Традиция и современность в музыке. Традиция в музыке это.

Давайте посмотрим, что народы различных континентов и стран оставили современной музыкальной культуре, начиная, пожалуй, с Британии и всей так называемой «кельтской зоны».

Мир духовной музыки

Мир духовной музыки

Среди вечных тем музыкального искусства есть одна, которую вряд ли можно назвать «темой», настолько велико и всеобъемлюще ее значение в музыке разных эпох. Оно относится к той части человеческого существования, которая во все века стремится к свету и истине, к высшему, нетленному, которая одухотворяет все лучшее в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела.

Комплекты уроков музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Диалог времён в музыке Альфреда Шнитке

Диалог времён в музыке Альфреда Шнитке

Искусство наших дней иногда называют «светской религией», имея в виду полноту и масштаб проблем, которые оно ставит перед обществом, утратившим благотворное отношение к религиозной мудрости. Возможно, именно поэтому музыка так близко подошла к реализации идей, которые в прежние времена были уделом исключительно философии и литературы. Конечно, музыка не иллюстрирует напрямую эти идеи или литературный текст. Воспринимая их, он «переводит» более глубокие и скрытые вещи, которые они содержат, на язык своих звуков и иногда достигает другого уровня понимания — понимания без слов. Происходит то, о чем сказал Альфред Шнитке, один из самых оригинальных отечественных композиторов ХХ века: «Все развитие музыки — это постоянное расширение музыкального пространства — возникают новые уровни мышления.

Комплекты уроков музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Живая сила традиции. Опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов»

Живая сила традиции. Опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов»

В трагедии Пушкина отражены далекие исторические события времен Смуты. В опере Мусоргского они приобретают новый, современный оттенок. Идея непримиримости между народом и царским режимом была особенно подчеркнута композитором. Ибо монарх, даже наделенный умом и душой, каким его изображает Борис — поэт и композитор, не может и не будет даровать свободу народу. Эта идея звучала остро и современно и занимала ведущие умы России во второй половине XIX века.

Комплекты уроков музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 8 класс.

Европейская музыка

Первые музыкальные традиции в европейских странах возникли под влиянием Древнего Рима. Большинство древнегреческих мелодий были танцевальными, а песни исполнялись одним голосом. Были известны следующие струнные инструменты: Лира, чифара, самбука, гусли, форманга, треуголка (разновидность угловатой арфы); из духовых инструментов — флейта, сиринга, аблута.

Испанские музыканты

Позже мусульманская Испания стала источником арабской музыки, а Италия — светской. Некоторые новые направления были привнесены из стран Северной Европы. Так, из Дании, Норвегии и Швеции пришли традиционные жанры этих народов, такие как гаммалдан (разновидность танцевальной песни) и баллады. Современные европейские музыкальные традиции характеризуются необычайным разнообразием стилей и влияний.

Особенности восточной музыки

Восточная музыка отражает идеи двух мировых религий: буддизма, зародившегося в древней Индии, и синтоизма, основанного на анимистических верованиях и являющегося политеистической религией Японии. Их общая ориентация — поклонение природе и посредничество человеческому душевному состоянию.

Музыкальная культура Китая

Например, музыкальные традиции существуют в Китае уже тысячи лет: Игра на инструментах, пение и танцы всегда имели большое значение для народа. Даже слова «музыка» и «красота» имеют одно и то же иероглифическое значение.

Музыка в Китае

Традиционные китайские музыкальные инструменты делятся на следующие категории в зависимости от материала, из которого они изготовлены:

  • деревянные,
  • бамбуковые,
  • металлические,
  • кожаные,
  • тыквенные,
  • глиняные,
  • каменные,
  • шелковые (из шелка у них сделаны струны).

Традиционная китайская музыка имеет характерные особенности, отличающие ее от народной музыки других стран: преимущественно монофоническое исполнение, преобладание созерцательного настроения над действием, необычная организация гармонии: диатоническая (семинотная) шкала и хроматическая 12-нотная шкала.

Японская национальная музыка

Из-за удаленности этого островного государства японская традиционная музыка представляет собой совершенно особое явление. Его характеристики включают следующее:

  • Преобладание вокала, который составляет 90% всех произведений.
  • Умеренную силу звука. Эффект достигается за счет тонкого регулирования одного звукового оттенка, а не за счет чередования forte и piano.
  • Приближение к звукам природы – шуму дождя, ветра, течению воды.
  • Часто изменяющийся ритм и темп.
  • Необычные для европейского слуха интервалы.

Флейта фуэ

Рассматриваются японские национальные музыкальные инструменты:

  • Фуэ ― семейство бамбуковых флейт;
  • Сямисен ― небольшой трехструнный щипковый инструмент;
  • Тайко ― большой «пузатый» барабан.
  • Суйкинкуцу ― кувшин с отверстиями, над которым течет вода. Попадая внутрь кувшина, вода заставляет его звучать, как колокольчик.

Суйкинкуцу

Особенности индийской музыки

Музыка Индии — один из важнейших элементов мировой культуры. Традиции народной музыки Индии разнообразны и включают в себя народную, эстрадную и классическую музыку. В основе каждой из этих разновидностей, будь то религиозная музыка Средневековья или современная песня, лежит воздействие на внутреннего человека.

Индийские музыкальные композиции мелодичны и прекрасно ритмичны, завораживают и вводят в состояние транса.

Музыкальные традиции Индии

Этот эффект достигается за счет использования определенных национальных музыкальных инструментов, например, американских:

  • Думбек (дарбука) ― небольшой барабан с неопределенной высотой звучания;
  • Зурна ― деревянный духовой инструмент, который представляет собой трубку с несколькими отверстиями и раструбом;
  • Бансури ― бамбуковая флейта;
  • Ситар и сарод ― струнно-щипковые инструменты из семейства лютневых;
  • Cаранги ― струнный смычковый инструмент;
  • Табла ― небольшой парный барабан;
  • Поющие чаши ― древний музыкальный инструмент из группы колоколов, изготовленный из сплава нескольких металлов.

Музыкальные традиции США

Соединенные Штаты — одна из самых многонациональных стран мира, в которой смешались коренные американские, мексиканские, африканские и европейские музыкальные традиции (последние были привнесены английскими, французскими и немецкими колонизаторами).

Музыкальные жанры, популярные сегодня во всем мире — кантри, блюз, сальса, соул, джаз, регтайм — все они зародились в Америке. Американские национальные музыкальные инструменты обычно включают следующие:

  • струнные щипковые инструменты автоарфу, банджо, гитару, дульцимер;
  • пинкольо ― маленькую флейту с 5—6 боковыми отверстиями,
  • трутруку — духовой инструмент, по форме похожий на альпийский рог.

Музыка в Америке

Эквивалент в Америке старого русского национального инструмента — расчески, зубья которой покрыты туалетной бумагой, — представляет собой деревянный или металлический цилиндр с отверстием, закрытым бумажной мембраной.

Искусство без автора

В отличие от мелодий прошлого, в современной музыке полностью утрачены имена композиторов. Музыка настолько слилась с ритмом современной жизни, что имя ее создателя растворилось в окружающем беспорядке.

Но даже несмотря на этот, казалось бы, негативный факт, традиции замерзают! В конце концов, так или иначе, все люди будут отличать настоящее искусство от вещей менее ценных. И это происходит благодаря двум основным правилам классической музыки:

  1. Музыкальная образованность исполнителя. Процесс получения знаний в сфере предполагаемой работы – это неотъемлемая часть жизни, присущая каждому хорошему композитору!
  2. Критическая оценка музыкального произведения.

К сожалению, современный мир постепенно утрачивает второе правило, поскольку критики не в состоянии прислушаться к миллионам произведений, которые ежедневно попадают в мир! Однако пока эти музыкальные традиции продолжают жить, хотя и со слабым пульсом!

Музыка – война!

Приобретенной характеристикой современного выступления является стратегия одержания верх. К сожалению, на сегодняшней сцене многие артисты борются за право говорить, за право брать микрофон. На первый взгляд, эта борьба совершенно необоснованна. Но уже много лет никто не может повторить успех великих музыкантов прошлого — вот почему существует эта борьба!

Это качество современной музыки нельзя отнести к традициям прошлого, а только к инновациям!

Почему меняется музыка?

В прошлом говорили, что музыка меняется вместе со всеми предметами искусства. Однако не было сказано, что меняется сам человек: Он взрослеет, меняет свои интересы и ищет ответы на новые вопросы.

ИНТЕРЕСНО: Одной из центральных тем современной музыки является именно уход прошлого, изменения, которые претерпевает человек. Музыка сегодняшнего дня не теряет память о прошлом, а старается идти в ногу со стремительным развитием человека!

Развитие музыкального вкуса зависит от развития личности и человеческого восприятия мира. Ученые выделяют пять фаз в жизни человека, в которых развиваются определенные музыкальные потребности. Музыкальный вкус может казаться очень агрессивным в определенное время, но он будет меняться по мере того, как будет меняться жизнь.

ВАЖНО: Любители рэпа и поп-музыки, как правило, живут с такой музыкой много лет. Их музыкальный вкус может не меняться до среднего возраста!

Изменения не могут избежать человеческих потребностей. И как мы знаем, одна из потребностей — духовная (потребность в искусстве) — потребность в музыке. А вот сможет ли такая потребность перерасти в нечто качественное, что запомнится надолго, как произведения Баха, Бетховена, Моцарта или Мусоргского — совсем другой вопрос!

Немецкая музыка

Германия издавна славится своими великими хоровыми коллективами. Да, безусловно, там тоже есть танцевальная традиция. Но прекрасно организованные мужские хоры уже давно поют не только в церкви, но и на улице, на общественных праздниках при большом скоплении народа. Репертуар хоров необычайно богат: традиционные народные песни, танцевальная музыка и романсы. Хотя число таких хоров сокращается, традиция совместного пения в пабах, ресторанах и церквях сохраняется и сегодня.

Страница немецкого песенника XVI века

Из южной Германии пришла традиция короткой песни Schnaderhupferl. Это простое произведение, состоящее всего из четырех строф, представляет собой провокационную и зачастую остро сатирическую импровизацию на актуальные темы — от любви до политики. Часто песни исполнялись на местных диалектах. Затем, конечно же, был ландлер — медленный и величественный танец на три четверти, который танцевали не только крестьяне, но и буржуа и аристократы в своих салонах. Ляндлер был предшественником вальса и был основан на равномерном чередовании пар.

Вальс (фр. valse) — общее название социальных и народных танцев в музыкальном формате 3/4. Впервые вальс стал популярен в 80-х годах XVIII века в Вене. В последующие годы она распространилась во многих странах. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для многих других танцев.

Музыка Европы

Юго-восточная Европа подарила английскому языку забавное слово balkanize, которое означает «разделить на множество маленьких и часто враждебных мест». И с этим трудно спорить. Регион богат всевозможными традициями, в том числе и музыкальными. Невероятное разнообразие национальностей, языков и религий отражается и в музыке. Но, несмотря на различия, музыкальные культуры разных стран испытали сильное влияние друг друга и имеют много общего.

Народная музыка этого региона характеризуется не только богатством местных инструментов. Кавал (разновидность флейты) характерен для региона Македонии, Болгарии, северной Греции, южной Сербии и Албании; гусли (не путать с русской гуслью), струнный инструмент со смычком, часто используется для сопровождения рассказчиков) — Динарские горы, Босния и Герцеговина, понтийская лира — Греция, волынки — Македония и Болгария, цимбалы — Румыния, и многие другие.

Еще одним важным отличием от музыки остальной Европы является обилие сложных ритмов, которые в целом не характерны для других европейцев. Балканские мелодии трудно «слить воедино», потому что песни имеют повторяющийся метр, но отличный от привычных 2/4, 3/4 или 12/8. Подобно составному или сложному метру, можно сказать, что бар 7/8 содержит бар 3/8 и бар 4/8. Планка 9/8 состоит из планки 6/8 и планки 3/8, и так далее.

Ритм мелодии меняется, но нет повторяющейся структуры; за 4/4 может следовать 5/4, а затем 7/4. Эта мера называется переменной мерой. Если в мелодии полностью или частично отсутствуют метр и мера, музыка называется попурри. Таким образом, народная музыка этого региона сочетает в себе все три особенности. Македония и Болгария особенно известны своими «ломаными» ритмами.

В музыке метр — это мера, определяющая размер ритмических построений вплоть до малых композиционных форм, равномерное чередование сильных и слабых импульсов. Метр — это абстрактное понятие. Она не может быть выражена в тонах и существует только в воображении музыканта и слушателя.

Наконец, не стоит забывать, что страны Балканского полуострова и Средиземноморья уже давно находятся под влиянием культурных традиций соседних регионов: Юг — Османская империя, под игом или протекторатом которой более четырех веков находились Босния, Герцеговина, Черногория, Албания, Македония и Греция; севернее хорватской границы — Австрийская монархия; южнее Греции и в части Адриатики — Венецианская республика. И это влияние можно легко проследить в традиции народной музыки.

Следует также упомянуть испанскую народную музыку с макаронами добле, хота, болеро и фламенко. Фламенко — это общее название южной испанской музыки провинции Андалусия, представляющей собой сочетание песни (cante) и танца (baiLe). Сегодня этот жанр, сочетающий индийско-пакистанские, мусульманские, еврейские, романские и греческие музыкальные традиции, строгий и очень красивый танец, сопровождаемый горловым пением и гитарным ритмом, переживает новое рождение. Он становится все более популярным, особенно в испаноязычной среде Северной Америки.

Русский фольклор

В России фольклорная традиция культивируется уже давно, уходя корнями в глубокую древность. Для этого были объективные причины: принятие православия, то есть христианства восточного обряда, монголо-татарское нашествие, крепостное право и сильное расслоение общества на так называемые образованные классы дворянства и разночинцев, которые все больше европеизировались, и крестьянство и низшие городские слои, сохранявшие славянские традиции.

Жанровая система русской народной музыки поражает своим разнообразием: обрядовые календарные песни, свадебные песенные циклы, эпосы, пляски, куплеты и частушки. И, конечно, вокальная музыка преобладает над инструментальной: возможно, что запрет на использование музыкальных инструментов в церкви повлиял и на светскую музыку. В фольклоре используется не так много инструментов: Гудок (трехструнная скрипка, примеры были найдены при раскопках в древнем Новгороде в XII веке), гусли, дудка (удлиненная флейта), жалейка (рог), кувикла (флейта), охотничьи рожки, бубны и военные флейты — все эти инструменты являются либо домашними, либо военными, либо были разработаны для сопровождения танцев и песен.

Циклы календарных песнопений строго выстроены по кратности и ритмическому рисунку и представляют собой наиболее устойчивую форму более древнего песнопения. К древним жанрам также относятся византийский, скомороший и религиозный стих. Оригинальная эпическая традиция сохранялась в некоторых регионах (Север, Дон) вплоть до 20 века.

Одной из самых сложных форм русского фольклора является лирическая песня, которая сложилась как жанр, вероятно, в XVI-XVII веках в Московской Руси. Это прекрасный пример полифонической народной музыки. Самые последние жанры — городская частушка и городская лирическая песня (романтизм).

Развитие народных тем в русской композиторской школе стало, пожалуй, одним из самых ярких примеров взаимодействия народной и классической музыки во всей истории музыки. Имена Балакирева, Римского-Корсакова, Чайковского и многих других композиторов неразрывно связаны с народной музыкальной традицией.

Основные жанры русского песенного фольклора

  • песни, связанные с календарем и календарными праздниками и обрядами (закликание и встреча весны, троицкие хороводы, песни жатвенной страды и сенокоса, колядки, гадания);
  • песни, связанные с личной жизнью людей (рождение ребенка, крестильные, колыбельные, детские игровые хороводы, величальные, свадебные, похоронные плачи);
  • эпические (былина, сказ, скоморошины, духовные стихи, баллады);
  • лирические (о любви, протяжные песни, «страдания», городские песни)
Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий