Для К. Моне, К. Писсарро и других импрессионистов большое значение приобретают серии картин с одинаковым рисунком. Именно эти картины показывают, что в разное время дня и года природа разная, но всегда прекрасная.
История этого жанра насчитывает многие тысячелетия, поскольку первые элементы пейзажа в наскальных рисунках ученые относят к эпохе неолита. На этих ранних картинах изображены условные точки неба, светила и страны мира. Возьмем, к примеру, работу древнего художника на плато Тассилин-Аджер в Сахаре (датируемую 7000 г. до н.э.), на которой изображен схематический рисунок природы рядом с человеческими фигурами.
Плато Тассилин-Аджер в Сахаре, 7 тысячелетие до н.э.
Древний Египет
Пейзажный мотив как элемент фресковой живописи также широко распространен в гробницах правителей Древнего Египта.
Например, недалеко от деревни Бени-Хасан в Среднем Египте были найдены высеченные в скале гробницы древнеегипетских правителей 21-20 веков до нашей эры. На одной из многочисленных фресок на стенах погребальных камер изображена рысь, охотящаяся в густом кустарнике. Однако древнеегипетское изображение природы содержит лишь отдельные элементы пейзажа — цветы лотоса, тростник, деревья — и картина имеет только декоративную ценность.
Картина из скальной гробницы в деревне Бени-Хасан, 21-20 век до н.э.
Античность
В Древней Греции и Римской республике пейзажи служили своеобразным украшением интерьеров домов. Эти изображения природы очень близки к нашему представлению о пейзаже, даже если художники, писавшие их, не имели достаточного представления о перспективе, поэтому картины не очень выразительны.
Древнеримские картины
Виды пейзажа в живописи
Пейзаж — это вид живописи, в котором природа и пейзаж являются центральной темой. Жанр зародился в Китае в 4 веке нашей эры. В западном искусстве пейзажная живопись распространилась в 16 веке. До начала XVI века изображение природы не было главной темой, а служило фоном для изображений людей и изображения исторических событий. Картина имела религиозное, аллегорическое, мифологическое послание, а природа была простым фоном.
Примерами могут служить работы Леонардо да Винчи, Боттичелли и Беллини. Исследователи считают, что первый «чистый» пейзаж принадлежит кисти Альбрехта Альтдорфера, выполненный в первой половине XVI века.
История жанра
Альбрехт Дюрер и Питер Брейгель Старший работали в 16 веке. Весенние, горные и городские пейзажи стали фоном для мифологических тем.
В 17 веке возникли голландская и фламандская школы живописи — пейзаж занимал особое место в работах художников. Пуссен, Лоррен и Рубенс внесли свой вклад в развитие жанра. Пасторальные пейзажи характеризуются особой передачей света и цвета, перспективы и реализма. Популярными были деревенские, городские и морские мотивы.
В конце 17 века художники использовали людей в своих картинах, но не в качестве центральных фигур, а для того, чтобы подчеркнуть размер изображения на холсте.
В 18 веке пейзажная живопись развивалась во Франции, Англии и других странах Западной Европы. Он изображает божественную гармонию природы и спокойную уверенность современного процветания. Этот жанр не занимает центральное место в иерархии, но пользуется большой популярностью у коллекционеров.
После катастрофических событий Французской революции и Наполеоновских войн пейзаж стал одним из самых популярных видов искусства. Он стал популярен в России в середине 19 века в виде естественных, деревенских типов. Представители этого жанра были активны и в других областях изобразительного искусства, а пейзажи входили в круг творческих интересов художников, работающих маслом и акварелью.
Пейзажи были наиболее популярны в заказных работах — пейзажи моря и гор, города и сельской местности прекрасно смотрелись в классических интерьерах в поместьях высшего общества.
Художники XX века популяризировали пейзаж в стилях кубизма, фовизма, экспрессионизма и сюрреализма. Современные работы полны жизни, цвета и индивидуальности в использовании цвета и перспективы.
Особенности и виды пейзажной живописи
В переводе название жанра означает «земля», «почва» — окружение человека в сельской местности. Среда может быть естественной или искусственной, созданной человеком. Природные среды включают водоемы — озера, моря, реки — различные типы почвы, растительность и небо.
Дома и здания, улицы, общественные сооружения, сады, фонари — все искусственное — относится к рукотворному. Природа изображалась художниками с древности, но выделение пейзажа в отдельный жанр позволило выразить индивидуальность в изображении окружающего мира.
На основе различных критериев можно выделить различные классификации пейзажной живописи. Они различаются по степени участия человека в создании ландшафта:
- Деревенский;
- Природный;
- Городской.
Различаются по типу работы:
- Эпический;
- Героический;
- Романтический;
- Пейзаж-настроение.
Природа
В средние века люди начали рисовать природные пейзажи, но, исходя из правил готического изобразительного искусства, картинам не хватало перспективы, изображение было плоским, схематичным, гармоничным, нереалистичным. С развитием стилей живописи менялся и способ изображения природного ландшафта. Картины с небесными светилами и звездами — одна из естественных тенденций.
Морской
Морской — это тип пейзажа с морскими мотивами. Это искусство распространилось в период активного развития мореплавания, судоходства и великих географических открытий. Лучшим примером этого типа являются работы русского художника-мариниста XIX века И. Айвазовского.
Футуристический
Футуристическое искусство — это вид искусства, поклонники которого пишут картины с изображениями космических полетов и воображаемых инопланетных миров.
Деревенский
Сельские пейзажи стали популярны во время развития стиля рококо. Картины с идиллическими изображениями пастухов и крестьян стали репрезентативными произведениями своего времени. Этот стиль развивался не только в Западной Европе, но и в России. Питер Брейгель Старший, Франсуа Милле и Камиль Моро выбрали направление сельского пейзажа. Работы А. Венецианова, А. Саврасова, В. Полевова, А. Пластова и И. Левитана являются образцами русской живописи.
Большинство художников-пейзажистов представляли стили реализма, классицизма и романтизма. Современные художники из Европы и Америки также пишут пейзажи.
Городской
Городские пейзажи представлены работами, на которых изображены манящие улицы, здания и другие сооружения. Как ответвление этого взгляда, веер появился в 17 веке — родом из Италии. По сути, это детальное представление зданий города вплоть до мельчайших деталей. Главная особенность поджанра — точное изображение всех нюансов архитектуры дома или целого района. Представителями направления «ведута» являются картины А. Каналетто и Я. Вермеера.
Взгляд на руины получил развитие во многих работах художников с 16 по 20 век. Художники пытались передать магию и особенности заброшенных зданий или руин, имеющих историческую ценность. Например, руины древних городов в Великобритании, Греции, Италии и Франции. В качестве фона можно использовать изображения гор и моря.
Характер пейзажа
Пейзажные типы, по природе своего жанра, позволяют нам лучше передать общую идею художника, определить его взгляды и передать настроение».
Можно выделить следующие типы ландшафта:
- Эпические – отличаются масштабностью и размахом или пафосом;
- Героические – воспевают величие природы и заставляют преклоняться перед могуществом ее стихий;
- Исторические – пейзажи, которые относятся к тому или иному временному периоду (нередко такие картины дополняются мифологическими или историческими персонажами);
- Лирические – картины, передающие общее настроение и являющиеся своеобразным «зеркалом души» художника;
- Идиллические – отображающие единство человека и природы;
- Реалистические – сюда относятся пейзажи, в которых художник запечатлел действительность реального мира;
- Фантастические – достаточно обширная категория, к которой относятся картины со сказочными, фэнтезийными или абстрактными сюжетами.
Инструменты, материалы и техники
Для работы в ландшафте вам не нужно приобретать специальные инструменты. Для создания пейзажа не нужны специальные инструменты; бумага, карандаш, пастель, уголь, акварель, тушь, маркеры и ручки — наиболее часто используемые инструменты. Но каждый из этих инструментов способен создать определенный оттенок в рисунке при использовании определенной техники и на определенной опоре.
В зависимости от того, на гладкой или шероховатой бумаге, на льняной или обычной бумаге рисуется узор, результат будет разным.
Одна из техник выполняется простым карандашом с твердостью H, B, 2B на рыхлой бумаге. Карандаш — очень распространенный инструмент для рисования, используемый во всех областях изобразительного искусства. В пейзаже можно использовать карандаш, чтобы добиться большей выразительности и вдохнуть жизнь в изображение.
Тем не менее, техника рисования остается тривиальной. Детальные объекты или целые эскизы создаются с помощью карандаша. Для набросков лучше выбирать карандаши с тонким грифелем.
Конечно, начинающий художник должен сначала научиться маркировать грифели в зависимости от их твердости.
В следующей технике используется перо и чернила на бумаге средней плотности. В некоторых случаях вместо чернил мы используем обычный бирос. Это неудивительно, поскольку художники часто прибегают к чернилам вместо красок. Бамбуковые или птичьи перья создают интересные визуальные эффекты.
Если требуется плавный переход тона, его можно создать с помощью небольшой губки или куска поролона.
Насыщенность тонов изменяется путем пересечения линий, расположенных близко друг к другу.
Важно выбрать гладкую бумагу или картон, которые не впитывают влагу. Только в этом случае краска может перемещаться по всем слоям.
Использование прессованного древесного угля на зернистой бумаге лежит в основе другой техники пейзажного рисунка. Уголь очень хорошо подходит для пейзажных работ, так как при умелом обращении художник может получить диапазон оттенков от светло-серого до черного.
В то же время детали четко и хорошо прорисованы. Дозировка древесного угля зависит от конкретной детали ландшафта. В этом конкретном виде искусства уголь становится универсальным инструментом, позволяющим создавать не только четкие контуры, но и легкие размытости.
Древесный уголь используется для внутренних работ. Прессованный уголь больше подходит для пленэрных пейзажей. Темные или светлые угольные штрихи создаются простым растиранием пальцем, ластиком или хлебным мякишем.
Самая популярная техника — использование акварели и туши. Дизайн создан на бумаге средней плотности.
Художник должен уметь работать кистью и владеть теорией восприятия и передачи цвета. Для легких пленэрных этюдов используются цветные карандаши с водорастворимым грифелем. Их можно легко размазать влажной кистью.
Рекомендуется предпочесть бумагу картону, чтобы поверхность изображения не искажалась от влаги.
Пейзаж в современном искусстве
Как и в живописи, пейзажная фотография сегодня является самостоятельным жанром, где главным объектом съемки является природа. Он также делится на подкатегории, причем особую категорию составляют городские и индустриальные ландшафты.
Пейзажная фотография — не самый простой вид искусства. Фотограф, как и художник, должен «поймать» этот взгляд и сокращение, чтобы выявить гармоничное сочетание всех элементов композиции.
Керамический пейзаж — это не только художественная форма. Сегодня это одно из популярных направлений, в котором участвуют многие представители популярных художественных школ. Керамисты также работают в этом направлении.
Пейзаж на керамическом столе или декоративной тарелке — это настоящий шедевр прикладного искусства. Работа керамиста считается более сложной, чем работа художника. Изображение выстраивается слоями, как при тиснении.
Основная сложность заключается в том, что краски меняют свои оттенки в процессе обжига, поэтому мастер должен подобрать их состав для получения правдивой картины.
Современный пейзаж — это спектр творческих решений, начиная от сюрреалистических фотокомпозиций и заканчивая шедеврами, вдохновленными импрессионистами. Широкий спектр современных материалов и инструментов позволяет художникам буквально работать «в движении».
Такие работы ценятся за естественную передачу природной красоты. Сегодня работы этих талантливых художников можно увидеть не только на выставках, но и в онлайн-галереях.
Известные художники-пейзажисты
Среди китайских пейзажистов следует отметить Го Си (XI век), Ма Юаня, Му Ци, Ся Гуя, Ли Сысуня, Ван Вэя. Отличительной особенностью большинства китайских пейзажей, помимо смешения художественного и литературного искусства, является вертикальное изображение большинства картин.
Го Си, ранняя весна
Сэссю (15 век), Кацусика Хокусай и Андо Хиросигэ (18-19 век) хорошо известны среди японских художников.
Ландшафт получил большое развитие благодаря «малым голландцам» в 17 веке.
Среди художников 19 века Дж. Тернер выделяется необычными для своего времени переходами. Он любил рисовать закаты, рассветы, сумерки, природу в тумане.
В двадцатом веке художники всех направлений писали пейзажи. А. Маис, Ж. Брак, А. Дерен, А. Марке, П. Пикассо, С. Дали, Д. Беллоуз.
Д. У. Фугара. Голубой снег.
Иван Айвазовский известен во всем мире как художник-маринист. Он не только писал морские пейзажи, море стало его большой любовью.
И. Айвазовский. Девятая ось.
Картины И. Шишкина известны каждому школьнику.
И. И. Шишкин. Рожь.
Лирические, благородные пейзажи характерны для работ А. Саврасова, М. Нестерова, В. Поленова, И. Левитана, И. Репина и И. Левитана. Даже в самые неблагоприятные времена года — ранней грязной весной и поздней холодной осенью — художники находили красоту, которая приводила зрителей в восторг.
Удивительная красота света и цвета в картинах А. Куинджи. Его цветовые решения до сих пор вызывают много вопросов. Многие эксперты считают, что художник использовал определенные химические вещества в своих красках, которые заставляли цвета светиться в темноте.
А. Куинджи, Эльбрус. Лунная ночь.
Нельзя не упомянуть и всемирно известного Н. Рериха с его серией горных пейзажей в необычных цветах, с легкими и воздушными решениями.
Н. К. Рерих, «Розовые горы».
C. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и В. Ван Гог относятся к художникам импрессионизма. П. Гоген по существу возродил пейзаж и приблизился к принципам символизма.
Жанр пейзажа развивается и в современном мире. Это не только художественное произведение. Она вдохновила развитие графического искусства и фотографии. И это современное мировоззрение было бы невозможно без длительного формирования мировоззрений на протяжении многих веков.
Специализированные разделы:
Пейзажная живопись
Пейзажная живопись, также называемая пейзажным искусством, представляет собой художественное изображение пейзажей — природных ландшафтов, таких как горы, долины, деревья, реки и леса, особенно когда основным объектом является широкая панорама — с элементами, расположенными в целостной композиции. В других картинах пейзаж может оставаться важной частью произведения, являясь фоном для фигур. Небо почти всегда является частью картины, а погода в большинстве случаев является элементом композиции. Во всех художественных традициях детализированные пейзажи не появляются как самостоятельный сюжет, а развиваются, когда уже существует сложная традиция изображения других сюжетов.
Весенняя фреска» из Акротири, 600-1500 гг. до н.э.
Хасэгава Тохаку, ширма «Сосны» (Shōrin-zu byōbu 松林図 屏風), одна из двух ширм, Япония, 1593 г. 156,8 × 356 см (61,73 × 140,16 дюйма).
Две основные традиции берут начало в западной живописи и китайском искусстве, обеим из которых более тысячи лет. Признание духовного элемента в пейзажном искусстве уходит корнями в восточноазиатское искусство, черпающее из даосизма и других философских традиций, но на Западе оно появилось только благодаря романтизму.
Изображение пейзажа в искусстве может быть полностью воображаемым, а может быть смоделировано на реальность с разной степенью точности. Если основная цель изображения — показать реальное, конкретное место, особенно здания, оно называется топографическим видом. Такие виды, очень распространенные в западной гравюре, часто считаются уступающими пейзажам в изобразительном искусстве, хотя различия не всегда очевидны; подобные предрассудки существовали и в китайском искусстве, где литературная живопись обычно изображала воображаемые виды, а профессиональные придворные художники писали реальные виды, часто включающие дворцы и города.
Иоахим Патинир, Пейзаж с Хароном, пересекающим реку Стикс, 1515 — 1524 гг. Патинир был пионером мирового пейзажного стиля.
Слово «пейзаж» вошло в современный английский язык как landskip (произносится по-другому), англизация голландского landschap, примерно в начале 17 века, исключительно как термин для обозначения произведений искусства, и впервые было использовано как слово для обозначения живописи в 1598 году. В течение нескольких десятилетий этот термин использовался для описания видов в поэзии и, в конце концов, как термин для обозначения реальных панорам. Кроме того, в древнеанглийском языке существовал термин landscaef или landskipe, обозначавший расчищенный участок земли, но в среднеанглийском языке он не был зафиксирован.
Пейзаж на тему Одиссея, Рим, ок. 60 — 40 гг. до н.э. ЦПЧ.
История ландшафта
В ранних формах искусства по всему миру мало того, что можно назвать пейзажем, хотя они включают линии земли и иногда ссылки на горы, деревья или другие природные объекты. Первыми «чистыми пейзажами» без человеческих фигур являются фрески из Минойской Греции около 1500 года до н.э.
Сцены охоты, особенно перемежающиеся с крупным планом тростникового пояса в дельте Нила из Древнего Египта, могут передать сильное чувство места, но акцент делается на отдельных растениях, формах людей и животных, а не на ландшафте в целом. Известным примером являются фрески из гробницы Небамуна, хранящиеся сейчас в Британском музее (ок. 1350 г. до н.э.).
Для гармоничного изображения целого пейзажа требуется строгая система перспективы или измерения расстояния, которая, согласно литературным свидетельствам, была впервые разработана в Древней Греции в период эллинизма, но значительных примеров которой не сохранилось. Другие древнеримские пейзажи сохранились с I века до н.э., в частности, фрески с пейзажами, использовавшиеся для украшения помещений, сохранившиеся в археологических раскопках в Помпеях, Ираклионе и других местах, а также мозаики.
Чжан Цзыцзянь, «Весенняя прогулка», очень ранняя китайская пейзажная картина, ок. 600 г.
Китайская традиция Шань Шуй («горная вода») или «чистой» живописи тушью, в которой единственным признаком человеческой жизни обычно является мудрец или вид на его хижину, использует сложные пейзажи для изображения предметов, и пейзажное искусство этого периода сохраняет классическое и сильно подражательное место в китайской традиции.
И в китайской, и в римской традициях принято изображать большие панорамы фантастических пейзажей, и в большинстве случаев фон образуют впечатляющие горные хребты — часто водопады в Китае и моря, озера или реки в Риме. Они часто используются, как показано в примере, для преодоления разрыва между передним планом с фигурами и далекой панорамой, что является извечной проблемой для пейзажистов. Китайский стиль обычно показывает только отдаленный вид или использует пустую землю или туман, чтобы избежать этой трудности.
Основное различие между пейзажной живописью на Западе и в Восточной Азии заключалось в том, что пейзажная живопись на Западе занимала низкое место в признанной иерархии жанров вплоть до XIX века, в то время как в Восточной Азии классическая китайская горная живопись тушью традиционно была самым известным видом изобразительного искусства. В эстетических теориях обоих регионов картинам придавался наивысший статус, поскольку считалось, что они требуют воображения художника. На Западе это была историческая живопись, но в Восточной Азии это была фантастическая пейзажная живопись, выдающимися представителями которой, по крайней мере в теории, были художники-любители южной школы, включая многих императоров Китая и Японии. Часто это были поэты, чьи строки и образы иллюстрировали друг друга.
Однако на Западе историческая живопись требовала, при необходимости, расширенного пейзажа, поэтому теория не полностью исключала развитие пейзажной живописи — в течение нескольких веков пейзажи продолжали развиваться в сторону исторической живописи, добавляя небольшие фигуры для создания повествовательной сцены, обычно религиозного или мифологического характера.
Как стать пейзажистом без художественных навыков
Глядя на работы великих художников, многие сожалеют, что никогда не смогли бы создать нечто подобное. Сегодня искусство развилось до такой степени, что даже те, кто никогда не умел рисовать, имеют возможность создавать шедевры. Это все о картинах по номерам. С их помощью каждый может почувствовать себя художником. Они разделены на маленькие кусочки, которые соответствуют определенным цветам. Цвета включены. Просто выберите понравившийся пейзаж и начинайте творить!
Иглотерапевты также могут заниматься ландшафтным дизайном. Их не обязательно красить. Природа может быть нарисована на вышивке или алмазной мозаике. Все зависит от ваших навыков и желаний!
Есть много способов прикоснуться к прекрасному, стать частью искусства. Мечтали ли вы когда-нибудь создать ландшафт своими руками? Перестаньте сомневаться и начните творить!
Пейзаж в искусстве Востока
В 6 веке нашей эры пейзаж утвердился в изобразительном искусстве Китая. Природа, воплощение вселенского порядка, стала главным героем картин в стиле «Шань Шуй» (горы и водоемы). Панорамы гор и лесов, с маленькими домиками и лодками, плывущими по озерам, ограничивались только длиной свитка, на котором художник их рисовал. Перспектива вводилась с помощью всплеска цвета на заднем плане, а картины традиционно сопровождались каллиграфическими стихами.
В Японии пейзажная живопись субоку-га сложилась как жанр гораздо позже, лишь в начале XIII в. Вначале картины были монохромными: художники использовали только тушь. Пейзажи состояли из разрозненных деталей и не были связаны с реальным ландшафтом, а представляли собой эстетический, философский взгляд на окружающую природу. Некоторые художники изображали места, в которых они никогда не были, но слышали о них в путевых заметках. Индивидуальные взгляды художников были втиснуты в правила и традиционные схемы живописи, корни которой уходят в китайское искусство.
Впервые этот подход был нарушен художником Сэссю (1420-1506), чьи пейзажи изображали реальные формы природы. Только в XVII веке пейзаж был приведен в соответствие с реальностью, а окончательную революцию произвел художник Кацусика Хокусай (1760-1849), создавший, например, серию гравюр под названием «Тридцать шесть видов горы Фудзи», в которой полностью игнорировалось обычное представление об этой священной японской горе.
Духовная составляющая жанра пейзажа в восточном искусстве основана на даосизме и других восточных философских традициях. Для Запада пейзаж — это романтический жанр. На Востоке пейзажи всегда были важны, в то время как на Западе они не были важны до 19 века.
Пейзаж в европейском искусстве
Первые картины, которые искусствоведы называют «настоящими пейзажами», сейчас находятся в Национальной галерее Сиены. Две небольшие картины на деревянных панелях датируются 1338-39 гг. В эпоху Возрождения пейзажные картины часто дополняли сцены охоты, героические или батальные сцены и даже портреты — примером может служить знаменитая Мона Лиза Леонардо да Винчи.
Процесс превращения пейзажа в самостоятельный жанр произошел гораздо позже, его основателем стал фламандский художник Иоахим Патиньер (1483-1524), а его преемником — Питер Брейгель Старший.
С изобретением масляной живописи и последующего лакирования венецианские художники стали уделять больше внимания геометрии перспективы, чем глубине, создаваемой цветом. Архитектурные детали выполнены в меньшем масштабе, а изображение пейзажей — в большем. Система перспективы, разработанная итальянцами, распространилась по всей Европе. Однако в эпоху Возрождения пейзаж все еще оставался «видом из окна» и служил лишь деталью картины.
Пейзаж как обособленный жанр
Пейзажная живопись развивалась в Нидерландах, где протестантизм взял верх над католицизмом в XVII в. Духовенство утратило свое решающее влияние на науку и искусство, алтари больше не расписывались за ненадобностью, а Лейденский университет считался центром свободной мысли. Голландские художники создавали свои произведения для буржуазии, которая украшала ими свои дома. Средства голландской живописи того времени были в основном маленькими и простыми, а самих художников называли «малыми голландцами». Самым важным жанром, в котором они работали, была портретная живопись.
Портретная живопись — это реалистический жанр, изображающий реального человека или группу людей. Портрет — французское portrait, от старофранцузского portraire «изображать линию внутри линии». Другой аспект названия портрет происходит от устаревшего слова parsun — от латинского persona, «лицо, персона». Читать далее
Натюрморт — это визуальный жанр, который фокусируется на изображении объективного мира. Название «натюрморт» происходит от французского nature morte или итальянского natura morta, что означает «мертвая природа». Искусство натюрморта представляет неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистичном пространстве. Читать далее
и животным. Среди пейзажей были вечерние и ночные пейзажи, зимние и низменные пейзажи, сельские пейзажи и изображение кораблей на дороге.
В своей работе «Курс живописи» (1667) француз Роже де Пильзе определил два основных типа пейзажей: героический пейзаж и пасторальный или сельский пейзаж. Пилс считает, что «пейзажная живопись представляет для художника много трудностей из-за разнообразия форм и сложности пространственного восприятия». Героический пейзаж идеализирует величественную природу, укрощенную человеком, с архитектурными элементами. Пасторальный или сельский пейзаж предлагает более натуралистический и гуманистический взгляд на гармонию между человеком и природой.