Здание Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге: как добраться, история. Здание адмиралтейства в санкт петербурге.

В центре главного здания находится высокая башня, которую венчает колокольня с лодкой. Центральная часть башни окружена колоннадой, у подножия которой находится входная арка. По обе стороны арки на высоких постаментах стоят нимфы, несущие земной шар. Над аркой изображены летящие джинны славы и аллегорический рельеф «Основание флота в России».

Здание Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге: как добраться, история

Здание Адмиралтейства является доминантой центральной части Санкт-Петербурга. Она датируется временем Петра I и за время своего существования стала символом города. Известные стихи об «Адмиралтейской игле» написали Александр Пушкин и Иосиф Бродский.

Три главные улицы в историческом центре Санкт-Петербурга связаны с Адмиралтейской иглой: Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховая улица.

Основные достопримечательности — Эрмитаж и Стрелка Васильевского острова — находятся в нескольких минутах ходьбы. Или воспользуйтесь метро. Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская».

История

Здание «Адмиралтейства» было заложено в ноябре 1704 года по личному указу Петра I. Изначально здание было построено как судостроительная верфь. Через год после начала строительства были построены первые корабли, а еще через год, в 1706 году, на воду был спущен первый корабль — плоскодонное судно с 18 пушками на борту.

Фасад адмиралтейства

Адмиралтейский проезд

После 1719 года рядом были построены два искусственных острова под названием Новая Голландия. Они использовались для хранения древесины для кораблестроения. Между Адмиралтейством и «Голландией» находился Адмиралтейский канал. Во время правления императора Николая I канал был почти полностью засыпан, а на его месте был построен Конногвардейский проспект. Об этом сегодня напоминает мемориальная доска в подземном переходе под площадью Труда. Небольшая часть канала сохранилась. Она проходит вдоль северного берега Новой Голландии от Крюкова канала до реки Мойки.

В 1711 году над Адмиралтейством была возведена колокольня, так называемая «Адмиралтейская игла». Это была первая реконструкция. Здание было перестроено в 1738 и 1823 годах. В 1874 году рядом с ним был разбит Александровский сад.

Якоря на постаментахАдмиралтейство в Санкт-Петербурге«Адмиралтейская игла»

В здании Адмиралтейства временно размещались Главный штаб ВМФ, Морской музей, Революционный комитет ВМФ и Лаборатория динамических газов. С 2012 года в Адмиралтействе размещается Главный штаб ВМС.

Шпиль («Адмиралтейская игла»)

Общая высота Адмиралтейства составляет 72 метра, из которых 23 метра — верхняя часть здания. На колокольне есть яблоко, корона и флюгер.

Доподлинно неизвестно, каким был первоначальный неф на вершине башни. Есть мнения, что это был фрегат «Орел», первый русский корабль, или что идол был сделан с изображением первого корабля, вошедшего в порт Санкт-Петербурга.

«Статуи нимф, несущих небесную сферу»Шпиль адмиралтейства«Гении Победы со знаменами в руках»

Нынешнее судно — третье по счету. Первый находился у руля до 1714 года, когда он был потерян. Вторая, 65-килограммовая модель, правила городом в течение 71 года. Сегодня он хранится в Морском музее. Легенда гласит, что мачта корабля сделана из чистого золота.

Городские легенды не обошли стороной и яблочный шар, который находится прямо под ним. Поклонники секрета утверждают, что сфера полна золотых монет. Его можно открыть только с помощью секретного метода, который был безвозвратно утерян. Форма действительно содержит некоторые артефакты. Внутри находится коробка со списком мастеров, которые ремонтировали колокольню. Вы также найдете газеты за 1886 и 1928 годы и рисунок конституции СССР.

Александровский сад

Вид с Адмиралтейского проспектаГороховая улицаИсаакиевский собор находится в нескольких сотнях метров

Как мы уже писали в начале статьи, рядом с Адмиралтейством находится множество исторических мест — Эрмитаж, Медный всадник и Исаакиевский собор совсем недалеко.

В двух словах:

  • наверное, самое знаменитое после Эрмитажа здание в этой части города;
  • после долгой прогулки можно отдохнуть в расположенном у адмиралтейства Александровском саду;
  • Адмиралтейский проезд у самого здания открыт для прохода, это не так очевидно из-за забора.

История создания и развития

Адмиралтейство, комплекс зданий для строительства и ремонта российских кораблей, было основано при Петре I. Первое российское Адмиралтейство было построено в Воронеже, а построенные там корабли участвовали в Азовской кампании.

 Гото Предестинация - корабль времен Петра Первого в Воронеже

Гото Предестинация — корабль времен Петра I в Воронеже.

В новом городе, построенном на Неве, недалеко от моря, судостроение было, как говорится, даром Божьим.

Строительство кораблей на петербургской адмиралтейской верфи в начале 18 века

Судостроение на петербургском судостроительном заводе

В начале 18 века на берегу Невы при активном участии Петра I была построена деревянная Адмиралтейская верфь. Поскольку шла война, во время строительства верфи были приняты защитные меры, которые заключались в возведении земляных валов, бастионов и заполненных водой рвов. На северо-восточной стороне также был создан обязательный квадрат (ровная, видимая территория) путем расчистки леса.

Уже в 1706 году, менее чем за два года, был построен и спущен на воду первый корабль Санкт-Петербурга. Через десять лет в Адмиралтействе уже работало 10 000 человек, занятых в судостроении, мастерских и складах, а также выполнявших различные административные задачи службы. В Адмиралтействе даже была модельная камера — специальное помещение для хранения схем, чертежей и даже моделей уже построенных кораблей. Позже макетная камера стала Военно-морским музеем.

Адмиралтейство начала 18 века (гравюра)

Адмиралтейство в начале 18 века

В 1716 году комплекс одноэтажных зданий Адмиралтейства был выстроен в форме буквы П вдоль Невы. В 1719 году въездные ворота Адмиралтейства впервые украсила металлическая колокольня в форме корабля с тремя флагами, изготовленная голландскими мастерами. С тех пор корабль на крыше Адмиралтейства является символом города. Точно неизвестно, с какого корабля был сделан силуэт адмиралтейского судна, но говорят, что его флаги были из чистого золота, а на носу был прикреплен один из личных строительных инструментов Петра I.

Кораблик Адмиралтейства

Адмиралтейский корабль.

Этот первый корабль, простоявший у руля почти сто лет, был потерян во время ремонтных работ. Второй сосуд весом 65 фунтов, заменивший первый, прослужил более семидесяти лет и затем был передан в Морской музей. На смену ему пришла третья лодка, точно такая же, как эта.

Только после смерти Петра, в 1930-х годах, наконец-то были возведены каменные здания Адмиралтейства. Архитектору И. Коробову удалось создать монументальное здание без изменения первоначального проекта. Он украсил входные ворота стройной башней с позолоченной верхушкой, которая заканчивалась флюгером. С тех пор корабль висит на плато высотой 72 метра, и его можно увидеть из разных частей города.

19 век

Следуя идее Адмиралтейства как символа мощи русского флота, Захаров полностью перестроил здания, сохранив существующий первый план и башню с колокольней работы И. Коробова.

Здание Адмиралтейства в начале 19 века

Здание Адмиралтейства в начале 19 века.

Остатки Адмиралтейского луга и верфи были превращены в аллею, которая впоследствии стала Александровским садом. Величественное сооружение протянулось на 400 метров вдоль Невы и состояло из наружных и внутренних зданий. Доминирующим центром была Коробова башня. Чтобы очень длинное здание не казалось однообразным, оно было разделено на ритмичные части — то выступающая галерея, то гладкая стена.

Ритм адмиралтейских корпусов

Ритм Адмиралтейского дома

Во всех корпусах можно увидеть разнообразные скульптуры, рельефы, аллегорические статуи и т.д. Основная тема всех украшений легко идентифицируется с морской тематикой и мощью российских военно-морских сил.

Горельеф фронтона Адмиралтейства Петербурга

За время существования Адмиралтейства из него вышло более 250 российских кораблей. Однако с середины 19 века здание использовалось исключительно в административных целях. Кстати, некоторые великие князья из династии Романовых также служили здесь. Здесь также находился военно-морской музей.

Здания Адмиралтейства со стороны Невы

Здания Адмиралтейства на невской стороне

В 1960-х годах, при Александре II, небольшая церковь Адмиралтейства была преобразована в собор Святого Спиридона Триумфатора, для которого была построена колокольня. Растущий статус Адмиралтейства как церковного учреждения привел к разногласиям между светскими и церковными взглядами на некоторые иконы, украшавшие стены Адмиралтейства. В результате многочисленных дебатов некоторые языческие скульптуры и архитектурные украшения были удалены, хотя архитекторы и художники города были против.

В конце 1960-х годов на Адмиралтейской башне были установлены часы европейского производства. При Николае II эти часы были заменены на электрические.

Часы на здании Адмиралтейства в Петербурге

Часы на здании Адмиралтейства

20 век

После революции здание Адмиралтейства использовалось Революционным комитетом ВМФ, конструкторским бюро Лаборатории газовой динамики и Высшим инженерным училищем ВМФ. Ф. Дзержинского .

Адмиралтейский кораблик над Петербургом

Адмиралтейство над Санкт-Петербургом

С 2013 года здание Адмиралтейства закреплено за Главным командованием ВМФ России. Но корабль «Петр Великий», хоть и отреставрированный, по-прежнему плывет над городом и Невой сквозь годы, социальные потрясения, войны, катастрофы и восстановление. Давайте пожелаем ему доброго плавания!

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий