В 1934 году Константину Мельникову было поручено разработать дизайн главного фасада. Он создал композицию из геометрических фигур: круга, треугольника и прямоугольника. Внутри здания, в стеклянном окне, похожем на витрину магазина, на спиральной рампе мелькали автомобили.
Что такое конструктивизм
Инновационная архитектура опередила свое время на несколько десятилетий. В России ценность этого наследия еще не признана, даже спустя 80 лет. Конструктивизм должен быть защищен от грубой реконструкции и разрушения, в то время как в остальном мире он давно признан самым важным вкладом в мировую культуру двадцатого века. Звезды мировой архитектуры — Заха Хадид, Рем Колхас, Питер Айзенман — в 1970-х и 1980-х годах говорили о неоспоримом влиянии советского авангарда на их творчество. Сменилось как минимум три поколения архитекторов, для которых конструктивизм — это азбука современной архитектуры, а работы Леонидова, Гинзбурга, Мельникова, братьев Весниных и Черникова — это международное наследие, которое и по сей день вдохновляет их своей свободой и смелостью.
Чтобы обсудить основные принципы советской архитектуры 1920-х и начала 1930-х годов, мы выбрали здания из разных городов страны: Мы хотели не только избежать известных и слишком описанных примеров из столицы, но и показать масштабы архитектурного движения, охватившего одну шестую часть мира.
Здание-машина: Кушелевский хлебозавод
Иллюстрация из книги «Архитектурная графика эпохи конструктивизма», СПб., 2008.
Иллюстрация из статьи Т.В. Царевой «Автоматические хлебопечки системы инженера Г.П. Марсакова: форма и функция», в сборнике «Хан-Магомедовские чтения». М., СПб., 2015.
Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 11 Георгий Марсаков, 1932 год
В начале 1920-30-х годов инженер Георгий Марсаков изобрел жесткий круговой конвейер, который создал совершенно новый тип механизированной пекарни. Мука с четвертого этажа, спускаясь по круговому конвейеру, замешивается в тесто, которое замешивается, режется и выпекается в таких же круговых печах, а готовый хлеб выгружается в пекарню конвейерными лентами, идущими по диагонали вниз — и все это без применения ручного труда. Семь пекарен в Москве и Ленинграде были построены по запатентованному проекту. Сочетание вертикального (мучной конвейер) и кольцевого конвейера было уникальным в мире и за несколько лет полностью решило проблему снабжения хлебом Москвы и Ленинграда.
Этот проект выражает основную идею конструктивизма — полное слияние формы и функции. Здание фабрики — это буквально машина, и механическая красота производственной системы отражена в выразительных цилиндрических объемах фасада. Несмотря на общую патентную систему, здания были немного разными, поэтому «оболочки» всех пекарен отличаются друг от друга. Завод в Кушелево — один из самых выразительных: котельная, склад и административные помещения расположены в поднимающихся полукруглых и цилиндрических объемах, сгруппированных вокруг основного объема. Сильные вертикальные линии лестницы и дымохода скрывают это вращение, а сама печь напоминает монументальную скульптуру.
Композиционная свобода: клуб имени Русакова
Москва, ул. Стромынка, 6 Константин Мельников, 1929 год
Новая эпоха потребовала совершенно новой типологии зданий. На смену костелам пришли клубы — католические культурно-образовательные центры, которые во многом повторяли типологию дореволюционных народных домов. Обычно они включали в себя библиотеки, театральные и концертные залы, классные комнаты, воскресные школы, чайные комнаты и т.д. Константин Мельников, самый выразительный и яркий представитель советского архитектурного авангарда, наиболее известен своими планами шести клубов, каждый из которых можно считать манифестом. Мельников доказал, что в новой архитектуре нет места устоявшимся приемам и формам. Треугольники, острые углы, обширные объемы — он снял все табу предыдущих эпох.
Интерьер клуба Союза общественных работников (рабочих из близлежащего трамвайного парка) напоминает проем: в узкой части находится сцена, в средней — клумба, а широкая часть разделена на три зала, кронштейны которых нависают над главным фасадом. Опустив стены, эти подвесные объемы можно было разделить внутри для автономной работы кружков и сборок. К сожалению, машины, спроектированные Мельниковым для отдельных клубов, так и не были реализованы: его технические требования были слишком высоки, а трансформаторные здания функционировали лишь наполовину. Тем не менее, клуб Русакова, потрясший современников своими невиданными формами, и сегодня поражает нас своей композиционной свободой и новаторством.
Особенности конструктивизма в архитектуре 20 века
Характерные черты конструктивизма:
- строгость,
- лаконичность форм,
- отлично читающаяся геометрия во внешнем облике здания,
- элементы современной эпохи, такие как радиоантенны, натяжные тросы, бетонные рамы и стальные балки,
- большие площади остекления, балконы, солнечные терассы.
Будущие здания были подвергнуты тщательному анализу на предмет их будущего использования. В качестве основы для синтеза была использована функциональная схема здания.
Как появились конструктивистские формы в архитектуре СССР
Принципы конструктивизма очевидны в работах одного из основателей этого стиля, Александра Родченко (1891-1956). В 1921 году он определил строительство как «современное требование к организации и практическому использованию материалов». Не меньшее влияние оказала архитектура Малевича и абстрактные архитектурные модели Лисицкого («Пруны»).
Положение 1A, мост I. Эль Лисицкий. https://artchive.ru/artists/65361~El%27_Lisitskij/works/389215~Proun_1A_Most_I.
А. Ронченко. Построение объектов с помощью окрашенных проекций поверхностей со сложной цветовой композициейИсточник AdIndex: https://adindex.ru/publication/gallery/2013/11/29/104720.phtml
Архитектор Гота» К. Малевича, стр. https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/sculpture/20/malevich_ks_arhitekton_gota_1923__sk_2088/index.php
Малевич черпал свой стиль из «Черного квадрата». Когда квадрат перемещается в пространстве, он образует куб, из которого, в свою очередь, путем делений и преобразований возникает все многообразие правильных стереометрических твердых тел.
Главной отличительной чертой конструктивизма является конструктивное и функциональное назначение архитектурной формы.
Последователи этого течения отстаивали идеологию утилитаризма, то есть отказ от преувеличения. Именно «стереометрические формы», освобожденные от орнаментов эклектичного прошлого и эстетики капитализма, характерны для архитектуры советского конструктивизма.
А рхитектура приобрела образ «производственного искусства».
Советский конструктивизм: краткая история
Новая общественная идеология, бедность и социальный хаос первых революционных лет подтолкнули архитекторов к радикальным дизайнерским идеям. Бурно развивающееся модернистское движение в изобразительном искусстве породило пространственные и формальные концепции Эль Лисицкого (1890-1941), Казимира Малевича (1878-1935) и Владимира Татлина (1885-1953).
Первоначально конструктивизм был тесно связан с радикальными дизайн-студиями. После реорганизации Свободных мастерских в 1920 году важное учебное заведение получило название ВХУТЕМАС (аббревиатура Высших технических и инженерных мастерских). В 1925 году он был снова реструктурирован и получил название Колледж искусств и технологий (ВХУТЕМАС).
ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН был далеко не единственным учебным заведением в Москве, занимавшимся преподаванием и практикой архитектуры в 1920-е годы. Но он был уникален по кругу своих интересов (включая изобразительное и прикладное искусство) и разнообразию программ и взглядов, которые существовали в нем вплоть до его закрытия в 1930 году.
Институт художественной культуры (ИНХУК), также основанный в 1920 году, управлял ВХУТЕМАСом. Институт хотел создать дисциплину, которая «аналитически и синтетически исследует основные элементы как отдельных видов искусства, так и искусства в целом». Первая учебная программа, разработанная Кандинским, была признана многими в INHUTEMAS слишком абстрактной, и Кандинский вскоре уехал в Германию в Баухаус.
В 1924 году вышла книга Гинзбурга «Стиль и эпоха», в которой были заложены теоретические и исторические основы новой архитектуры. В следующем году конструктивисты основали Союз современных архитекторов (ССА).
А в 1926 году Союз начал издавать журнал «Современная архитектура» под редакцией Гинзбурга и Веснина. Он сыграл одну из главных ролей в продвижении идей архитектурного конструктивизма. Издание журнала прекратилось в 1930 году.
Функционализм или рационализм: общее и отличия
Увлечение абстрактными, теоретическими принципами не уменьшилось с уходом Кандинского. Среди архитекторов-конструктивистов возникло движение, в котором большое внимание уделялось функции будущего здания. Эти идеи были развиты в группе АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов, 1923).
По их мнению, архитектура должна отвечать современным требованиям общества, а не бесконечно повторять достижения прошлых веков. Стили, расцвет которых пришелся на 18 и 19 века, должны быть полностью забыты. Век научного и промышленного прогресса требует создания новых стилей.
Концепцию рационализма также поддерживали Ш. Ле Корбюзье (Франция), школа Баухаус (Германия), группа «Стиль» (Нидерланды) и «Группа 7» (Италия).
Суть дебатов между конструктивистами и функционалистами сводилась к тому, что эстетическая теория противопоставлялась технологии и материалам.
Однако обе группы разделяли озабоченность по поводу взаимоотношений между архитектурой и социальным проектированием. Оба настаивали на лаконичных геометрических формах и черпали вдохновение в модернизме в живописи и скульптуре.
Примеры советского конструктивизма в архитектуре
До 1925 года у конструктивистов было не больше возможностей продемонстрировать реальное строительство, чем у их более теоретически ориентированных рационалистических коллег.
Первый самый известный проект конструктивистского стиля
Советский архитектор Владимир Евграфович Татлин (1885-1953) разработал проект башни Татлина в 1920 году. Железный монумент высотой 400 метров предназначался для высших органов мировой рабоче-крестьянской власти (Коминтерна), которые должны были разместиться в семиэтажном вращающемся здании — выражение смелости архитектурной мысли.
(Для сравнения, высота Эйфелевой башни изначально составляла 300 метров.) Однако памятник не был построен, поскольку проект был признан технологически нецелесообразным. Тем не менее, башня непостижимым образом стала памятником международной архитектуры.
Автор не делал никаких чертежей модели здания.
В 1925 году модель башни Татлина была выставлена рядом с бюстом Ленина в павильоне СССР на Международной выставке декоративных искусств и современной промышленности в Париже (Ex position internationale des arts décoratifs et industriels modernes). Там Владимир Татлин впервые получил международное признание — золотую медаль. С 1930-х годов в Советской России уже не было принято упоминать об этой награде.
Пример функциональной эстетики в архитектуре
Творением Гинзбурга является Народный финансовый штаб (1928-30), созданный в сотрудничестве с Иваном Милинисом. Он был рассчитан на 200 жителей. Он демонстрирует утверждения Гинзбурга о необходимой взаимозависимости эстетики и функционального дизайна, изнутри наружу.
С одной стороны к основному зданию на колоннах примыкает большое здание фермы (ныне закрытое). Изюминкой здания был солярий с открытым каркасом. Передний или восточный фасад здания определяется широкими горизонтальными линиями оконных проемов и, на нижних этажах, соединяющими их балконами.
Концепция функционализма Гинзбурга в проекте Наркомфина имеет сходство с работами Гропиуса и De Stijl. Наибольшее сходство, однако, наблюдается с концепцией «жилого блока» Ле Корбюзье, с которым автор был лично знаком.
Дом-машина для жилья: прыжок в социализм
Важным памятником советского конструктивизма является массивное восьмиэтажное общежитие с 1000 двухместными комнатами архитектора Ивана Николаева (1901-1979), построенное по заказу Текстильстроя в 1928 году. Сегодня в помещении на улице Орджоникидзе у станции метро «Ленинский проспект» (официальный адрес: 2. Донской проезд, 9) работают студенты Московского института стали и сплавов (МИСиС).
Городское общественное пространство «Хлебозавод №9»
Пекарня начала работать в 1934 году и прослужила до 2015 года. В 1930-е годы существовала большая государственная программа по строительству пекарен в Москве — всего было построено 11 пекарен. Пять из них были спроектированы инженером Георгием Марсаковым: Он переделал прямую конвейерную ленту в спираль, чтобы повысить производительность фабрики, и придал зданию характерный и необычный архитектурный облик.
В 1930-х годах была разработана идея пятого фасада. Люди мечтали, что скоро будут летать на аэропланах, поэтому здание должно было выглядеть красиво не только с земли, но и с неба. Если смотреть на фабрику сверху, она похожа на полотно Малевича. В 2016 году команда под руководством Алексея Капитанова, автора книг «Корабль Брюсова» и «Красная стрела», начала реконструкцию территории и объекта. Сегодня Блебозавод № 9 — одно из самых популярных городских пространств, где проходят выставки, фестивали, проекты уличной еды, шоу-румы местных дизайнеров, креативные офисы и мастерские. Здесь были предприняты усилия по сохранению исторического облика зданий, а дизайн района был вдохновлен эстетикой конструктивизма.
Дом-коммуна Ивана Николаева
Общественный центр был построен в начале 1930-х годов по проекту архитектора Ивана Николаева. Он был спроектирован как студенческое общежитие, а помещения были спланированы таким образом, чтобы все студенческие мероприятия были рационально и целесообразно распределены по всему зданию. Функциональность означала соблюдение строгого распорядка дня: утром студент просыпается в двухместной комнате и идет в санитарное крыло, где по конвейеру проходит через душевые, тренажерный зал и раздевалки. Из санитарного крыла лестница или пандус вели вниз в низкое общественное крыло, откуда можно было попасть в столовую, а затем в институт или другие помещения в этом крыле.
В 1968 году общественный центр был переоборудован в общежитие для Института стали и сплавов и оставался в нем до конца 1980-х годов. К концу 1990-х годов здание опустело, все арендаторы переехали, и наступил длительный период бездействия. В 2007 году началась реконструкция здания в современное общежитие, которая продолжалась до 2017 года. К зданию были пристроены кафетерий, жилые помещения и квартиры для иногородних учителей. В общественном здании размещались столовая, научные лаборатории, лекционный зал и выставочный зал МИСиС.
Дом Наркомфина
Дом Наркомфина на Новинском проспекте — пожалуй, самый известный памятник конструктивизма не только в России, но и в мире. При планировании проекта архитекторы хотели добиться наиболее эффективного использования жилого пространства при сохранении комфорта, создавая ячейки и как можно больше открытых пространств, чтобы жители могли стать одной большой семьей. По этой причине здание включало в себя коммунальный блок, коммунальную террасу вокруг дома и коммунальные помещения на крыше. Дом был построен в 1928-1930-х годах Моисеем Гинзбургом и предназначался для сотрудников Народного комиссара финансов СССР — отсюда и аббревиатура названия. А на крыше находился первый в Москве пентхаус — квартира комиссара Милютина.
За всю свою историю здание ни разу не подвергалось капитальному ремонту. Он долгое время был ветхим и был признан опасным более 10 лет назад. Однако Дом Наркомфина является памятником культуры регионального значения. В 2017 году один из застройщиков выкупил все квартиры и начал ремонт. Здание вновь обрело одну из своих самых важных внешних черт — композицию «дом-корабль» — и сохранило свою цветовую палитру теплых, молочных тонов. Территория вокруг дома будет облагорожена за счет создания променада с пешеходными дорожками, смотровыми площадками и парком, а крыша будет использоваться в качестве площадки для принятия солнечных ванн и занятий спортом. Жилой дом закрыт для посещения, за исключением дней наследия.
Художественные средства конструктивизма
От проекта к проекту постепенно выкристаллизовывался ряд средств и методов конструктивизма: все более свободный подход к структуре строительных лесов — от подчинения к использованию всех их конструктивных возможностей для решения различных задач; тенденция к все более лаконичной композиции — расширение формы, устранение второстепенных подразделений и упрощение фасада. В середине 1920-х годов Ле Корбюзье, приехавший в Советский Союз, оказал определенное влияние на конструктивистов, чьи оригинальные средства и приемы были близки идеологии советского авангарда. Однако к концу десятилетия конструктивизм снова отошел от западных идей и продолжил развиваться в собственном направлении, чему способствовало появление новых, умных архитекторов-конструктивистов — И. Леонидова, братьев Голосов, М. Барса, В. Владимирова.
Новые представления об организации труда и быта советского населения нашли прямое отражение в построенных в то время зданиях. Конструктивисты проектировали дома культуры, клубы, промышленные здания и квартиры, которые отражали дух времени. Самый амбициозный проект Дома культуры был разработан братьями Весниными, который, хотя и не был полностью реализован, стал одним из эмблематических проектов конструктивизма: Дом культуры Московского пролетарского квартала (Дворец культуры ЗИЛ). Он был построен между 1931 и 1937 годами и спроектирован в соответствии с пятью принципами Ле Корбюзье: Колонны вместо стен, свободный дизайн, свободное оформление фасада, вытянутые окна и плоская крыша. Форма здания определялась функциями, предназначенными для Дворца культуры, и внутренним расположением отдельных камер.
Дома-коммуны
Еще одним интересным явлением были дома-коммуны, построенные в соответствии с советской идеологией. В 1930-1931 годах на улице Орджоникидзе в Москве было построено коммунальное общежитие Института текстильной промышленности по проекту И. Николаева. Идея проекта заключалась в упорядочивании и стандартизации жизни студентов; каждая часть дня должна была иметь свое собственное пространство — спальная кабина, санитарная зона, гимнастический зал и т.д. Следовательно, архитектурное решение здания было подчинено этому способу работы студентов: переходы от одного здания к другому, размеры различных помещений и обслуживающих их внутренних связей, форма и размер окон.
В начале 1930-х годов политическая ситуация в стране изменилась, и в архитектуре усилилось влияние архитекторов, представлявших стиль, противоположный конструктивизму — Щусева и Жолтовского. В 1932 году Жолтовский построил свой знаменитый дом на Моховой, выполненный полностью в духе неоклассицизма, который сразу же был назван «гвоздем в гроб конструктивизма». Влиятельные поклонники богато украшенных зданий поддерживали этот стиль; аскетичный романтизм конструктивизма был менее востребован. Авангардные тенденции в архитектуре подверглись резкой критике и впоследствии были запрещены как душные. Конструктивизм попал в немилость, и многие молодые архитекторы, начинавшие как конструктивисты, пересмотрели свои взгляды в пользу неоклассики. Некоторые архитекторы-конструктивисты, такие как И. Голосов и братья Веснины, смогли адаптироваться к условиям 1930-х годов и продолжить свою работу, но они уже не пользовались прежней репутацией.
Конструктивизм в отделке горизонтальных и вертикальных поверхностей интерьеров
Как уже упоминалось ранее, в конструктивизме важна правильная геометрия, поэтому выравнивание стен должно быть частью обширных отделочных работ. Затем стены штукатурят и красят, хотя можно выбрать и материалы, имитирующие камень или бетон. Подходящими напольными покрытиями являются дерево без ярких узоров и простая плитка.
Чтобы объединить все уровни помещения и создать единый фон, их отделывают одним цветом, обычно белым. Потолок может иметь несколько уровней, если позволяет его высота, а самым важным требованием является четкость и симметрия линий. Также используются натяжные конструкции, как с глянцевой, так и с матовой отделкой.
Современный конструктивизм часто включает ниши, цоколи, металлические и стеклянные перегородки, но их количество сведено к минимуму.
Доставлено завтра
Доставлено завтра
Доставлено завтра
Мебельное оснащение интерьеров в стиле конструктивизм
Выбор мебели — это функциональность, комфорт и постоянство. Он не должен занимать слишком много места, чтобы комната вокруг него оставалась чистой. Большая мебель одобрена в основном для модульных диванов, а модели кресел являются трансформируемыми.
Контуры мебели четкие в соответствии со стандартами конструктивизма. Цветовая гамма нейтральная и естественная, объединяющая мебельную группу. Резные ножки, замысловатые, причудливые формы — табу.
Декорирование интерьеров в конструктивизме
Хотя философия стиля настаивает на запрете любых декоративных элементов в интерьере, всегда можно найти декоративные решения, соответствующие принципам стиля. В случае конструктивизма это геометрия. На стенах будут органично смотреться картины и плакаты, с элементами авангарда, узорами из одних линий и геометрических фигур, контрастными рамками.
Вместо сложных узоров и цветочных орнаментов конструктивизм использует элегантные и простые цветовые акценты. В качестве альтернативы можно заменить чехлы на подушках или обтянуть диван однотонным чехлом более смелого цвета.
Примеры конструктивизма в архитектуре Москвы
Новаторские принципы работы и отдыха советских граждан были перенесены в строящиеся дворцы цивилизации, многоквартирные дома и универмаги. Вот некоторые типичные объекты.
Здание газеты «Известия»
1925-1927 гг. Работа Григория Бархина и Артура Лолейта. Внешне здание напоминает решетку из колонн и балок с освещенными окнами наверху — это кабинет главного редактора. Первоначально кирпичные стены были оштукатурены бетоном, что было очень современно в то время.
Дом культуры им. С.М. Зуева
1927-1929 гг. Рабочий клуб был построен по проекту Ивана Голосова. Чувствуется влияние кубизма и желание автора походить на промышленный объект. В центре композиции — стеклянный цилиндр с лестницей внутри. Из окон открывается вид на трамвайный парк.
Дом культуры им. И.В. Русакова
1927-1929 гг. Среди зданий в стиле конструктивизма выделяется работа Константина Мельникова. Здание напоминает зубчатое колесо с тремя выступающими частями в передней части, которые образуют балконы амфитеатра. В авторском проекте внутри было создано пять залов, соединенных подвижными перегородками и образующих один большой зал.
Мосторг на Красной Пресне
1927-1928 гг. Первое конструктивистское здание братьев Весниных. Большой застекленный фасад выполнял не только полезную, но и идеологическую функцию, поскольку показывал советским людям богатство товаров, производимых в стране. Архитекторы встроили в крышу вентиляционные шахты для проветривания витрины и защиты стекла от мороза.
Четвертый этаж предназначался для технического оборудования и складских помещений, на нем крупными буквами было написано «Мосторг. Генеральный магазин».
Дворец культуры завода имени Лихачева
1931-1937 гг. Еще один пример применения конструктивизма в архитектуре братьев Весниных. Они использовали теорию Ле Корбюзье и применили свободный дизайн, сделав крышу плоской, окна вытянутыми, вместо несущих стен были установлены опорные столбы. Дворец включал несколько больших зданий (выставочный зал, киноконцертный зал, обсерватория, комнаты для занятий, зимний сад и трехэтажная библиотека). Внешние формы повторяют внутреннее деление на отдельные секции.
Примеры конструктивистской архитектуры в Москве
В конце 1920-х — начале 1930-х годов советская архитектура завершила свои эстетические поиски и приобрела характерные черты. Государство, окрепшее после революции, требовало направить творческую энергию профессионалов на решение социальных проблем, связанных с организацией жизни и досуга людей. Таким образом, появились новые типы зданий, основанные на функциональной целесообразности: Общественные дома, культурные центры (клубы), кухни и общественные бани.
Такие здания появились в разных частях страны. В Поволжье (Нижний Новгород, Казань, Самара и Саратов), на Урале (Екатеринбург) и в Сибири (Новосибирск и Кемерово). Однако большинство примеров конструктивистской архитектуры можно найти в Москве.
Жилой дом Наркомфина
Адрес: Новинский бульвар, 25, корпус 1.
Одной из главных проблем в СССР после Октябрьской революции было строительство жилья. Чтобы решить эту проблему, архитекторы придумали новый тип жилья — коммунальные дома.
Основная идея этих зданий заключалась в отказе от частной жизни в пользу коллективной. В большинстве квартир не было собственных туалетов, ванных комнат и кухонь. Жильцы пользовались общим блоком или удовлетворяли свои потребности в еде и уборке в заводских кухнях и общественных ванных комнатах.
Одним из самых ярких примеров этого явления является жилой комплекс Наркомфина в Москве, построенный в 1930 году. Как следует из названия, он предназначался для сотрудников Наркомата финансов СССР и был самым важным проектом в карьере М. Я. Гинзбурга.
Архитектор спроектировал различные типы квартир или так называемые стандартные ячейки с уникальной планировкой. В доме также находились детский сад, библиотека, столовая, прачечная и солярий на крыше.
Реставрация Дома Наркомфина была завершена в 2020 году; работы велись под руководством внука архитектора, Алексея Гинзбурга. Сегодня это жилой комплекс для деловых людей, но возле входов можно устроить впечатляющую фотосессию.
Дом культуры имени И. В. Русакова
Адрес.
Еще одним новым типом зданий, появившимся в 1920-х и 1930-х годах, стал дом культуры или клуб, спроектированный как «второй дом».
Такие здания были возведены на промышленных предприятиях, управление которыми взяли на себя профсоюзы. Дома культуры и клубы выполняли две важные функции: с одной стороны, проведение досуга, а с другой — воспитательная и политическая работа.
Столичным примером такого типа был Дом культуры имени И.В. Русакова. Он был построен между 1927 и 1929 годами. Автором проекта был К. С. Мельников, заказчиком — Союз рабочих коммун.
Здание выглядит как часть гигантского колеса. Эти ассоциации вызывают три выступа главного фасада, каждый из которых весит 400 тонн. Внутри них архитектор разместил амфитеатральные балконы. Это решение позволило увеличить количество мест в зале. С помощью специального механизма балконы амфитеатра также превращались в отдельные помещения для собраний и встреч.
Примеры конструктивистской архитектуры в Санкт-Петербурге
Многие планы зданий в стиле конструктивизма были впервые реализованы в Петрограде-Ленинграде. Например, фабрика-кухня в Выборге, которая воплотила в себе идею освобождения женщин от рабства кухни. Вот еще примеры подобных памятников в северной столице.
Дворец культуры имени А. М. Горького
Адрес: Площадь Стачек 4
Это первый Дворец культуры, построенный в Советском Союзе. Он был построен в 1925-1927 годах и приурочен к 10-летию Октябрьской революции. Этот инновационный проект был подготовлен архитекторами А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевский.
Здание состоит из симметричных и функциональных форм. В центре находится главный зал с огромным стеклянным окном; рядом с ним — малый зал, кинотеатр, библиотека, гимнастический зал и клубы.
Дворец культуры имени А.М. Горького не прекращал работу во время блокады и действует по сей день: на этой сцене выступают артисты, здесь открываются творческие и спортивные коллективы, в которых принимают участие тысячи петербуржцев.
Дом рабочих на Тракторной улице
Адрес: Проспект Стачек, 8-10, улица Тракторная 1-3, 2-4.
Типичным жильем того периода были конструктивистские комплексы для рабочего класса, построенные в Санкт-Петербурге в 1920-х и 1930-х годах. Один из них — жилой комплекс на Тракторной улице.
Жилой комплекс состоит из 16 отдельных трех-четырехэтажных зданий, расположенных вдоль улицы. В конце Тракторной был установлен рельефный портрет Ленина.
Квартиры были рассчитаны на одну или две семьи и не имели ванной комнаты. Арендаторам приходилось пользоваться расположенными поблизости общественными банями.
Школа имени 10-летия Октября
Адрес.
Он был построен рядом с пролетарским жилым районом и завершал перспективу улицы Тракторной. Это должно было стать первым зданием нового типа.
Дизайн здания представлял собой серп и молот. Внутри были запланированы классы, мастерские и спортивный зал. Доминантой здания был вращающийся купол обсерватории.
Школа была рассчитана на тысячу учеников, которые обучались по экспериментальным программам новой советской педагогики. Сейчас это средняя школа № 384.
Дом Советов
Адрес: Московский проспект 212.
Проект самого большого административного здания в СССР был выбран на конкурсе. Победителем стал архитектор Н.А. Троцкий.
Здание имеет прямоугольную форму с тремя большими внутренними дворами. Главным украшением фасада является стометровый фриз, рассказывающий о трудовой жизни советских граждан, и огромный картуш с гербом РСФСР. Внутри находились залы для заседаний руководства партии.
В послевоенный период в Доме Советов размещались научные объединения, сегодня это деловой центр.
Закат советского конструктивизма в архитектуре
Конструктивизм, просуществовавший около десяти лет, изменил облик некоторых советских городов и даже регионов, а также увековечил имена создателей новаторских проектов в мировой истории.
На смену ему пришел сталинский ампир, который определил вектор развития архитектуры в стране на следующие 20 лет — с 1930-х по 1950-е годы. Конструктивизм был запрещен из-за его крайне инновационного подхода и идеологического отклонения от политики партии. Однако новое поколение архитекторов «оттепели» вернулось к ее идеям. В 1960-х и 1980-х годах в городах Советского Союза были возведены здания, в которых прослеживается отсылка к конструктивистским формам.