Но с точки зрения искусства и ремесла ампир был гораздо более распространен, чем как архитектурный стиль. Его использовали в дизайне мебели, где отчетливо прослеживались античные мотивы, в том числе древнеегипетские — после египетского похода Наполеона возрос интерес к древнеегипетской культуре.
Сталинский ампир: что это такое, стиль в архитектуре и интерьере
Империя» в переводе с французского означает «имперский стиль». Он представляет движение высокого классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Стиль ампир зародился во Франции во времена правления Наполеона I Бонапарта. В начале 19 века активно развивался стиль ампир, но после 1930-х годов его сменил эклектизм. Целью стиля ампир было принятие идеологии сильного государства и государственных чиновников, а также подчеркивание мощи непобедимой армии.
- 1 Особенности
- 2 История возникновения
- 2.1 В мире
- 2.2 В России
- 4.1 Мебель
- 5.1 Особенности стиля в одежде
- 5.2 Особенности стиля в прическах
Особенности
Театральность интерьеров и структурная организация зданий классифицировали стиль ампир как «королевский стиль». Главной особенностью зданий этого периода является наличие различных классицистических деталей — пилястр, гипсовых карнизов, высоких колонн и т.д. Кроме того, здесь представлены репродукции памятников античного периода — львиные лапы, мифические сфинксы и другие композиции этого направления.
В ампире соблюдается симметрия и баланс форм, все декоративные элементы распределены в строгом порядке. Здесь есть драгоценные детали, военные элементы, скульптуры и выразительные композиции.
История возникновения
В мире
Стиль ампир считается последней и завершающей фазой классицизма, возникшего во второй половине XVIII века. Во Франции процесс возрождения классицизма начался во время правления императора Бонапарта. Характерной чертой возрожденного движения стал его формальный стиль, суть которого отразилась в его официальном названии.
Стиль ампир был широко распространен в Европе и развивался в течение первых 30 лет 19 века.
Во Франции имперский стиль отражен в интерьерах дворцов и в архитектурных сооружениях памятников. Здания в стиле ампир характеризуются торжественными и формальными композициями. Самые известные французские архитекторы, работавшие при императорском дворе:
В России
Стиль русского ампира возник во время правления Александра I Павловича. В то время было модно приглашать иностранных архитекторов, тем более что в начале XIX века в Россию пришла французская мода и культура.
Одним из основоположников стиля ампир в русской архитектуре был Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. Французский архитектор был приглашен в Россию для строительства Исаакиевского собора, крупнейшего православного храма в Санкт-Петербурге.
Имперская архитектура делилась на две части:
Это разделение было сделано не только по территориальным причинам. Разделение было ограничено не только территориально, но и степенью отклонения от классицистического направления — московское направление было гораздо ближе к нему.
Самым популярным деятелем ампирного движения в Санкт-Петербурге был Карло Росси. Не менее одаренные архитекторы этой эпохи:
- Андрей Воронихин.
- Доменико Жилярди.
- Андреян Захаров.
- Василий Стасов.
- Остап Бове.
Он был особенно популярен среди скульпторов:
Стиль ампир в русской скульптуре и архитектуре господствовал всего 10 лет (1830-40). В 1930-50 годах это движение в определенной степени возродилось в Советском Союзе и получило название «сталинский ампир».
На фотографии Михайловский дворец, построенный по проекту архитектора Карла Росси.
Читайте также о стиле рококо в России.
Секрет других имён стиля
Классицизм как архитектурное направление возник в 16 веке. Для него характерны симметрия и сдержанность.
- Ранний период развития — палладианство .
- Поздний этап классического направления, который отличает торжественность и парадность, звучит как ампир (французское слово empire — империя).
Поскольку высокий классицизм XIX века возник из интереса к истории, археологическим раскопкам и открытиям Древнего Египта и Греции, некоторые искусствоведы относят его к неоклассицизму (ветвь историзма), что вполне логично.
Стиль ампир в архитектуре Парижа
Архитектура Древнего Египта и Рима произвела большое впечатление на Наполеона во время его походов. Он внушал уважение и благоговение, был выражением величия, власти и силы. Он пытался создать могущественную империю. Архитектура стала своего рода пропагандистской кампанией.
Наполеон Бонапарт сделал Париж столицей империи. В ходе реализации его планов были возведены монументальные здания в честь побед Великой армии.
Как ампир объединил храм Славы, римские бани и церковь?
Храм Славы (автор Пьер-Александр Виньон) — прекрасный пример подражания классическим римским храмам. 52 коринфские колонны высотой 20 метров заимствованы из архитектуры Древней Греции и придают зданию величественный вид. Их первоначальной целью было прославление завоеваний Великой армии. После падения Наполеона здание использовалось как церковь Святой Марии Магдалины (Мадлен).
Интерьер состоит из одного нефа с тремя куполами, которые не видны снаружи. Над главным алтарем находится статуя святого, а еще выше в куполе — фреска, посвященная истории христианства.
Интерьер, завершенный в 1828-42 годах под руководством Жан-Жака Юве, был создан по образцу римских бань. Возможно, именно поэтому французы говорят, что это самая красивая церковь.
«Время, ставшее прошлым…» — ампир на площади Звезды
После победы под Аустерлицем Наполеон пообещал своим солдатам, что они вернутся домой победителями через Триумфальную арку (Некоторые интересные факты). По его приказу Жан-Франсуа Тереза Шальгрейн начала строительство самого большого сооружения такого рода в мире. Образцом послужила римская арка Константина.
Однако она была завершена только через 15 лет после смерти Наполеона. Сегодня памятник является символом французского патриотизма. В такие праздники, как День взятия Бастилии и День перемирия, эта арка отмечает начало или конец парада.
«Счастья кругом — сколько угодно» — Триумфальная арка Каррузель
Архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен также использовали существующую римскую триумфальную арку Септимия Севера в качестве основы для памятника. Размеры памятника 19 x 23 x 7,3 метра (19 x 23 x 7,3 м). Центральная арка высотой 6,4 м расположена между двумя меньшими арками высотой 4,3 м и шириной 2,7 м.
Он украшен восемью коринфскими мраморными колоннами, над которыми возвышаются восемь солдат империи. На фронтоне, между солдатами, изображены геральдические символы Королевства Италии и Французской империи. Дипломатические и военные победы Наполеона отмечены рельефами из розового мрамора. На них изображены:
- Пресбургский мир,
- победный въезд Наполеона в Мюнхен,
- в Вену (скульптор Луи-Пьер Десейн),
- битву при Аустерлице (работа Жан-Жозефа Эсперсье),
- Тильзитский конгресс,
- капитуляцию Ульма (автор Пьер Картелье).
Квадрат, изображенный выше, является копией того, который украшает главный вход в церковь Святого Марка в Венеции. Во времена Французской империи оригинал был сохранен, но после падения Наполеона шедевр был возвращен.
Самый важный символ Парижа XIX века в стиле ампир
Каждое правительство старалось оставить свой след на медной спирали, опоясывающей каменное сооружение. Здесь отражена вся история Франции в этом столетии.
Русский ампир в архитектуре 19 века
Этот стиль архитектуры появился в России во время правления Александра I (1801-1825) и был преобладающим до 1830-40 годов. Французский архитектор Монферран был одним из основателей стиля русского ампира. Император пригласил его в Санкт-Петербург для строительства Исаакиевского собора.
Другим архитектором, работавшим в стиле ампир в том же городе, был итальянец Карло Росси, создавший ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного штаба и Триумфальной аркой в Санкт-Петербурге. Они представляют стиль Российской империи….
- архитектор здания Адмиралтейства Андреян Захаров,
- Андрей Воронихин (Казанский собор в С-Петербурге),
- Осип Бове (Московские Триумфальные ворота у Тверской заставы),
- швейцарец Доменико Жилярди (восстанавливал здания Москвы после пожара 1812 года) и
- Василий Петрович Стасов (Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге).
Ампир в искусстве
Знаменитый французский художник Луи Давид значительно обогатил декоративный элемент стиля ампир, взяв за образец цветочные и геометрические росписи этрусских ваз. В своих картинах он оживил героические эпизоды римской истории из произведений Тита Ливия.
Ампир в интерьере
Боевой дух и слава войны символизировались знаками и эмблемами. Символами были факелы, знамена, стрелы, щиты, копья, трофеи, орлы и лавровые венки. Все элементы были заимствованы из оборудования древних римлян. Египетские мотивы появились после египетского похода Наполеона.
Основными чертами интерьеров империи были величие и формальность. Декор был продуманным, помпезным, но простым. Мебель приходилось ставить у края комнаты. Стены были украшены прямоугольными панелями, расписанными античными орнаментами.
Мебель была сделана из дорогих материалов, таких как ценные породы дерева, мрамор, кожа и медь. Стены и мебель были украшены шелком и парчой.
Ампир в декоративно-прикладном искусстве
Интересно отметить, что имперский стиль наполеоновской Франции не преобладал нигде в мире. Российская империя была исключением. В 1812 году в Париже была опубликована официальная коллекция декоративных элементов нового стиля.
Значение определенных символов:
- ветви дуба – общественная добродетель;
- копье – свободный человек;
- фригийский колпак – свобода;
- ликторская связка – в единении сила.