже, эту должность он занимал в течение двадцати лет, и занимал ее с большим успехом, в основном благодаря своим импровизациям. Он написал свою вторую симфонию и оперы и активно пропагандировал музыку современных композиторов. Сен-Санс был одним из первых французских музыкантов, поддержавших творчество Вагнера и Шумана. По собственной инициативе он проводил концерты музыки Листа и первым во Франции исполнил его симфонические поэмы. Этот жанр, доселе неизвестный во Франции, позже появится в творчестве самого Сен-Санса ? «Поворот Омфалоса» (1871), «Фаэтон» (1873), «Пляска смерти» (1874) и «Юность Геракла» (1875). Сен-Санс также пробудил интерес к творчеству Баха и Моцарта и открыл для публики Генделя, который до этого был практически неизвестен во Франции.
К началу 1860-х годов Сен-Санс уже был широко известен как композитор и пианист-виртуоз. Его произведения получили призы на престижных композиторских конкурсах (хотя Сен-Санс не выиграл Римскую премию, на которую он был номинирован во второй раз в 1863 году). Сен-Санс исполнил Первый фортепианный концерт с большим успехом во Франции и за рубежом. С 1861 по 1865 год он преподавал в Школе Нидермайера (единственный раз, когда Сен-Санс преподавал официально), где его учениками были Габриэль Форе, Андре Мессаже и Эжен Жиге. В 1871 году вместе с Роменом Бюссеном он основал Национальное музыкальное общество, целью которого было продвижение современной французской музыки и исполнение произведений ныне живущих композиторов. Время от времени общество выступало с Форе, Франком и Лало, а в его концертах впервые прозвучали многочисленные произведения самого Сен-Санса, а также Шабрие, Дебюсси, Дюка и Равеля.
Основные сочинения
Оперы
- «Жёлтая принцесса» (1872), op. 30;
- «Серебряный колокольчик» (1877; вторая редакция — 1913);
- «Самсон и Далила» (1877), op. 47;
- «Этьен Марсель» (1879);
- «Генрих VIII» (1883);
- «Прозерпина» (1887);
- «Асканио» (1890);
- «Фринея» (1893);
- «Фредегонда» (1895; окончил и оркестровал оперу Эрнеста Гиро);
- «Варвары» (1901);
- «Елена» (1904; одноактная);
- «Предок» (1906);
- «Деянира» (1911).
Вокально-симфонические и хоровые произведения
- Месса для четырёх солистов, хора, органа и оркестра, op. 4;
- «Сцены Горация», op. 10;
- Рождественская оратория, op. 12;
- «Персидская ночь» для солистов, хора и оркестра, op. 26-бис;
- 18-й псалм, op. 42;
- Оратория «Потоп» op. 45;
- Реквием, op. 54;
- «Лира и арфа» (по поэме Виктора Гюго) для солистов, хора и оркестра, op. 57 (1879);
- «Ночной покой» для хора, op. 68 № 1;
- «Ночь» для сопрано, женского хора и оркестра, op. 114;
- Кантата «Небесный огонь» (текст Армана Сильвестра) для сопрано, хора, оркестра, органа и чтеца, op. 115;
- «Лола». Драматические сцены для солистов и оркестра по поэме Стефана Бордеза, op. 116: Прелюдия, Мечта, Соловей, Танго, Заключение;
- «Шаги в аллее» для хора, op. 141 № 1;
- Ave Maria для хора и органа, op. 145;
- Оратория «Земля обетованная» (1913).
Сочинения для оркестра
- Симфония № 1 Es-dur, op. 2;
- Симфония № 2 a-moll, op. 55;
- Симфония № 3 c-moll (с органом), ор. 78 (1886);
- «Прялка Омфалы», ор. 31 (1869);
- «Фаэтон», ор. 39;
- «Пляска смерти» («Danse macabre»), для облигатной скрипки с оркестром, ор. 40;
- «Юность Геракла», ор. 50;
- «Вера», три симфонические картины, ор. 130;
- Первая и Третья рапсодии на темы бретонских народных песен, ор. 7-бис
- Музыка к спектаклю «Андромаха» (1903)
- Музыка к кинофильму «Убийство герцога Гиза», ор. 128 (1908)
- Пять концертов для фортепиано с оркестром
- Три концерта для скрипки с оркестром
- концертная пьеса для валторны с оркестром
- Два концерта для виолончели с оркестром
- Овернская рапсодия для фортепиано с оркестром, ор. 73 (1884);
- Вальс-каприс для фортепиано с оркестром «Свадебный пирог», ор. 76;
- Фантазия «Африка» для фортепиано с оркестром, ор. 89;
- Интродукция и Рондо каприччиозо для скрипки с оркестром, ор. 28;
- Концертная пьеса для скрипки с оркестром, ор. 67;
- Хаванез для скрипки с оркестром, ор. 83;
- Андалузский каприс для скрипки с оркестром, ор. 122;
- Сюита для виолончели и оркестра, ор. 16-бис;
- Аллегро аппассионато для виолончели с оркестром, ор. 43;
- «Муза и Поэт» для скрипки и виолончели с оркестром, ор. 132;
- Романс для флейты с оркестром, ор. 37;
- «Оделетта» для флейты с оркестром, ор. 162;
- Тарантелла для флейты и кларнета с оркестром, ор. 6;
- Концертштюк для валторны с оркестром f-moll, ор. 94;