В центре главного здания находится высокая башня, которую венчает колокольня с лодкой. Центральная часть башни окружена колоннадой, у подножия которой находится входная арка. По обе стороны арки на высоких постаментах стоят нимфы, несущие земной шар. Над аркой изображены летящие джинны славы и аллегорический рельеф «Основание флота в России».
Здание Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге: как добраться, история
Здание Адмиралтейства является доминантой центральной части Санкт-Петербурга. Она датируется временем Петра I и за время своего существования стала символом города. Известные стихи об «Адмиралтейской игле» написали Александр Пушкин и Иосиф Бродский.
Три главные улицы в историческом центре Санкт-Петербурга связаны с Адмиралтейской иглой: Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховая улица.
Основные достопримечательности — Эрмитаж и Стрелка Васильевского острова — находятся в нескольких минутах ходьбы. Или воспользуйтесь метро. Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская».
История
Здание «Адмиралтейства» было заложено в ноябре 1704 года по личному указу Петра I. Изначально здание было построено как судостроительная верфь. Через год после начала строительства были построены первые корабли, а еще через год, в 1706 году, на воду был спущен первый корабль — плоскодонное судно с 18 пушками на борту.
После 1719 года рядом были построены два искусственных острова под названием Новая Голландия. Они использовались для хранения древесины для кораблестроения. Между Адмиралтейством и «Голландией» находился Адмиралтейский канал. Во время правления императора Николая I канал был почти полностью засыпан, а на его месте был построен Конногвардейский проспект. Об этом сегодня напоминает мемориальная доска в подземном переходе под площадью Труда. Небольшая часть канала сохранилась. Она проходит вдоль северного берега Новой Голландии от Крюкова канала до реки Мойки.
В 1711 году над Адмиралтейством была возведена колокольня, так называемая «Адмиралтейская игла». Это была первая реконструкция. Здание было перестроено в 1738 и 1823 годах. В 1874 году рядом с ним был разбит Александровский сад.
В здании Адмиралтейства временно размещались Главный штаб ВМФ, Морской музей, Революционный комитет ВМФ и Лаборатория динамических газов. С 2012 года в Адмиралтействе размещается Главный штаб ВМС.
Шпиль («Адмиралтейская игла»)
Общая высота Адмиралтейства составляет 72 метра, из которых 23 метра — верхняя часть здания. На колокольне есть яблоко, корона и флюгер.
Доподлинно неизвестно, каким был первоначальный неф на вершине башни. Есть мнения, что это был фрегат «Орел», первый русский корабль, или что идол был сделан с изображением первого корабля, вошедшего в порт Санкт-Петербурга.
Нынешнее судно — третье по счету. Первый находился у руля до 1714 года, когда он был потерян. Вторая, 65-килограммовая модель, правила городом в течение 71 года. Сегодня он хранится в Морском музее. Легенда гласит, что мачта корабля сделана из чистого золота.
Городские легенды не обошли стороной и яблочный шар, который находится прямо под ним. Поклонники секрета утверждают, что сфера полна золотых монет. Его можно открыть только с помощью секретного метода, который был безвозвратно утерян. Форма действительно содержит некоторые артефакты. Внутри находится коробка со списком мастеров, которые ремонтировали колокольню. Вы также найдете газеты за 1886 и 1928 годы и рисунок конституции СССР.
Как мы уже писали в начале статьи, рядом с Адмиралтейством находится множество исторических мест — Эрмитаж, Медный всадник и Исаакиевский собор совсем недалеко.
В двух словах:
- наверное, самое знаменитое после Эрмитажа здание в этой части города;
- после долгой прогулки можно отдохнуть в расположенном у адмиралтейства Александровском саду;
- Адмиралтейский проезд у самого здания открыт для прохода, это не так очевидно из-за забора.
История создания и развития
Адмиралтейство, комплекс зданий для строительства и ремонта российских кораблей, было основано при Петре I. Первое российское Адмиралтейство было построено в Воронеже, а построенные там корабли участвовали в Азовской кампании.
Гото Предестинация — корабль времен Петра I в Воронеже.
В новом городе, построенном на Неве, недалеко от моря, судостроение было, как говорится, даром Божьим.
Судостроение на петербургском судостроительном заводе
В начале 18 века на берегу Невы при активном участии Петра I была построена деревянная Адмиралтейская верфь. Поскольку шла война, во время строительства верфи были приняты защитные меры, которые заключались в возведении земляных валов, бастионов и заполненных водой рвов. На северо-восточной стороне также был создан обязательный квадрат (ровная, видимая территория) путем расчистки леса.
Уже в 1706 году, менее чем за два года, был построен и спущен на воду первый корабль Санкт-Петербурга. Через десять лет в Адмиралтействе уже работало 10 000 человек, занятых в судостроении, мастерских и складах, а также выполнявших различные административные задачи службы. В Адмиралтействе даже была модельная камера — специальное помещение для хранения схем, чертежей и даже моделей уже построенных кораблей. Позже макетная камера стала Военно-морским музеем.
Адмиралтейство в начале 18 века
В 1716 году комплекс одноэтажных зданий Адмиралтейства был выстроен в форме буквы П вдоль Невы. В 1719 году въездные ворота Адмиралтейства впервые украсила металлическая колокольня в форме корабля с тремя флагами, изготовленная голландскими мастерами. С тех пор корабль на крыше Адмиралтейства является символом города. Точно неизвестно, с какого корабля был сделан силуэт адмиралтейского судна, но говорят, что его флаги были из чистого золота, а на носу был прикреплен один из личных строительных инструментов Петра I.
Адмиралтейский корабль.
Этот первый корабль, простоявший у руля почти сто лет, был потерян во время ремонтных работ. Второй сосуд весом 65 фунтов, заменивший первый, прослужил более семидесяти лет и затем был передан в Морской музей. На смену ему пришла третья лодка, точно такая же, как эта.
Только после смерти Петра, в 1930-х годах, наконец-то были возведены каменные здания Адмиралтейства. Архитектору И. Коробову удалось создать монументальное здание без изменения первоначального проекта. Он украсил входные ворота стройной башней с позолоченной верхушкой, которая заканчивалась флюгером. С тех пор корабль висит на плато высотой 72 метра, и его можно увидеть из разных частей города.
19 век
Следуя идее Адмиралтейства как символа мощи русского флота, Захаров полностью перестроил здания, сохранив существующий первый план и башню с колокольней работы И. Коробова.
Здание Адмиралтейства в начале 19 века.
Остатки Адмиралтейского луга и верфи были превращены в аллею, которая впоследствии стала Александровским садом. Величественное сооружение протянулось на 400 метров вдоль Невы и состояло из наружных и внутренних зданий. Доминирующим центром была Коробова башня. Чтобы очень длинное здание не казалось однообразным, оно было разделено на ритмичные части — то выступающая галерея, то гладкая стена.
Ритм Адмиралтейского дома
Во всех корпусах можно увидеть разнообразные скульптуры, рельефы, аллегорические статуи и т.д. Основная тема всех украшений легко идентифицируется с морской тематикой и мощью российских военно-морских сил.
За время существования Адмиралтейства из него вышло более 250 российских кораблей. Однако с середины 19 века здание использовалось исключительно в административных целях. Кстати, некоторые великие князья из династии Романовых также служили здесь. Здесь также находился военно-морской музей.
Здания Адмиралтейства на невской стороне
В 1960-х годах, при Александре II, небольшая церковь Адмиралтейства была преобразована в собор Святого Спиридона Триумфатора, для которого была построена колокольня. Растущий статус Адмиралтейства как церковного учреждения привел к разногласиям между светскими и церковными взглядами на некоторые иконы, украшавшие стены Адмиралтейства. В результате многочисленных дебатов некоторые языческие скульптуры и архитектурные украшения были удалены, хотя архитекторы и художники города были против.
В конце 1960-х годов на Адмиралтейской башне были установлены часы европейского производства. При Николае II эти часы были заменены на электрические.
Часы на здании Адмиралтейства
20 век
После революции здание Адмиралтейства использовалось Революционным комитетом ВМФ, конструкторским бюро Лаборатории газовой динамики и Высшим инженерным училищем ВМФ. Ф. Дзержинского .
Адмиралтейство над Санкт-Петербургом
С 2013 года здание Адмиралтейства закреплено за Главным командованием ВМФ России. Но корабль «Петр Великий», хоть и отреставрированный, по-прежнему плывет над городом и Невой сквозь годы, социальные потрясения, войны, катастрофы и восстановление. Давайте пожелаем ему доброго плавания!