Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения. Сфумато это в живописи.

Другой способ штриховки — использование сухой кисти. На заключительном этапе живописи небольшое количество масляной краски наносится кончиком тонкой, но жесткой кисти.

Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения

Мона Лиза сфумато

Владельцы парикмахерских и магазинов совершенно открыто используют слово «сфумато» в своей рекламе. Однако их изделия несут лишь внешние, индивидуальные признаки этой техники росписи.

Я предлагаю вам углубить свои знания об этой необычной технике. Это не только поможет вам отличить сфумато от обычного света и тени. Но вы раз и навсегда убедитесь в гениальности ее создателя Леонардо да Винчи.

Самое главное о сфумато

Когда художник использует сфумато, вы не увидите резких линий и резких переходов от цвета к цвету.

Вместо этого один цвет будет мягко переходить в другой. Это создает иллюзию легкого тумана между зрителем и картиной. С итальянского sfumato переводится как «размытие».

Мы видим эффект сфумато на лице Моны Лизы.

Леонардо да Винчи Джоконда

Очень мягкая штриховка нанесена на уголки рта и вокруг глаз. Если посмотреть на портрет под разными углами, выражение лица как бы меняется.

Контуры лица также становятся более мягкими. Как будто вы видите окружающий воздух. Поэтому создается ощущение, что она вдыхает и выдыхает воздух в груди.

Леонардо сделал все возможное, чтобы Мона Лиза выглядела живой.

Меня долгое время вводили в заблуждение. Я думала, что это просто: нанести мягкие тени и смешать линии. Вот ваш сфумато.

В действительности все намного, намного сложнее. Нельзя смешивать масляные краски.

Рассмотрите детали «Моны Лизы» вблизи.

Мона Лиза деталь

Что вы видите необычного?

Что ж, давайте сравним. Деталь портрета молодого человека работы Боттичелли. Чем принципиально отличаются их методики?

Справа: Боттичелли. Портрет молодого человека. 1483 г. Национальная галерея Лондона

У Боттичелли мы видим мазки. С Леонардо как будто не существует штрихов. Вовсе нет. Даже очень маленькие. Вы можете увеличивать картины сколько угодно, вы их не увидите. Даже под микроскопом. И вы даже не увидите их на рентгеновском снимке.

Ссылка на бесплатный курс

Секретное сфумато Леонардо

Леонардо был новатором. Вот почему он не остановился на обычных светотени. Он хотел, чтобы его фигуры оживали на картинах.

Он отметил, что в природе не существует линий. Поэтому на холсте не должно быть ничего, решил Леонардо.

Он долгое время экспериментировал. Работая над портретами, он даже выпускал дым в комнаты. И он изобрел свою собственную технику.

Леонардо использовал увеличительное стекло, чтобы делать очень маленькие движения. Каждый удар был длиной в сороковую долю миллиметра.

Затем он нанес очень тонкий слой бледно-желтой грунтовки на сеть цветных кистей. Толщина слоя составляла от одного до двух микрометров. Это очень, очень мало. Для сравнения: человеческий волос имеет диаметр 80 микрометров.

И так 20-30 раз. Один слой микропигментации, один слой цвета. Результат невообразим. Ни одной линии, ни одной точки.

Как вы, наверное, поняли, с помощью этой техники невозможно написать картину за неделю. По этой причине Леонардо взял «Мону Лизу» с собой до конца жизни. Он вернулся к работе над портретом на 16 лет.

Сфумато

Иоанн Креститель. Фрагмент. Леонардо.

Краткое описание техники. Примеры работ, использующих эту технику.

Иоанн креститель

Иоанн Креститель, Леонардо.

Сфумато

В изобразительном искусстве термин «сфумато» (происходит от итальянского «fumo», что означает «дым») относится к технике масляной живописи, в которой тона и цветовая палитра строятся так, чтобы перетекать друг в друга без видимых краев или границ. Отец этой техники, Леонардо да Винчи, описал сфумато как смесь цветов «в виде дыма, без линий и границ». Словно занавес висит между работой и зрителем, затемняя светлые участки и осветляя темные, создавая плавный и незаметный переход между тонами. Для достижения этого эффекта обычно используется полупрозрачное стекло. Наряду с канджанте и теневой техникой, сфумато является одной из важнейших живописных техник искусства эпохи Возрождения.

Мона Лиза. Леонардо.

Портрет Моны Лизы является, пожалуй, самым типичным примером использования этого метода.

Этот метод не только позволил создать неуловимые и иллюзорные изображения человеческих тел и, в частности, лиц, но и способствовал богатой передаче атмосферы произведения.

Художники, которые использовали сфумато

Эта техника, которая не была полностью освоена до Высокого Возрождения, встречается в более широком масштабе в работах Леонардо. В частности, работа «Мадонна в скалах» и всемирно известный портрет Моны Лизы, черты лица и улыбка которой чрезвычайно тонко оттенены, прекрасно иллюстрируют сфумато. Сфумато также использовали флорентийский живописец Фра Бартоломео, венецианский мастер Джорджоне, а также Корреджо, Федерико Бароччи и многие другие художники.

Лондонская

Лондонская Мадонна в скалах

Характерные особенности сфумато

В переводе с итальянского sfumato означает «исчезновение», «рассеивание», «дым». Этот метод характеризуется:

  • плавные тональные переходы;
  • размытость контуров;
  • и мягкое перетекание одной формы в другую,

усиливая иллюзию пространственной глубины и реализма, поэзии и тайны. Не случайно «улыбка Джоконды» является символом чего-то неосязаемого и таинственного.

Сфумато характеризуется дымчатостью и размытостью фона, что позволяет сконцентрироваться на наблюдении за главным объектом картины. В sfumato контраст между светом и тенью минимален, нет мазков и ярких красок, переходы между тонами едва ощутимы, а фону не хватает четкости и выразительности.

В классическом сфумато используются лаки — полупрозрачные масляные краски — и легкие кисти с мягкими щетками для создания невидимых мазков. Позже появилась техника «сухой кисти», при которой художник наносит небольшое количество сухой краски и счищает излишки, оставляя на поверхности лишь слой в несколько микрометров. Художники часто используют технику размазывания пальцем или тканью для создания эффекта размытости.

Сфумато в ТОП

Техника оптического освещения — это сложный процесс, основанный на приемах «старых мастеров» и включающий в себя современные техники и изобразительные материалы. Поэтому мы используем различные техники для достижения желаемых результатов сфумато.

Аналогом глазури в TOP являются оптические смеси, которые комбинируются друг с другом и с более ранними слоями для создания новых оттенков. Для создания пространственной глубины и усиления цвета можно использовать масляные глазури. Техника сухой кисти используется для создания недостающих цветов, когда краска покрывает намеченные участки, как тихая пыльца, делая их более тонкими, насыщенными или фактурными.

Почему нужно начинать с рисунка

Сфумато — это самый четкий и тонкий дизайн, поэтому лучше всего начинать с простых композиций и использовать метод сухой кисти. Рисование формирует навыки для последующего создания реалистичных картин:

  • построение конструкции;
  • метод работы «от пятна»;
  • постановка глаза;
  • внимание к деталям;
  • организация светотени.

ТОП-живопись основана на тех же принципах, что и рисунок, но достигает своих целей более сложными методами. Как только вы научились рисовать графитным порошком и карандашами, гораздо легче перейти к механизму ТОП — наждачной бумаге, сухой и мокрой глазури, о которых вы можете узнать больше в этой книге.

В пастели

В конце прошлого века концепция сфумато была перенесена в пастельную живопись. Работа начинает напоминать почти абстрактный эскиз. Изменяя давление кисти во время рисования, можно избежать эффекта обычного окрашивания и создать ощущение глубины и атмосферы. Для больших форм рекомендуется использовать размытую или влажную подрисовку, которая изменяет оттенок и глубину цвета работы.

Чем больше подрисовка смягчает края, тем лучше эффект сфумато. Даже если для последующего понижения используются дополнительные цвета, сохраняется плавный переход между областями. При нанесении пастели можно использовать тонкие, стаккато штрихи для постепенного перехода от одного цвета к другому. Этот визуально тонкий метод стирает границы между объектами, не меняя характера работы, и улучшает внешний вид, форму и перспективу.

Сфумато — это тонкая тональная градация, цель которой — полностью сгладить острые края и создать синергию света и тени в картине. Художник использует тонкую штриховку для создания мягких, едва уловимых переходов между цветами и тонами. Леонардо да Винчи научился делать тонкую градацию от светлых участков к темным без линий и краев, а его преемники — Иоганн Абелинг, Омар Гальяни, Стивен Маки, Тициан и другие — продолжали использовать иллюзорные изображения атмосферных явлений и лиц в портретах.

Популярные публикации:

искусство, стили, жанры, техники живописи, графика

сангина,техники живописи

пастозная живопись

Reader Interactions

Comments

Для тонкой лессировки подходят только мелкозернистые холсты.

Удивительный » -метод — сфумато — владение цветом» создает образы, от которых невозможно оторваться — Леонардо был ученым до своего времени и в МЕДИЦИНЕ — великий художник оставил столько загадок, есть над чем подумать — три портрета. Мона Лиза — они не дают спокойствия ученым-исследователям всех времен и народов!

Улыбки персонажей

Леонардо был блестящим интеллектуалом и аналитиком, но он также был известен как маг и волшебник. В эпоху Возрождения эти полюса не противоречили друг другу: были примеры того, как философ, священник и астролог могли мирно сосуществовать в одном человеке.

Глядя на загадочные улыбки фигур Леонардо, создается впечатление, что этот гений явно что-то скрывает от нас: что-то важное и таинственное, что раскрывается в его удивительном уме. Улыбки его фигур трудно описать: Сфумато делает их расплывчатыми и неопределенными, как будто они одновременно все и ничто.

Понравилась ли вам статья? Подробнее о картине читайте здесь.

Помимо Леонардо, Иероним Босх также создавал шедевры на перекрестке между 14 и 16 веками. Посмотрите видео о нашей работе над ним:

Гениальное изобретение Леонардо

Сфумато было изобретено и введено в художественную практику Леонардо да Винчи, а неподражаемая Мона Лиза (Джоконда) является эталоном использования этой техники.

Сфумато в живописи что это такое

Рентгеновское исследование картины в 2010 году показало, что Леонардо нанес краску толщиной всего в несколько микрометров, а общая толщина слоя краски составила не более 40 микрометров. Для сравнения, диаметр человеческого волоса составляет от 80 до 100 микрометров, что в 40-50 раз больше толщины одного мазка кисти Леонардо.

Характерные особенности сфумато

В переводе с итальянского sfumato означает «исчезновение», «рассеивание», «дым». Этот метод характеризуется:

усиливая иллюзию пространственной глубины и реализма, поэзии и тайны. Не случайно «улыбка Джоконды» является символом чего-то неосязаемого и таинственного.

Сфумато характеризуется дымчатостью и размытостью фона, что позволяет сконцентрироваться на наблюдении за главным объектом картины. В sfumato контраст между светом и тенью минимален, нет мазков и ярких красок, переходы между тонами едва ощутимы, а фону не хватает четкости и выразительности.

Сфумато в живописи что это такое

В классическом сфумато используются лаки — полупрозрачные масляные краски — и легкие кисти с мягкими щетками для создания невидимых мазков. Позже появилась техника «сухой кисти», при которой художник наносит небольшое количество сухой краски и счищает излишки, оставляя на поверхности лишь слой в несколько микрометров. Художники часто используют технику размазывания пальцем или тканью для создания эффекта размытости.

Сфумато в ТОП

Техника оптического освещения — это сложный процесс, основанный на приемах «старых мастеров» и включающий в себя современные техники и изобразительные материалы. Поэтому мы используем различные техники для достижения желаемых результатов сфумато.

Аналогом глазури в TOP являются оптические смеси, которые комбинируются друг с другом и с более ранними слоями для создания новых оттенков. Для создания пространственной глубины и усиления цвета можно использовать масляные глазури. Техника сухой кисти используется для создания недостающих цветов, когда краска покрывает намеченные участки, как тихая пыльца, делая их более тонкими, насыщенными или фактурными.

Мона Лиза

Джоконда — 1503-1519 Леонардо да Винчи

Мона Лиза или Джоконда — самая популярная работа да Винчи и одно из самых известных в мире произведений великого Возрождения. Удивительно, но картина до сих пор не закончена.

Леонардо не преминул поработать над ней — как и над многими другими заказами, он посвятил этой работе всю свою страсть. Он работал над этой работой более четырех лет и взял ее с собой во Францию, вместе с несколькими другими избранными картинами, когда покидал Италию в преклонном возрасте. Да Винчи особенно любил этот портрет и много думал о нем.

Леонардо было поручено написать портрет его жены Моны Лизы для Франческо дель Джокондо, и, проработав над ним четыре года, он оставил его незаконченным. Сейчас эта работа находится во владении короля Франции в Фонтенбло. Если вы хотите увидеть, насколько искусство может подражать природе, вы можете понять это самым простым образом на примере этой картины, поскольку она воспроизводит все мельчайшие детали, которые может передать тонкость живописи. Глаза, например, имеют тот блеск и влажность, которые обычно видны на живом лице, а вокруг них — все те красноватые соринки и волоски, которые можно изобразить только с величайшим мастерством. Ресницы, которые создаются так же, как и волосы на теле, где они иногда более, а иногда менее густые и располагаются в соответствии с порами кожи, невозможно изобразить более естественно. Нос с его красивыми отверстиями бледно-розового цвета выглядит живым. Открытый рот, края которого соединены ярко-красными губами, выглядит не как картина в натуральном виде, а как настоящая плоть. Если присмотреться, можно увидеть пульс во впадине шеи. Действительно, можно сказать, что эта работа написана таким образом, чтобы смутить и запугать любого самонадеянного художника, кем бы он ни был. Леонардо, кстати, прибегнул к следующему приему: поскольку Мона Лиза была очень красива, он попросил людей играть на лире или петь во время написания ее портрета, и всегда были жонглеры, чтобы развлечь ее и снять меланхолию, обычно связанную с написанием портретов в полный рост. Улыбка Леонардо в этой работе настолько приятна, что кажется, что он созерцает скорее божественное, чем человеческое; сам портрет считается исключительным произведением, потому что сама жизнь не могла быть более другой.

Картина хранится в Лувре, французском музее в Париже. Работа защищена от вандализма со стороны посетителей музея пуленепробиваемым стеклом.

Эта картина также была украдена в 1911 году Винченцо Перуджа, сотрудником Лувра и мастером по изготовлению зеркал.

Художники, работавшие с сангиной

Леонардо да Винчи

В основном он изображал на холсте природу обнаженного тела. Леонардо да Винчи также использовал эту технику для своей знаменитой картины «Автопортрет Турина», на которой изображен сам художник.

Рафаэль Санти

Он использовал сангину не только как дополнительный инструмент для рисования, но и для создания самостоятельных художественных образов.

Питер Пауль Рубенс

Величайший фламандский живописец XVII века. До наших дней сохранилось большое количество его оригинальных работ на мифологические и религиозные темы.

Жан-Батист Грез

Яркий представитель портретного жанра восемнадцатого века. Он написал подготовительные эскизы к «Сангине», которые поражают невероятно подробным изображением фигур на картине.

Валентин Александрович Серов

Он был одним из тех русских художников, которые писали свои работы сангиной. Картины Серова всегда выделялись своей способностью передать реальную культуру и жизнь России.

Карл Павлович Брюллов

Он стал одним из самых значительных художников в России. Кроме того, художник был удостоен звания «Первая кисть государства», а его работы сейчас находятся в Третьяковской галерее.

Как да Винчи использовал Underpainting для создания настроения

Приступая к рисованию, Леонардо сначала создавал детальную маску нейтрального серого или коричневого цвета, а затем наносил краски слой за слоем, покрывая их прозрачной глазурью, используя ограниченную палитру оттенков. Часть тени будет проступать сквозь слои и слегка поддерживать форму. Создание цвета с помощью глазури также придает цвету глубину, которой нельзя достичь, нанося смешанные цвета на палитру.

По словам биографа Леонардо да Винчи, Уолтера Айзексона, этот метод также позволил ему «воспроизводить светлые тона». Свет проходил через слои и отражался от основного слоя, создавая впечатление, что свет исходит от самих фигур и предметов». «.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий