Spotify дореволюционной России: плейлист эпохи последнего императора. Музыка начала 20 века.

В настоящее время 54 331 учебное заведение имеет право на дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учебного заведения, войдите в личный кабинет Инфорурок.

Музыкальная индустрия 20 века и самые яркие моменты этого периода в пяти минутах

Мы знаем так много музыки: разные жанры, разные исполнители, разные звуковые модели и многое другое, проще говоря. Современным любителям музыки некогда задумываться о том, сколько великих классических произведений было издано и сколько гениальных исполнителей появилось за последнее столетие… Но история музыкальной индустрии настолько длинна и богата, что иногда мы упускаем некоторые моменты. И это, пожалуй, самые важные события, которые повлияли на все развитие отрасли!

Конечно, невозможно рассказать всю историю музыкальной индустрии в 20 веке. Для этого потребуется не один том! Но можно вспомнить самые важные эпизоды каждого десятилетия, что мы и хотим сделать сегодня. Это основные моменты мировой музыки 20-го века за 5 минут. Напишите нам в комментариях, какие события того или иного десятилетия запомнились лично вам — возможно, мы еще вернемся к этой интересной теме. А пока давайте начнем!

Рождение короля, или как рок-н-ролл захватил Америку в 50-х

Элвис Пресли

Когда Элвис Пресли стал звездой, всем стало ясно, что мир уже никогда не будет прежним. Этот красавец с Юга вошел в историю музыки, сделав мелодии рок-н-ролла и необычные жесты на живых концертах неслыханными и непростительными. Он быстро стал иконой и повлиял на легионы начинающих рок-звезд, которые, будучи детьми, после просмотра телевизора с поднятыми воротничками забегали в свои комнаты и перед зеркалом имитировали новые движения Короля.

Рок-н-ролл существовал и до него, но только в «экзотической» форме. Это была черная музыка, которая могла оставаться незамеченной миром еще как минимум 5 лет (или больше). Именно Элвис распространил эту тенденцию среди белой американской молодежи, а вскоре и во всем мире. Его влияние сохраняется и по сей день, хотя некоторые называют его просто «Смайли». Он действительно был чрезвычайно талантлив и сегодня является олицетворением раннего рока и 1950-х годов в целом.

Что за «битломания» захватила весь мир в 60-х

The Beatles наблюдают за фанатами

Нет, нет, это не вирусное заболевание. Однако, учитывая скорость, с которой «битломания» распространилась по всему миру, ее можно назвать болезнью. Это была зависимость от «Битлз». Всего за несколько лет «Битлз» стали мировыми звездами, что привело к фантастическим показателям продаж и концертам, на которых музыканты уже не слышали самих себя! Фанаты (особенно молодые и женского пола), казалось, сходили с ума: группе пришлось убраться подальше от беснующейся толпы, иначе их действительно могли разорвать в клочья…..

«Битлмания» обошла весь мир и оказала влияние на СССР и другие страны. Бешеная популярность The Beatles в одно мгновение изменила ход истории, заставив тысячи подростков взять в руки гитару…

Spotify дореволюционной России: плейлист эпохи последнего императора

Рубеж XIX и XX веков стал временем глобальных перемен в России. И не только в политике: с развитием городов возникла и массовая музыкальная культура. Искусство сочинительства было оттеснено на второй план любовной поэзией, которая была понятна простому человеку. Песни сибирских каторжников, которые изначально характеризовали субкультуру осужденных, получили национальное признание. К 1917 году революционные песни, с помощью которых политические активисты отделяли свой народ от инородцев, были обновлены. Историк Влад Скрабневский рассказывает, как культура крестьянских песен ушла в прошлое и что заняло ее место в новой, городской России.

В конце прошлого века Россия была охвачена процессом урбанизации: В период с 1897 по 1910 год городское население сократилось вдвое. От половины до двух третей городского населения составляли фабричные рабочие, ремесленники, кустари, солдаты, мелкие торговцы и низшие слои чиновничества.

Выходцы из деревень и городских окраин, они не понимали элитарности академического искусства и формировали свою собственную массовую музыкальную культуру. Одним из самых популярных жанров на рубеже веков был цыганский романс — песни в цыганском стиле о любовных приключениях. Эта простая, но вечная тема находит отклик в душе каждого человека.

Вскоре на сцене появились звезды цыганского романса, покорившие все слои городского населения, от лавочников до аристократии. В 1900-х годах все знали репертуар цыганки Вари Паниной, особенно ее характерный романс «Я тебе не скажу». :

К концу царской эпохи знаменитый певец написал около 500 песен, объездил почти всю страну и стал одним из самых высокооплачиваемых артистов жанра в России. Но он не изменял себе и смешил простых людей вплоть до своей эмиграции в США в 1920 году. Например, в песне «Кошка» — о кошке, которая свободна от мирских забот и никому ничего не должна.

Варя Панина, Анастасия Вяльцева и другие исполнительницы цыганских романсов редко сочиняли собственные песни. Их репертуар состоял в основном из готовых композиций, авторами которых часто были любители-самоучки. Сотни романсов, в том числе самый популярный, «Не уходи, побудь со мной», были написаны чиновником Николаем Зубовым. Другую известную песню, «Гай-да, тройка!», придумал Михаил Штейнберг, банковский служащий. Производители грампластинок начали выплачивать гонорары авторам только в 1913 году.

Голос сибирской каторги

В Российской империи нет более печального места, чем тюремная система. Кажется, что время здесь остановилось: Как и в допетровские времена, на рубеже XIX и XX веков мир осужденного сводится к сырому тюремному бараку с несколькими рядами коек, занятых максимум «блинноподобными матрасами».

Утром охранники отправляют его на золотые прииски или в лагерь лесорубов, а ночью он возвращается в тюрьму с известием о смерти другого осужденного. Сашка, творческая душа, десять лет назад убил своих родителей и украл, чтобы эмигрировать за границу из жестокой России. Но он напился до смерти и вместо Франции оказался в Забайкалье, а теперь сорвался с обрыва в шахтах. Через несколько дней все его забудут.

Чтобы не сойти с ума от скуки, заключенные собираются на Майдане — так называется это место — чтобы поиграть в карты или «побегать с быками» (поиграть в кости).

Утешение они находят в песнях, где сосредоточено всё: тоска по дому, описание каторжного быта, преступлений и жалобы на несправедливость наказания, ведь лирический герой — арестант — всегда страдалец, одураченный судьбой.

Пока я смотрю на звездное небо через зарешеченное окно, кто-то в бараке шепчет низким голосом: «Уходим в землю Иркутскую…». Один за другим заключенные слышат знакомую мелодию. Это голос сибирского лагеря принудительных работ.

«Александровский централ»

Эта песня была написана в 1880-х и 1890-х годах неизвестным заключенным (или, возможно, многими) Александровской центральной тюрьмы в 70 км от Иркутска в 1873 году. Она быстро стала гимном Александровской центральной тюрьмы, а затем распространилась по всей Сибири.

Тюремные песни имели те же характеристики, что и крестьянские народные песни: они существовали только как устная традиция и постоянно менялись. По этой причине существуют десятки вариаций каждой тюремной песни.

«Александровский централ» не является исключением. В версии 1912 года рассказчик не описывает чистоту камер и список преступлений, а жалуется барону на жестокость тюремных надзирателей:

После падения абсолютизма «Марш трудящихся» стал новым национальным гимном, хотя и не де-юре, и исполнялся буквально повсюду. Театральные представления начинались, заканчивались и часто прерывались зрителями, требовавшими исполнения «Марсельезы». Временное правительство принимало иностранные делегации и начинало каждое заседание с «Марсельезы». В армии солдаты пели революционный гимн во время утренних и вечерних молитв и маршировали с ним на парадах.

«Репертуар революционеров не закончился на «Марсельезе» рабочих. Популярностью пользовалась «Дубинушка» — народная песня, которая первоначально рассказывала лишь о тяготах жизни бурлака («У толпы на работе, не в меру сил / Болит грудь, ломит шею и спину…»), но после двух авторов и многих анонимных переработок приобрела революционный колорит. Наиболее распространенная версия «Дубинушки» 1885 года заканчивается следующими строками, которых нет в оригинале:

Но придет время, и люди проснутся, распрямят свои усталые спины и водрузят в своих лесах более здоровую и сильную дубину против своих врагов. О, моя дорогая, дай нам послушать! О, зеленая, она сделает это сама! (Давайте рисовать! (Дважды) Ооо!

Не менее часто звучит «Варшавянка» — вольный перевод марксистом Глебом Кшизановским одноименной польской революционной песни. Наряду с «Марсельезой рабочих» и «Дубинушкой», она родилась во время Первой русской революции и сохранила свою актуальность:

Вражеские торнадо проносятся над нами, Темные силы осаждают нас, Мы ведем смертельные битвы с нашими врагами, Пока неизвестные судьбы не ждут нас….

Эти песни были написаны в революционных полугосударствах, но по мере роста политизации масс они перенимались и к началу прошлого века могли уверенно называться народными.

«В 1903-1908 годах до деревни дошли революционные песни, которых раньше никто не слышал: «Массалиотида», «Варшавянка», «Дубинушка» — революционная песня», — утверждал фольклорист Василий Семаков. Большевик Богдан Кнунянц-Радин в 1907 году говорил то же самое о Тобольской губернии: «Массалиотида, Варшавянка, Дубинушка и другие песни нашей революции были очень популярны в деревнях Тобольской губернии. Они известны всем».

Люди слушали куплеты Шарматова для развлечения. Романсы Вари Паниной — когда им хотелось скорбеть. Революционные песни играли другую роль. «Марсельеза рабочих», «Варсавианика» и «Дубинушка» были в первую очередь политическими символами, а не музыкальными произведениями.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий