Урок 6. Модернизм в искусстве. Модернизм это в истории.

Вывод: продуктивнее выделять определенные авангардные моменты в архитектуре, но не говорить о модернизме как об авангарде.

Модернизм

Модернизм (итал. Модернизм (от лат. modernus — «современный, новый») — художественное направление, характеризующееся отказом от своих предшественников, разрушением устоявшихся идей, традиционных форм и жанров, поиском новых способов восприятия и отражения действительности. Модернизм также относится к изменениям в литературе, архитектуре и искусстве в конце 19 и начале 20 веков, направленным на разрыв с предыдущими художественными традициями, попытку попробовать что-то новое, условность стиля, поиск и обновление художественных форм 1 2.

Модернизм — это условный термин для обозначения тенденций в развитии искусства, течений и школ, а также деятельности отдельных мастеров, стремящихся обновить художественный язык. В понимании модернистов авангард — это истекшая фаза, своего рода новый классицизм, который должен быть развит, а не отброшен, как старый классицизм. Авангард недолговечен, он появляется только в критические моменты истории; модернизм постоянен и отражает постоянные усилия по совершенствованию художественной формы.

3 Некоторые ученые иллюстрируют понятие современности в искусстве с помощью таких движений, как авангард. Русский философ В. П. Руднев объяснил разницу между «модернизмом» и «авангардом» следующим образом: «Авангард невозможен без скандала и возмущения…. Модернизм производит нечто новое только в сфере художественной формы, в сфере художественного синтаксиса и семантики, не затрагивая сферу фактичности… Для модернистов характерна серьезная, глубокая работа над формой, не терпящая сенсаций, внешних эффектов и популистских или скандальных акций, привлекающих внимание общественности. Модернисты работают скромно, уединенно, в тишине своих лабораторий, и их эксперименты предназначены для медленного, постепенного усвоения избранным, узким кругом экспертов….. Типичный модернист и типичный авангардист были совершенно разными персонажами и радикалами. Вот типичные модернисты: длинный, мускулистый Джойс, избалованный Пруст; короткий, худой, словно всегда боящийся, Франц Кафка; длинные, худые Шостакович и Прокофьев; сухой, маленький Игорь Стравинский. Все они — шизоидные аутисты, застрявшие в своем собственном эстетическом мире. Невозможно представить их на площади или на сцене и расстроить зрителей…. А вот и новаторы. Маяковский, агрессивный, вспыльчивый спортсмен; Луис Бунюэль, атлетического телосложения, который «наелся» всевозможных скандалов; Сальвадор Дали, самовлюбленный и параноидальный, но просчитывающий каждый свой шаг «4.

В.Ю. Далее Лебедев и А.М. Прилуцкий описывают основные различия между модернизмом и авангардом, которые, хотя и согласуются с вышеизложенными, несколько отличаются от них.5 Помимо очевидного хронологического тождества (авангард — это особенность XX века, он появляется не ранее конца XIX века), авангард — это еще и особенность XX века.

  1. Аксиологические — модернизм не порывает с традиционными культурными ценностями, так, художники-одиночки у Т. Манна развивают типажи романтических одиночек. Авангард не только осуществляет ценностный разрыв, но и открыто заявляет об этом.
  2. Языковые (семантические) — модернизм не отказывается от традиционного языка искусства, но использует все его возможности «до предела». Авангард начинает коренным образом перестраивать язык, обычно двигаясь по пути примитивизации, подчас до «детскости», в то время как язык модернизма сложен и элитарен (при этом внешняя простота авангарда часто рассчитана на свою элиту).

Термин «модернизм», как и термин «постмодернизм», родился, вопреки ожиданиям, не в сфере европейской культуры, а в латиноамериканской литературе. Этот термин был введен в 1890 году никарагуанским поэтом Рубеном Дарио для противопоставления национального модернизма (исп. modernismo) европейской традиции. Лишь позднее, в двадцатом веке, термин «модернизм» стал использоваться в Западной Европе. Немецкий философ Франкфуртской школы Т. Адорно назвал основную тенденцию искусства XX века «атомизацией: стремление к автономии и структурированию формы, поиск ее конструктивной основы».

Модернизм, однако, имеет свои крайности. Девизом типичного модернистского нигилизма является фраза архитектора Ле Корбюзье: «Мы должны начать все с нуля» (фр. «Il faut tout recommencer à zéro»). Модернизм был своего рода религией для модернистов. Новое требовалось любой ценой. Отсюда и термин хронофагия (греч. chronos — «время» и phagomai — «хочу есть») — пожирание времени, неспособность быть в настоящем. Модернизатор подобен Сатурну (хронос), пожирающему своих детей. Время без прошлого (историческое мышление) и настоящего отражает беспокойство и спешку современного человека. Важный немецкий философ-романтик Ф. фон Баадер назвал это «среднее» время «неуловимым» (нем.: Scheinzeit). Х. Зедльмайр в статье «Потеря середины» (1948) писал, что потеря (реального) настоящего между прошлым и будущим приводит к крайностям пассеизма, разновидностями которого, по его мнению, являются классицизм или футуризм, ведущий к нигилизму и атеизму.

Модернизм был важным направлением в западноевропейской культуре 20-го века, которое проявилось в различных формах искусства. Во второй половине двадцатого века он был адаптирован, подвергнут систематической критике и заменен другими художественными концепциями. В частности — идеология и философия постмодернизма.

Модернизм в изобразительном искусстве

Модернизм — это группа художественных направлений в искусстве второй половины XIX и середины XX веков.

Этот термин включает в себя такие художественные направления, как фовизм, кубизм, футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, конструктивизм и др. Наиболее важными направлениями модернизма были импрессионизм, экспрессионизм, неоимпрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, кубизм и футуризм. Абстрактное искусство, дадаизм и сюрреализм считались новаторскими.

Начало модернизма часто приравнивают к 1863 году, когда в Париже открылся «Салон отклонений», принимавший работы, отвергнутые жюри Парижского салона. В некоторых случаях в качестве начала нового искусства называют 1855 год, когда Гюстав Курбе представил свою картину «Мастерская художника», или 1784 год, когда Жак-Луи Давид завершил свою работу «Клятва Горация».6 Принято считать, что основные идеи и принципы современного искусства возникли еще в семнадцатом веке,7 в начале современного искусства.

В целом, модернизм — это «иное искусство», основной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе творца и его уникальном взгляде на мир, с привлечением новых средств выражения визуального языка. В первой половине 20 века развитие модернизма в архитектуре и дизайне было связано с возникновением школы Баухаус, распространением идей функционализма, конструктивизма и Нового видения.

Модернизм в живописи

Искусствоведы до сих пор спорят о том, кому принадлежит первенство в модернизме: Эдуарду Мане (1832-1883) с его «Обедом на лужайке», представленным публике на Салоне вне закона в 1863 году, или Гюставу Курбе (1819-1877), который восстал против догм искусства еще раньше.

Возможно, в мировом масштабе это не так значимо, но все представители жанра, заложившие основы модернизма, заслуживают внимания. Когда официальный Парижский салон (ежегодная выставка картин) отказался выставлять две работы Курбе — «Погребение Эрнана» и «Мастерская художника» — возникла практика альтернативных салонов. Со временем альтернативные выставки получили поддержку Наполеона III и стали известны среди художников как Салон отверженных.

Если вы внимательно посмотрите на картины Мане «Завтрак на лугу» (слева) и Курбе «Мастерская художника» (справа), вы заметите некоторые сходства:

Мане и Курбе

Оба художника изображают обнаженных женщин и предпочитают мотивы из повседневной жизни (пикник, работа в мастерской) в противовес мифологическим, религиозным, героическим и эпизодическим темам, которые доминировали в искусстве предыдущих эпох. Таким образом, в модернизме человек интересен сам по себе, без привязки к конкретным событиям, и даже если он имеет обычную внешность и форму.

Курбе также работал с аллегориями, включая реальных людей в сюжеты картин, что повлияло на его обучение как художника. Реализм картин дошел до того, что поэта Шарля Бодлера (1821-1867), изображенного в «Мастерской художника», попросили закрасить фигуру его возлюбленной, нарисованную рядом с ним.

Похороны Курбе на его родине в Орнане вызвали не меньше споров:

Курбе, Похороны в Орнане

Многие критики прямо заявили, что провинциальные похороны не могут быть темой картины, претендующей на статус произведения искусства. В любом случае, отказ чиновников от искусства от работ Курбе и Мане положил начало новой эре в живописи под названием «модернизм».

Кстати, есть и другие сходства в биографиях Мане и Курбе. Отцы начинающих художников того времени придавали большое значение юридическому образованию своих сыновей. Это, очевидно, укрепило характер мальчиков, которые уверенно шли к своей мечте и не желали склоняться перед отжившими рамками общества. Это отступление адресовано в основном тем, кто сегодня и сейчас вынужден приобретать «достойную» квалификацию и выбирать «более правильный» путь в жизни, а не тернистый творческий путь.

Давайте вернемся к модернизму и скажем, что он был не однородным. В рамках модернизма возникло множество художественных течений, что также позволило по-разному интерпретировать сущность искусства. Давайте рассмотрим наиболее важные течения модернизма.

Импрессионизм

Импрессионизм — это, пожалуй, одно из самых красивых направлений живописи в истории искусства. Название происходит от французского слова impression, которое можно перевести как «впечатление». Впечатление мимолетного впечатления во всей его динамичности и изменчивости — вот суть импрессионизма.

Модернизм в скульптуре

Скульптура как жанр изобразительного искусства точно так же переживала новые веяния времени. Как и в живописи, одним из самых красивых направлений в скульптуре является импрессионизм. Влияние импрессионизма наиболее сильно ощущается в скульптурах Огюста Родена (1840-1917). Мыслитель» Родена — это шедевр на века, которым восхищаются многие поколения в разных странах:

Роден, Мыслитель

Модернистская скульптура, за редким исключением, характеризуется мягкими, изысканными изгибами, которые часто напоминают изгибы человеческого или животного тела. Даже основатель кубизма Пабло Пикассо использовал в скульптуре гораздо более широкий арсенал художественных средств, чем в живописи. Например, рука мастера является частью очень красивой скульптуры козы, в которой единственным напоминанием о кубизме является опора для фигуры:

Пикассо, Коза

Другим направлением экспериментов была работа Пикассо с плоскими железными пластинами. Скульптура длиной 15 метров и весом 147 тонн, выполненная из плоских плит, была установлена в Чикаго:

Пикассо, Скульптура из плоских листов железа

В целом, масштаб можно считать одним из элементов, составляющих модернистскую скульптуру. Основатель кинетизма в скульптуре Наум Габо (1890-1977), например, создавал масштабные композиции, которые создавали впечатляющие визуальные эффекты за счет движения и света. Например, его кинетическая скульптура в Роттердаме — впечатляющий визуальный эффект:

Габо, Кинетическая скульптура в Роттердаме

Другим представителем кинетизма является Александр Колдер (1898-1976), который, однако, наиболее известен своими «стабилизациями», то есть статичными скульптурами из окрашенного металла. Одна из характерных скульптур Колдера «Человек» установлена в Монреале:

Колдер, Человек в Монреале

Сюрреализм нашел свое место и в скульптуре. Ярким примером является сюрреалистическая скульптура «Телефон омара» Сальвадора Дали, которую он создал вместе с Эдвардом Джеймсом (1907-1984):

Телефон-омар

Подробнее о модернистской скульптуре можно узнать из видеолекции «Модернистская скульптура: важнейшие направления и имена» Натальи Кортуновой, которая работает в Музее изобразительных искусств им:

И мы продолжаем модернистскую архитектуру.

Архитектура модернизма

Если в живописи модернизм пошел своим путем и встретил отчаянное сопротивление художественной среды и общественности, то изменения в архитектуре были продиктованы временем. Промышленная революция и распространение городов, формирование новых социальных групп и классов городского населения, потребность в зданиях различного назначения определили появление модернизма в архитектуре.

Обновление требовало не только дизайна и внешнего вида зданий, но и технических решений для них. В 1867 году во Франции был изобретен железобетон, что ознаменовало начало новой эры в строительстве. Использование металлических конструкций, железобетона и стекла — основные черты архитектурного модернизма.

Другой важной особенностью стал отказ от излишней орнаментальности и обращение к архитектурным традициям прошлого. Эйфелева башня, названная в честь архитектора Гюстава Эйфеля (1832-1923), была построена в 1887-1889 годах. Знаменитый Бруклинский мост, построенный в 1883 году архитектором Джоном Роблингом (1806-1869), представляет собой модернистское сооружение.

Типичным примером модернизма в жилищном строительстве тех лет является первый железобетонный жилой дом в Париже на улице Бенджамина Франклина, построенный в 1904 году архитектором Огюстом Перре (1874-1954):

Перре, Дом из железобетона в Париже

Высотное строение — еще одна отличительная черта архитектурного модернизма. Это стало возможным, с одной стороны, благодаря использованию самых современных строительных материалов, а с другой стороны, благодаря растущему спросу на квадратные метры жилой площади, а также на коммерческие, промышленные, складские и учебные помещения. Возможности и спрос создали симбиоз, который привел к революции в строительных технологиях.

В разных странах создаются учебные заведения для подготовки будущих инженеров и архитекторов. Здания этих учреждений предсказуемо выполнены в модернистском стиле. Возьмем в качестве примера здание Баухауса в Германии:

 Баухаус

Кстати, название школы впоследствии дало имя архитектурному стилю, который развивался в ее стенах. В рамках модернизма возникло несколько основных стилистических направлений, каждое из которых имеет свои особенности.

Направления модернизма в архитектуре:

  • Европейский функционализм (решение строительных задач по формуле «функция-конструкция-форма-качество»).
  • Советский конструктивизм и рационализм.
  • Баухаус (принцип функционализма в сочетании с доступностью и эстетикой).
  • Ар-деко (декоративный стиль «дорогих отелей»).
  • Брутализм (использование необработанного бетона).
  • Органическая архитектура (форма определяется назначением и условиями окружающей среды).
  • Интернациональный стиль.

Международный стиль заслуживает отдельного обсуждения. Несмотря на его международный характер и наличие общих базовых принципов, в разных странах он был принят по-разному. И штаб-квартира ООН в Нью-Йорке (левый рисунок), и площадь Виль-Мари в Монреале (правый рисунок) являются примерами интернационалистской архитектуры, но разница в их внешнем виде хорошо заметна:

Черты стиля

Учитывая дисгармонию мира, шаткое положение художника в капиталистическом мире и отсутствие свободы, модернисты отрицают способность культуры прошлого противостоять новому миру, полному хаоса и разрушения. По их мнению, искусство прошлого не может адекватно выразить и представить то, что происходит в современном, по их мнению, мире. Маньеризм принадлежит прошлому.

Современный модернизм

Поэтому главная характеристика современности — нетрадиционность, порой даже воинственность. И это отражается во всем: в эстетике, в принципах, выраженных в программах и декларациях (одна из деклараций футуристов, например, называлась «Идите к черту»).

Преувеличение, гнев и иррациональность были постоянными спутниками модернистов.

В их произведениях мир часто изображается жестоким, иррациональным и противоречивым, а человек — одиноким, бессильным и обреченным. Мрачные краски, пессимистическое настроение, тревожное предчувствие, осознание неизменности бесчеловечного мира — таков эмоциональный фон модернистских произведений в литературе (Кафка, Камю), театре (Ионеско, Сартр), живописи (Сальвадор Дали, Цадкин) и музыке (Шёнберг, Педерицкий). В их произведениях отчетливо ощущается трагедия личного отчуждения, крах гуманизма и исторический тупик.

Русские модернисты подвергались нападкам со стороны советских критиков, поскольку они отвергали классические традиции, были субъективистскими и иррациональными и пытались размыть границы между искусством и реальностью.

Архитектура

Сиднейский оперный театр

Архитектурный модернизм — это важнейшее направление в архитектуре двадцатого века. Он также ассоциируется с отказом от прежних форм, методов и дизайна и обновлением старого стиля. Он охватывает период с начала века до 1970-х и 1980-х годов (в Европе), когда на его место пришли новые архитектурные движения (например, деконструктивизм). Общее движение модернизма охватывает несколько архитектурных стилей:

  • европейский функционализм (20-30-е годы);
  • советский конструктивизм и рационализм 20-х годов;
  • «баухауз» в Германии;
  • стиль ар-деко;
  • интернациональный стиль;
  • брутализм;
  • органическая архитектура.

Все они являются ветвями одного дерева — архитектурного модернизма. Общий руководящий принцип — создание чего-то нового, соответствующего сегодняшнему дню. Инновационность архитектурных сооружений является основным принципом. Планируемые проекты должны содержать инновационные идеи в плане внешних и внутренних форм зданий.

Основные принципы архитектурного модернизма:

  • применение современных строительных материалов;
  • функциональный подход к решению внутреннего пространства сооружений;
  • отсутствие украшений в декоре;
  • отказ от исторических реминисценций в облике конструкций;
  • «интернациональный характер» сооружений.

Архитектурный модернизм основывался на последних достижениях и открытиях научно-технического, промышленного прогресса и прогрессивных идеях своего времени. Социальные идеи архитекторов-модернистов были явно демократическими, даже «левыми» во многих прокламациях и манифестах.

Предшественниками архитектурного модернизма считаются так называемые «нео-стили»: бытовой модернизм, югендстиль в Германии, австрийский сецессион, модерн во Франции и неоклассицизм. Следующее стилевое течение — постмодернизм — призвало архитекторов вернуться к традиционным истокам и перестать фокусироваться на функциональности зданий.

Коттедж в Тбилиси - архитектура модернизма

Интерьер

Модернизм подразумевает использование более передовых идей в оформлении интерьеров зданий. Приветствуется использование стекла, пластика и металла. Главная особенность — четкая геометрия пространства.

Модернизм в интерьере

Как уже упоминалось ранее, модернистский стиль не привязан к какой-либо конкретной истории или национальности. Она максимально демократична и интернациональна. Стремление к функциональности и минимализму является основополагающим в дизайне интерьера. Но различные эксперименты с цветами и формами также приветствуются, как и игры с пространством. Тем не менее, на первый план выдвигается практичность, комфорт пространства.

Стены в стиле модерн характеризуются разнообразием конструктивных элементов: сборные и складные, из алюминия или железобетона, изогнутые, с балками или спиралью. Важно, что их использование основано на логике и практичности.

Потолок

Обычно белого цвета или светлых оттенков, часто с глянцевым эффектом. В большинстве случаев создаются многоуровневые, асимметричные потолки для придания игривого пространственного эффекта.

Интересные идеи модернистского итерьера

Напольное покрытие

Выбор зависит от назначения помещения. В остальном ограничений нет. Декор, фактура — строгие и четкие. Если вы выбираете ковер, он должен быть светлым, однотонным и геометрическим. Ковровое покрытие нейтрального цвета.

Мебель

В интерьере, предложенном модернистами, должна присутствовать мебель массового производства. Также возможны оригинальные дизайны с сочетанием контрастных цветов и текстур. Мебель изготовлена из пластика, стекла, хромированного и никелированного материала. Одна из самых ярких особенностей этого стиля — использование искусственной кожи.

Мебель в интерьере

Декор

Когда дело доходит до декоративных элементов, происходит постоянная борьба со старыми стилями. Если на окнах используются шторы, они должны быть из необычных тканей. Или полностью нейтральные, почти незаметные, чтобы подчеркнуть интерьер в целом.

Цветовая гамма

Предпочтительны нейтральные тона, часто в сочетании с перламутром, серебром или металлическими цветами. Приближаясь к постмодернизму, добавляются смелые, насыщенные цвета.

Важной деталью модернистских интерьеров являются изысканные картины и фотографии на стенах. Этот интерьер естественно подчеркивают картины художников-модернистов.

Игра с пространством создается за счет использования строительных трансформаторов: многослойного пола, свободной формы, акцентированных оконных и стенных ниш. Раздвижные или складные двери и многофункциональная мебель предлагают быстрый способ изменить пространство. Окна — важная часть интерьера: они должны быть большими, иногда занимать всю стену.

Цветовая гамма модернизма

В современном стиле основное внимание уделяется конструкциям, которые в обычных интерьерах оставались бы скрытыми. Здесь есть лестницы, трубы отопления и различные балки. Когда эти элементы декорируются, это должно быть сделано таким образом, чтобы сохранить их естественность.

Направления архитектурного Модернизма: яркие примеры

Доктрина модернизма содержится уже в его названии — это создание нового. Архитекторы-модернисты использовали достижения современных строительных технологий и создали принципиально новые идеи строительства и дизайна. Метафорическое выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо иллюстрирует общий характер модернистских зданий. Что касается социальной позиции архитекторов-модернистов, то она в целом характеризовалась явной демократизацией.

Авангард в архитектуре: что это и как относится к модернизму?

Среди искусствоведов существует тенденция отождествлять «Современное движение» с авангардом в архитектуре. Однако в последние десятилетия термин «авангард» приобрел более точное теоретическое значение благодаря работе Петера Бюргера («Теория авангарда», 1974). Теоретическая база привела к растущему консенсусу относительно различия между историческим авангардом, который существовал до Второй мировой войны, и неоавангардом, который является более поздним явлением.

Вопросы и темы, вокруг которых выкристаллизовалось «Современное движение» в архитектуре, были четко связаны с авангардной логикой разрушения старого и строительства нового. Такой подход сделал модернистские движения (De Stijl в Нидерландах, конструктивизм в России, Баухаус в Германии и другие) пионерами в меняющейся социальной реальности, которые отвергали буржуазную культуру и провозглашали новые идеи.

В 1920-х и начале 1930-х годов отождествление между политически прогрессивными тенденциями и архитектурой было кратковременным. Вместо этого появилась новая формулировка, которая объединила совершенно разные течения под термином «международный стиль». Это создавало определенную ортодоксальность (приверженность научной теории), которая контрастировала с постоянным стремлением к изменениям, характерным для авангарда.

Вывод: продуктивнее выделять определенные авангардные моменты в архитектуре, но не говорить о модернизме как об авангарде.

Конструктивизм в архитектуре

Он был признан в Советском Союзе в прошлом веке, в 1920-х и начале 1930-х годов. В нем передовые технологии и инженерное дело сочетались с признанной целью государства — построением коммунизма. Она была наделена механистическими и динамическими формами. Об особенностях, генезисе и развитии направления с примерами читайте в статье «Советский конструктивизм в архитектуре».

Модернизм в архитектуре. Конструктивизм

Де Стейл (De Stijl)

Этот стиль возник как художественное направление в 1917 году сообществом художников в голландском городе Лейден. На движение De Stijl повлияла кубистическая живопись и движение DaDa с его идеями совершенных геометрических форм. А творчество De Stijl, в свою очередь, повлияло на стиль Баухаус и международный стиль в целом.

Влияние этого движения на архитектуру наиболее четко прослеживается в доме Ритвельда-Шрёдера, единственном здании, спроектированном исключительно в соответствии с принципами De Stijl. Дом был построен в Утрехте (Prins Hendriklaan 50) в 1924 году голландским архитектором Герритом Ритвельдом для госпожи Труус Шрёдер-Шрёдер и ее детей.

Модернизм и постмодернизм в живописи

Эти два художественных направления, модернизм и постмодернизм, тесно связаны и в то же время очень различны. Сами обозначения служат для сравнения двух концепций. Модернизм означает нечто совершенно новое; это попытка перенести форму искусства, которая использовалась на протяжении веков, в новые области.

Постмодернизм идет еще дальше: он отказывается от всех догм, отвергает единообразие форм и художественных приемов, смешивает стили, культуры и направления, как краски на палитре. Давайте попробуем понять разницу между модернизмом и постмодернизмом и узнаем имена самых важных представителей этих движений.

Модернизм – новое прочтение реальности

Модернизм возник во Франции в конце XIX и начале XX века. Век. Это было совершенно новое искусство, которое, по мнению теоретиков модернизма, состояло исключительно из отрицания старого. Два французских художника, Эдуард Мане и Гюстав Курбе, боролись за пальму первенства в модернизме.

Тематика работ этих двух художников в целом схожа: напряженный реализм, изображение повседневной жизни и иногда обнаженной натуры. В отличие от привычных до того времени мифологических и религиозных сюжетов, модернизм в живописи и искусстве выдвинул на первый план обычного человека — с обычной внешностью, без украшений и декораций.

Фигуры на картинах Гюстава Курбе «Мастерская художника» и «Погребение Орнана» были реальными людьми из окружения мастера. Именно реалистичность картин беспокоила критиков. Они не могли принять изображение провинциалов или богемы в качестве субъектов в произведениях искусства.

Работы Курбе и других альтернативных художников не были включены в ежегодную выставку Парижского салона. Это привело к созданию параллельной выставки под названием Salon des Miserables, которая открылась одновременно с официальной выставкой в другой части парижского Дворца промышленности и имела большой успех.

Русский модернизм был ярко представлен и в живописи — Бенуа, Бакст, Врубель, Лансере, Сомов, Анна Остроумова-Лебедева.

Модернизм в живописи не был однородным искусством. В нем возникли многочисленные течения, различающиеся по стилю и виду — импрессионизм, символизм, сюрреализм, абстракция и некоторые другие.

Художественные направления модернизма

Модернизм провозгласил абсолютную творческую свободу. Реализм уступил место чувственному представлению о творце. Лучшие представители модернизма в живописи изображали мир таким, каким они его видели, и нарушали общепринятые правила. Философия модернизма заключалась в самовыражении. Художники начали представлять знакомые образы по-новому, основываясь на собственном мировоззрении.

Импрессионизм и постимпрессионизм

С французского языка термин «impression» переводится как «впечатление». Картины импрессионистов были моментальным снимком, мгновенным впечатлением от увиденного. Портреты и пейзажи полны движения, игры света и тени. Здесь нет четких контуров, все немного размыто и приглушено.

Картины Клода Моне и Пьера Ренуара создают впечатление, что их фигуры застыли на мгновение. Еще секунда, и зонтик выскользнет из рук девушки под действием порыва ветра, или джентльмен случайно наступит на туфельку своей спутницы.

Для постимпрессионизма характерна стилизация изображений. Таким образом, они показывали сложное через простое, таинственное через обычное и привычное. Сложный внутренний мир творца был интерпретирован с помощью понятных образов. Ван Гог и Поль Гоген — самые важные представители постимпрессионизма в живописи.

Символизм

Методы символизма — это тайна и недосказанность, взгляд на предмет изнутри, а не снаружи. Использование символов и аллегорий в значительной степени характерно для литературных произведений. Поэты и писатели использовали их, чтобы выразить то, что невозможно сказать обычными словами.

Картины Гюстава Моро и Джорджа Фредерика Уоттса наполнены глубоким символизмом, богатством чувств и мыслей. Михаил Врубель был важным представителем символизма и русского модернизма в живописи.

Кубизм

Пабло Пикассо и Жорж Брак были основателями кубизма. Суть кубизма заключается в переносе обычного трехмерного пространства в двухмерную плоскость. Последователи кубизма подтвердили и развили аксиому Сезанна о том, что в основе всех предметов лежат четкие геометрические формы. Глядя на портрет, сразу же поражаешься если не геометрическому совершенству, то, несомненно, оригинальному видению художника.

Абстракционизм

Абстракция как поиск идеального образа органично вписалась в творческий подход гениальных модернистов Василия Кандинского и Казимира Малевича. Их хорошо известные «круги» и «квадраты» соответствуют главному принципу абстракционизма — примату внутреннего предмета над внешним.

Замысел художника часто ускользает от понимания зрителя, что повышает ценность картины. Знаменитый «Черный квадрат» Малевича вызвал много критики, но он остается одной из самых дорогих картин в мире.

Другие разновидности модернизма — сюрреализм, экспрессионизм, футуризм и другие менее отчетливые течения — следовали друг за другом в попытке утвердить свою значимость. Основанный на отрицании прошлого, модернизм постепенно пародировался и терял свой потенциал роста. На смену модернизму пришел постмодернизм, который установил смешение стилей, сочетание различных культур и движений.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий