Веласкес, Диего Родригес. Где родился диего веласкес.

Содержание

Веласкес родился в Севилье в 1599 году в бедной дворянской семье из Португалии. Точная дата его рождения неизвестна, но дата его крещения указана как 6 июня (в то время младенцев крестили сразу после рождения).

Величайший подцензурный живописец: как жил и работал Диего Веласкес

Сегодня считается дурным тоном указывать художнику, что и как ему делать, а цензура считается преступлением. Тем не менее, многие поколения учителей работали в строгих рамках, служа духовным и светским принципам. Ярким примером является Диего Веласкес, испанский придворный художник XVII века. Он работал в империи, которая придерживалась архаичного мировоззрения, исповедовала средневековые «традиционные ценности», а ее придворные ритуалы были более помпезными и строгими, чем у ее европейских соседей. Но Веласкес стал одним из великих живописцев. Анастасия Семенович, искусствовед и автор телеграм-канала «Бесполезный гуманист», рассказывает нам, как она это сделала.

Можно ли быть великим художником и государственным служащим одновременно? Романтическое клише приучило нас к образу мятежного художника, отказавшегося от нормальной жизни. Не случайно существует забавное выражение «он художник, так он все видит». Это подразумевает, что творчество — непонятная, «другая» деятельность, а автор художественных произведений — урод, над которым смеются «нормальные» люди. Этот стереотип недолго продержался в истории, и многие учителя успешно совмещают творчество с гораздо более прозаическими задачами. Питер Пауль Рубенс (1577-1640), например, был не только художником, но и дипломатом.

Верой и правдой служил королю (и даже следил за порядком в дворцовых покоях) и один из самых почитаемых старых мастеров — испанец Диего Веласкес (1599–1660).

Веласкес родился в Севилье. Вероятно, он происходил из «благородной» семьи, которых в Испании было действительно много. Он учился живописи у Франсиско Пачеко (1564-1644), мастерскую которого посещали ведущие художники, поэты и мыслители. По некоторым данным, Мигель де Сервантес (1547-1616) также был там. Молодой Веласкес рисовал бедных людей — сегодня его ранние работы легко узнаваемы как по стилю, так и по тематике. В постоянной экспозиции Эрмитажа, например, можно увидеть «Завтрак» (ок. 1617).

По сравнению с более зрелыми работами, материальный мир на этой картине плотный, даже сухой, а влияние Караваджо (1571-1610) заметно в композиции и в интерпретации света. В «Завтраке» он рассматривается как симпатизирующий типам «людей» и рано проявившимся способностям. Влияние Караваджо несомненно, но не менее разительны и отличия от итальянского барокко. Караваджо писал «сомнительные» натуры в образах святых, а Веласкес работал в другом жанре, рисуя обычных людей, не называя их апостолами. Они едят или готовят — и всегда присутствует типичное испанское «достоинство бедности». Характеризуя Веласкеса, мастер Пачеко говорил об «оригинальном образе мышления». Вернакуляр» был общей темой в испанской культуре, но именно образ мышления Веласкеса делает его элитарным в хорошем смысле слова. В это же время Веласкес женился на Хуане Миранде, дочери школьного учителя.

В то же время, когда Веласкес жил в Севилье, граф Гаспар де Гусман (1587-1645), который в 1620 году взял над ним шефство, стал важной фигурой при мадридском дворе и получил титул герцога Оливареса. Возможно, он уже слышал о перспективном молодом художнике в Севилье, возможно, мастер Пачеко замолвил словечко за своего зятя — в любом случае, появление Веласкеса при дворе связано с появлением герцога. Молодой мастер, должно быть, произвел хорошее впечатление — возможно, сказался его опыт общения с лучшими умами в мастерской своего хозяина. Веласкес поступил на службу ко двору и настолько хорошо зарекомендовал себя, что к концу жизни был поставлен во главе дворцовой прислуги и следил за порядком в королевских апартаментах. Хотя его трудно назвать художественным произведением, уже один этот факт говорит о непрочной связи художника с королем, портреты которого он написал десятками. Самым важным подтверждением этой связи является автопортрет художника в «Менинах» (1656), где он изображен вместе с членами королевской семьи.

Когда Веласкес вступил в правление, король Филипп IV был еще молод — даже моложе художника — и, похоже, ему очень нравились работы Веласкеса. Типичный эпизод касается претензий последнего на должность судьи. В 1620-х годах распространились слухи, что Веласкес получил работу только благодаря покровительству Оливареса и что он не был особенно одаренным художником. Король объявил конкурс: Все желающие могли представить сочинения на тему «Изгнание мавров». Это был эпизод из истории Испании: В XVI веке страна, которая веками боролась с мусульманами, изгнала тысячи морисков — потомков арабов, принявших христианство. Спорная тема, если не сказать больше. Среди прочих свои работы представил Веласкес.

Морисков показывали как предателей, которых необходимо изгнать и которых ненавидели. Веласкес же показал толпу, которая послушно шла к кораблям (морисков отправляли морем на север Африки), следуя жесту короля Филиппа III .

Очевидно, это был скорее исторический факт и воля короля — отца Филиппа IV. Королю больше нравилась работа Веласкеса. Он выиграл конкурс.

Если знать только факты биографии Веласкеса, то его можно назвать конформистом. В жизни мастера нет ничего, что могло бы удивить и привлечь современного зрителя, привыкшего к эксцентричным выступлениям и вызовам. Если бы картина не была столь очаровательной, история Веласкеса, возможно, не была бы столь интересной. Но именно в этом и дело: ему удалось развить удивительную свободу кисти и мысли в самом сердце консервативного царства, где даже Ренессанс и барокко в общеевропейском смысле трудно передать.

При дворе испанских королей существовал строгий порядок, состоящий из множества ритуалов и пропитанный католической моралью. Инквизиция имела большой вес и могла задать вопросы любому, кто вел себя слишком вольно. Карл Маркс считал, что испанская политическая система времен Веласкеса «должна быть приравнена к азиатским формам правления». Так, в книге, посвященной Диего Веласкесу о жизни при испанском дворе, искусствовед Александр Якимович пишет: «Этот чрезвычайно сложный и громоздкий ритуал придворной жизни был заимствован испанцами из так называемого бургундского ритуала, который, в свою очередь, возник в Европе в конце Средневековья под влиянием византийского придворного ритуала, чрезвычайно сложного и символически многослойного. Византийские императоры, в свою очередь, переняли свои ритуалы и манеры из мифологии власти на Древнем и Ближнем Востоке.» Влияние мусульман, с которыми испанцы долгое время соседствовали на полуострове, также несомненно: существует теория, что титул испанских монархов — «католический король» — является пародией на аналогичное арабское посвящение «эмир аль-ислам», означающее «повелитель праведных».

Не только суд, но и внутренняя ситуация в Испании была своеобразной. Империя наживалась на богатствах Нового Света, простиравшегося от Филиппин до Чили, а испанское серебро наводнило европейские рынки, вызвав современную «революцию цен». Соседние страны должны были реформировать свою экономику и развиваться. Провинции Нидерландов, отделившиеся от Испании, внезапно стали торговой державой и пережили небывалый бум. Кто-то торговал, кто-то производил, кто-то воевал — все сферы жизни в Европе быстро менялись в XVII веке.

Биография

Веласкес родился 6 июня 1599 года в Севилье, Испания, в семье крещеных португальских евреев. Он учился живописи в своем родном городе у Франсиско де Эррера Старшего и Франсиско Пачеко, на дочери которого Хуане Миранде он женился в 1618 году.

Назначение придворным живописцем

Молодой художник уже завоевал хорошую репутацию в Севилье. Его учитель Пачеко, а также его друзья и соотечественники старались способствовать его карьере. В 1622 году его впервые отправили в Мадрид. Но хотя его соотечественники в столице пытались помочь ему, ему не удалось предстать перед глазами короля.

Разочарованный, Веласкес вернулся в Севилью. Однако он не смог пробыть на родине и двух месяцев (1623 год), потому что получил письмо от севильца, служившего королевским священником. Он написал ему, что придворный художник Родриго де Вильяндрандо умер и должность вакантна. Веласкес немедленно отправился ко двору, остановился на ночь в доме друга-священника и написал его портрет. Другой севильянец, слуга кардинала инфанта Фердинанда (брата короля), принес его во дворец и показал своему господину. Кардинал-инфант был в восторге и сразу же заказал Веласкесу свой портрет. К этому времени картину «Канон» уже видел сам король Филипп IV. Ему это так понравилось, что он приказал своему брату, кардиналу-инфанту, удалиться в позу. Таким образом, у Веласкеса наконец-то появилась возможность показать себя.

Картина вызвала сенсацию («Портрет Филиппа IV с петицией», 1623 год, не сохранилась). Веласкес получил гонорар, затем получил комиссионные, а также был нанят в качестве придворного художника. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, данное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, не будет меня больше рисовать».

Первое путешествие в Италию

» Портрет папы Иннокентия X, 1650 год, Галерея Дориа Памфили, Рим.

В июле 1629 года художник покинул Мадрид в сопровождении генерала Спинолы, который только что был назначен командующим испанскими войсками в Италии. Его путешествие в Италию не было приятным: его положение королевского администратора, статус протеже графа Оливареса и тот факт, что его спутником был генерал, возмущали подозрительных итальянцев, которые считали Веласкеса испанским шпионом. Злобное отношение местной аристократии, возможно, немного обидело художника, но не более того, ведь ранее он описывал главную цель своей поездки как «повышение профессионального уровня». Знакомство с работами великих итальянских живописцев повлияло на стиль художника — он стал более свободным и светлым, цвет менее темным в тенях и передающим природу в ярком свете.

Веласкес прибыл в Геную в конце августа 1629 года. Оттуда он отправился в Милан, а затем в Венецию. В Венеции художник испытал самое суровое неприятие со стороны итальянцев как испанец, и в октябре 1629 года он бегом покинул город и поспешил в Рим, где мог рассчитывать на заступничество Папы Римского, если бы случилось худшее. Он оставался в Вечном городе до конца следующего года.

Возвращение в Мадрид (зрелый период)

В 1634 году художник стал королевским боцманом, в 1643 году был назначен слугой, а в 1642-1644 годах сопровождал короля в его походе в Арагон.

Творчество

Севильский период

Ранние картины севильского периода в основном относятся к жанру бодегон. В основном это натюрморты, кухонные сцены и трактирные зарисовки. («Завтрак», ок. 1617-1618; «Старый повар», ок. 1620; «Завтрак двух молодых людей»; «Водонос», ок. 1621). Несколько религиозных картин того же периода — «Культ пастухов», «Культ волхвов» (ок. 1619), «Христос в доме Марфы и Марии» (ок. 1620) — написаны в похожем стиле.

В них, прежде всего, чувствуется внимательное изучение искусства Караваджо молодым Веласкесом, примеров которого в Севилье было множество. Он также провел много времени в мастерской Пачеко, где работал с натуры, скрупулезно и точно следуя своей модели.

Придворный живописец

Во время пребывания в Мадриде мастерство художника совершенствовалось. Он обратился к античным сюжетам, редким в испанской живописи («Триумф Вакха или пьяница», 1628-1629, «Кузница вулкана», 1630), но также и к историческим — «Традиция Бренды» (1634).

Портреты, написанные Веласкесом в период с 1630 по 1640 год, по праву снискали ему репутацию мастера этого жанра. Хотя в портретах Веласкеса обычно отсутствуют движения и жесты, они очень реалистичны и естественны. Фоны подобраны так, чтобы отбрасывать на фигуру максимально возможную тень, а цветовая композиция проста, но оживлена тщательно подобранными цветовыми сочетаниями. Веласкесу удалось передать характер этого человека и показать противоречивость его черт.

Наиболее известными являются портреты дона Хуана Матеоса (1632), генерала Оливареса (1633), конный портрет короля Филиппа III (1635), папы Иннокентия X (1648) и серия портретов карликов и клоунов (Los truhanes).

Портреты Веласкеса позднего периода отличаются прежде всего художественностью и психологической завершенностью (инфанта Мария Тереза, 1651; Филипп IV, 1655-1656; инфанта Маргарита Австрийская, ок. 1660).

Ученики и последователи

Его непосредственным преемником и наследником при дворе стал его ученик и муж его дочери Франчески, Хуан Баутиста Мартинес дель Мазо. Однако он не обладал талантом своего предшественника и мог воспроизводить лишь некоторые внешние формы. Другим учеником Веласкеса был Хуан де Пареха, мавр, который работал слугой в его мастерской. (Веласкес изобразил этого негра на одном из своих лучших портретов). Пареха писал портреты и религиозные картины.

После Веласкеса Клаудио Коэльо и Хуан Каррено де Миранда работали при дворе мадридского короля Карлоса II. Со сменой правящей династии (испанские Бурбоны) французское искусство барокко и рококо вытеснило реализм и натурализм, которые так прекрасно создал Веласкес, в высшие классы.

Наследие Веласкеса позже было подхвачено романтиками и импрессионистами.

Кратер на Меркурии носит имя Веласкеса.

Известные картины художника

Религиозные, исторические и мифологические сюжеты

Поклонение волхвов (1619, Прадо, Мадрид). Христос в доме Марфы и Марии» (1620, Национальная галерея, Лондон). Изгнание мавров» (1627, Прадо, Мадрид). Триумф Вакха или пьяницы» (1628, Прадо, Мадрид). Кузница вулкана» (1630, Прадо, Мадрид). «Окровавленный плащ Иосифа, который несут Иакову» (1630, монастырь Сан-Лоренцо, Эскориал) «Распятый Христос» (1632, Прадо, Мадрид). «Традиция Бренды (Лес копий)» (1634-1635, Прадо, Мадрид). Бог войны Арес (ок. 1640 г., Прадо, Мадрид).

mars

«Эзоп» (ок. 1640, Прадо, Мадрид) «Коронация Марии» (1645, Прадо, Мадрид) «Меркурий и Аргос» (ок. 1659, Прадо, Мадрид)

Портреты

«Портрет молодого испанца» (1630-1631, Альте Галери, Мюнхен) «Портрет графа Оливареса» (ок. 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

portrait-of-the-count-duke-of-olivares-1624

Конный портрет короля Филиппа IV (1635, Прадо, Мадрид). Автопортрет» (1640, Музей изобразительных искусств, Валенсия) «Дама с веером» (1640-1642, Коллекция Уоллеса, Лондон) «Портрет Филиппа IV в военной одежде, называемый Ла Фрага» (1644, Нью-Йорк, Галерея Фрика) «Портрет Филиппа IV». (1656, Прадо, Мадрид). (Всего за 37 лет было написано около полудюжины портретов короля). «Портрет папы Иннокентия X» (1650, Рим). Портрет инфанты Марии Терезы» (1651, Коллекция Лемана, Нью-Йорк). Портрет инфанты Маргариты» (1660, Прадо, Мадрид). Менины (девушки)» (1657, Прадо, Мадрид).

Библиография

  • C. Justi, «Diego Velazquez und sein Jahrhundert» (Бонн, 1888, 2 т.);
  • W. Stirling Maxwell, «Velazquez und seine Werke» (перев. с английского, Берлин, 1856)
  • Paul Lefort, «Velazquez» (общедоступный труд, входящий в состав серии книжек: «Les Artistes célébres»).
  • Camon Aznar J. Velazquez. T. 1-2. Madrid, 1964.
  • Знамеровская Т. П. «Прядильщицы» как итог развития бытового жанра в творчестве Веласкеса (ко 300-летию со дня смерти) // Научные доклады высшей школы. Серия исторических наук. № 2, 1961
  • Знамеровская Т. П. Веласкес, М., 1978.
  • Каптерева Т. П. Веласкес и испанский портрет XVII века. М., 1956.

При создании этой статьи были использованы материалы со следующих сайтов: vis-ua-arts, ru.wikipedia.org, bibliotekar.ru

Если вы нашли какие-либо неточности или хотите дополнить эту статью, пожалуйста, пришлите нам информацию на admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем благодарны.

Стиль

Техника Диего Веласкеса с годами менялась и совершенствовалась. Он начал с известного для Испании тенебризма — традиционной техники преемников Караваджо. Такие работы, как «Старуха, пекущая яйца», «Севильский водоносец», «Непорочное зачатие» и ранние портреты, являются хорошими примерами.

Старуха, жарящая яйцаДиего Веласкес - Непорочное зачатие

После поездки в Италию и знакомства с художниками из других стран его стиль и техника живописи кардинально изменились. Он начал использовать более светлые цвета и убирать темноту со своих полотен. Его подход к формам и деталям более продуманный.

С годами стиль становится все более упрощенным. Художник начал использовать обобщения, делать крупные мазки и зарисовывать мелкие вещи только там, где их следовало подчеркнуть. Это своего рода свидетельство мастерства художника. В упрощении стиля Веласкеса многие искусствоведы видят предвестника импрессионизма. Это особенно заметно в пейзажах (Вилла Медичи в Риме, полдень; Вилла Медичи в Риме, поздний вечер).

Диего Веласкес - Вилла Медичи в Риме, конец дняДиего Веласкес - Вилла Медичи в Риме, полдень

Все творчество придворного живописца пронизано интересом к жанру повседневной жизни. Даже мифологические и библейские темы усиливаются в этом жанре.(«Кузница Вулкана».,«Пьяницы» и т.д.). Из этой характеристики вытекает другая — аллегорическая.

Диего Веласкес - Триумф Вакха (Пьяницы)

Аллегория — важнейший компонент барокко. Однако в случае с Веласкесом это особенно важно. Почти каждая работа таит в себе скрытый смысл, иногда даже несколько («Традиция Бренды», «Прядильщики»).

Диего Веласкес - Сдача Бреды

В картине «Мениния» художник воплотил одну из своих самых сложных загадок. На первый взгляд, это просто портрет инфанты в окружении служанок. Но затем зритель замечает автопортрет художника в углу, зеркало на стене, и замешательство проходит. Кого изобразил Веласкес? Кто отражается в зеркале? Какое отношение это имеет к инфанте?

Влияние на мир искусства

Многие испанские художники выросли на картинах Диего Веласкеса (Ф. Гойя называл его своим учителем). Однако до девятнадцатого века его имя почти не упоминалось за пределами Испании, а его работы были описаны лишь вкратце. Возможно, потому, что многие его работы хранились в королевских дворцах и были недоступны для публики. Но с открытием Прадо мастер портрета был возвращен к жизни.

Э. Мане - Флейтист

Импрессионисты проявили большой интерес к испанскому писателю. Эжен Мане писал портреты в его стиле.(«Флейтист».)Ренуар изучал его работы. В начале 20 века многие модернисты вдохновлялись произведениями классиков испанского барокко. Пикассо создал десятки версий Менина,Веласкес оказал большое влияние на Сальвадора Дали.

Личная жизнь

В 1618 году Диего женился на дочери своего хозяина, и через год у них родилась дочь Франческа. В 1621 году Хуана Миранда снова забеременела, но девочка умерла в младенчестве.

Диего Веласкес - Венера с зеркалом

Считается, что у художника была любовница во время его второй поездки в Рим, которую он изобразил на картине «Венера с зеркалом». Некоторые документы указывают на то, что эта женщина родила от Диего сына Антонио.

Диего Веласкес

Диего Веласкес был испанским художником эпохи барокко и придворным художником Филиппа IV, который воссоздавал исторические сцены и писал портреты монархов, известных личностей и простых людей. Его работы стали образцом для художников-импрессионистов и художников-реалистов, их можно найти в работах Сальвадора Дали и Пабло Пикассо. Картины Веласкеса находятся в коллекциях самых значительных музеев мира, а документальные фильмы о мастерстве этого прославленного гения были показаны в 1999 и 2014 годах.

Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес родился в Севилье в семье Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, которые крестили своего сына в местной церкви Святого Петра 6 июня 1599 года, через несколько дней или недель после его рождения.

Портрет Диего Веласкеса

В детстве мальчик получил хорошее образование в области языков и философии, а также проявлял интерес к изобразительному искусству. Диего начал учиться рисованию в студии Франсиско де Эррера, прогрессивного художника, который игнорировал влияние итальянской школы.

Когда Веласкесу было 12 лет, его отдали на попечение Франсиско Пачеко. Наставник поверил в талант начинающего учителя и поднял его на вершину. В возрасте 17 лет Диего стал независимым художником, вступив в Общество живописцев Севильи и мечтая о карьере при королевском дворе.

Живопись

В начале своей творческой карьеры Веласкес прославился своими изображениями бытовых сцен из жизни простых людей. «Старуха, пекущая яйца, двое молодых людей за столом и завтрак были написаны в жанре bodegones, что в переводе с испанского означает «таверна, кабак».

Картина Диего Веласкеса «Завтрак»

Весной 1622 года Диего отправился в Мадрид с рекомендательным письмом к архиепископу Хуану Родригесу де Фонсека, который представил молодого художника королевскому министру, герцогу Оливаресу. Придворный чиновник поручил Веласкесу написать его собственный портрет, после чего Диего был удостоен аудиенции у короля и получил похвалу монарха.

В 1623 году Диего попросили поселиться в Мадриде, пообещав, что другие художники никогда не будут рисовать Филиппа IV. Свой первый портрет испанского величества Веласкес написал в 1623 году, после чего начал карьеру при дворе, получая 20 дукатов в месяц, медицинскую помощь, жилье и оплату за картины, которые ему предстояло написать.

Картина Диего Веласкеса «Старуха, жарящая яйца»

В 1627 году Веласкес победил в конкурсе испанских художников, проводимом королем, темой которого было изгнание мавров. Картина была утеряна во время пожара в Алькасаре в Мадриде в 1734 году и была описана современниками как изображение Филиппа III, указывающего дубинкой на толпу мужчин и женщин, преследуемых солдатами. В награду Диего получил должность стюарда, а через год был назначен художником при дворе Его Величества короля Испании, сменив на этом посту покойного Джеймса Морана.

В 1629 году, с разрешения монарха, Веласкес отправился в Италию на полтора года. Хотя первый визит на родину Микеланджело рассматривается учеными как важная веха в развитии его индивидуального стиля, сохранилось мало информации о том, с кем встретился художник, что он увидел и какие новшества надеялся привнести в свою живопись.

Картина Диего Веласкеса «Урок верховой езды принца Бальтазара Карлоса»

После возвращения в Испанию Веласкес начал писать портреты королевской семьи и окружения Филиппа IV. Наиболее известны его «Уроки верховой езды» принца Бальтасара Карлоса, на которых юный наследник престола изображен маршалом на скачущем коне, картины с королевой Елизаветой Бурбонской и поэтом Франсиско де Кеведо, а также несколько портретов герцога Оливареса, на которых он выражает благодарность своему благодетелю.

Во время своей деятельности в качестве придворного художника Веласкес постоянно и внимательно наблюдал за Филиппом IV и написал более 40 его портретов. Он часто сопровождал монарха в его путешествиях и присутствовал при завоевании Лериды. В то время художник написал конный портрет, на котором король предстал как великий полководец во главе армии, чего никогда не было в реальности.

Картина Диего Веласкеса «Портрет Филиппа IV»

Веласкес также написал несколько клоунов и карликов при дворе Филиппа, к которым он относился с уважением и симпатией. В случае с карликом доном Диего де Аседо, которого называют Эль Примо, мудрое лицо и неподвижный лист с чернильницей и пером рядом с фигурой показывают, что королевский слуга мудрее и образованнее многих вельмож при дворе. Среди других работ художника на эту тему — «Пабло де Вальядолид», «Франсиско Лезкано» и «Дон Хуан де Калабасас».

Личная жизнь

23 апреля 1618 года Диего Веласкес женился на Хуане, дочери своего хозяина Франсиско Пачека. У художника и его жены было двое детей. Младшая дочь, Игнасио, умерла в младенчестве, а старшая Франческа устроила свою личную жизнь, выйдя замуж за будущего придворного художника Хуана Батисту Мартинеса дель Мазо, который продолжил традиции своего великого тестя.

В июне 1660 года Веласкесу была оказана честь украсить испанский павильон и всю художественную выставку по случаю свадьбы принцессы Марии Терезии с королем Франции Людовиком XIV на Фазаньем острове в реке Бинтасоа.

Автопортрет Диего Веласкеса

Это событие подорвало здоровье придворного художника. По возвращении в Мадрид он заболел лихорадкой. Чувствуя, что конец близок, Веласкес подписал завещание, в котором назначил жену и своего друга, управляющего королевскими архивами, единственными душеприказчиками и наследниками.

Художник умер 6 августа 1660 года. Причиной смерти была лихорадка. Через восемь дней после того, как Веласкес сошел на землю, умерла его жена Хуана. Их могилы находились в церкви Сан-Хуан-Баутиста, которая была разрушена французами в 1811 году. Современное местонахождение могилы художника неизвестно.

Где получал образование

Школа Франсиско Пачеко называлась Academia Sevillana. Учитель был связан с религиозной живописью, поэтому академические принципы и христианские темы легли в основу его занятий. Диего Веласкес перенял у Пачеко технические навыки и эстетическое восприятие. Влияние учителя заметно в ранних работах художника.

Франсиско Пачеко считается пионером натурализма в живописи и внес вклад в развитие стиля барокко. В творчестве Веласкеса также отразилось влияние Караваджо. Молодой севильянец постепенно выработал свой собственный стиль бодегонов — смесь реалистичных картин и земляных мотивов. Художник следовал принципу, что лучше первым изобразить уродливое, чем вторым создать прекрасное.

В 1617 году семнадцатилетний Диего Веласкес был признан мастером и принят в гильдию художников Севильи. Спонсором был сам Франсиско Пачеко.

Карьера и творчество

Диего Веласкес открыл собственную студию. В течение пяти лет у него появились подражатели, и он стал законодателем моды в севильской живописи. В 1623 году 24-летнему Веласкесу посчастливилось стать художником при дворе короля Испании Филиппа IV. Годом ранее он приехал в Мадрид под покровительством Пачеко и епископа Хуана де Фонсеки, но дальше королевской галереи с коллекцией картин не продвинулся.

Диего Веласкес фото

«Никто, кроме тебя, писать меня не будет»

Внезапная смерть придворного художника Родриго де Вильяндрадо открыла Веласкесу дорогу во дворец. Он поспешил в Мадрид и написал портрет поэта Луиса де Гонгоры. Картина была доставлена в королевские апартаменты. Король Филипп хотел немедленно встретиться с писателем. Так был написан первый портрет монарха, созданный Веласкесом.

Восемнадцатилетний Филипп хорошо знал живопись, сам брал уроки, поэтому он по праву оценил талант Севильи. С этого момента никому, кроме Веласкеса, не разрешалось писать портреты короля. Сам придворный художник был волен изображать все, что угодно, кроме монарха.

Диего Веласкес путешествовал и встречался с представителями высшего общества:

  • побывал в Италии в 1629 году, посетил Геную, Милан, Венецию, год прожил в Риме;
  • в 1631 году вернулся в Мадрид, оформлял интерьер дворца в Буэн Ретиро, запечатлел военную победу своего короля в войне с голландцами в полотне «Сдача Бреды»;
  • в 1642 году отправился вместе с Филиппом в военный поход на Арагон;
  • в 1648 году прибыл в Ватикан, чтобы пополнить королевскую коллекцию живописи, написал портрет Папы Иннокентия X.

С 1651 года Диего Веласкес работал в Мадриде. В 1659 году Филипп IV сделал своего художника кавалером ордена Сантьяго.

Знаменитые ученики

Благодаря руководству Веласкеса мир открыл талант художников Хуана де Парехи, известного как Эль Эсклаво, и Эстебана Мурильо. Хуан де Пареха был слугой при дворе Филиппа IV. Однажды король и придворный художник Веласкес раскрыли тайную любовь полукровки Эль Эсклаво. Он писал прекрасные картины, но не осмеливался никому их показывать.

С разрешения короля Хуан де Пареха был освобожден и стал учеником Веласкеса. Эль Эсклаво прославился как портретист, автор религиозных произведений и копий работ Веласкеса. Эстебан Мурильо также учился у придворного художника и стал одним из самых значительных живописцев Золотого века.

Диего Веласкес портрет

Особенности стиля

Диего стал известен под фамилией своей матери, Веласкес. Иногда, однако, художник подписывался двойной фамилией Сильва Веласкес. Среди его работ много картин с простыми бытовыми сценами.

Характерной особенностью картин Диего Веласкеса является передний план, который выполнен с максимально реалистичными тенями, деталями поверхности и текстурами. Фоны выполнены в темных тонах, которые в сочетании с деталями создают впечатление тяжести и тактильности, присущих человеческому существованию. В то же время религиозные сцены, которые редко встречаются в работах Веласкеса, получили большую весомость и материальность.

Известные картины

Диего Веласкес написал свои первые шедевры в юности, когда только открыл свою мастерскую. Двадцать картин вышли из-под кисти молодого мастера. Только десять из них дошли до нашего времени, но все эти картины стали самыми известными и ценными в мире.

Личная жизнь

Веласкес влюбился в дочь учителя, Хуану Миранду. В возрасте девятнадцати лет художник женился на своей пятнадцатилетней возлюбленной. Пачеко согласился на брак, потому что родство с коллегой было преимуществом в привлечении клиентов. Диего и Хуан Миранда назвали свою первую дочь Франческой. Вторая дочь, Игнатия, умерла вскоре после рождения.

Жена и дочь жили с Веласкесом при дворе в Мадриде. Франческа вышла замуж за художника Хуана Батиста Мартинеса дель Масо, еще одного ученика Веласкеса. Свадьбу дочери придворного художника почтил своим присутствием король Филипп. Зять Веласкеса стал хранителем двора, личным художником принца Бальтасара Карлоса.

Италия – и снова Мадрид

В конце 1620-х годов Рубенс приехал в Мадрид из Антверпена — важная фигура в мире искусства своего времени. Он хочет нарисовать испанскую королевскую семью, но его главная задача — дипломатическая. Его знакомят с молодым Веласкесом, и Рубенс предлагает ему отправиться в Италию, чтобы расширить свой кругозор и пополнить королевскую коллекцию.

В 1629 году королевский камергер Веласкес в сопровождении испанского главнокомандующего посетил Геную и Милан, Венецию и Рим. Конечно, итальянцы видели в нем не художника, а чиновника. Тосканский посланник наставлял своих подчиненных: «С испанцем нельзя быть ни слишком вежливым, ни слишком непочтительным: и то, и другое его оскорбляет». Веласкеса преследовали подозрения и недоверие по всей Италии, а в некоторых местах его даже считали испанским шпионом.

По этой причине первое путешествие Веласкеса в Италию нельзя назвать приятным. Единственное счастье — знакомство с творчеством титанов эпохи Возрождения. Из всех них Веласкес отдавал предпочтение Тициану. Картины Тициана, изображающие Карла V, являются ярким примером монархического портрета. После Италии его колорит заметно меняется: Веласкес окончательно отходит от традиционного андалузского tenebroso, и на его картинах почти впервые появляются более яркие и насыщенные цвета: сияющий желтый, яркий синий. «Я новобранец в армии Тициана». Веласкес сказал бы о себе.

По возвращении в Мадрид Веласкес с радостью узнает, что Филипп IV не позволил себе рисовать кого-либо еще во время его отсутствия. Веласкес решает эту задачу с удвоенным энтузиазмом. Кроме того, у короля был долгожданный наследник, Бальтасар Карлос, будущий фаворит Веласкеса, а это означало, что его портреты должны были быть разосланы во все европейские столицы в течение десяти лет, с обещанием династических союзов.

Он — ставленник ненавистного Оливареса, узурпировавшего политическую власть в стране, поэтому Веласкес почти не пишет Изабелле. Но его друг — король — знает многое. Только Веласкес мог сделать это изуродованное лицо с неправильной формой лба, глубоко посаженными глазами и фамильным знаком всех Габсбургов — выпяченной нижней губой — благородным, изысканным и красивым. Исследователи подсчитали, что из почти 40 портретов монарха все, кроме трех или четырех, были написаны с поворотом на три четверти — что наиболее выгодно подчеркивает «сложное лицо» короля.

Второе путешествие в Италию

В 1649 году Веласкес снова отправился в Италию, чтобы привезти работы Веронезе и Тинторетто для королевского дворца. Ему было почти 50 лет, по крайней мере 20 из них он был первым художником в своей родной стране. Но Италия, которая считает себя колыбелью искусства и всей культуры, не заинтересована в этом: Веласкеса здесь почти не знают. И тут с ним вдруг взыграло честолюбие, которое долгие годы почти угасало в испанском «кабинете премьер-министра». Всего за неделю Веласкес написал портрет своего слуги Хуана де Пареха и разослал модель по кочевым городам римской знати. Такое творческое «ухаживание» не остается незамеченным: итальянцы высокомерны, но великое искусство (даже если оно испанское!) всегда достигнет их чувствительных сердец.

Слава Веласкеса достигает Рима. Его просят нарисовать самого Папу Римского. Его портрет Иннокентия X с алой наколкой и легендарным тяжелым взглядом стал одной из самых известных работ испанского мастера. Тем временем Филипп IV, обеспокоенный долгим отсутствием своего любимого художника, отправлял в Италию послание за посланием: где его Веласкес, чего он ждет? А Веласкес, отказавшись от надвигающейся перспективы окончательно покорить Рим, возвращается в Мадрид. Относительно недавно были найдены документы, проливающие свет на причину его задержки: любовная связь. Уже после отъезда Веласкеса в родную Италию у него рождается сын Антонио. Единственная откровенно эротическая картина Веласкеса, «Венера перед зеркалом», также была написана в Риме: В Испании инквизиция просто не допустила бы таких вольностей.

Эпилог

Вся жизнь и творчество Веласкеса были тесно связаны с испанской монархической семьей. Не только Филипп IV, но и его старшие дети Бальтасар Карлос и Мария Тереза (впоследствии королева Франции), его вторая жена Мариана Австрийская и их дети Маргарита и Филипп Просперо считали художника своей собственностью. Он был их летописцем, летописцем истории их семьи и государства, а также доверенным лицом многих важных дел — совершенно незаменимый человек. Поэтому у Веласкеса были основания включить свою собственную личность в «Менины» в круг членов королевской семьи (даже если его дерзость в этом была, конечно, беспрецедентной).

Состояние здоровья 61-летнего художника сказывается на подготовке к великой династической свадьбе: дочь Филиппа IV обручается с французским королем Людовиком XIV. С испанской стороны весь сложный подготовительный процесс проходил под руководством королевского главного адъютанта и главного придворного маршала Веласкеса. Внезапно ему стало так плохо, что он вынужден был вернуться в Мадрид. Смертельное перенапряжение казалось не очень убедительным объяснением его болезни. 6 августа 1660 года Веласкес умер после недельной агонии. Он умер в присутствии царя. Филипп IV не мог позволить своей возлюбленной уйти в вечность без королевского и дружеского благословения.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий