Василий Василий Кандинский — французский и русский художник, один из основателей абстрактного искусства и теоретик изобразительного искусства. В зрелом возрасте он решил сделать карьеру художника после того, как на него произвела впечатление выставка импрессионистов. Он изучал живопись в частной студии в Мюнхене, а затем поступил в Академию изящных искусств.
Супрематизм
Супрематизм (от лат. supremus — высший, превосходный) — художественное направление, способ выражения структуры мироздания в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника. Комбинируя геометрические формы разных цветов и размеров, создаются сбалансированные асимметричные, негабаритные композиции, пронизанные внутренним движением. Стиль, который К. Малевич сделал основой своих художественных экспериментов в 1910 году.
Диалектический материализм, определение принципов революционного развития массового сознания должны… Супрематист будет рисовать квадратами и карандашами на бумаге klax. Затем он защищает чистоту абстрактного пятна, говорит о самодостаточном значении цвета, о его организующем принципе, об учении оптических законов, о лабораторных экспериментах с цветными стеклами, о влиянии спектра на психику масс — говорит с холодной уверенностью педагога, не признающего двух мнений. Вот уже три года Совет Бутирама ведет программные дебаты. 1
- ↑ Анненков Ю. П. «Повесть о пустяках». — М: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001 г.
Философия супрематизма
Супрематизм понимался Малевичем как высшая форма искусства, суть которого заключается в отсутствии объекта, постигаемого органами чувств. Суть этого новаторского направления заключалась в отказе художников от рационального, логического восприятия мира, что позволило им войти в «четвертое измерение» и постичь образы, которые открывались перед ними через супраматериалистические знаки.
Идея о том, что материальные образы не имеют ничего общего с сущностью Вселенной, отнюдь не нова. Во многом идеи Малевича о параллельном пространстве напоминали индийскую веру в Абсолют, безличное проявление, создающее иллюзорный мир, с которым брамины стремились объединиться в своей духовной практике. Последователи восточной религии искали путь туда через медитацию, супрамахи — через искусство.
Идея заключалась в том, что внешняя оболочка объекта — это покров, скрывающий его суть, а цель художника — увидеть эту суть и донести ее до зрителя. Прежняя концепция живописи была объявлена устаревшей, а живопись с материальными образами — недостаточной для требований современности. Материальное искусство вторично и содержит лишь образы чувств, тогда как супрематизм передает сами чувства в их чистом виде.
«Черный квадрат» как вершина абстрактной живописи
Казимир Малевич считал квадрат своим первым и самым важным открытием. Изображая геометрическую фигуру, художник мог выразить чувства, которые он испытывал, находясь в различных эмоциональных состояниях — неподвижность, движение, мистические переживания. Черный супрематический квадрат» как никакая другая картина передает ощущение метафизической бездны, этой «пустыни небытия», где нет ни предметов, ни границ.
Картина «Черный квадрат», которая была показана на выставке футуристов «0.10» в 1915 году, на протяжении всей своей истории неоднократно подвергалась критике скептиков и вызывала непонимание у необразованной публики. В основном потому, что ни одна репродукция не способна полностью передать те эмоции, которые художник вложил в свою работу. Никто из посетителей выставки не сомневался в важности этой работы для изобразительного искусства, а реакция на «Черный квадрат» варьировалась от искренней радости до откровенного неприятия.
Супрематизм Малевича: художники и картины
После выставки Казимир Малевич собрал вокруг себя сообщество художников-авангардистов, которые поддерживали его идеи. Ассоциация, названная «Супремус», включала в себя:
- Иван Клюн (1873 — 1943);
- Михаил Меньков (1885 — 1926);
- Иван Пуни (1892 — 1956);
- Ксения Богуславская (1892 — 1956).
Группа просуществовала недолго. Основатель требовал от своих последователей строго придерживаться принципов супремизма, изложенных в его теоретических работах. Его принципы «Супремуса» были основаны на его теоретических принципах, но ни один из художников не обладал такой же способностью чувствовать энергию окружающей среды, не говоря уже о том, чтобы передать свои чувства на визуальном языке с такой же внутренней силой. Они рассматривали супрематизм как направление, в котором каждый может идти своим путем. Через два года объединение распалось, и Казимир Малевич сосредоточился на теоретической работе и преподавании.
В своей теоретической работе он выделил три фазы в развитии супрематизма:
- черный (круг, крест, квадрат) — переход от базисного элемента к рождению новой формы, а затем к движению;
- цветной — движение с ускорением;
- белый (завершающая стадия) — формы растворяются и теряются на белом фоне, результат — пустой холст как символ чистоты творчества.
Идеи Казимира Малевича нашли применение в интерьерах, экстерьерах зданий и даже в дизайне моделей одежды. Трехмерные символы супрематизма легли в основу «архитектур» художника, которые он разрабатывал вместе с членами объединения «Уновис» (Новое художественное учреждение), работая в Витебском училище. Он представлял себе бетон, стекло, сталь и железо как материалы для зданий будущего. Влияние супрематизма можно увидеть в архетипе трехмерных объектов 1920-х годов, которые были выполнены в стиле «современного движения».
Черты
Картины супрематистов характеризуются собственным стилем, который нельзя спутать ни с каким другим течением в изобразительном искусстве. Их суть:
- геометризм;
- четкое изображение фигур или объектов;
- яркие оттенки;
- многоступенчатые композиции;
- исключение натуральных форм;
- отсутствие художественной идеи.
По мнению Малевича, руководящей идеей супрематизма должны быть легкие геометрические фигуры на открытом фоне.
История развития
В 1915 году Малевич вместе с другими прогрессивными художниками (Ольга Розанова, Ксения Богуславская, Иван Клюн, Иван Пуни, Михаил Меньков, Николай Суетин и Владимир Татлин) организовал группу супрематистов. Супрематисты представили свои работы в этом новом стиле публике на одной из выставок футуристов.
На полотнах изображены различные геометрические фигуры, которые словно парят на белом фоне. Ощущение глубины этих композиций создавалось благодаря разнообразию форм и цветов, которые подбирались особым образом. Всего было представлено около 35 картин Малевича.
Термин супрематизм был впервые использован в Манифесте Футуристической выставки. Более подробное описание Манифеста было опубликовано годом позже. Это новое направление стало первым и самым смелым изменением в абстрактной живописи. Название стиля произошло от убеждения Малевича, что этот вид изобразительного искусства должен превосходить все предыдущие опыты художников (Supremus — от латинского primacy).
Кубизм и супрематизм
Границы между этими двумя направлениями очень подвижны, так как границы определяются философией этих стилей. И супрематизм, и кубизм используют различные геометрические формы для полного выражения смысла произведения. Мастера используют эти фигуры, чтобы передать свое внутреннее понимание изменений в обществе.
Считается, что супрематизм в живописи — это всегда превосходство и доминирование. В супрематизме нет реалистичных предметов или вещей, их полностью заменяют геометрические формы. Их цвет, размер и форма передают знакомые представления и чувства.
Кубисты используют геометрические формы по-другому. Они используются как инструмент для передачи реалистичных образов. Кубизм подразумевает определенное разделение на формы существующих вещей. Кубизм характеризуется пространством реальности, в то время как супрематизм представляет собой независимый мир без земных образов и явлений.
Супрематизм получает «свидетельство о рождении»: выставка «0,10»
17 декабря 1915 года в художественном бюро Надежды Добычиной в Петербурге (Марсово поле, 7) состоялась выставка под названием «0.10 (ноль, десять)». Первый российский профессиональный галерист, Добычина приветствовала многих. В ее кабинете размещалась студия Мейрхольда, проводились литературные вечера, выставлялись «мирискусники». Надежда Евсеевна также выставляла «левых» художников. Выставка «Ноль, десять» должна была стать последней выставкой футуристов, но благодаря энергии, изобретательности и амбициям Малевича она стала первой выставкой супрематизма.
Портрет — это реалистический жанр, изображающий реального человека или группу людей. Портрет — это французское «portrait», от старофранцузского portraire, означающего «изображать что-то по линии». Другой аспект названия портрет происходит от устаревшего слова parsun — от латинского persona «лицо, личина». Читать далее
Десять в названии выставки, очевидно, означает количество участников (хотя на момент открытия их было четырнадцать). Ноль, с другой стороны, является священным числом для супрематизма. Малевич часто повторял: «Я вышел в нулевых формах». Он подразумевал, что нашел первоначальную форму — квадрат — и что он начал с чистого принципа в искусстве.
Казимир Малевич не спал в ночь перед открытием выставки. Он лично был занят развешиванием своих 39 супрематических картин. Он не хотел, чтобы кто-то увидел их до запланированного события. Он хотел, чтобы эффект был разрушительным, и ему это удалось. Супрематические холсты были размещены не только таким образом, что их прямоугольники и квадраты разного размера образовывали супрематические метаморфозы на фоне более темной стены. В углу, на потолке, где картины обычно не вешают, но в загородных домах картину обычно вешают.
С древних времен иконопись была «языком для неграмотных» — особым языком со своими правилами и символикой. На протяжении веков иконописцы совершенствовали этот метод, пытаясь передать духовную инаковость материальными средствами. По этой причине агиография до сих пор считается самым сложным и редким искусством, в котором сочетаются человеческий потенциал и божественный принцип. Читать далее
Малевич разместил «Черный квадрат».
Разорванный занавес в «Победе над солнцем» отсылал к евангельскому занавесу в Храме, который был разорван надвое в момент смерти Христа. И теперь иконы и священные изображения заменены черным эллипсом предметов.
Художник в представлении Малевича — это уже не просто живописец, а активист.
Выставка картин Казимира Малевича в экспозиции «0.10». На фотографии изображена 21 из 39 работ, включая знаменитый «Черный квадрат».
В целом, ультраматизм мог бы и не появиться, если бы не «устойчивость к окружающей среде» Малевича и его врожденная способность реагировать на вызовы, а не избегать их, а также высокая скорость реакции.
В атмосфере секретности Малевич готовит работы для футуристической выставки «0.10». Неожиданный визит художника Ивана Пуни в дом Малевича накануне выставки едва не сорвал планы основателя супрематизма, ведь для него было важно стать первопроходцем в новой области живописи. Подражание стилю супрематистов путем размещения геометрических форм локального цвета на белой поверхности, очевидно, не было бы слишком сложным для других художников-футуристов, а для Малевича было важно утвердить свое лидерство в изобретении нового метода.
Супрематизм: откуда взялось название? И как менялся смысл?
Термин «супремизм», придуманный Казимиром Малевичем, происходит от латинского supremus, означающего высшую степень вещи. Этот корень сохранился во многих языках: В родном языке Малевича, польском, например, есть слово «suprematia», что означает господство, верховенство.
На его начальном этапе термин «супрематизм» означал преобладание цвета над всеми остальными элементами живописи.
Идея Малевича была совершенно революционной: до «Черного квадрата» цвет в искусстве всегда был привязан к шаблону и зависел от формы. А в супрематизме цвет становится доминирующим: он теряет связь с физическими формами и начинает играть самостоятельную роль, выступая, так сказать, соло. В супрематизме цвет больше не ассоциируется с объектами. «Когда исчезнет привычка ума видеть в картинах образ природы, Девы Марии и бесстыдной Венеры, тогда мы увидим только чисто живописное произведение. Малевич писал.
«Это было начало нового художественного алфавита», — объясняет искусствовед Паола Волкова: «Предыдущий художественный алфавит был создан Джотто: Искусство как театр, искусство как действие, искусство как некое описание художественного мира. Но здесь никто ничего не описывает. Это энергия цветовых форм, это другой художественный язык!».
Но со временем смысл изменился: супрематизм трактовался его создателем и художниками-единомышленниками как превосходный стиль, суперстиль, стиль, превосходящий все остальные.
Три стадии супрематизма
Чистый супрематизм был довольно коротким этапом в живописи Малевича: в 1915 году он был провозглашен на выставке «0.10», а в 1918 году Малевич объявил, что покончил с живописью в стиле супрематизма (на самом деле это не так) и теперь перейдет к теоретическому осмыслению своего творчества. Но даже за эти несколько напряженных лет супрематизм претерпел развитие и прошел через три периода. «В своем историческом развитии, — писал Малевич, — супрематизм прошел три стадии: черную, цветную и белую».
Первая ступень — это первоначально «черный квадрат» (первичная форма, «ноль форм», основной элемент существования), а также другие элементарные формы: Круг, линия, крест.
На втором этапе многослойные композиции Малевича становятся более сложными и запутанными, с тонким балансом геометрических форм.
Третью фазу — картины 1918 года — автор определяет как «белое на белом». «Малевич был мужественным художником, который до конца следовал выбранному пути: В третьей фазе супрематизма он также отказался от цвета», — пишет Александра Саткич. Черный квадрат» начал свое триумфальное шествие к беспредметности, а растворение светящихся фигур в «белой бездне» фона завершило это движение к беспредметности.
Критика и популярность
Супрематизм часто критиковали как нигилистический и эзотерический, и даже ассоциировали с неким мистицизмом. Многие искусствоведы поднимали этот вопрос. Все движение и сам Малевич были предметом многочисленных споров (под знаменитым «Черным квадратом» была найдена расистская записка). Тем не менее, влияние и наследие супрематизма было значительным, и невозможно понять некоторые события в современном искусстве (особенно в отношении абстрактного искусства) без базовых знаний о супрематизме. Несмотря на жесткую критику, супрематизм также приобрел большую популярность на Западе, где были организованы многочисленные выставки и где (даже сегодня) работы супрематистов пользуются большой популярностью у коллекционеров.
Супрематизм до сих пор «жив» в основном благодаря своему влиянию на другие художественные направления. Конструктивизм очень похож на супрематизм, но движение, на которое супрематизм оказал наибольшее влияние, — это, конечно, геометрический абстракционизм. Иногда очень трудно различить эти два движения. Наконец, и это самое главное, многих художников сегодня можно назвать супрематистами. Дух наследия Малевича, похоже, оказывает большое влияние на практику современного искусства.
Иван Клюн
Если вы хотите узнать больше о Казимире Малевиче и его высказываниях об искусстве, рекомендуем книгу «Манифест супрематизма», в которой собраны самые известные работы Малевича, включая картину «Черный квадрат на белом» 1913 года, которую вы могли видеть в этом посте. Поскольку супрематизм был одним из наиболее характерных заявлений эстетической теории двадцатого века, этот манифест определил радикальный стиль Малевича. Декларация цели и замысла искусства в его манифесте выразила в 65 заявлениях его взгляды на творчество, художника как личность и само искусство, и что реализм, ожидаемый любителями искусства, не имеет ценности в жанре творчества. Для Малевича искусство должно было выражать эмоции и чувства в полной мере, преобладая над ожидаемыми результатами и интимностью, которых требовали посетители галереи. По словам Малевича, супрематист не наблюдает и не осязает, супрематист чувствует.
Все изображения используются только для иллюстрации.
Супрематизм как стиль в живописи
В начале 20-го века в искусстве возникло течение под названием авангард — всеобъемлющее культурное явление, которое охватывало различные стили и тенденции. В 1910-х годах Казимир Малевич основал супрематизм в живописи, поджанр абстракции, основанный на геометрии и четкости форм и объектов. Художники передавали реальность через геометрические формы в ярких цветах. В основе картин лежат треугольники, круги, квадраты и прямые линии, собранные в различных комбинациях.
Этот стиль стал одним из первых и наиболее радикальных изменений в абстрактном искусстве. Название происходит от убеждения Казимира Малевича в том, что сюрреалистическое искусство превосходит предыдущий опыт художников и приведет к «господству чистого чувства или восприятия в визуальном искусстве». Находясь под сильным влиянием поэтов авангарда и зарождающегося движения литературной критики, Казимир Малевич считал, что в искусстве существуют очень тонкие связи между словами, знаками и предметами, которые их характеризуют. Таковы были возможности абсолютного абстрактного искусства.
История развития
В 1915 году русские художники Ксения Богуславская, Иван Клюн, Михаил Меньков, Иван Пуни и Ольга Розанова вместе с Казимиром Малевичем решили создать группу художников-ультраматистов. Вместе они представили публике свою новую работу на последней выставке живописи футуристов «0.10» (1915): множество геометрических фигур, парящих над белым или светящимся фоном. Разнообразие форм, размеров и углов придает этим композициям определенную глубину, так что квадраты, круги и прямоугольники перемещаются в пространстве. На выставке было представлено тридцать пять абстрактных картин основателя этого стиля.
Казимир Малевич впервые использовал термин супрематизм в манифесте к последней выставке футуристов «0.10». Расширенная версия манифеста была опубликована в 1916 году под названием «От кубизма и футуризма к сюрреализму: новый реализм в живописи». Казимир Малевич хотел пойти еще дальше: Он хотел создать новый вид нерепрезентативного искусства, которое позволило бы ему отказаться от всех ссылок на естественность и сосредоточиться исключительно на цвете и творчестве в их чистом виде.
Три этапа
Малевич развивал супрематизм в три этапа: сначала черный, затем цветной и, наконец, белый. Кульминацией станут белые картины на белом фоне. Супрематическая композиция Казимира Малевича «Белое на белом» была написана в 1918 году и сейчас находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Этот белый квадрат завершает серию работ художника, в которой уже есть черные и красные квадраты.
Влияние супрематизма на искусство было широко распространено в России в начале 1920-х годов и сыграло важную роль в формировании стиля конструктивизма, вдохновенного абстрактного искусства, которое было представлено во всех культурных кругах и остается востребованным и сегодня.
Характеристика того, что такое супрематизм
В 1913 году К. Малевич был близок к футуристам, которые проводили свой конгресс летом. В нем приняли участие только три человека: композитор Матюшин, поэт Крученых и Казимир Северинович. Делегаты почти сразу же составили манифест, главной целью которого было преобразование устаревшего искусства.
Наконец, пионеры среди официантов считали, что театр необходимо решительно менять. Они сразу же приступили к работе над оперой «Победа над солнцем», которая полностью выходила за рамки рационального мышления.
Супрематизм в живописи — характерные черты, представители и известные картины
Предпосылки появления супрематизма
Крученых написал футуристическое либретто, а Матюшин сочинил бифоническую музыку. Малевич взял на себя ответственность за костюмы и декорации, что дало толчок развитию супрематизма. Премьера оперы состоялась в том же году.
Только несколько зрителей досмотрели спектакль до конца, большинство ушли во время представления. Хотя эта опера не исполнялась никем в течение 70 лет, в ней были заложены революционные идеи. А занавес украшало изображение полутемного квадрата Малевича.
История развития
Это новое направление считается первым и самым радикальным изменением в абстрактной живописи. Название стиля происходит от убеждений Малевича, основателя супрематизма, который утверждал, что этот вид искусства намного превосходит предыдущий опыт художников.
Он считал, что супрематическая живопись приведет к главенству чистых эмоций или разума в художественном творчестве. В этот период появились поэты-авангардисты, которые повлияли на развитие нового стиля в изобразительном искусстве.
Малевич заметил, что в живописи также существуют тесные связи между словами, знаками или предметами. В 1915 году под руководством Казимира Севериновича было решено создать организацию художников-супрематистов. Он должен был сочинить ее:
- И. Клюн;
- М. Меньков;
- И. Пуни;
- О. Розанова и др.
В том же году была организована выставка «0,10», которая завершила развитие кубофутуризма и ознаменовала переход к гиперреализму. Малевич выставил 35 своих работ, включая знаменитый «Черный квадрат».
Главной особенностью выставки стало исключение физических форм и художественного смысла. Вся композиция состояла из геометрических фигур, парящих над светлым фоном. Создавалось впечатление, что квадраты, треугольники и прямоугольники перемещаются в пространстве.
Понятно, что большинство критиков того времени не оценили новый эксперимент, а картина в стиле супрематизма «Черный квадрат» была описана не как художественное творение, а как политическая акция. Хотя представители супрематизма не смогли сформировать группу, Малевич не остановился в развитии своего творчества.
В 1916 году художник опубликовал обширный манифест, в котором описал создание нерепрезентативного искусства, главной характеристикой которого будет цвет и творчество в чистом виде.
Художник считал, что венец творчества должен состоять из белых фигур на белом фоне. Поэтому после черных он также нарисовал красные и белые квадраты. Его последняя картина, «Белое на белом», сейчас находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Супрематизм сыграл важную роль в развитии стиля конструктивизма, который лег в основу абстрактного искусства и сегодня успешно используется в различных областях культуры и современного дизайна.
Казимир Малевич: картины, об супрематизме
Казимир Малевич (1878-1935) — русский художник. Все знакомы с Казимиром Малевичем, и каждый, кто хоть немного разбирается в искусстве, сразу вспоминает его знаменитый «Черный квадрат» 1914 года.
Это своего рода визуальный манифест супрематизма, нового направления абстрактного искусства, возникшего в начале 20 века благодаря Малевичу.
Асимметричные, но сбалансированные ультраматичные композиции, пронизанные внутренним движением, создаются путем комбинирования простейших геометрических форм разных размеров и цветов — треугольников, полос, прямоугольников, кругов и т.д.
В переводе с латыни supremus означает «высший». Поскольку у Казимира Малевича была идея нового течения, он делился своими рисунками только со своим другом Матюшиным. Вместе с ним у него возникла идея издавать журнал «Zero».
В «Черном квадрате» все формы объектов, кажется, обнулены, но это не конец, а лишь начало нового движения, вхождение в новое пространство. Казимир Малевич культивировал идею «преодоления нуля» в пространстве без предметов.
Черный квадрат на белом фоне должен восприниматься не как поверхность, а как вход в пространство нового пространственного видения.
Предысторией «Черного квадрата», идея которого, по словам Казимира Малевича, родилась на бессознательном уровне, можно считать работу художника над эскизами декораций к опере Матюшина и Крученых «Победа над солнцем».
В результате «разложения» «Черного квадрата» было создано 48 новых картин, которые были представлены в 1915 году на выставке под названием «0.10». Казимир Малевич в одном из своих писем писал, что «Черный квадрат — зародыш всех возможностей — в своем развитии приобретает огромную силу. Это предок куба и сферы; его разложения привносят в живопись удивительную культуру».
Возможно, именно супрематизм Малевича и другие абстрактные движения, возникшие в начале 20 века, «цивилизовали» стремительное развитие культуры, оставив визуальное свидетельство того времени, времени войн, катастроф и революций, когда порой казалось, что сама реальность распадается на отдельные элементы.
Казимир Северинович Малевич родился в Киеве 11 февраля 1878 года. Его отец работал на свеклосахарных заводах, большинство из которых были построены в глуши.
По этой причине в 1890 году его семья переехала в деревню Пархомовка, которая находилась рядом с деревней Бе-лополье, а затем в Волчок.
В Пархомовке Казимир окончил пятиклассную сельскохозяйственную школу и с энтузиазмом помогал крестьянам расписывать кухни; рисовал он, как ему казалось, не хуже, чем художники в журналах.
Когда в 1896 году семья Малевичей переехала в Курск, Казимир вместе с другими художниками-любителями основал кружок художественной самодеятельности. Он писал пейзажи, увлекался работами «торгашей» Шишкина и Репина, а также музыкой, с которой его познакомил композитор Николай Рославец.
Чтобы заработать деньги на учебу в Москве, Казимир Малевич некоторое время работал конструктором в техническом отделе железнодорожного управления. В 1904 году он начал учиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Сначала Малевич был очарован импрессионистами, затем агиографией, которая, по его признанию, помогла ему «понять сентиментальное искусство крестьян, которое он любил и раньше, но не понимал полного смысла, открывшегося после изучения икон».