Ситар струнные щипковые музыкальные инструменты. Ситар струнные щипковые музыкальные инструменты.

Дочери Рави Шанкара Нора и Анушка пошли по стопам отца и продолжили музыкальную династию. Последний является известным ситарным композитором. Анушка и ее группа выступали не только в Великобритании, но и в других частях света.

Ситар струнные щипковые музыкальные инструменты

Ситар

Ситар — это индийский струнный щипковый инструмент с богатым оркестровым звучанием.

Название «ситар» происходит от турецких слов «се» — семь и «тар» — струна. У ситара семь основных струн, отсюда и его название. Ситар относится к семейству лютневых инструментов, и в Азии существует множество аналогов этого инструмента по внешнему виду и звучанию, например, таджикский «сетор» с тремя струнами.

Происхождение

Ситар был изобретен в 13 веке музыкантом Амиром Хусро во времена растущего мусульманского влияния и первоначально был очень похож на своего близкого родственника, таджикский ситар, который, однако, имеет три струны (се означает три). Однако в Индии этот инструмент был изменен: Деревянный резонатор среднего размера заменили огромным резонатором в форме тыквы, но на этом не остановились и добавили еще один резонатор в форме тыквы, прикрепив его к верхней части полого грифа; резонатор богато украшен палисандром и слоновой костью, а навязанные резинки с прожилками заменили изогнутыми металлическими лентами.

До ситара индусы играли на древнем щипковом инструменте, изображения которого сохранились на древних рельефах II-III веков нашей эры.

Устройство

Ситар

У ситара семь основных струн, плюс 11 (а в некоторых видах 13) резонирующих струн (также называемых «бурдонные струны» или «тараф» (оркестр)), которые придают звуку ситара знакомый колорит. Струны расположены в два ряда: Дроновые струны под струнами и семь играющих струн над струнами, из которых пять мелодических струн и две струны чикари для ритмических пассажей и аккомпанемента основной мелодии.

Одной из важнейших конструктивных особенностей ситара является резонатор, который — в отличие от азиатских инструментов, где резонатор изготавливается из дерева — сделан из своеобразной грушевидной тыквы. Боковая стенка тыквы вырезается, и после обработки — лакировки и полировки — прикрепляется верхняя дека. Иногда ситары изготавливаются с дополнительным резонатором, прикрепленным к верхней части грифа для усиления звучания басовых струн. И верхний гриф, и полый гриф изготовлены из дерева тун. Верхняя часть грифа выполнена из «глиняного» дерева с вырезанными вручную инкрустациями и украшениями. Металлические выпуклости связаны между собой веревкой у шеи.

Кто и когда изобрел ситар

Происхождение этого уникального инструмента можно проследить непосредственно до музыканта XIII века Амира Хусро. Первый ситар был сравнительно небольшим и сильно напоминал таджикский сетор. Со временем, однако, индийский инструмент становился все больше и больше, а также получил резонатор из тыквы, который издавал глубокий и чистый звук. Палуба была отделана палисандровым деревом и дополнена слоновой костью. Гриф и корпус ситара были испещрены ручной росписью и различными мотивами, каждый из которых имел свой дух и название. До появления ситара самым важным инструментом в Индии был древнейший инструмент мадера, сохранившийся в рельефах III века нашей эры.

Ситар

Как устроен ситар

Оркестровое звучание достигается за счет специальных струн, называемых «бурдонные струны». В некоторых примерах инструмент имеет до 13 дополнительных струн, в то время как основа ситара состоит из семи. У ситара два набора струн, два из которых предназначены для ритмического аккомпанемента. Пять струн предназначены для мелодии.

Если в таджикском сеторе резонатор сделан из дерева, то здесь он сделан из особого вида тыквы. Первый резонатор крепится к верхней части деки, второй, меньшего размера, — к грифу. Все это служит для усиления звучания басовых струн, делая звук «плотнее» и выразительнее.

На ситаре есть струны, на которых вообще не играют. Они называются таррабас, или звучащие струны. Эти струны при игре на основных струнах издают свои собственные звуки, что и дало ситару его характерное название.

Даже гриф сделан из особого сорта дерева — тун, а украшения и резьба выполнены вручную. Примечательно также, что струны покоятся на двух плоских основаниях из костей северного оленя. Особенность этой конструкции требует постоянного подтачивания этих плоских оснований, чтобы струна издавала особый, вибрирующий звук.

Маленькая резинка в форме бантика изготовлена из таких материалов, как латунь и серебро, чтобы придать ей форму, при которой звук наиболее приятен для уха.

Ситар

Основы игры на ситаре

У музыканта есть специальное устройство для игры на аутентичном индийском инструменте. Он называется мизраб и напоминает клешню. Когда мизраб помещается на указательный палец, происходит движение вверх-вниз, которое и производит необычный звук ситара. Иногда используется техника комбинированного движения мизраба. Ударяя по струнам чикари во время игры, игрок на ситаре придает музыке более ритмичное и четкое направление.

Бесспорным виртуозом игры на ситаре является Рави Шанкар. Он начал знакомить широкие массы, особенно на Западе, с индийской инструментальной музыкой. Дочь Рави, Анушка Шанкар, стала его почитательницей. Абсолютный музыкальный слух и виртуозное владение таким сложным инструментом, как ситар, является заслугой не только ее отца, но и самой девушки — такая любовь к национальному инструменту не может исчезнуть бесследно. Уже сейчас великий ситарщик Анушка собирает большое количество любителей настоящей живой музыки и дает прекрасные концерты.

Устройство инструмента

Структура ситара на первый взгляд очень проста. Он состоит из двух резонаторов Gurton, одного большого и одного маленького, соединенных полым длинным грифом. В нем семь основных струн, две из которых — чикари. Эти отвечают за ритмические пассажи, а другие — за мелодические.

Также есть 11 или 13 струн ниже порогов. Небольшой резонатор в верхней части усиливает звук басовых струн. Гриф изготовлен из карбида вольфрама. Струны нанизаны на гриф, ряд колков отвечает за звучание инструмента.

Ситар с футляром

История

Ситар похож на лютню, которая стала популярной в 11 веке. Но уже во втором веке до нашей эры появился еще один инструмент — рудра-вина, далекий предок ситара. На протяжении веков он претерпевал структурные изменения, а в конце XIII века индийский музыкант Амир Кусраукс изобрел инструмент, похожий на таджикский ситар, но более крупных размеров. Он изготовил резонатор из тыквы, обнаружив, что такое «тело» дает чистый и глубокий звук. Хусро также увеличил количество струн. У странника было только три.

На инструменте играют сидя, опираясь декой на колено. Левая рука держит гриф, а пальцы обхватывают струны на грифе. Пальцы правой руки совершают щипковые движения. В это же время на указательный палец надевается «мизраб» — специальные щипцы — для выделения тона.

Чтобы получить определенный тон, игрок играет на ситаре мизинцем, скользя им по струнам дрона. Некоторые игроки отращивают ноготь на пальце, чтобы получить более полный звук. На грифе есть несколько струн, которые вообще не используются при игре. Они создают эффект эха, который делает мелодию более выразительной и подчеркивает основной звук.

Игра на ситаре

Известные исполнители

Рави Шанкар останется непревзойденным исполнителем на ситаре в истории индийской музыки на долгие века. Он не только распространил этот инструмент по всему западному миру, но и передал свое мастерство талантливым ученикам. Долгое время он дружил с легендарным гитаристом «Битлз» Джорджем Харрисоном. В песне «Revolver» отчетливо слышны характерные звуки этого индийского инструмента.

Рави Шанкар передал свое виртуозное мастерство игры на ситаре своей дочери Аннушке. Она освоила технику игры на инструменте с 9 лет, играла традиционные индийские раги и в 17 лет опубликовала собственный сборник композиций. Девушка постоянно экспериментирует с различными жанрами. Сочетание индийской музыки и музыки фламенко привело к созданию ее альбома Trelveller.

Одним из самых известных музыкантов на ситаре в Европе является Шима Мукерджи. Он живет и работает в Англии и регулярно выступает с саксофонистом Кортни Пайном. Мукта, этно-джазовая группа, выделяется среди музыкальных коллективов, играющих на ситаре. На всех записях группы звучит сольная игра на индийском струнном инструменте.

Другие музыканты из разных стран также внесли свой вклад в рост и популярность индийской музыки. Характерное звучание ситара используется в творчестве японских, канадских и британских групп.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий