Северяне – властители северных славянских земель. Самый северный русский народный.

Следует отметить, что саамские языки относятся к подгруппе финно-угорских языков уральской языковой семьи, но сохраняют определенную автономию. Дело в том, что треть словарного запаса саамов не соответствует финно-угорскому или какому-либо другому языку. Ученые до сих пор не могут до конца объяснить его происхождение.

Дома-дворы, еда из дикоросов и гендерное равенство. Как жили раньше крестьяне Русского Севера

Поморы — жители российского севера на побережье Белого и Баренцева морей. Они пришли туда уже в XIV веке — не в необжитые районы, а на территории финно-венгерских племен (особенно вепсов и карел), которые населяли эти районы до славян и сыграли важную роль в формировании новой этнокультурной общности. Дэниел Шин, автор телеграм-канала BOOKWAR, объясняет, как северянам удалось создать и навсегда сохранить уникальную народную культуру (спойлер: к счастью, татаро-монголы ее не застали и крепостное право не прижилось на севере), а также объясняет, почему эта культура сейчас находится в полном упадке и нуждается в сохранении и защите.

Первыми сюда пришли жители Новгорода и Ростова, уехавшие в поисках лучшей жизни. В XIII веке новгородцы покинули малопродуктивные земли и двинулись на север к богатым ресурсами лесам и водам, которые не только обеспечивали переселенцев материалами для строительства домов, одежды и пищи, но и способствовали торговле уникальными товарами. Они принесли с собой на север свои законы и обычаи, но при этом наблюдали за коренным населением и перенимали передовой экономический опыт.

Поселенцы активно осваивали землю и создавали различные поселения.

Погост — самая древняя форма поселения на севере. В нем размещался храмовый комплекс или церковь, он предоставлял место для общественных собраний и принимал торговцев.

Деревня — это сельскохозяйственное поселение, первоначально состоящее из 1-3 крестьянских домов, позднее из 10-15 крестьянских домов.

Центральное поселение с церковью называлось селом.

Починок (новг. pochin — «новое поселение») был небольшим поселением, отделенным от старой деревни из-за отсутствия пахотных земель.

Русский Север, по сути, был узкой заселенной полосой вдоль моря, озер и рек, ведь для той части населения, что жила земледелием, было необходимо наличие пригодной для обработки земли, орошаемой водоемами.

Кроме того, такое расположение позволяло заниматься рыболовством (ловлей морских обитателей), а система рек и озер стала неотъемлемой частью транспортных путей. Для заготовки дров и сена использовались специальные летние поселения, расположенные на отдаленных деревенских лугах (тростниковых полях).

Брус, глаголь, два кошеля

Так мог бы называться фильм Гая Ричи, если бы он родился на Русском Севере, но режиссер — англичанин, и так называлось жилище поморов. Их основным материалом было дерево: эти дома органично вписывались в природный ансамбль и дополняли его.

На севере встречается большое разнообразие домов, самой важной и уникальной особенностью которых является сочетание жилой и сельской частей в одном здании — доме с навесом. Эти дома обычно состояли из нескольких хижин (от 4 до 6), в которых жили семьи, связанные родственными узами, поэтому северные дома считаются родовыми гнездами.

Наиболее распространенной формой жилища является деревянная хижина. Жилые и хозяйственные помещения размещаются в вытянутой прямоугольной деревянной хижине, покрытой простой двускатной крышей. Жилая часть всегда обращена к «миру» (улице, дороге, озеру) и богато украшена, в то время как жилая часть обращена к внутренним дворам.

Второй тип называется глаголь, по форме плана этажа, где жилая и сельская части дома образуют букву G.

Самым интересным типом дома является кошелек. Двор находится рядом с домом и имеет простую двускатную крышу. Уклоны крыши неравномерны — низкий уклон покрывает только половину жилого пространства, в то время как высокий уклон покрывает другую половину и весь двор. В отличие от стропил, у кессона широкая сторона обращена к свету, а не узкая. Эти дворовые дома огромны и впечатляют не только своей монументальностью, но и красотой искусно вырезанных мотивов.

«Жёнки, большухи», или Северорусский феминизм

Общество Русского Севера является примером эгалитарной модели жизни в других сообществах России. Здесь муж и жена правильно распределяли свои обязанности — они жили в одной группе (поровну).

В то время, когда мужчины ждали, когда поймают рыбу, женщина оставалась полноправной хозяйкой и главой всей семьи, ее называли «болшуха». Поморские женщины были очень обеспокоены своей репутацией и считали слово «баба» оскорбительным:

Этноним народа

Название Нордики вызывает много спекуляций и споров. До сих пор природа этого заболевания остается очень неясной. По мнению историка Льва Гумилева, происхождение фамилии могло быть связано с названием савиров — племен, занимавших во втором веке западную часть Каспийского моря. Сам Гумилев и его учитель Михаил Артамонов считали, что савиры были предками норвежцев, которые были ассимилированы славянскими народами.

Археолог Валентин Седов предложил другую гипотезу. По его версии, слово «норвежский» могло произойти от иранского «сев», что означает «черный». Следует отметить, что Чернигов был одним из северных городов, одно только название которого подтверждает эту теорию.

«Северянин»

История северян

Интересно, что сербы внешне выделялись среди других славянских племен. Останки, которые археологи нашли в могилах в северных районах, показывают, что большинство представителей этого народа отличались узким лицом и высоким ростом. У норвежцев были тонкие кости и стройные тела.

Большинство норвежцев селились вдоль рек Десна, Сейма и Сула. На мой взгляд, именно эта принадлежность к территориям стала аргументом для летописца Нестора, который в своей «Истории минувших времен» говорил о происхождении нордов. Он заявил, что предками этих людей были кривичи, которые также жили в долинах этих рек.

Северяне дети

Упоминания о норвежцах встречаются уже в VIII веке. века и может быть прослежена до XI века. Долгое время на их земле господствовали хазары, которым народ должен был платить дань. Позже ситуация изменилась благодаря серии успешных военных походов князя Олега.

Теперь северяне оказались под властью Руси. Скандинавские и польские территории составляли ядро власти. Считается, что в 907 году норвежцы приняли участие в экспедиции в Византию.

Культура на землях северян

О культуре и образе жизни норвежцев сегодня можно судить только на основании археологических находок. Поселение Донец (в Харьковской области) и поселение Крапивенское (Белгородская область) считаются одними из крупнейших поселений этих славянских племен.

Они показывают нам, что поселения норвежцев были укреплены частоколами, вокруг которых был построен ров, способный остановить нападение врага. Славянские племена часто воевали с другими народами и поэтому должны были постоянно готовиться к возможной войне или осаде городов.

Основным жилищем норвежцев был полуземлянка, которая опускалась в землю примерно на один метр. Пол жилища был уплотнен и покрыт глиной, а вход был оборудован прочными ступенями (часто из дерева).

Основными занятиями жителей были земледелие и животноводство, а также активно развивались всевозможные ремесла. Многие украшения (особенно радиальные височные кольца) сохранились до наших дней, подтверждая версии о развитии металлообработки среди древних племен.

Полуземлянка северян

Чудь заволоцкая

Новгородцы плавали на своих кораблях вдоль участка суши между Онежским озером и Белоозером, отсюда и название Заволочье, которое они использовали для обозначения северных территорий за этой зоной. Территория Заволочче расширялась на север и северо-восток по мере продвижения славян. Сначала это были земли за ближайшим берегом озера, затем территория за рекой Онегой, потом за Двиной, вдоль Вычегды и, наконец, за бассейном Печоры.

На этих просторах жили финно-венгерские племена, которых наши предки называли «чудь заволоцкая». Некоторые ученые относят их к народу йем, другие отождествляют их с югрой. В древних летописях и договорах чудь заволоцкая отделена от своих восточных соседей. В бассейнах рек Вычегды и Печоры жили сурцы (сегодня коми), пермяки, вотяки (сегодня удмурты) и югра, чьи ближайшие родственники хади и манси сохранились к востоку от Урала.

Монах Нестор Летописец одним из первых перечислил северных соседей в своей «Истории времен минувших»: «Другие же народы, которые платят дань России: Чудь, Меря, Весь, Мурома, Черемис, Мордва, Пермь, Печера, Ям, Литва, Зимигола, Корс, Нарова, Ливы, — они говорят на своих языках, принадлежат к племени Иафета и живут в северных краях».

Интересно, что летописец упоминает чудь отдельно, хотя со временем этот термин стал собирательным и теперь часто относится ко всем северным финно-венгерским племенам.

Однако абсолютного консенсуса не существует. Согласно этимологическому словарю Макса Фасмера, «чудь — название древнего финского населения Пскова, Новгорода; в губерниях Архангельской, Олонецкой, также в губернии Пермской и Сибири. В других источниках, например, в толковом словаре Ожегова, «чудь» определяется как «общее название некоторых западнофинских племен». Большой энциклопедический словарь восходит к древнерусскому названию эстонцев, а также других финских народов к востоку от Онежского озера, по Онеге и Северной Двине.

На протяжении веков большая часть северных племен жила как кочевники, постоянно перемещаясь по обширным территориям от Кольского полуострова до Западной Сибири. Поэтому в самом широком смысле под худом Заболоцким часто подразумевают всех жителей Заболоцка, включая упомянутых выше восточных соседей, а также самодийцев (ненцев), кочевавших вдоль побережья Студеного (т.е. Белого) моря от устья Двины до Уральских гор.

Это были не только мирные поселенцы и христианские миссионеры, но и беглые преступники, пришедшие с юга в северные регионы. У местных жителей были причины ненавидеть всех приезжих, в основном по одной простой причине: любой чужак, прижившийся рядом с ними, кормился на их территории. Они охотились на своих животных, ловили свою рыбу и рубили свои деревья. Более того, проповедники призывали к отказу от идолов и старых языческих устоев, в то время как многие гуситы без колебаний занимались грабежом и разбоем.

Заволоцкая чудь находилась на еще более примитивной стадии развития, чем чудь Залесья — вепсы, меря, мордва и другие выходцы из низовьев междуречья Оки и Волги. Более развитые и могущественные славяне заставляли туземцев платить дань. Сборщики налогов стали регулярно приходить к погостам, построенным на берегах северных рек и озер. Вымогательство стало главной причиной того, что северные аборигены взялись за топор войны против незваных гостей.

Топор войны

Сигналом к восстанию чуди обычно служила резня вассалов-трибунов, за которой следовало вторжение новгородских войск и ожесточенные бои. С 11 по 15 век здесь неоднократно происходили восстания местного населения. Последнее известное восстание заволоцких югорцев произошло в 1445 году.

Русский этнограф XIX века Петр Ефименко в своей работе «Заволоцкий худ» приводит народные предания жителей Жукурского района Архангельской губернии:

«Худы, отчаянно защищая свою землю от нападений Новгорода, никогда не покорились бы захватчикам. Когда туземцы услышали о прибытии новгородцев и узнали об этом, они построили крепости на всех более высоких и благоприятных местах и защищались оттуда всеми силами от чужеземцев. Однако им было трудно противостоять усилиям новгородцев, и они были вынуждены покидать одно место за другим. После явного провала сражения некоторые из чуди бежали в лес, другие покончили жизнь самоубийством с помощью копий и луков, третьи были заживо погребены в глубоких траншеях со всем своим имуществом, а некоторые остались на своих позициях. Согласно легенде, чудь хоронили в земле следующими способами: Они выкапывали ямы, устанавливали по углам колья, строили над ними крыши, клали на крыши камни и землю, затем спускались в ямы со своими вещами и умирали, перерубив колья».

В мае 1079 года жертвой финно-венгров из Заболоцка стал новгородский князь Глеб Святославич, внук Ярослава Мудрого, который отправился на север требовать дань. Чудь убивала не только сборщиков налогов, но и христианских проповедников, в том числе Андриана Одрусовского, Макария Вискозерского, Леонтия Ростовского и других святых мучеников.

О том, что заволоцкие чуди тоже не отличались ангельским нравом, свидетельствуют легенды Каргопольского уезда, которые записал ученый П.Б. Иноходцев 18-го года: «Древнейший народ этого края — несчастные сыроеды и белоглазые чуди, которые, придя в пределы Белозерские, произвели великий хаос: Они поджигали деревни, убивали младенцев, взрослых и стариков.

В то же время археологические исследования доказывают, что северные русские поселения вообще не имели укреплений. В бывших русских погромах не было укреплений, которые европейцы строили в своих колониях….. В могилах было найдено очень мало оружия. Все это позволяет сделать вывод, что колонизация русского севера в целом была мирной. По крайней мере, по сравнению с европейским опытом открытия новых территорий (например, колонизации Латинской Америки или Африки). Кроме того, учитывая крайне низкую плотность населения на северных территориях, славянам было невыгодно истреблять туземцев, плативших им дань. Еще одной важной причиной относительно спокойного развития Заволочья является тот факт, что поселенцы и местные жители изначально занимали разные экономические позиции. Наши предки занимались в основном земледелием и животноводством, в то время как северяне занимались охотой, рыболовством и животноводством.

Почему чудь — белоглазая, как жила и куда делась

Самый высокий рост и самые быстрые темпы ассимиляции наблюдались среди оседлых племен, живущих вблизи больших, глубоких рек и озер. Близость к этим основным артериям изначально облегчала контакты с более цивилизованными соседями.

Норвежский мореплаватель Отар из Холгаланда достиг устья Двины в девятом веке и оставил свидетельства, которые англосаксонский король Альфред Великий перечислил в своих анналах в конце девятого века. Согласно Оттару, жители устья Северной Двины жили в городе уже в конце девятого века, торговали на ярмарках, занимались мореплаванием и сельским хозяйством.

Согласно археологическим данным, финно-венгры строили укрепленные города не только на территории современной Архангельской области, но и в Карелии и на севере Волокдинского края. Вблизи поселений были найдены железные, серебряные и позолоченные предметы быта. Некоторые ученые считают, что северные чуди издревле умели обрабатывать металлы, хотя это до сих пор оспаривается. Свидетельства о жилищах чуди состоят в основном из ям и раскопок, в которых иногда находят остатки древесины, кучи глины и части очагов.

Что касается внешнего вида северных чудинов, то многие, вероятно, знакомы с выражением «белоглазая чудь». Светло-серые глаза действительно характерны для многих финно-угорских народов. Чуди часто не привыкли к активному солнечному свету и поэтому также имеют красную кожу. В русских, норманнских и финно-угорских народных сказаниях упоминается не только необычный внешний вид чуди и ее сверхъестественные способности, но и таинственное исчезновение этой расы.

Русская пословица в словаре Даля «Чудь заживо хоронили» не взялась ниоткуда. Многочисленные финно-угорские легенды гласят, что все чуди когда-то ушли под землю. Согласно скандинавской легенде, там, где жили чуди, когда-то росли белые березы, которых никогда не было в этой местности. Старое пророчество гласило, что пришло время освободить земли чудов для белых и их короля, который придет сюда и установит свои порядки. Чудины вырыли большие и глубокие ямы, установили на их концах колья для поддержки деревянной хижины, а сверху положили тяжелые камни. Спустившись в могилу, они убрали подпорки и заживо погребли себя под валунами (В. Медведев, «Русский Север»).

Параллельно с этим существуют легенды коми-пермяков, в которых говорится, что соседние чуди не хотели принимать христианство и добровольно закопали себя в землю. Таким образом, это племя полностью исчезло, а его место заняли пермяки.

Действительно, маловероятно, что ритуальное самопогребение было широко распространенным и обычным явлением среди народа чудь. Известно, что поселения чудов в Заволоче существовали до шестнадцатого века, а отдельные группы северных аборигенов сохранились до девятнадцатого века. На протяжении всего этого периода миссионеры активно проповедовали православие среди местных идолопоклонников в самых отдаленных уголках русского севера, и не все местные жители были готовы умереть за своих идолов. О том, что многие идолопоклонники охотно обращались в христианство, свидетельствуют жития пресвитеров Кирилла Челмогорского, Варлаама Вазинского, Феодорита Кольского, а также упомянутых выше Герасима Волокдинского, Трифона Печенгского, Стефана Пермского и других проповедников.

Три мира ня

В мировоззрении древних нганасан не существовало разделения на естественное и иррациональное. По их мнению, вся Вселенная была разделена на три мира: верхний, нижний и средний.

Верхний мир населен добрыми божествами и духами. Они живут в полном достатке, носят богатую одежду, имеют много оленей, обладают приятной внешностью, спокойны в своей походке и разумны в своих поступках. В общении с ними человек — всего лишь нищий.

Средний мир — это наша земля. Каждое растение, каждое животное, каждая гора, каждое озеро, каждое природное явление несет в себе принцип жизни, представленный независимым духом. Поэтому мы не должны без необходимости бросать камни в воду, громко кричать, ломать кусты, вырывать траву и рубить деревья. Духи могут быть добрыми (ngou) и злыми (barusi). Злые духи вредят людям, и человек может защититься от них или воздействовать на них с помощью шамана. Интересно, что с развитием православия некоторые христианские святые также стали добрыми духами нганасанов. Таким образом, Николай Чудотворец стал Никлуска-нгу.

Нижний мир находится под землей. Там живут души умерших и множество злых духов, которые выходят из отверстий в земле и вредят людям всеми мыслимыми способами. Как тени они мелькают в полумраке, освещенные луной, среди редкой железной растительности и уродливых животных, в непроходимых грязевых лужах, в которых застревают даже пауки. Шаманы могут спуститься в нижний мир, чтобы доставить туда душу умершего человека, или освободить душу тяжелобольного человека от злого духа и вернуть ее в средний мир.

Никулуска-энгоу. Православный сокол с изображением Николая Чудотворца. Потерянный пояс представляет духов нганасанов.

Фото: из коллекции Этнографического музея озера Лама.

Их задачей было передавать информацию из мира духов в мир людей, вести переговоры с духами и заставлять их создавать наилучшие условия для человеческих групп, представленных шаманами. В то же время шаман передавал волю и желания духов в мир живых.

При путешествии в высший мир шаман мог взять с собой изображение небесного оленя или птицы в качестве духовного проводника. Шаман путешествовал в подземный мир, обычно в виде медведя или росомахи.

Шаманы нганасан считались самыми сильными на Таймыре

Положение шамана в обществе напрямую зависело от его силы. Великого шамана боялись и уважали. С помощью духов он мог определить лучшее место и время для охоты и рыбалки, мог лечить животных и людей, предсказывать и пророчить события.

Для общения с духами и путешествия в верхний и нижний миры шаман совершал ритуал, известный как камлание. Он впал в транс. Самыми важными элементами ритуала были бубен, труба и костюм шамана — самого главного духовного помощника шамана. Только так шаман мог общаться с духами и путешествовать в другие миры.

Чем больше железных медальонов украшало одеяние шамана, тем более могущественным он считался. Все было использовано: Монеты, военные награды («Знак Почета», «За победу над Германией»), вилы, крюки, металлические цепи, навесные замки, шестеренки, кусок тракторной рессоры….. Иногда такой костюм весил 30 кг и более.

Старый шаман передавал костюм, корону, бубен и знания своему старшему сыну, и считалось, что шаманов выбирают духи, чьи предки были шаманами.

Нганасанские шаманы считались самыми сильными на Таймыре. Это признали все соседние народы. Они часто обращались к нганасанским шаманам, потому что боялись разозлить их и не осмеливались выступать против них. Разгневанный шаман мог «съесть» человека, то есть вызвать смерть с помощью духов, которые ему помогали. Шаман мог нанести вред или даже убить врага, порезав цель ножом или проткнув острым предметом член его статуи.

Койка-закон и вредные духи советской власти

Последний нганасанский шаман — Тубяку Костеркин — погиб в результате несчастного случая в 1989 году. Он происходил из древнего рода шаманов нгамтусо.

Известно, что ребенок Тубяку утонул, и его мертвое тело было найдено в реке, чтобы оживить его отца Дюхаде, который был последним великим нганасанским шаманом.

1982 г. Тубяку Костеркин с братом.

Фото: из коллекции Таймырского краеведческого музея в Дудинке.

— Вода уносила меня весь день, — сказал Тубяку. — Солнце уже село — тогда не было часов. Я тогда был очень молод. Они с трудом нашли мое тело. Мой отец оживил меня — мой отец был шаманом. Мой отец сказал мне, что этот ребенок будет моим преемником….. Мой отец сказал: «Как я жил, так и вы живите». И я сделал то, что сказал мне отец. Я практиковал шаманизм днем и ночью. Я практиковал шаманизм везде, куда меня звали….. Я исцеляла всех, кто был болен или имел ребенка, когда я его принимала (то есть я исцеляла всех). Поэтому все жители деревни приходили ко мне за помощью, и в то же время они боялись меня. Так я и жил, у меня не было ничего плохого по отношению к людям.

В СССР распространение языческих культов не поощрялось, и Тубяка осудили за шаманизм как идеологического врага и диверсанта. Он был одним из немногих, кто пережил десятилетнее заключение в Нориланге и после освобождения с чистой совестью вернулся к себе домой в тундру (около 500 км). И хотя он не оставил работы, завещанные ему отцом, они больше никогда не трогали его. Неожиданную снисходительность властей Тубяка объяснил тем, что в зоне существовал добрый дух-помощник — «Закон Коже», по которому и управляли в подземном мире, чтобы уладить все трудности в отношениях с вредными духами советской власти. Духи успокоились, и Тубяка не только больше никогда не арестовывали, но областной милиционер даже не забрал у него бубен и молоток, что было обычным делом для культовых жрецов в Советском Союзе.

В начале перестройки Тубяку привезли в Москву и устроили ему шуточное выступление недалеко от Кремля. Все происходящее было записано на камеру. Олег Крашевский, основатель этнографического музея «Озеро Лама», рассказал «Ленте.ру».

— Это был очень сильный шаман. Он многое умел делать. спрашивает Тюбяку: «И о чем же мне просить? Я не могу вот так просто пойти к духам». Они говорят ему: попроси успеха для всех присутствующих. Он отвечает: «Я обязательно попробую, но это немного туманно». А в съемочной группе был оператор, у которого была длинная и очень болезненная спина. И оператор говорит: «Отец, у меня сильно болит спина. Могу я помочь?»

Затем Тубяку ведет камлание на нганасанском языке. Он поет о том, что с ним происходит. Здесь он проходит через переходы, примерно через двадцать минут достигает одного из самых сильных духов верхнего мира. Человек спрашивает: зачем ты пришел, что тебе нужно? Шаман отвечает: Присутствующие стремятся к процветанию. Дух гневается: «Что за ерунда, с которой ты пришел сюда! Тубяку объясняет, что есть и другая причина: человек с больной спиной. Дух смотрит на человека и начинает объяснять ему, в чем причина болезни. Они обсуждают это. Тубяку питает этот дух через себя, выпивая рюмку водки. Они делают что-то еще, я точно не помню. И дух говорит: «Ну, отныне этот человек никогда больше не будет страдать от люмбаго». И в этот момент мужчина, который годами страдал от боли, заставляет замолчать своих соседей: «Моей спине стало легче!». Он ничего не делал и не мог понять, что поет Тубяку.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий