В личной жизни Шарден пережил множество ударов судьбы, самым большим из которых была смерть его жены и детей. Его первая жена умерла от тяжелой болезни, за ней последовала его маленькая дочь Аньес. Художнику было очень трудно нести на плечах своего сына, крещенного в 1731 году.
Шарден, Жан-батист Симеон
Два французских художника восемнадцатого века, Шарден и Грёз, не включены. Но это вполне объяснимо. Оба они находятся вне общей диспозиции, и ни один из них не может быть помещен ни в группу формальных академических художников, ни в группу светских экологов. Оба художника были «третьесортными» живописцами, и только Грозет со своими портретами и богатыми головами соответствовал вкусам высшего общества. Следует сразу сказать, однако, что между этими двумя художниками большая разница. Шарден (1699 — 1779) — «художник чистейшей воды», является только художником и одновременно одним из первых живописцев во всей истории искусства. Грес (1725-1805) был также прекрасным живописцем, но, к сожалению, оставил свое искусство ради литературного проекта. Шарден является связующим звеном между Веласкесом, Рембрандтом, Вермеером и импрессионистами нашего времени; Гроэс, вместе с англичанином Хогартом, является истинным родоначальником всей анекдотической живописи девятнадцатого века и особенно наших путешественников. Таким образом, несмотря на свои простые буржуазные сюжеты, Шарден является одним из самых аристократичных, утонченных и недоступных художников; Гроэс же, напротив, «буржуа до мозга костей», настоящий «Дидро живописи», который, тем не менее, отстает от своего литературного коллеги по интеллекту и характеру.
Я мало что могу сказать о картинах Шардена. Ими нужно восхищаться. Они настолько скромны и непритязательны на вид, что их невозможно «рассказать и описать». Но каждый из цветов Шардена не только правдив, но и прекрасен в своем богатстве, в своем неповторимом оттенке.
Жан-Батист Симеон Шарден, Карточный домик, ок. 1735. лен, масло. 82,2×66. (Продан Эрмитажем Эндрю Меллону в 1931 году. Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия).
Я предлагаю вам начать изучение Шардена с синего тона стола, на котором сын месье Ленуара раскладывает свой карточный замок; как только красота этой поверхности, ее «деликатность», глубина и красота тона становятся очевидными, становится понятным все очарование других картин великого художника («Молитва перед обедом», «Прачка»).
Жан-Батист Симеон Шарден. Молитва перед ужином. 1744. масло на холсте. 49.5 x 38.4. inv. 1193
Жан-Батист Симеон Шарден. Прачка. Льняное полотно, масло. 37,5х42,7. инв. 1185. из коллекции Кроза, Париж, 1772.
Читайте также
Патер, Жан-Батист Франсуа Лучше не сравнивать соотечественника и единственного ученика Ватто Патера и подражателя Ватто Ланкре с самим гениальным мастером. Это им только во вред, потому что им не хватает поэзии замечательного художника, а их техника, при всем ее блеске, уступает его технике.
Грес, Жан-Батист У нас совсем другое отношение к Грес. Мы больше не в состоянии переживать наивную драму, которую простодушный художник рассказывает умирающему паралитику. 73 Наименьшая из проблем в этой картине — наши предки:
Перроно, Жан-батист
Перроно, Жан-Батист Когда-то он был указан как «Портрет мальчика, Жан-Батист Перроно». Портрет мальчика с книгой. 1741/50. масло на холсте. 63х52. инвентарь. 1270. из собрания А.Г. Теплова, Санкт-Петербург, 1781 г.
Ваникс, Ян Баптист Чтобы получить полное представление о Яне Баптисте Ваниксе (1621 — 1660), необходимо увидеть две его картины в галерее Кушелева. Это, пожалуй, лучшие картины во всей серии. Но в Эрмитаже хранится и одна из самых значительных работ мастера — «Морская гавань»,
Шарден, Жан Батист Симеон
Жан Батист Симеон Шарден (Jean Baptiste Siméon Chardin ; 1699 — 1779) — французский живописец, один из самых известных художников XVIII века и один из лучших колористов в истории живописи, известный своими работами в жанре натюрморта и жанровой живописи.
В своем творчестве художник сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических тем, которые были характерны для искусства его времени. Основной темой его натюрмортов и сцен, которые полностью основаны на наблюдениях из жизни и фактически являются скрытыми портретами, является повседневная домашняя жизнь так называемых людей третьего сорта, которую он изображает спокойно, интимно и реалистично. Шарден, чья творческая карьера ознаменовала начало реализма в XVIII веке, продолжает и обогащает традиции голландских и фламандских мастеров XVII века в области натюрморта и домашней жизни, привнося в свои работы нотки элегантности и естественности. 1
«Серебряный кубок» (ок. 1728 г., Музей искусств Сент-Луиса (США, штат Миссури).
Ученик П.-Ж. Каза и Ноэля Куапеля, Шарден родился и провел свою жизнь в парижском районе Сен-Жермен-де-Пре. Нет никаких свидетельств того, что он когда-либо проживал за пределами французской столицы. Помогая Квапелле делать аксессуары для его картин, он развил в себе необычную способность изображать неодушевленные предметы всех видов и решил посвятить себя исключительно их воспроизведению. В начале своей карьеры он рисовал фрукты, овощи, цветы, предметы быта и охотничьи ловушки с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за полотна знаменитых фламандских и голландских художников. Только в 1739 году он расширил круг своих сюжетов, включив в него сцены из домашней жизни бедняков и портреты.
В Париже он вскоре стал известен как великий мастер натюрморта. Жизнь и натюрморт органично связаны в его искусстве, как аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия действительности. Подобно голландцам, французский художник-жанрист смог выразить очарование интерьеров и окружающих их предметов быта. Шарден выбирал для своих композиций самые обычные предметы — бак с водой на кухне, старые кастрюли, овощи, глиняный кувшин, и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные черты науки и искусства. Достоинство этих картин заключается не в роскоши вещей, которую так любили голландцы, а в их одухотворенной поэтической жизни, в равновесии конструкции, создающей образ гармоничного существования.
Мастерски владея цветом, он тонко чувствовал взаимосвязь между предметами и их структурой. Дидро восхищался тем, как он заставлял двигаться сок под кожурой фрукта. Он умел видеть множество оттенков цвета и передавать их мелкими мазками. Из этих нюансов он создает свой белый цвет. Серые и коричневые цвета, которыми овладел Шарден, очень многочисленны. Лучи света, проникающие на холст, придают предмету четкость и определенность.
В 1730-х годах Шарден обратился к жанровой живописи — повседневным семейным и бытовым сценам, полным любви и мира, отличающимся удивительной изобразительной и цветовой целостностью («Молитва перед ужином», 1744). В жанровых сценах Шарден создал спокойный, размеренный порядок повседневной жизни — то в обыденных, но лирически возвышенных моментах, то в эпизодах, имеющих внутреннее нравственное значение.
Картина «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766, Государственный Эрмитаж) была написана по заказу Екатерины II для строящейся Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Жанровые картины, полные наивной простоты, силы и гармонии цвета, деликатности и богатства штрихов, даже в большей степени, чем ранние работы Шардена, выделяют его из всех современных художников и отводят ему почетное место в истории французского искусства. В 1728 году он был зачислен в Академию изящных искусств в Париже, в 1743 году был избран ее советником, в 1750 году занял должность казначея, а с 1765 года был членом Академии Руана, Академии наук, литературы и изящных искусств.
Шарден: рисуя третье сословие
Жан Батист Симеон Шарден занимает совершенно особое место во французской живописи XVIII века. В то время как его академические коллеги писали торжественные и пасторально-мифологические сюжеты, мастер обратился к жанровой живописи и посвятил свой внимательный взгляд жизни обычных людей. О его стиле и отношении к искусству — к нашему материалу.
Интерес к третьему сословию
Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779) происходил из семьи плотников, поэтому неудивительно, что его интересовала повседневная жизнь простых людей. Его творческий путь начался в мастерской Николя Куапеля, где Шарден рисовал мелкие детали на картинах своего мастера. Он был очень успешен и долгое время писал только натюрморты. Его работы были настолько хороши, что многие принимали его за фламандского или голландского мастера.
Натюрморты помогали ему совершенствовать свою кисть, но не они сделали Шардена знаменитым. В конце 1730-х годов он нашел свою тему и начал использовать художественные средства для изображения жизни так называемого третьего сословия.
До революции все классы во Франции назывались третьим сословием, за исключением духовенства и дворянства.
Однако натюрморт не исчез полностью из творчества Шардена, а стал органичной частью бытовых сцен.
Правдиво и с любовью
Кухарки, прачки, гувернантки, разносчицы, вышивальщицы — никто не был равнодушен к Шардену. Он писал свои картины в тихой, интимной и реальной манере, передавая действительность глубоко и поэтично. Его картины, изображающие размеренный порядок повседневной жизни, обладают невероятной гармонией и спокойствием, эмоциональной нежностью. Простые и понятные по тематике, они завораживают теплотой и нежностью отношения автора к героям.
«Кто вам сказал, что кто-то рисует цветом? Один может рисовать красками, другой — чувствами».
Шарден был великим колористом с тонким чувством нюансов. Для его работ характерна мягкая цветовая палитра, в которой преобладают различные оттенки коричневого. Важное место в работах мастера занимает свет, который делает полотна приятными и камерными.
«О, Шарден, ты втираешь в свою палитру не белое, красное и черное, а суть предметов; ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и переносишь их на холст!».
Шарден за ум не возьмется Популярные в его время парадные портреты и картины, посвященные гедонистической жизни аристократов, их идеализированность и напыщенность противоречили его мировоззрению. Он действительно не понимал, почему то, как фрейлина готовится к балу, было интереснее, чем то, как повар чистит орехи.
Энциклопедисты помогли Шардену стать популярным. Они противопоставляли его честные картины работам «оторванных от народа» мастеров рококо.
Выбрав «низкий» жанр, Шарден не только не проиграл, но и выиграл: В основном благодаря ему жанровая сцена приобрела ценность для любителей искусства, но он вписал свое имя не только в историю французской, но и мировой живописи. Его картины являются гордостью коллекций великих музеев в разных уголках мира.