Как и при поступлении во ВГИК, в художественные колледжи без большого таланта и энтузиазма не попасть. Неудивительно, ведь каждый может взять в руки карандаш, но лишь немногие способны создать нечто уникальное и запоминающееся.
Российская академия художеств представила на первой музейной выставке произведения академиков-мастеров живописи и скульптуры
Москва. 16 ноября, ИНТЕРФАКС — Российская академия художеств (РАХ) представила в музейно-выставочном центре в Москве первую художественную выставку работ известных российских художников, являющихся членами РАХ и передавших свои произведения в фонд музея, сообщила «Интерфаксу» вице-президент академии Татьяна Кочемасова. «Тематический выставочный проект подготовлен по случаю 265-летия Российской академии художеств и знакомит местную публику с коллекцией Академии, которая насчитывает уже более 3500 работ выдающихся художников второй половины XX века», — сказала Татьяна Кочемасова. По ее словам, на выставке представлено около 100 работ членов Академии художеств и их коллег Зураба Церетели, Виктора Калинина, Татьяны Назаренко, Натальи Нестеровой, Николая Томского, Михаила Курилко-Рюмина, Петра Оссовского, Константина Худякова, Виктора Глухова, Алексея Шмаринова, Любови Савельевой, Валерия Малолеткова и других значимых художников. Кочемасова отметила, что выставка дает зрителям представление об основных направлениях формирования коллекции нового академического музея, работу которого поддерживает президент Российской академии художеств, известный художник-монументалист и скульптор Зураб Черетели.
Фото любезно предоставлено Информационным отделом Российской академии художеств
Фото любезно предоставлено Информационным отделом Российской академии художеств
«Мы уже приступили к созданию музея и начинаем регистрацию в государственном каталоге. Уникальность музея заключается в продолжении традиции меценатства, заложенной основателем Императорской Академии художеств, известным русским философом эпохи Просвещения Иваном Суваловым, который набрал первых учеников Академии и передал в дар Академии свою художественную коллекцию. В нынешнюю коллекцию музея Академии войдут не только работы членов Академии, но и произведения наших художественных студий в Санкт-Петербурге, Казани и Красноярске, авторами которых являются не только известные мастера, но и молодые художники, скульпторы и графические дизайнеры», — пояснила Кочемасова. Он подчеркнул, что коллекция музея является материалом для масштабных исследовательских и выставочных проектов, которые Российская академия художеств будет осуществлять в будущем. Нынешняя выставка демонстрирует преемственность поколений в академической области искусства. Здесь также представлен широкий спектр подходов художников разных поколений, которые выходят за привычные границы жанров, стилей, техник и технологий. Кроме того, по случаю 265-летия Академии была организована международная научная конференция «Российская академия художеств в контексте современных художественных процессов»; музей-ателье З. Президент Академии Черетели организовал мастер-класс по живописи для студентов Российской государственной специальной академии искусств в Переделкино.
Российская Академия художеств
Российская академия художеств (РАХ) — крупнейший в России государственный центр художественной культуры в области архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и образования.
Рождение и становление
Еще в 1724 году Петр I, предвидя блестящее будущее страны в области культурных достижений, запланировал создание «Академии наук и курьезов» — первого российского учреждения, посвященного изучению и развитию отечественной науки и культуры. Во время правления Екатерины I скульптура и живопись были включены в состав Академии наук.
Однако только в сентябре 1757 года указом Елизаветы Петровны была основана Императорская Академия художеств. Великий ученый Михаил Ломоносов и известный меценат Иван Сувалов сыграли важную роль в его основании и представили «экспозицию» для создания «особой академии трех благороднейших искусств». Учебное заведение было открыто в Санкт-Петербурге, но уже через 6 лет оно было присоединено к Московскому университету, основанному Суваловым.
Просветитель сразу же пригласил в качестве учителей иностранных мастеров — архитектора Жана Валлен-Деламотта, художников Клода Лоррена, Георга Шмидта, Жана де Велли, скульптора Николя Жиллиса; он принял первую группу учеников из талантливой молодежи разных сословий. Год спустя Сувалов передал в дар Академии свою великолепную коллекцию картин, скульптур и литературных произведений, положив начало обширной библиотеке и музейному комплексу.
Академия стала «семейным гнездом» русских талантов, которые принимались на учебу независимо от их статуса. Например, гениальный Рокотов стал студентом «по слухам», а гениальный Федор Шубин был просто «востребован» за свой талант метлой на стенах Академии.
Профессора и студенты участвовали в строительстве и проектировании знаменитых архитектурных ансамблей: храма Воскресения на Крови, Казанского и Исаакиевского соборов, храма Христа Спасителя в Москве.
Выпускники Академии, окончившие ее в разное время — художники Карл Брюллов, Антон Лосенко, Илья Репин, Александр Иванов, Василий Суриков, скульпторы Марк Антокольский, Иван Мартос, архитекторы Василий Баженов, Андрей Воронихин, Николай Бенуа и другие — представили миру высочайший уровень художественного мастерства и преподавания искусства.
Академия художеств в XX-XXI веках
После революции 1917 года Императорская Академия художеств была распущена, и только через пятнадцать лет, в 1932 году, началось ее воссоздание. В 1947 году в столице была основана Академия художеств СССР.
Здание на Пречистенке, в котором в 1948 году разместились президиум и выставочные залы Академии, известно как вилла Морозова, построенная в 1871 году по проекту Петра Кабиони в стиле городской виллы. Художественная коллекция великого русского промышленника и мецената Ивана Морозова, размещавшаяся в здании, представляла собой уникальное собрание работ Ренуара, Клода Моне, Писсарро, Ван Гога, Поля Сезанна, Родена, Пабло Пикассо, а также Врубеля, Левитана, Васнецова, Константина Коровина и других гениев.
На вилле располагались знаменитые выставочные залы, которые вот уже 70 лет считаются культурной достопримечательностью Москвы. Уже более двух столетий в музее Академии хранится ценная коллекция русской и западноевропейской живописи, рисунков, скульптур, планов и архитектурных моделей.
В конце 1990-х годов фасад и интерьеры главного здания были капитально отремонтированы. С 1991 года Академия имеет статус федерального учреждения и свое нынешнее название — Российская академия художеств. В 2001 году выставочное пространство Академии было значительно расширено за счет открытия Художественной галереи в здании 19 на Пречистенке.
Сегодняшняя Московская академия художеств имеет давние культурные традиции. Он остается центром художественного образования и просвещения, изучая произведения живописи, архитектуры и скульптуры, активно влияя на развитие всех жанров искусства, пополняя музейные коллекции и организуя масштабные выставки ведущих современных российских и зарубежных мастеров из различных областей изобразительного искусства.
От коллекции Морозова к музею Нового Западного искусства
Иван Абрамович Морозов купил виллу «Потемкин» в 1889 г. Восемнадцатью годами ранее архитектор Кампиони перестроил здание в современном стиле второго барокко. В начале 20-го века бельгийский архитектор Ван дер Вельде создал прекрасные интерьеры: готическую столовую, комнату в стиле ренессанс и мавританскую курительную комнату. В нем находилась самая богатая коллекция французской живописи, принадлежавшая Морозову. Как коллекционер, Иван Морозов соперничал с Сергеем Васильевичем Щукиным. Но если Щукин точно знал, чего он хочет, то Морозов часто обращался за советом к Валентину Серову и Константину Коровину. В 1918 году большевики национализировали коллекцию и оставили сокровища бывшему владельцу. Иван Абрамович Морозов вскоре эмигрировал и умер в Карловых Варах в 1921 году. Командирам Красной Армии из Реввоенсовета понадобилась вилла Щукина в Знаменке, где хранилась коллекция Ивана Морозова. Его коллекция была объединена с коллекцией Ивана Абрамовича Морозова. В результате появился Музей нового западного искусства.
Попасть в этот музей с улицы было невозможно — вход был возможен только по пропуску. Коммунисты опасались «тлетворного влияния Запада» на неокрепшие умы советских людей.
В 1936 году в СССР началась «борьба с формализмом». Некоторые картины Сезанна, Ван Гога, Ренуара и Дега были проданы в Америке в общей сложности за 260 000 долларов. Музей должны были демонтировать, но тут началась война. Экспонаты были эвакуированы в Свердловск (коммунистическое название Екатеринбурга). В 1944 году коллекция была восстановлена, но не сразу выставлена на обозрение.
Академия Художеств в Москве
Александр Герасимов, автор книги «Два лидера после дождя», сыграл важную роль в расформировании музея. Он положил глаз на бывший дом Морозова. Герасимову нужна была вилла для Академии художеств — бюрократического учреждения, которое курировало художников и поощряло лояльных подданных квартирами, машинами и сталинскими премиями.
По его указанию сотрудники музея подготовили выставку работ французских художников для представления «выдающемуся знатоку изящных искусств», которым был покровитель Герасимова Ворошилов. В первых комнатах они повесили нейтральные работы Камиля Коро и Барбизона, надеясь, что Ворошилов быстро устанет и не перейдет к «формалистам» Матиссу и Пикассо. Однако хитрый Герасимов повел своего патрона в другом направлении. Мантра Ворошилова была услышана в самом Кремле.
После этого коллекция должна была быть распределена по провинциальным музеям, где она неизбежно была бы утеряна. Однако директор Эрмитажа академик Орбили, чей авторитет был непререкаем благодаря его спасению художественных ценностей во время блокады, привез половину шедевров в Ленинград. Например, Эрмитаж унаследовал удивительный «Танец» Анри Матисса. Остальные отправились в Государственный музей изобразительных искусств им.
Герасимов благополучно экспроприировал имение Морозова. В нем располагалась Академия художеств. Хочу напомнить, что это не было высшим учебным заведением, каким была Академия в имперские времена. Надпись на фасаде дома, в сочетании с серпом и молотом, совершенно кафкианская.
Однако некоторые граждане явно рождены для того, чтобы Кафка ушел в прошлое.
Рассказ о вилле Морозова на Пречистенке — лишь один из эпизодов экскурсии по московскому пригороду Сен-Жермен. Прогулка по улице и прилегающим переулкам полна рассказов о жизни знаменитых москвичей, живших в особняках и дворцах Пречистенки. Подробнее о моих экскурсиях вы можете прочитать в отдельном посте. Авторские экскурсии по Москве без агента.