Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество художника. Где родился питер пауль рубенс.

Последний автопортрет — хорошее тому подтверждение. На нем изображен старик в своем собственном праве, одним словом, настоящий аристократ. Сердце этого выдающегося учителя перестало биться в 1640 году, 30 мая.

Рубенс – автор своего особого идеала красоты

Питер Пауль Рубенс считается одним из самых значительных представителей стиля барокко в искусстве. Художник был очень плодовит в своем творчестве. Все его работы еще не до конца изучены. В творчестве Пауля Рубенса есть картины с очень разными темами. Он писал мифологические и религиозные сюжеты, занимался историей, писал пейзажи и портреты. В конце концов, по оценкам, Рубенс оставил после себя 3 000 картин.

Его не зря называют художником королей, ведь именно испанский король Филипп IV возвел его в пэры. А король Англии Карл I присвоил художнику рыцарский титул. Пауля Рубенса можно назвать человеком мира, он стал успешным во многих странах, и не только благодаря своему творчеству. В то время художник был дипломатом и очень успешным бизнесменом.

«Рубенс — одна из сияющих вершин в горном ряду выдающихся художников мировой культуры», — говорит о живописце искусствовед Александр Тыров.

Примечательно, что Рубенс был учителем другого известного живописца, Антониуса Ван Дейка. Это и неудивительно, ведь Пауль Рубенс использовал в своей живописной технике всевозможные сложные ракурсы, позы и жесты. Его полотна были величественных размеров. Как Питер Пауль Рубенс пришел ко всему этому?

Питер Пауль Рубенс «Автопортрет», 1623 год Местонахождение: Букингемский дворец, Лондон, Великобритания

Начало начал

В начале рассказа об этом художнике мы хотели бы упомянуть интересную драматическую историю его отца. У принца Вильгельма I Оранского, организовавшего революцию в Нидерландах, была жена Анна, которую он не любил и о которой забыл на время своей активной политической деятельности. Анна Саксонская родила принцу четверых детей, но их положение было шатким. Как они могли обеспечить хорошую жизнь себе и своим детям, если ее муж потерпит неудачу в политической игре? В конце концов, Анна не была самой красивой невестой до замужества, но она была самой богатой, и теперь ее состояние находилось в руках ее мужа.

Было очевидно, что Уильям польстился на приданое невесты, чтобы на эти деньги совершить революцию. Анна Саксонская хотела забрать у принца Оранского хотя бы часть своего состояния, чтобы иметь, говоря современным языком, подушку безопасности. Именно здесь в дело вступает семья Рубенса, в частности его отец.

Ян Рубенс был адвокатом и был приглашен Анной, чтобы консультировать ее по вопросам, касающимся ее имущества. Как отмечали современники, Ян был известен не только как хороший профессионал, но и как симпатичный мужчина. Это вызвало подозрение, что адвокат искал у Анны Саксонской не просто совета. Также выяснилось, что Анна, которая долгое время не видела своего мужа, неожиданно забеременела. Естественно, подозрение сразу же пало на Яна Рубенса, который был заключен в тюрьму. В этой истории не только жена принца Оранского не была незамужней дамой, но и адвокат был женат.

Антонис Мор «Портрет Анны Саксонской», 1560-е годы Местонахождение: Национальный музей, Вроцлав, Польша

Жена Рубенса, у которой также было четверо детей, три сына и дочь, не хотела отказываться от помощи мужа. Она попросила о помиловании своего мужа, как и адвокат, отвечавший за его арест, поскольку ему грозила смертная казнь. После некоторого времени, проведенного в тюрьме, Ян Рубенс спас свою жизнь, но был отправлен в изгнание. В этой ссылке Ян стал отцом более позднего художника Петра Павла. Однако остается неясным, была ли у адвоката и принцессы любовная связь.

Возможно, все это было лишь частью политической игры, которую вел герцог Оранский, которому нужно было сохранить деньги своей жены для себя. Вскоре появилась семья Рубенс, которой пришлось заплатить большой залог за свою свободу. После смерти мужа мать Питера Пауля Рубенса смогла вернуться в свой родной город Антверпен, куда она приехала вместе с детьми.

Ян Рубенс, отец живописца, XVII век Местонахождение: Королевский музей изобразительных искусств, Антверпен, Бельгия

Рубенс – ребенок с феноменальной памятью

Как мы уже знаем, Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в семье Яна Рубенса и Марии Пейпелинкс, когда его родители жили в изгнании в небольшом провинциальном городке Зиген. Вскоре выяснилось, что у мальчика необыкновенная память. Он выучил латынь, греческий и еще три иностранных языка.

Петр, как и его братья, получил свое базовое образование в иезуитском колледже. Позже, когда мальчик проявил склонность к живописи и захотел заниматься ею профессионально, мать отправила его к родственникам, связанным с искусством. Молодой Рубенс не только учился, но и работал. Он состоял на службе у графини. Эта работа помогла ему научиться житейским манерам, которые пригодились ему в жизни. В течение десяти лет Павел терпеливо изучал искусство живописи, которое затем принесло свои плоды.

Дом-музей Рубенса в Антверпене / lions-store.ru

ТВОРЧЕСТВО РУБЕНСА

Рубенс никогда не стеснялся подражать своим предшественникам, которые восхищали его, особенно Тициану и Брейгелю. Первое десятилетие его карьеры представляет собой картину тщательного и методичного покорения достижений художников XVI века. Благодаря такому подходу он освоил все жанры живописи эпохи Возрождения и стал самым разносторонним художником своего времени.

Композиционные решения Рубенса чрезвычайно разнообразны (диагонали, эллипсы, спирали), а богатство красок и жестов всегда поражает воображение.

Эта жизненная сила также связана с тяжелыми женскими фигурами, так называемыми «фигурами Рубенса», которые могут отталкивать современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью.

Вакх

В 1610-х годах Рубенс разработал новые формы фламандской живописи, особенно жанр сцен охоты, которые проникнуты страстным динамизмом зрелого барокко («Охота на крокодила и бегемота»). В этих работах вихрь композиционного движения взрывает ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой.

Мазки Рубенса завораживают своей смелостью и свободой, но при этом не впадают в пассивность.

Его мастерство кисти проявляется в многочастных композициях 1620-х годов и в точных, плавных и легких мазках его небольших работ последнего периода.

РУБЕНСОВСКИЕ ЖЕНЩИНЫ

Нигде так не проявляется радостный, жизнерадостный, здоровый дух благотворности Рубенса, как в его картинах, изображающих обнаженную женскую натуру. Эротические, как и должна быть всякая обнаженная натура, но не вульгарные, полезные, но не банальные, его обнаженные женские фигуры свидетельствуют о его искренней, животворящей радости.

Вряд ли можно считать противоречием тот факт, что этот величайший религиозный художник своего времени был также великим мастером женской формы.

По его мнению, человеческое тело — такое же творение Бога, как и жизнь святого, вплоть до мельчайших деталей, и хотя он часто помещал обнаженные женские фигуры на фоне прошлой, языческой истории, он всегда писал их с искренней непосредственностью, отражающей его сильные религиозные убеждения. Технически практически невозможно найти недостатки в изображении Рубенсом обнаженной натуры, хотя современный вкус к женской красоте сильно отличался от предпочтений и подходов художника.

Он рисовал пухлых, упитанных моделей не только потому, что они лучше отражали идеалы его времени, но и потому, что сладострастное тело с его складками, выпуклостями и изгибами было гораздо интереснее рисовать.

Рубенс, возможно, лучше, чем любой другой художник в истории, умел добиваться необычных, тонких оттенков с помощью красного, синего, белого и коричневого цветов, чтобы точно передать цвет плоти.

Считается, что женщины Рубенса выглядят как «молоко и кровь».

Блестящий колорист, Рубенс сумел передать тончайшие нюансы текстуры и структуры самого тела. В одном ряду со своим предшественником Тицианом и его преемником Ренуаром, он является непревзойденным художником формы человеческого тела.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА

Обладая благородной внешностью банкира и изысканными манерами дипломата, Рубенс обычно изображал на своих картинах обнаженных женщин со сладострастными фигурами.

Рубенс никогда не был приверженцем тщательности. У него было достаточно таланта и обаяния, чтобы попробовать свои силы в чем-то другом — в политике. В течение многих лет после утверждения себя в качестве художника Рубенс использовал свою профессию как прикрытие и много работал как дипломат, часто участвуя в мирных переговорах от имени Испанских Нидерландов, своей родной страны.

Свои навыки общения художник приобрел в качестве придворного слуги графини де Лален, которая любила жестокие розыгрыши и игры для своих придворных.

Масштабы поместья, в котором Рубенс жил в расцвете своих творческих сил, были настолько велики, что после его смерти потребовалось целых пять лет, чтобы составить опись имущества.

Во время пребывания в Италии художник был популярен среди итальянских актрис и часто заводил с ними романы. Кроме того, в этот период он часто пользовался услугами проституток.

Любимой моделью Рубенса была его 16-летняя жена, на которой он женился в возрасте 53 лет. На большинстве картин великого художника изображено ее обнаженное тело.

Шубка. Портрет Елены Фоурмен

Несмотря на свои радикальные картины, Рубенс был любящим отцом для всех своих детей, которых, кстати, у него было восемь.

Несмотря на трудное и несчастливое детство, художник сумел достичь больших высот и добиться признания. Он был посвящен в рыцари, а также был хорошим другом Марии Медичи и Папы Павла V.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Рубенс, Петер-Пауль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
  • Рубенс, П. П. Письма / пер. А. А. Ахматовой; коммент. В. Д. Загоскиной и М. И. Фабриканта; вступ. ст. В. Н. Лазарева; ред. и предисл. А. М. Эфроса. — М.; Л.: Academia, 1933
  • Петер Пауль Рубенс. Письма. Документы. Суждения современников. Москва, 1977
  • Jaffé, Michael (1977). Rubens and Italy. Cornell University Press.
  • Belkin, Kristin Lohse (1998). Rubens. Phaidon Press.
  • Vlieghe, Hans. Flemish Art and Architecture 1585—1700. Yale University Press, Pelican History of Art, New Haven and London, 1998.

При написании этой статьи были использованы материалы из следующих источников: muzei-mira.com, ru.wikipedia.org, artariya.ru, rybens.ru

Если вы обнаружили какие-либо неточности или хотите дополнить эту статью, пожалуйста, напишите нам по адресу admin@allpainters.ru. Мы и наши читатели будем вам благодарны.

Ранние годы

Детство Питера Рубенса прошло сначала в Зигене, а затем в Кельне. Только в 1587 году, после смерти Яна Рубенса, его семье было разрешено вернуться в родной Антверпен.

Рубенс получил общее образование в иезуитском колледже, а затем служил слугой у графини де Лален. Рубенс был художником с самого раннего возраста. Его учителями были Тобиас Вергагт, Адам ван Ноорт и Отто ван Веен, которые находились под влиянием итальянского Возрождения и которым, особенно последнему, удалось привить молодому художнику любовь ко всему античному.

В 1598 году Рубенс был принят в качестве вольного художника в гильдию Святого Луки в Антверпене, а в 1600 году, следуя старому обычаю голландских живописцев, он отправился в Италию, чтобы завершить свое художественное образование. В 1601 году он прибыл ко двору герцога Мантуи Винченцо Гонзага, у которого оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии.

Мантуанский период

Герцог поручил ему посетить Рим и изучить итальянских мастеров. После жизни в Мантуе он был направлен с дипломатической миссией в Испанию, где тщательно изучил коллекцию Прадо. Его деликатное обращение при мадридском дворе и с посланником в Мантуе, который был известен своим темпераментом, произвело благоприятное впечатление на герцога Винченцо.

Находясь в Мантуе, Рубенс управлял местной галереей, которую он заполнил портретами придворных красавиц, и написал три большие картины на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе. Его слава вскоре вышла за пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на тему «Обрезание» для церкви Сант-Амброджо в Генуе.

Судя по копиям, которые Рубенс сделал с картин Тициана, Тинторетто, Корреджо, Леонардо да Винчи и других великих мастеров прошлого века, можно предположить, что в то время он посетил все важные художественные центры Италии, чтобы изучить произведения итальянской живописи эпохи Возрождения.

Римский период

В 1605 году брат Рубенса, ученик гуманиста Липсиуса, получил должность библиотекаря при ватиканском кардинале Асканио Колонна и пригласил молодого художника в Рим. После двух лет изучения классических древностей в компании своего брата, летом 1607 года Рубенс был приглашен на Ривьеру для написания портретов генуэзской знати. Там он познакомился с Якопо Серра, генуэзским банкиром, который ссужал деньги Папе Римскому. Благодаря его помощи Рубенс получил завидный заказ на иконостас для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. В это же время он работал над жизнеописанием для монастыря Ораторского ордена в Фермо.

Появление заказных работ в Риме, который в то время был Меккой для всех европейских художников, позволило Рубенсу порвать связи с провинциальным двором Мадонны. (Хронические задержки с выплатой зарплаты также сыграли свою роль). В октябре 1608 года он получил письмо от своего брата из Антверпена, в котором сообщалось, что его мать умирает. Он побежал на север, но не нашел ее живой.

Смерть

В 1640 году Питер Пауль Рубенс заболел. В силу своего возраста художник не смог оправиться от болезни. Фламандский художник умер 30 мая в присутствии своих детей и любимой жены Елены.

  • 1610 — «Воздвижение креста»
  • 1610 — «Самсон и Далила»
  • 1612 — «Избиение невинных»
  • 1612 — «Избиение невинных»
  • 1614 — «Снятие с креста»
  • 1616 — «Охота на бегемота и крокодила»
  • 1618 — «Похищение дочерей Левкиппа»
  • 1626 — «Успение Пресвятой Девы Марии»
  • 1629 — «Адам и Ева»
  • 1639 — «Суд Париса»

Сладострастный однолюб

Это была любовь с первого взгляда. Свадьба не была отложена надолго. 18-летняя Изабелла Брандт очаровала Рубенса, который больше не хочет возвращаться в Италию и теперь обязательно останется в Антверпене. Ей 31 год, пишет страстные обнаженные красавицы, томные изгибы спин, золотистые волосы, молочная сияющая кожа, как будто его студию и спальню посещают самые красивые женщины всех стран и классов, делясь самыми сокровенными секретами своих прелестей. Но биографы должны с легким разочарованием признать, что Рубенс сначала терпеливо ждал настоящей любви, а затем был искренне верен Изабелле на протяжении 17 лет их совместной жизни вплоть до ее смерти.

То ли дипломатическая работа помогла ему преодолеть горе и ожить, то ли Рубенс снискал Божью милость мощными картинами, принесшими ему славу, но четыре года спустя он снова влюбится. С первого взгляда. Теперь он знаменит, он рыцарь и секретарь Тайного совета Ее Величества — и он женится в середине Великого поста. Хелене Фурман всего 16 лет, и взволнованный Антверпен шепчется о невероятно красивой жене обожаемого художника (1, 2, 3).

Когда 10 лет спустя Хелена, беременная пятым ребенком, стоит у постели умирающего Рубенса, к художнику вызывают священника. Его сопровождают три тысячи жителей Антверпена, которые признаются в любви к живому, веселому, счастливому и удачливому художнику.

Автор.

Портрет Изабеллы Брант 1610 г.

По возвращении из Италии 32-летний художник почти сразу женился на 18-летней Изабелле Брандт, соседке и родственнице жены его брата. Рубенс на «Автопортрете с Изабеллой Брандт», своей добрачной работе, изображен со своей молодой женой — молодые люди влюблены и счастливы.

С 1611 по 1616 год Рубенс построил роскошный особняк с большим садом, который сразу же стал самым великолепным дворцом в городе и служил резиденцией, галереей и мастерской великого художника. Он вел обычную жизнь: Церковь по утрам, затем уроки живописи, совмещенные с прослушиванием Плутарха или Сенеки (они читали ему) и диктовкой писем, скромная диета, верховая езда и периодические деловые визиты. Художник ненавидел обжорство, пьянство и азартные игры — это было просто пустой тратой времени и здоровья.

У художника был небольшой круг избранных друзей, которые были близки ему в смысле общественных деятелей и государства (мэр, заместитель мэра, ученые). Его отношения со старшим братом Филиппом были очень доверительными. После его смерти в 1611 году он нашел моральную поддержку прежде всего у своей жены.

Родилось трое детей: дочь и два сына. Клара-Серена, родившаяся в 1611 году, умерла в возрасте 12 лет. Его отец возлагал большие надежды на Альберта (1617-1657), а затем на своего второго сына Николаса (1618-1655), но живопись была страстью только для самого Питера Пауля; второй Рубенс не интересовался искусством. После 17 лет счастья Изабелла умерла.

Именно работа спасла Рубенса от отчаяния. Четыре года спустя знаменитый художник, рыцарь и секретарь Тайного совета Ее Величества снова встретил любовь. Хелен Фауэрман, красивой девушке 53-летнего художника, было всего 16 лет. От этого брака родилось пятеро детей. Рубенс не дожил до пятого — он умер 30 мая 1640 года, прожив 62 славных, счастливых и благополучных года, оставив потомкам великолепное и обширное художественное наследие.

Самые известные картины Рубенса

Художник был чрезвычайно плодовитым и востребованным художником. Работы Питера Пауля Рубенса — это портреты и многослойные аллегории, религиозные и мифологические картины, исторические сцены и обнаженные натуры. Его обнаженные натуры — результат его метода выразительной реальности (он использовал реалистичные лица и прикрытые тела, но никогда в его студии не было полностью обнаженной женской модели).

Картины под названиями являются наиболее известными:

  • «Избиение младенцев» (1611-1612);
  • «Венера перед зеркалом» (1615);
  • «Снятие с креста» (1617);
  • «Союз Земли и Воды» (1618);
  • «Похищение дочерей Левкиппа» (1618);
  • «Персей и Андромеда» (1622);
  • «Автопортрет» (1623);
  • «Три грации» (1623);
  • «Портрет Изабеллы Брант» (1610, 1624, 1626);
  • «Пейзаж с радугой» (1638).

Даже сегодня, четыре века спустя, искусствоведам есть что изучать в творческом наследии Питера Пауля Рубенса — он подписал около 1300 работ, всего около 3000 (включая те, которые он писал со своими учениками).

Личная жизнь

Рубенс делал все возможное, чтобы его личная биография оставалась вне поля зрения общественности. По этой причине мы можем судить об истинных чувствах художника к своим близким родственникам только по его портретам. Его женой была Изабелла Брандт, дочь государственного служащего. От этого брака родилось трое детей: Клара-Серена, Альберт и Николас.

avtoportret-rubensa-s-elenoj-fourmen-i-ih-rebyonkom

Брак был основан на расчетливых отношениях, хотя молодая девушка окружала Рубенса заботой и вниманием в течение 17 лет. В 1630 году она умерла от сердечного приступа. В возрасте 53 лет он снова женился на 16-летней Хелен Фоуэрмен, которая родила ему пятерых детей, младший из которых родился уже после смерти Рубенса.

Смерть

Примерно за пять лет до смерти Рубенс страдал от все более тяжелых приступов подагры, после которых он падал в постель. Весной 1638 года его правая рука была поражена одним из таких приступов, и он больше не мог работать.

В последующие годы здоровье художника продолжало ухудшаться. Он составил завещание за три дня до своей смерти. Питер Пауль Рубенс умер 30 мая 1640 года в возрасте 62 лет.

Фото Рубенса

piter-rubens-1

portret-izabelly-branttri-gracziiavtoportret-s-synom-albertomnadgrobie-rubensa-v-antverpenskoj-czerkvi-sint-yakobskerkpersej-osvobozhdaet-andromedu

Если вам понравилась эта биография Рубенса, пожалуйста, поделитесь ею в наших социальных сетях. Если вам нравятся биографии известных людей или интересные истории жизни, подписывайтесь на InteresnyeFakty.org.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий