Рафаэль Санти – творческий путь и картины художника. Где родился рафаэль санти.

Содержание

До Станцы делла Сеньятура Рафаэль редко занимался фресками, но он был удивительно уверен в своей работе и написал в этой комнате «Афинскую школу», которая стала одним из величайших шедевров не только Рафаэля, но и всей живописи Возрождения.

Рафаэль Санти – творческий путь и картины художника

Рафаэль (Автопортрет )

Мощная и живая художественная личность Рафаэля Санти (Урбино, 1483 — Рим, 1520) — живописца и архитектора, интерпретатора классической формы, сумевшего наполнить ее христианской духовностью. Его искусство создает образ возвышенной красоты, идеальный и в то же время совершенно естественный.

Творчество в ранние годы жизни

Он получил образование художника у своего отца Джованни Санти. Прежде всего, формирующее влияние Перуджино: Он говорит о мягком, волнообразном ритме композиции и нежных цветовых переходах в ранних работах, таких как «Коронация Марии» (1502-1503) и «Обручение Марии» (1504). С другой стороны, интенсивная игра света и четкое пространственное расположение в модели города Кастелло (1499) Пьеро делла Франческа свидетельствуют о глубоком и тщательном знании искусства.

С 1504 по 1508 год Рафаэль находился во Флоренции. К этим годам относятся картины «Сон флорентийского рыцаря», «Святые Михаил и Георгий» и «Три грации», а также удивительные произведения, которые когда-то считались плодом его раннего творчества: «Мадонна Конестабиле», «Мадонна Грандука», «Мадонна Бельведера» (1506), «Мадонна с агнцем» (ок. 1507) и так называемая «Прекрасная садовница» (1507). Рафаэль также появляется на его первых портретах: Дама с единорогом, Аньоло Дони и Маддалена Дони (ок. 1506) и Муджи (ок. 1507).

В Риме, где его присутствие впервые упоминается в 1509 году, Рафаэль начал украшать вокзалы Ватикана для папы Юлия II и написал фрески в Станце делла Сеньятура (1508-1511) и Элиодоро (1511-1514).

Мадонна со щегленком - Рафаэль Санти (ок. 1507, Галерея Уффици, Флоренция)

Мадонна с младенцем (ок. 1507 г., Галерея Уффици, Флоренция)

Творчество в последние годы жизни

В последние годы жизни Рафаэль был занят важными заказами, во время выполнения которых он переживал попеременно моменты высшего творческого вдохновения и фазы кризиса и истощения: Фрески в зале Галатеи (1511), оформление лоджии Ватикана (1517-1519), карикатуры на Евангелия для ковров Сикстинской капеллы (1515-1516), Мадонна Фолиньо (1511-1512), Мадонна Систина (1513-1514), Мадонна в кресле (1514), Преображение (1518-1520, нижняя часть завершена Джулио Романо). Он также написал портреты Бальдассаре Кастильоне (1514-1515), так называемой донны Велаты (ок. 1516), папы Льва X (1518-1519, Уффици, Флоренция) и папы Юлия II (1512, там же).

После смерти Браманте (1514) Рафаэль стал главным архитектором при строительстве базилики Святого Петра, а затем хранителем римских древностей (1515); ему также приписывают работу над Пеллой Чиги в Санта-Мария-дель-Поло, виллой Мадама и церковью Сант-Элиджио-дель-Орефичи.

Обучение в Перудже

В 1501 году Санти поступил на дальнейшее обучение живописи в Перудже к художнику Пьетро Перуджино, который в то время занимал ведущее положение среди итальянских мастеров. Молодой ученик глубоко изучил манеру своего мастера и подражал ей так интенсивно и точно, что через некоторое время копии Рафаэля стали неотличимы от оригиналов картин знаменитого Перуджино.

С необычайным мастерством Санти завершил работу для мадам Магдалены дельи Одди (не красками на холсте, а маслом на дереве). Эта работа сейчас находится в церкви Сан-Франческо в Перудже и изображает Богоматерь, Иисуса Христа и двенадцать апостолов вокруг гробницы, созерцающих небесное видение.

К ранним работам Рафаэля этого периода относятся картины:

  • «Три грации»;
  • «Архангел Михаил, поражающий сатану»;
  • «Сон рыцаря»;
  • «Проповедь Святого Иоанна Крестителя».

Во время учебы в Перудже Рафаэль часто возвращался в свой дом в Читта-де-Кастелла, Урбино, где он заказывал работы итальянскому художнику Пинтуриккио.

В 1502 году Санти написал свою первую «Мадонну Солли» и продолжал заниматься этим до конца жизни.

Рафаэль Санти

К 1504 году художник выработал четкий стиль, и появились его первые значительные работы:

  • «Обручение Девы Марии Иосифу»;
  • «Портрет Пьетро Бембо»;
  • «Мадонна Конестабиле»;
  • «Святой Георгий, поражающий дракона»;
  • «Коронование Марии».

Флорентийский период жизни

В 1504 году Рафаэль покинул Перуджу. Он отправился во Флоренцию, и этот переезд сыграл большую роль в творческом развитии художника. Здесь он начал внимательно изучать работы Бартоломео делла Порта, Микеланджело, Леонардо да Винчи и других флорентийских живописцев. Санти был увлечен изучением механики и анатомии человеческого движения, сложных углов и поз, интенсивно работал с природой.

На его картинах флорентийского периода уже видны сложные формулы подвижных и драматических человеческих движений, разработанные ранее Микеланджело.

В 1507 году Санти написал еще один шедевр — «Гробница».

Популярность Рафаэля росла, и он получал множество заказов на портреты и изображения святых.

Рафаэль Санти

Однако главной темой его флорентийских картин была Богородица с младенцем, и он написал около 20 картин. Несмотря на стандартные мотивы с Богородицей с Младенцем на руках или играющим с ней Иоанном Крестителем, все они очень индивидуальны. В этих работах есть особая материнская нежность. Возможно, на это повлияло то, что мать Рафаэля умерла очень молодой, эта потеря глубоко отразилась в душе художника, он не получил всей ласки и доброты от женщины, давшей ему жизнь.

Мадонны, изображенные на его картинах, привели Рафаэля к успеху и славе. Он получил большое количество заказов на подобные сюжеты, и именно в этот период Санти написал свои лучшие работы:

  • «Мадонна Грандука»;
  • «Мадонна под балдахином»;
  • «Прекрасная садовница» (или «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем»);
  • «Мадонна Террануова»;
  • «Мадонна с гвоздиками»;
  • «Мадонна с щеглёнком».

Санти провел четыре года во Флоренции, в течение которых он приобрел уникальную технику и стиль живописи. Многие его работы этого периода считаются самыми красивыми и совершенными в истории мировой живописи, он писал безупречные фигуры и лица.

Во Флоренции Санти познакомился с Донато Браманте, который сыграл важную роль в жизни художника.

Рафаэль Санти

Ватикан

В 1508 году Санти уехал из Флоренции в Рим, где провел остаток своей жизни.

Здесь, с помощью своего друга Браманте, Рафаэль устроился на работу при папском дворе в качестве официального художника. Он начал рисовать фрески и преуспел в Стационе делла Сеньятура с многогранными композициями. Папа Юлий II был доволен его работой. Санти не успел закончить одну строфу, когда Папа поручил ему написать еще три строфы, а художники, которые уже приступили к ее исполнению (Перуджино и Синьорелли), были отстранены от проекта.

Заказы были многочисленными, и Санти нанял подмастерьев, которые помогали ему. Он делал наброски, а его подмастерья помогали ему рисовать.

В 1513 году Юлия II сменил Лев X, который также оценил мастерство Рафаэля и поручил ему сделать карты для Сикстинской капеллы с изображением библейских сцен. Лев X также заказал художнику строительство лоджий, которые выходили во внутренний двор Ватикана. В течение пяти лет Санти строил эти лоджии из 13 галерей. Затем художник сделал наброски на библейские темы, а его ученики украсили лоджии 52 фресками.

В 1514 году умер Донато Браманте, друг и наставник Рафаэля. В то время только началось строительство базилики Святого Петра в Риме, и Санти был назначен главным архитектором. Через год, в 1515 году, он был утвержден в должности главного хранителя древностей. Именно Рафаэль, преемник покойного Браманте, завершил знаменитый внутренний двор Ватикана с его лоджией.

Рафаэль Санти

Объем работы в Ватикане был сумасшедшим, но Санти все равно успевал работать по заказам церквей на алтарные образы. Картина «Преображение» считается грандиозным шедевром.

Санти не забыл и о своей любимой теме — Деве Марии. За время жизни в Риме он создал около 10 икон:

  • «Мадонна в кресле»;
  • «Мадонна с рыбой»;
  • «Мадонна Альба»;
  • «Мадонна Фолиньо».

Здесь он создал кульминацию своей работы — Деву Сестричества.

Эта картина считается беспрецедентной, и никто никогда не сможет разгадать загадку великого художника, как ему удалось так сочетать все оттенки, формы и линии, что при взгляде на эту картину испытываешь только одно непреодолимое желание — неотрывно смотреть в печальные глаза Марии.

Рафаэль Санти

Большинство картин Рафаэля имели религиозную тематику. Но в его работах были и портреты. Его портреты отличались особой роскошью:

  • «Портрет Папы Юлия II»;
  • «Портрет Бальдассара Кастильоне»;
  • «Портрет Биндо Альтовити»;
  • «Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси»;
  • «Портрет кардинала Алессандро Фарнезе».

Рафаэль в последний раз изобразил себя на картине «Автопортрет с другом».

Банкир Агостино Чиги, большой любитель живописи, предложил Санти сделать фрески на тему греческой мифологии в его резиденции за городом, расположенной на берегу Тибра. В рамках этого заказа художник создал свою лучшую работу, описанную как прекраснейшая из прекрасных — «Триумф Галатеи».

У Рафаэля было много учеников, но никто из них не стал великим художником. Джулио Романо обладал величайшим талантом, но его творчество не было оценено современниками. Некоторые полотна были написаны Джованни Нанни. Перин дель Ваги, работавший в Генуе и Флоренции, был неплохим художником. Франческо Пенни обладал большим талантом, но он умер слишком рано.

Перуджа, Флоренция и «время мадонн» на картинах Рафаэля Санти

В школе Перуджино Рафаэль, обладавший необычайной чувствительностью, с готовностью перенял у своего учителя плавные линии и свободное расположение фигур в пространстве. Через некоторое время копии его учеников будут неотличимы от оригиналов Перуджино, а во-вторых, он обнаружит, что легкость, с которой Рафаэль придумывал сюжеты, его врожденное чувство гармонии и пропорций, его артистизм, который рос не по дням, а по часам, оставит позади всех, кто учился у него.

В любом другом случае такая разница в уровне мастерства вызвала бы «тоскливые» эмоции — зависть и злость. Однако Рафаэль отличался ровным темпераментом и приятными манерами, поэтому у него не было врагов (даже если впоследствии его невзлюбил Микеланджело и люто ненавидел Себастьяно дель Пьомбо, который в письмах называл Рафаэля «князем синагоги»).

О нем говорили «кроткий, как ягненок», и не только из-за его внешности. Рафаэль всегда был готов помочь тем, кто обращался к нему за советом, и никогда не показывал своего превосходства (очевидного для всех). Эта редкая для художника черта осталась с ним до конца его дней. Даже когда Рафаэль превратился из ученика Перуджино в уважаемого учителя, окруженного толпой учеников и последователей, он трогательно заботился о своих учениках, помогая им в работе как словом, так и делом. Не раз Рафаэль оставлял свою работу, когда ему требовалась помощь или он хотел что-то показать своим спутникам.

Однажды, выполняя церковное поручение в Сиене, молодой Рафаэль услышал восторженные рассказы сиенцев о прекрасных фигурах с карикатур Леонардо и еще более прекрасных фигурах, выполненных Микеланджело, который соперничал с да Винчи. Это были первые годы шестнадцатого века, и деятельность обоих в то время была связана с «кобылой Возрождения», Флоренцией. Впечатленный, Рафаэль решает, что «он еще не видел настоящего искусства». Не думая о выгоде или удобстве, он решает не возвращаться в Урбино или Перуджу, а сразу отправиться во Флоренцию.

Флорентийский период позже будет назван самым счастливым в биографии Рафаэля. «Перед его взором открылся новый, неизведанный мир», — говорит Вазари. говорит Вазари. говорит Вазари. говорит Вазари. говорит Вазари. говорит Вазари. Изучение работ Масаччо, а также работ двух соперничающих титанов, Микеланджело и Леонардо, должно было изменить стиль работы Рафаэля. Вскоре самый молодой из этой троицы великих деятелей Возрождения стал соперничать с двумя другими.

Этот период, первые годы нового столетия, в творчестве Рафаэля иногда называют «Эпохой Девы». Действительно, Рафаэль Санти пробовал различные сюжеты для своих церковных росписей и мольбертов, но Дева с младенцем — его самая интимная, его любимая тема. Он возвращался к этому образу снова и снова, беспрестанно меняя позы, жесты, одежду, композицию, придавая эмоции и телесность, жизнь и жизненную силу Деве Марии и ее Сыну. Но даже после Флоренции Рафаэль продолжал рисовать Деву Марию. В своем изображении он все дальше отходил от простоты урбинской школы: его Мадонна у алтаря Колонны все еще восседала на троне, как у старых мастеров, но новые Мадонны Рафаэля, простые и незамысловатые — держит книгу, забавляется с пеленой младенца, любуется Агнцем, сидит в кресле, облокотившись на Младенца Иисуса. Иногда Рафаэль усложняет композицию и вводит дополнительные фигуры: маленького Иоанна, бородатого (вопреки традиции) Иосифа, папу Сикста и святую Варвару….. Эти новые Мадонны удивляют зрителя своей живостью; по словам Вазари, в них чувствуется «трепет живой плоти». Кто-то сказал о мадоннах Рафаэля: «С ними не столько молишься, сколько дышишь».

Рафаэль в Риме: станцы, лоджии, архитектурные и археологические работы

Так же, как в 1504 году он бросил все ради Флоренции, Рафаэль бросил все работы, начатые в 1509 году, и поспешно доверил их своим друзьям, чтобы отправиться в Рим, где он был вызван к восходящему на папский престол Юлию II. Рафаэлю Санти было всего 25 лет, и он прославился своими картинами с мандолинами, но в Италии так много великих мастеров, почему выбор Папы пал именно на него?

Считается, что этому выбору способствовал великий архитектор Донато Браманте, ближайший советник Папы, который, как и Рафаэль, был родом из Урбино и, возможно, даже состоял в родстве с художником.

Юлий II сменил беспутного Папу Александра VI (урожденного Родриго Борджиа), который погрузил Ватикан в коррупцию, распущенность и братские распри. Новый Папа должен был реформировать Святой Престол и вернуть его на путь христианской добродетели. Не желая жить в стенах, где жил его ненавистный предшественник, Юлий II приказал уничтожить все его жертвенные портреты и фрески. Он сказал: «Сами стены виновны в казни, потому что они хранят память об этом Иуде!». Для написания новых фресок в парадных залах папского дворца были приглашены многие выдающиеся художники, в том числе и Рафаэль. Задача будет грандиозной. Залы, расписанные при Юлии II, остались в международной культуре под названием «Станца Ватикана» (от итальянского stanza — комната) или «Станца Рафаэля» (самые известные из них — Станца делла Сеньятура и Станца д’Элиодоро). Легенда гласит, что однажды Папа со скандалом уволил 20 художников — остался только Рафаэль. В то утро Юлий II, который был не в лучшем настроении, оценил состояние работ и переходил от одной фрески к другой. Увидев и оценив «Афинскую школу» Рафаэля, он приказал немедленно снять со стен все, что писали другие художники, и отослал их. «Ты тоже работаешь, мой мальчик, — сказал папа Рафаэлю, — только ты знаешь, что и как делать.

Следующий папа, Лев X., был не менее благосклонен к Рафаэлю. Он встречался почти каждое утро с Браманте и Рафаэлем, чтобы обсудить работу над собором Святого Петра, а после своей смерти поручил Рафаэлю руководство этим монументальным проектом. Говорят, однако, что архитектор родился не Рафаэлем, когда рисовал новый, королевский проект собора, а гораздо раньше, когда он еще был учеником Перуджино и нарисовал свой идеальный храм в работе «Обручение Марии».

Лев X, опасаясь, как бы коварные французы не переманили уже Леонардо да Винчи, не поддался искушению, и Рафаэль, с одной стороны, задабривал его, а с другой — наваливался на проект. По просьбе Папы Рафаэль работал над карикатурами для пергол, предназначенных для Сикстинской капеллы, а также взялся за большой проект лоджий внутреннего двора Ватикана, который начал Браманте. В 1513-1518 годах он спроектировал 13 галерей (известных как лоджии Рафаэля или лоджии), на которых его ученики написали 52 фрески на библейские темы. Этот набор принято называть «Библией Рафаэля».

Одним из занятий, которым Рафаэль занимался в последние годы своей жизни, были археологические раскопки. Для строительства собора Святого Петра потребовалось доставить множество материалов со всего Рима, чтобы раскопать руины и катакомбы. Однако это делается без системы, и многие древние памятники могут быть просто потеряны. Поэтому Папа поручает Рафаэлю изучить, описать и зарисовать все ценные материалы, найденные во время раскопок. Он проводит часы в сырых, пыльных катакомбах и начинает верить, что Бог назначил его спасти и восстановить величие и красоту Древнего Рима. «Сейчас он занят великой работой, которая поразит грядущий мир», — пишет о Рафаэле папский секретарь.

Любовь и смерть Рафаэля

«В общем, он жил не как художник, а как принц», — вскользь заметит Вазари, не совсем понимая, что он имеет в виду. Но Рафаэль не знал нищеты наверняка. Например, он без колебаний удвоил цену за фрески постоянному клиенту и другу, банкиру Агостино Чиги, для которого он спроектировал виллу Фарнезина и который по определению не мог быть бедным, поскольку был любимым художником обоих отцов.

Когда Лев X стал Рафаэлем и очень разбогател. Он построил роскошный дом недалеко от Ватикана, который оформил в древнеримском стиле. Его друзья шутили, что для полноты такого дома не хватает только прекрасной хозяйки, но Рафаэль изящно уклонялся от настойчивых попыток выдать его замуж. Известно, что такие попытки предпринимались в Риме кардиналом Биббиена и в Урбино любимым дядей Рафаэля, которого он, рано осиротев, называл своим вторым отцом. Рафаэль нашел самые убедительные формулировки для обоих, объясняя, что брак не принесет много пользы и, откровенно говоря, может даже навредить искусству.

Легенды о Рафаэле, основанные на воспоминаниях современников, описывают его как человека влюбчивого и одержимого женской красотой, но точные имена его любовниц неизвестны. Известно, что он был связан с Беатриче Феррарской, которая, вероятно, была римской куртизанкой. Легенда также приписывает Рафаэлю большую любовь к некой Маргерите Лути, по имени Форнарина, дочери пекаря или продавца лимонада. Ходят слухи, что Рафаэль воспылал притягательной общей страстью и даже отказывался работать, если ее не было, а на обратной стороне картонных коробок своих ранних работ в Риме он написал сонет о своей любви и вечной верности. С этой таинственной любовью связаны два его женских портрета — «Форнарина» и «Донна Велата», а в Италии туристов до сих пор водят в дом на улице Доротея, 20, где, как говорят, он жил, чтобы увидеть «окно Форнарины». Но, возможно, этот романтический культ развился только после смерти Рафаэля.

Смерть Рафаэля остается загадкой, но у Вазари есть очень прозаическое (при всем его драматизме) объяснение:

«И вот однажды случилось так, что Рафаэль, после занятия, еще более распутного, чем обычно, вернулся домой в сильном жару, и доктора решили, что он простудился, а поскольку он не признавал своего распутства, они случайно открыли ему кровь, что ослабило его до полной потери сил, в то самое время, когда он нуждался в их укреплении. Затем он составил завещание и, будучи христианином, сначала оставил свою хозяйку без дома, чтобы обеспечить ей достойную жизнь, а затем разделил свое имущество между двумя своими учениками».

Однако возможно, что он просто простудился в катакомбах.

Умерли так внезапно в расцвете славы Рафаэля все и, возможно, прежде всего — папа Лев X. Друг Рафаэля написал эпитафию поэту Пьетро Бембо: «Здесь лежит Рафаэль, который боялся, что природа будет покорена навсегда, и умер вместе с ним.

Рафаэль Санти был великим итальянским живописцем, скульптором и архитектором и важным представителем эпохи Возрождения. Он написал десятки изображений Девы Марии, в том числе знаменитую Сикстинскую Деву.

Эпоха Возрождения подарила миру множество великих мастеров изобразительного искусства, архитектуры и графики. Рафаэль Санти, итальянский художник, который был лучшим последователем умбрийской и римской школ, принадлежал к числу божественных гениев. Его картины, отражающие суть эпохи Возрождения, стали символом перехода человечества от Средневековья к Просвещению и Новому времени.

Художник родился весной 1483 года в восточной части Италии. Родителями Рафаэля были Джованни Санти, служивший при дворе мецената, герцога Урбино, и Марджи Сарла, домохозяйка. Мальчик рано потерял родителей — ему было около десяти лет, когда они умерли с разницей в три года.

Семья Сэнди была довольно состоятельной и могла позволить себе нанять сиделку для Рафаэля. Но по настоянию отца мать кормила детей грудью одна.

Рафаэль Санти

Творческий талант мальчика проявился уже в юном возрасте. Его отец заметил способности сына к живописи, когда взял его с собой в замок герцога, где всегда было много искусных художников. Среди художников, писавших портреты герцога и его семьи, были такие дирижеры, как Лука Синьорелли и Паоло Уччелло. Маленький Сэнди был очарован работами великих мастеров и следил за каждым движением кисти. Когда мальчик начал пробовать свои силы на холсте, его отец понял, что его отпрыск затмевает и себя, и Синьорелли с Уччелло.

После смерти жены Джованни женился во второй раз. Мачехой Рафаэля была Бернардина, которая не могла любить сына своего мужа. Вскоре после этого умер его отец, и мальчик остался один в окружении чужих людей.

Уже тогда никто не сомневался в таланте молодого Санти, поэтому его отправили на обучение к художнику Пьетро Перуджино. В студии Рафаэль был лучшим среди учеников, и его часто ставили перед классом в качестве примера. Молодой человек не был высокомерным, он продолжал следовать указаниям своего учителя и совершенствовать свои навыки. Перуджино разрешил Рафаэлю писать копии своих картин, и вскоре ни один эксперт не мог отличить их от оригинала.

Искусство

В начале XVI века начинающий художник последовал за своим мастером во Флоренцию, родину Возрождения. Во время этого путешествия молодой человек многому научился и познакомился с блестящими художниками, архитекторами и скульпторами. Здесь он познакомился с великими Леонардо да Винчи, Бартоломео делла Порта, Микеланджело и многими другими флорентийскими мастерами. Мир никогда бы не узнал о существовании утраченной картины да Винчи «Леда и лебедь», если бы не копия Рафаэля.

Часть биографии художника, проведенная на берегах Арно, сейчас принято называть флорентийским периодом. Два десятка Мадонн родились здесь с младенцами на руках, изображая юного Санди, выражающего свое горе в связи с потерей матери. Мадонны, которые великий Рафаэль писал на протяжении всей своей жизни.

В первый год своего пребывания во Флоренции Рафаэль написал серию картин, которые являются частью мирового наследия изобразительного искусства. Среди них знаменитые картины «Три грации», «Сон рыцаря», «Обручение Девы Марии» и «Мадонна Конестабиле». Первая картина, изображающая богинь невинности, красоты и любви, в настоящее время выставлена в музее Шантильи во Франции. Ранние работы Санти подражали Перуджино, но уже через несколько лет он выработал свой собственный уникальный стиль.

В 1508 году художник переехал в Рим по приглашению Юлия II. Слухи о славе молодого гения уже распространились далеко и широко, и Папа решил поручить ему роспись лестниц — государственных комнат в Ватиканском дворце. Рафаэль создал образец фрески, которую священник увидел и был в восторге. Он приказал снять со стен все старые картины и отдать все поверхности Санти. С этого момента и до конца своих дней художник никогда не покидал Вечный город и работал над фресками дворца. Станцы Рафаэля — это масштабные работы в четырех залах, каждый из которых украшен четырьмя композициями. Он работал не один, ему помогали ученики, которые после его смерти создали еще одну фреску по его эскизу.

Самая известная фреска — «Переворот в Афинской школе», также известная как «Философские беседы». На ней изображены древние философы, лица которых можно отождествить с лицами современников Санти. Так Гераклит рисовал с Микеланджело, а Платон с Леонардо да Винчи.

Рафаэль Санти

В 1514 году умер Юлий II, и папой стал Лев X. Он назначил Рафаэля главным архитектором и хранителем реликвий. Мастер начал строительство базилики Святого Петра, усовершенствовав работу Доната Браманте; Санти также построил несколько других храмов и скопировал все памятники древней Римской империи.

Галерея мадонн Рафаэля продолжается здесь — из-под пера мастера в этот период вышло 42 картины. Как и ранние работы, римские картины проникнуты благоговением перед материнством, выраженным в каждом взгляде, каждом жесте, каждой линии одежды. Однако в этих мадоннах уже заметен особый стиль художника, его уникальная подпись. Каждое женское лицо несет в себе чувственность и заботу о своем ребенке. Замысловатые пейзажи возникают на заднем плане, добавляя семиотическую ноту в ткань.

По мнению ученых, ранние Мадонны были выполнены в преобладающем стиле Кватроченто: Художник обычно изображал фигуры фронтально, а лица героев были спокойны и серьезны. Флорентийский период привнес чувственность в Кватроченто, а зарождающийся стиль барокко уже можно увидеть в римских мадоннах.

Чем прославился Рафаэль Санти: биография и интересные факты

Кто такой Рафаэль Санти - фото

Для вдохновения

Автор Наталья Юршина 11 мин читать 16.6k просмотров. Обновлено 19/01/2021

Кто такой Рафаэль Санти и чем он знаменит? Сегодня я расскажу вам о великом художнике эпохи Возрождения — где он родился, как жил, чем занимался и что рисовал. Читайте самые интересные факты из его биографии в этой новой статье!

Всемирно известный художник, в отличие от других своих собратьев, прожил недолго — всего 37 лет. Но и за это время Рафаэль Санти успел прославиться, он сделал так много для мира искусства, что его имя вошло в историю.

Творчество Рафаэля сложное, его работы можно анализировать годами, как и детали его биографии. Великий живописец продолжает восхищать новые поколения художников даже спустя столько веков и заставляет нас влюбляться в его картины.

В этой статье я хотел бы рассказать вам о жизни этого великого гения, показать некоторые из его самых известных работ и объяснить, почему они так знамениты и почему сам художник так велик и вечен.

  1. Биография Рафаэля Санти
  2. Где родился художник и в какой семье вырос
  3. В каких школах учился Рафаэль Санти
  4. Где жил Рафаэль Санти
  5. Живопись Рафаэля Санти
  6. Личная жизнь художника
  7. Причина смерти Рафаэля Санти
  8. Чем прославился Рафаэль Санти
  9. Заключение

Биография Рафаэля Санти

Где родился художник и в какой семье вырос

Как вы, наверное, догадываетесь, Рафаэль Санти, как и многие другие известные художники эпохи Возрождения, родился в 1483 году в солнечной Италии, стране, богатой творческими и талантливыми людьми. Естественно, место, где родился Рафаэль Санти, сыграло важную роль в его судьбе.

Художник родился в восточной части Италии, в небольшом городке Урбино. Следует отметить, что его семья была не такой уж бедной, и в детстве он не испытывал никаких лишений. Его отец, Джованни Санти, был придворным художником герцога Урбино, который считался покровителем искусств.

Кто такой Рафаэль Санти - город в котором родился художник - фото

В окружении своего отца, который не имел репутации великого художника, но был умным и образованным, Рафаэль в раннем возрасте соприкоснулся не только с культурой и искусством, но и с обычаями высшего общества и правилами дворца.

Это, несомненно, сыграло для него большую роль в его будущих встречах с богатыми и знаменитыми клиентами. Ведь тогда, как и сейчас, помимо художественного таланта, он должен был хорошо разбираться в дипломатии и общественной жизни. Рафаэль Санти, благодаря своему опыту, был вполне способен сделать именно это.

К сожалению, его детство с родителями было омрачено их ранней смертью. Во-первых, умерла его мать. Маджа Чарла умер в 1491 году, а три года спустя умер его отец Джованни Санти, оставив Рафаэля на попечение своего дяди Бартоломео.

В возрасте 11 лет будущий художник переехал к своему дяде-священнику. Вскоре его дядя увидел, как сильно мальчик увлекается живописью и какой у него талант, и отправил его в ученики к Пьетро Ваннуччи, которого называли Перуджино. Так началась новая глава в жизни Рафаэля Санти — более творческая и интересная.

В каких школах учился Рафаэль Санти

Первый учитель Рафаэля, Пьетро Ваннуччи, или Перуджино, как его называли в обществе, был выдающимся педагогом и художником эпохи Возрождения. Стоит отметить, что он участвовал в оформлении Сикстинской капеллы по приглашению самого Папы Римского.

Кто такой Рафаэль Санти - автопортрет Перуджино - фото

Некоторые историки считают, что Рафаэль познакомился с Перуджино в более зрелом возрасте, когда последний уже самостоятельно работал над своими произведениями. Мнения расходятся, но факт остается фактом: художники знали друг друга и даже работали вместе.

А тот факт, что Перуджино был старше Рафаэля и высоко ценился в мире искусства того времени, говорит о том, что Рафаэль, вероятно, многому у него научился.

Проведя несколько лет в Перудже вместе со знаменитым художником, Рафаэль в 1504 году переехал во Флоренцию. В то время ему был 21 год, и он познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело, а также с другими известными итальянскими художниками.

  • Галатея

    Рафаэль создал эту фреску как часть декора римской виллы, принадлежавшей Агостино Чиги, одному из богатейших людей своего времени. Многие проекты Рафаэля были выполнены его учениками, но «Галатея» была написана самим Рафаэлем. Эта фреска была одной из серии мифологических сцен, которыми Рафаэль намеревался украсить Агаду и которые так и не были написаны.

    Освобождение Святого Петра

    Станца д’Элиодоро была второй комнатой в папских апартаментах Ватиканского дворца, которую украсил Рафаэль. Он начал работу в 1512 году и, по-видимому, завершил ее двумя годами позже. Основные темы картин связаны с историческими или легендарными событиями, окружавшими папу Юлия II. Тема освобождения апостола Петра из тюрьмы также очень подходила Юлию.

    Обручение Девы Марии

    Это самая ранняя работа Рафаэля, которая точно датирована и хорошо сохранилась до наших дней. Картина была заказана художнику одной из богатейших семей Читы ди Кастелло, Альбиццина, для их капеллы в церкви Сан Франческо. Сюжет картины происходит из средневековой легенды, согласно которой многие женихи добивались руки Девы Марии. Иосиф, который был среди них, был избран благодаря магическому знаку: Его жезл расцвел прямо в его руках.

    Сикстинская мадонна

    Это самая известная картина Рафаэля, изображающая Деву с младенцем. В свое время эта работа считалась самой известной картиной в мире. Новое название картины — «Сикстинская Мадонна» — происходит от ее названия и стало известно во всем мире как «Мадонна с младенцем, Святым Сикстом и Святой Варварой». Папа Юлий II подарил его церкви в благодарность за вклад в Пиагензу во время войны с Францией.

    Читайте о художнике

    Читайте о художнике Рафаэль Санти - Стиль и техника

    Фёдор Александрович Васильев — Стиль и техника

    После смерти Федора Васильева его учителя и соратники говорили, что он мог бы произвести революцию в русской живописи, если бы не умер слишком рано. Но даже за свою трагически короткую жизнь художник добился многого. Своим щедрым, непостижимым талантом он привлек внимание наставников и учеников. Его сравнивали с роскошным богачом, который щедро растрачивает свое богатство.

    Исаак Ильич Левитан — Стиль и техника

    Исаак Ильич особенно любил различные темы и мотивы, которые звучали в его творчестве как симфония, воспевающая красоту русской природы. Эта симфония положила начало новой пейзажной поэзии в русской живописи. Левитан — это новый взгляд на русскую природу, взгляд проникновенный и трепетный.

    Александр Андреевич Иванов — Стиль и техника

    Александр Андреевич Иванов, никогда не претендовавший на роль «технического» новатора, тем не менее, совершил настоящий прорыв в будущее — к открытиям импрессионистов и символистов, во многом предвосхитив развитие изобразительного искусства на полвека, в процессе подготовки к своей главной картине.

    Ян Вермер — Стиль и техника

    Личная и творческая судьба Вермеера остается загадкой. Сохранилось менее сорока его картин, но почти все они — за редчайшими исключениями — могут быть причислены к шедеврам мирового искусства.

    Детство и юность

    Рафаэль Санти родился в Урбино, Италия, вероятно, 6 апреля 1483 года. Точная дата его рождения неизвестна. Его отец был художником и работал во дворце герцога Федерико да Монтефельтро. Заметив интерес своего маленького сына к художественному творчеству, он часто брал его с собой в герцогский дворец. Там мальчик познакомился с такими учителями, как Паоло Уччелло и Пьеро делла Франческа, которые оказали сильное влияние на его последующее творчество.

    Рафаэль санти автопортрет

    Рафаэль остался без родителей в раннем возрасте. В возрасте 12 лет опекуны отправили его учиться в знаменитую школу живописи в Перудже. Там он учился у Пьетро Ваннуччи, которого называли Перуджино. Юный Рафаэль потратил около 4 лет на изучение основ художественного мастерства.

    Прилежный и талантливый мальчик с интересом учился и приобретал приемы и навыки живописи у своих учителей. Вскоре он освоил технику Перуджино, и его картины были почти неотличимы от картин его учителя.

    Первыми работами Рафаэля были:

    • «Распятие Монд» (или «Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами»);
    • «Хоругвь с изображением Святой Троицы»;
    • «Обручение Девы Марии»;
    • «Три грации»;
    • «Мадонна Конестабиле»;
    • «Сон рыцаря».

    Эти картины были написаны под влиянием Перуджино. Свой собственный стиль молодой художник выработал лишь много позже.

    В 1504 году он переехал во Флоренцию вместе со своим учителем. Там он познакомился со знаменитыми художниками и архитекторами Микеланджело и Баччо д’Аньоло, известным скульптором Андреа Сансовино и многими другими учителями. У них он научился многим приемам портретной и скульптурной живописи.

    Рафаэль художник эпохи возрождения

    Его дружба с Леонардо да Винчи оказала сильное влияние на молодого художника. Именно Рафаэль сделал знаменитую копию картины да Винчи «Леда и лебедь», оригинал которой не сохранился. В это же время он написал две картины «Битва Святого Георгия с драконом», одну большую и одну маленькую.

    Во время своего пребывания во Флоренции Рафаэль создал своих знаменитых Мадонн — около 20 картин. Сюжеты картин не отличаются друг от друга: Мария держит на руках младенца Христа или играет с Иоанном Крестителем. Но все картины индивидуальны и проникнуты материнской нежностью. Исследователи считают, что художник выражает тоску по своей матери, которая умерла слишком рано.

    Наиболее известными считаются следующие картины:

    • «Мадонна Грандука»;
    • «Мадонна в шатре»;
    • «Мадонна со щегленком»;
    • «Мадонна в зелени»;

    «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», которая впоследствии была вывезена с родины художника и выставлена в Лувре.

    Зрелое творчество

    В 1508 году Рафаэль переехал в Рим, где прожил до самой смерти.

     рафаэль санти произведения

    С помощью друзей-художников он стал официальным художником папского двора. Ему было поручено расписать фресками парадные залы (колонны) в Ватикане.

    Он расписал четыре комнаты на четырех стенах. Его труды отражают человеческую деятельность: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию.

    Следующие картины Рафаэля Санти с названиями и описаниями приведены исследователями:

    1. На фреске «Парнас» изображен Аполлон с Музами и знаменитыми древнегреческими и итальянскими поэтами.
    2. «Афинская школа» — это композиция из 50 фигур, где представлены известные философы древности. Во многих из них можно узнать черты современников художника. Так, в облике Платона виден Леонардо да Винчи, в Гераклите — Микеланджело, Птолемей похож на самого Рафаэля.
    3. «Диспута» — беседа на земле и небе о таинстве Причастия.
    4. «Мудрость, Умеренность и Сила» — аллегорическое изображение добродетелей в виде прекрасных женщин.

    Папа Юлий II высоко оценил работу мастера. Папа Павел VI, получивший высокую оценку мастера, поручил художнику написать еще три стихотворения. Самая известная фреска — «Освобождение апостола Петра из темницы».

    Рафаэль санти личная жизнь

    Папа Лев X, преемник Юлия II, также восхищался работами Рафаэля. Он пригласил его продолжить роспись Ватиканского дворца. Затем, по просьбе Папы Римского, он создал картины для пергол, которые должны были украсить Сикстинскую капеллу. В 1515 году Рафаэль по решению главы церкви был назначен главным архитектором строящегося собора Святого Павла.

    В то же время художник продолжал создавать образы Девы Марии, число которых возросло до 42. Среди них — самая известная работа эпохи Возрождения, «Сикстинская Богоматерь» Рафаэля, созданная для монастыря Святого Сикста. Эта картина стала самой совершенной работой художника. И сегодня она поражает зрителя своим внутренним ритмом и гармонией.

    Алтарная живопись, портреты и архитектура

    Хотя он посвятил себя украшению папского дворца, он также выполнял заказы на алтарные образы в церквях. Рафаэль также написал картины «Святая Цецилия», «Несение креста» и многие другие. Его последняя работа — «Преображение» («Отъезд»), величественная картина, в которой прослеживаются черты барокко. Поскольку покойный мастер не успел завершить этот шедевр, он был закончен его учеником Джулио Романо по эскизам мастера.

     рафаэль мадонна с младенцем

    Маэстро прославился не только своими картинами на религиозные темы. Портреты занимают важное место в его творчестве. В 1506 году он написал широко известный автопортрет Рафаэля, который выставлен в галерее Уффици во Флоренции.

    В 1512 году художник написал портрет папы Юлия II, который поражает невероятной живостью образов. Он также создал портрет своего друга, художника и дипломата Бальдассаре Кастильоне, и великолепный портрет молодого банкира Биндо Альтовити, одно из самых красивых произведений эпохи Возрождения. В последние годы жизни маэстро написал автопортрет вместе с другом. Кто именно изображен рядом с ним, неизвестно.

    Сегодня насчитывается более 400 рисунков Рафаэля, как отдельных работ, так и эскизов к картинам. Многие из его рисунков использовались для гравюр, поэтому некоторые из его утраченных работ сохранились до наших дней. Как было принято у художников того времени, Рафаэль снабдил свой рисунок коротким стихотворением, написанным им самим.

    Маэстро был не только прекрасным художником, но и выдающимся архитектором. Он завершил строительство Ватиканского дворца с его лоджией. Он спроектировал капеллу Чиджи в Санта-Мария-дель-Пополо, дворец Видони-Каффарелли и многие другие великолепные здания. Крипта часовни Чиги описана в книге «Ангелы и демоны» американского писателя Дэна Брауна.

    Архитектурные работы Рафаэля Санти характеризуются индивидуальностью, благородством и сдержанностью форм в сочетании со сложными орнаментами. Все здания органично связаны с окружающими зданиями и ландшафтом.

    Оцените статью
    Uhistory.ru
    Добавить комментарий