Рембрандт Харменс ван Рейн. Рембрандт харменс ван рейн.

Творческий диалог Рембрандта с великими итальянскими живописцами проявляется не только в его портретах, но и в многогранных картинах с мифологическими и библейскими сюжетами, которые отражают интерес художника к внешним эффектам и в этом отношении созвучны работам мастеров итальянского барокко.

Рембрандт Харменс ван Рейн

Рембрандт Херменс ван Рейн (Рембрандт Харменсзон ван Рейн, 1606-1669) — голландский живописец, рисовальщик и гравер, великий мастер света и тени, важный представитель золотого века голландской живописи 1. Он смог включить в свои произведения весь спектр человеческих переживаний с интенсивностью эмоций, неизвестной до изобразительного искусства 2. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанру, вводят зрителя во вневременной духовный мир человеческих переживаний и эмоций 3.

  • 1 Биография
    • 1.1 Годы ученичества
    • 1.2 Влияние Ластмана и караваджистов
    • 1.3 Мастерская в Лейдене
    • 1.4 Выработка собственного стиля
    • 1.5 Успех в Амстердаме
    • 1.6 Диалог с итальянцами
    • 1.7 «Ночной дозор»
    • 1.8 Переходный период
    • 1.9 Поздний Рембрандт
    • 1.10 Последние работы

    Биография

    Годы ученичества

    Рембрандт Харменссон («сын Харменса») ван Рейн родился 15 июля 1606 года (по некоторым источникам 1607 года) в многодетной семье богатого владельца мельницы в Лейдене. Семья его матери осталась верна католической вере даже после Нидерландской революции 3 .

    Концерт» 1626 года — пример влияния Ластмана на молодого Рембрандта.

    В Лейдене Рембрандт посещал университетскую латинскую школу, но больше всего его интересовала живопись. В возрасте 13 лет его отправили учиться изобразительному искусству к историческому лейденскому художнику Якобу ван Сваненбоергу, который придерживался католической религии. Работы Рембрандта этого периода не исследовались, и вопрос о влиянии Сваненборга на формирование его художественного стиля остается открытым: Об этом лейденском художнике известно очень мало.

    В 1623 году Рембрандт учился в Амстердаме у Питера Ластманна, который получил образование в Италии и специализировался на исторических, мифологических и библейских сюжетах. После возвращения в Лейден в 1627 году Рембрандт открыл собственную мастерскую вместе со своим другом Яном Ливенсом и взял подмастерьев. В течение нескольких лет он приобрел значительную репутацию.

    Влияние Ластмана и караваджистов

    Пристрастие Ластмана к мелочам и неважной отделке 1 оказало большое влияние на молодого художника. Это видно из его самых ранних сохранившихся работ — «Побиение камнями святого Стефана» (1629), «Паладин перед Агамемноном» (1626) и «Крещение евнуха» (1626)3. По сравнению с его более зрелыми работами, они чрезвычайно красочны, художник старается тщательно прорисовать каждую деталь материального мира 2, чтобы как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейского мифа 3. Почти все герои предстают перед зрителем в роскошных восточных одеждах и сверкающих драгоценностях, создавая атмосферу величия, пышности и праздника («Концерт», 1626; «Давид перед Саулом», 1627).

    Уникальный морской пейзаж Рембрандта (ок. 1630 г.) был украден из Музея Изабеллы Гарднер в 1990 году и до сих пор находится в розыске.

    Последние работы этого периода — «Товит и Анна» и «Валаам и ослица» — отражают не только богатое воображение художника, но и его стремление как можно выразительнее изобразить драматические переживания своих фигур. Как и другие мастера барокко, он начал понимать важность резко очерченных света и тени для передачи эмоций3. Его учителями в работе со светом были Караваджисты из Утрехта 3, но он также черпал вдохновение в работах Адама Эльсхаймера, немца, работавшего в Италии 3. Наиболее значительными картинами Рембрандта являются «Притча о злом богаче» (1627), «Сретение в храме» (1628) и «Христос в Эммаусе» (1629).

    Рядом с этой группой находится первый сохранившийся автопортрет (1628), на котором художник изображен в студии, размышляющим о своей работе. Холст, над которым идет работа, находится на переднем плане, а сам художник кажется карликовым по сравнению с ним3 .

    Мастерская в Лейдене

    Одним из нерешенных вопросов в творческой биографии Рембрандта является его художественный резонанс с Левенсом. Они работали бок о бок и несколько раз обращались к одной и той же теме, например, «Ослепление Самсона» (1628) или «Воскрешение Лазаря» (1630). Оба частично достигли Рубенса, который в то время считался лучшим художником во всей Европе 3 ; иногда Рембрандт заимствовал художественные находки у Ливенса, иногда происходило обратное 3. По этой причине различие между работами Рембрандта и Ливенса в 1628-32 годах вызывает определенные трудности у искусствоведов 3 .

    Известные картины Рембрандта ван Рейна

    Хотя все работы Рембрандта замечательны, есть некоторые, которые по-настоящему завораживают по-своему. Самая известная картина художника — «Ночной дозор». Только в конце восемнадцатого века произведение было названо в его честь. Это объясняется тем, что темный лак, который позже был удален, создавал впечатление, что все события на полотне происходят ночью. Главным героем этого произведения является капитан Кок, который отдает приказ лейтенанту Виллему ван ден Рей-Тенбургу идти в бой. Портрет характеризуется выразительностью и естественностью изображаемых лиц.

    Позже художник написал еще одну картину, ставшую не менее знаменитой — «Возвращение блудного сына», в которой Рембрандт ван Рейн изобразил библейский сюжет. Полотно полно сострадания и нежности, и каждый, кто видел его хоть раз, согласится, что это величайшая работа художника всех времен.

    Творчество Рембрандта: основные периоды

    Ранние работы голландского художника Рембрандта 1830-х годов — это в основном портреты его любимой жены. Особенно примечателен автопортрет Рембрандта с Саскией на руках. Он представляет себя счастливым рыцарем, обнимая одной рукой свою сводную жену, а другой держа бокал вина. Картины Рембрандта этого периода наполнены жизненной силой, мощью и любовью. В то же время он серьезно интересовался библейскими темами. К началу 1940-х годов художник стал популярным и хорошо оплачиваемым. Картины Рембрандта вызывали восхищение и вдохновение. Кульминацией его творчества в этот период является полотно «Даная», на котором изображена мифологическая героиня. Художник мастерски рисует бархатный балдахин, прекрасное обнаженное тело девушки, сияющее в мягких лучах золотого света.

    Но по-настоящему гениальные картины талантливого Рембрандта были созданы в 50-е и 60-е годы. Хотя в этот период художнику пришлось очень нелегко из-за проблем с властями и других неурядиц, в его жизни по-прежнему было много места для творчества.

    Последние картины Рембрандта

    Одна из последних работ великого мастера — «Еврейская невеста». В этой картине художник настолько владеет тайной, что ему удается выразить все чувства натурщика без слов. Главные фигуры на картине играют конкретные роли. Они представляют ветхозаветную пару Ревекку и Исаака, которые поселились в Филистии, выдавая себя за сестру и брата. Картина представляет собой окончательное завершение попытки художника соединить общее с конкретным.

    Не менее примечательна картина «Вирсавия». На написание этой картины Рембрандта вдохновила история из Ветхого Завета о царе Давиде, правителе Израиля. Однажды вечером Давид вышел на террасу своего дворца, где увидел купающуюся женщину невероятной красоты. Король поручил разведчику узнать о девушке все, что можно. Его слуги сказали ему, что купалась Вирсавия. Рембрандт перенес эту сцену на свое полотно. Он сосредоточил все свое внимание на прелюбодеянии, божественном гневе и кровавых деяниях.

    «Польский всадник» — еще одна картина позднего периода творчества Рембрандта, получившая широкую известность после приобретения влиятельным коллекционером. Главный герой картины — отважный молодой человек верхом на лошади. Рембрандт изобразил свою фигуру в движении, но взгляд натурщика задумчиво устремлен вдаль. Судя по стилю его одежды, он принадлежит к польской кавалерии XVII века. На нем длинное пальто, меховая шапка и кожаные сапоги. Всадник вооружен кинжалом и саблей, в правой руке держит лук. До сих пор точно неизвестно, кто послужил моделью для этого портрета великому голландскому художнику. Некоторые историки, изучающие творчество Рембрандта, склоняются к мнению, что он был не всадником, а обычным поляком. Особое внимание художник уделил второй фигуре — боевому коню. Лошадь грациозна и статна, с широко раскрытыми ноздрями. Когда он движется, его белая грива развевается на ветру, а на теле играют мускулы. Лошадь и всадник воспринимаются как единое целое, стремящееся к общей цели.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий