Мандолина, популярный итальянский инструмент, использовавшийся для исполнения серенад в Средние века, известен далеко за пределами Европы. Мандолина популярна на всех континентах — в США, Австралии, Японии.
Виола
Предшественник скрипки и виолончели, популярный инструмент эпохи Возрождения и барокко, смычковый струнный инструмент, название которого переводится с итальянского как «пурпурный цветок» — альт. Он возник в середине XVII века и по сей день является главным действующим лицом в концертах камерной музыки эпохи барокко.
Строение виолы
Как и все скрипки, инструмент имеет корпус с покатыми формами, выраженной «серединой» и тупыми углами. Звукосниматель, венчающий широкую шейку, имеет спиралевидную форму. Настроечные вилки расположены поперечно. Резонансные отверстия в форме буквы «С» находятся по обе стороны от струн. Основание может быть плоским или вертикальным. У альта 5-7 струн.
Играйте на хордофоне сидя, положив одну сторону инструмента на ногу или поставив инструмент вертикально на пол. Размер тела варьируется в зависимости от жанра. Теноровый альт — самый большой. В ансамбле он выполняет функцию баса. Фиолетовая виола — самая маленькая по размеру.
Звучание
Хотя внешне инструмент напоминает семейство скрипок, его звучание сильно отличается. В отличие от скрипки, она имеет мягкий, тусклый, бархатистый тембр, динамический рисунок ровный, звук не преувеличен. Поэтому альт был любимым инструментом любителей салонной музыки и аристократов, которые услаждали свой слух изысканной музыкой.
В то же время скрипка долгое время считалась «уличным конкурентом»; ее пронзительный, резкий звук не мог соперничать с размеренными, бархатистыми тонами альта. Еще одно важное отличие — способность варьировать, играть на тонких нюансах звучания и использовать различные техники.
Строение виолы
Как и все скрипки, инструмент имеет корпус с покатыми формами, выраженной «серединой» и тупыми углами. Звукосниматель, венчающий широкую шейку, имеет спиралевидную форму. Настроечные вилки расположены поперечно. Резонансные отверстия в форме буквы «С» находятся по обе стороны от струн. Основание может быть плоским или вертикальным. У альта 5-7 струн.
Играйте на хордофоне сидя, положив одну сторону инструмента на ногу или поставив инструмент вертикально на пол. Размер тела варьируется в зависимости от жанра. Теноровый альт — самый большой. В ансамбле он выполняет функцию баса. Фиолетовая виола — самая маленькая по размеру.
Звучание
Хотя внешне инструмент напоминает семейство скрипок, его звучание сильно отличается. В отличие от скрипки, она имеет мягкий, тусклый, бархатистый тембр, динамический рисунок ровный, звук не преувеличен. Поэтому альт был любимым инструментом любителей салонной музыки и аристократов, которые услаждали свой слух изысканной музыкой.
В то же время скрипка долгое время считалась «уличным конкурентом»; ее пронзительный, резкий звук не мог соперничать с размеренными, бархатистыми тонами альта. Еще одно важное отличие — способность варьировать, играть на тонких нюансах звучания и использовать различные техники.
История
Семейство виол начало формироваться в XIII веке. В то время струнные инструменты были широко распространены в Европе, зародившись в арабском мире и попав в Испанию вместе с конкистадорами. Таким образом, дудочка располагалась на плече и упиралась в подбородок, а лира лежала на коленях. Альт ставился на пол между коленями. Такой способ был обусловлен размером хордофона. Способ игры назывался da gamba.
В Европе XV-XVII век знаменует собой эпоху появления альта в музыкальной культуре. Его играют в ансамблях и оркестрах. Ему отдают предпочтение представители аристократического мира. Музыке обучают детей аристократии. Знаменитый классический композитор Уильям Шекспир часто упоминал его в своих пьесах, известный английский художник Томас Гейнсборо был вдохновлен им и часто уединялся, чтобы насладиться изысканной музыкой.
Альт стал пионером оперной партитуры. Для нее писали Бах, Пуччини, Шарпантье и Массне. Но скрипка уверенно конкурирует со своей старшей сестрой. К концу девятнадцатого века он перестал существовать на профессиональной концертной сцене, и его место осталось только в камерной музыке для любителей старинной музыки. Последним музыкантом, посвятившим себя этому инструменту, был Карл Фридрих Абель.
Только в начале 20-го века школа перформанса возродилась. Дирижер — Август Венцингер. Благодаря Кристиану Деберейнеру и Паулю Груммеру альт вернулся на профессиональную сцену и занял свое место в классах консерваторий Европы, Америки и России.
Разновидности
Инструменты этого семейства можно классифицировать по размеру, количеству струн, тембру, пропорциям, масштабу и регистру.
- Размеры первых виол были довольно разнообразными. Среди них встречались как модели средних размеров, так и довольно крупные образцы. И лишь к XVI веку, с появлением виол да гамба и да браччо, размеры в основном стандартизировались.
- Количество струн менялось с течением времени. Если самые первые инструменты имели 5 струн, то у более поздних образцов их количество достигало 6 и даже 7 штук. Более того, для улучшения звучания под обычными струнами из жил мастера натягивали струны из металла, так называемые резонансные струны. Они не были предназначены для игры и начинали звучать при вибрации основных струн, придавая звучанию неповторимую, завораживающую тембральную окраску.
- Что касается пропорций, то, например, у моделей да гамба длина струн относительно корпуса была несколько меньше, чем то же соотношение у разновидности да браччо. Плечи у ножных образцов были более покатыми, нежели у ручных, а окантовка – напротив, была более массивной и выразительной.
- К концу XVII века виолы начали делиться на сопрано, альты, теноры и басы, причём басовые модели в основном использовались в качестве ансамблевого инструмента, тогда как остальные разновидности были востребованы для сольных выступлений.
Важно также отметить изменения в инструментах, используемых в разных странах. Например, виола бастарда была немного больше, чем да гамба, и очень популярна в Англии, а виола да бардоне имела 7 основных и 15 резонирующих струн и предназначалась не только для смычковых, но и для пиццикато.
Виола помпоза была изобретена Бахом и была немного больше альта. Виола пардус считалась самой маленькой в семействе и напоминала скрипку, а английская скрипка была очень похожа на виолу д’амур, элегантный инструмент для влюбленных.
Как звучит?
Для альта характерен необычайно мягкий и нежный звук, часто усиленный резонансом струн.
Музыкальное качество скрипки отличается от других струнных инструментов способностью создавать настолько тонкие и динамичные нюансы, что ее можно сравнить только с клавесином.
Большинство мелодий для альта были записаны в нотной записи с использованием табулатуры лютни. Благодаря своему прекрасному звучанию альт часто используется как сольный инструмент в академических оркестрах, а сюиты и мадригалы написаны специально для него.
Интересные факты
Существует множество удивительных фактов о семействе альтов, вот некоторые из самых интересных.
- Известный английский живописец Томас Гейнсборо всегда мечтал уединиться в безлюдной деревушке и всласть наиграться на виоле.
- Мастер Джон Роуз при изготовлении инструментов использовал резьбу, украшая головки грифов изображениями людей и животных.
- Коллекция виол Людовика XIV насчитывала 24 экземпляра. К тому же «король-солнце» прекрасно играл на них.
- Английский король-тиран Генрих VIII тоже довольно виртуозно владел инструментом. А его коллекция насчитывала 19 экземпляров.
- Композитор Йозеф Гайдн в угоду своему хозяину князю Эстерхази – большому почитателю игры на виолах – написал для этого инструмента 126 произведений.
Послушайте игру на виоле да гамба на видео ниже.
Смычковые музыкальные инструменты народов Азии
Рехаб. Этот инструмент арабского происхождения, с разными названиями он встречается в культурах различных восточных народов, в Европе он стал известен как ребаб. Поскольку ребаб используется не только для сопровождения пения, но и для декламации, существует два варианта. Ребаб-ех-хаер (ребаб — поэт) имеет только один аккорд. Ребаб аль-Моганни (ребаб для певца) имеет две струны. На инструменте играют смычком, а ребаб держат на коленях.
Хуцин (гукин). Разновидность скрипки из далекого Китая. Он состоит из корпуса, который имеет круглую (шестиугольную) форму, и шейки, которая соединена с корпусом. Корпус сделан из тонкого дерева или змеиной кожи. В Китае существует около 30 видов хуцинь; кроме того, инструменты, похожие на хуцинь, используются в соседних Вьетнаме, Лаосе, Камбодже, Японии и Монголии.
Кяманча (кяманча, кеман, гиджак, понтийская лира). Широко распространенные в Западной и Центральной Азии, струнные инструменты являются обязательными в ансамблях восточной народной музыки. Часто используется как сольный инструмент. Существует множество разновидностей кеманче, но персидский инструмент считается оригинальным. Кеманчех состоит из длинного деревянного грифа с длинными шипами, а звукосниматель сделан из тонкой змеиной кожи, рыбьей кожи или бычьего пузыря. Количество струн варьируется от двух до шести. Отсутствие пальцев на грифе открывает перед музыкантами огромные возможности, как для сольной, так и для ансамблевой игры.